Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пусть молва не ссорит тебя с теми, кто пользуется твоим доверием.



7. Что трудно? – познать самого себя?

8. Что самое приятное? – Достичь того, чего желаешь.

9. Что утомительно? – Праздность.

10. Что вредно? – Невоздержанность.

11. Что невыносимо? – Невоспитанность.

12. Что легко? – Наставлять другого.

13. Что есть божество? – То, у чего нет ни начала, ни конца.

14. Как нам прожить самую лучшую и самую праведную жизнь? – Если сами не будем делать того, в чем упрекаем других.

15. Учи и учись лучшему.

16. Лучше вызывай зависть, чем жалость.

17. Находясь у власти, управляй самим собой.

18. Старше все вещей – Бог, ибо он не рожден.

19. Прекраснее всего – Космос, ибо он творение Бога.

20. Больше всего – пространство, ибо оно вмещает все.

21. Мудрее всего – время, ибо оно обнаруживает все.

22. Быстрее всего – мысль, ибо она бежит без остановки.

Еще несколько слов о Фалесе. Согласно описанию Д. Лаэрция – у Фалеса не было своих детей, согласно одним источникам, а согласно другим – он усыновил сына своей сестры. Когда его спрашивали, почему он не имеет собственных детей, то он отвечал, что не желает их иметь, потому что сильно их любит.

«Бытует миф о том, что когда мать Фалеса спрашивала его о том, почему он не жениться, то он тотчас же ей отвечал, что, дескать слишком рано, а когда мать Фалесу уже в зрелом возрасте задавала ему вопрос, связанный с тем, так почему же он все таки не собирается жениться, то Фалес ей говорил о том, что жениться ему слишком позно») [1] 1.

Итак, философские взгляды Фалеса.

Фалес произвел переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции – первоосновы всего. Он учил, что началом всего многообразия мира, всего сущего является вода. Эти воззрения – в книге «О началах». Фалес, понимал воду как начало, наивно заставляет плавать на ней землю. (Остатки мифологичности). Вода – субстанция мира. Она буквально пребывает подо всем, на ней все плавает. Фалес представлял, что океан – кольцевая река, окружающая Землю, а сама Земля подобно дереву плавает на воде. По Фалесу, вода является основой мира потому, что, как показывает наблюдение, все рождается из семени, а семя влажное. «У влажных вещей началом их природы является вода». Все происходит из воды и все в воду возвращается.

Фалес, размышляя об устройстве Вселенной, пришел к необходимости найти одно общее начало – субстанцию, относительно которой все отдельные предметы есть только лишь формы ее проявления. Он ставил вопрос: где же та неизменная сущность (бытие), которая имеет изменчивые формы, одним словом, где начало вещей? Сама постановка этого вопроса означала открытие эры философского исследования.

Фалес был монистом (греч. мonos – один), т.е. принимал за основу всего сущего одно начало, не только в онтологии (учении о бытии), но и в гносеологии (учении о познании). Его основное требование в познании заключалось в том, что все знание надо сводить к одной-единственной основе – чувственной видимости. Бытие связано с его познанием: все надо сводить к одной единой основе. Фалес сказал: «Многословие вовсе не является показателем разумного мнения». «Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болтливых людей». Таков девиз Фалеса, первого прозападного философа.

Для Фалеса «вода» – не просто вода, а вода «разумная», божественная. Мир полон богов. Однако эти боги – действующие в мире силы, они также души как источники самодвижения тел. Здесь проявляется гилозоизм Фалеса. Жизнь присуща всем телам, всему материальному. Все имеет душу. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем. Так, например, магнит имеет душу, потому что он притягивает железо. Солнце и др. небесные тела питаются испарениями воды. Хотя Фалес и отличал душу от тела, но считал ее материальной. Для Фалеса божество космоса – разум. Перед нами здесь – не только антимифологичность Фалеса, поставившего на место Зевса разум, логос, но и заложенная в первом философском учении возможность идеализма. Фалес верил в существование и зарождение богов, но он думал, что они, как и все, образовались из воды. Если действительно для Фалеса все существующее имело жизнь и мир был наполнен демонами или богами, то и они имеют начало в воде.

Вывод и значение учения Фалеса:

1. Философия Фалеса установила источник, «первоначало» всего существующего;

2. Из всех стихий он выбрал всемогущую и везде распространенную, воду.

3. Фалес первый попытался, не прибегая к мифам, обозначить физическое начало всего сущего.

Эти факты свидетельствовали о наступлении совершенно новой эры в мышлении человечества.

Известны научные труды Анаксимандра («Карта земли», «Глобус»). Был известным математиком и не менее известным философом. Анаксимандр построил модель небесной сферы – глобус, начертил географическую карту, ввел «гномон» – солнечные часы. Философское сочинение Анаксимандра называется «О природе» (сер. 6 в. до н.э.).

Первоначало, субстанциювсего сущего Анаксимандр нашел в некоем апейроне. Он учил: «Начало и основа всего сущего – апейрон». Апейрон – это нечто беспредельное, безграничное, бесконечное. Это - неопределенная материя (апейрон) – вещественное начало, лишенное границ, то есть без всяких качественных характеристик и количественно бесконечное. А пейрон является источником, из которого все возникает. Апейрон «всем управляет», поэтому Анаксимандр назвал его «божественным».

Все древние авторы согласны были с тем, что апейрон Анасимандра материален, вещественен. Но трудно сказать, что это такое. Они видели в апейроне смесь природных стихий. Анаксимандр свое бесконечное начало, сделал неопределенным, безразличным ко всем стихиям. Анаксимандр считает, что если стихии превращаются друг в друга (а тогда думали, что земля, вода, воздух и огонь способны друг в друга превращаться), то это означает, что у них есть нечто общее, что само по себе не является ни огнем, ни воздухом, ни землей, ни водой. А это и есть апейрон, неопределенный внутренне.

Первоначало или апейрон Анаксимандр называет бесконечным и беспредельным «Все». Эта первичная сущность составляет Единое целое. Это единое целое, или «бесконечное» заключает в себе множество элементов, из которых состоят все наши предметы. И этим элементам надо только отделиться от первичной сущности, чтобы образовать новое явление природы. «Через отделение» – есть важный процесс. Творчество, созидание конкретной вещи, предмета, явления есть разложение бесконечного (апейрона). Так, например, первосубстанция (апейрон) превращается в различные земные стихии (земля, вода, воздух, огонь), а те переходят друг в друга. Отчего, по мысли Анаксимандра, происходит это разложение (и в то же время созидание ) чего-то нового?

- От вечного движения, которое есть условие бесконечного. Анаксимандр полагает, что апейрон находится в вечной активности, в вечном движении. Постоянно происходит отделение и сплочение известных не изменяющихся элементов. Таким образом, только части целого беспрестанно меняются, но целое остается неизменным. Еще одно свойство апейрона – вечность. Анаксимандр говорит, что он «не знает старости», это апейрон «бессмертен и неуничтожим».

Здесь присутствует наивная диалектика, представление о закономерности бытия, когда все в мире зарождается и движется по определенному порядку, то есть по законам времени. Все события в мире происходят в определенной борьбе теплого и холодного, примером чего, по мнению Анаксимандра, является смена времен года.

У Анаксимандра уже нет элементов теогонии (происхождение мира от богов). От теогонии остался лишь атрибут божественности, который он приписывает апейрону, да и то потому, что апейрон, как и мифологические боги, вечен и бессмертен.

Анаксимандру принадлежит первая глубокая догадка о происхождении жизни. Вместе с тем, присутствует еще налет мифологичности.

Анаксимандр полагал, что природа, мир существуют объективно, а не созданы кем-то. Живое зародилось на границе моря из суши и ила под воздействием небесного огня, солнца. Первые живые существа жили в море. Затем некоторые из них вышли на сушу и сбросили с себя чешую, став сухопутными животными. От животных произошел человек. У Анаксимандра (в отличие от Дарвина) человек произошел не от сухопутного животного, а от морского. Человек зародился и развился до взрослого состояния внутри какой-то громадной рыбы. Родившись взрослым (ибо ребенком он не мог бы один без родителей выжить), человек вышел на сушу.

Выводы: 1) Учение Анаксимандра относят к направлению материалистического монизма.

2) Его первоначало есть бесконечное бытие, но не бесконечный дух.

До понятия «бесконечный дух» позже дошли философы Элейской школы.

Согласно Анаксимену, Еще один видный представитель Милетской школы. Ученик и последователь Анаксимандра. Известен как автор философского произведения «О природе», как астроном и метеоролог.

Началом всего сущего считал воздух. Он называет воздух беспредельным, т.е. апейрос. Так апейрон превратился из субстанции в ее свойство. Апейрон – свойство воздуха. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения.

Огонь – это разряженный воздух. Сгущаясь, воздух становится первоначально водой, затем, при дальнейшем сгущении, землей и, наконец, камнем. Анаксимен все многообразие стихий объясняет степенью сгущения воздуха.

Анаксимен называет воздух Жизнью. Воздух, думал он, распространен повсеместно, а Земля покоится на нем в виде широкого места. Все образуется из воздуха и все обращается в него. Когда человек вдыхает воздух, он вбирает в себя частицу мировой жизни. Воздух питает человека также, как и все существующее. Анаксимен пришел к идее всемирной жизни, поставив и жизнь индивидуальную (т.е. отдельного человека), и мировую жизнь в зависимость от воздуха. По сравнению с Фалесом это был шаг вперед. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первичен даже по отношению к богам. «Не богами создан воздух, а они сами из воздуха, - утверждал Анаксимен, - …совсем как наша душа воздух поддерживает все и управляет всем». Таким образом, боги оказывались модификацией материальной субстанции. Позднее Августин Аврелий спрашивал: «Что же тогда в них божественного? ».

Казалось бы «наивные» взгляды Анаксимена (как и Милетской школы в целом), поражают своими удачными научными предвосхищениями. К примеру, И. Кант утверждал, что планеты и все космические тела берут свое начало из бесконечной газообразной массы. Известный химик Дюма считал: «Растения и животные происходят из воздуха, только из воздуха сжатого; они создаются из воздуха и в конце концов превращаются в него». Такую же идею высказал и Либих в «Письмах о химии».

Анаксимен почитал основателя Милетской школы, Фалеса. Диоген Лаэртский пишет в своей книге, что «Анаксимен писал Пифагору о том, что Фалес вышел как-то ночью посозерцать движение звезд и уже рассматривая блеск звезд и их едва уловимое движение, свалился в колодец и погиб, поэтому, дескать он, Пифагор, и обязан, подобно самому Анаксимену и его друзьям, хранить память об этом мудреце и пусть… каждая его (Пифагора) речь начинается с почитания памяти Фалеса».

Обобщая взгляды представителей Милетской школы, отметим, что философия здесь возникает как рационализация мифа. Мир объясняется, исходя из него самого, на основе материальных начал, без участия в его создании сверхприродных сил. Милетцы были гилозоистами т.е. говорили об одушевленности материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души. Они были также пантеистами (греч. pan – все и theos – Бог – философское учение, в соответствии с которым «Бог» и «природа» отождествляются ) и пытались выявить природное содержание богов. В человеке милетцы усматривали, прежде всего, не биологическую, а физическую природу, выводя его из воды, воздуха, апейрона.

Итак, философия милетских мудрецов, являясь первой школой античной философии. Она пыталась дать целостную картину мира, в то время, когда многие частности и детали оставались неизвестными. Отсюда материализм первых греческих философов носил стихийный характер, а попытки рассматривать окружающий мир в непрерывном движении и изменении, привели их к наивным представлениям о диалектике.

В конце 6 в. до н.э. центр зарождающийся европейской философии перемещается из Ионии в «Великую Грецию» или «Великую Элладу». Это – совокупность полисов – колоний на побережье Южной Италии и Сицилии. Это – западная часть Греции. Философию, формирующуюся в этой части Греции называют со времен Аристотеля и «философией италийцев» (после ионийской философии).

К италийской философии принадлежали Пифагорийский союз, школа элеатов и Эмпедокл. Основателем пифагорийского союза был Пифагор.

Вся жизнь Пифагора окутана туманом легендарного величия. Предполагается, что Пифагор – из г. Самос, родился примерно в 608 г. до Р.Х. Пифагор связал свою философию с математикой и поставил вопрос о числовой структуре мироздания. В г. Кротоне основал свою школу.

Вокруг его жизни – множество легенд. Само рождение изображается как чудо: по одним словам, он был сыном Гермеса, по другим – Аполлона. Доказательством этому служило наличие у Пифагора золотого бедра, которое он будто бы показывал. Рассказывали, что Пифагор учил людей в один и тот же день и час в различных местах Греции. Одним словом укротил медведя, а когда он переправлялся через реку, то речной бог якобы воскрикнул: «Приветствую тебя, Пифагор». Он мог якобы слышать гармонию небесных сфер.

Считается, что Пифагор первый стал употреблять слово «философ». На вопрос Монтия в Пелопонесе, какова его профессия, Пифагор ответил: «Я не имею никакой профессии, Я – философ». Далее он пояснил, что философ – это «друг мудрости». «Мудрость для философа – владычица, которой он должен отдать всю свою жизнь». « Размышлять – значит развивать в себе высшие свойства человека».

Пифагорейский союз был тайной организацией. Никто не мог вступить в это общество без предварительного посвящения, заключавшегося в суровых испытаниях. Новичок осужден был на молчание в течение 5 лет. Многие не выдерживали и считались недостойными созерцать истинную мудрость. Те, кто выдерживал, подвергался следующему испытанию: посвящаемым предстояло подвергнуться всевозможным унижениям. Испытывалась возможность самоотречения. Пифагор этим желал удостовериться, не осталось ли в их душе чего-либо суетного, мирского, мешающего постижению истины. При вступлении в союз всю свою собственность ученики сдавали в общее пользование особым экономам. Далее, отделив от своей души все низменное посредством очищений, жертвоприношений и разных обрядов, новички вступали в святилище истины, которая заключалась в познании всего духовного и вечного.

В системе образования пифагорейского союза устанавливалось две ступени: акусматика и математика. Акусматики (послушники) усваивали знания догматически, а математики (ученые) занимались более сложными вопросами. Считалось, что только математика, занимая середину между науками о мире физическом и духовном, способна отвлечь человека от чувственного и настроить его на созерцательный лад.

В союз входили самые талантливые люди того времени. Союз объединял философов (Филолай, Архит Тарентский), врачей (Алкмеон), скульпторов (Полиект Старший) и др. Тогда философия аккумулировала в себе практически все знание и процесс выделения из нее конкретных дисциплин только начинался.

Пифагорейцы вставали до восхода солнца. Делали мнемонические упражнения, затем шли на берег моря встречать восход солнца. Затем делали гимнастику, трудились. Вечером совершали совместное купание, после чего вместе ужинали и совершали воздаяние богам. Затем – общее чтение. Перед сном пифагореец давал себе отчет в прошедшем дне: «И нельзя было принять очами спокойными сна, пока трижды не продумаешь прошедший день: Как я его прожил? Что я сделал? Какой мой долг остался невыполненным? »

В основе пифагорейской этики лежало учение о «надлежащем». «Надлежащее» - это победа над страстями, это подчинение младших старшим, это культ дружбы и товарищества, это почитание Пифагора. Большое внимание уделяли медицине, психотерапии и проблеме деторождения. Разработали приемы улучшения умственных способностей, умение слушать и наблюдать.

Пифагора чтили, как бога. Впоследствии его изображали в белой одежде и с золотым венком на голове. Пифагор считал, что существует три вида разумного живого существа: бог, человек и «подобные Пифагору».

Союз занимался политической борьбой. Ставку в политике делали на аристократии. Источник государственных законов видели в религии. Власть этого союза распространялась на Грецию и на Италию. Возникали антипифагорейские волнения. Многие пифагорейцы погибли. Возможно даже и Пифагор стал жертвой мести своих врагов.

Существует легенда, что именно Пифагор открыл музыкальную гамму. Однажды он был в лавке кузнеца и там, прислушавшись к тому, как рабочие попеременно ударяли молотом по раскаленному металлу, он заметил, что все молоты, за исключением одного, давали гармонические звуки, т.е. октаву, квинту и терцию, но звук междуд квинтой и терцией был дисгармоничен. Войдя в мастерскую, он установил, что различие звуков зависело от неодинаковой тяжести молотов. Он определил вес молотов и, возвратившись домой, взял 4 струны равной длины, неподвижно закрепил их верхние концы, а к нижним привесил груз, равный весу молотов. Затем, попробовав извлечь из этих струн звуки, он нашел, что они соответствовали тем звукам, которые производились ударами молотов. После этого он и приступил якобы к составлению музыкальной гаммы. Чарльз Берни во «Всеобщей истории музыки» опровергает эту легенду, говоря о том, что после опытов оказалось, что молоты разной величины и веса, ударяясь об одну и ту же наковальню, не издают разных тонов. Точно также, как смычками или колокольными языками разной величины нельзя извлечь разных звуков из одной и той же струны или из одного и того же колокола».

Пифагор учил тайно и не оставил после себя письменных трудов. Пифагор придавал большое значение числу. Его философские взгляды в значительной мере обусловлены математическими представлениями. Он говорил: «Все есть число», «все вещи суть числа», выделяя, таким образом, лишь одну сторону в понимании мира, а именно, его измеряемость числовым выражением. На это обратил внимание еще Аристотель, который отмечал, что «поскольку числа по своей природе суть первые начала в математике, то в них пифагорейцы видели начала всех вещей, более чем в огне, воде, земле… Они видели, что ноты и аккорды заключаются в числах, и многие другие вещи, и вся реальность кажется образом чисел, отсюда, полагали они, элементы чисел должны быть элементами вещей, а весь универсум – гармонией и числом ». Весь Космос, Вселенная отражают гармонию чисел. Число становится субстанцией.

Пифагор считал, что число владеет всеми вещами, в том числе и нравственными, и духовными качествами. Он учил (согласно Аристотелю): «Справедливость… есть число, помноженное само на себя».

Он полагал, что в каждом предмете, помимо его изменчивых состояний, существует неизменное бытие, некая неизменная субстанция. Это и есть число. Отсюда основная идея пифагореизма: число – основа всего сущего. Пифагорейцы видели в числе и в математических отношениях объяснение скрытого смысла явлений, законов природы.

По мнению Пифагора, объекты мысли более реальны, чем объекты чувственного познания, так как числа имеют вневременную природу, т.е. вечны. Они - некая реальность, стоящая выше реальности вещей. Пифагор говорит, что все свойства предмета могут быть уничтожены, или могут измениться, кроме одного лишь числового свойства. Это свойство – единица. Единица – это бытие вещей, неуничтожимая и неразложимая, неизменное. Раздробите любой предмет на мельчайшие частицы – каждая частица будет одна. Утверждая, что числовое бытие есть единственно неизменное бытие, Пифагор пришел к выводу, что все предметы есть суть копии чисел. Например, камень есть Один камень. Он есть копия числа Один, или, есть воплощение абстрактного Одного в конкретном камне. Человек есть воплощение абстрактной Единицы в данном человеке.

Единица есть абсолютное число. Единица обладает вечностью. Единице не надо находиться ни в каком отношении к чему-либо иному. Она существует сама по себе. Два есть только отношение одного к одному. Все числа есть лишь числовые отношения Единицы, ее модификации. А все формы бытия есть лишь определенные стороны бесконечности, а значит и Единицы. Первоначальное Один заключает в себе все числа, следовательно, заключает в себе элементы всего мира.

Пифагор был убежден, что числа есть действительные предметы, а не простые символы. Число – это определенное состояние материальных предметов, сущность вещи. Предметы – это реальные проявления абстрактного бытия. Пифагор был первым, кто обозначил космос со всеми находящимися в нем вещами, как порядок, который устанавливается числом. Этот порядок доступен разуму, осознается им, что позволяет совершенно по-новому видеть мир.

Процесс познания мира, по Пифагору, есть процесс познания управляющих им чисел. Космос после Пифагора стал рассматриваться как упорядоченное числом мироздания. В космологии Пифагор – один из первых геоцентристов. Он учил о «гармонии сфер». Каждая планета, двигаясь вокруг Земли по эфиру, производит монотонный звук особой высоты. Например, звук Луны высокий и пронзительный, звук Сатурна самый низкий. Совместно эти звуки образуют гармоничную мелодию, слышать которую, правда, мог только Пифагор.

Пифагор учил, что душа человека бессмертна. Ему принадлежит идея о переселении душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других. Душа, как число, представляет собой Единицу, т.е. душа совершенна по существу. Но всякое совершенство, поскольку оно приходит в движение, обращается в несовершенство, хотя и стремится обрести вновь свое прежнее совершенно е состояние.

Несовершенством Пифагор называл отклонение от Единицы; поэтому Два считалось проклятым числом. Душа в человеке пребывает в состоянии сравнительного несовершенства. Она состоит из трех элементов: разум, ум, страсть. Но если умом и страстями обладают и животные, то разумом (рассудком) наделен только человек. Какая-либо из этих трех сторон в человеке может возобладать, и тогда человек становится по преимуществу или разумным, или здравомыслящим, или же чувственным. Соответственно он оказывается или философом, или обыкновенным человеком, или животным.

Душа располагается в различных частях тела: в сердце и мозге. Та часть, которая находится в сердце – это аффект, а которая в мозге – это разум, рациональность и бессмертие. Таким образом, нерациональное – смертно. Диоген: «Пифагор учил, что нельзя есть сердце какого-либо животного, т.к. в этом случае душа индивида будет охвачена отрицательными аффектами. В отношениях же между людьми человеку необходимо действовать так, чтобы своих недругов делать друзьями».

Вывод: В период формирования пифагореизма пережитки мифологии и магии в нем были очень велики. В «Великой Элладе», удаленной от Востока, влияние науки чувствовалось меньше. Тем более удивителен быстрый прогресс италийской философии и науки, начало которому было положено Пифагором.

Еще одна известная философская школа античности – элейская, получила свое название от города Элеи – греческой колонии в Южной Италии, откуда происходили основные ее представители: Ксенофан (580-490 гг. до н.э.), Парменид (540-480 гг. до н.э.), Зенон(490-430 гг. до н.э.).

Учение элеатов – новый шаг в развитии категории «субстанция». Вспомним, у ионийской школы субстанция – физична, у пифагорейцев – математична, у элеатов – она уже философична, т.к. эта субстанция –бытие.Более того, именно элеаты поставили вопрос о соотношении бытия и мышления. Поэтому, можно сказать, что формирование античной философии заканчивается в школе элеатов, т.к. именно там профилософия становится философией.

Ксенофан – основатель школы элеатов, был поэтом и философом и свой главный труд «О природе» написал в виде поэмы, используя в основном поэтические образы и метафоры. Его теоретические взгляды ценны с точки зрения постановки философских проблем. Первоначалом мира он считал землю, полагая, что «все рождается из земли и все в землю уходит».

Ксенофан как философ-физик примыкает к ионийской традиции. Космологическое учение: некогда вся земля была покрыта морем. Но затем часть земли поднялась и стала сушей. То, что некогда было морским дном, стало горами. Поэтому земля – основа всего сущего, субстанция. Именно земля простирается своими корнями в бесконечность.

Вода – соучастница земли в производстве жизни. «Земля и вода есть все, что рождает и растит». Даже души состоят из земли и воды. Из воды возникают облака, из облаков – все небесные светила. Луна у Ксенофана – «свалявшееся облако».

С одной стороны, Ксенофан заканчивает ионийскую традицию протофилософии или физики. С другой стороны – его учение сверхфизично. У Ксенофана физическая и собственно философская картина мира начинают расходиться. Философия начинает выделяться из мировоззренческой физики. В ионической традиции субстанция (вода, воздух, апейрон) связывала мир в единство. В познании этого единства ионийцы видели сущность философии. Но это единство было погружено в природу.

Ксенофан понятие единства выделяет из природы и делает его философским. Аристотель писал о Ксенофане: «Подняв взоры к беспредельному небу, он объявил, что Единое есть Бог». Недвижимая, неизменная синева неба стала у Ксенофана Богом. Небо есть Бог. Но его заслуга, что он при рассмотрении мира в целом выделил его философский аспект. Правда, этот аспект оказался слитым с понятием Бога.

(Единое есть Бог есть Небо) = есть Бытие.

Ему казалось, что Земля постоянно устремлялась в виде водяных паров к этому небу, души людей возносились к нему. Оно – центр всякого бытия, оно – само бытие. Это – Единое, среди которого движется многое. Таким образом, Небо – есть Бытие.

Ксенофан ни в коем случае не понимал Единого Бога как личного Бога (христианство), существующего независимо от Вселенной. Он не мог представить себе Бога отдельно от мира, который мог быть только проявлением Бога; он не мог, признав Бога Едино сущим (т.е. существующим везде), допустить в то же время существование такого мира, который не был бы Богом.

Бог – это Единая сущность, единое Бытие во многих видах. Бог Ксенофана – это чистый ум. У него нет телесной силы. Его сила в мудрости. Его сила в мудрости. Ксенофан говорил, что «мудрость гораздо лучше силы людей и лошадей». Поэтому философ более полезен для общества, чем какой-нибудь олимпийский чемпион. Бог неподвижен. Метаться по миру, как обычные боги, ему не приличествует. Божество недвижимо, «меняются лишь его проявления». Мысль Бога всемогуща. Она движет миром так же, как мысль человека движет его телом. Такой Бог один и един. Но чему подобно тело Бога? Об этом сказано у Аристотеля: единый Бог Ксенофана – это Небо в его целости.

Это мы узнаем из 6 строчек, которые сохранились из произведений Ксенофана и в которых он говорит о своем Боге.

(По описанию Диогена: «Эмпедокл как-то сказал Ксенофану о том, что трудно отыскать мудреца. Ксенофан ему ответил, что для того, чтобы отыскать мудреца, необходимо прежде всего самому быть весьма мудрым»).

Парменид – современник Гераклита. В противоположность Гераклиту, который утверждал, что все меняется, Парменид говорил, что в сущности все неизменно. Главное сочинение Парменида – « О природе». По содержанию она распадается на Пролог и 2 части: «Путь истины» и «Путь мнения».

Парменид считает, что бытие и небытие нетождественны, т.е. бытие существует, а небытие не существует. И Парменид впервые в истории античной философии прибегает к доказательству этого философского тезиса. Небытие не существует потому, что «небытие невозможно ни познать, ни в слове выразить», т.е. что не существует, невозможно мыслить. Поэтому в соотношении бытия и мышления Парменид признает существующим лишь то, что мыслимо и выразимо в словах. «Мышление и бытие одно и то же».

Бытие, считал Парменид, есть то, что охватывается мыслью. «Думать и быть – это одно и то же», говорил он. Мыслимое существует, а мысль без бытия – ничто. Небытие (ничто) не существует, так как о нем нельзя мыслить и говорить. Таким образом, нельзя признавать одновременно бытие и небытие.

(Но Парменид не различал предмета мысли и мысли о предмете. У него получается, что если мысль о небытии существует, то существует небытие, а поскольку оно мыслится как предмет, то существует уже в виде бытия. Это неверно. Можно мыслить и то, чего нет. Любой проект пример этому).

Свойства бытия: характеризуя свойства бытия, он отмечает, что а) бытие не возникло и никогда не погибнет, так как оно имеет вневременную природу; б) бытие единственно и целостно, т.е. не имеет частей; в) бытие совершенно (закончено) и неподвижно.

Метафизика. Парменид рассуждает следующим образом: если небытие не существует, то бытие едино и неподвижно. Бытию некуда изчезать и неоткуда появляться. Бытие лежит «в пределах оков величайших». Оно замкнуто, самодовлеюще, неуязвимо, «подобно массе хорошо закругленного шара». Для этого бытие не существует ни прошлого, ни будущего. Парменид оторвал бытие от становления и развития. Бытие у Парменида не поток, все время изменяющийся как у Гераклита, а как бы лед, застывший и неизменный.

Элейцы считаются родоначальниками рационализма, так как они подошли к понятийному отражению действительности. Они первые поняли, что процесс познания есть переход от чувств к разуму, но рассматривали эти ступени познания в значительной степени обособленно друг от друга, противопоставляя их. Разум - это «путь истины», считали они, так как только он дает истинное знание; чувства же дают только «путь мнения».

При этом мнение – это внутренне противоречивая чувственная видимость. Истина – мыслимый мир, мир единого и вечного бытия.

Зенон.

Третий выдающийся представитель школы элеатов. Был учеником Парменида и его любовником, неплохим государственным деятелем и философом. Зенон еще Аристотелем был назван изобретателем диалектики, так как, по словам Плутарха, великолепно владел искусством «опровергать (противника) и посредством возражений ставить его в затруднительное положение».

Метод Зенона не был методом прямого доказательства, Зенон доказывал от противного, сводя к абсурду точку зрения противника, противоположную его собственной. Рассуждения Зенона назывались «эпихейрема», т.е. сжатое умозаключение, а также апория – непроходимость, безвыходное положение или неразрешимые затруднения. Всего их – 40.

Апории дошли до нас через «Физику» Аристотеля. Самые известные из них: «Дихотомия» - разрубание надвое, «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадион», «Пшеничное зерно».

«Дихотомия». Эта апория гласит, что движение не может начаться, потому что движущийся предмет должен дойти до половины пути, прежде чем он дойдет до конца. Но чтобы дойти до половины, он должен дойти до половины половины, и так до бесконечности. Т.е. чтобы попасть из одной точки в другую, надо пройти бесконечное количество точек, а это невозможно.

Апория «Стрела» указывает на мнимость чувственных впечатлений. Касается вопросов пространства и движения. В ней говорится о том, что прежде чем стрела, выпущенная из лука, пролетит какое-то расстояние, она должна пролететь половину этого расстояния. Но для того, чтобы пролететь и эту половину, она должна пролететь половину половины. Рассуждая таким образом, Зенон утверждал, что стрела никогда не начнет движение и всегда будет тождественна своему месту (пространству). «Движущееся тело не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет», так как внутренняя противоречивость логических следствий из данных апорий делает понятие движения «мнением», т.е. видимостью, а не реальностью.

«Ахиллес и черепаха». Ахиллес догоняет черепаху, которая двинулась в путь раньше его. Оба движутся в одну сторону. Пока он какое-то время преодолевает первоначально разделявшее их расстояние, черепаха за это время отойдет на новое расстояние. Рассуждая таким образом, он приходит к логическому выводу, что расстояние между Ахиллесом и черепахой никогда не обратится в нуль. Они никогда не окажутся в одной точке. Разум говорит, что самое быстрое Ахиллес никогда не догонит самое медленное (черепаху), ведь когда Ахиллес придет в ту точку, которую занимала черепаха, то черепаха передвинется на некоторое расстояние.

Зенон делает вывод: разум является орудием достижения истины, которая доступна только мышлению. Чувства дают мнения, ошибочные. Только разум, логика может достичь истины.

Рассуждения Зенона, построенные на доказательстве, сыграли большую роль в развитии теоретического мышления.

Заслуга элеатов состоит и в том, что они первыми стали серьезно анализировать мир человеческой мысли, обратились к вопросам познания, логического рассуждения.

В ранней греческой философии, кроме «физиков»-монистов (греч. monos – один), признающих единое порождающее начало, существовали и «физики»-плюралисты (от лат. pluralis – множественный): Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Левкипп и др., допускавшие множество материальных первоначал.

Остановимся на Демокрите и Левкиппе ( ок. 500-440 до н.э.). Их учение - вершина античного материализма.

Демокрит (ок. 460-371 гг. до н.э.) – выходец из Абдер (Фракия) происходил из богатой семьи. Доставшийся ему в наследство капитал полностью потратил на путешествия. Вернулся домой бедняком.

Источники сообщают, что ночами он терялся в надгробиях, чтобы ему не мешали размышлять. Написал около 70 сочинений, затрагивающих различные области знания (физика, астрономия, этика, медицина, география, математика). Из этих многочисленных работ до нас дошли только некоторые отрывки и пересказы других античных философов.


Поделиться:



Популярное:

  1. Automobiles Gonfaronnaises Sportives (AGS) — французская автогоночная команда и конструктор, выступавшая в ряде гоночных серий, в том числе в Формуле-1.
  2. I. Терминологические комментарии научного редактора
  3. IDEF1X - методология моделирования данных, основанная на семантике, т.е. на трактовке данных в контексте их взаимосвязи с другими данными.
  4. II. Экономико-географические факторы страны.
  5. III. Актуализация знаний. Проверка работы над проектом
  6. IV. Распределение объектов зеленых насаждений Санкт-Петербурга по категориям
  7. IX. Духи медного кувшина доктора Фауста
  8. V. Избавляйтесь от вчерашних продуктов жизнедеятельности
  9. VIII. ФАКТОР АДРЕСАТА. АДРЕСАТ КАК СОАВТОР И КАК ИНТЕРПРЕТАТОР ТЕКСТА
  10. XII. НИКТО НИ КОГО НЕ ЛЕЧИТ И НИКТО НИ КОГО НЕ МОЖЕТ ВЫЛЕЧИТЬ.
  11. А кто наблюдает над всеми? Кто задает стратегию? Кто создает правила?
  12. А о том - кто же на самом деле , по Духовным Законам Бога , является Мужем и Женой , я уже говорил в другой моей статье - « Фарисейство - как раковая опухоль тела Христова .» . . .


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь