Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Классические теории внимания



Внимание как апперцепция в теории В. Вундта.

Виды внимания, по Э. Титченеру. Понятие преперцепции

В работах В. Джеймса

Центральные вопросы в отношении внимания, занимавшие ос­нователя экспериментальной психологии В. Вундта, можно сфор­мулировать так: как соотносятся сознание и внимание, какую функ­цию выполняет внимание в организации содержаний сознания?

Для разграничения явлений внимания и явлений сознания, ко­торые в целом представлялись В. Вундту однородными, он исполь­зовал метафору зрительного поля: наиболее отчетливо воспринима­емое содержание в зрительном поле лежит в его фиксационной точ­ке, тогда как менее отчетливое содержание распределено в обычном поле зрения. Таким образом, внимание выступает как «психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной по сравнению со всем полем сознания области содержаний». Как мы видим, внимание, по В. Вундту, представляет собой одну из харак­теристик сознания, вернее, свойство части сознания (фокуса).

В своих опытах по изучению объема сознания Вундт установил, что объем сознания составляет около шести ассоциативно связан­ных объектов. Количественной мерой объема сознания для него слу­жил мелодический ряд, включающий различное количество тактов. Объем сознания определялся длиной такого ряда, что при последо­вательном прослушивании двух рядов испытуемый мог непосред­ственно установить их равенство. Другими словами, Вундт давал испытуемым прослушивать ряд, состоящий из одного, двух, трех, четырех и т.д. тактов. Такты могли быть различной степени слож­ности: двухдольные (тик-так), трехдольные (ритм вальса: и — раз -два — три), -четырехдольные и т.д. Испытуемым было запрещено специально сосчитывать количество тактов. Сразу после заверше­ния одного ряда предъявлялся второй. Испытуемый должен был сказать, возникает ли у него ощущение равенства рядов или нет.


6.2. Классические теории внимания


 

 


Испытуемые давали верные ответы для 8 двухдольных, 6 трехдоль­ных и 5 четырехдольных тактов. Однако не все такты мелодии вос­принимались испытуемыми одинаково ясно и отчетливо. Такт, вос­принимаемый в данный момент, был наиболее отчетлив, следу­ющий — менее отчетлив и так далее вплоть до полного исчезновения ощущения. Вундт пришел к выводу, что только такт, восприни­маемый в данный момент, находился в фокусе сознания, т.е. был «внимательным», а все остальные такты удерживались за счет аесо-циативной связи с фокусом.

Для того чтобы измерить «объем» той узкой зоны поля сознания, который Вундт и называл вниманием, он предъявлял испытуемым матрицы со случайными наборами букв или последовательности изолированных звуков, которые испытуемым не удавалось объеди­нить в такты. В этом случае испытуемые могли ясно различить толь­ко шесть элементов. Таким образом, В. Вундт пришел к заключе­нию, что постоянный объем сознания включает в себя около шести целостных сложных элементов, которые ассоциативно связаны между собой, а объем внимания состоит из шести изолированныхэлементов.

Способность человеческого внимания одновременно охватывать не более шести изолированных элементов, по мнению Вундта, была эмпирически обнаружена задолго до его исследований. Так, разра­ботанный французским учителем XVIII в. Луи Брайлем алфавит для слепых кодирует каждую букву при помощи комбинации из выпуклых точек. Каждый из 63 символов в алфавите Брайля вклю­чал в себя не более шести точек (рис. 34). Таким образом, слепой мог одномоментно распознать букву.

Рис. 34. Буквы алфавита Л. Брайля

Процесс действия внимания Вундт наглядно продемонстриро­вал на примере восприятия многобуквенных слов. Бросьте взгляд на слово «достопримечательность». Несмотря на то что в этом слове 21 буква, т.е. его длина в несколько раз превышает объем внимания, вы способны мгновенно его осознать. По Вундту, вни­мание не схватывает все слово сразу. В его объем в каждую еди­ницу времени попадает лишь ограниченная часть целого (в нашем



Глава 6. Регулятивные процессы психики. Внимание

 

случае шесть букв), от которой психическое сцепление элементов переходит к тем частям целого, которые находятся в более отда­ленных областях сознания. Иными словами, ассоциативная связь фокуса (внимания) и периферии дает нам возможность осознать целое.

Описывая отношения содержаний сознания, которые находят­ся в фокусе внимания и тех содержаний, которые принадлежат более отдаленным его областям, В. Вундт использовал предложен­ные еще Лейбницем термины «перцепции» и «апперцепции». Пер­цепцией называется вхождение содержания в сознание. Апперцеп­цией называется сосредоточение внимание на определенном объ­екте, т.е. вхождение его в фокус сознания. Вундт отмечал, что наша способность к осознанию не является постоянной, а зависит от характера материала, который мы воспринимаем. Если мы воспри­нимаем набор не связанных друг с другом элементов, объемы со­знания и внимания совпадают. Границей сознания становится гра­ница внимания (Внимание = Сознание). Если же перед нами сти­мул, который состоит из множества взаимосвязанных элементов, то апперципируемое (находящееся в фокусе) и перцепируемое (то, что выходит за пределы внимания) сливаются в одно целое. При этом сознание «расширяется» (Сознание > Внимание), а аппер­цепция осуществляет связующую функцию между элементами сознания.

Э.Б. Титченер, в основном разделяя взгляд Вундта на внима­ние, привлек для его иллюстрации дополнительную метафору волны. В метафоре волны фиксируется прерывистый характер вни­мания, т.е. представление о том, что в каждый момент времени толь­ко одно содержание достигает «гребня волны внимания» (апперци­пируется). Титченер описал явление «аккомодации внимания», или преимущества при апперципировании того содержания, которое лучше согласуется с предшествующим. Явление аккомодации вни­мания было показано в эксперименте.

Для проведения опыта использовалась несложная установка: картонная дуга, надетая на метроном и колокольчик (рис. 35). Испытуемый видел стрелку, движущуюся вдоль дуги. Деление в 22 градуса было отмечено красной чертой. Когда стрелка достига­ла красной черты, звонил колокольчик. Испытуемые должны были ответить на вопрос: «Где находится стрелка в тот момент, когда звонит колокольчик? ». Одних испытуемых при этом просили сле­дить за стрелкой, а других — за колокольчиком. Представители первой группы говорили, что в момент звона колокольчика стрел-


6.2. Классические теории внимания


 


нера, «легче сохранить суще­ствующее направление вни­мания, чем проложить ему но­вый путь». Действительно, нам легче, например, поддерживать нить уже начатого разговора даже среди многочисленных помех, чем переключиться на новый. Титченер также создал одну из ранних классификаций внима­ния, разделив виды внимания по степени произвольности. Он вы­делил первичное внимание(непроизвольное). В случае первичного внимания новые, неожиданные или, наоборот, прочно связанные с течением наших мыслей содержания буквально берут наше созна­ние штурмом. С иной формой первичного внимания Титченер свя­зывает случаи совпадений. По его мнению, совпадений в собствен­ном смысле этого слова не так уж и много. Чаще мы просто думаем о каком-либо предмете и именно поэтому все, что связанно с ним, обращает на себя наше внимание.Вторичным вниманием Титченер называет такой вид внимания, которое мы способны удерживать только с помощью усилия. Вторичное внимание является активным и произвольным. Вторичное внимание всегда включает в себя кон­фликт между волевым усилием и попыткой первичного внимания завладеть сознанием человека.

ка находилась на отметке в 30 градусов. Другими словами, они сначала видели стрелку, а потом, с задержкой, слышали звук. В данном случае прояв­лялась аккомодация внима­ния к зрительному стимулу в ущерб слуховому. Представи­тели второй группы говорили, что в момент звона колоколь­чика стрелка находилась на отметке в 15 градусов. Полу­чается, что они сначала слы­шали звук, а уж потом видели стрелку. Здесь Титченер стал­кивался с аккомодацией вни­мания к слуховому стимулу в ущерб зрительному. Эффект аккомодации внимания тесно связан с явлением инерции внимания. По словам Титче-


Рис. 35. Экспериментальная

Установка для исследования

Аккомодации внимания



Глава 6. Регулятивные процессы психики. Внимание

 

 

 

В качестве особого вида внимания Титченером выделяется пер­вичное производное внимание, определяемое как возвращение к пер­вичному вниманию, но на другом витке. Оно наблюдается тогда, когда объект, на котором мы старались удержать вторичное внима­ние, начинает интересовать нас сам по себе. Например, книга, кото­рая вначале показалось неинтересной, но которую вы читали по не­обходимости, постепенно увлекает вас настолько, что вы уже не слы­шите ни шума за окном, ни даже телефонных звонков (стимулы для привлечения первичного внимания).

В. Джеймса как убежденного функционалиста в первую очередь волновала проблема колебаний внимания. Он считал, что произ­вольное внимание не может продолжаться долее нескольких секунд. После этого внимание либо отвлекается, либо направляется на иные стороны того же объекта. Данное положение легко проиллюстриро­вать с помощью «двузначных фигур» (см. рис. 6). Если просто смот­реть на подобное изображение, Жена и Теща начинают «перемиги­ваться». Внимание на одном из изображений можно устойчиво удер­жать только в том случае, когда вы станете некоторым образом «развивать» объект внимания. Например, станете считать морщины на шее Тещи или ресницы Жены. Именно со способностью посто­янно развивать объект своего внимания, находить в нем новые сто­роны Джеймс связывает феномен гениальности. Он полагает, что гений способен добиться выдающихся успехов на каком-либо по­прище оттого, что его занятие ему никогда не наскучивает, он все время воспринимает его по-разному, все более и более вовлекаясь в него.

В работах Джеймса встречаются указания появление «препер-цепции». Смысл этого понятия очень близок термину аккомода­ция в терминологии Титченера. Преперцепцией называется мыс­ленное ожидание наступающего явления. «Преперцепция есть половина перцепции», — говорит Джеймс. В дальнейшем мысль о готовности психики избирательно воспринимать один тип ин­формации и отвергать другой получила развитие в когнитивной психологии.

Джеймс предложил также одну из самых многоаспектных клас­сификаций внимания. Он выделили шесть видов внимания (табл. 12) по критериям произвольности, направленности (на внеш­ний или внутренний мир субъекта) и способу связи акта внимания с наличным мотивационным состоянием (непосредственно или че­рез ассоциативную связь).


6.2. Классические теории внимания


 

Таблица 12 Классификация видов внимания, по В. Джеймсу

 

Чувственное   НепроизвольноеОпосредствованное   Произвольное  
  Опосредствованное  
Непосредственное  
   
   
Интеллектуальное          
Опосредствованное  
Опосредствованное  
   
Непосредственное    

Например, спешащий на работу человек вдруг замирает у витри­ны магазина, увидев на обложке одного из журналов фотографию девушки, похожей на одноклассницу, в которую он когда-то был влюблен. В этом случае его акт внимания можно классифицироватькак чувственное непроизвольное опосредствованное внимание. Ког­да выпускник института мысленно продумывает порядок разгово­ра с потенциальным работодателем, от успеха которого зависят его дальнейшие служебные перспективы, мы говорим об интеллекту­альном произвольном опосредствованном внимании.


Поделиться:



Популярное:

  1. Воля представляет собой, безусловно, высший уровень регуляции психики по отношению к уровням мотивации, эмоций и внимания.
  2. Геополитика как наука. Классические и современные концепции
  3. Глава 16. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  4. Главной целью занятий детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания является уменьшение случаев нарушения поведения и трудностей в учебе.
  5. Замена, остановка мысленных картин и отвлечение от них внимания
  6. Игра на развитие внимания «Кто лучше слушает?»
  7. Игры для учащихся 1-го класса для развития внимания
  8. Игры и упражнения для развития внимания детей младшего школьного возраста
  9. Изучение свойств внимания. К теме 2.4.
  10. Используйте lightbox-окна для концентрации внимания на важной информации
  11. Исследование внимания как луча прожектора. Задача зрительного поиска.
  12. Классические и популярные коктейли по стандартам IBA


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1747; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь