Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема молодости, юности, детства



Текст 1

(1)Великий немецкий философ Иммануил Кант в конце XIX века сказал: «Годы юности — самые трудные го­ды». (2)Почему у самих юношей и девушек весьма неодно­значное отношение к мысли Канта? (З)Может быть, потому, что они по-разному отвечают на вопрос: «Взрослые мы люди или нет? »

(4)Взрослые, узнав мнение философа, в большинстве сво­ем поражаются: как же так? (5)Почему трудные? (6)Ведь всегда считают, что юность — самые прекрасные годы.

(7)Почему поражаются взрослые, понятно. (8)Они, как правило, помнят свою юность, но часто невольно представ­ляют ее только в светлых тонах. (9)Не все, конечно, но большинство.

(Ю)Старшеклассники, узнав мнение Канта, то недоуме­вают, то тут же соглашаются, иные же уходят в себя, заду­мываются. (11)Одни юноши и девушки отвечают на него од­нозначным «да», другие не менее однозначным «нет». (12)Третьи пребывают в сомнении.

(13)Каждый, естественно, вправе считать по-своему. (14)Хотелось бы лишь отметить такой своеобразный пара­докс. (15)И отвечая «да», и говоря «нет», многие на самом


деле стоят на одинаковой точке зрения. (16)Суть ее в том, что те удовольствия, которые традиционно считаются привилеги­ей взрослых, они желают получить «здесь и теперь». (17)В то же время от тех обязанностей и обязательств, которые накла­дывает на человека взрослость, они хотели бы уклониться.

(18)Категоричные «да» и «нет» говорят лишь о том, что отвечающий не очень задумывался над вопросом.

(19)А если немного подумать, то становится очевидным, что однозначного ответа и нет. (20)Почему? (21)Потому, что взрослость не есть нечто однозначное. (22)Взрослость бывает физиологическая, психологическая, социальная. (23)И даже один и тот же человек, достигнув первой, нередко далек от второй и третьей, а порой заканчивает свою жизнь, психо­логически, личностно оставаясь на уровне юноши.

(24)Если же усреднять, то можно предложить такой вари­ант ответа на вопрос: «Взрослые вы люди или нет? » (25)Физиологически и в большей мере физически — да, а пси­хологически — да, если иметь в виду готовность и стремление вести себя как взрослые. (26)Если же говорить о возможности и умении управлять собой и своим поведением — нет.

(27)А с точки зрения социальной? (28)Да, ведь человек уже имеет паспорт, несет правовую ответственность за свои поступки. (29)Нет, ибо он еще не обладает экономической самостоятельностью, не вносит постоянный вклад в трудо­вую жизнь общества, не образует, как правило, своей собст­венной семьи.

(ЗО)Таким образом, старшеклассник оказывается в си­туации своеобразных «ножниц» между своей физической

взрослостью и психосоциальной незрелостью.

(Н.В. Суворова)

Сочинение

Автор прочитанного мною текста, отталкиваясь от вы­сказывания И. Канта о том, что годы юности самые труд­ные, рассуждает об отношении к этому периоду жизни че-


ловека с позиции молодежи и зрелых людей. Легко ли быть молодым? Что значит зрелость, взрослость? На эти вопросы и ищет ответ Н.В. Суворова.

Автор пишет, что взрослые, как правило, идеализируют пору юности. Старшеклассники по-разному относятся к трудности юношеского возраста, однако, как утверждает публицист, они хотят получить удовольствия взрослой жиз­ни «здесь и сейчас», но избежать ответственности и обяза­тельств. Автор говорит о том, что в старшем школьном воз­расте человек достигает физиологической зрелости, признается дееспособным с точки зрения закона, но часто бывает социально незрелым, поскольку «еще не обладает экономической самостоятельностью, не вносит постоянный вклад в трудовую жизнь общества, не образует, как прави­ло, своей собственной семьи». Таким образом, отмечая, что юность — это прекрасное время жизни, Н.В. Суворова ука­зывает: данный период действительно можно считать непро­стым, так как «взрослость не есть нечто однозначное».

Я думаю, что однозначно согласиться или не согласиться с И. Кантом нельзя. И сложность, и прелесть юности в том, что это время накопления жизненного опыта и формирования представлений личности о жизненных ценностях. Сложность периода юности можно рассмотреть на примере жизненных исканий Пьера Безухова, героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир». В начале романа перед нами застенчивый юноша, ищущий и ошибающийся. Формирование его мировоззрения проходит сложный путь: он восхищается Наполеоном, хочет, чтобы в России была республика. Разочарование в жизни вы­звал факт неудачной женитьбы на Элен Курагиной. Пьер чувствует, что глубоко несчастен, его душу терзает так много вопросов, которые часто задают себе молодые люди: «Что есть жизнь? », «Зачем я живу? » А далее — увлечение масо­нами, идеи гуманизма, желание облегчить участь крестьян... Все это показывает, что для Пьера, как и для многих других, молодость — это непростое время становления личности и выбора своего жизненного пути.


Еще пример. В стихотворении «Мой путь» С.А. Есенин описывает мироощущение, свойственное молодому человеку. Внимание читателей привлекает желание молодого человека добиться успеха в жизни, знакомое многим юным: Есенин, почувствовав в себе дар, желает стать «первокласснейшим» поэтом. Описывая свой жизненный путь, автор рассказывает и о протестных настроениях, терзавших его молодую душу: он с вызовом бросается в противоборство с салонной публи­кой, хулиганит, попирая представления о благопристойно­сти. В поисках себя поэт много ездит, но с отчаянием пони­мает, что это не делает его счастливым. И лишь в более зрелом возрасте, когда извлечены уроки из событий молодо­сти, он приходит к выводу, что его делает счастливым толь­ко единение с родиной и природой.

С другой стороны, молодость прекрасна, так как именно в этом возрасте человек восхищается, увлекается, вдохнов­ляется и испытывает подъем чувств, как это, например, бы­ло с юной Наташей Ростовой в Отрадном.

Таким образом, молодость — время особое, провести ее надо так, чтобы допущенные ошибки стали лишь уроками, а все прекрасное и вдохновляющее послужило основой для формирования лучших качеств личности.

Текст 2

(1)Сейчас, где бы я ни жил, я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. (2)Мне не хватает де­душкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней, с зеленым шатром грецкого ореха, под которым мы валялись в самые жаркие часы. (З)Мне не хватает про­сторной кухни с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (4)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные рассказы. (5)Мне не хватает самих стен из прочных каштановых до­сок, наивно оклеенных газетными и журнальными листами, плакатами, дешевыми картинками. (б)Среди газетных и


журнальных страниц 20-х и 30-х годов попадались иногда очень интересные вещи, и так уютно было читать их, лежа на полу или влезая на стул, на кушетку. (7)Я перечитал все стены дедушкиного дома. (8)И чего там только не было!

(9)Один из плакатов помню хорошо. (Ю)Мужичок, горе­стно всплеснувший руками, перед неожиданно, словно из библейского проклятья, разверзшимся мостом, в который провалилась его лошаденка вместе с телегой. (11)Под этой поучительной картинкой была не менее поучительная под­пись: «Поздно, братец, горевать, надо было страховать! » (12)Я не очень верю этому мужичку. (13)Уж как-то слиш­ком по-бабьи выражает он свое горе. (14)Не успела лошадь провалиться, как он уже всплеснул руками и больше ничего не делает. (15)То, что я видел вокруг себя, подсказывало мне, что крестьянин навряд ли так легко расстанется со сво­ей лошадью, он до конца будет пытаться спасти ее, удер­жать если не за вожжи, то хотя бы за хвост. (16)Подпись под этой картинкой тоже вызывала недоумение. (17)Я так до конца и не понял, что именно надо было страховать — лошадь или мост. (18)Мне казалось, что все-таки лошадь. (19)Но тогда получалось, что мост так и должен остаться проваливающимся, потому что, если он перестанет провали­ваться, тогда и лошадь незачем будет страховать.

(20)Может быть, самая трогательная и самая глубокая черта детства — бессознательная вера в необходимость здра­вого смысла. (21 Следовательно, раз в чем-то нет здравого смысла, надо искать, что исказило его или куда он затерял­ся. (22)Детство верит, что мир разумен, а все неразумное — это помехи, которые можно устранить, стоит повернуть нуж­ный рычаг. (23)Может быть, дело в том, что в детстве мы еще слышим шум материнской крови, проносившейся сквозь нас и вскормившей нас. (24)Мир руками наших матерей делал нам добро и только добро, и разве не естественно, что доверие к его разумности у нас первично. (25)А как же иначе?

(26)Я думаю, что настоящие люди — это те, что с годами не утрачивают детской веры в разумность мира, ибо эта вера


поддерживает истинную страсть к борьбе с безумием жесто­кости и глупости.

(По Ф. Искандеру)

Сочинение

«Все мы родом из детства» — эту фразу слышал хоть раз каждый. Это значит, что личность человека формируется в детские годы, и от того, как они проходят, в какой атмо­сфере развивается ребенок, зависит судьба и характер. Вот об этом и рассуждает известный писатель Фазиль Искандер. Воспоминания о дедушкином доме, в котором вырос автор, проникнуты теплотой и нежной грустью. Именно там про­исходило знакомство писателя с миром: он слушал «беско­нечные рассказы», читал выдержки из старых газет и жур­налов, рассматривал плакаты. Один из них Ф. Искандер запомнил на всю жизнь: на нем был изображен крестьянин и провалившаяся в реку лошадь. Видимо, плакат призывал страховать имущество. Мальчик недоумевал, так как не ви­дел связи изображенного с жизнью. Наблюдения показыва­ли ребенку, что настоящий крестьянин не стал бы взмахи­вать руками, а кинулся спасать лошадь. Изображение противоречило здравому смыслу.

Эти воспоминания привели писателя к выводу о том, что в детстве ребенок ищет разумное объяснение всему. «Детст­во верит, что мир разумен», — пишет автор. По мнению пи­сателя, способность сохранять это качество важна и для взрослых людей, так как оно помогает бороться с жестоко­стью и глупостью.

Я согласен с Ф. Искандером в том, что именно в детстве наблюдается страстное желание познавать и добиваться ра­зумного объяснения всего. Дети не могут понять иррацио­нальность войн, несправедливость, они отрицают ложь, из­мену, насилие. И если эти детские ощущения остаются с человеком навсегда, то он будет и во взрослом состоянии из­бегать лжи, бороться с жестокостью, искать разумное во


всех действиях. Вспомним, например, эпизод романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — первый сон Раскольникова, в котором он погружается в атмосферу детства. Маленький Родя испытал невыносимое отчаяние, когда увидел картину избиения лошади. Став взрослым, он пошел на убийство. Однако именно во сне, когда разум ус­тупил место чувству, когда герой снова погрузился в дет­ские впечатления, он осознал неразумность жестокости. Может, этот факт и стал поворотной точкой в развитии внутреннего «я» Раскольникова на пути к раскаянию.

Многие известные и талантливые люди писали о том, что сохранили в себе непосредственность ребенка. К ним отно­сится и Лев Толстой, который в зрелом возрасте считал, что от пятилетнего ребенка до него — один шаг. Может, поэто­му великий писатель так активно отстаивал идеи ненасилия и гуманизма, а его лучшие герои — Наташа Ростова, Пьер Безухов — не утратили веру в разумность мира и сами ста­рались поступать разумно.

Мне бы тоже хотелось не потерять детской веры в гос­подство здравого смысла.

Текст 3

(1)Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совер­шенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. (2)От настоящего не останется ничего... (3)А на самом деле оказалось все иначе. (4)Мои сверстники остались со мной. (5)Не все, конечно: многих унесла смерть. (6)И все же друзья молодости оказались са­мыми верными, всегдашними. (7)Круг знакомых возрос не­обычайно, но настоящие друзья — старые. (8)Подлинные друзья приобретаются в молодости. (9)Я помню, что и у моей матери настоящие друзья остались только ее подруги по гим­назии. (10)У отца друзья были его сокурсники по институту. (11)И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе посте-


пенно снижается с возрастом. (12)Молодость — это время сближений. (13)И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. (14)В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощу­тить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. (15)Неразделенная радость — не радость. (16)Человека пор­тит счастье, если он переживает его один. (17)Кода же насту­пит пора несчастий, пора утрат — опять-таки нельзя быть одному. (18)Горе человеку, если он один.

(19)Поэтому берегите молодость до глубокой старости. (20)Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. (21)Ничто из приобре­тенного в молодости не проходит бесследно. (22)Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. (23)Навыки в труде — тоже. (24)Привык к работе — и рабо­та вечно будет доставлять радость. (25)А как это важно для человеческого счастья! (26)Нет несчастнее человека лениво­го, вечно избегающего труда, усилий... (27)Как в молодости, так и в старости. (28)Хорошие навыки молодости облегчат

жизнь, дурные — усложнят ее и затруднят.

(Д.С. Лихачев)

Сочинение

В тексте, который я прочитал, известный ученый и пуб­лицист Д.С. Лихачев рассуждает о проблеме роли молодо­сти в жизни человека. Анализируя свой опыт, автор вспо­минает, что во время учебы думал, будто «взрослая жизнь» проходит как-то по-другому, ничего не оставляя из про­шлого. Однако все оказалось не так. Главное, что сохрани­лось у писателя с молодых времен, — это верные друзья и нужные для жизни умения и навыки. Автор уверен в том, что именно в юные годы происходит сближение человека с другими людьми и огромное накопление опыта. На всю жизнь сохраняются привычки и навыки, способность к труду, если они приобретены в молодости. Ученый призы-


вает нас беречь молодость до глубокой старости, ценить этот период жизни и не упускать возможности, которые дает нам юность. Ведь «ничто из приобретенного в молодо­сти не проходит бесследно».

Я согласен с позицией Д.С. Лихачева. Именно в молодо­сти формируется жизненная позиция, отношение человеку к себе, миру, природе. В это время люди находят своих луч­ших друзей, с которыми будут поддерживать тесные личные отношения всю жизнь. Примером такой дружбы могут слу­жить отношения А. Пушкина и И. Пущина, а также их ли­цейских друзей. Известно, что именно Пущин первым на­вестил опального поэта, пребывавшего в ссылке, чтобы поддержать друга, тогда как многие от него отвернулись. И до конца жизни друзья уважали друг друга, равнялись друг на друга и говорили друг другу правду.

В русской литературе тоже есть примеры, доказывающие идеи Д.С. Лихачева. Вспомним судьбы двух друзей — Ильи Обломова и Андрея Штольца. Эти примеры как нельзя луч­ше подтверждают то, что отношения, сформировавшиеся в ранние годы, могут длиться долго. Привязанность Обломова к Штольцу и его вера в друга не знали границ. А сам Штольц был тем единственным человеком, который мог «расшевелить» своего апатичного товарища. Кроме того, судьбы этих героев подтверждают истину: что посеешь в мо­лодости, пожнешь в зрелости. Их характеры и образ жизни кардинально отличались, так как различным было их пове­дение в молодости: один учился и совершенствовался, дру­гой — мечтал, лежа на диване.

Я рад, что познакомился с текстом Д.С. Лихачева, так как из него я извлек мудрую мысль: то, что приобретено в молодости, сохраняется на всю жизнь. Я постараюсь сделать хорошие приобретения.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1802; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь