Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психологические знания в искусстве



Источником психологических знаний могут также служить различные произве­дения искусства: произведения художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства, театра и кино. В них зафиксировано огромное количест­во человеческих судеб и реальных психологических проблем. Это своего рода «экспериментальные ситуации», которые создала сама жизнь или творческое во­ображение писателя, художника, музыканта, драматурга, режиссера. Такие ситуа­ции трудно, а порой и невозможно воспроизвести в рамках научной психологии.

Приоритетное значение в изображении человека в искусстве принадлежит, ко­нечно, художественной литературе. Немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833-1911) считал, что хорошими психологами являются писатели, историки, актеры. Он надеялся на появление психологии, способной уловить в сети своих описаний то, что в большей степени заключалось в произведениях поэтов и писа­телей, нежели в существовавших в то время учениях о душе.

Существует деление писателей на философов (Л. Н. Толстой, Г. Гессе), социо­логов (О. де Бальзак, Э. Золя), психологов (Ф. М. Достоевский, Ф. Кафка); это де­ление подчеркивает особые акценты в творчестве конкретных писателей. Однако во всех случаях осмысление человеческой психологии в произведении искусства достигается посредством художественного изображения человеческой жизни.

Психологические знания в искусстве носят образный характер. Искусство ис­пользует художественный образ как особый способ целостного представления че­ловека. В нем в конкретно-чувственной форме выражаются ценности, мысли, представления, отношения, эмоции, действия. Писатели, поэты, актеры, художни­ки отражают типичные особенности внутреннего мира (психологии) людей в сю­жетах, образах, действиях героев. «Какой художник, и какой психолог! » — говорила Жорж Санд о Льве Толстом. При этом она имела в виду его способности переда­вать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души. Создавая психологические образы, писатели используют свои наблюдения, раз­мышления, воображение, а также опыт житейской психологии. Многие образы становятся наглядными и убедительными образцами для описания человеческой психологии (например, Обломов). Именно в этом заключается огромная цен­ность таких образов как иллюстраций в ходе преподавания психологии.

Художники в живописных, графических работах также отражают внутренний мир человека. Леонардо да Винчи, например, придавал огромное значение «боже­ственной науке живописи». Продукты, порождаемые ею, воедино соединяют об­разное, логическое и практическое. Живопись, по его мнению, должна быть не на­туралистическим копированием непосредственно зримого, а исследованием мира с целью воссоздания его картины. Картина внутреннего душевного мира человека чаще всего находит свое отражение именно в живописи.

Причем здесь важно не только то, «что» изображается, но и то, «как» изобража­ется. В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Образы разного ро­да и вида, создаваемые в произведениях искусства, позволяют человеку лучше по­нять свой внутренний мир и души других людей.

Поскольку психологические знания в искусстве выражаются в образах, они носят описательный характер. Они не стремятся к объяснению (в отличие от нау­ки), а только отражают, причем в форме, доступной непосредственному переживанию. Поэтому в рамках изучения психологии они могут носить только вспомо­гательный иллюстративный характер.

Психологические знания в искусстве фрагментарны. Как правило, они не пре­тендуют на системность в описании психической жизни людей. Изложить систе­матизированные знания о человеке в искусстве невозможно, поскольку подобной системы просто не существует. Но фрагменты, которые описываются, имеют осо­бую значимость и убедительность. Чаще всего это значительные поступки или пе­реломные моменты жизни человека, которые наиболее четко и ясно показывают особенности его характера. Именно поэтому многие психологи и преподаватели обращаются к произведениям искусства в своей профессиональной деятельности. «Почти все литературные описания характеров исходят из психологического до­пущения о том, что каждый характер имеет определенные черты, присущие имен­но ему, и что эти черты могут быть показаны через описание характерных эпизодов жизни» (Оллпорт, 1959 / 1982, с. 210). Причем эти описания даются в эмоцио­нально окрашенной форме.

Эмоциональность — еще одна характерная черта психологических знаний в ис­кусстве. В художественных произведениях описываются особые, эмоционально насыщенные моменты жизни и переживаний персонажей. Целостное и непосред­ственное изображение эмоциональной жизни человека лучше всего достигается именно в искусстве. Без эмоций искусства не существует. Произведение искусст­ва предназначено не для рационального изучения или практического использова­ния, а для сопереживания. Читатель «проживает» художественное произведение: он со-размышляет, со-действует, со-переживает вместе с героем.

Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — приня­тие и узнаваемость образов читателем, зрителем, слушателем. Если они находят в произведении искусства, в том или ином образе отражение типичных особенно­стей внутреннего мира человека, то психологические знания можно считать до­стоверными. «Никто никогда не требовал от авторов доказательства того, что ха­рактеры Гамлета, Дон Кихота, Анны Карениной истинны и достоверны... Они умеют внушать доверие» (Оллпорт, 1959/1982, с. 211). Успех писателя измеряет­ся реакцией читателей.

Успех психолога измеряется более жесткими критериями, чем восторг читате­ля. Психология как наука располагает целым рядом преимуществ, И пусть ее ус­пехи пока не так велики, но зато они более надежны и фундаментальны.

В то же время психологические знания в сфере искусства представляют боль­шую ценность. Для многих людей произведения живописи, художественные про­изведения, театральные постановки и кинофильмы являются основным способом познания внутреннего мира человека.

Знания этого типа всегда интересовали и профессиональных-психологов. По­этому они не раз обращались к этому источнику (Психология личности, 1982; Те­плое, 1971/1985; Сироткина, 1998; Емельянов, Адаскина, 1998). Нужно всегда помнить об этом золотом фонде и максимально использовать его для расширения профессиональной компетентности преподавателей психологии. Многие выдаю­щиеся психологи нередко обращались к примерам из литературы, чтобы проил­люстрировать, а иногда и развить свои теоретические идеи.

Особую роль искусство играет в изучении личности. Одна из статей американ­ского психолога Гордона Оллпорта (1897-1967) так и называлась: «Личность: проблема науки или искусства? ». В ней был поднят ряд важных вопросов. Глав­ный из них — вопрос об отношении психологии (и психологов) к художественной литературе. Оллпорт считал, что психологи могут многому научиться у мастеров художественной литературы. Это касается приемов тонкого психологического на­блюдения и описания, понимания конкретной личности в ее целостности, интере­са к индивидуальности.

Горьким упреком в адрес некоторых профессиональных психологов звучат слова Оллпорта о том, что они «в качестве профессионалов никогда в действи­тельности не видели индивидуума; и многие из них... надеются, что никогда его и не увидят» (Оллпорт, 1959/1982, с. 213). Он критиковал бездумное применение математических методов в психологии.

Действительно, психология как наука стремится к выявлению общих законо­мерностей. «Абстракция, которую совершает психолог в измерении и объяснении несуществующей " психики-в-общем", — это абстракция, которую никогда не со­вершают литераторы. Писатели прекрасно знают, что психики существует только в единичных и особенных формах» (Оллпорт, 1959/1982, с. 213). Как справедливо замечает далее Оллпорт, мы опять сталкиваемся с основным разногласием между наукой и искусством. Наука всегда имеет дело с общим, искусство — с частным, единичным.

Поэтому взаимодополнение психологических знаний, содержащихся в науке и искусстве, безусловно, является полезным. Хорошую рекомендацию по методике преподавания и изучения психологии дает в этой связи Оллпорт: «если вы сту­дент-психолог, читайте много-много романов и драм характеров и читайте био­графии. Если вы не студент, изучающий психологию, читайте их, но интересуй­тесь и работами по психологии» (Оллпорт, 1959/1982, с. 215).

 

Иррациональная психология

Под иррациональной психологией понимается круг психологических знаний, недо­ступных объяснению научными и иными рациональными методами.

Традиционно научному знанию противопоставляется религиозное знание. Нау­ка и религия — два принципиально разных пути познания внутреннего душевного мира человека. Религиозное познание души основано на вере и сопереживании. Термином «религиозная психология» может быть обозначен круг психологиче­ских знаний, накопленных за многовековую историю в разных верованиях, рели­гиях и философско-религиозных учениях: язычество, буддизм, христианство, ис­лам. В силу сложности и неоднозначности психического мира многие явления не находят рационального объяснения в научной психологии, поэтому в них остает­ся только верить. Более того, религиозно-психологические знания не нуждаются в объяснении, иррациональность, необъяснимость — их характерная черта.

К иррациональной психологии относятся эзотерические знания, опирающиеся на некое тайное знание, недоступное для большинства людей. «Эзотерическое знание» буквально обозначает знание, доступное только для посвященных, для особого круга избранных.

К эзотерическому познанию относятся астрология, йога, нумерология, хиро­мантия, а также мистические, философские подходы к человеку, нашедшие свое отражение в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера.

Для такого типа познания характерно таинство методов, отсутствие возможно­сти рационального объяснения на основе научных принципов. Способы доказа­тельства истинности эзотерических знаний специфичны, иррациональны, недо­ступны систематическому и логическому обоснованию.

Критерием достоверности эзотерических знаний для посвященных является их соответствие постулатам тайного знания и внутренняя убежденность в их ис­тинности. Принципы логичности и эмпиричности, на которые опирается научная психология, здесь не используются. Для людей, не посвященных в тайное знание, главный критерий истинности этих психологических знаний — вера и опыт пере­живания соответствующих состояний знания.

Важнейшей особенностью этих знаний является их целостность, взаимосвя­занность. Они всегда предполагают опору на особое иррациональное мировоззре­ние. Утверждается, что без принятия этого целостного мировоззрения как жиз­ненной позиции невозможно понять способы получения знаний. Туманность из­ложения и неопределенность выводов позволяют таким знаниям быть достаточно правдоподобными и доступными для конкретизации применительно ко многим ча­стным случаям. Наглядный пример тому — предсказания Нострадамуса, прогнозы астрологов, цыганские гадания. Именно по этой причине они часто сбываются.

Привлекательность эзотерическим знаниям придает их практичность. Они, как правило, содержат советы и рекомендации по определенным жизненным си­туациям (встречи, разлуки, дальняя дорога, казенный дом и т. п.). И поэтому не­смотря ни на что интерес к ним сохраняется, поскольку люди устроены таким об­разом, что желают знать свое будущее и получить совет более компетентного спе­циалиста. От специалистов по эзотерической психологии люди чаще всего ждут чу­да и готовы в него поверить.

К иррациональному типу психологических знаний может быть причислена и трансперсональная психология Станислава Грофа. Предметом ее изучения явля­ются «мистические переживания», «космическое сознание», т. е. особые формы духовного опыта. В центре внимания трансперсональной психологии (т. е. «пси­хологии за пределами личности») находятся так называемые измененные состояния сознания. Согласно идеям представителей этого направления психологии, про­живание рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоя­нии сознания ведет к выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром.

Фантастичность представлений Грофа делает их очень привлекательными, но достоверность этих знаний не имеет рациональных объяснений и может быть принята только на веру. Опыт ощущении ипереживаний измененных состоянии сознания предлагается в качестве критерия истины. В этом трансперсональная психология очень похожа на религиозное сознание.

К иррациональной психологии могут быть отнесены также многие знания, по­лученные в сфере парапсихологии. Парапсихология занимается изучением экст­расенсорного познания, ясновидения, телепатии, предвидения. Отсутствие убеди­тельных эмпирических фактов, которые могли бы быть основанием для объясне­ния и доказательства достоверности этих знаний, не позволяет относиться к ним с доверием. Трудно выяснить, что имеет большее значение в парапсихологических опытах: особые экстрасенсорные способности или просто «ловкость рук». Многие парапсихологические факты не удовлетворяют научным критериям истинности.

Поэтому на протяжении многих десятилетий парапсихология не признавалась академическими психологами как заслуживающее внимания и даже упоминания направление психологии; ей просто отказывали в праве называться наукой. Сооб­щество парапсихологов было изолировано от сообщества психологов. В послед­ние два-три десятилетия ситуация стала заметно меняться (Годфруа, 1996; Гит-тельсон, 1997; Рицль, 1999). Сегодня число ученых, принципиально отрицающих реальность парапсихологических явлений, не так велико, а материалы парапсихо-логических исследований даже стали включаться в академические курсы психо­логии (цит. по: Леонтьев, 1995, с. 170-172).

Научная проверка достоверности эзотерических психологических знаний также могла бы существенно дополнить наши знания о психическом мире человека. В ча­стности, как показал профессор В. Н. Дружинин, в гороскопах может содержаться важная психологическая информация (В. Н. Дружинин, 1995). Идеи, изложенные в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера, рассматриваются порой в качестве важного направления психологии и психотерапии (Спиркина, 1994, с. 127).

Однако представители эзотерической психологии не склонны к эксперимен­тальной или любой другой опытной проверке своих знаний. Они предлагают про­сто верить тому, что они очень убедительно излагают. Убедительность слов, обра­зов, используемых такими учителями, привлекает учеников на нетрадиционные психологические курсы. На них Учитель учит тайным знаниям, которыми он вла­деет, в то время как при изучении научной и практической психологии учащиеся учатся сами под руководством преподавателя (учителя).

Что касается содержания психологического образования, то иррациональная психология не может лежать в основе преподавания психологии. Вероятно, воз­можны спецкурсы для психологов по отдельным темам с целью расширения гра­ниц их психологических знаний. Возможен рассказ о проблемах иррациональной психологии студентам и учащимся других образовательных программ. Однако та­кой рассказ должен сопровождаться соответствующими комментариями, которые помогут студентам отличать знания научной и практической психологии от ирра­циональной психологии.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A. особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства
  2. He все болезни от подсознания
  3. VII. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ
  4. АВТОРСКИЙ УЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КУРС ТРАНСФОРМАЦИИ ТЕЛА И СОЗНАНИЯ
  5. Альтернативные состояния сознания. Гипноз и внушение
  6. АНАЛИЗ УРОКА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
  7. Аудит классификации, формирования доходов и расходов организации, правильности их признания в бухгалтерском учете
  8. Билет №1. Становление искусствознания как науки
  9. Биологические, медицинские и химические знания
  10. В отличие от кубика Рубика, добиться максимального расширения сознания невозможно, т.к. чем ниже падает энтропия, тем больше энергии освобождается для дальнейшего расширения. Об этом позже.
  11. В подъезде найден подросток 15-17 лет. Без сознания. Рядом одноразовый шприц со следами крови. Вены уплотнены, со следами инъекций.
  12. В.5. Структура естественно-научного познания


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 945; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь