Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Доценты кафедры отечественной истории, социологии



Курс лекций

 

Учебное пособие

 

 

Ижевск

 

УДК 94(470+571)(075.8)

ББК 63.3(2)я73

О-82

 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №____ от _____________ 2011 г.

 

Рецензент

Ф.Н. Поносов – кандидат философских наук, профессор

 

Под общей редакцией С.Н. Уварова

 

Авторы:

С.В. Козловский, Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров, И.Б. Черниенко –

Доценты кафедры отечественной истории, социологии

И политологии ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

 

О-82 Отечественная история: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов / С.В. Козловский [ и др.]; под общей редакцией С.Н. Уварова. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2011. – 184 с.  

Учебное пособие по отечественной истории подготовлено преподавателями кафедры отечественной истории, социологии и политологии ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА. В него включены материалы, которые помогут студентам при изучении курсов «Отечественная история», «История».

Адресовано студентам высших учебных заведений всех направлений и специальностей.

 

 

УДК 94(470+571)(075.8)

ББК 63.3(2)я73

© Козловский С.В., Смирнова Л.В., Уваров С.Н., Черниенко И.Б., 2011

© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2011


СОдержание

Введение ……………………………………………………………..….. ….…4
Глава 1. История как наука …………………………………………… ….…6
Глава 2. Русские историки и основные этапы отечественной историографии …………………………………………………….……   …..10
Глава 3. Место и роль России в мире …………………………….…... .….14
Глава 4. Киевская Русь (IX-XI вв.) …………………………………… ...…17
Глава 5. Период раздробленности (XII-XV вв.) …………………….. …...25
Глава 6. Московская Русь (XVI-XVII вв.) …………………………… .…..34
Глава 7. Российская империя в XVIII в. ……………………….…….... …...51
Глава 8. Российская империя в первой половине XIX в. …………… …..64
Глава 9. Российская империя во второй половине XIX в. ………….. …...77
Глава 10. Россия в начале ХХ в. ……………………………………… …...90
Глава 11. Формирование и сущность советского строя ………….…. …106
Глава 12. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. …126
Глава 13. СССР в условиях «холодной войны» ………………….….. …141
Глава 14. Россия в 1990-е гг. ……………………………………….…. …160
Глава 15. Россия в начале XXI в. …….………………………………. ….170
События ………………………………………………………………..... .…172

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя, – утверждал известнейший русский историк В.О. Ключевский. – Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться». Другими словами, история служит важным средством познания окружающего мира, нельзя понять настоящее, не зная прошлого.

Изучение прошлого необходимо для формирования целостной системы представлений, развития личности, способности к компетентному суждению и самостоятельным выводам. Историческая наука развивает умение логически мыслить и взвешенно оценивать происходящее.

История как обществоведческая дисциплина, дополняя профессиональное образование, помогает расширить кругозор, повысить общекультурный уровень, что необходимо для студентов вуза. Высокий уровень специальной подготовки очень важен, но недостаточен для профессионала. Ведь общество – специфический и сложный организм, и к нему невозможно применить систему мышления, формируемую сугубо специализированным образованием.

Являясь важнейшим способом коллективной самоидентификации, история играет огромную роль в период крупномасштабных социальных изменений. Знание отечественной истории помогает понять, кто мы такие и куда идем. Есть все основания заявить, что общая память россиян – то главное, что по-прежнему объединяет нас в один народ: не совместное проживание и единый язык, а пока еще общая память. Как только мы забудем нашу историю – исчезнем и как одно целое. На этот счет великие говорили: «Народ, не знающий своего прошлого, превращается в назем и служит почвой для других народов».

Народ, который не помнит прошлого, не может иметь будущего. Общество, лишенное исторической памяти, становится легким объектом для любых манипуляций. И все – из-за неуважения к собственной истории, забвения традиций и исторических корней, превращения в Иванов, не помнящих своего родства.

Великое прошлое – предмет гордости и самоуважения, а память о нем – основа национального самосохранения, поэтому изучение истории и воспитание патриотизма сегодня становятся важнейшими взаимосвязанными государственными задачами. История в каждом формирует гражданскую позицию и способствует выработке таких качеств, как преданность, долг, любовь к Родине, ответственность и честность. Без знания истории своего Отечества невозможно стать настоящим гражданином, сознающим свою сопричастность к судьбе России, и готовым к самопожертвованию ради нее.

Знание закономерностей развития и особенностей общества помогает в принятии верных управленческих решений. История оказывается актуально востребованной, когда опыт прошлого способствует нашему самоопределению в настоящем, не позволяет в очередной раз «наступить на грабли» и «изобрести велосипед».

Уважаемые студенты! Вашему вниманию предлагается учебное пособие по отечественной истории. Хронологически он охватывает период с этногенеза восточных славян и до начала ХХI в. Особое место в учебном пособии уделяется выяснению места и роли России в истории человечества. К сожалению, объем пособия не смог вместить в себя все многообразие прошлого, но авторы постарались сделать историю более понятной и доступной для студентов. Поэтому главным образом речь пойдет об основных тенденциях развития в истории Отечества, о тех факторах, переменах, которые определяли «лицо» эпохи. В основу изложения положен хронологически-проблемный принцип.

Задачи курса:

- дать представления об этапах исторического развития России;

- выделить основные закономерности исторического процесса;

- показать место и роль России в истории человечества и в современном мире;

- научить анализировать происходившие процессы и аргументировано излагать свою точку зрения.

Изучение истории позволит сформировать следующие общекультурные компетенции:

- способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и определять место человека в историческом процессе, организации общества, анализировать события и тенденции, ответственно участвовать в общественной жизни;

- способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовностью использовать на практике методы исторической науки в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- способность и готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии;

- способность и готовность понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы.

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

1.1 Понятие, объект и предмет истории.

1.2 Исторические источники и факты.

1.3 Методы и принципы исторического исследования.

1.4 Функции истории.

1.5 Подходы к изучению истории.

 

Понятие и предмет истории

В переводе с древнегреческого «история» – рассказ о прошедшем, об узнанном. Существует множество определений понятия «история». Самыми распространенными являются следующие: 1) история – это процесс развития человеческого общества во времени; 2) история – это наука, изучающая прошлое человечества во всем его многообразии.

Объектом исторической науки (т.е. что она изучает) является прошлое человеческого общества. Поскольку прошлое человечества очень многообразно, его изучают не только историки. Чтобы определить границы исследования для различных наук, существует предмет науки.

Предметом отечественной исторической науки считаются закономерности общественного развития.

 

Функции истории

Что же дает изучение истории? История выполняет в обществе самые разнообразные функции.

Познавательная функция заключается в том, что изучение прошлого позволяет открывать новые знания о нем.

Интеллектуально-развивающая функция заключается в том, что изучение истории развивает логическое мышление. Чтобы понять причины происходивших событий, необходимо восстановить логическую цепочку всех решений, которые привели к тем или иным последствиям.

Практически-рекомендательная функция заключается в том, что выявленные историей закономерности развития общества помогают выработать научно обоснованный политический курс, избежав ошибок прошлого. Близка к ней прогностическая функция, которая заключается в том, что изучение истории позволяет предвидеть будущего.

Воспитательная функция заключается в том, что изучение истории в каждом формирует гражданскую позицию и способствует выработке таких качеств, как преданность, долг, любовь к Родине, ответственность и честность. Без знания истории Отечества невозможно стать настоящим гражданином, сознающим свою сопричастность к судьбе России, и готовым к самопожертвованию ради нее.

Мировоззренческая функциязаключается в том, что изучение истории формирует целостную систему взглядов на мир, общество, место человека в нем. Это позволяет сформировать свое отношение к событиям текущего периода, прогнозировать возможные варианты будущего развития ситуации в аналогичных обстоятельствах.

Функция социальной памяти заключается в том, что история является способом коллективной самоидентификации и позволяет осознать свою принадлежность к определенному обществу, государству. Общество, лишенное исторической памяти, становится легким объектом для любых манипуляций. Тот, кто не помнит прошлого, не может иметь будущего.

 

Подходы к изучению истории

В исторической науке существует несколько подходов, обеспечивающих разные пути к познанию и осмыслению истории. В настоящее время принято выделять следующие подходы к изучению истории:

Исторически самым первым появился теологический подход. Он возникает в эпоху Средневековья, в условиях господства религиозного мировоззрения. С его помощью исторический процесс рассматривается как результат проявления божественной воли или мирового духа. В настоящее время практически не используется.

В Новое время возникает несколько новых подходов. Рационалистический подход (рационализм) признает только разум единственным источником познания. Технологический подход представляет развитие исторического процесса как результат развития технологий. Субъективистский подход (субъективизм) подчеркивает роль личности в истории и определение хода истории выдающимися личностями (субъектами). Либеральный подход анализирует историю как процесс развития гражданского общества, прав и свобод личности.

Однако наиболее популярным стал марксизм (формационный подход). Его основателем в середине XIX в. стал К. Маркс. Согласно этому подходу исторический процесс рассматривается как последовательная смена пяти общественно-экономических формаций:

1) первобытнообщинный строй;

2) рабовладение;

3) феодализм;

4) капитализм;

5) коммунизм (первая стадия коммунизма – социализм).

Несмотря на свою привлекательность и простоту, у данного подхода имеются и недостатки, в частности он не учитывает многообразия мира и не может быть применен ко всем странам и народам, по-разному развивавшимся. Тем не менее, после 1917 г. этот подход стал господствующим в нашей стране (одним из первых историков-марксистов был М.Н. Покровский) и оставался таковым вплоть до распада СССР в 1991 г. Далее ему на смену пришел цивилизационный поход.

Цивилизационный подход возник во второй половине XIX – начале ХХ в. К числу основателей этого подхода принадлежат Н. Данилевский и А. Тойнби. Согласно данному подходу исторический процесс рассматривается как развитие отдельных стран и народов (цивилизаций), которые имеют свое своеобразие, но в итоге все они проходят стадии возникновения, роста, расцвета, упадка и гибели. Недостатком подхода является неразработанность терминологии (нет даже четкого понимания термина «цивилизация»), что ограничивает его распространение.

Среди современных подходов необходимо отметить модернизационный подход (теория модернизации), восходящий к учению М. Вебера начала ХХ в. Само слово «модернизация» означает переход от старого к новому, от традиционного общества, основанного на традициях, к современному, основанному на постоянном совершенствовании.

Также современным является социальный подход, который изучает историю общества через развитие отдельных социальных институтов (семья, государство, образование).

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

 

2.1 Развитие исторической мысли России с древнейших времен до конца XVII в.

2.2 Зарождение исторической науки и развитие отечественной историографии в XVIII-XIX вв.

2.3 Особенности историографии советского периода.

2.4 Современная отечественная историография.

 

Историография – 1) специальная историческая дисциплина, изучающая развитие исторической мысли и накопление исторических знаний о развитии общества; 2) история исторической науки в целом или ее отдельных периодов; 3) совокупность исследований по конкретной проблеме, например, историография Великой Отечественной войны.

История зародилась в Древней Греции. «Отцом истории» принято считать Геродота, жившего в V в. до н.э. Хорошо известны сочинения историков Древнего Рима Плутарха, Тацита и др.

Процесс изучения отечественной истории прошел долгий путь становления и насчитывает более тысячи лет, с момента появления восточнославянской общности. Само накопление исторических знаний делится на 2 этапа: донаучный и научный. Донаучный этап длился с момента появления восточнославянской общности (предположительно с VI в. н.э.) и до рубежа XVII-XVIII вв. Он характеризуется тем, что исторической науки в нашей стране еще не существовало, а исторические произведения носили ненаучный характер.

Второй этап отечественной историографии начался с начала XVIII в. и длится до сегодняшнего дня. Он характеризуется возникновением и развитием исторической науки в нашей стране.

 

МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРЕ

3.1 Место и роль России в истории человечества.

3.2 Особенности российской истории и менталитета.

КИЕВСКАЯ РУСЬ (IX-XI ВВ.)

4.1 Восточные славяне в древности.

4.2 Образование восточнославянского государства. Норманнская и антинорманнская теории.

4.3 Киевская Русь – раннефеодальное государство.

4.4 Основные категории населения Киевской Руси.

4.5 Принятие христианства.

 

Образование восточнославянского государства. Норманнская и антинорманнская теории

Образование государства у восточных славян явилось результатом их длительного развития. Процесс создания государства был ускорен сильной внешней опасностью, исходившей от северных и восточных соседей – варягов и кочевников. Появлению государства у восточных славян предшествовало складывание ряда предпосылок, т.е. необходимых условий:

1) Рост производительности труда благодаря появлению земледелия и использованию орудий труда из железа. Появляется прибавочный продукт, который концентрируется у одной части общества, и который можно было использовать на управленческий аппарат.

2) Разложение родоплеменного строя в ходе расселения славян и распад родовой общины. Родовая община уступила место территориальной, «соседской» общине, основанной уже не на кровных связях, а на общности интересов (например, совместной обработке земли).

3) Происходит социальное расслоение. Появляются богатые и бедные, что было невозможно при родовом строе, где все равны. Усложняется социальная структура: появляются земледельцы, ремесленники, торговцы, дружинники и т.д. Интересы различных социальных групп становятся разнонаправленными. Для удержания порядка в таком дифференцированном обществе требуется специальный аппарат управления и принуждения.

4) Появление дружины, которая выполняла не только защитные функции, но и управленческие, поскольку следила за сохранением порядка. Во главе дружины находился князь. По мере роста внешней опасности и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках князей, приобретая характер раннефеодальной монархии.

5) Рост числа городов, которые становятся административными центрами, резиденциями князей и дружины.

Совокупность перечисленных предпосылок сформировалась в VII-VIII вв. В IX в. усилившаяся внешняя опасность заставила объединиться уже племенные союзы восточных славян в т.н. «суперсоюзы», которые рассматриваются как протогосударственные образования. Один такой «суперсоюз» возник на юге вокруг племени полян для защиты от хазар. Его центром был Киев. Другой «суперсоюз» возник на севере для защиты от варягов. Его образовали восточнославянские племена ильменских словен и кривичей, а также финно-угорские племена чудь и весь. Его центром был Новгород.

Нестор в «Повести временных лет» утверждает, враждовавшие между собой племена ильменских славян, кривичей, чудь и весь пригласили в 862 г. варяжского князя для наведения порядка. «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете же княжить и володети нами». На приглашение откликнулись три брата-варяга: Рюрик, ставший князем в Новгороде, Синеус – в Белоозере и Трувор в Изборске. Большинство историков считают, что Синеус и Трувор – фигуры легендарные (в переводе со старошведского языка – языка варягов – слова «сине хус тру варинг» означают «с домом и верной дружиной»).

После смерти Рюрика в 879 г. при его малолетнем сыне Игоре опекуном становится князь Олег (879-912), прозванный Вещим. В 882 г. Олег захватил Киев и соединил два протогосударственные объединения. Киев Олег сделал столицей возникающего восточнославянского государства. Далее он покорил древлян, северян, радимичей, обложил все население данью.

882 г. некоторыми историками считается временем создания государства у восточных славян, но это не так. Государство – особая политическая организация общества, имеющая власть над определенной территорией, ее населением и суверенное право сбора налогов. Оно возникает тогда, когда имеются все его признаки, к которым относят: а) единая территория; б) наличие суверенной власти; в) налоговая система; г) законодательная система; д) наличие аппарата принуждения. Совокупность этих признаков сложилась у славян только в X в., когда при Святославе Русь получила независимость от хазар и при Владимире окончательно сформировалась территория Киевской Руси.

В XVIII в. немецкими учеными Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером, А.Л. Шлецером, находящимися на русской службе, была выдвинута норманнская теория. Используя «Повесть временных лет», они доказывали, что государство у восточных славян образовали варяги, а сами славяне создать государство были неспособны. Слово «русь» они также считали варяжским.

Против этой концепции выступил М.В. Ломоносов, обосновавший антинорманнскую теорию. Согласно его версии, государство было создано самими восточными славянами безо всякого участия скандинавов, а слово «русь» имеет славянские корни.

В настоящее время считается, что государство создано самими восточными славянами, но при участии варягов, которые сыграли роль катализатора и дали начало великокняжеской династии Рюриковичей.

 

Принятие христианства

С подчинением всех восточнославянских племен сложилась территория единого государства. В идеологической сфере прежние языческие культы стали не пригодны, поскольку носили местный характер. В 980 г. Владимир Святославич завладел киевским престолом, сместив старшего брата Ярополка (972-980). В этом же году он провел языческую реформу, создав общерусский языческий пантеон во главе с Перуном. Однако он не был принят всеми славянами.

Через несколько лет Владимир решает принять монотеистическую религию. Согласно легенде к нему явились представители трех религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина и требует многих других ограничений. Иудаизм он не принял из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всему миру. Римская вера (католичество) была отвергнута из-за главенства римского папы над светскими государями и из-за того, что богослужение ведется на латыни. Лишь проповедь представителя византийской (православной) церкви произвела на Владимира благоприятное впечатление.

После этого он отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, те назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу – самыми красивыми. Выбор Владимира в пользу православия был обусловлен следующими причинами: стремление князя сплотить население в один народ и укрепить тем самым государство и свою власть; наиболее подходило менталитету восточных славян и самого Владимира; давние торговые и дипломатические отношения с Византией.

В 988 г. произошло крещение Руси. Киевляне первыми приняли новую веру, а других пришлось крестить «огнем и мечом». Произошли восстания ряда племен, например, вятичей, жителей Новгорода против насильственной христианизации. Язычество еще долго сохраняло свои позиции в обществе, даже после крещения люди продолжали верить в языческих богов. В итоге произошел синтез православия и язычества, приведший к складыванию самобытной религии – русскому православию. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна – с днем Ильи Пророка. Сохранился и исключительно языческий по происхождению праздник масленицы.

Главой русской церкви стал митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях - епископствах. В их подчинении находились городские и сельские (женатые) священники - белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство - монахи. Долгое время церковь существовала за счет десятины – десятой части от всех налогов, отчисляемой в ее пользу. Постепенно у нее появляются собственные села и земли.

Принятие Русью христианства имело огромное историческое значение и сказалось на всех сферах жизни. Прежде всего, оно способствовало объединению славянских племен в единый этнос. После принятия христианства на смену древней славянской письменности пришла новая, разработанная греками братьями Кириллом и Мефодием. Появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Началось каменное строительство, стали развиваться иконопись, фресковая живопись. Русь приобщилась к сокровищам мировой культуры.

Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству, и насилие со стороны верхов. Крупные храмы становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала против рабства.

 

 

Начало раздробленности

Образовавшаяся к концу Х в. Киевская Русь была обширным, но нестабильным государством. Незадолго до своей смерти Ярослав Мудрый разделил земли между тремя своими старшими сыновьями (Изяслав, Святослав и Всеволод). Но сделал он это так, что владения старших сыновей взаимно разделяли друг друга; управлять ими самостоятельно было практически невозможно. Великий князь не собирался разделять единую Русь на самостоятельные, независимые государства; он рассчитывал, что теперь ею, как единым целым, будет управлять не один человек, а весь княжеский род.

Князья получали во временное управление какую-либо часть этого общего владения. Чем «старше» считался тот или иной князь, тем лучшее княжество он получал во владение. Такой порядок передачи престола к старшему в роду, т.е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев – старшему племяннику, получил название «лествичного» (от слова «лестница»). По замыслу Ярослава:

- за властвующим киевским великим князем следовали все его братья в порядке очереди;

- после их смерти их старшие сыновья наследовали отцовские места в веренице князей, постепенно продвигавшихся от менее престижных престолов к более значимым.

- при этом на титул великого князя могли претендовать только те князья, чьи отцы успели побывать на столичном княжении. Если же какой-то князь умирал прежде, чем наступала его очередь занять престол в Киеве, то его потомки лишались права на этот престол и княжили где-нибудь в провинции.

Такая система была далека от совершенства и порождала постоянные распри между братьями и детьми князей (старший сын великого князя мог занять отцовский престол только после смерти всех своих дядьев). Споры о старшинстве между дядьями и племянниками были частым явлением на Руси и в более поздний период, пока в XV в. не установился порядок передачи власти от отца к сыну.

Какое-то время Ярославичи жили дружно. Затем начинаются раздоры. При каждом удобном случае Ярославичи норовили нарушить очередность. «Лествичная схема» оказалась нежизнеспособной; запутанный порядок наследования был поводом для частых усобиц, а недовольство князей, исключенных из очереди за властью, приводило к тому, что они обращались за помощью к венграм, полякам, половцам.

Со смертью в 1093 г. последнего из Ярославичей – Всеволода, в соответствии с «лествичным» порядком власть над Киевом перешла к старейшему в роду Святополку II Изяславичу (1093-1113). Новый князь не сумел справиться с усобицами, ослаблявшими Русь, и противостоять половцам. В 1093 г. был совершен очередной разорительный набег половцев на русские земли.

Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир Всеволодович Мономах. По его инициативе в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение о прекращении усобиц, и провозглашен принцип «каждо да держит отчину свою». Результатом съезда было то, что Русь больше не считалась владением всего княжеского дома Рюриковичей. Фактически произошло закрепление какого-либо княжества за тем или иным представителем династии Рюриковичей и его потомками. Прекращалось движение князей по княжениям в пределах Руси, а каждый князь в своем владении становился независимым.

Но это еще не означало распада на отдельные княжества. Необходимость отражения половецких набегов еще удерживала Русь от окончательного распада. Много сил для сохранения единства Руси потратил Владимир Мономах (1113-1125). Древнерусские князья снова признают власть киевского князя, и единство Киевской Руси восстанавливается. То же самое происходит в годы правления сына Мономаха – Мстислава Великого (1125-1132). Однако после смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распадается и превращается в своеобразную федерацию княжеств во главе с Великим князем Киевским, власть которого являлась номинальной.

Таким образом, 1132 г. стал окончательной датой наступления раздробленности на Руси.

Причины раздробленности

Раздробленность Руси была вызвана следующими причинами:

1) Экономический рост отдельных городов и княжеств. В рамках единого государства сложились самостоятельные хозяйственные районы, выросли новые города (около 300 перед монгольским нашествием). Повсеместно распространилось пахотное земледелие, усовершенствовались орудия труда, развились ремесла. Господство натурального хозяйства (т.е. производство всего необходимого для собственного потребления) предоставляло каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли. С потерей значения пути «из варяг в греки» в XII в. ослабела экономическая основа единства.

2) Стремление местных князей к независимости от власти киевского князя. Им надоели перемещения из княжества в княжество в соответствии с «лествичным» порядком всякий раз после смерти киевского князя. Местные князья не хотели делиться и доходами, собираемыми в их землях, с Киевом. В этом их активно поддерживало местное население, видевшее выгоду в том, чтобы вся дань оставалась внутри княжества.

Появление феодального землевладения. Феодализм – общественно-экономический строй, характеризующийся собственностью феодала на землю и эксплуатацией крестьян, находящихся от него в личной зависимости. Повсеместно, даже на самых отдаленных землях Киевской Руси, появились вотчины. Неизбежно возникали социальные конфликты, и феодалам была нужна сильная княжеская власть на местах.

Причины возвышения Москвы

Москва была основана в 1147 г. и долгое время входила в состав других княжеств. Зимой 1237-1238 гг. Москва, как и многие другие русские города, была разорена монголо-татарами. В 1276 г. Москва стала столицей отдельного княжества, которое со временем из небольшого удела превратилось в крупнейшее на Руси. Именно Московское княжество вобрало в себя большинство древнерусских земель, и именно в рамках Московского государства продолжилась история России.

Причинами возвышения Москвы стали:

1) Выгодное географическое положение. Город находился на перекрестке торговых путей. Пересечение торговых путей способствовало превращению Москвы в крупный центр экономических связей между русскими землями. Срединное месторасположение способствовало притоку сюда жителей и постоянному возрастанию плотности населения. С северо-запада от Литвы Москва была прикрыта Тверским княжеством; с востока и юго-востока от Золотой Орды – другими русскими землями.

2) Особые качества московских князей. Первые московские князья были гибкими политиками, умело используя текущую ситуацию. Они проводили компромиссную политику по отношению к Орде. Подолгу живя в Сарае, интригуя в Орде, задаривая ханов подарками, породнившись с ними, они заслуживали доверие и в результате получали ярлык на великое княжение. С помощью ордынских войск московские князья расправлялись с соперниками. Подавив восстание в Твери в 1327 г., московский князь Иван Калита получил не только ярлык на великое княжение, но и право собирать дань со всех русских земель, а потом отвозить ее в Орду. Разумеется, при этом часть дани оставалась в Москве.

3) Московские князья, как правило, являлись долгожителями, поэтому здесь утвердился обычай передачи престола не по старшинству, а от отца к старшему сыну: князья просто переживали всех своих братьев. На фоне остальных княжеств, раздираемых междоусобицами, здесь почти не знали внутрисемейных распрей и усобиц.

4) Поддержка со стороны православного духовенства. Митрополит Петр часто останавливался в Москве и умер здесь в 1326 г. Его преемник Феогност окончательно здесь поселился. Москва стала религиозной столицей Руси. Богатства, которыми располагала тогда русская церковь, стали стекаться в Москву, содействуя ее обогащению. Население с бό льшим доверием стало относиться к московскому князю, предполагая, что все его действия совершаются по благословению русской церкви.

5) Поддержка местного боярства. После того как московские князья стали великими, в Москву потянулись бояре и вольные слуги из других княжеств. Поступая на московскую службу, сулившую больше выгод и почета, чем служба другим князьям, они усиливали собой московскую рать. «Быть слугою и боярином великого князя было лучше, чем служить в простом уделе; поэтому слуги московских князей старались, чтобы великое княжение всегда принадлежало Москве. Бояре московские были верными слугами своих князей даже тогда, когда сами князья были слабы или недееспособны» (С.Ф. Платонов).

6) Могущество Москвы было укреплено постройкой в 1367 г. белокаменного Кремля. Для применявшихся в XIV-XV вв. средств нападения он представлял собой неприступную крепость.

Правление Ивана IV Грозного

Иван IV Васильевич (1533-1584) вступил на престол в 3-х летнем возрасте после смерти своего отца Василия III. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская, но и она умерла, предположительно от отравления, когда Ивану было 8 лет. После ее смерти развернулась настоящая борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских и Глинских. Эта борьба велась на глазах малолетнего правителя, воспитывая в нем жестокость, страх, подозрительность. С 1538 по 1547 гг. у власти побывало 5 боярских группировок. Боярское правление сопровождалось смещением 2 митрополитов, разворовыванием казны, казнями, пытками, ссылками. Боярское правление привело к ослаблению центральной власти и вызвало волну недовольства и открытых выступлений. Международное положение государства также осложнилось.

В 1547 г. в 17-летнем возрасте Иван IV венчался на царство, став первым царем в русской истории. В 1549 г. вокруг молодого Ивана сложился круг близких людей, который получил название «Избранная рада». В нее вошли митрополит Макарий, духовник царя Сильвестр, князь А.М. Курбский, дворянин А.Ф. Адашев. Рада просуществовала до 1560 г. и провела ряд преобразований.

Реформы центрального и местного управления. В 1549 г. возник новый орган власти – Земский собор. Была оформлена приказная система управления и появляются важнейшие приказы. Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы с тем, чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии. На местах учреждаются выборные земские власти в лице «земских старост», которые выбирались из зажиточных посадских людей и крестьян. Общий надзор за местным управлением переходил в руки губных старост, и городовых приказчиков. В 1556 г. была отменена система кормлений. Управители территорий стали получать жалованье из казны.

Территория была разделена на следующие территориальные единицы: губу (округ) возглавлял губной староста (из дворян); волость возглавлял земский староста (из черносошного населения); город возглавлял «излюбленный голова» (из местных служилых людей).

Таким образом, в результате реформы управления в России сложилась сословно-представительная монархия.


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Разделы социологии: частные социальные науки
  2. III. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  3. А 6. Назовите хронологические рамки контрнаступления советских войск под Сталинградом, которое явилось переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны в пользу СССР.
  4. Брак и семья как социальные институты. Предмет социологии семьи.
  5. В нашем районе много мест, где можно найти интересных людей, различные материалы о Великой Отечественной или локальных войнах, о славных трудовых подвигах земляков.
  6. Василий Павлович был одним из создателей этой кафедры в 1959 году (с этого года профессор) и возглавлял её более 30 лет.
  7. Введение. Проблема социологии знания
  8. Великая Отечественная война в истории отечественной культуры
  9. ВЗГЛЯДЫ НА ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  10. Вклад И.А. Мусина в развитие отечественной школы симфонического дирижирования
  11. Возникновение социологии, классический этап её развития.
  12. Возрождение отечественной социологии


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.078 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь