Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Единичное/особенное/всеобщее



- единичное (частное) - отдельное, огра­ниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других

- особенное - некоторые повторяющиеся свойства, присущие ряду объектов какого-либо клас­са

- всеобщие - свойства, присущие всем объектам какого-либо класса, являются

Вывод: изолированных явлений не существует => каждое явление обусловлено какими-то другими, предшеству­ющими явлениями и само определяет (= обусловливает какие-либо последующие явления)

 

Причина/следствие

- причина - явление, обусловливающее, порождающее другое явление

- следствие - явление, порожденное другим явлением

Вывод: в диалектике есть положение о существовании при­чинности как такой связи явлений, где одно явление (причина) про­изводит другое явление (следствие)

 

Необходимость/случайность

- необходимость - связь между явлениями, определяемая ос­новными, существенными причинами => обязательно должно было произойти

- случайность - связь между явлениями, определяемая несущественными фак­торами => то, что могло бы и не произойти

Вывод: необходимость/случайностьотражают тип существующей связи между явлениями

 

Детерменизм, индетерменизм.

детерминизм –учение об объективной взаимосвязи и взаимо­обусловленности явлений материального и духовного мира => - 2-ва типа детерминизма: 1) причинная детерминация (каузальность) 2) непричинное обусловливание (т.е. отношения между явлениями, не имеющими причинный характер) индетерминизм- учение, отрицающееобъективностьпричиннойсвязи
  -имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана ПР: принцип причинности неприменим к объяснению человеческой деятельности (о «свободе воли» электрона)

Первый тип детерминизма

сущность принципа причинности (каузальности) - нахождение связей и взаимодействующих факторов, которые обусловливают генезис предмета, детерминируют другие его свойства, связи и отношения => имеют причинный характер

- познание проходит ступени:

1. вычленение предмета исследования как целостной своеобразной системы (из других взаимодействующих с данной системой)

2. анализ данной целостной системы

3. изучение механизма причинной детерминации в плане одностороннего воздействия одного объекта на другой (внешняя причинность)

4. доведение анализа до понятия внутренней причины (внутренняя причинность)

5. изучение внешней и внутренней причинности в их единстве и взаимосвязи, но при приоритете последней

 

Второй тип детерминизм

непричинное обусловливание (т.е. отношения между явлениями, не имеющими причинный характер) => формы

1. связи и зависимости между явлениями, когда они сосуществуют во времени, но не порождают одна другую

2. связь состояний, при котором отсутствует генетический (порождающий) аспект

3. вероятностные соотношения

4. отношения симметрии, структурные, системные и иные взаимосвязи, пространственные и временные корреляции, рассматриваемые в рамках общенаучных подходов

5. взаимоотношения между определенными «парными» (или иными) категориями материалистической диалектики, отражающими своеобразные «срезы» реальной действительности и самого процесса познания, кроме категорий причины и следствия (как детерминизма особого типа).

Многообразие картин мира: религиозно-мифологическая, философская, научная.

Религиозно-мифологическая картина мира

- мифо­логия ---> зачатки религии, философии, искусства, знаний

- религиозно - мифологическое мышление: устное выражение, письменный текст, действия - обряды, ритуалы, песни, танцы

- (! ) у разных народов повторяется ряд тем, образов, мотивов => типы мифов:

(космогонические, теогонические, антропогонические и т.д.)

ПР: человек ---> хотя и творение богов, но существо земное: боги создают человека из глины, земли, пыли (Вавилон), из дерева (кельтская и скандинавская мифо­логия), из различных частей своего тела (индийский миф о Пуруше)

- мышление: 1) образно-символическо­е, эмоциональное, конкретное, тесно связано с искусством, 2) не существует причинно-следственных связей => заменены образцом, 3) многовариантность объясненияодного и того же явления, 4) природа персони­фицируется (боги - символы явлений природы), 5) все отношения субъект – субъектные, 6) мир - един и неотделим от человека =>

мир преломлен через систему субъективных образов и оказывается сконструированной реальностью => собственная логика, 7) представление о существовании воображаемой реальности, 8) слабое развитие понятийно-абстрактного мышления и доминирова­ние образного восприятия мира, 9) психотерапевтическая функция, 10) культурно – ценностная функция

- мифология - исходная точка для возникновения религии

-религиозно - мифологическое мышление и свойственная ему картина мира сохраняются в сознании людей (ПР: распространение мифов мировых религий (буддизма, хрис­тианства, ислама), появление «неомифологии»)

Философская картина мира

- представляет мир в системе понятий => свойственно абстрактному, понятийно-логическому мышлению

- рациональное объяснение

- доказательный тип мышления => логика =>

- проблемы стали ставиться в рациональной форме с обоснованием и доказательством утверждений

ПР: (! ) в античной философии (философия – «античное чудо») проблемы онтологии и гносеологии были отделены от образного восприятия; философия в ее истинном значении реализовалась в Древней Греции

- единой философской картины мира не существует => различные «модели мира»

- философия ---> принципы доказательности и обоснования

- (! ) в философии сохраняется установка на сознательное конструирование осо­бых реальностей, которые не всегда могут верифицироваться (прове­ряться) действительностью

Научная картина мира

- наука - сфера деятельности, функцией которой стала выработка и систематизация объективных знаний о действи­тельности

- построение знания в теоре­тической форме, логическая доказательность выводов

- научная картина мира создает целостный образ предмета исследо­вания, формируя его с помощью фундаментальных принципов и по­нятий науки

особенности научного познания

1) систематизированность - научные знания существуют не в разрозненном, а в обоб­щенном, систематизированном виде, в виде теорий

2) самоконтроль - выражающийся в наличии методологии (обосновании применяемых методов по­знания)

3) стремление к формализации - выражает­ся в строгости языка науки

- научные знания фикси­руются в виде точных понятий

- суждения и умозаключения науки формулируются в виде принципов и законов

- стремление к точности языка науки приводит к ее математизации (т.е. замена словесных поня­тий ---> математическими символами и формулами)

- процесс научного познания осуществляется в определенных организационных условиях, с соблюдением установленных форм и принципов

- наука существует и как социальный институт

- 2-ва уровня научного познания: эмпирический (сбор данных, фиксация фактов, их первичная система­тизация, создание понятий) и теоретический

- факт (от лат. - сделанное, со­вершенное) - объективно существующее событие или явление

- научный факт - описание факта на языке науки (знание об единичном событии или явлении); еди­ничные факты собираются, систематизируются (фиксируют в перечнях, таблицах, графиках и т. п.) и подводят под понятия, т. е. частные факты группируются вокруг одного правила

- научное понятие - утвержде­ние о существенных признаках объектов (понятия системати­зируются, формулируются принципы и законы, выдвигаются гипоте­зы, создаются научные теории)

- научные утверждения 2-х видов: основные (исходные) и вывод­ные

- научный принцип (от лат.- первоначало) - исходный пункт теории или концепции

- научные законы - объективно существующие необходимые связи мира (при помощи научных понятий), отражение в науке существенных, необходимых связей в объективном мире

- теория (от греч.- наблюдение, рассматривание, исследование, рассуждение) - система обобщенного знания о су­щественных закономерностях какой-либо отдельной части действи­тельности

Вывод: научная картина мира не остается неизменной => представление о приращении научного знания как о линей­ном прогрессе => научный прогресс делится на 2-ве фазы: 1) длительный период продвижения в пределах име­ющейся парадигмы, 2)короткий период революционных перемен и смены парадигмы

ПР: в физики смена теории Ньютона на теорию Эйнштейна


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь