Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1.Человек как предмет изучения и понимания



 

1. Понятие «человек» и его интерпретация. Свобода как сущностная характеристика человеческого бытия. Признаки оформленной человеческой психики. Противоречивость человека. Философские направления, раскрывающие сущность человека.

2. История становления антропологического принципа научного познания:

a) Возникновение антропологического принципа научного познания в Античную эпоху.

b) Вклад в познание человека в Средние века и эпоху Ренессанса.

c) Антропологическое познание в период Реформации и в XVIII― XIX вв.

d) Антропологизм в научном материализме. Новые направления в познании сущности человека с середины ХХ в.

3. Антропологический принцип в современном познании.

 

Практические задания

Задания учебника:

1.Из приведенных ниже высказываний, определяющих человека, выберите одно-два, которые, на ваш взгляд, наиболее полно раскрывают сущность человека и обоснуйте свой выбор:

1) «Человеческая натура — это не сумма врожденных, биологически закрепленных побуждений, но и не безжизненный слепок с матрицы социальных условий; это продукт исторической эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами» (Э. Фромм);

2) «Важно помнить, что человек — это животное; но еще важнее уяснить, что сущность его уникальной природы следует искать в тех признаках, которые не встречаются у других животных. Его место в природе и его выдающаяся роль определяются не тем, что его роднит с животными, а тем, что его делает человеком» (Дж. Симпсон);

3) «Мы — источник веселья и скорби родник;

Мы — вместители скверны и чистый родник;

Человек, словно в зеркале мир, многолик;

Он ничтожен, и он же безмерно велик» (О. Хаям);

4) «Человек — это уникальное, постоянно меняющееся сочетание биологического (физического) и психического, которое в своем высшем единстве образует сознание, способное мыслить себя, свои возможности и (возможно) божественные деяния» (В. С. Соловьев);

5) «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность» (И. Кант).

2. Прочитайте трактовку свободы Дж. Локком. Выскажите свои аргументы за или против такого понимания свободы. Предложите свое понимание.

 

«Что такое свобода? Так как все действия, идеи которых есть у нас, сводятся... к следующим двум: мышлению и движению, то, поскольку человек имеет силу мыслить или не мыслить, двигаться или не двигаться, согласно предпочтению или распоряжению своего собственного ума, постольку он свободен. А где действие или воздержание от действия в одинаковой степени не находится во власти человека, где выполнение или невыполнение действия в одинаковой степени не подчиняется предпочтению его ума, распоряжающегося этим, там человек не свободен, хотя действие может быть произвольным. Так что идея свободы есть идея способности (power) в каком-нибудь действующем лице совершить какое-нибудь отдельное действие или воздержаться от него, согласно определению или мысли ума, благодаря чему одно действие предпочитают другому. А где ни одно из двух действий не находится во власти действующего лица, не может быть совершено им согласно его хотению, там это действующее лицо не свободно и подчинено необходимости. Так что не может быть свободы там, где нет мысли, нет хотения, нет воли; но мысль может быть, может быть воля, может быть хотение там, где нет свободы. <...> Из рассмотрения степени влияния на человеческие действия этой силы ума, которую каждый сознает в себе, возникают идеи свободы и необходимости»[1].

3.Проанализируйте понимание Э. Фроммом идеала Нового Человека. Проведите в академической группе диспут по этому идеалу и выработайте свое мнение о том, какого человека требует современное общество.

Э. Фромм

Новый Человек

 

«Функция нового общества — способствовать возникновению нового Человека, структура характера которого будет включать следующие качества.

Готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в полной мере быть.

Чувство безопасности, чувство идентичности и уверенности в себе, основанные на вере в то, что он существует, что он есть, на внутренней потребности человека в привязанности, заинтересованности, любви, единении с миром, пришедшей на смену желанию иметь, обладать, властвовать над миром и таким образом стать рабом своей собственности.

Осознание того факта, что никто и ничто вне нас самих не может придать смысл нашей жизни и что только полная независимость и отказ от вещизма могут стать условием для самой плодотворной деятельности, направленной на служение своему ближнему.

Ощущение себя на своем месте.

Радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства и эксплуатации.

Любовь и уважение к жизни во всех ее проявлениях, понимание, что священна жизнь и все, что способствует ее расцвету, а не вещи, не власть и не все то, что мертво.

Стремление умерить, насколько возможно, свою алчность, ослабить чувство ненависти, освободиться от иллюзий.

Жизнь без идолопоклонства и без иллюзий, поскольку каждый достиг такого состояния, когда никакие иллюзии просто не нужны.

Развитие способности к любви наряду со способностью к критическому, реалистическому мышлению.

Освобождение от нарциссизма и принятие всех трагических ограничений, которые внутренне присущи человеческому существованию.

Всестороннее развитие человека и его ближних как высшая цель жизни.

Понимание того, что для достижения этой цели необходимы дисциплинированность и реалистичность.

Понимание того, что никакое развитие не может происходить вне какой-либо структуры, а также понимание различия между структурой как атрибутом жизни и “порядком” как атрибутом безжизненности, смерти.

Развитие воображения, но не как бегство от невыносимых условий жизни, а как предвидение реальных возможностей, как средство положить конец этим невыносимым условиям.

Стремление не обманывать других, но и не быть обманутым; можно прослыть простодушным, но не наивным.

Все более глубокое и всестороннее самопознание.

Ощущение своего единения с жизнью, то есть отказ от подчинения, покорения и эксплуатации природы, от истощения и разрушения ее, стремление понять природу и жить в гармонии с ней.

Свобода, но не как произвол, а как возможность быть самим собой: не клубком алчных страстей, а тонко сбалансированной структурой, которая в любой момент может столкнуться с альтернативой — развитие или разрушение, жизнь или смерть.

Понимание того, что зло и разрушение — неизбежные следствия неправильного развития.

Понимание того, что лишь немногим удается достичь совершенства по всем этим пунктам, и вместе с тем отсутствие амбициозного стремления “достичь цели”, поскольку известно, что подобные амбиции — всего лишь иное выражение алчности и ориентации на обладание.

Счастье всевозрастающей любви к жизни, независимо от того, что уготовано нам судьбой, ибо жизнь в меру своих сил приносит человеку такое удовлетворение, что едва ли остается место для беспокойства о том, чего он мог бы или не мог бы еще достичь»[2].

Задания по теме:

1.Подобрать не менее 10 высказываний о человеке и сделайте таблицу: автор, даты жизни, источник, свой комментарий

2. Подобрать не менее 10 высказываний о свободе и сделайте таблицу: автор, даты жизни, источник, свой комментарий

3. Презентация по одному из вопросов(но не по учебнику)

4.Прочитать две из перечисленных книг и сделать аннотированный развёрнутый тезисный план с рецензией. (Не списывать из Интернета! ): С. И. Гессен. Педагогика как прикладная философия, Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, Тейяр де Шарден Феномен человека, Франкл В. Человек в поисках смысла, Н.А.Бердяев О назначении человека.

 

 

Тема 2.Педагогическая антропология и история ее

Становления

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Педагогическая антропология как методология педагогики. Сущность педагогической антропологии. Ведущие идеи и специфические особенности педагогической антропологии. Принципы педагогической антропологии. Источники и методы исследования.

 

2. История развития педагогической антропологии:

a) Развитие педагогической антропологии за рубежом: Мыслители древности и Средневековья (Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель и др.; Августин, Фома Аквинский и др.).

b) Дж. Локк. Я. А. Коменский. Ж.-Ж. Руссо. Г. Гегель. И. Г. Песталоцци.

c) И. Кант. К. Шмидт. Г. Ноль. Х. Плеснер. О. Ф. Больнов.

d) М. Монтессори. Я. Корчак как педагоги гуманисты

e) Предтечи возникновения антрополого-педагогических идей в России (Н. Г. Чернышевский, Н. И. Пирогов, П. Г. Редкин и др.).

f) Антропологическая философия воспитания К. Д. Ушинского и его первые последователи.

g) Гуманизация педагогики и развитие идей педагогической антропологии в России ХХ в.: Ю. И. Айхенвальд, Е. И. Лозинский, Н. А. Бердяев.

h) Направления отечественной гуманной антрополого-ориентированной педагогики: образовательно-гуманистическое направление; социально-гуманистическое; свободно-гуманистическое; духовно-гуманистическое; идеи русского космизма.

i) С. И. Гессен о гуманизации педагогического знания.

j) А. С. Макаренко в системе антропологического подхода к педагогическому процессу

k) В. А. Сухомлинский в гуманизации советской педагогики

l) Отечественная педология в истории педагогической антропологии. А. П. Нечаев. В. П. Кащенко. А. Ф. Лазурский. П. П. Блонский. Л. С. Выготский. А. П. Пинкевич.

 

Практические задания

Задания из учебника:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь