Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Хронология книг Нового Завета



 

Ни одно произведение классического автора греко-римской древ ности не подтверждается с той степенью точности, как рукописи, содер­жащие текст Нового Завета. Существует несравнимо большее количест­во копий Нового Завета, чем копий произведений какого бы то ни было античного автора. Наши библиотеки буквально переполнены копиями Нового Завета. Его кодексы, оказавшиеся в нашем распоряжении, на­считывают более 4000 экземпляров, некоторые из которых датируются IV веком. Однако особо примечательным является следующее обстоя­тельство. Наиболее древний рукописный экземпляр, содержащий тек­сты классических произведений, относится к IX веку, тогда как древ­нейшие рукописи Нового Завета (папирусы в большей или меньшей степени фрагментарные) относятся к периоду, лишь несколькими деся­тилетиями отстоящему от времени, когда жил Христос3.

Сто лет назад самой древней рукописью Нового Завета, которой мы располагали, являлся Ватиканский кодекс В, написанный в IV веке. Од­нако это кодекс не совсем полный. А, кроме того, поскольку кодекс хра­нился в библиотеке Ватикана, с 1481 г. он был недоступен для исследо­вателей древних рукописей. Когда Трэджелз, видный английский ученый и критик текстов, посетил Рим в 1845 г., с тем чтобы снять ко­пию с текста кодекса, хранители библиотеки не разрешили пронести в помещение, где находился текст, ни перо, ни бумагу. Когда же немецкий теолог и исследователь рукописей Священного Писания Константин фон Тишендорф в 1846 г. попытался проделать то же самое, то ему по­зволяли видеть текст всего лишь по три часа в сутки. А когда он отва­жился снять копии с нескольких страниц, представители папы сразу же отобрали у него разрешение на вход в библиотеку1.

В 1844, 1853 и 1859 гг. фон Тишендорф собрал в монастыре святой Екатерины на Синае полный текст кодекса, с тех пор и получившего на­именование «Синайский кодекс» (кодекс Алеф), который датируется приблизительно 350 г. Хронологически Ватиканский кодекс — более ранний, однако его текст не совсем полный. Синайский кодекс, в свою очередь, содержит весь Новый Завет и значительную часть Ветхого. Се­годня он хранится в Британском музее [1].

В 1627 г. Патриарх Константинопольский Кирилл Лукарис передал в дар английскому королю Карлу II другую рукопись Нового Завета, которая была написана в Александрии в первой половине V века. Этот кодекс, также хранящийся в Британском музее, носит название «Алек­сандрийского» (кодекс А) и включает весь текст Священного Писания, за исключением нескольких мест.

В 1931 г. были обнаружены 126 рукописей (папирусов) Нового За­вета. Эти рукописи, датируемые примерно 240 г., были найдены в Егип­те. Еще одно собрание папирусов из Египта включало список Евангелия от Иоанна, а также посланий Петра и Иуды. Этот список восходит к концу II века.

В 1935 г. К. Г. Роберте опубликовал некий текст, который был напи­сан на маленьком обрывке папируса. Он был найден в 1920 г., и на од­ной из его сторон сохранился фрагмент текста Евангелия от Иоанна (18, 31-33), а на другой из той же главы стихи 37-38. Речь идет о части листа той рукописи, которая, предположительно, содержала 130 стра­ниц. Этот обрывок папируса был предоставлен Джоном Райлендсом, он хранил его в своей личной библиотеке в Манчестере. Сам папирус не очень большой, однако представляет собой огромную ценность. Археологи настаивают на том, что этот текст по времени своего написания от­носится к эпохе императора Траяна, правившего с 98 по 117 гг., или же, что более вероятно, текст появился в годы правления Адриана, который умер в 135 году1.

Так, вплоть до сегодняшнего дня эта рукопись считается наиболее древней из всех известных рукописей Священного Писания, которыми мы располагаем2. Огромная ценность ее заключается еще и в том, что благодаря ей подтверждается следующий факт: Евангелие от Иоанна существовало и имело хождение на территории Египта вскоре после кончины евангелиста Иоанна.

Сэр Фредерик Кеньон, отмечая важность этого ценного документа, писал: «Как бы то ни было, это — вещественное доказательство, которое не основывается на теологических пристрастиях, и, поскольку этот факт признан всеми, кто является специалистом в области датирования папирусов, данный текст можно рассматривать в качестве достоверного свидетельства. Таким образом, по имеющимся фактам дату написания Евангелия от Иоанна можно отнести к I в., так как должно было пройти какое-то время, пока его текст получил широкое распространение. Со­гласно христианской традиции, датой написания текста искони считал­ся конец I века. В отношении других книг Нового Завета мы мало что можем сказать определенного. Нет сомнений, что синоптические Еван­гелия (от Матфея, Марка и Луки) относятся к периоду значительно бо­лее раннему, чем четвертое Евангелие (...). Гиперкритические теории школы Бауэра прекратили свое существование в силу своего же собст­венного неправдоподобия». Далее Кеньон заключает: «Как аутентич­ность, так и общая целостность и правильность книг Нового Завета мо­гут считаться окончательно подтвержденными»1.

В 1935 г. X. И. Белл и Т. К. Скит опубликовали текст еще одного фрагмента папируса, превосходящего по размерам экземпляр из биб­лиотеки Джона Райлендса. Этот отрывок хранится в Британском музее. Папирус Белла и Скита (4 страницы) содержит частично повествова­ние о жизни Христа, основанного на четырех Евангелиях, в особенности на Евангелии от Иоанна. На страницах этого папируса были обнаруже­ны «высказывания, переданные слово в слово по Евангелию от Иоан­на»2. Этот папирус датируют тем же самым временем, что и экземпляр из библиотеки Джона Райлендса, — серединой II века3.

Из заключения археолога сэра Ф. Кеньона следует, что обнаружен­ные рукописи Нового Завета предоставили возможность настолько приблизиться ко времени написания Евангелий, что мы смогли почув­ствовать, как заметил Вос, «дыхание святых апостолов! »4 Таким обра­зом, промежуток времени между жизнью Христа и написанием Еванге­лий настолько небольшой, что не было возможности для создания легенд и мифов вокруг исторической личности Богочеловека. Следова­тельно, авторы Евангелий запечатлели Иисуса Христа именно таким, каким Он был в действительности, то есть Сыном и Словом Божиим, Который прошел по разным местам, благодетельствуя и исцеляя вся (Деян. 10, 38) и наконец был распят, воскрес и вознесся на небо.

Когда сегодня мы сравниваем древние рукописи Нового Завета с ру­кописями произведений классических авторов, то наблюдаем такую картину.

1. Уже упоминалось о том, что рукописные кодексы Нового Завета, которыми мы располагаем, насчитывают более 4000 экземпляров, неко­торые из которых датируются IV в., в то время как папирусы, более или менее фрагментарные, относятся ко II в. Между тем рукописей с текста­ми других древних авторов сохранилось очень мало. Правда, в городе Геркулануме (в Кампании, древней области на юге Италии), который оказался погребенным под лавой в результате извержения Везувия в 79 году, были обнаружены рукописи с текстом на греческом языке ещё бо­лее древние, чем папирусы из библиотеки Райлендса и Британского му­зея. Тем не менее рукописи из древнего Геркуланума вызывают интерес лишь у небольшого числа специалистов. Существуют лишь девять или десять приличных рукописных копий с текстом сочинения Юлия Цеза­ря (102-44 гг. до Р. X.) «Галльская война», причем древнейшая из них была написана спустя 900 лет после смерти самого Цезаря (т. е. около 850 г.). Такая же ситуация и с «Историей» Фукидида: нам известны во­семь рукописей этого произведения, самая древняя из которых датиру-ется 900 г. Подобным образом дело обстоит со многими классическими авторами. В случае же с Новым Заветом мы имеем по меньшей мере со- рок рукописей, возраст которых свыше тысячи лет! 1

2. Последнее замечание заставляет обратить внимание на следую­щее: рукописей произведений выдающихся греческих и латинских ав­торов и вообще сохранившихся от классического времени не только меньше, чем рукописей Нового Завета, они еще и более поздние. Так, самый древний дошедший до нас текст эпоса Гомера восходит к XIII в.! Единственный наиболее ранний текст Тацита датируется временем, не­посредственно предшествующим эпохе Ренессанса. А рукописей с тво­рениями греческих классиков, которые были бы написаны ранее IX ве­ка, вообще не существует, за исключением, пожалуй, нескольких отрывков. И «самые ранние из рукописей с трудами Платона датиру­ются IX в.», т. е. отстоят от времени создания самих произведений Пла­тона на целых двенадцать веков! 3

3. К той массе рукописей с текстом Нового Завета на греческом язы­ке, которыми мы располагаем, необходимо причислить также свыше по­лутора тысяч экземпляров богослужебных евангельских текстов, со­стоящих по большей части из евангелических зачал, которые обычно читаются в течение литургического года. Также существует пятнадцать переводов на древние языки, например, древнесирийский перевод (по-сирийски «Пешитто», т.е. простой), коптский перевод и другие, которые свидетельствуют о существовании греческого текста, ставшего основой для данных переводов. Кроме того, имеются многочисленные цитаты из Нового Завета в сочинениях древних отцов Церкви, которые были за­имствованы из других, более ранних рукописей, ныне утраченных.

4. Богатый материал древних рукописей Нового Завета не только дает возможность точно датировать богодухновенные тексты. Он помо­гает подтвердить достоверность этого текста. Безусловно, во всех этих рукописях наблюдаются некоторые разночтения. Такого рода отличия объясняются возможными ошибками при переписывании или разли­чиями в употреблении греческой лексики на той или иной территории, а также своевольными попытками подправить текст со стороны какого-нибудь переписчика, полагавшего, что его предшественник допустил ошибку. Во всяком случае эти различия незначительны и нисколько не искажают смысл текста. Приснопамятный профессор П. Н. Трембелас в этой связи заметил, что, по мнению видных критиков текста Нового За­вета Ф. Уэсткота и Ф. И. А. Хорта, «семь восьмых текста Евангелия не подлежат никакому сомнению; остальная же — одна восьмая часть тек­ста — состоит отчасти из поправок в ряде слов и разночтений, которые незначительны. Разночтения, имеющие отношение к сути текста, мало­численны и в объемном соотношении могут быть оценены менее чем в одну тысячную от всего текста»1.

5. Этот удивительный феномен, который объясняется благочестием, внимательностью и добросовестностью переписчиков священных тек­стов, поражает воображение в еще большей степени, если принять во внимание те ошибки, которые встречаются в копиях произведений дру­гих древних авторов. К месту будет упомянуть о том, что из разночте­ний, встречающихся в различных рукописях одного только латинского поэта Горация можно составить целых три тома! А шесть комедий ла­тинского сатирика Теренция, копий произведений которого сохрани­лось в тысячу раз меньше, чем рукописей Евангелия, содержат около 30 000 разночтений, как сообщает Е. Дюплесси2. Справедливо заметил Шорт: «Примечательно не то, сколь велики различия», наблюдаемые в большинстве древних рукописей Нового Завета, «но необыкновенное и поразительное единообразие священного текста в разных рукописях».

6. В заключение можно отметить, что поскольку древние рукописи, увидевшие свет благодаря археологии, не содержат, по мнению специа­листов, большого числа новых данных по сравнению с теми, которые уже известны, то это свидетельствует только о том, что достоверность предания текста Нового Завета непререкаема.

Примечание

1. Синайский кодекс был до революции 1917 г. собственностью России и хранился в Петербурге в Императорской публичной библиотеке, но после ре­волюции был продан большевиками за бесценок Британскому музею.

 

«Во дни Ирода царя»

 

Богодухновенный евангелист Матфей повествует, что Христос ро­дился в Вифлееме Иудейстем во дни Ирода царя (Мф. 2, 1). Он также го­ворит о том, что Ирод послав изби вся дети сущыя в Вифлееме и во всех пределех его, от двою лету и нижайше (Мф. 2, 16), чтобы таким образом, как он полагал, убить и Младенца Иисуса.

Кто был этот Ирод, когда жил, когда правил и когда умер, каков был его нрав — обо всем этом достаточно хорошо известно из большого чис­ла источников, а также благодаря археологии, с помощью которой были обнаружены развалины архитектурных сооружений той эпохи. Ирод был идумеем, т. е. отдаленным потомком Исава, брата Иакова. Идумеи населяли область Идумею с главным городом Хевроном. Иоанн II Гиркан подчинил себе идумеев, вынудил их принять иудаизм и заставил со­вершать обрезание. Дед Ирода, Антипа, был назначен Александром Яннаем управляющим Иудеей. Преемником Антипы (ум. в 78 г.) стал его сын Антипатр. Коварный и честолюбивый Антипатр сотрудничал с Иоанном II Гирканом и римлянами, в результате чего римский им­ператор Юлий Цезарь закрепил за Антипатром звание «правителя» (эпитропа) Иудеи (47 г.), а Асмонея Гиркана II назначил на должность «первосвященника и этнарха» в Иерусалиме. Антипатр (ум. в 43 г.) впо­следствии назначил своего второго сына Ирода на должность правителя Галилеи (Северная Палестина).

Ирод начал политическую карьеру еще в молодые годы. Благодаря своей энергии он быстро достиг больших результатов и стал тетрархом (четвертовластником) Иудеи. Затем при содействии Августа (впослед­ствии, с 31 г. по 14 г., — римский император) добыл себе корону Иудеи. Тогда с помощью римлян, а затем благодаря стремительной военной кампании против Антигона и трехмесячной осаде Иерусалима он вос­сел на трон в городе Давида (37 г. до Р. X.).

Его крутой, эгоистичный, честолюбивый и жестокий нрав проявил­ся самым ужасным образом. Он начал свое царствование с умерщвле­ния всего потомства Асмонеев, казнил Антигона (сына Аристовула II, брата Иоанна II Гиркана) вместе с сорока пятью его сторонниками. На­значил шурина Аристовула (брата его супруги Мариамны) первосвя­щенником храма в Иерусалиме. Однако его первосвященство длилось недолго — по приказу Ирода его утопили, по одним сведениям, в реке Иордан, по другим — в бассейне во время купания. Ирод также погубил Гиркана II, а спустя некоторое время убил и свою супругу Мариамну и ее мать Александру. Кроме того, он приказал сжечь заживо двух книж­ников, которые сняли с ворот храма золотого римского орла. Помимо этого, он умертвил двух мужей своей собственной сестры и двух своих сыновей — Александра и Аристовула. А за пять дней до своей смерти он направил своих приспешников убить своего сына Антипатра1. Иудеи, так никогда и не признавшие Ирода за своего, поскольку тот был иду-меем, называли его «царем иудеев», тем самым противопоставляя дан­ный титул другому — «иудейский царь»2. Ессеи ему также никогда не доверяли. Он мог рассчитывать только на поддержку космополитиче­ски настроенных иудеев.

В последние годы жизни он пребывал в крайне тревожном, со­стоянии: был вспыльчив, раздражителен по причине огромного числа убийств, совершенных им (помимо случаев, о которых уже было упомя­нуто, он умерщвлял сам или отдавал приказ убивать и многих других, уничтожал людей целыми общинами), и, главным образом, он терзался из-за убийства собственной жены, которую продолжал любить и после ее смерти. Поэтому он постоянно переезжал из одной горной крепости в другую, чтобы обрести покой и умиротворение, тогда как прежде он ис­кал исцеления в водах источников Каллирои, которые находились к востоку от Мертвого моря.

Умер он в возрасте семидесяти лет. Иудейский историк Иосиф Фла­вий называет его «самым жестоким тираном, который когда-либо нахо­дился у власти». И добавляет: «За короткое время его правления иудеи испытали столько ужасов, сколько предки их претерпели за огромный промежуток времени, начиная с того, как они вышли из Вавилона, и за­канчивая временем правления Ксеркса, когда они вернулись»3.

Таков был Ирод, в царствова­ние которого родился Спаситель Христос. Ужасный облик этого ца­ря довершается избиением мла­денцев, как об этом повествует бо-годухновенный евангелист Мат­фей. Совершенно верно сказано о личности бесчеловечного идумея Ирода: «Он пробрался к власти, словно лиса, правил, как тигр, и умер, как пес! » Археология помог­ла пролить свет на все стороны жизни Ирода. И всё это благодаря находкам, дошедшим до нас со времени его владычества, посколь­ку были проведены раскопки мно­гих архитектурных сооружений эпохи Ирода Великого (так его на­зывали) — таких, как храм в Иеру­салиме, царский дворец, древняя Самария, вновь застроенная и названная им Севастией, разные фортификационные сооружения в Пале­стине, а также общественные здания в Птолемаиде (Акра), Дамаске, Си-доне, Библе, Бейруте, Латакии (Лаодикии) и Антиохии1.

 

Ирод Архелай. Ирод Антипа

 

Евангелист Матфей рассказывает следующее. Иосиф, который скрывался вместе с Девой Марией и Младенцем Иисусом, узнав о том, что Иудеей теперь правит сын Ирода, Архелай, побоялся возвращаться обратно. Поэтому, получив во сне указания от Бога, направился в об­ласть Галилею и поселился в Назарете (Мф. 2, 21-22), поскольку в Га­лилее тогда правил другой сын Ирода — Антипа.

Исторические события, связанные с Архелаем и Антипой, были изу­чены до мельчайших подробностей еще и благодаря археологии. В результате раскопок были найдены здания, монеты и письмена тех вре­мен, которые пролили свет на события, о которых говорится в священ­ных текстах.

Ирод Великий незадолго до смерти назначил троих из своих сыно­вей наследниками царства. Старший сын получал отцовский трон, к не­му переходил титул царя и, следовательно, власть над Иудеей, Самари­ей и северной частью Идумеи. Другой его сын, Антипа, наследовал титул тетрарха и получал во владение Галилею и Перею. Должность тетрарха наследовал и третий сын Ирода, Филипп II, с правом распоря­жаться Итуреей, Ватанеей, Трахонитидой и Авранитидой. После смер­ти жестокого и звероподобного Ирода народ Иудеи вздохнул с облег­чением, но, когда выяснилось, что царство отца перешло в руки его сыновей, люди вознегодовали. Так, например, только семья Ирода и на­емники признали Архелая царем. Народ же был настроен решительно против. Тогда Архелай бежал в Рим, где рассчитывал добиться для себя официального признания за ним титула «царь», однако римский импе­ратор, осведомленный о крайнем недовольстве народа Иудеи, повел се­бя осторожно и рассудительно, даровав Архелаю звание «этнарха». Так, к 4 г. до Р. X. вместо одного Ирода, который к этому времени уже умер, в Палестине было теперь три Ирода: Ирод Архелай, Ирод Антипа и Ирод Филипп II.

Следовательно, характеристика Архелая как «царя», данная еванге­листом Матфеем, является точной, поскольку, когда Святое Семейство вернулось из Египта, Архелай тогда еще имел титул «царя».

Ирод Антипа и Ирод Филипп II продолжали править в своих владе­ниях: первый — до 39 г., второй — до 34 г. Однако этого не произошло в случае с Архелаем, так как он был худшим из сыновей Ирода и показал себя во всем подобным своему отцу. Во время первого народного бунта он повел свои войска на Иерусалим, в результате чего было убито три тысячи человек, так что весь двор храма был завален трупами. В то вре­мя как Архелай и Антипа находились в Риме с целью получить согласие императора Августа на предоставление Архелаю царской власти, новые волнения стали причиной серьезных столкновений между иудейской и римской армиями. Вооруженные стычки достигли своего апогея перед стенами храма, и, пока римлян забрасывали камнями, те подожгли кры­тую галерею храма, ворвались в сам храм и разграбили его, в результате чего народные волнения охватили всю Иудею. Наконец римлянам уда­лось одержать верх: около двух тысяч человек были распяты, не считая того, сколько было убито во время военных действий2.

Такие вот события происходи­ли в Иудее, когда Иосиф решил вернуться в Палестину с Пресвя­той Девой Марией и Младенцем Иисусом. Поэтому он и предпочел остановиться в Галилее, где тет­рархом был более мягкий Антипа.

Тиран Архелай снова вызвал возмущение у иудеев, после того как прогнал свою супругу и взял в жены другую женщину, уже дваж­ды до того побывавшую замужем. Однако его действия вызвали не­довольство и у римлян, поскольку он с большой расточительностью и рвением занялся строительст­вом. По причине всего этого рим­ляне отстранили его от должности и сослали в галльский город Вьенну, где тот и умер1.

Имя Ирода Антипы, тетрарха Галилеи, часто встречается на страницах Нового Завета. Христос назвал его «лисом» (Лк. 13, 32), т.е. обладающим лукавым нравом, так как тот был ставленником Цезаря и узурпировал трон Давида. Это тот самый Антипа, к которому Пилат по­сылал Христа. Антипа, находившийся в то время в Иерусалиме, после того как со своими воинами уничижил Господа и посмеялся над Ним, послал Его обратно к Пилату. Благодаря льстивой любезности, оказан­ной Антипе Пилатом, они стали друзьями (Лк. 23, 1-2).

Это был также тот самый Ирод Антипа, которого обличал Иоанн Предтеча, так как Антипа, после того как женился на дочери Ареты IV, царя набатеев, бросил ее, отправив обратно к отцу, и жил беззаконно с Иродиадой, супругой своего брата (Ирода Филиппа I, сына Ирода Ве­ликого и Мариамны). Иродиада была дочерью Аристовула, брата Анти­пы. Следовательно, Антипа приходился ей одновременно и дядей и де­верем! Эта женщина, так же как и ее дочь Саломея, жила с Антипой в столице его владений Тивериаде. Когда же Иоанн Предтеча обличил Ирода Антипу, тот заключил его в крепость Махерунт, а затем приказал обезглавить в угоду Иродиаде (Мф. 14, 1-12. Мк. 6, 14-25. Лк. 9, 7-9). Постыдная жизнь Антипы стала причиной начавшейся войны с царем Аретой. Когда же Калигула стал императором Рима, он лишил Антипу трона и сослал его в Галлию, а царем над всеми владениями, которыми некогда обладал Ирод Великий, поставил брата Иродиады Ирода Агриппу I.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Книги (по алфавиту авторов или названий)
  2. III. ПЛУТАРХ. 2) «КОЛОТ» IV. ЛУКРЕЦИЙ. «О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ» (ТРИ КНИГИ. 1), 2), 3))
  3. XXXV. ДЛЯ ЧЕГО БЫЛА НАПИСАНА ЭТА КНИГА?
  4. А. Достоверность Нового Завета
  5. Абсолютная геохронология и методы её восстановления.
  6. Богослужебное употребление книги Левит
  7. Большая книга восточной мудрости
  8. Большая книга о счастье и благополучии
  9. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик, уже будучи взрослым, с теплотой вспоминает свою первую книгу?»
  10. В курсовой и выпускной и выпускной работе применяются только затекстовые и подстрочные ссылки. В затекстовых ссылках – полное библиографическое описание книги, в подстрочных – краткое.
  11. В своих книгах ты подробно объяснил все способы достижения благополучия.
  12. В чем же состоит работа над книгой, особенно над научной?


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь