Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Темы индивидуальных проектов



План практических занятий

На практических занятиях студенты приобретают практические навыки структурного и объектно-ориентированного анализа и проектирования предметной области, знакомятся с работой специализированных CASE-средств, применяют структурированный язык запросов SQL, приобретают навыки работы с web-технологиями в рамках архитектуры «клиент-сервер», применяют шаблоны проектирования Abstract Factory, Builder и др.

 

Семестр № занятия Тема Задания для выполнения
1, 2 Модели жизненного цикла программного обеспечения информационных систем. Введение в предметную область
Моделирование информационного обеспечения проектируемой системы. Методология IDEF1X 2, 3
Моделирование информационного обеспечения проектируемой системы. Представление модели данных средствами конкретной СУБД
5 - 8 Моделирование информационного обеспечения проектируемой системы. Виды запросов в информационной системе
9, 10 Методы совместного доступа к базам данных и программам в сложных информационных системах. Разработка интерфейса пользователя в рамках архитектуры «клиент-сервер»
11 - 15 Структурная методология проектирования информационных систем. Методология IDEF0
16 - 18 Структурная методология проектирования информационных систем. Моделирование потоков данных 8, 9
1 - 6 Объектно-ориентированная методология проектирования информационных систем. Визуальное моделирование информационных систем с применением UML 10 - 14
8 - 11 Использование шаблонов (паттернов) в объектно-ориентированном анализе и проектировании. Разработка компьютерных игр 15, 16

Задание 1.

Проанализировать выбранный вариант описания проектируемой системы. Изучить принципы работы и интерфейс программного пакета Design/IDEF с использованием Интернет-ресурса [1].

 

Задание 2.

Выделить необходимый набор сущностей, отражающих предметную область для представления в рамках реляционной модели. Определить необходимый набор атрибутов каждой сущности, выделив идентифицирующие атрибуты. Определить сущности вида подтип/супертип. Определить связи между сущностями. Формализовать связи вида 1: 1, 1: M, M: N.

 

Задание 3.

Реализовать диаграмму «сущность-связь» модели базы данных в нотации IDEF1X с помощью пакета Design/IDEF.

 

Задание 4.

Создать базу данных для СУБД Microsoft SQL Server 2008 в соответствии с разработанной моделью с помощью графической утилиты SQL Server Management Studio. Используя SQL Server Management Studio сгенерировать sql-скрипт для задания структуры базы данных. Выполнить анализ sql-скрипта создания базы данных и ассоциированных с ней объектов (таблиц и ограничений).

 

Задание 5.

Создать и выполнить запросы на добавление данных в таблицы (данные придумать самостоятельно). Создать и выполнить запросы на выборку данных из таблиц согласно условию (см. Интернет-ресурс [1]):

· Простой выбор данных (select, *, from, where, order by, вычислимые поля, distinct).

· Внешнее объединение таблиц.

· Выбор данных с помощью группирующих запросов с условием (group by, having, min(), max(), sum(), count(), …).

· Выбор данных с помощью подзапросов.

 

Задание 6.

Создать ASP.NET Web форму для выполнения запросов к серверной базе данных Microsoft SQL Server 2008 на языке программирования С#, используя среду разработки Microsoft Visual Web Developer 2010 Express. Адаптировать имеющиеся запросы и/или реализовать новые, необходимость которых вызвана использованием ASP.NET.

 

Задание 7.

Построить функциональную диаграмму в нотации IDEF0 для всей информационной системы в целом и для отдельных сценариев, отражающих логику и взаимоотношение подсистем. Реализовать IDEF0-модель с помощью пакета Design/IDEF. Заполнить глоссарий IDEF0-модели. Проверить корректность разработанной модели с помощью цикла «автор-читатель».

 

Задание 8.

Построить диаграмму потоков данных для проектируемой информационной системы в нотации Йордона - Де Марко или Гейна - Сарсона.

 

Задание 9.

Контрольная работа.

 

Задание 10.

Проанализировать выбранный вариант описания проектируемой системы. Создать новый проект в StarUML для моделирования системы согласно варианту задания. Сформулировать требования к системе с применением диаграммы прецедентов. Создать начальную версию диаграммы прецедентов.

 

Задание 11.

Создать модель статической структуры системы и связей между ее элементами с помощью диаграммы классов. Реализовать диаграмму классов в StarUML.

 

Задание 12.

Создать модель процесса обмена сообщениями между объектами в виде диаграмм последовательностей и кооперации. Реализовать диаграммы последовательностей и кооперации в StarUML.

 

Задание 13.

Создать модель поведения системы в рамках прецедентов с помощью диаграмм деятельностей. Реализовать диаграммы деятельностей в StarUML.

 

Задание 14.

Модифицировать диаграмму прецедентов с учетом развития постановки задачи в описании системы. В рамках новой модели произвести модификацию диаграмм классов, последовательностей, кооперации и деятельностей. Выполнить проверку корректности модели.

 

Задание 15.

Изучить исходные коды паттерна Builder на примере Windows Form приложения для построения карты игрового поля на языке программирования С#. Добавить на карту игрового поля новый тип ландшафта.

 

Задание 16.

Изучить исходные коды паттерна Abstract Factory на языке программирования С#. Применить паттерны Abstract Factory и Builder совместно для построения карты игрового поля по временам года. Добавить в полученный программный код реализацию паттерна Flyweight для повышения эффективности работы с большим числом однотипных объектов.

5. Образовательные технологии применяемые при освоении дисциплины

Предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм занятий:

· проектная деятельность – распределение заданий между учащимися, предполагающее сбор и анализ информации;

· технология проблемного обучения – работа с различными источниками информации;

· технология модерирования групповой работы – организация группового взаимодействия.

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, составляет 40% аудиторных занятий.

В рамках курса предусмотрены встречи с представителями компаний, специализирующихся на разработке программного обеспечения (в рамках договора сотрудничества с факультетом КНиИТ).

При обучении лиц с ограниченными возможностями и инвалидов используются подходы, способствующие созданию безбарьерной образовательной среды: технологии дифференциации и индивидуализации обучения, сопровождение тьюторами в образовательном пространстве; увеличивается время на самостоятельное освоение материала. Используется сочетание разных форм и способов передачи учебной информации: вербальный, невербальный, с использованием средств визуализации информации (презентации) и разных способов отчетности (письменно, устно, с использованием электронных дистанционных технологий).

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

В рамках самостоятельной работы студент должен выполнить реферат на одну из предложенных тем.

Темы рефератов

1. Адаптированные модели жизненного цикла разработки программного обеспечения.

2. Модель SCRUM жизненного цикла разработки программного обеспечения.

3. Эволюция CASE-технологий.

4. Реинжиниринг программного обеспечения.

5. Распределенная модель организации работы пользователей с базой данных.

6. Проблемы доступа и обработки данных для программного обеспечения БД.

7. Структура современной СУБД на примере Microsoft SQL Server.

8. Проектирование хранилищ данных.

9. Технология CORBA.

10. Интерфейсы программирования приложений (API). DB-Library, ODBC, OCI, JDBC.

11. Организация предпроектного анализа в методологии SADT.

12. Функционально-стоимостный анализ бизнес-процессов.

13. Имитационное моделирование бизнес-процессов.

14. Особенности проектирования корпоративных информационных систем.

15. Взаимосвязь методов модернизации и проектирования информационных систем.

16. Итеративное планирование и проектирование.

17. Анализ перспектив развития информационных систем.

Фонд оценочных средств дисциплины включает в себя темы индивидуальных проектов, задания для контрольных работ, вопросы для проведения промежуточной аттестации в виде зачета и экзамена, контрольные вопросы, задания итогового теста по дисциплине.

Й семестр

1. Информационная система вуза.

2. Информационная система торговой организации.

3. Информационная система медицинских организаций города.

4. Информационная система автопредприятия города.

5. Информационная система проектной организации.

6. Информационная система авиастроительного предприятия.

7. Информационная система военного округа.

8. Информационная система строительной организации.

9. Информационная система библиотечного фонда города.

10. Информационная система спортивных организаций города.

11. Информационная система автомобилестроительного предприятия.

12. Информационная система гостиничного комплекса.

13. Информационная система магазина автозапчастей.

14. Информационная система туристической фирмы.

15. Информационная система аптеки.

16. Информационная система библиотеки вуза.

17. Информационная система туристического клуба.

18. Информационная система городской телефонной сети.

19. Информационная система театра.

20. Информационная система аэропорта.

21. Информационная система зоопарка.

22. Информационная система фотоцентра.

23. Информационная система железнодорожной пассажирской станции.

24. Информационная система городской филармонии.

Й семестр

1. Страховая компания.

2. Гостиница.

3. Ломбард.

4. Реализация готовой продукции.

5. Ведение заказов.

6. Бюро по трудоустройству.

7. Нотариальная контора.

8. Фирма по продаже запчастей.

9. Курсы по повышению квалификации.

10. Определение факультативов для студентов.

11. Распределение учебной нагрузки.

12. Распределение дополнительных обязанностей.

13. Техническое обслуживание станков.

14. Туристическая фирма.

15. Грузовые перевозки.

16. Учет телефонных переговоров.

17. Учет внутриофисных расходов.

18. Библиотека.

19. Прокат автомобилей.

20. Выдача банком кредитов.

21. Инвестирование свободных средств.

22. Занятость актеров театра.

23. Платная поликлиника.

24. Анализ динамики показателей финансовой отчетности предприятия.

25. Учет телекомпанией стоимости прошедшей в эфире рекламы.

26. Интернет-магазин.

27. Ювелирная мастерская.

28. Парикмахерская.

29. Химчистка.

30. Сдача в аренду торговых помещений.

Задания для контрольных работ

Контрольная работа.

Вариант 1.

Разработайте функциональную модель в нотации IDEF0 для компании, которая занимается сборкой карманных персональных компьютеров (КПК) и установкой на них программного обеспечения (ПО). Компания не производит компоненты и программы самостоятельно, а только собирает КПК, устанавливает ПО, и проводит комплексное тестирование.

Основные действия компании, следующие:

· продавцы принимают заказы клиентов;

· операторы собирают КПК и тестируют;

· операторы устанавливают ПО на КПК и тестируют его;

· кладовщик отгружает клиентам заказы.

Компания использует бухгалтерскую информационную систему, которая позволяет оформить заказ, счет и отследить платежи по счетам.

 

Вариант 2.

Разработайте функциональную IDEF3-модель «Сборка продукта» для компании, которая занимается сборкой карманных персональных компьютеров (КПК) и установкой на них программного обеспечения (ПО). Компания собирает КПК, устанавливает ПО, и проводит комплексное тестирование. Имена работ:

· Подготовка компонентов (процессоры, корпуса, платы, карты, разъемы для карт памяти, интерфейсы, модемы);

· Установка процессора;

· Установка оперативной памяти;

· Установка флэш-памяти;

· Установка интерфейса Wi-Fi;

· Установка интерфейса Bluetooth;

· Установка слота для карт памяти;

· Инсталляция операционной системы;

· Инсталляция дополнительного программного обеспечения;

· Тестирование.

Тестирование начинается после окончания процесса сборки КПК и окончания процесса установки программного обеспечения, если КПК неисправен, в процессе тестирования у него заменят компоненты. Информация о неисправных компонентах может быть направлена на работу «Подготовка компонентов». Такая информация может помочь более тщательно подготавливать компоненты к сборке. Результатом процесса тестирования являются готовые КПК и неисправные компоненты.

 

Вариант 3.

Разработайте диаграмму потоков данных DFD «Оформление заказов». При оформлении заказа можно проверить, существует ли такой клиент в базе данных и, если не существует, внести его в базу данных и затем оформить заказ. Оформление заказа начинается со звонка клиента. В процессе оформления заказа база данных клиентов может просматриваться и редактироваться. Заказ должен включать как информацию о клиенте, так и информацию о заказанных продуктах. Оформление заказа подразумевает чтение и запись информации о прочих заказах.

 

Вариант 4.

Постройте модель данных в нотации IDEF1X для компании, которая занимается сборкой карманных персональных компьютеров (КПК) и установкой на них программного обеспечения (ПО). Компания не производит компоненты и программы самостоятельно, а только собирает КПК, устанавливает ПО.

Основные действия компании, следующие:

· продавцы принимают заказы клиентов;

· операторы собирают КПК и тестируют;

· операторы устанавливают ПО на КПК и тестируют его;

· кладовщик отгружает клиентам заказы.

Модель должна содержать 10 сущностей: Клиент, Заказ, Сотрудник, которым может быть Продавец, Оператор сборки, Оператор установки и Кладовщик; готовый Товар, КПК, ПО. Каждая из представленных сущностей имеет свой набор атрибутов:

Таблица сущностей и атрибутов

Сущности Атрибуты
Клиент Код_клиента Фамилия Имя Отчество Адрес Номер_счета
Заказ Код_заказа Дата_заказа Дата_выдачи Стоимость
Сотрудник Код_сотрудника Фамилия Имя Отчество Дата_рождения Должность Зарплата
Продавец Код_продавца
Оператор сборки Код_оператора_сборки
Оператор установки Код_оператора_установки
Кладовщик Код_кладовщика
КПК Код_КПК Процессор Память Дисплей Модем Интерфейс
ПО Код_ПО ОС Мультимедиа Интернет Антивирус Игры
Товар Код_товара

Вопросы для проведения промежуточной аттестации (зачет)

1. Понятие жизненного цикла программного обеспечения информационной системы. Модели жизненного цикла: каскадная, спиральная, инкрементная модель;

2. Итеративная модель разработки программного обеспечения. Модель жизненного цикла RUP;

3. Методология прототипирования жизненного цикла разработки программного обеспечения. Методология быстрой разработки приложений RAD;

4. Применение CASE-технологий и CASE-средств для автоматизации этапов анализа и проектирования информационных систем;

5. Моделирование информационного обеспечения. Задачи, решаемые на этапе концептуального проектирования;

6. Разработка логической модели базы данных системы. Переход к реляционной модели базы данных;

7. Методология IDEF1X. Правила формирования сущностей и формализации связей;

8. Нормализация реляционной базы данных системы. Разработка физической модели базы данных системы;

9. Методы совместного доступа к базам данных и программам в сложных информационных системах (ODBC, CORBA);

10. Методологии моделирования предметной области. Структурный системный анализ. Декомпозиция систем. Средства структурного анализа;

11. Методология структурного анализа и проектирования SADT. Состав функциональной модели. Иерархия диаграмм. Коды ICOM;

12. Принципы построения модели IDEF0: субъект моделирования, цель и точка зрения. Модели как взаимосвязанные наборы диаграмм. Синтаксис и применение диаграмм. Функциональные блоки и дуги. Типы связей между блоками;

13. Диаграммы IDEF0: контекстная диаграмма, диаграммы декомпозиции, диаграммы дерева узлов, диаграммы только для экспозиции (FEO);

14. Методология потоков данных. Диаграммы потоков данных (DFD): процессы, внешние сущности, потоки данных, хранилища данных;

15. Методология моделирования IDEF3: составные элементы диаграмм IDEF3, объекты ссылок, перекрестки;

16. Связь между функциональными моделями и моделями потоков данных.

Вопросы для проведения промежуточной аттестации (экзамен)

1. Сущность объектно-ориентированной методологии моделирования предметной области. Базовые принципы объектно-ориентированного проектирования (инкапсуляция, наследование, полиморфизм);

2. UML – язык объектного моделирования. Основные этапы развития языка UML. Особенности графического изображения диаграмм языка UML;

3. Виды диаграмм UML. Структурные (статические) диаграммы и диаграммы поведения (динамические). Диаграммы для моделирования физических аспектов функционирования системы;

4. Инкапсуляция и диаграмма классов. Классы и объекты. Понятие интерфейса. Стереотипы классов;

5. Наследование и отношение обобщения на диаграмме классов. Полиморфизм. Абстрактные классы.

6. Отношения между классами (ассоциация, композиция, агрегация) и их графическое изображение на диаграмме классов. Ассоциативные классы;

7. Диаграмма деятельности. Особенности построения и использования диаграмм деятельности. Состояния и действия;

8. Распределение деятельности в соответствии с ролями объектов, траектории объектов на диаграмме деятельности. Сложные деятельности;

9. Диаграммы последовательностей и их нотация. Линии жизни объектов. Виды сообщений. Ветвление потока управления;

10. Диаграммы кооперации и их нотация. Объекты, классы, сообщения, связи и кооперации. Композитные и активные объекты, мультиобъекты;

11. Модель прецедентов как концептуальное представление системы в процессе ее разработки;

12. Формализация функциональных требований к системе с помощью диаграммы прецедентов.

13. Спецификация нефункциональных требований с помощью сценариев, описывающих последовательности событий для достижения целей;

14. Отношения между прецедентами: обобщение и включение;

15. Отношение расширения между прецедентами. Точка расширения и проверка условий;

16. Диаграмма развертывания. Представление ресурсоемких узлов. Соединения и зависимости на диаграмме развертывания;

17. Описание паттерна Abstract Factory с помощью диаграммы классов. Преимущества и недостатки паттерна Abstract Factory, примеры использования;

18. Описание паттерна Builder с помощью диаграммы классов. Преимущества и недостатки паттерна Builder, примеры использования;

19. Структурные паттерны Adapter (Обертка), Decorator, Facade, Flyweight: описание и примеры использования;

20. Паттерны Singleton и Strategy: описание и реализация.

Контрольные вопросы

1. Что такое жизненный цикл программного обеспечения?

2. Каковы принципиальные особенности каскадной модели жизненного цикла?

3. Каковы принципиальные особенности спиральной модели жизненного цикла?

4. Каковы принципиальные особенности инкрементной модели жизненного цикла?

5. Что представляет собой жизненный цикл по методологии RUP?

6. Из каких фаз состоит жизненный цикл по методологии RAD?

7. Какие факторы способствовали появлению CASE-технологий и CASE-средств?

8. Каковы характеристики современных CASE-средств?

9. Какие стандарты задают этапы жизненного цикла?

10. Какое назначение имеет информационная (концептуальная) модель в процессе проектирования информационной системы?

11. Что называется сущностью?

12. Что показывает взаимосвязь между сущностями?

13. Какие типы связей используются при построении модели «сущность-связь»?

14. Что называется первичным ключом?

15. В каком случае образуются внешние ключи?

16. Что такое мощность связи?

17. Что такое подтип и супертип?

18. Что называется процессом нормализации?

19. Какова цель создания физической модели?

20. Для чего применяется технология ODBC?

21. Для каких систем предназначена технология CORBA?

22. В чем заключаются основные принципы структурного подхода в проектировании информационных систем?

23. Какое назначение имеет функциональная модель в процессе разработки?

24. Каковы основные компоненты функциональной модели SADT?

25. Что определяет контекстная диаграмма?

26. Какие стрелки называются граничными?

27. Каковы виды связей в методологии IDEF0?

28. Что показывает диаграмма дерева узлов?

29. Что означает появление «тоннелей» на диаграмме?

30. С какой целью строятся диаграммы для экспозиции (FEO)?

31. Для чего в диаграммах IDEF3 используются перекрестки?

32. Каково назначение методологии диаграмм потоков данных?

33. Что такое поток данных в методологии DFD?

34. Какова функция хранилища данных в DFD?

35. Что общего и в чем различия между методом SADT и моделированием потоков данных?

36. Какие три принципа лежат в основе объектно-ориентированного проектирования?

37. Чем является язык UML?

38. Почему нужно строить разные диаграммы при моделировании системы?

39. Какие диаграммы соответствуют статическому представлению о системе?

40. Какие виды диаграмм можно использовать для моделирования поведения системы?

41. Что такое интерфейс? На каком из базовых принципов объектно-ориентированного проектирования основан механизм интерфейсов?

42. Для чего необходимы модификаторы видимости?

43. В чем разница между агрегацией и композицией?

44. Что такое класс ассоциации?

45. Чем диаграммы деятельности отличаются от блок-схем?

46. Что такое траектория объекта?

47. Чем конечное состояние потока отличается от конечного состояния деятельности?

48. В чем разница между активными и пассивными объектами?

49. Чем асинхронное сообщение отличается от синхронного?

50. Что такое мультиобъект?

51. Что такое композитный объект и как он связан с понятием кооперации?

52. Как можно избежать усложнения диаграммы взаимодействия с разветвленным потоком управления?

53. Дайте определение терминам «прецедент» и «действующее лицо».

54. Какие существуют виды связей между прецедентами и действующими лицами?

55. В чем состоит смысл отношений включения и расширения?

56. Что такое точка расширения?

57. Что такое нефункциональные требования? Как они отражаются на диаграмме прецедентов?

58. Какой шаблон предназначен для создания семейств взаимосвязанных классов?

59. Как создать одну точку доступа к единственному экземпляру класса?

60. Как обеспечить совместную работу классов с несовместимыми интерфейсами?

61. Как обеспечить унифицированный интерфейс с множеством различных классов?

62. Как спроектировать возможность создания изменяемых алгоритмов?

Тестовые задания

1. Первым шагом в проектировании ИС является:

а. Формальное описание предметной области.

б. Построение полных и непротиворечивых моделей ИС.

в. Выбор языка программирования.

г. Разработка интерфейса ИС.

2. Решение каких задач обеспечивается внедрением методологии проектирования ИС?

а. Обеспечить нисходящее проектирование ИС.

б. Гарантировать создание системы с заданным качеством в заданные сроки и в рамках установленного бюджета проекта.

в. Обеспечить удобную дисциплину сопровождения, модификации и наращивания системы.

3. Сформулируйте цель методологии проектирования ИС:

а. Регламентация процесса проектирования ИС и обеспечение управления этим процессом.

б. Формирование требований, направленных на обеспечение возможности комплексного использования корпоративных данных в управлении и планировании деятельности предприятия.

в. Автоматизация ведения бухгалтерского аналитического учета и технологических процессов.

4. Какое утверждение неверно для каскадного способа разработки ИС?

а. Для него характерно разбиение всей разработки на этапы.

б. Переход с одного этапа на следующий происходит только после того, как будет полностью завершена работа на текущем.

в. Каждый этап завершается выпуском полного комплекта документации.

г. Имеет последовательность шагов разработки: Анализ – Проектирование – Сопряжение – Реализация – Внедрение.

5. Какое утверждение неверно для спиральной модели жизненного цикла ИС?

а. Делает акцент на анализ и проектирование.

б. Переход на следующий уровень не может быть осуществлен до полного завершения предыдущего.

в. Каждый виток спирали соответствует созданию фрагмента или версии программного обеспечения.

г. Основная проблема спирального цикла - определение момента перехода на следующий этап.

6. Словосочетание – быстрая разработка приложений сокращенно записывается как?

а. RAD.

б. CAD.

в. MAD.

г. HAD.

7. Под CASE – средствами понимают:

а. Программные средства, поддерживающие процессы создания и сопровождения программного обеспечения.

б. Языки программирования высокого уровня.

в. Среды для разработки программного обеспечения.

г. прикладные программы.

8. Функциональные диаграммы могут изображаться в нотации:

а. DFD.

б. IDEF0.

в. IDEF1X.

г. IDEF2.

9. Диаграммы «сущность-связь» могут изображаться в нотации:

а. DFD.

б. IDEF0.

в. IDEF1X.

г. IDEF2.

10. Диаграммы потоков данных могут изображаться в нотации:

а. DFD.

б. IDEF0.

в. IDEF1X.

г. IDEF2.

11. Какие основные понятия используются при создании функциональной диаграммы IDEF0?

а. Функциональный блок.

б. Граничная дуга.

в. Декомпозиция.

г. Внешние источники и получатели данных.

д. Хранилища, требуемые процессами для своих операций.

12. Укажите, что входит в определение контекста модели:

а. Определение субъекта моделирования.

б. Определение цели моделирования.

в. Определение точки зрения.

г. Определение количества уровней декомпозиции.

13. Что определяет контекстная диаграмма?

а. Единую точку зрения на описание деятельности.

б. Границы моделирования системы и ее компонентов.

в. Общее описание системы и ее взаимодействия с внешней средой.

14. Появление «туннелей» на диаграмме означает:

а. Стрелка диаграммы декомпозиции отсутствует на родительской диаграмме и не связана с другими стрелками той же диаграммы.

б. Стрелка, присутствующая на родительской диаграмме, отсутствует в диаграмме декомпозиции соответствующего блока.

в. Одна из стрелок диаграммы декомпозиции отсутствует на родительской диаграмме и связана с другими стрелками той же диаграммы.

г. Стрелка родительской диаграммы присутствует в диаграмме расщепления соответствующего блока.

15. Какие основные понятия используются при создании диаграммы потоков данных?

а. Потоки данных.

б. Процессы преобразования входных потоков данных в выходные.

в. Внешние источники и получатели данных.

г. Хранилища, требуемые процессами для своих операций.

д. Функциональный блок.

16. Что из ниже перечисленного не может включаться в диаграммы потоков данных:

а. Таймер.

б. Внешняя сущность.

в. Процессы.

г. Накопители данных.

17. Определяет информацию, передаваемую через некоторое соединение от источника к приемнику (в DFD):

а. Внешняя сущность.

б. Процесс.

в. Накопитель данных.

г. Поток данных.

18. Абстрактное устройство для хранения информации (в DFD):

а. Внешняя сущность.

б. Процесс.

в. Накопитель данных.

г. Поток данных.

19. Преобразование входных потоков в выходные в соответствии с определенным алгоритмом (в DFD):

а. Внешняя сущность.

б. Процесс.

в. Накопитель данных.

г. Поток данных.

20. Материальный предмет или физическое лицо, представляющие собой источник и приемник информации (в DFD):

а. Внешняя сущность.

б. Процесс.

в. Накопитель данных.

г. Поток данных.

21. На диаграммах «сущность-связь» связи изображаются?

а. Не изображаются.

б. Линиями.

в. Прямоугольниками.

г. Овалами.

22. СУБД Microsoft SQL Server относится к

а. Иерархическим.

б. Сетевым.

в. Реляционным.

г. Объектно-ориентированным.

23. Традиционным методом организации информационных систем является

а. Архитектура «клиент-сервер».

б. Архитектура «клиент-клиент».

в. Архитектура «сервер-сервер».

г. Размещение всей информации на одном компьютере.

24. Основой практически любой ИС является

а. Набор методов и средств создания ИС.

б. СУБД.

в. Язык программирования высокого уровня.

25. Благодаря работам Э. Кодда были созданы базы данных

а. Иерархические.

б. Сетевые.

в. Реляционные.

г. Объектно-ориентированные.

26. Реляционные базы данных получили свое название благодаря тому, что

а. Данные в них представлены в виде таблиц.

б. Таблицы данных связаны между собой.

в. В них быстро обрабатывается информация.

г. В них можно хранить данные сложной структуры.

27. Укажите основные понятия объектно-ориентированного проектирования (ООП)

а. Класс.

б. Полиморфизм.

в. Функциональный блок.

г. Внешние источники и получатели данных.

д. Наследование.

е. Объект.

28. Что такое полиморфизм?

а. Принцип, позволяющий разным объектам, выполняя одни и те же операции, вести себя по-разному.

б. Принцип, позволяющий разным объектам, выполняя одни и те же операции, вести себя одинаково.

в. Принцип, основанный на совпадении сигнатуры метода и сигнатуре, описанной в интерфейсе.

г. Один из базовых принципов ООП, наряду с наследованием и инкапсуляцией.

д. Один из базовых принципов ООП, наряду с наследованием и генерализацией.

29. Выберите из списка слова, которые могут быть помещены вместо многоточия. The UML - это... язык.

а. Искусственный.

б. Естественный.

в. Формальный.

г. Графический.

д. Алгоритмический.

30. C построения какой диаграммы должен начинаться процесс проектирования в соответствии с Objectory?

а. Диаграммы классов.

б. Диаграммы прецедентов.

в. Диаграммы активностей.

г. Диаграммы состояний.

д. Диаграммы последовательностей.

31. Выберите из списка истинные утверждения, касающиеся классов:

а. Классы - это строительные блоки любой объектно-ориентированной системы.

б. Класс - это категория вещей, которые имеют общие атрибуты и операции.

в. В ходе проектирования без диаграммы классов вполне можно обойтись.

32. Начало какого этапа жизненного цикла знаменует собой создание диаграммы классов?

а. Анализа.

б. Проектирования.

в. Разработки.

г. Тестирования.

д. Внедрения.

33. Какую особенность нотации диаграмм активностей используют для описания бизнес-процессов?

а. Траектория объектов.

б. Плавательные дорожки.

в. Принятие решения.

г. Синхронизация.

д. Конечное состояние потока.

34. Использование каких элементов UML, кроме объектов, допускается на диаграмме последовательностей?

а. Прецеденты.

б. Актеры.

в. Активности.

г. Состояния.

д. Классы.

35. На каком этапе жизненного цикла разработки программного обеспечения обычно строят диаграммы взаимодействия?

а. Сбор требований.

б. Анализ.

в. Проектирование.

г. Разработка.

д. Внедрение.

36. Какие из перечисленных технологий программирования основаны на механизме интерфейсов?

а. COM.

б. MSF.

в. CORBA.

г. Java Beans.

37. Укажите возможные типы отношений между классами UML

а. Зависимость.

б. Иерархия.

в. Ассоциация.

г. Обобщение.

38. Что такое интерфейс?

а. Графическое представление класса.

б. Логическая группа элементов управления для работы с объектом.

в. Логическая группа открытых (public) операций объекта.

г. Механизм, на котором основаны многие современные технологий программирования.

39. Что является основой для реализации механизма интерфейсов в языках программирования?

а. Наследование.

б. Инкапсуляция.

в. Полиморфизм.

г. Генерализация.

д. Обобщение.

40. Укажите возможные значения видимости свойства класса

а. private

б. abstract

в. singleton

г. protected

7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС

 

Таблица максимальных баллов по

Видам учебной деятельности.

 
Семестр Лекции Лабораторные занятия Практические занятия Самостоятельная работа Автоматизированное тестирование Другие виды учебной деятельности Промежуточная аттестация Итого

Программа оценивания учебной деятельности студента

Ой семестр

Лекции

Посещаемость за семестр – от 0 до 10 баллов.

Лабораторные занятия

Не предусмотрены.

Практические занятия

Контроль выполнения практических заданий в течение семестра – от 0 до 30 баллов.

Самостоятельная работа

Не предусмотрена.

 

Промежуточная аттестация

Не предусмотрена.

Й семестр

Лекции

Посещаемость за семестр – от 0 до 10 баллов.

Лабораторные занятия

Не предусмотрены.

Практические занятия

Контроль выполнения практических заданий в течение семестра – от 0 до 30 баллов.

Самостоятельная работа

Выполнение реферата в течение семестра – от 0 до 5 баллов.

 

Промежуточная аттестация


Поделиться:



Популярное:

  1. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно-контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  2. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно–контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  3. I) Получение передаточных функций разомкнутой и замкнутой системы, по возмущению относительно выходной величины, по задающему воздействию относительно рассогласования .
  4. I. ВЫБОР ТЕМЫ НАУЧНОГО ДОКЛАДА
  5. I. РАЗВИТИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  6. II. О ФИЛОСОФСКОМ АНАЛИЗЕ СИСТЕМЫ МАКАРЕНКО
  7. V) Построение переходного процесса исходной замкнутой системы и определение ее прямых показателей качества
  8. А. Разомкнутые системы скалярного частотного управления асинхронными двигателями .
  9. АВИАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ И СИСТЕМЫ
  10. Автоматизированные информационно управляющие системы сортировочных станций
  11. Автоматизированные системы диспетчерского управления
  12. Автоматическая телефонная станция квазиэлектронной системы «КВАНТ»


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.261 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь