Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Естественно-правовая теория (Б.А. Кистяковский, Е.Н. Трубецкой и др.).



Начиная с последней четверти ХIХ в. русское правоведение постепенно приходит к мысли о невозможности ограничить общую теорию права лишь выявлением наиболее общих знаний о праве, понимаемом как система норм, установленных государством. Потребность во всестороннем научном познании права вынудила обратиться за помощью к другим гуманитарным наукам и, в первую очередь, к социологии и психологии. Таким образом, к правовому этатизму добавились социологическое и психологическое направления в теории права. Но они опирались лишь на эмпирический материал, непозволяющий делать выводы об идеальной, сверхэмпирической стороне права и его ценностной природе. Решению этой задачи были подчинены формировавшиеся в России в начале века различные неоидеалистические (в том числе - рационалистические и религиозно-метафизические) и феноменологические концепции права, стремящиеся понять его как сложное, многоаспектное явление. Эту тенденцию в российском правоведении, в частности, отражало течение " возрожденного естественного права".

Его сторонниками в той или иной мере являлись Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, В.М. Гессен, И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, С.А. Котляревский, К.А. Кузнецов, И.В. Михайловский, П.И. Новгородцев, Е.В. Спекторский, Е.Н. Трубецкой, А.С. Ященко и др. Исходя, подчас, из различных методологических предпосылок, они были солидарны в критике различных позитивистских теорий права за формализм, догматизм, релятивизм и этатистскую направленность.

У истоков " возрожденного естественного права" в России стояли Б.Н. Чичерин (1828-1904) и В.С. Соловьев (1853-1900). Эти мыслители одними из первых попытались в период повсеместного господства позитивизма (вторая половина Х1Х века) возродить духовные начала права, связать право с высшими ценностями и оправдать его существование в обществе. Для них характерно стремление интегрировать теорию права в целостную систему философского мировоззрения. Но пути, по которым они двигались к этой цели, оказались разными, как оказались разными и их конечные выводы Естественно-правовая концепция В.С. Соловьева; Либеральный консерватизм Б.Н. Чичерина.
Дальнейшее развитие правового идеализма, заложенного Чичериным и Соловьевым, имело место в творчестве П.И. Новгородцева (1866-1924) - главы школы " возрожденного естественного права" в России. Отстаивая самостоятельное нравственное и духовно-культурное значение права, не сводимое к категориям силы и расчета, возрожденная естественно-правовая доктрина должна была утвердить нравственное достоинство человека, наделенного свободой и ответственностью. Поэтому в центре правовой теории Новгородцева находилось понятие автономной нравственной личности, трактуемое, первоначально, в неокантианском духе. Отличительной чертой построений мыслителя этого периода являлось стремление, в духе В.С. Соловьева, найти баланс между интересами личности и общества, соединить кантовский индивидуализм с гегельянской объективной нравственностью. Личность, которая не есть средство, а всегда - цель общественного развития, личность, которая соединяется с другими личностями в " свободном универсализме" и тем самым приобретает полную свободу и равенство - таков политико-правовой идеал Новгородцева.

Философ пытался теоретически обосновать идеал социальной коммуникации, которая строилась бы не только на началах взаимной выгоды, но и на началах нравственных, к каковым он относил и справедливость. Исходя из этого нравственного критерия, и надлежит, по Новгородцеву, оценивать позитивный закон, действующее право; в том же заключается и основная идея " возрожденного естественного права", которое отнюдь не рассматривалось Новгородцевым как право в собственном смысле слова, а лишь как совокупность нравственных требований к действующему праву.

В последний период своей жизни, после большевистской революции и вынужденной эмиграции, Новгородцев переживает " переоценку ценностей" и переходит на либерально-консервативные позиции православной философии права. По его мнению, право само по себе не в силах осуществить полное преобразование общества, правовое государство не есть венец истории, не есть последний идеал нравственной жизни, оно не более чем " подчиненное средство, входящее как частный элемент в более общий состав нравственных сил"
Естественно-правовой подход в теории права по-своему разделял и Е.Н. Трубецкой (1863-1920) - русский религиозный мыслитель и правовед. Основываясь на идеях Чичерина и Соловьева, Трубецкой доказывал невозможность существования права без признания духовной природы человеческой личности.

Поэтому, с его точки зрения, всякий позитивизм в праве ведет к разрушению самой его идеи, так как в позитивизме отсутствует субъект - носитель безусловной ценности.

Трубецкой стремился понять право как специфическое социальное явление, имеющее трансцендентную природу. Право, по мнению мыслителя, есть " внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой". Из этого следует, что, как и ряд других русских юристов, Трубецкой разделял убеждение, согласно которому право может существовать и помимо государства. Более того, по Трубецкому оно предшествует ему и обусловливает само его существование.

Трактуя право, прежде всего, как явление психическое, Трубецкой и источник праваусматривал в человеческом сознании. Сила и действительность всякого позитивного права ставилась им в зависимость от тех неписаных правовых норм, которые находятся в глубине сознания человека. Лишь убежденность в необходимости положительного права делает его правом действующим.

Этим, полагал Трубецкой, неопровержимо доказывается существование норм нравственного, или, по терминологии мыслителя, естественного права. Естественное право - это то же, что и правда. Оно заключает в себе совокупность тех нравственных норм, в которых любой авторитет, всякая человеческая власть и всякое вообще позитивное право находят себе оправдание. Концепция естественного права Трубецкого предвосхищает учение о центральной зоне культуры, благодаря которой осуществляется социально-правовая легитимация. Естественное право в таком случае - те базовые нравственные ценности, которые реально существуют в любом обществе и лишь получают в с течением времени новую, более совершенную интерпретацию.


Стремление понять право как многоаспектное явление явилось отличительной чертой правового учения Б.А. Кистяковского (1868 - 1920), разрабатывавшего т.н. плюралистическую концепцию права.

Как теоретик он во многом сформировался под влиянием так называемой " баденской" школы неокантианства. Но в то же время на творчестве этого мыслителя отчетливо сказались идеи, идущие от В.С. Соловьева и его школы. С этим отчасти связано стремление мыслителя соединить абстрактный нормативно-ценностный подход к праву с идеей общественного развития, что нашло свое отражение в его правовой теории.


Отвергая односторонний подход к праву, свойственный, например, классическому правовому этатизму, Кистяковский под правом понимал сложное многоаспектное явление, не поддающееся однозначному определению. Право, полагал он, необходимо изучать с различных сторон, включая его социологическое, психологическое, государственно-организационное (право как порядок) и нормативное проявления.

Если социологическое и психологическое изучение права призвано давать сводку научных данных о праве как явлении причинно-обусловленном, то в нормативном понятии, по Кистяковскому, выявляются знания о праве как явлении телеологического порядка, обусловленного трансцендентальными целями. Право при этом предстает как явление разумное и этически ценное. Поэтому, полагал Кистяковский, одни из трансцендентальных целей права присущи интеллектуальному сознанию, другие - совести, или сознанию этическому.

Основное значение Кистяковский отводил целям этическим, определяя их как свободу и справедливость. Отдавая дань причинным отношениям, обусловливающим развитие общества, Кистяковский в то же время полагал необходимым рассматривать социальные явления с точки зрения понятия справедливости и связанного с ним понятия долга, так как о всяком общественном явлении можно судить с нравственной точки зрения, т.е. с точки зрения того, удовлетворяет оно идее справедливости, или нет.

Понятие нравственно-должного Кистяковский (в отличие, например, от Трубецкого) связывал не с религиозно-ценностным обоснованием личности, а с кантовским рационалистическим категорическим императивом, обязывающим рассматривать каждого человека как самоцель и признавать, что все люди равноценны. Поэтому идея прав личности приобрела у Кистяковского трансцендентально-нормативный характер, но при этом не противополагалась интересам общества и государства, а в духе русской философии права требовала их гармоничного сочетания. Основу для этого мыслитель видел в признании за гражданами субъективных публичных прав, среди которых центральное место занимали права политические. Б.А. Кистяковский вплотную подошел к проблеме многоаспектности права, но так и не сумел увидеть за многоаспектность права его единство. Его безусловной заслугой, помимо прочего, является аксиологическая и культурологическая разработка права, а также обоснование его объективной природы.

11) Создание и развитие советской системы юридического образования

Советская власть в период революционных преобразований достаточно бесцеремонно и грубо обошлась с дореволюционной юридической школой, которая была объявлена школой схоластики и подготовки бездушных чиновников для аппарата угнетения трудящихся. В начале 1920-х гг. были закрыты юридические факультеты в ряде университетов, включая Казанский, и в скором времени система университетского юридического образования была сведена на нет. Из учебных планов юридических институтов исключили римское право, были подвергнуты значительному сокращению другие фундаментальные правовые дисциплины. Юридическому образованию придавался сугубо прикладной характер, что негативно сказывалось на состоянии правовой науки и уровне научной подготовки студентов. Доля подготовки юристов в структуре высшего профессионального образования составляла не более 1, 5%. По количеству студентов-юристов как СССР, так и дореволюционная Россия отставали от всех развитых стран мира.

Новую власть не устраивали профессора дореволюционной российской школы, которые считались носителями идеалистического мировоззрения и противниками марксистско-ленинской доктрины о государстве и праве. Поэтому для первого этапа становления юридического образования в советской стране характерны две тенденции: привлечение профессуры дореволюционной школы из-за отсутствия собственных педагогических кадров и создание различных краткосрочных курсов. В соответствии с этим был перестроен и учебный план, значительное место в котором отводилось общественным, мировоззренческим дисциплинам. Студенты тех лет изучали биологию и антропологию в связи с популярной в то время теорией Ч. Ломброзо о врожденной преступности.

Социалистическое государство объявило юридические вузы партийно-политическими образовательными учреждениями и проводило социальный классовый отбор абитуриентов. В первую очередь в юридические вузы принимались рабочие, крестьяне и их дети. Из-за недостатка преподавателей к педагогической деятельности широко привлекались на условиях почасовой оплаты практические работники правоохранительных органов.

Следующим этапом в развитии юридического образования в СССР было создание факультетов советского строительства. В соответствии с постановлением ВЦИК РСФСР от 20 апреля 1931 г. была поставлена задача подготовки юристов не только для правоохранительных органов, но и для управленческих структур государства, органов советской власти всех уровней.

Если основными центрами юридического образования и науки в дореволюционной России были Москва, Петербург, Казань, Киев, Харьков, то теперь была поставлена задача создать подобные центры на востоке страны. Согласно постановлению СНК РСФСР Сибирский институт советского права (ранее юридический факультет Иркутского государственного университета) был переведен в августе 1934 г. в Свердловск. Так появился новый крупный центр юридического образования и науки на Урале — Свердловский юридический институт, ставший главной кузницей юридических кадров для районов Урала, Казахстана, Сибири и Дальнего Востока. В нем преподавали и ученые дореволюционной школы, например, профессора А. М. Винавер, Б. Б. Черепахин, заложившие основы уральской школы цивилистики, заслуженную славу которой принесли труды широко известных сегодня в стране правоведов С. С. Алексеева, Т. И. Илларионовой, О. А. Красавчикова, С. А. Хохлова, В. Ф. Яковлева, В. С. Якушева.

Однако юридические институты в целом последовательно утрачивали свой научно-образовательный потенциал. На кафедрах некоторых из них в 1930—1940-е гг. не работал ни один доктор наук, кандидаты наук составляли редкое исключение, центральной фигурой педагогического процесса считался старший преподаватель без ученой степени. Сборники научных трудов выходили с периодичностью один в 10 лет. Параллельно с вузовской существовала система ускоренной подготовки юристов в юридических школах и техникумах. Уменьшение удельного веса высшего юридического образования предопределялось различными политическими и идеологическими соображениями руководителей советского государства. В 1938—1939 учебном году во всех юридических вузах страны был введен единый учебный план и установлен четырехлетний срок обучения.

В послевоенные годы господствующим типом юридического образования стало заочное образование. По своим сущностным характеристикам и практике оно не могло формировать у выпускников в достаточной степени приверженность к ценностям права. Напротив, став обладателем диплома юриста, значительная их часть реализовывала свои карьерные устремления, успех которых напрямую был связан с конформистской практикой недавних партийных выдвиженцев и заочников одновременно.

Потребности советского государства, стремившегося к построению «развитого социализма», обусловили расширение системы юридического образования. В 1980-е гг. в СССР функционировали четыре юридических вуза: Свердловский, Саратовский, Харьковский и Всесоюзный заочный юридический институт. Наиболее крупным их них был Свердловский юридический институт, в котором осуществлялась специализированная профессиональная подготовка юристов на судебно-прокурорском, следственно-криминалистическом факультетах и факультете правовой службы в народном хозяйстве по очной форме обучения, а также на вечернем и заочном факультетах. Кроме того, в указанный период действовали более 40 юридических факультетов государственных университетов, где, как правило, выделялись следующие три специализации: государственно-правовая, гражданско-правовая и уголовно-правовая.

12) Особенности развития юридического образования в 90-е годы ХХ века.

 

Изменившиеся социально-политические и экономические условия развития нового государства, Российской Федерации, актуализировали ряд новых проблем высшего образования в целом и юридического образования в частности. Постановление правительства от 7 февраля 1991 года о перестройке юридического образования в Российской Федерации ознаменовало новый этап в истории отечественного юридического образования. Было признанно необходимым значительно расширить подготовку юристов с высшим и средним специальным образованием в целях обеспечения потребностей органов государственной власти и управления, правоохранительной системы и всех отраслей народного хозяйства. Этот нормативный документ, а также Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1969 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» способствовали значительному увеличению количества вузов, в том числе негосударственных, осуществляющих профессиональную подготовку юристов.

Законодательно была закреплена многоуровневая система высшего юридического образования (бакалавр, специалист, магистр) с соответствующими госстандартами, расширена автономия вузов, регламентирован статус субъектов негосударственного образования и урегулированы взаимоотношения негосударственных образовательных организаций и органов государственной власти, созданы равные конкурентные условия для деятельности государственных и негосударственных образовательных учреждений, включая защиту прав потребителей образовательных услуг.

Бурный и бессистемный рост количества юридических вузов и факультетов, которые часто открывались, не имея надлежащей материально-технической базы и соответствующего научно-педагогического персонала, привел к резкому снижению качества профессиональной подготовки юристов. Если до начала 1990-х гг. в России функционировало около 50 юридических вузов и факультетов, то в начале XXI в. существовало 731 структурное подразделение вузов и филиалов, готовящих юридические кадры. Больше половины из этих образовательных учреждений — негосударственные.

Если в крупном вузе концентрируются высококвалифицированные преподаватели и юристы-профессионалы, то многочисленные мелкие филиалы и факультеты в различного рода технических, сельскохозяйственных, ветеринарных, медицинских, педагогических вузах вряд ли могут обеспечить образовательный процесс профессорско-преподавательским составом с высоким уровнем профессиональной квалификации. Вновь настоящий бум переживает заочное юридическое образование. Некоторые вузы имеют десятки и даже сотни филиалов.

С целью предотвращения девальвации юридического образования, дискредитации юридической профессии и нового витка правового нигилизма в обществе специалисты предлагают предпринять следующие меры: обеспечить четкий порядок лицензирования, аттестации и аккредитации юридических учебных заведений; усовершенствовать систему учебно-методических объединений и усилить контроль качества юридического образования; постоянно отслеживать реализацию государственного образовательного стандарта по направлению «Юриспруденция» во всех вузах. Кроме того, предлагается привести содержание юридического образования в соответствие с требованиями времени и уровнем развития мирового образовательного процесса, продолжить дальнейшую углубленную разработку методологических аспектов юридического образования.

Новая социально-экономическая ситуация повлекла за собой появление новых проблем в сфере высшего юридического образования и поиск их адекватного решения.

Необходимость адаптировать систему юридического образования к современным условиям, сохранив при этом лучшие традиции отечественного образования, достаточно очевидна (лат. tempora mutantur et nos mutamur in illis — времена меняются, и мы меняемся с ними). По меньшей мере наивными выглядят заявления некоторых ученых и практиков о том, что «наше образование — лучшее в мире», их призывы «оставить все как есть, проявлять здоровый консерватизм». Многие проблемы, с которыми столкнулось российское общество в конце прошлого века, не только не решены в процессе реформирования, но и усугубились. В результате экономических реформ общество не становится здоровым. Разрушенные социальные коммуникации, отчуждение и цинизм, поразившие общество, представляют серьезную угрозу для страны. Отсутствие четкого и признанного всеми духовно-нравственного кодекса поведения не только не позволяет говорить о каком-то значительном рывке в развитии России, но и вызывает опасения в сохранении элементарной социальной стабильности. Все государства, добившиеся в XIX—XX вв. экономического прорыва, начинали с объявления образования своим приоритетом. Ради этого приоритета государство может пожертвовать всем остальным. Нищета и отсталость многих стран мира обусловлены неграмотностью и (или) низким уровнем образования их населения. Основную роль в обеспечении морального возрождения нации должны играть государство, система образования, СМИ, бизнес-структуры, религиозные организации. Государство призвано создать такие условия для функционирования соответствующих социальных институтов, чтобы они могли эффективно влиять на улучшение морального климата в стране, который является опосредованным механизмом воздействия на людей.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2544; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь