Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Творческий потенциал личности и условия его развития.



Творчество – это творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего; это необходимое свойство и функция культурно-исторического развития живой и неживой природы, порождающей новые формы и виды.

Способность к творчеству у человека возникла в процессе трудовой деятельности. Из предоставляемого природой материала он должен был создавать новую реальность, удовлетворявшую многообразие его потребностей. По мере познания закономерностей окружающего мира возможности творчества возрастают. Сегодня выделяют творчество в каждой отрасли производства, науки, искусства и т. д. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности человека (творчество изобретателя, организатора производства, ученого, художника, педагога и т.д.).

Понятие «творчество» обладает широкой объяснительной силой. Оно трактуется и как культурно-историческая функция развития живой и неживой природы, общества; и как основная сфера деятельности научной и художественной элиты (творчество композитора, ученого, скульптора и др.); и как компонент любой человеческой деятельности, требующей принятия решений в ситуации неопределенности, неоднозначности.

Сущность творчества относится к числу наиболее сложных проблем, неизменно привлекающих внимание философов, психологов, социологов, антропологов, культурологов, педагогов.

Рассмотрим вначале проблему творчества с позиций философов и психологов. Это поможет на новом материале проследить взаимосвязи педагогики с другими науками и показать ее практико-преобразующую роль в жизнедеятельности человека и общества.

Понимание творчества как деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, является общепризнанным. Столь же единодушны исследователи в признании духовно-личностной природы творчества. И. Кант (1724-1804гг.) – немецкий философ, ученый определял сущность творчества как высшую форму самореализации личности в процессе ее жизнедеятельности.

Творчество осуществляется в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него влияние, обусловленное формами уже созданной культуры. Субъект творчества всегда включен в «разветвленную сеть» современной ему культуры. Поэтому истоки творческих процессов трактовались по-разному в различные исторические эпохи. Так, древнегреческий философ Платон (428-347гг. до н.э.) объясняет творчество как «волевой акт богоподобного человека», для которого потребность постижения мира, его преобразования проявляются как «одержимость».

В психологии проблема творчества исследуется в двух основных направлениях: 1) изучение свойств личности, включенной в процесс творчества, личности творца; 2) психологический процесс создания (творения) нового, оригинального продукта. Природу творчества определяют как проявление личностных качеств человека, выделяют различия между творческими и нетворческими личностями. Для творческой личности свойственна устойчивая направленность на поиск нестандартных, оригинальных решений. Ее отличает высокий уровень творческих способностей, позволяющий достигнуть социально и лично значимых результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Являясь культурно-историческим и духовно-личностным образованием, творчество обусловлено свойственной лишь человеку активностью. Эта чисто творческая активность включает в себя содержательную и энергетическую стороны. Содержательная сторона активности представлена идеалами, целями, мотивами, интересами, ценностями. Энергетическая составляющая проявляется в действиях, поступках, общении, чувствах, воле, вере. Первая из них устремлена в будущее, вторая реализуется в настоящем. Движущей силой творчества является устремленность человека в будущее, которое видится ему более совершенным и интересным. Стремление к совершенствованию, преобразованию окружающей действительности в соответствии со своим представлением о прекрасном (со своим идеалом), распространяется им и на самого себя, на свое самосовершенствование.

Творчество предполагает наличие у личности определенных способностей, потребностей, жизненной позиции, установок.

Психологи выделяют три вида способностей: 1) общие – при помощи которых обеспечивается относительная легкость и продуктивность работы, требующей интеллектуального напряжения; 2) специальные – имеющие четко выраженную специализированную направленность (к музыке, к спорту, к математике и т.д.); 3) практические – к ним относят конструктивно-технические, организаторские, исполнительские способности, которые обеспечивают успех в привычной деятельности.

Творческие способности рассматриваются исследователями на нескольких уровнях: генетическом, интеллектуальном, эмоциональном. На генетическом уровне – это личностные качества человека, имманентно присущие ему как представителю Homo sapiens. В образовательном контексте они представлены в категориях «креативное Я», «творческий потенциал», «творческость», «креативность».

«Креативное Я» (теория Альфреда Адлера ) – это первопричина движения человека к совершенству; свое совершенство человек творит сам из «сырого материала наследственности и опыта». Развитие человека как творческой личности генетически обусловлено и проявляется в порождении уже ребенком знаков, символов. Поэтому он уже с младенчества выступает как субъект культуры.

Креативность понимается как плодотворность личности, для которой свойственен творческий тип деятельности в любой из сфер, в которые личность включена.

Творческие способности могут проявляться как творческое исполнение кем-то заданной деятельности; в этом случае речь идет о творческом исполнительстве. Исполнение деятельности, алгоритм которой пока неизвестен, определяется как собственно творческая.

В «индивидуальной психологии» А. Адлера творческое «Я» личности рассматривается как основной элемент в жизненном проявлении человека. Творческое «Я» - это высоко персонализированная субъективная система, интерпретирующая и осмысливающая опыт организма. Более того, «Я» ищет тот опыт, который поможет в осуществлении уникального жизненного стиля личности; если его найти невозможно, творческое «Я» старается его создать».

Уникальность человеческой личности проявляется в уникальности системы ее мотивов, ценностей, черт характера. В каждом действии человека запечатлен свойственный только ему стиль жизни, начиная с самого раннего детства.

Основным упражнением, развивающим творческие способности ребенка, он считал следующее: «Пытайтесь каждый день думать, как вы сможете кому-то сделать приятное».

Близка к генетической концепции творчества теория адаптивной функции эмоций Е.Л. Яковлевой. Автор исходит из посыла, что человеку как существу социальному, разумному, духовному и креактивному врождены специфические потребности и способности. Среди них выделяют потребность и адекватную ей способность «достигать самопревышения; стремиться достичь такого состояния, которого еще нет; проявлять свою активность, равняясь на определенный идеал, эстетические и нравственные ценности. Человеческая субъективность при этом проявляется в эмоциональных реакциях и состояниях, то есть в отношениях к явлениям окружающего его мира, к самому себе и своему месту в мире. Самому человеку эти отношения представляются как чувства; как субъективное отношение к чему-либо, его эмоциональные отношения.

Эмоциональные реакции и состояния могут рассматриваться как самодостаточные проявления индивидуальности – уникальности личности. Они являются «индикатором», указывающим на истинное отношение человека к происходящему, в том числе и к своим успехам, поведению.

Осознание человеком своих истинных чувств, а также сложность их адекватного выражения является непременным условием гармонии человека с окружающим миром; развития его потенциальных творческих способностей.

Творчество как деятельность включает в себя все ее компоненты: цель, содержание, формы и методы. Творческий подход к деятельности затрагивает все подсистемы личности и сферы ее жизни. Обращение к творчеству соответствует природной и социальной сущности человека, его потребности в познании и преобразовании окружающего мира, в общении и взаимодействии с другими людьми.

 

Мотивация творчества.

Теперь рассмотрим творчество как явление педагогическое. Как гуманитарный феномен оно представляет собой фрагмент реальной действительности, возникающий там и тогда, где и когда есть отношения «учительства-ученичества», «обучающего-обучающегося», «преподавания – учения».

Педагогическое явление всегда включает такие элементы, как: педагог – учащийся (студент) – средства образования (обучения, воспитания) – среда (культурно-образовательная), в которой это явление разворачивается. С педагогической точки зрения важны ответы на следующие вопросы:

- Что представляет собой учащийся (студент) как цель, субъект и объект творчества?

- Каков педагог – организатор учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала личности своих учащихся (студентов)?

- Какими средствами обеспечивается развитие творческого потенциала учащихся (студентов) в реальном педагогическом процессе?

- Какой должна быть культурно-образовательная среда, обеспечивающая развитие творческого потенциала учащихся, их способностей?

Педагогический подход к формированию творческой личности аккумулирует все психологические теории творчества и творческой личности.

Для педагогики как науки о закономерностях развития личности в сфере образования свойственен уход от крайностей, от абсолютизации одной какой-то теории. Она интегрирует конструктивные идеи различных концепций и определяет свой объект исследования. Педагогика в качестве своего объекта исследует творческую направленность личности в любой сфере деятельности. Творческая направленность личности – это совокупность креативных представлений человека о себе и способах их проявлений. Творчески направленной личности присущи такие качества, как:

- активно-преобразовательное отношение к миру;

- чувствительность к проблеме;

- чувство новизны;

- жажда познания;

- способность разрешать противоречия по принципу целесообразности и оптимальности.

Эти качества определяют относительно устойчивое поведение человека в разнообразных жизненных ситуациях.

Для формирования творческой направленности личности учащихся имеются генетические предпосылки, которые в педагогике определяются как ее творческий потенциал.

Творчество, творческий потенциал – это проявление заложенной природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему как представителю Homo Sapiens. Они осознаются как ценности гуманистической педагогики.

Различают объективное и субъективное творчество. Объективное творчество предполагает создание (творение) качественно нового, оригинального, общественно значимого продукта (новые теории, произведения искусства, научные открытия). Субъективное же творчество рассматривает в качестве творческого продукта овладение новыми для данной личности способами познавательной деятельности, постижение новых смыслов в прежней деятельности.

Продуктами субъективного творчества в учебной деятельности учащихся являются такие личностные новообразования, как:

- способность открытия нового знания;

- появление новых мотивов, целей учебной деятельности;

- владение новыми (для личности) способами деятельности;

- импровизационность как способность внезапно принять решение;

- расширение поля интеллектуальной активности;

- креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности.

Личностные новообразования обогащают все компоненты деятельности личности (мотивационный, интеллектуально-логический, эмоционально-волевой, нравственно-эстетический, коммуникативный) при условии, что учебно-творческая деятельность поощряется.

Педагог как субъект учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала своих учащихся (студентов) – это личность, профессионал, осознающий, что творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьезное влияние, и в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в которую всегда включен субъект.

Среди позитивных факторов социальной среды выделяют: доброжелательность окружающих, поддержку со стороны руководства, помощь и понимание близких людей.

К тормозящим формирование и проявление творческой личности факторам относят: позицию маститых представителей сферы творчества, которые противятся идеям молодых; соперничающие школы (группы), отрицающие у своих противников все достоинства, в том числе и новые идеи; штампы, стандарты, запрещающие выход за пределы нормы; информационную перегрузку людей; механизацию труда, которая сводит его к повторяющимся, типичным действиям.

Творчество как педагогическое явление рассматривается как ценность личности, общества и государства. Педагогика оперирует понятием «творческая направленность личности» и рассматривает эту направленность как системообразующий компонент жизненного проявления человека.

В жизнедеятельности личности творчество выполняет следующие функции:

- выражает активно-преобразовательное отношение к миру;

- интегрирует личность в значимые для нее сферы деятельности и общественных отношений;

- выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых субъекту неизвестен;

- объективирует собственную индивидуальность для Другого;

- реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного;

- защищает личность от стрессов, уныния, жизненных потрясений.

Развивать заложенную в каждом ребенке способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности он мог успешно действовать либо как исполнитель, либо как творец (как этого и требует реальная жизнь) – значит воспитать поколение, которое будет преодолевать инертность, застылость форм и методов в любой работе, застойные явления, препятствующие развитию общества в целом.


Поделиться:



Популярное:

  1. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  2. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно-контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  3. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно–контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  4. Ex. Переведите, обратив внимание на перевод инфинитива, определите его функцию.
  5. I) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.
  6. I. Если глагол в главном предложении имеет форму настоящего или будущего времени, то в придаточном предложении может употребляться любое время, которое требуется по смыслу.
  7. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  8. I.3. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
  9. II РАЗДЕЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШЕСТИЛЕТНЕГО РЕБЕНКА
  10. II семестр – срок сдачи контрольных работ до 1 апреля текущего учебного года.
  11. II. Неравномерность мирового экономического развития.
  12. II. Принятие решения о проведении таможенного досмотра и организация его проведения


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 3123; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь