Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Упражнение 4. «Точно ли мы можем определить, что чувствует другой»



Цель: формирование навыков внимательной концентрации при восприятии партнера по общению.

Задание: на основе кратковременного наблюдения определить, что чувствует собеседник.

Инструкция: мы выполняем такое задание: сидя в кругу, гово­рим соседу справа о его эмоциональном состоянии, затем он рас­сказывает о своем состоянии; степень соответствия этих оценок определяется вначале соседом, а потом всеми остальными. При вы­полнении этого задания состояние определяется только по внеш­нему виду партнера. Отмечаем, что совпадение опенок эмоцио­нального состояния способствует установлению доверительных отношений.

Анализ упражнения:

1. Насколько совпали оценки эмоциональных состояний участ­ников занятия?

2. По каким признакам было легче всего определить эмоции

соседа?

3. Вам хотелось, чтобы все узнали о вашем эмоциональном со­стоянии, или, наоборот, вы пытались его скрыть?

4. Определите степень комфортности при выполнении задания.

Упражнение 5. «Солнце и планеты»

Цель: формирование ощущения связи с другими участниками группы, определение степени энергетического обмена во время об­щения.

 

Задание: выразить свое отношение, показав это в игре.

Инструкция: упражнение выполняется в игровой форме, все встают в круг. В его центре «солние». На эту роль ведущий может быть выбран двумя способами: или, как в детской игре, считалоч-кой, или в круг выходит участник, желающий узнать отношение к себе членов группы. Все остальные — «планеты». Они распола­гаются вокруг «солнца» на таком расстоянии, которое соответст­вует «близости» их отношений к стоящему в центре: чем ближе, тем большая близость.

Анализ упражнения:

1. Какие ощущения появились у «солнца» в момент выстраи­вания «планет»?

2. Можно ли считать энергетический обмен между партнерами по общению основой конструктивного контакта?

3. Чем мотивировали «планеты» свою расстановку вокруг «солнца»?

Упражнение 6. «Парадокс»

Цель: исследование парадоксальной природы наших чувств.

Задание: внешне выразить чувства, противоположные тем, ко­торые возникают как ответ на реальную ситуацию.

Инструкция: часто происходит такое явление: в беседе с чело­веком мы говорим одно, а чувствуем совсем другое. Нам предсто­ит поупражняться в стратегии «противоположных полюсов», кото­рая заключается в том, что мы будем учиться намеренно менять смысл выражаемых чувств. Сначала каждый из участников выска­зывает истинное чувство, а затем обратное тому, которое только что высказал.

Материалом для обсуждения и выражения чувств может слу­жить всем известный кинофильм, литературное произведение, про­читанное ведущим или участниками стихотворение, прослушанный музыкальный фрагмент.

Анализ упражнения:

Участникам предлагается назвать хотя бы две вещи, которым каждый научился в ходе этого упражнения.

Упражнение 7. «Выражение чувств»

Цель: определение представлений участников о возможностях

эмоционального реагирования.

Задание: обсудить проблему «Как справиться с чувствами». Инструкция: обсуждение проблемы проводится в виде беседы

за круглым столом. Следует обсудить такие вопросы:

— Выражение каких чувств считается социально приемлемым?

— С какими чувствами легче всего справиться, когда их начи­нает выражать другой человек?

— Почему нам самим бывает сложно выразить те или иные чувства?

Рефлексия занятия Упражнение «Мой эмоциональный портрет»

Цель: осознание человеком своего эмоционального облика, создание целостного представления о нем.

Задание: написать или нарисовать свой эмоциональный порт­рет.

Инструкция: данное упражнение является закреплением тех све­дений, которые были получены в ходе занятия. Составьте свой эмоциональный портрет. Вы можете написать его в настоящем вре­мени, быть может, это будет портрет будущей эмоциональной жиз­ни, возможно, в нем найдут сочетание прошлое, будущее, настоящее. Для представления портрета хороши все средства: рисунок, рассказ, сказка. В качестве эксперта можно выбрать по вашему желанию кого-либо из участников тренинга, кто даст справедливую оценку портрету. Можно предложить всем вместе оценить пред­ставленный портрет.

Домашнее задание Написать письмо-историю

Цель: выражение отношения к проведенному тренингу комму­никативных умений.

Задание: сочинить историю, облачив ее в форму письма.

Инструкция: выразите свое отношение к тренинговым заняти­ям, записав историю, которая как будто происходила в далекой стране. Быть может, это будет печальная или, наоборот, очень ве­селая история со счастливым концом, история, в которой с геро­ем произошли необычные, важные изменения, и т. д. При этом письмо можно писать от лица разных авторов и обращаясь к раз­ным адресатам.

Задание для самостоятельной работы «Анализ негативных эмоций»

Цель: осуществление самонаблюдения и самоанализа.

Задание: найти ответы на вопросы путем концентрации внима­ния на негативных эмоциях.

Инструкция: для того чтобы снять эмоциональное напряжение, нередко важно понять причину своих негативных проявлений. Ре­комендуем задать себе пять вопросов, если вы рассержены (оби­жены, напуганы):

— Почему я так рассержен (обижен, напуган)?

— Что я хочу изменить?

— Что мне нужно сделать, чтобы расстаться с этим чувством?

— В конечном счете, чья это проблема? Насколько она моя?

Насколько их?

— В чем внутренний смысл данной ситуации для меня?

 

Записывайте ответы на них в течение некоторого времени (од­на—три недели). Определите степень помощи данных вопросов в осознании вами вашего дурного настроения во время контактов с другими людьми.

Анализ занятия. «Определение ключевых моментов»

Цель: акцентирование внимания на процессе выполнения зада­ний как каждым участником, так и всей группой в целом; опре­деление групповой динамики.

Вид дискуссии: панельная.

Организационная форма работы участников: групповая.

Вопросы для обсуждения:

1. Как участники относились к выполнению заданий?

2. Какие чувства при этом испытывали?

3. О чем участники говорили, выполняя упражнение?

4. Какие составляющие упражнений или упражнения в целом можно перенести в контекст профессиональных отношений участ­ников тренинга на учебных занятиях со студентами педагогичес­кого колледжа?

5. Высказать суждение по поводу степени развитости группо­вой динамики в проведенном тренинговом занятии. Дать свои ре­комендации по корректировке групповой динамики.

Инструкция по ведению дискуссии: участникам предлагается раз­биться на небольшие экспертные группы (по 3—5 человек), в за­висимости от количествеиного состава тренинговой группы. В каж­дой из подгрупп выбирается ответственный эксперт. Его задача состоит в том, чтобы суммировать полученные ответы и предста­вить их другим участникам дискуссии. После завершения работы в подгруппах все участники возвращаются в общий круг для об­суждения результатов.

Комментарии к занятию

Область чувств занимает весьма значительное место в структуре ком­муникативных навыков. Все упражнения данного занятия направлены на исследование участниками своих чувств и их проявлений. Следует сделать акцент на том, что данное занятие — это не терапия, а обсуждение со­циального опыта участников, поэтому основу его составляет принцип «от общего — к частному». Следует особо позаботиться о создании непринуж­денной атмосферы, чтобы не было эмоциональной напряженности и об­суждение либо не прерывалось совсем, либо не превратилось в систему «вопрос — ответ».

Занятие 5

До свидания, мой друг, до свидания, или Общение окончено, общение продолжается

Цель: закрепление коммуникативных умений и навыков участ­никами тренинга и настройка их на активное и продуктивное об­щение в будущем. Рефлексия совместной работы; осмысление ре­зультатов личной работы в тренинге; обсуждение перспектив переноса того, чему научились участники в группе, в повседнев­ную жизнь.

План занятия:

1. Приветствие «Дары учения».

2. Упражнения: «Чему я научился», «Обратная связь», «Геогра­фия команды», «Письмо-история», «Подсолнух».

3. Анализ занятия: беседа «Планы на будущее». Вступление: сегодняшнее занятие завершает цикл тренинга ком­муникативных умений. Мы расстаемся, но общение продолжает­ся в других жизненных и профессиональных ситуациях. В довери­тельной беседе нам предстоит рассказать о своих чувствах, о том, насколько мы стали общительнее.

Приветствие «Дары учения»

Цель: выражение благодарности тем членам группы, которые в наибольшей степени помогли конкретному участнику тренинга на­учиться позитивному общению.

Задание: сделать подарок участнику тренинга в знак благодар­ности за его помощь в учебе.

Инструкция: мы работали вместе в течение довольно долгого времени. Каждый сделал то, что было в его силах, чему-то научил­ся сам и внес свой вклад в то, чтобы и другие тоже чему-то на­учились. Задумайтесь на минутку о том, кому из членов группы вы особенно благодарны. Кто оказал вам существенную поддерж­ку в учебе и чем? Каким-то замечанием? Своим примером? Во­просом? Постоянным противостоянием? Еще чем-нибудь?

Когда выражаем благодарность другому человеку, мы тем са­мым повышаем и самоудовлетворение.

Изо всех, кто помогал вам и оказывал поддержку, выберите только одного человека. Подумайте, какой маленький подарок вы можете ему приготовить. Этот подарок должен быть символом ва­шей благодарности. Важно, чтобы он был создан вами. Быть мо­жет, это будет стихотворение, рассказ, рисунок, афоризм или что-то еще. И пожалуйста, не говорите заранее, кому вы хотите преподнести сюрприз.

 

Затем, собравшись вместе, участники по очереди торжественно преподносят свои подарки, сопровождая их короткими коммента­риями, — получается небольшой праздничный ритуал.

Упражнение 1. «Чему я научился»

Цель: систематизация опыта участников в единую многоцвет­ную картинку.

Задание: дописать по выбору любое из неоконченных предло­жений для того, чтобы определить, что каждый участник тренин­говых занятий приобрел для расширения границ своей личностно-профессиональной компетентности.

Инструкция: на большом листе бумаги написаны следующие неоконченные предложения: «Я научился...», «Я узнал, что...», «Я нашел подтверждение тому, что...», «Я обнаружил, что...», «Я был удивлен тем, что...», «Мне нравится, что...», «Я был разо­чарован тем, что...», «Самым важным для меня было...», «В про­фессиональном плане я подготовлен к тому, что...». Каждому уча­стнику предоставляется возможность записать свой вариант продолжения.

Упражнение 2. «Обратная связь?

Цель: анализ работы каждого участника в ходе тренинговых за­нятий.

Задание: каждому члену группы дать информацию о том, что в его работе на тренинге встречало одобрение, что мешало другим.

Инструкция: каждый участник тренинга делал много такого, что остальные члены группы встречали с одобрением, так как это по­могало им или всей команде в целом. Но каждый делал и что-то такое, что другие считали ненужным или даже вредным. Следует высказать одобрение или, наоборот, претензии каждому из участ­ников тренинга. Пусть каждый приготовит лист бумаги. Он дол­жен быть разделен на три колонки: «Продолжай и дальше...», «По­жалуйста, перестань...», «Начни в будущем...». Другие члены команды должны будут вписать туда то, что считают нужным. За­тем пусть каждый участник изучит свой листок. Обмен впечатле­ниями происходит в виде ответов на вопросы:

— Что хочется выполнять, а что нет?

— Что хотелось бы добавить к сказанному?

— Что хотелось бы изменить?

Упражнение 3. «География команды»

Цель: выяснение мнений участников тренинга о месте и роли каждого члена группы в коллективной работе.

Задание: нарисовать совместную картину, которая изображала

бы всех членов команды и ее руководителя в виде какого-то

образа.

Инструкция: данное упражнение поможет составить более точ­ное представление о вашей команде. По-видимому, у каждого уча­стника тренинга есть свой взгляд на то, какое место он занимает в команде: принадлежит ли к кругу центральных фигур, относит­ся ли к «среднему классу» или находится на периферии. У каж­дого есть и представление о том, каким способом он вносит вклад в работу команды и какую функцию выполняет: является генера­тором идей, посредником, «совестью» группы и т. п. Однако мы часто упускаем из виду позицию других участников, какое мнение сложилось у них о нашем месте и роли в команде. А ведь это су­щественно влияет на то, как они общаются и взаимодействуют с

нами.

Работа организуется в группах из трех человек. Пусть каждая тройка нарисует совместную картину, которая изображала бы всех членов команды и ее руководителя в виде какого-то образа. На этой картине группа должна быть представлена как нечто целое, а ее члены — как отдельные части этого целого, выполняющие определенную функцию. Например, можно изобразить команду в 1 виде машины, оркестра, усадьбы и т. п. Каждый член команды должен быть обозначен своим цветом, но не следует подписывать имена. Вместо этого на отдельном листе пишется пояснитель­ная записка, в которой объяснялось бы, кто на каком месте изо­бражен.

Обсуждение: тройки по очереди выкладывают свои картины в середину круга. Сначала все члены группы, кроме авторов, попро­буют их объяснить, определив, кто на каком месте изображен, и расшифровать послание, которое несет в себе композиция карти­ны. И только после этого авторы могут рассказать о том, какие соображения они положили в основу картины. Когда все картины будут таким образом представлены, члены команды могут выска­зать свои впечатления. Прежде всего следует выяснить, насколько каждый удовлетворен своей ролью.

Упражнение 4. «Письмо-история> ■

Цель: выражение отношения к проведенному тренингу комму­никативных умений.

Задание: сочинить историю, облачив ее в форму письма.

Инструкция: дома вы выразили свое отношение к тренинговым занятиям, записав историю, которая как будто происходила в да­лекой стране. Теперь каждому участнику тренинга предоставляет­ся право огласить письмо.

Анализ упражнения:

1. Что вы испытывали, когда писали письмо?

2. Насколько старались соблюсти принцип открытости и от­кровенности?

 

3. Письмо писалось с удовольствием или, скорее, как необхо­димость выполнения домашнего задания?

4. Насколько эффективной кажется вам эта форма работы для выражения участником своих чувств и отношений?

Упражнение 5. «Подсолнух*

Цель: определение групповой сплоченности и эмоционального настроя, возникшего от общения каждого со всеми участниками тренинга коммуникативных умений.

Задание: движением показать степень сплоченности и «флюид­ного излучения* каждого и всех участников тренинга.

Инструкция: сейчас, в конце наших занятий, мне хочется пред­ложить вам небольшое упражнение, которое называется «Подсол­нух». Встаньте широким кругом, затем сядьте на пол и закройте глаза...

Вспомните о том, как мы начинали занятия. Теперь откройте глаза и медленно поднимитесь... Почувствуйте, что вы постепен­но превратились в единую группу и стали ближе друг другу... Сузь­те круг, чтобы стоять вплотную друг к другу, и положите руки на плечи своим соседям... Представьте себе, что вы все — это цветок подсолнуха, который медленно покачивается от дуновения ветер­ка. Закройте глаза и медленно качнитесь сначала влево, а затем вправо... Продолжая двигаться в том же ритме, откройте глаза и посмотрите на остальных членов группы. Встретьтесь глазами с каждым... Теперь постепенно остановитесь, снова закройте глаза и опустите руки... Осознайте, что подсолнух уже созрел и каждый из вас сейчас превратится в самостоятельное подсолнуховое семечко... Отойдите с закрытыми глазами на пару шагов назад и медленно развернитесь... Почувствуйте, что ветер уносит вас сейчас от под­солнуха, что вы снова одни, но несете в себе при этом энергию зародыша... Попытайтесь ощутить эту энергию в своем теле... Ска­жите себе: «Я наполнен жизненной силой, и у меня есть энергия для роста, развития и позитивного общения с другими людьми...» Теперь постепенно откройте глаза... Работа нашей группы завер­шена.

Вариант выполнения задания: образный рассказ ведущего сопро­вождается музыкой (например, А. Вивальди — «Весна», «Largo»).

Анализ занятия. Беседа «Планы на будущее*

Цель: оценивание эффективности тренинговых занятий в лич-ностно-профессиональном плане.

Вид дискуссии: беседа за круглым столом.

Организационная форма деятельности участников: фронтальная.

Вопросы для обсуждения:

1. В какой мере удалось на занятии реализовать групповую спло­ченность в направлении выявления обратной связи?

2. Каков эмоциональный фон занятия?

3. Дать анализ результатов тренинга коммуникативных умений для личностного и профессионального становления участников.

4. Прозвучала ли в высказываниях участников перспектива на будущее и в какой форме она была оглашена?

Комментарии к занятию

Данное занятие является итоговым, поэтому здесь важно как можно четче проследить реализацию обратной связи. Занятие имеет как бы два направления: личностные пожелания и удовлетворение профессиональных потребностей. Упражнения позволяют сконцентрировать чувства, интере­сы участников на том, что дал им тренинг для расширения коммуника­тивной компетентности.

Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. - СПб., 1997. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. — СПб., 2001.

Бачков И. В. Основы технологий группового тренинга; Психотехники. - М., 2000.

Казанский О. А. Игры в самих себя. — М., 1995. Практическая психология образования/Под, ред. И. В. Дуброви­ной. - М„ 1997. Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. -

М., 1995.

Психогимнастика в тренинге/Под ред. Н. Ю. Хрящевой. -

СПб., 2000.

Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / Пер. с нем. — М., 1999. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. -СПб., 2001.

 

Тренинг профессионально-педагогического общения

Занятие 1

Грамматика общения, или Несколько слов о коммуникативной подготовке преподавателя

Цель: выделение алгоритма коммуникативной подготовки пре­подавателя к учебному занятию.

План занятия:

1. Приветствие «Танец*.

2. Дискуссия «Грамматика общения, или Несколько слов о ком­муникативной подготовке преподавателя».

3. Домашнее задание: инструкция «Как мне готовиться к пуб­личному выступлению».

4. Задание для самостоятельной работы: «Игры-упражнения для мобилизации творческого самочувствия перед общением».

5. Психогимнастика «А где мне взять такую песню..>.

Вступление: сегодня никто не сомневается в том, что препода­вателю необходимы профессиональные умения педагогического об­щения. Но здесь возникает много вопросов к содержательной под­готовке педагога к процессу общения. Ему нужно методически грамотно построить предстоящее занятие да еще выйти на так на­зываемые личностно ориентированные технологии. Эффективность их в определенной степени как раз и зависит от того, как пост­роено взаимодействие между преподавателем и студентами. Следо­вательно, нужно говорить о выделении определенного алгоритма коммуникативной подготовки учебного занятия. Но как это сде­лать? Существует ли вообще такой алгоритм? Как он вписывается в сценарий конспекта учебного занятия? В определенной мере от­веты на эти вопросы должен дать наш тренинг. Сегодня мы поди­скутируем на эту тему.

Приветствие *Танец»

Цель: создание обстановки раскрепощенности и непринужден­ности контакта.

Задание: потанцевать, встречаясь руками с участниками заня­тия; определить степень контакта.

Инструкция: вам предлагается потанцевать, но не в парах, а ин­дивидуально. Можно использовать одно танцевальное движение. В ходе танца допускаются телесные прикосновения и встречи руками, но не разрешается встречаться взглядом с другими участ­никами. Для упражнения можно использовать вальсы Иоганна Штрауса-сына.

Анализ упражнения:

1. С кем контакт был легким и почему?

2. С кем из членов группы контакт был затруднен? Назвать причины.

Дискуссия «Грамматика общения, или Несколько слов о коммуникативной подготовке преподавателя»

Цель: определение необходимости выделения специального ал­горитма коммуникативной подготовки преподавателя к учебному занятию.

Вид дискуссии: учебная дискуссия по технике аквариума.

Организационная форма работы участников: групповая.

Инструкция по ведению дискуссии: участники дискуссии объеди­няются в группы по 5—6 человек, которые располагаются по кру­гу. Перед началом дискуссии регламентируется время, отведенное для выработки определенной точки зрения. Участники проблемной группы выбирают своего представителя, который будет защищать общественное мнение в ходе дискуссии. Остальным участникам проблемной группы не разрешается вступать в дискуссию, но поз­воляется давать указания своему представителю с помощью запи­сок или тайм-аута, который используется для консультации. Каж­дой группе проблему ставит преподаватель. Он же предлагает общую гипотезу ее решения.

Домашнее задание

Инструкция «Как мне готовиться к публичному выступлению»

Цель: овладение навыками составления краткой инструкции.

Задание: научиться тезисно выделять основные моменты, оформ­ляя их в определенном алгоритме.

Инструкция: познакомьтесь с литературой: Кан-Калик В. А. Грамматика общения. - М., 1995. Курбатов В. И. Стратегия делового успеха. - Росгов-н/Д, 1995. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М„ 1996. Лещинский В. М., Кульневич С В. Учимся управлять собой и деть­ми. - М., 1995.

Вы можете также использовать любую другую литературу, в ко­торой отражено содержание заявленной темы.

При составлении инструищи обратите внимание на следующие моменты: последовательность выполнения действий, акцент на идею того или иного тезиса, краткость в изложении и небольшой объ­ем материала.

 

Опорная схема построения дискуссии

Выдвижение ведущим проблемы

Развитие умений и навыков предкоммуни-кативной ориентировки

Проблема организации

взаимодействия в ситуациях педагогичес­кого общения

Проблема построения

стратегии и тактики

ко м муникативного

поведения преподавателя

Гипотеза

«Педагогический процесс основывается на наших отношениях с детьми, именно они — отношения — первичны в педагогическом взаимодействии, придают каждому педагогическому «движению» неповторимый личностный смысл. Помните, что за конспектом урока, за планом воспитательной работы всегда кро­ется сложная ткань взаимоотношений с учащимися» (В. А. Кан-Калик)

Поиск преподавателем

индивидуального стиля педагогических

отношений

Поиск путей осуществления обратной

связи в ситуации взаимодействия

•преподаватель — студент»

Проблема расширения функциональных границ педагогического общения

Проблема управления педагогическим общением

Проблема технологии активного слушания

J

Проблема техники психологиче­ского слежения в ситуации пе­дагогического общения

Задание для самостоятельной работы

«Игры-упражнения для мобилизации творческого самочувствия перед общением»

Цель: управление своими психофизиологическими процессами до и во время выступления перед аудиторией.

Задание: подобрать систему релаксационных игр-упражнений для настроя на предстоящее общение.

Психогимнастика «А где мне взять такую песню...»

Музыкальный материал: фонограмма эстрадных песен.

Инструкция: проведем музыкальный конкурс. Разобьемся на две команды. Организуем пение по принципу «ты начни, а я закон­чу*. Одна команда начинает петь, другая — подхватывает ее пе­ние. Выигрывает тот, в чьей команде было больше совпадений. Те­перь устроим шумовой оркестр. Солисты от команд запевают, а вся команда аккомпанирует хлопками, ударами ногой о пол, уда­рами по коленям, щелчками и т. д. Оценивается музыкальность исполнения и активность участников.

Занятие 2 Магия контакта, или Как вести себя во время публичного выступления

Цель: отработка педагогической техники действий педагога во время публичного выступления. План занятия:

1. Приветствие «Я пришел к тебе с приветом*.

2. Упражнения: «Обретение уверенности в себе», «Как понра­виться», «Первое впечатление», «Информация».

3. Рефлексия занятия. Тест «Умение излагать свои мысли».

4. Анализ занятия. Тест «Атмосфера в группе».

5. Домашнее задание: продумать темы предстоящей дискуссии и подобрать литературу.

6. Задание для самостоятельной работы: «Составление програм­мы и подбор упражнений для саморегуляции».

7. Психогимнастика «Лесной телефон».

Вступление: в педагогическом общении велика роль слова пре­подавателя. С помощью слова образно и точно передается разно­го рода информация. Любой акт коммуникации, будь то объясне­ние нового на учебном занятии, воспитательная беседа, публичное выступление, имеет свою логику построения и подготовки. Для преподавателя среднего специального учебного заведения одним из центральных педагогических умений является умение ярко и ин­тересно построить публичное выступление перед достаточно не­большой аудиторией.

На сегодняшнем занятии мы попытаемся найти ответы на во­просы:

— Каков алгоритм построения публичного выступления?

— Как сделать восприятие информации лекции интересным и увлекательным?

— С помощью каюк приемов можно избежать неуверенности в себе перед предстоящим выступлением?

— Какими способами можно привлечь внимание аудитории?

— Как позитивно настроить аудиторию на лектора и на то со­держание, которое ему предстоит изложить?

Приветствие «Я пришел к тебе с приветом»

Цель: включение всех участвующих в активную работу, отработ­ка ориентировки в пространстве аудитории, установление позитив­ного первичного контакта и выбор способов обращения с аудито­рией.

Задание: для установления первичного контакта выбрать разно­образные способы обращения с учетом особенностей состава слу­шателей.

Инструкция: каждое учебное занятие начинается приветствием преподавателя, одним из аспектов которого является положитель­ный настрой. Пусть эпиграфом упражнения станет известное всем стихотворение А, Фета:

Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова.

Вам предлагается обыграть ситуацию: вы вошли в аудиторию для проведения лекции. Вам необходимо поприветствовать слуша­телей, позитивно настроив себя и их на предстоящее общение. Пе­ред вами: а) студенты младших курсов; б) старшекурсники, кото­рые заканчивают колледж, с этой группой вам не доводилось работать раньше; в) студенты, у которых вы читаете с начала го­да; г) коллеги, преподаватели других колледжей.

Устроим конкурс. Его условия:

1) работать по кругу;

2) нельзя повторять способ приветствия предыдущего участ­ника;

3) через 5—6 приветствий по хлопку ведущего необходимо из­менить ситуацию приветствия.

Запомните, чье приветствие понравилось больше. Подведение итогов конкурса:

а) Сколько новых интересных приветствий прозвучало? (Назо­вите участников.)

б) Насколько адекватным было приветствие в изменившейся

ситуации приветствия?

в) Какие ощущения вы испытывали при смене ситуации?

г) С каким контингентом слушателей было легче всего выбрать форму, манеру приветствия?

Поздравим победителей и устроим показательные выступления (перед аудиторией повторяются наиболее удачные приветствия).

Упражнение 1. «Обретение уверенности в себе»

Цель: формирование умения снимать эмоциональное напряже­ние перед выступлением на аудиторию.

Задание: с помощью разных приемов попытаться овладеть сво­им эмоциональным состоянием.

Инструкция: боязнь выступать проявляется достаточно часто и вовсе не зависит от возраста, стажа работы лектора. В горле пер­шит, теряются мысли, ноги не идут, сильно бьется сердце — все это симптомы сильного эмоционального напряжения, которое ис­пытывает преподаватель. Чаще всего причиной страха перед ауди­торией является то, что ситуация публичной речи несет в себе оценку личности педагога, но чем более человек уверен в себе, тем устойчивее у него самооценка, которая заставляет выступающего относиться к предстоящей лекции как к сообщению, а не как к акту самовыражения. Начнем с небольшого аутотренинга. Перед зеркалом произнесите несколько раз формулу-настрой: «Я человек смелый, твердо уверенный в себе, я все умею и ничего не боюсь. Я смело, уверенно говорю. Я ничего не боюсь». Во время произ­несения вы можете менять логическое ударение в предложе­ниях. Говорите про себя, губами, шепотом или естественным го­лосом.

Акцентируйте свое внимание на вопросах:

1. С каким настроением начинали аутотренинг?

2. Какие произошли изменения?

3. В какой мере вам удалось снять напряжение или убедить себя?

А теперь потренируем уверенную походку. Вспомните кинофильм «Служебный роман». Что советовала секретарша своей начальни­це Людмиле Прокофьевне? («Походка должна быть...») Вспомним также всем известного Нестора Петровича из кинофильма «Боль­шая перемена», как он первый раз вошел в свой любимый 9 «А».

Сейчас выполним упражнение «Походка». Войдите в аудиторию:

1) походкой «человека в футляре». Засуньте руки глубоко в кар­маны, ссутультесь, взгляд устремлен в пол, поднимайте глаза из­редка и смотрите поверх аудитории;

2) походкой мечтателя: идет расслабленно, голова приподнята, он открыт к общению, излучает коммуникативную бодрость;

3) походкой самодовольного человека: он не идет, а вышагива­ет, несет себя;

 

4) придумайте свой вариант походки.

Помните, что мы как в театре мимики и жеста, где каждое дви­жение доводится до наибольшей выразительности, чтобы было лег­ко почувствовать и запомнить их.

Подведем итог:

1. Как походка влияет на установление первичного контакта?

2. Каков наиболее оптимальный вид походки и от чего он за­висит?

Для того чтобы настроиться на уверенное состояние, выполним задание «Рисуем уверенное настроение».

Выразим свою эмоцию цветом, полноценным, насыщенным, ярким, с помошью линий, абстракции или просто цветового пят­на. Чтобы снять действительное состояние страха и тревоги, ри­суйте левой рукой.

Проанализируем, что получилось (обрашается внимание на спо­собы выражения эмоционального состояния, цвет, композицию).

Упражнение 2. «Как понравиться»

Цель: принятие приемов психологической аттракции и реали­зация их в практической деятельности.

Задание: формирование первого позитивного впечатления по­средством набора психологических приемов. Инструкция:

А косолапый и рад:

Вот это наряд так наряд!

Как пойду я павлином

По горам и долинам,

Так и ахнет звериный народ:

«Ну, что за красавец идет! *

(К. Чуковский. «Топтыгин и Лиса»)

Действительно, для всех нас очень важно первое впечатление, произведенное тем, как человек одет. Но еше большее значение имеет умение сразу расположить к себе собеседника. Аудитория в первый момент встречи воспринимает лектора с позиции трех эго-состояний. Вспомните их. Эго-состояние «Родитель» — это наша система жизненных стереотипов, область «надо». Эго-состояние «Ре­бенок» — это сфера эмоций, область «хочу*. Эго-состояние «Взрос­лый» — это сфера знаний, информации, трезвого анализа, область «возможно», «разумно».

Разыграем ситуацию: мы находимся на лекции, например по проблемам семейных отношений. В аудиторию вошла молодая лектор. Слушатели восприняли ее по-разному через три эго-со-стояния.

Вариант 1. Разыграем эти эго-состояния (подгруппа артистов), а лектор попытается их уловить и соответствуюшим образом отре­агировать на поступающие реплики.

Вариант 2. Аудитория выражает эго-состояния через неверба-лику (жесты, мимику, позу), а лектор пытается «сделать подар­ки» в виде реализации «Правила 3 плюсов»: 1-й плюс — это имя собеседника, 2-й плюс — это улыбка, 3-й плюс — это компли­мент.

Лектору предоставляется возможность использовать их по сво­ему усмотрению (все вместе или по отдельности). На роль лекто­ра выбирается несколько человек.

Анализ упражнения (делает экспертная группа в количестве 3— человек):

1. Кто из лекторов вам понравился больше? Почему?

2. Какова сила психологического воздействия «Правила 3 плю-; ов»?

3. От чего зависит эффективность этого правила?

4. Ваши предложения по реализации стратегии первого впечат-1ения?

Вопросы для лектора:

1. Что вы почувствовали, когда услышали реплики «родителей», «ребенка», «взрослого»?

2. Насколько быстро, легко, комфортно вам было использовать «Правило 3 плюсов»?

Упражнение 3. «Первое впечатление»

Цель: формирование умения производить определенное впечатление с учетом выбранного образа преподавателя.

Задание: обыграть образ преподавателя.

Инструкция: первое впечатление о человеке очень стойкое, и потому нужны сильные воздействующие эффекты, чтобы его из­менить. Чаще в начале лекции, доклада мы воспринимаем не его содержание, а личность выступающего. Постараемся представить­ся с помощью разыгрывания образа преподавателя, например «На­блюдателя» (девиз: «Я вас не трогаю, вы меня не трогаете»), «На­полеона» (девиз: «Студенты неприятные, но необходимые в моей деятельности»), «Доктора Фауста» (девиз: «Я сделаю вас такими, какими хочу видеть»), «Кота Леопольда» (девиз: «Ребята, давайте жить дружно! »).

Выберите свой собственный образ, опишите его. На демонст­рацию образа дается не более 1 мин. Выполняем задание по прин­ципу игры «Артисты — зрители». Команда актеров выходит из ау­дитории. Каждый представляет свою роль. Зрители распознают роль преподавателя. Они могут для полного раскрытия образа задать во­просы, предложить некоторые реплики персонажу. Оценка актеру дается по 5-балльной системе.

Анализ упражнения:

1. Как влияет на яркость первого впечатления образ личности лектора?

* 183

 

2. Какие ассоциации, быть может, воспоминания появились у вас в связи с наблюдением того или иного образа?

3. Всегда ли в реальной жизненной ситуации мы сразу реаги­руем на роль?

4. На что мы обращаем внимание в первый момент встречи?

Упражнение 4. «Информация»

Цель: передача информации в соответствии с заданным алго­ритмом.

Задание: подготовить выступление-информацию в виде сообще­ния или лекции.


Поделиться:



Популярное:

  1. MS Excel. Знак, указывающий что число не вмещается в ячейку
  2. P.S., где рассказывается о том, что было услышано 16 февраля 1995 г., во второй половине седьмого дня нашего отступления.
  3. Past Simple переводится глаголами несовершенного вида, прошедшего времени (что делал?).
  4. VI. СЕКСУАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ. ЦЕНТРЫ НАСЫЩЕНИЯ. ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ, «СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»
  5. XXX. ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ – ВЕЛИКАЯ ПУСТОТА БУДДИСТОВ (будителей, будетлян, людей, которые здесь, скоро будут).
  6. XXXII. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ И ДЕЛАТЬ ЕЖЕДНЕВНО, ЧТОБЫ НЕ БОЛЕТЬ, А ЕСЛИ БОЛЕЕШЬ, ТО КАК ВЫТАЩИТЬ СЕБЯ В ТЕЧЕНИИ ДНЯ, ПОЧТИ, С ТОГО СВЕТА.
  7. А 47. Что из перечисленного стало последствием победы СССР над Японией в 1945 г.?
  8. А затем по милости Аллаха решил собрать всё, что смог по теме, которую я указал в заглавие.
  9. А потом он обратился к ним с увещанием в связи с тем, что они смеялись, когда кто-нибудь испускал ветры, и сказал: «Почему некоторые из вас смеются над тем, что делают и сами?»
  10. А что потом? (А. Бондаренко)
  11. Адам никогда не станет. Ни за что не будет похож на них.
  12. Алгоритм создания того, что вы хотите иметь


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1044; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.145 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь