Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут



Рис. Икона Нагорная проповедь

 

Добродетель милосердия Страсть сребролюбия

 

2.2.6.1 Почему мы должны быть милостивыми

2.2.6.1.1 Наше милосердие к ближним очищает наши грехи и спасает нашу душу

Должны мы быть милостивыми к своим ближним и потому, что сами бесконечно нуждаемся в милосердии Божием для прощения наших грехов. Постоянно прогневляя Бога своими премногими грехами и неправдами, мы ничем не можем оправдаться перед Ним в этих грехах, ничем не можем достойно заслужить, чтобы загладить их, а надеемся только на милосердие Божие, к которому и прибегаем, прося и ожидая от Него помилования и прощения. Равным образом и на будущем Страшном суде Христовом не потребуется от нас никаких оправданий и извинений в своих грехах, но вся надежда наша избавиться от наказания за них заключается в одном только милосердии Божием, Который может помиловать нас и простить. Но как здесь, в жизни настоящей, так и там, в жизни будущей, милосердие Божие преклонятся только к милостивым, ибо только милостивии помилованы будут. Только тем, которые питают алчущих, поят жаждущих, одевают нагих, принимают странных, посещают больных и заключенных в темнице, простит Господь грехи, какие они имели, и скажет: " Придите, благословении Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира". Таким образом, наше милосердие к ближним очищает наши грехи и спасает нашу душу, снискивая нам милосердие Божие и преклоняя Бога к нам на милость и прощение наших грехов.

2.2.6.1.2 Пример: " Идите от Мене, проклятии, в огнь вечный! "

Как видимо иногда карает Господь немилостивых и здесь на земле, так неизмеримо тягчайшая и ужаснейшая кара постигнет их в жизни будущей. Ибо немилостив будет Господь к немилостивым и там, в жизни вечной. Им готовится страшный приговор на суде: " Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный! И тогда пойдут сии в муку вечную" (Мф.25.46). Так страшна и тяжка вина немилосердия, и так велик гнев Господень к немилосердным, что даже молитвы за них других в этом случае им не помогают.

 

2.2.6.1.3 Пример: " Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить вам"

Преподобный Иоанн Милостивый, будучи патриархом Иерусалимским, имел обыкновение каждую среду и пяток сидеть с утра до вечера при дверях церковных для того, чтобы все, имевшие до него нужду, могли невозбранно приходить к нему. Здесь он выслушивал просьбы, помогал нуждающимся, примирял вражды и распри, давал наставления и раздавал неимущим деньги и одежду. Однажды некоторый знаменитый гражданин выразил перед ним удивление: " Как можно иметь столько терпения, чтобы проводить в таких занятиях целый день! ". Иоанн ему ответил: " Я имею всегда доступ к Господу моему Иисусу Христу, в молитвах беседую с Ним и прошу всего, что мне нужно; как же могу не дать ближним моим невозбранного ко мне доступа? Как не позволю им объявлять мне о своих нуждах и обидах и просить у меня, в чем они нуждаются? Должно бояться приговора Господа: " Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф.7.2).

И вот, когда однажды, в бытность у него Софрония, впоследствии также патриарха Иерусалимского, случилось, что никто не пришел к нему, когда он сидел на крыльце церковном, и никто в целый день ни о чем не попросил его, то он, возвращаясь домой, в прискорбии со слезами сказал: " Ныне смиренный Иоанн не сделал для души своей никакого приобретения; ныне ни за один грех свой не принес очистительной жертвы Господу".

Итак, вот почему должны мы быть милостивыми и милосердыми к своим ближним. Потому, во-первых, что милостив к нам Господь, и для того, чтобы Он всегда был к нам милостивым. Мы во всем зависим от Бога, живем только Его милостью и щедротами и так грешны перед Ним, так бесконечно прогневляем его своими грехами и неправдами, что недостойны никаких Его щедрот и милостей. И, однако же, Господь к нам бесконечно благ и милосерд. Не губит Он нас по беззакониям нашим, не воздает нам по делам и заслугам нашим, но милует, посылая нам все обильно для жизни. Мы постоянно обращаемся к Нему в молитве, постоянно просим Его о своих нуждах и потребностях, и Господь внемлет нашим молитвам, исполняет наши просьбы, несмотря на наше недостоинство. Он одинаково повелевает солнцу Своему светить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных, поддерживает нашу жизнь и долготерпит о нас, не лишая этой жизни, но давая нам в изобилии все необходимое. А потому и должны мы подражать Создателю своему и Господу, чтобы приблизиться к Нему, должны быть также добрыми, милосердыми и сострадательными к своим ближним, чтобы получить дерзновение перед Богом в своих молитвах и прошениях. Ибо и Господь, хотя и долготерпит о наших грехах и неправдах, хотя щадит до времени и грешников, но особенно милостив бывает только к милостивым, больше склоняется к молитвам и прошениям людей добрых и мягкосердечных по отношению к своим ближним, их особенно милует. Поэтому и должны мы быть ко всем милостивыми, чтобы преклонить и к себе милосердие Божие и быть услышанными Им, когда обращаемся к Нему в своих нуждах с молитвами и прошениями.

2.2.6.2 Дела милости телесные и духовные. Пределы милосердия.

Бесчисленны и разнообразны дела христианского милосердия, но все они, имея в основании доброе сострадательное сердце и любовь к ближним, разделяются на дела милости телесные и духовные. Можно заботиться о телесной жизни человека и помогать ему своим имуществом и трудом - питать, одевать, покоить его, служить ему в его телесных немощах и трудах. Можно заботиться и о его душе — учить его истине и добру, наставляя на путь спасения, подавать совет в затруднении и опасности, утешать, облегчать его душевное горе, молиться за него и прощать обиды. Все это одинаково приятно Богу и является милосердием, ибо одинаково выражает нашу сердечную доброту и любовь к ближним ( Рис. ).

Рис.

2.2.6.3 Сколь же далеко должно простираться наше милосердие? До каких пределов обязаны мы жертвовать собою и помогать ближним, как телесными, так и духовными делами милосердия?

В делах милосердия, как и вообще в делах любви, нет предела и границ, которые бы останавливали его и не позволяли простираться далее, кроме одной границы — непозволительности и незаконности средств, из которых вздумали бы мы творить дела милосердия. Нельзя, например, тайно похищать у других, насильственно отнимать чужое имение у богатых и раздавать бедным. За исключением этой незаконности средств и источников, всякое милосердие из дозволенных и законных средств не имеет предела: можно раздавать свое, можно раздавать и чужое, но только пожертвованное нам в дар и собственность. Можно раздавать и благотворить много, можно и мало. Можно благотворить всем и без разбора лиц, можно и по выбору. Не должно служить препятствием к благотворительности даже и то, что иногда злоупотребляют нашим милосердием, ищут нашей помощи, не нуждаясь в ней, а для удовлетворения своих прихотей, даже и во вред себе. Это потому что в деле милосердия, как выражении доброты нашего сердца и любви к ближнему, важна не столько самая жертва и то, для кого она творится, сколько наша готовность на такую жертву и всегдашнее к ней расположение. Чем больше в нас такой готовности на жертву и сильнее к ней расположение, тем выше и ценнее в очах Господа и самое дело милосердия. Поэтому оно не измеряется величиною дара или жертвы, а нашим расположением и состоянием. И великий дар, сделанный без расположения, или по своекорыстному расчету, мало имеет цены, и малый дар, но сделанный от любви и усердия, ценен перед Богом. И обильная жертва от большого богатства может быть ниже в очах Божьих жертвы ничтожной, но составляющей последнее наше достояние. Все дело зависит, таким образом, от внутреннего расположения, любви и готовности самого жертвователя на подвиг милосердия. Господь ничего не требует от нас насильно, но желает только, чтобы мы жертвовали и помогали как можно охотнее и добровольнее.

 

2.2.6.4 Милосердие измеряется высотою самоотвержения

Поэтому чем выше и добровольнее жертва и помощь ближнему, тем выше и награда за них: " Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною" (Мф.19.21). Но заповедь Спасителя относительно пределов милосердия простирается и еще далее, до высшего и полного самоотвержения: Кто захочет судиться с тобою, — говорит Он, — и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду (Мф.5.40). Обиды ближнему Он повелевает прощать не до семи только раз, но " до седмижды семидесяти" (Мат. 18, 22). С другой же стороны, высоко ценит и награждает и малую жертву: " Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей" (Мф.10.42). ( Рис. )

Сообразно с таковыми заповедями Спасителя, и подвиги христианского милосердия могут быть велики при большом обилии и богатстве, но не менее могут быть высоки и при нищете и скудости.

Рис. Дети нищие Журавлев Ф.С.

Как в том, так и в другом положении, они одинаково могут восходить до удивительной высоты и совершенства, ибо высота эта измеряется не количеством приносимой жертвы, но высотою самоотвержения. Потому-то мы и видим, что часто не только люди богатые, но даже ничего не имущие, полные нестяжатели, являют высокие и удивительные подвиги не только дел милосердия духовных, но и телесных, ибо они в этом случае являют перед нами высоту самоотвержения. Такая высота телесных дел христианского милосердия хорошо выразилась в следующем примере.

 

2.2.6.4.1 Пример: " … если я не прикрою наготы, ... как убийца, осужден буду в день судный", " эта святая книга обнажила меня"

И, действительно, совершенное или даже большее осуществление этой готовности разделить с ближним последнее мы видим в житии и делах преподобного старца Серапиона Синдонита. Сей великий святой от юности не приобретал себе никакого имения, не имел ни келии и никакого пристанища, но жил, как птица, переходя из одного места в другое и имея на себе одну только верхнюю одежду, называемую синдон, и нося под мышкою святое Евангелие. В одно время пришел он в город Александрию. Здесь встретился ему на пути нагой нищий, дрожавший от холода. Остановившись, Серапион так размышлял в себе: " Как я, думающий быть постником и исполнителем заповедей Божьих, ношу одежду, а сей нищий или, скорее, Сам Христос умирает от холода, и я не позабочусь о нем? Воистину, если я не прикрою наготы его и оставлю умирать от мороза, как убийца, осужден буду в день судный". И, сняв с себя единственную свою верхнюю одежду, отдал ее нищему, а сам остался совершенно наг, держа только Евангелие, которое носил с собою. В это время проходил мимо один знавший его человек, который, увидев его нагого, спросил: " Отче Серапионе, кто тебя обнажил? " Он же, указав ему на святое Евангелие, сказал: " Эта святая книга обнажила меня", - давая тем понять, что она научила его отдать последнюю одежду.

 

2.2.6.4.2 Пример: " … отдал за долг того человека, освободив его от темницы"

Затем встретил Серапион одного человека, которого вели в темницу за долг. Сжалился над ним преподобный, но, не имея, чем помочь, ибо сам был наг, продал свое последнее Евангелие и полученные деньги отдал за долг того человека, освободив его от темницы. Сам же нагой пришел в хижину, где останавливался. Увидев его нагого, ученик его спросил: " Где же последняя одежда твоя, отче? — А я наперед послал ее туда, где вместо нее получим лучшую и не ветшающую одежду", — отвечал старец. " А Евангелие твое где? " - спросил снова ученик.

Рис.

" Поистине, чадо, - отвечал старец, - оно постоянно говорило мне: продай имение и отдай нищим, - я и послушался его, поступил так, как оно меня учило; продал его и деньги отдал нуждающемуся, да обрету дерзновение перед Богом в день судный, что я послушался святого Его Евангелия" ( Рис. ).

 

2.2.6.4.3 " обративший грешника… спасет душу от смерти и покроет множество грехов"

Не менее важны и духовные дела милости и потому не должны быть нами пренебрегаемы. Напротив, эти дела, так как касаются души человека и ее спасения, могут быть еще важнее и ценнее в очах Божьих, нежели телесные дела милости, настолько, насколько душа выше и важнее тела. Ибо обратить грешника и заблуждающегося на истинный путь, неверующего или еретика привести к истинной вере; ободрить человека, убитого печалю и горем; утешить страждущего, доведенного до отчаяния, и пробудить в нём надежду на Бога; не раздражать другого своим жестокосердием и памятозлобием; примирять враждующих, прощая им свои личные обиды, — все это такие дела, которые врачуют нашу душу и душу нашего ближнего, примиряют ее с Богом и направляют на путь спасения. А о таковых говорит апостол Иаков: Если кто из вас уклонится от истины и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов. (Иак.5.19—20).

 

2.2.6.4.4 Епископ продал себя в рабство

Так могут быть высоки и до такого лишения себя всего необходимого могут восходить дела милости телесной. Они могут простираться и еще далее, до полного самоотвержения, до пожертвования своею личностью и свободою. Так поступил святой Павлин, епископ Ноланский. Одна бедная вдова пришла к нему и просила денег на выкуп ее пленного сына из рабства. Не имея, чем помочь ей, он сам отправился вместе с нею к господину, у которого ее сын был пленником и рабом, и упросил его, чтобы он взял в рабы его самого, а сына бедной вдовы отпустил. И действительно, с согласия господина, святой Павлин остался служить ему, вдова же вместе с освобожденным сыном возвратились в дом свой.

 

2.2.6.4.5 Пример: " …он - старец безумный и весьма лживый, и житие ведет распутное"

Однажды некоторый благочестивый вельможа, наслышавшись о высоких подвигах и добродетелях преподобного Моисея Мурина, бывшего некогда разбойником, пожелал видеть его и нарочно с этою целью прибыл в скит, где жил преподобный. Моисей, узнав об этом, бежал из своей келии, чтобы скрыться, но, проходя по двору монастырскому, встретил на пути этого вельможу, который и спросил у него: " Где келия аввы Моисея? " - " На что тебе его? — ответил Моисей, - он - старец безумный и весьма лживый, и житие ведет распутное". Так и не открыл себя вельможе преподобный, избегая славы человеческой и унижая перед ним сам себя.

Много предпринимал разнообразных подвигов преподобный Паисий Великий, но всякий раз, как только какой-нибудь подвиг его делался известным, он немедленно оставлял его и начинал другой. Ученики его, заметив это, раз спросили: для чего он так делает? Для того, отвечал преподобный, чтобы не повредить делу похвалою, и оставить его неприкосновенным, ибо великий вред — похвала людская. Кто трудится из-за неё, тот не спасется, ибо он трудится из-за суетной славы человеческой, которая приносит ему вред. Поэтому и братьям, спрашивавшим у него, какая есть высшая добродетель и высший подвиг, он отвечал: " Та есть высшая добродетель, которая творится втайне".

2.2.6.4.6 Пример: " Обойдите весь город и перепишите всех моих господ"

Потому-то святой Иоанн Милостивый называет нищих и убогих своими господами. Когда он только еще был поставлен в патриарха Иерусалимского, то, призвавши к себе служителей церковных, сказал им: " Обойдите весь город и перепишите всех моих господ". Удивленные служители спрашивали его: " Кто же господа твои, владыка? " - " Нищие и убогие, - отвечал им святитель; - они господа мои потому, что могут спасти мою душу и ввести меня в вечные обители". И по его приказанию тогда же переписано было до семи тысяч нищих, которым он с тех пор давал пропитание.

Так высока и ценна в очах Божьих добродетель милосердия к ближним, что только она одна дает нам дерзновение обращаться к Богу со своими молитвами и прошениями и надежду на помилование и прощение наших грехов. Поэтому, когда Феодор Фермейский просил преподобного Авву Памво дать ему наставление, тот отвечал ему: " Будь милосерд ко всем, ибо милосердие имеет дерзновение перед Богом". И Сам Господь говорит: Милости хочу, а не жертвы. Блажены милостивые, яко тии помилованы будут.

 

2.2.6.5 Бог невидимо милостивым посылает помощь

И действительно, мы и сами часто видим особенное благоволение Божие к людям милостивым и здесь на земле. Сам Господь отличает их и оказывает им особенную Свою милость, посылая, то невидимо и незаметно, то явно, в поучение всех других людей, Свои обильные дары и щедроты. Мы часто дивимся, откуда у людей добрых и благотворительных что берется. Иной скуп бывает, трудится, приобретает, бережет, а все у него недостатки. А другой, напротив, много раздает и расточает на дела милосердия, много благотворит и помогает бедным, но ни в чем не видит нужды или скудости. Размышляя иногда об этом, мы и сами находим одно только объяснение, что Бог невидимо таковому посылает. Кому не известно, до какой скудости доходил святой Филарет Милостивый через свою благотворительность? Будучи вначале богатым и знатным, он дошел до того, что отдал бедному последнего вола, на котором сам обрабатывал землю, и, наконец, сам не имел с семейством хлеба насущного, так что, зазвав раз к себе странников, не нашел у себя ничего, чем бы мог накормить их. И, однако же, Господь снова сделал его богатым и знатным; он стал тестем царя и продолжал благотворительность.

 

2.2.6.5.1 Пример: " Продай эту одежду и купи себе хлеба! "

Являет Господь иногда и видимо свое благоволение к людям милосердым в поучение и для вразумления других, равно как видимо и наказывает людей не милостивых и жестокосердых. Случилось раз преподобному Епифанию, когда он был еще отроком, идти в деревню. Тем же путем шел инок, по имени Лукиан, который занимался тем, что переписывал книги и на вырученные от продажи их деньги питал нищих. Они вступили в разговор и пошли вместе. На пути неожиданно встретился им нищий, который, упав к ногам Лукиана, сказал: " Помилуй меня, человек Божий! Вот уже три дня, как я ничего не ел! " — Лукиан, не имея денег, снял с себя верхнюю одежду и отдал ее нищему, говоря: " Продай эту одежду и купи себе хлеба! " ( Рис. )

Епифаний удивился такому милосердию инока и вдруг увидел чудесное небесное знамение: показалось ему, что с неба сходит на Лукиана светлая белая одежда. Рис.

 

2.2.6.5.2 Пример: " … под церковными ризами его видели блистающую царскую порфиру… Сарептская вдовица"

В одно время преподобный Маркиан, пресвитер Константинопольской церкви, идя на службу Божию и увидев нищего, почти нагого, трясущегося от холода, снял с себя одежду и прикрыл наготу его, а сам остался только в нижнем платье. Когда же он священнодействовал, то весь народ, находившийся в церкви, и сам патриарх, под церковными ризами священника видели блистающую царскую порфиру. Так отличает Господь милостивых и здесь на земле в знамение великой к ним милости на небе. Награждает иногда чудесным образом и благами земными. Сарептская вдовица накормила во время голода пророка Илию, имея сама только горсть муки в водоносе и немного масла в сосуде. И от того дня водонос муки ее не оскудел, и сосуд с елеем не умалился по слову пророка (3Царств.2.16).

 

2.2.6.5.3 Пример: " Добрый человек милует и взаймы дает (Богу)"

Святой Тихон, бывший впоследствии епископом Амафунтским, в молодых летах продавал хлебы. Имея сострадательное сердце, он часто раздавал по нескольку хлебов нищим безденежно, за что раздраженный отец в одно время строго наказал его. Тогда отрок сказал отцу: " Родитель, ты огорчаешься напрасно. Я отдал хлебы взаймы Богу и имею от Него рукописание в священных книгах, где говорится: " Добрый человек милует и взаймы дает (Богу)" (Пс.111.5), и сторицею приимет". Если тому не веришь, пойдем в житницу, и там увидишь, как Бог возвращает заимодавцам долг свой". Сказав это, он взял отца за руку и повел в житницу. Но когда хотели отворить дверь, то нашли, что она целиком наполнена чистою и лучшею пшеницею, хотя прежде в ней не было почти ничего ( Рис. ).

Рис.

Отец удивился и ужаснулся. Он пал на землю, воздавая благодарение Богу, и с того времени не запрещал сыну раздавать милостыню.

 

2.2.6.5.4 Пример: " Не плачь, завтра дом твой наполнится житом"

Как милостив и щедр Господь к милостивым и здесь на земле, так, напротив, часто карает и видимо наказывает людей не милостивых и не сострадательных, скупых и жадных, черствых и жестокосердных. Во время святительства святого Спиридона на острове Кипре случился великий голод. В это время один богатый купец, закупив в чужих странах огромное количество хлеба, привез на своих кораблях и, ссыпав его в свои амбары, стал продавать по высокой цене, получая огромные барыши. Но ничем он не хотел помочь своим бедным согражданам. Раз пришел к нему один такой бедный и убедительно просил дать ему немного ржи, чтобы не умереть с голода с семейством. Купец немилосердно отказал ему. Тогда несчастный пришел к святому Спиридону и со слезами рассказал ему о своей крайности и жестокосердии купца. " Не плачь, - сказал ему святитель, имевший дар пророчества, - ибо так говорит Дух Святой: " Завтра дом твой наполнится житом, богатый же будет умолять тебя, чтобы ты принял его даром".

Так и случилось. В ту же ночь великая буря с проливным дождем снесла все амбары купца, и разлившиеся воды разнесли все его огромные запасы хлеба. Купец в отчаянии умолял жителей города помочь ему спасти хотя бы часть имущества, но никто не хотел помогать. Тогда, встретив бедняка, которому он отказал в помощи, он понял, что бедствие постигло его за его жестокосердие, и со слезами просил нищего взять у него все, что ему нужно.

 

 

2.2.6.5.5 Пример: " Так садись на мои плечи"

Настоятель некоторой обители, муж благочестивый и милосердый, украшенный всеми добродетелями, день и ночь молился Богу о том, чтобы Он не разлучил его с его братиею и в будущей жизни. Он надеялся достигнуть по милости Божией спасения, поэтому просил Бога о том, чтобы Он удостоил и братию его вместе с ним жизни райской. Долго молился так старец, и вот однажды Господь открыл ему Свою волю. Случился в другой обители праздник, на который зван был и сей настоятель вместе с братиею. Он не хотел идти, но во сне услышал голос: " Иди, только пошли впереди себя свою братию, а сам следуй за ними". Когда настал праздник, братия пошли на обед и на пути увидели нищего, израненного, едва переводящего дыхание. На вопрос их, чем он болен, несчастный едва мог им ответить: " Я шел по надобности, но здесь напал на меня зверь, всего истерзал и ушел; некому взять меня и отнести в селение". " Мы пеши, - сказали старцы, - не можем ничего для тебя сделать", - и пошли далее.

Вскоре за ними пришел к тому же месту настоятель и увидел страдальца. Узнав, в чем дело, он спросил: " Не проходили ли мимо тебя недавно иноки? " - " Они постояли надо мною, - отвечал он, - узнали про мое несчастье и ушли, отозвавшись, что им тяжело нести меня на себе". " Так садись на мои плечи, — сказал настоятель, — с помощью Божьею я донесу тебя". И, как ни отговаривался страдалец, настоятель взял его на руки и понес. Сначала он чувствовал тяжесть, но чем дальше нес, тем ноша его казалась ему легче, и, наконец, он совсем не стал чувствовать никакой тяжести. Настоятель не знал, что об этом и подумать, как вдруг несчастный совсем исчез у него из рук, и он услышал голос: " Ты всегда молился о своей братии, чтобы вошли они вместе с тобою в Царство Небесное. Но дела их другие, нежели твои. Поэтому понудь их, чтобы ходили они по стопам твоим, иначе не достигнут царствия Божия. Я праведен и воздаю каждому по делам его".

Высока добродетель милосердия. Она снискивает нам благоволение Божие, привлекает на нас Его милости и щедроты, преклоняет к нам милосердие Божие, очищает наши грехи и дает нам дерзновение перед Богом. Отец наш Небесный к нам милостив, а потому: " будьте милосердны, как милосерд Отец ваш небесный" (Лук.6.36).

 

2.2.6.5.6 Пример: " … раздеру остальное"

Один брат, увидев однажды, что авва Нистерой носит на себе две верхние одежды, спросил его: " Если придет нищий и попросит у тебя одежды, то какую ты отдашь ему? " Старец отвечал: " Лучшую". Брат опять спросил: " А если другой попросит у тебя, тому что дашь? " Старец отвечал: " Половину другой одежды". Брат еще спросил: " А если кто еще попросит у тебя, ему что дашь? " Старец отвечал: " Раздеру остальное и дам ему половину, а из другой половины сделаю себе опоясание". Наконец, брат спросил: " Если кто попросит у тебя и опоясание, тогда что сделаешь? " Старец говорит: " Отдам ему остальное, а сам пойду куда-нибудь и буду ждать, пока Бог пошлет мне одеяние и прикроет меня; а у другого ни у кого не попрошу".

2.2.6.5.7 Пример: " … раздал все свое имение нищим и упросил старца, чтобы он продал его в рабство, а полученные за него деньги разделил нищим"

Но такая высота дел христианского милосердия, конечно, для всякого желательная, не для всех одинаково может быть доступна и досягаема. Поэтому и должны мы постоянно помнить и иметь в виду, что не только такие высокие жертвы на вспомоществование ближним приятны Богу и вознаграждаются, но даже малые и самые незначительные дела благотворительности ценятся Богом и не остаются без вознаграждения. Зная это, не должны мы отвращаться от дел милосердия в виду высоты и трудности этого подвига, но должны творить всякие дела милосердия, какие только нам по силам и по средствам, хотя бы они были малы и незначительны сами по себе. Должны иногда даже принуждать себя к ним, лишь бы только творить их больше и постоянно, зная, что и такие дела не пропадут без пользы для нашей души и вознаградятся Богом.

У одного африканского князя был придворный чиновник, именем Петр, который имел обязанность доставлять съестные припасы для княжеского стола. От этого он нажил великое богатство, но при всем том был настолько скуп, что ни разу не подал милостыни ни одному нищему во всю свою жизнь, как только начал помнить себя. Но однажды, отправляя во дворец печеные хлебы, он увидел перед собою нищего, который просил у него милостыни.

 

 

Рис. Нищий. В. Суриков

Петр закричал на него с ругательством, но нищий не переставал умолять его и просить ради Христа. Тогда Петр начал озираться во все стороны, ища камня, чтобы бросить его в нищего, но как камня вблизи не оказалось, то он в крайней досаде схватил хлеб и бросил в лицо нищему. Нищий подхватил хлеб и пошел, благословляя подателя.

Через два дня после этого Петр разболелся так тяжко, что находился при смерти. И вот во время болезни ему было видение, что он стоит на некотором судилище и истязуется. Перед ним стояли весы, на одну сторону которых злобные духи возлагали его деяния, а с другой ангелы Божьи стояли в недоумении. Духи злобы рукоплескали и хохотали, видя тяготу грехов, - ангелы же с унынием говорили между собою: " А мы что положим? Нет ничего, кроме одного хлеба, который Петр бросил в лицо нищему". Сказав это, они положили на весы этот хлеб, брошенный в милостыню, и хлеб действительно потянул и приподнял несколько чашу весов, обремененную грехами. Тогда ангелы сказали ему: " Иди, убогий Петр, и приложи к этому хлебу еще несколько хлебов, чтобы не похитили тебя наши соперники и не увлекли в геенну огненную".

После этого пришел в себя Петр и тотчас же познал свое жестокосердие и свои грехи и в слезах раскаяния сказал сам себе: " Если и один хлеб, брошенный с лютою досадою, столько мне помог, то сколько помогает человеку и ублажает его милостыня, всю жизнь подаваемая им охотно и с благосердием! " И с того времени дал обет перед Богом быть милостивым.

Видите и один хлеб, брошенный нищему, даже без усердия, не пропал даром, но оказался на весах правосудия Божия и даже облегчил несколько тяжесть грехов. Поэтому не должны мы пренебрегать и малыми делами милосердия в ожидании от себя расположения к большим, но, стремясь к этим большим и жаждая великих дел и подвигов милосердия, должны творить, хотя и малые, какие нам по силам и умению. Ибо и из этих малых дел составится нечто великое, которое будет ценно перед Богом и спасительно для нашей души и само по себе, с другой же стороны, это малое может возбудить и привести нас к великим и высоким подвигам благотворительности. Тот же самый скупой придворный чиновник Петр, начавший свою благотворительность тем, что бросил с досадою хлеб в нищего, вступил потом на путь истинного милосердия. Он достиг такой высоты в этом подвиге, что раздал все свое имение нищим и, наконец, не довольствуясь и этим, упросил одного старца, чтобы он продал его в рабство, а полученные за него деньги разделил нищим.

2.2.6.5.8 Пример: " святой Серапион два раза продавал сам себя в рабство".

Мы привыкли эти духовные дела милосердия считать маловажными и потому, по большей части, не радеем о них, не ищем через них достигнуть награды от Бога. Наставить другого на путь правды и спасения, облегчить его душевное горе, угасить в нем злобу — мы как будто бы не считаем даже и делом милосердия, обыкновенно говорим, что это не наше дело и нас не касается. Этим мы показываем, что дела такого рода милосердия мы не считаем важною заслугою перед Богом, если отказываемся их делать добровольно. Эти духовные дела милости могут достигать высокой награды, ибо и они требуют иногда от нас высоких жертв и самоотвержения и возводят нас на высоту подвигов милосердия. Так, святой Серапион два раза продавал сам себя в рабство, чтобы обратить своих покупателей на путь истинной веры и спасения. В первый раз он продал себя в рабство языческому скомороху для того, чтобы, служа ему, обратить его в христианскую веру. Действительно, он служил ему до тех пор, пока ни обратил ко Христу сначала его самого, а потом и весь дом его. Ибо скоморох сей, видя своего раба в постоянных трудах, посте и слезной молитве к Богу, умилился душою и сам, и уверовал во Христа Бога истинного, а за ним и жена его, и весь дом. Тогда святой Серапион, возвратив им полученные за свою продажу деньги, сказал: " Теперь, спасенные через меня, смиренного, от вечной смерти, возьмите назад ваши деньги, мною полученные, а я пойду заботиться о спасении других". И как ни упрашивали его обращенные остаться у них и быть им вместо отца, Серапион не захотел остаться и оставил их.

Продолжая свой человеколюбивый подвиг, он опять продал себя в рабство одному градоначальнику, зараженному ересью манихейскою. И здесь также служил рабом до тех пор, пока ни обратил и его к истинной вере. Точно также и все другие духовные дела милосердия требуют от нас самоотвержения и жертв. Ибо, чтобы укротить в себе гнев и не воздавать другому злом за зло, от сердца прощать обиды, молиться за врагов, — все это требует от нас усиленной борьбы с самим собою и самоотвержения, а потому составляет высокий подвиг духовного милосердия и щедро вознаграждается Богом. Потому что только таким милосердым к своим ближним Бог прощает грехи, как в здешней жизни, так простит и в будущей.

 

 

2.2.6.5.9 Священник Тит и диакон Евагрий ( Рис. )

Рис.

Напротив, жестоко наказывает Господь людей, отказывающих своим ближним в духовных делах милосердия. Наказывает их иногда и здесь на земле, и, конечно, более тяжкое наказание постигнет их в жизни будущей. Особенно тяжко карает Господь людей, не желающих прощать обиды своим ближним, так как Сам Он сказал: " Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф.6.14—15).

Были в Киево-Печерской Лавре два инока - священник Тит и диакон Евагрий. Несколько лет они жили между собою в величайшей дружбе и согласии. Но враг рода человеческого вдруг посеял между ними вражду. Ненавистью и гневом он так омрачил их, что не могли они без злобы даже взглянуть друг на друга. Когда, отправляя божественную службу, один из них шел с кадильницею по церкви, то другой отходил в сторону, чтобы не слышать даже запаха фимиама. Злоба эта продолжалась весьма долго, и, не примирившись между собою, они дерзали приносить бескровную жертву. Однажды священник Тит тяжко разболелся. Он начал горько плакать о своем согрешении и послал к врагу своему просить прощения. Но Евагрий не хотел и слышать о том и начал жестоко проклинать его. Соболезнуя о таком тяжком заблуждении Евагрия, братия насильно привлекли его к одру умирающего. Тогда священник Тит, увидев своего врага, встал с помощью других со своего одра и, пав перед ним, слезно умолял простить его. Но Евагрий был так бесчеловечен, что, отворотившись от него, с остервенением воскликнул: " Ни в сей жизни, ни в будущей не хочу примириться с ним! " Сказав это, он вырвался из рук братии и тотчас же пал на землю. Иноки хотели поднять его, но он оказался мертвым и совершенно уже холодным. Изумление иноков еще более увеличилось, когда священник Тит в то же самое время встал с одра болезни совершенно здравым, как будто бы он никогда и не был болен, и по просьбе иноков о своем исцелении рассказал им следующее. " Доколе я, находясь в тяжкой болезни, продолжал сердиться на брата своего, я видел ангелов, от меня отступивших и плачущих о гибели души моей, а нечистых духов — радующимися. Вот причина, почему я всего более желал примириться с братом. Но как скоро привели его сюда, и он начал проклинать меня, падшего перед ним, то я увидел, что один ангел поразил его пламенным копьем, и несчастный мертвым пал на землю. А мне этот же ангел подал руку и восставил от одра болезни".

Итак, никогда не должны мы отказываться от дел милосердия, как телесных, так и духовных, ссылаясь на свою бедность, недостатки или трудность и непосильность для себя таковых дел. Кто не будет делать ничего, ничего и не получит, напротив, кто будет делать и малое, то через это малое получит много. Поэтому, кто не может помогать много, помогай мало, но от чистого сердца и усердия. Кому не под силу творить дела милосердия телесного, твори духовные дела милосердия - помогай советом, добрым словом, утешением, старайся быть незлобивым, прощай обиды. За все эти дела милосердия мы получим великую награду, ибо помилованы будем и прощены в своих грехах на страшном суде Божием.

2.2.6.5.10 Пример: " … ты был незлобив и никого не осуждал"

Был в некоторой обители инок, который мало имел добродетелей и был довольно нерадив о своем спасении, но зато был незлобив, не мстителен и не взыскателен к своим ближним. Пришло ему время расстаться с жизнью. Собравшаяся вокруг смертного одра его братия, зная эту его беспечность на пути спасения, чрезвычайно удивилась, видя, что инок оставляет сей мир не только без страха и трепета, но даже улыбаясь. " Отчего ты в грозный час суда Божия так беспечален? - спросили его иноки. - Мы знаем твою жизнь и не понимаем твоего равнодушия"! Тогда умирающий инок, несколько приподнявшись на одре, сказал им: " Так, отцы и братия, я жил нерадиво, и ныне все мои дела представлены мне и прочтены ангелами Божьими ( Рис. ).

 

Рис.

Я с сокрушением признался в них и ожидал всей страсти суда Господня. Но вдруг ангелы сказали мне: " При всем твоем небрежении, ты был незлобив и никого не осуждал", - и с этими словами разодрали рукописание грехов моих. Вот источник моей радости"! Сказав это, инок с миром предал душу свою Господу.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. B. это наиболее суровая мера юридической ответственности
  2. Breaking 2x2 Бони и Клайд начинающие (до 14 лет)
  3. I. Полное и прочное устройство индивидуальной и коллективной гармонии в области мысли в отношении к человечеству
  4. III. Из предложенных слов выберите то, которое наиболее близко передает значение подчеркнутого.
  5. IV. Политика и гражданское общество. Гармонизация межконфессиональных, межнациональных, миграционных процессов.
  6. XXX. ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ – ВЕЛИКАЯ ПУСТОТА БУДДИСТОВ (будителей, будетлян, людей, которые здесь, скоро будут).
  7. А 47. Что из перечисленного стало последствием победы СССР над Японией в 1945 г.?
  8. А потом он обратился к ним с увещанием в связи с тем, что они смеялись, когда кто-нибудь испускал ветры, и сказал: «Почему некоторые из вас смеются над тем, что делают и сами?»
  9. А – диаграмма срабатывания триггера; б – условные обозначения синхронизирующих входов; в – диаграмма приема двухступенчатого
  10. А. Христианское понимание бытия
  11. Абсолютное позиционирование.
  12. АВИАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ И СИСТЕМЫ


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.09 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь