Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные элементы ландшафтной архитектуры



В садах очень мало или почти нет скульптуры. Она присутствует иногда в виде барельефов, чаще всего на стенах садов периодов последних династий Мин и Цин. Отдельно стоящая скульптура повсеместно встречается на аллеях духов в императорских некрополях или в виде мифических существ или почитаемых животных в императорских дворцово-парковых комплексах. В частных садах ее место занимают камни и элементы благоустройства: ширмы, светильники, вазы и т.д.

Стены являются важным элементом сада. Обычно сверху ограждающие стены сада покрывают черепицей, иногда традиционной конфигурации как на зданиях, иногда придавая верху стены волнообразный вид, символизирующий облака или летящего в облаках дракона. Реже верх стены занимает прямое изображение дракона, в этих случаях применяется черепица, имитирующая чешую дракона. Стены могут быть как внешними, ограждающими сад, так и внутренними, разделяющими сад на зоны и сценарные виды.

Тело стены чаще всего строили из кирпича, затем обмазывали глиной и красили в красный, белый, желтый или серый цвета. Красный цвет был характерен для наружных стен императорских садов. Стены классического частного сада или внутренние стены императорских садов имеют обычно белый цвет, что позволяет использовать их как фон.

Вода – один из двух самых значимых и самых важных компонентов наряду с камнями. Она присутствует в двух видах: стоячем (пруды, озера) и в движущемся (каналы, ручьи, постоянные или временные водопады). Пруды и озера обычно они имитируют природное происхождение, хотя на самом деле в подавляющем большинстве являются искуственными. Стоячая вода отражает в себе все окружение. Для созерцания и медитации на берегах ставятся террасы, беседки или павильоны. Традиционно в прудах разводят декоративных рыб, уток-мандаринок, лебедей и других водоплавающих. Необходимым элементом почти каждого пруда или озера является остров. Острова очень разнообразны – от больших, на которых стоят беседки, композиции из крупных камней и имеются тропинки для прогулок и террасы для медитации, до группы постоянно растущих крупных лотосов, имитирующих остров.

Бегущая вода присутствует в виде медленно движущихся каналов, быстрых ручьев или небольших водопадов. Вода ручьев используется не только для космогонических целей (энергия ци), но и для функциональных целей (питьевых, хозяйственных). Кроме того, важна и эстетическая составляющая воды.

Камень – как и вода, является основополагающим материалом. Классификация камней была очень многообразна, их подразделяли на 5 видов по фэншуй и на очень большое количество видов (более 100) по форме и сочетанию их между собой. Самыми лучшими и дорогими считались камни со дна озера Тай (Тайху) в районе Сучжоу. Многие из таких камней имели собственные легенды и названия. Для особо почитаемых камней могли создавать отдельные специальные помещения или беседки, центром которых они становились.

Особым видом композиции в саду стали каменные горки с гротами, доходящие обычно до 3 метров высотой, а иногда и более. Для прочности камни скреплялись друг с другом клейкой рисовой пастой, а при необходимости стягивались металлическими лентами и обручами.

Растительность представлена в китайском саду цветами, деревьями, кустами и карликовыми деревьями. Среди цветов наиболее распространены: пион, хризантема и орхидея, жасмин и гортензия, роза, нарцисс и гиацинт, лотос. Среди деревьев – сосна, бамбук и плакучая ива, слива и персик, абрикос, мандарин и банан.

В традиционном саду присутствует трава, но отсутствует травяной газон, исключение составляют некоторые сады императорских летних дворцовых комплексов и крупных императорских храмов. Вместо газона применяется галечное, плиточное, каменное или кирпичное мощение. Реже земля посыпается утрамбованным желтым или красным песком.

Цитирование какого-то образа, человека, конкретного места или исторического события, поэмы или любимого изречения – очень характерная черта китайского сада. Цитаты были очень разными. Это могли быть не только литературные (в виде надписей), но и пространственно-флористические цитаты о каком-то историческом событии или воспоминание о человеке. (дворик с бамбуком напоминал об известном каллиграфе Ван Хойчжи, большом любителе этого растения, уголок с хризантемами – о древнем поэте Тао Юаньмине, любившем эти цветы больше других и т.д.).

Надписи присутствуют в самых разных видах. Афоризмы, стихи, поэтические надписи можно увидеть в китайском саду повсеместно – на камнях, на специальных отдельно стоящих табличках, над входами в павильоны и беседки, на внешних и внутренних стенах, на специальных экранах, на свитках и т.д. Каждый двор или павильон обязательно имел свое поэтическое название, написанное на специально отведенном для него месте.

Архитектурные сооружения представлены достаточно широко. Это жилые павильоны и павильоны для уединения, библиотеки и павильоны для ведения научных и других занятий, домики, галереи и террасы для чаепития, медитации, музицирования, любования отдельными видами или состояниями природы, сооружения для купания и т. д.

Особая роль отводится беседкам. Они служат для краткосрочного отдыха во время прогулок и любования пейзажами, для чаепитий, неторопливых бесед и других видов отдыха. Формы беседок в плане достаточно разнообразны – круглые, квадратные, многоугольные, веерообразные и пр. Такое же разнообразие присутствует и в их крышах. Беседки чаще всего сооружают открытые, обычно с местами для сидения. Хотя не редки беседки с фиксированными видами. Для изготовления сооружений используется весь веер природных материалов: дикий камыш, ива, бамбук, другие деревья и кустарники, камень, крашенные или некрашеные деревянные столбы и брусья, а также смешанные материалы.

Отдельной целью при проектировании павильонов, переходов между ними или башен для панорамного видения являются окна и виды из этих окон. Конфигурация оконных проемов разнообразна, так как рассматривается как рама, обрамляющая картину созданного за окном пейзажа. Такие окна всегда тщательно планируются, иногда они приобретают наиболее эффектную для восприятия открывающегося вида форму.

Внешняя форма любого сооружения тщательно вписывается в окружающий его вид. Колорит водным пейзажам сада придают мостики различной конфигурации.

Галереи являются вместе с дорожками и мостами основными путеводителями в прогулке по парку. Они же объединяют основные павильоны в единый ансамбль, а также различные элементы ландшафта в единое целое.

Принципы проектирования

Тщательно компоновались возможные пути течения энергии ци и ее восприятия: динамический повседневный (проходя по хозяйственным делам по дорожкам), динамический парадный (гуляя по дорожкам, галереям и мостам сада или плавая по пруду, озеру или ручью, каналу) и статический (из окна павильона или башни, с террасы или из беседки).

Умозрительный образ. Одним из важных приемов было воссоздание образа какого-то известного реально существовавшего древнего сада, существующего ландшафта или создание образа мифологического ландшафта.

Сценические виды. Тщательно проектировалась совокупность отдельных пейзажных сцен. Эти виды подразделялись на панорамные, открытые и закрытые (через какой-либо проем или другие ширмы-преграды), и миниатюрные виды.

Разнообразие восприятия видов. Важным моментом в проектировании сада было применение принципа разнообразия и пространственной глубины. Чередование закрытых и полузакрытых, панорамных и открытых видов, различных природных и искусственных элементов, перепад масштабов видов и пространств создавало иллюзию бесконечности сада. Особая значимость была у «полного видения – та-куан», что буквально означает «панорамный вид».

Иллюзия реальности. Сад был местом, где человек создавал свою вселенную. Даже самый малый сад отражал целый мир. Для усиления этого ощущения часто применяли еще один принцип – «заимствованный пейзаж – цзе цзин». Принцип заимствования заключался в том, что при планировании вида в него заранее включали вид объекта, существующего за пределами сада – отдаленные высотные элементы окружающего пейзажа местности или городской среды.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1311; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь