Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сын отечества». Греч (1812-1813 гг.).



Вестник Европы». Карамзин.

Краткое описание эпохи: Последние годы 18 в. императором был сын Екатерины Павел. Закрываются частные типографии, начинается жёсткий контроль за ввозимыми из-за границы книгами. Все залиберализовалось и зажурналилось. Всплеск интереса к журналистике.

До 1855 г. три императора:

- Павел I (1796-март 1801 г. – убит). К концу жизни стал подозрительным и непредсказуемым в своих поступках.

- Александр I (в результате дворцового переворота в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. пришёл к власти). В начале царствования – либеральный государь, а во второй половине передал свои дела Аракчееву, занимается мистическими вопросами, занялся международными делами.

- Николай I унаследовал престол старшего брата. Правил 30 лет.

Круг образованных людей был узок. Они обычно знали друг друга, концентрировались в крупных городах- столицах. Были литературные кружки, салоны, каждый литератор принимал у себя по определенным дням недели. В салон мог прийти любой желающий, но костяк был один и тот же (салон Оленина, его посещал Пушкин, Крылов). Кружки и литературные общества отличались от салонов. Они имели определённые правила и даже уставы. Повлияли на публицистику и журналистику. Одно из известных: В ольное общество любителей словесности, наук и художеств (1801 год): не отличалось единством мнений, два крыла: левое – радикально-демократическое и правое – умеренно-либеральное.

Дата издания: 1802-1830 г.

Литературная позиция: защита сентиментализма. После Карамзина «Вестник Европы» утрачивает свои положительные журнальные качества – современность и злободневность. Карамзин стал создателем первого в России литературно-политического журнала. Он предлагает читателю и императору четкий образец для подражания – Наполеон. Тогда было две личности, бередивших сознание людей, – Наполеон и Байрон. Для Карамзина Бонапарт – образец правителя, положительный образ государственного мужа. В политическом плане журнал Карамзина – пробанапартистский. Карамзин говорит о том, что от анархии спасёт только сильная власть. Карамзин сторонник сильной самодержавной власти. Он считал, что крепостное право отнюдь не исключает благоденствия среди крестьян. Надо всех образовывать, для благоденствия нужны добрые господа. Он рисует портрет доброго крестьянина, помещик его тоже добрый. Он три дня работает на господина, три на себя, а по воскресеньям ходит в церковь.

Причина закрытия: потеря читательского круга.

 

Задумал выпускать «Вестник Европы» московский книгопродавец Попов, пригласивший на пост редактора Карамзина. «Вестник Европы» был двухнедельным общественно-политическим и литературным журналом, рассчитанным на широкие круги дворянских читателей в столицах и провинции. При Карамзине «Вестник Европы» состоял из отделов «Литература и смесь» и «Политика». Большой заслугой редактора было выделение «Политики» в самостоятельный отдел. В отделе помещались статьи и заметки политического характера, касавшиеся не только Европы, но и России, политические обозрения, переведенные Карамзиным или им самим написанные, речи государственных деятелей, манифесты, отчеты, указы, письма и т. д. Благодаря его стараниям статьи и сообщения отличались как свежестью и полнотой материала, так и живостью изложения. Белинский выступал на страницах журнала (повести: «Моя исповедь», «Рыцарь нашего времени», «Марфа-посадница» и другие, а также публицистические статьи). Здесь опубликован перевод «Сельского кладбища».

Наряду с переводами из иностранных авторов и периодических изданий, в отделе «Литература и смесь» помещались художественные произведения в стихах и прозе русских писателей (Державина, Хераскова, Нелединского-Мелецкого, Дмитриева, В.Л. Пушкина, Жуковского). Не было отдела критики. Редактор мотивировал его отсутствие нежеланием наживать врагов среди писателей и тем, что серьезная, строгая критика возможна только при богатстве литературы, в России еще не достигнутом.

Карамзин писал о том, что, по его мнению, должно быть в русской жизни. Например, когда он прославлял «сердечную связь» монарха с подданными и помещика с крестьянами, то имел в виду не реально существовавшие отношения, а свою мечту о подобного рода отношениях. Мечтая о просвещенной монархии, Карамзин единственно в развитии наук и искусств видел средство для устранения социальных конфликтов. Он восторженно откликался на все указы правительства в области просвещения и напечатал ряд статей на эту тему со своими рекомендациями. Карамзин грустил по поводу того, что в России литература и наука не пользуются таким же признанием, как другие виды деятельности человека, что светские люди чуждаются занятий литературой и наукой.

В 1804 г. Карамзин, назначенный придворным историографом, отходит от руководства «Вестником Европы». В последующие 7 лет редакторы журнала менялись: в 1804 г. «Вестник Европы» писатель-сентименталист Сумароков, в 1805-1807 гг. – профессор Московского университета историк Каченовский, в 1808-1810 гг. – Жуковский. В 1811 г. Каченовский становится бессменным редактором журнала до самого его прекращения в 1830 г. В годы редакторства Жуковского (1808-1810 гг.) ведущим отделом «Вестника Европы» становится отдел литературный. Совершенно растеряв читателей, «Вестник Европы» прекратил свое существование в 1830 г.

 

Полярная звезда». Бестужев.

Краткое описание эпохи: Александр I доверил все дела Аракчееву. Он создал военные поселения. Жизнь крестьянина была распределена по минутам. Ощущалось недовольство. В послевоенные годы начинают появляются первые тайные общества. Русские офицеры, пошедшие всю Европу, наблюдали, что происходит в Европе и во Франции. Вернувшись в Россию, вспомнили о европейских порядках, об отсутствии крепостного права, иными словами, было много предпосылок, чтобы в 1815-1816 гг. стали появляться тайные общества — Союз спасения, Союз благоденствия.

14 декабря 1825 года – Восстание декабристов. 125 человек было осуждено, 5 — казнено. Первая казнь за 50 лет в России. Декабристы использовали журналистику для агитации как письменной, так и устной. Декабристы были потрясающими ораторами. Они вели беседы тет-а-тет и на большую аудиторию. Они выступали и в литературных обществах, сочиняли народные песни. Отличились Бесутжев и Рылеев. Все песни писались на известные мотивы. Разговорники солдатские были. То, что собирались предпринять декабристы, напоминало перевороты 18 в. Многие декабристы, оказавшись в Сибири, и там занимались просветительской деятельностью. Декабристы были за поэзию как призыв к битве. У декабристов поэт – это борец. Это «судия общественных пороков».

Дата издания: вышло три книжки – на 1823, 1824 и 1825 гг.

Литературная позиция: в этом альманахе ни разу не появились переведённые тексты — только отечественная литература. Недостаточная четкость политических и литературных взглядов издателей сказалась на содержании первой книжки «Полярной звезды» и заметна в обозрении Бестужева «Взгляд на старую и новую словесность в России». Статья Бестужева делится на три части. Сначала идет очерк развития русской литературы от древних времен до начала XIX в., затем автор говорит о литературе «последнего пятнадцатилетия» и, предваряя Белинского, заключает, что в России все еще нет настоящей литературы. Конец статьи посвящен разбору причин, которые тормозят развитие нашей словесности. Обозрение Бестужева пронизано страстной борьбой за национальную самобытность литературы, за ее высокое, гражданское содержание. Отношение к Карамзину у критика двойственное: с одной стороны, он выразил характерное для декабристов несогласие с монархической концепцией «Истории государства российского», но с другой – признал в Карамзине писателя, который дал «народное лицо» русскому языку. С позиций гражданского романтизма оценивает Бестужев творчество поэтов последнего пятнадцатилетия; весьма одобрительно отзывается он о Крылове, Ф. Глинке, Рылееве, Пушкине. На неизбежность революционного восстания в России Бестужев в своем третьем обозрении намекал неоднократно. Большое внимание уделяет Бестужев современной русской журналистике и критике. Отметив заметное оживление в печати, Бестужев довольно строго отзывается о многих изданиях. Автор обозрения решительно выступает против «критической перебранки», характерной для многих журналов (и особенно для «Вестника Европы»). Он требует серьезной принципиальной критики, которая занималась бы разбором сущности произведения, а не мелочной полемикой, была бы «дельной и основательной», а «не корпела над запятыми».

Причины закрытия: после того как вышла третья книжка «Полярной звезды», Рылеев и Бестужев начали готовить четвертую. Но занятость делами Северного общества и службой не позволила им своевременно собрать альманах в полном объеме. Тогда они решили имеющийся материал напечатать небольшой книжкой под названием «Звездочка». Однако «Звездочка» света не увидела: часть тиража, отпечатанная к 14 декабря 1825 г., после событий на Сенатской площади была передана в следственную комиссию вместе с другими бумагами Рылеева и Бестужева.

Публиковались: Пушкин (выступает в альманахе как ссыльный поэт: «Овидию», «Гречанке», «Мечта воина», «Увы, зачем она блистает...»), Дельвиг, Баратынский, Жуковский (помимо переводов из «Орлеанской девы» Шиллера и «Энеиды» Вергилия, поместил пять лирических стихотворений, три из которых («Счастие во сне», «Утешение», «Три путника») посвящены темам разлуки и смерти, исполнены грусти и тоски), Крылов («Крестьянин и овца» – сатира на «волчьи приговоры» продажных судей царской России), Грибоедов («Горе от ума»), Глинка («Плач пленных иудеев»), Кюхельбекер, Давыдов, Вяземский, Сомов, сам Бестужев («Роман и Ольга», статьи) и Рылеев («Рогнеда», «Борис Годунов», «Мстислав Удалой», причем в «Рогнеде» открыто защищались тираноборческие идеи).

«Полярная звезда» явилась родоначальницей большого числа альманахов 1820-1830-х годов. К началу издания своего альманаха Рылеев и Бестужев не были новичками в литературе и журналистике. Рылеев уже приобрел известность как автор острой сатиры «К временщику» и гражданских «Дум», Бестужев – как поэт и талантливый критик; оба сотрудничали в петербургских журналах, участвовали в Вольном обществе любителей российской словесности.

В целях цензурной маскировки издатели придали «Полярной звезде» форму, характерную для тогдашних альманахов как представителей «малой» периодики: она печаталась форматом меньше половины тетрадной страницы. Рылеев возглавлял в альманахе отдел поэзии и печатал свои «думы», Бестужев ведал прозой, помещал критические обзоры литературы и повести, проникнутые идеями свободолюбия. На нем лежали основные издательские и редакторские обязанности, переговоры с сотрудниками и цензурой, отбор материала, составление книжек и корректура. Каждая книжка открывалась обозрением литературы, написанным Бестужевым, а затем шли произведения в прозе и стихах, которые являлись своего рода художественной иллюстрацией выдвинутых в нем положений. С каждым годом яснее определялось политическое лицо «Полярной звезды» в связи с тем, что Рылеев и Бестужев все более полно овладевали идеями дворянской революционности. «Полярная звезда» считается альманахом декабристской ориентации. Многие её авторы были так или иначе связаны с движением декабристов. Проблемы возникали как у издателей из-за цензоров, так и у цензоров из-за издателей.

Носила также название: «Карманная книжка для любительниц и любителей русской словесности».

 

Телескоп». Надеждин.

Краткое описание эпохи: при Николае I появилась система региональной журналистики. Одним из первых шагов Николая I в области журналистики стало принятие нового Цензурного устава. Николай I хотел предотвратить революцию. Было запрещено суждение о политических видах его величества. Шишков разрабатывал новый цензурный устав. Он состоял из 230 параграфов. Он был очень подробный, детализированный. Его называли чугунным, он регламентировал каждый шаг издателя. Цензор обязан был затребовать, кто написал ту или иную статью. В основном авторами были чиновники, они имели право отдавать свои статьи только с разрешения начальства. Но были и цензоры просветители (Тютчев, Гончаров, Пирогов, Никитенко, фон Крузер, Платонов).

1832 г. – Киреевский: талантливый литератор. Создал Кружок любомудров, туда ещё Виневитенов входил. 1848-1855 гг. – мрачное семилетие (контроль за умами, революция в Европе 1848 года). Министром просвещения был Уваров. Он изобрёл формулировку, которая стала национальной идеей: православие, самодержавие, народность.

Дата издания: 1831-1836 гг.

Литературная позиция: общественная позиция «Телескопа» в первые годы его существования проявилась в отношении к двум важнейшим политическим событиям: к Июльской революции 1830 г. во Франции и отзвукам ее в других странах Европы и к восстанию в Польше и Литве. В освещении этих вопросов журнал Надеждина не расходился с официальной периодикой. В 1831-1832 гг. в «Телескопе» была напечатана серия статей и заметок, в которых осуждались революционные события во Франции, приведшие к свержению Карла X, последнего представителя «законной» династии Бурбонов. Очень характерна для взглядов Надеждина его статья «Современное состояние сатиры во Франции», большая часть которой посвящена творчеству Барбье. Барбье – революционный поэт Франции, воспел героизм простого народа в революции 1830 г. и сурово осудил предательство буржуазии. Надеждин хвалит Барбье, но отнюдь не за его политический радикализм. Критик нашел в Барбье союзника для нападок на французскую буржуазию, только нападали-то они на нее с разных сторон: если Надеждин не мог простить буржуазии уничтожение во Франции феодальных порядков, то Барбье, напротив, обвинял буржуазию в трусости и непоследовательности, в предательстве интересов народа. В журнале появляются верноподданнические стихотворения, положительно оцениваются статьи и рассказы из других журналов, в которых сотрудники Надеждина усматривают близкие им тенденции.

Причины закрытия: С начала 1834 г. «Молва» стала выходить объединенно с «Телескопом» как приложение к нему, и текст ее состоял из переводов повестей, пустых заметок в разделе «Смесь» и рассказов о путешествиях. «Телескоп» также наполнялся переводными произведениями. Издатель, занятый службой, не мог уделять достаточного внимания журналу. В качестве секретаря Совета университета он готовил материал «Ученых записок», созданных при Московском университете в июле 1833 г. В них были обязаны принимать участие профессора и адъюнкты – и Надеждин лишился многих авторов статей для «Телескопа» и «Молвы». Большая группа сотрудников Надеждина, пришедших из «Московского вестника» и «Европейца», еще летом 1834 г. решила «отколоться» от Надеждина и основать собственный журнал «Московский наблюдатель». К осени 1834 г. Надеждину нужно было либо прекратить выпуск «Телескопа» и «Молвы», либо ввести в них освежающую струю – привлечь нового сотрудника, способного оживить умирающие издания и не связанного служебными отношениями с университетом. Таким сотрудником для Надеждина мог быть только Белинский, Надеждин разрешил публикацию в «Молве» первой оригинальной работы Белинского «Литературные мечтания». Публиковались: Павлов, Востоков, Погодин – в науке; Загоскин, Лажечников («Ледяной дом») — в беллетристике; а также — Тютчев, Панаев. Были первые литературные переводы Бальзака; 2 статьи Пушкина (Надеждин ценил Пушкина, его критерий – где жизнь, там и поэзия. Но он не увидел цельности романа «Евгений Онегин»). Здесь печатался Белинский, поэты Хомяков и Аксаков. В 1836 г. журнал публикует «Философическое письмо» Чаадаева.

Надеждин — издатель и редактор недворянского происхождения. Из семьи учителя. Его ждала духовная карьера. Учился в семинарии рязанской. Он был там очень талантливым учеником, уже вёл занятия в 11 лет, но избрал светскую карьеру. Стал профессором Московского университета. Закончив Московскую духовную академию, отказался от продолжения духовной карьеры и стал профессором. Начинал с «Вестника Европы». Он ввёл термин «нигилизм». Он был убежденным монархистом, но считал, что необходимо улучшение в жизни народа. Путём принятия новых законов, ни в коем случае не революция. Он считал, что высшие и низшие классы должны сближаться.

Надеждин был литературным критиком в своём журнале. У него тоже были свои литературные взгляды. Он был первым, кто заговорил о новом искусстве, которое придёт на смену классицизму, романтизму. Это будет искусство о гармонии человека и общества. Он говорил о реализме. Он ввёл в литературу термин историзма. Он первым стал рассматривать литературное произведение в контексте литературного процесса.

К журналу издавалась еженедельная газета «Молва». Журнал – дважды в месяц. Подзаголовок журнала: «Журнал современного просвещения». Он привёл в журнал многих преподавателей и профессоров. Были разделы: «Изящная словесность», «Литературная критика», «Науки», «Современная летопись», «Смесь». «Телескоп» был суше и академичнее «Телеграфа», потому что большее значение имел раздел «Наука». Тираж: 1000-2000 экземпляров.

 

Северная пчела». Булгарин.

Краткое описание эпохи: журналистика все больше и больше становится профессией, это связано с коммерционализацией. В журналистике все больше становится людей, которым надо зарабатывать себе на жизнь. Журналистика в профессиональном сообществе тех лет получила название «торговая журналистика». Но можно, с одной стороны, просто продавать хорошие газеты или журнал, а можно торговать своими убеждениями, идеями.

Дата издания: 1825-1864 гг. Первая массовая газета России.

Литературная позиция: политическая позиция «Северной пчелы» определилась не сразу. В 1825 г. в газете печатаются произведения Пушкина, Рылеева, Ф. Глинки, газета положительно отзывается о творчестве Пушкина, о думах и о поэме «Войнаровский» Рылеева, об альманахе декабристов «Полярная звезда». Со стороны Булгарина это был тактический ход: он понимал, что в пору общественного возбуждения только эти имена принесут успех изданию. Но уже тогда в «Северной пчеле» намечается то направление, которое вполне устраивает правительство: за верноподданническую статью о кончине Александра I Булгарин получил благодарность от царской семьи. Эти ощутимые связи Булгарина с правительством приводили в негодование передовых современников.С конца 1825 г. «Северная пчела» открыто превращается в правительственный орган. Прославление «верноподданнических чувствований», демонстрация «преданности престолу и чистоте нравов» становятся ее главной целью. С особой ревностью защищала «Северная пчела» самодержавно-крепостнические устои в 1830-1831 гг., в пору революционных событий на Западе и роста народного движения внутри страны. Булгарин и его сотрудники на все лады костили заграничных «мятежников» и расписывали «безграничную верность» русского народа своему монарху.

 

Публиковались: Рылеев, Глинка, Кумушкин. Произведение Булгарина «Дмитрий-самозванец» (для его написания использовал текст «Бориса Годунова» Пушкина. Драму Пушкина долго не пропускала цензура, а Булгарин взял цитатки, Пушкин его уличил). В 1825 г. в газете печатаются произведения Пушкина, Рылеева, Ф. Глинки, газета положительно отзывается о творчестве Пушкина, о думах и о поэме «Войнаровский» Рылеева, об альманахе декабристов «Полярная звезда».

 

Былполяком по происхождению (Польша была частью России). Булгарин был отдан на воспитание на государственный счёт в кадетский корпус, получил неплохое военное образование, уволен был со скандалом. Начинается война с Наполеоном, и он вступил в наполеоновскую армию. Остался жив. В 1816 г. император Александр I издаёт указ о помиловании поляков, которые служили в армии Наполеона. Александру было выгодно держать Булгарина в кулаке. Он решает стать журналистом. Он познакомился с Гнедичем. Булгарин общается с многомиллионных литераторами, декабристами, он умеет найти общий язык с людьми. В 1825 г. получает право на издание газеты «Северная пчела». Получает право печатать там политическую информацию. Булгарин был очень талантливым журналистом. При этом его нравственные принципы были невысокими. Он считал, что идти к цели можно, используя любые средства. Он стал символом моральной нечистоплотности, готовности торговать своими убеждениями. К Булгарину Полевой был вынужден пойти, когда у него не было куска хлеба.

Булгарин, прежде чем издавать газету, впервые провёл маркетинговое исследование, проанализировав аудиторию. Он выбрал петербургского обывателя, мещанина, чиновника – низший слой среднего класса. Что им нужно? Большинство любят легкое чтение. Заглавие часто заменяет дело. Публика только тогда любит политику, когда в политике берут за волосы и бьют рыло. Но газета не была совсем легкомысленной, хоть и была желтой. Там было много материалов о промышленности, торговле, был прекрасный справочный отдел, была рубрика «Нравы». Тогда фельетон – нравоописательный рассказ. Была рубрика «Словесность»: там публиковалась литературная критика. Заметки о писателях приобретали скандальный характер. Булгарин часто переходил на личности.

По формату газета номинала формат А3. Выходила три раза в неделю, потом ежедневно. 4 полосы. Для каждой рубрики отдельное место – нововведение Булгарина. В подвалах публиковались наряды, новые книги, фельетоны. Он использовал линейки, шрифты, ввёл интересные заголовки. Специальные шрифты закреплены за разными рубриками. Заголовки тогда встречались редко, а у Булгарина они сенсационные. Он попытался использовать ксилографическую иллюстрацию.Бестужев положительно отзывался об этой газете. После восстания 1825 г. Булгарин испугался и понимал, что надо показать своё верноподданство. Внедряет чёрный пиар. Он предлагает купцам оплатить в его фельетонах упоминаниях об их торговле. Если купец соглашался, то все ок, если нет, то его антирекламировали, он этим шантажировал. Для того, чтобы шантажировать, нужно иметь газету, одно упоминание в которой будет иметь вес.

Для Булгарина критика была способом привлечения внимания. Булгарин прекратил публиковать хорошие рецензии на «Евгения Онегина» и опубликовал разгромную на 7 главу. Даже Николай I возмутился. Он отправил Бенкендорфу письмо, что в «Северной пчеле» пошлейшая статья против Пушкина. Он предложил либо закрыть журнал, либо запретить Булгарину писать критику. Но Булгарин все равно написал вторую часть. «Герой нашего времени» – положительная рецензия, а «Ревизор» – отрицательная. Много писем читателей публиковалось. Тираж – 2000 экземпляров, в 1830-м году – 4000. В 1850-е до 10000. Цена умеренная. Булгарин способствовал правильной постановке газетного дела в России, не считая морально-этической стороны.

Верным соратником его стал Греч. Его не обвиняли в моральной нечистоплотности. Даже журнал «Сын отечества» они начали издавать вместе. Они и Сенковский — трёх журналистов называли «триумвиратом».

 

Современник». Пушкин.

Краткое описание эпохи: журналистика во многом уже коммерческая. Происходит капитализация печати: высокие гонорары, неплохие доходы издателей, которые, как правило, уже нанимают редакторов, появление журналистов-профессионалов, которые так зарабатывают себе на хлеб. Расширение типологии изданий. Появляются издания, рассчитанные на определенную аудиторию (2 театральных журнала – «Репертуар» и «Пантеон», потом они объединились). Появился журнал «Ералаш». Появился 1-ый еженедельный журнал. Потом еженедельник «Иллюстрация». Газеты появляются в крупных городах. Журналы, как правило, делятся по направлениям (например, антикрепостническое направление).

Полемика становится более содержательной. Во всех журналах главными становятся литературные критики. Полемика вокруг литературных произведений («Мертвые души» Гоголя вызывал бурную полемику). Не имея возможности говорить о политике, об общественно важных событиях, литературная критика выходит на первый план. В статьях литературных критиков темы намного шире литературных. Белинского приглашают в качестве литературного критика. Краевский – известный издатель периодики в те годы, купил право на издание журнала «Отечественные записки» (до 1884 г.).

В развитии русской общественно-политической и философской мысли, литературы, критики и журналистики исключительно велики заслуги Белинского и Герцена. Они близко подошли к диалектическому материализму, хотя отсталость крепостной России и помешала им до конца правильно понять законы общественного развития. Белинский, Герцен и их последователи вели непримиримую идейную борьбу против славянофилов. Противопоставление Европы и России, путей и перспектив их исторического развития является коренной идеей славянофилов. Они во многом справедливо критиковали буржуазный Запад, но всего враждебнее относились к европейскому революционному движению, социалистическим учениям, материалистической философии.

Дата издания: 1836-1866 гг.

Литературная позиция: для определения журнальной позиции Пушкина очень важна его статья «Письмо к издателю», опубликованная в 3 томе «Современника» в связи со статьей Гоголя «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 г.», напечатанной в 1 томе. Гоголь подчеркнул огромную роль журналистики в формировании общественного мнения, в развитии научных и эстетических идей. Главное внимание он уделил «Библиотеке для чтения», а другие периодические издания оценивал в зависимости от того, ведут или не ведут они борьбу с журналом Сенковского, подводя читателя к мысли, что основная задача «Современника» – борьба за подписчиков с преуспевающей «Библиотекой». Пушкин же, задумавший издавать журнал в широком общественно-политическом и просветительском плане, считал, что если заниматься полемикой, то более целесообразно вести ее не с «Библиотекой для чтения», а с официозными изданиями Булгарина и Греча.

Причины закрытия: Пушкин фактически основал журнал, который, правда, не сразу, но через 10 лет после смерти Пушкина, станет лидером отечественной журналистики. Он попал после смерти Пушкина в руки к его другу Плетнёву, который не был журналистом. Около 300 подписчиков было 10 лет. Но Плетнёв тянул журнал (открыть новый тогда нельзя было). А через 10 лет Некрасов нашёл для аренды именно этот журнал.

Публиковались: Вяземский, Одоевский, Гоголь (в роли литературного критика). В 1 номере журнала он опубликовал статью Гоголя «О движении журнальной литературы в 1834-1835 гг.». Там была опубликована «Капитанская дочка» Пушкина, «Скупой рыцарь», «Путешествие в Арзрум» (путевой очерк Пушкина – один из первых очерковых циклов). Там публиковались Жуковский, Баратынский, Давыдов. Пушкин много уделяет внимание теме войны 1812 г.

 

Пушкину нужен был свой журнал, потому что «Литературная газета» имела маленькое количество подписчиков, а Пушкину нужен был свой читатель. Тогда его не понимали, он уже свернул к реализму, а современники жили идеалами романтизма. Журнал давал Пушкину возможность заработка. Пушкин долго добивался, чтобы иметь свой журнал. Только к 1836 г. Пушкин получил разрешение на издание собственного журнала (Пушкину оставалось жить чуть больше года). Это был журнал «Современник».

Пушкину журнал разрешают, но журнал был обречён на неуспех. Он не получил разрешения печатать политическую информацию. Но причина неуспеха заключалась в другом – периодичность разрешили раз в 3 месяца. Журнал не успевает за полемикой, за актуальными событиями, не успевает откликаться на появление новых произведений. О журнале: твёрдый гонорар 200 руб. за печатный лист. Платить было тяжело, дохода у журнала было мало. 2400 экземпляров – тираж первого номера. Второй номер выкупили только 1200 подписчиков, третий – 700 экземпляров. Пушкин успел выпустить 4 номера.

Двигателем интереса к журналу является полемика. Гоголь был на 10 лет моложе Пушкина, у Пушкина в 1836 г. уже кризис среднего возраста, он ощущал давление интриг вокруг себя, давление читателя, ждущего от него развлекательной литературы, ощущал недовольство критики. Он будто раб литературного призвания, личной жизни, а Гоголь на тот момент был щёголем, он не понимал Пушкина, на тот момент у них было разное отношение к жизни (Пимен и Отрепьев). Гоголь был очень самолюбив. Он завидовал Пушкину. Пушкин много сделал для Гоголя. Он пригласил его в качестве литературного критика. Статья «О движении журнальной литературы...»: Пушкин публикует её без подписи автора, это значит, что эта статься носит программный характер, читатели подумали, что эта статья Гоголя. Пушкин так написать не мог, статья резкая, не жалеет ни врагов, ни союзников, он говорит о том, что журналистика – голос общества, журнал должен иметь определённый тон, одно мнение. Он при этом даёт характеристику всем уже существующим издателям (верные, но резкие). Во многом Гоголь был прав, но он был очень максималистичен. Когда статья вышла, шквал критики обрушился на журнал и на его редактора. Пушкину в 3 номере пришлось даже почти извиняться за своего автора.

В «Современнике» помещались не только художественные произведения, критика, библиография, статьи по истории и теории литературы, но и такие статьи, в которых затрагивались вопросы современной политики, экономики, отечественной истории, культуры и просвещения. Издатель «Современника» проявлял большую строгость при отборе произведений к печати. «Современник» Пушкина заметно выделялся на фоне тогдашней журналистики. Пушкин ввел метод рекомендательной библиографии посредством «звездочек», которыми отмечались наиболее нужные для читателей книги. Пушкин сам вел переговоры и переписку с сотрудниками и цензурой, редактировал произведения, сопровождая их, в случае необходимости, послесловиями, предисловиями и пояснениями. Пушкин был не только издателем-редактором, но и основным сотрудником «Современника».

 

Современник». Некрасов.

Краткое описание эпохи: журналистика во многом уже коммерческая. Происходит капитализация печати: высокие гонорары, неплохие доходы издателей, которые, как правило, уже нанимают редакторов, появление журналистов-профессионалов, которые так зарабатывают себе на хлеб. Расширение типологии изданий. Появляются издания, рассчитанные на определенную аудиторию (2 театральных журнала – «Репертуар» и «Пантеон», потом они объединились). Появился журнал «Ералаш». Появился 1-ый еженедельный журнал. Потом еженедельник «Иллюстрация». Газеты появляются в крупных городах. Журналы, как правило, делятся по направлениям (например, антикрепостническое направление).

Полемика становится более содержательной. Во всех журналах главными становятся литературные критики. Полемика вокруг литературных произведений («Мертвые души» Гоголя вызывал бурную полемику). Не имея возможности говорить о политике, об общественно важных событиях, литературная критика выходит на первый план. В статьях литературных критиков темы намного шире литературных. Белинского приглашают в качестве литературного критика. Краевский – известный издатель периодики в те годы, купил право на издание журнала «Отечественные записки» (до 1884 г.).

В развитии русской общественно-политической и философской мысли, литературы, критики и журналистики исключительно велики заслуги Белинского и Герцена. Они близко подошли к диалектическому материализму, хотя отсталость крепостной России и помешала им до конца правильно понять законы общественного развития. Белинский, Герцен и их последователи вели непримиримую идейную борьбу против славянофилов. Противопоставление Европы и России, путей и перспектив их исторического развития является коренной идеей славянофилов. Они во многом справедливо критиковали буржуазный Запад, но всего враждебнее относились к европейскому революционному движению, социалистическим учениям, материалистической философии.

Дата издания: 1847-1866 гг.

Литературная позиция: По своему направлению «Современник» при Белинском был журналом революционно-демократическим. Главной целью «Современника» была борьба против крепостного права. Насколько это было возможно, «Современник» пропагандировал социалистическое устройство общества. Главной задачей литературной критики журнала была борьба за реалистическое, подлинно народное искусство, искусство большого идейного и общественного значения. «Современник» энергично боролся за развитие натуральной школы и сумел правильно оценить и выдвинуть таких писателей, как Герцен, Гончаров, Тургенев, творчество которых недоброжелательно оценивалось врагами журнала (литературными архаистами, например). Выступая за развитие промышленности, торговли, транспорта в России, понимая прогрессивность капитализма по сравнению с крепостничеством, руководители «Современника» видели и коренные пороки буржуазного строя и враждебно относились к любым попыткам его идеализации.

Причины закрытия: 28 мая 1866 г. журнал был закрыт личным распоряжением императора Александра II.

Печатались: Герцен, Гончаров, Тургенев, Белинский, Бенедиктов, Кукольник, Полевой, Хомяков, Булгарин, сам Некрасов, Чернышевский, Майков, Огарев, Полонский, Фет, первые произведения Толстого: «Детство», «Набег» и «Отрочество».

 

Некрасов был Ярославским дворянином, имение его отца находится за Волгой, отец его был малообразованным, человек грубоватый, служил в армии, в Польше. Влюбился в полячку, она вышла за него замуж. Он её увёз. Мать Некрасова была тонкой, воспитанной, интеллектуальной. Папа был строг с крестьянами, считал, что они его рабы. Мать так не считала и сумела внушить этот гуманизм Некрасову. Он видел бурлаков, убегая на Волгу. К матери до последнего были нежные чувства. У него трогательные несчастные стихи. Папа отправил Некрасова поступать в полк. Но Некрасов хотел окончить Петербургский университет. Отец лишил его всякого денежного вспоможения. Помирились они нескоро. В университет он не поступил. 5 лет в Петербурге он ночевал на чердаках, работал за копейки. Он писал водевили, фельетоны, публиковался в «Пантеоне». Баловался стихами («Мечты и звуки»), это была романтическая кислятина, он её уничтожил. Потихоньку входит в литературный круг, знакомится с Белинским, находит с ним общий язык, с Краевским. Тот называл его одаренным, но малообразованным. У них идейная близость: ненавидели крепостничество, хотели привить людям гуманизм, главная цель журналистики – просвещение.

В те годы нужно было 50000 рублей – огромные деньги. Это жалованье чиновника за 50 лет службы. Половину этой суммы дал Панаев (писатель, беллетрист, большой друг Некрасова, его жена была гражданской супругой Некрасова). В 1846 г. существовал запрет на новые журналы, им пришлось купить «современник» у Плетнёва. За 4000 в год Плетнёв уступил право издания журнала. Плюс ещё ему проценты. Сделка была норм.

Для журнала нужен был официальный редактор. Чтобы получить разрешение, надо было обладать политической благонадежностью, у Некрасова не было её. Никитенко – либеральный профессор из крестьян стал этим редактором. Он был ещё цензором, входил в совет по цензуре в министерстве внутренних дел. Ему платили 8000 в год.

Некрасов обращается ко всем приятелям, друзьям, говорит о том, что «Отечественные записки» сменили квартиру. Надо было организовать читателей, переманить аудиторию. Подписка дорогая – 15 руб. в год. Некрасов идёт на беспрецедентный по тем временам шаг (обычно давали объявления): заказывает огромные афиши на зеленой бумаге.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь