Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Часть 5. Некоторые Коранические науки.



Часть 5. Некоторые Коранические науки.

Содержание:

Разделение Корана на суры и аяты.

Хронология Корана.

Обстоятельства ниспослания аятов.

Отмена аятов и предписаний.

Разновидности отмены предписаний.

Чтения Корана.

Способы чтения Корана.

Коран и западные ориенталисты.

 

 

_______________________________________

 

Хронология Корана.

 

Период пророческого служения делится на две части хиджрой – переселением пророка Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует), вместе с небольшой группой единоверцев из Мекки в расположенный неподалеку город Ясриб, который впоследствии стал называться Мединой – городом пророка. Как отмечают историки, хиджра стала важной вехой в истории Ислама. Она отделяет период Ислама слабого и гонимого от Ислама торжествующего, и не случайно, что именно хиджра стала началом мусульманского летоисчисления. Она же разделила историю ниспослания Корана на два больших периода – мекканский и мединский.

Согласно наиболее распространенному мнению, мекканским является то, что было ниспослано до переселения в Медину, а мединским – все, что было ниспослано после переселения, независимо от того, где это произошло, даже если это произошло в самой Мекке в год ее покорения или во время прощального паломничества.

 

Усман б. Саид ар-Рази передал слова Йахйи б. Салламы: «Ниспосланное в Мекке или по пути в Медину до того, как пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), прибыл туда, считается мекканским, а ниспосланное пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), во время его поездок после того, как он прибыл в Медину, считается мединским».

Согласно другому мнению, мекканским считается ниспосланное в Мекке, даже если это произошло после переселения, а мединским – ниспосланное в Медине. В таком случае выделяется еще и группа аятов, ниспосланных в пути, которая не относится ни к мекканским, ни к мединским аятам. Эти откровения были ниспосланы в аль-Джухфе, Таифе, Иерусалиме, Худейбийе, Мине, Арафате, Усфане, Табуке, Бадре, Ухуде, Хире и Хамра аль-Асаде.

Согласно третьему мнению, мекканским является то, что было обращено к мекканцам, а мединским – то, что обращено к мединцам. В пользу этого свидетельствуют слова, переданные от Ибн Масуда.

 

Предания о том, где и при каких обстоятельствах были ниспосланы коранические откровения, передавались сподвижниками пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), многие из которых были свидетелями этого.

Аль-Бухари, например, передал слова Ибн Масуда: «Клянусь Тем, кроме Кого нет иного божества, в Писании Всевышнего Аллаха нет аята, о котором я не знал бы, о ком и где он ниспослан». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 59.

Имам ас-Суйути в книге «аль-Иткан фи Улум аль-Куран» привел восемь списков, в которых коранические суры поделены на мекканские и мединские. В одних списках перечисляются суры обеих групп, а в других упоминаются только мединские суры.

 

В хронологической последовательности эти списки располагаются следующим образом:

1) список Абу Убейда (умер в 838 г.) из книги «Фадаил аль-Куран» от Али б. Абу Тальхи, ученика Ибн Аббаса;

2) список Ибн ад-Дурейса (умер в 906 г.) из книги «Фадаил аль-Куран» от Ибн Аббаса;

3) список Абу Бакра б. аль-Анбари (умер в 940 г.) от Катады;

4) список Абу Джафара ан-Наххаса (умер в 950 г.) из книги «ан-Насих ва аль-Мансух» через Муджахида от Ибн Аббаса;

5) список аль-Байхаки (умер в 1066 г.) из книги «Далаил ан-Нубувва» от Икримы;

6) список Ибн аль-Хассара (умер в 1214 г.) из книги «ан-Насих ва аль-Мансух»;

7) список аль-Бурхана аль-Джабари (умер в 1332 г.) из его касыды от Джабира б. Зейда;

8) список Абу Бакра Мухаммада б. аль-Хариса б. Абьяда от Джабира б. Зейда.

Последний список – неполный, в нем всего 18 мединских сур. В остальных списках число мединских сур варьирует от 24 до 28.

 

Особый интерес представляет один из наиболее поздних списков – список Ибн аль-Хассара. Он делит мединские суры на двадцать тех, относительно которых все согласны, и двенадцать тех, о которых существуют разногласия. Пятнадцать из двадцати безусловных, по его мнению, мединских сур присутствуют во всех списках, упомянутых имамом ас-Суйути. Остальные пять отсутствуют только в одном списке из семи оставшихся: одна (№ 8) – в списке Ибн аль-Анбари; одна (№ 24) – в списке аль-Джабари, три (№ 49, 62, 63) – в самом раннем списке Абу Убейда, который относится к тому времени, когда мусульманская традиция находилась еще на стадии формирования.

 

Из двенадцати спорных, по мнению Ибн аль-Хассара, мединских сур, выделяются еще восемь сур, которые стоят примерно на том же уровне, что и вышеупомянутые пять:

Сура 99 – есть во всех семи списках;

Сура 61 – есть в шести списках;

Сура 64 – есть в шести списках:

Сура 13 – есть в пяти списках;

Сура 22 – есть в пяти списках;

Сура 55 – есть в пяти списках;

Сура 98 – есть в четырех списках;

Сура 76 – есть только в трех списках.

 

В настоящее время практическое значение имеет список каирского печатного издания Корана, в котором мединскими считаются 28 сур. Состав этого списка почти полностью совпадает с составом списка аль-Джабари, и только вместо суры 71 в нем появляется сура 24, которая встречается во всех остальных списках, кроме списка аль-Джабари.

Еще одной проблемой, связанной с коранической хронологией, является линейная последовательность хронологии ниспослания. В списках Ибн ад-Дурейса, аль-Бейхаки и аль-Джабари мекканские и мединские суры перечисляются в порядке их ниспослания. Сравнение этих списков показывает, что, несмотря на большое сходство, между ними имеются незначительные разногласия.

 

Используя данные всех трех списков, можно расположить суры в следующем хронологическом порядке:

 

Мекканские суры (всего 86 сур)

96 – 68 (нет у Ибн ад-Дурейса) – 73 – 74 – 1 (есть только у аль-Джабари) – 111 – 81 – 87 – 92 – 89 – 93 – 94 – 103 – 100 – 108 – 102 – 107 – 109 – 105 – 113 – 114 – 112 – 53 (не у аль-Бейхаки) – 80 – 97 – 91 – 85 – 95 – 106 – 101 – 75 – 104 – 77 – 50 – 90 – 86 – 54 – 38 – 7 (нет у аль-Бейхаки) – 72 – 36 – 25 – 35 – 19 (нет у аль-Бейхаки) – 20 – 56 – 26 – 27 – 28 – 17 – 10 – 11 – 12 – 15 – 6 – 37 – 31 – 34 – 39 – суры 40 – 46 (в разном порядке, и у аль-Джабари сура 42 отскочила из состава хавамим не на свое место) – 51 – 88 – 18 – 16 (у аль-Джабари – дальше) – 71 – 14 – 21 – 23 – 32 – 52 – (у аль-Джабари порядок этих трех сур изменен) – 67 – 69 – 70 (нет у Ибн ад-Дурейса) – 78 – 79 – 82 – 84 (у аль-Бейхаки порядок этих двух сур изменен) – 30 – 29 – 83 (у аль-Бейхаки она открывает группу мединских сур).

 

Мединские суры (всего 28 сур)

2 – 8 – 3 – 33 – 5 (либо здесь, либо на предпочледнем месте перед сурой 9) – 60 – 4 – 99 – 57 – 47 – 13 – 55 – 76 – 65 – 98 – 59 – 110 – 24 – 22 – 63 – 58 – 58 – 49 – 66 – 62 – 64 – 61 (порядок этих трех сур неодинаков у разных авторов) – 48 – 5 (либо здесь, либо выше, после суры 33) – 9.

Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о ниспослании Корана», стр. 21-23.

 

 

Отмена аятов и предписаний.

 

Ранее мы упомянули о том, что во времена ниспослания Корана записи откровений были фрагментарными. Безусловно, важнейшей причиной этого было то, что иногда аяты сразу нескольких сур ниспосылались в один период, и их ниспослание носило смешанный характер. Однако не менее важную роль играло то, что Всевышний Аллах отменял некоторые ранние откровения, которые по божественному замыслу, в конечном итоге, не должны были войти в Коран. Эта божественная практика получила название отмены, или аннулирования коранических аятов или предписаний (насх).

Это арабское слово означает «удаление», «перемещение», однако в шариатской терминологии оно приобрело более конкретное значение. Отмена предписаний – это замена второстепенного практического религиозного предписания, подтвержденного священным текстом, другим более поздним второстепенным практическим религиозным предписанием, также подтвержденным священным текстом, причем эти предписания должны исключать друг друга и не должны быть связаны.

 

Законность отмены религиозных предписаний подтверждается кораническими аятами и достоверными хадисами. Всевышний сказал: «Когда Мы отменяем или заставляем забыть один аят, то приводим тот, который лучше его, или равный ему. Разве ты не знаешь, что Аллах способен на всякую вещь? Разве ты не знаешь, что Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и что нет у вас, кроме Аллаха, ни покровителя, ни помощника? ». Сура «аль-Бакара», аяты 106-107.

 

Он также сказал: «Когда Мы заменяем один аят другим, они говорят: «Воистину, ты – лжец». Аллаху лучше знать то, что Он ниспосылает. Но большая часть их не знает этого . Скажи, что Святой Дух (Джибрил) принес его (Коран) от твоего Господа с истиной, чтобы подкрепить уверовавших, а также как верное руководство и благую весть для мусульман». Сура «ан-Нахль», аяты 101-102.

 

Он также сказал: «Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него – Мать Писания». Сура «ар-Раад», аят 34.

 

Он также сказал: «Когда Наши ясные аяты читают тем, которые не надеются на встречу с Нами, они говорят: «Принеси нам другой Коран или замени его! » Скажи: «Не подобает мне заменять его по своему желанию. Я лишь следую тому, что внушается мне в откровении, и боюсь, что если я ослушаюсь Господа моего, то меня постигнут мучения в Великий день». Сура «Йунус», аят 15.

 

Что же касается хадисов, подтверждающих истинность отмены коранических аятов и предписаний, то их очень много. Мы же ограничимся упоминанием лишь некоторых из них.

Передают, что Анас б. Малик рассказывал, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), проклинал тех, кто убил мусульман у колодца Мауна, в течение тридцати дней. Он проклинал семейства Рил, Закван и Усеййа, которые ослушались Аллаха и Его посланника. Затем Анас сказал: «По поводу тех, кто был убит у колодца Мауна, был ниспослан Коран: «Сообщите нашему народу, что мы уже встретились с нашим Господом, и Он остался доволен нами, и мы остались довольны Им». Мы читали это откровение, а затем оно было отменено». Этот хадис передали аль-Бухари и другие. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 6, стр. 39.

 

Передают, что Абу Муса аль-Ашари рассказывал: «Мы читали суру, которая была такой же длинной и суровой, как и сура «Бараат» [Так иначе называется сура «ат-Тауба»], и случилось так, что я позабыл ее. Я запомнил из нее только слова: «Если бы у сына Адама было две долины богатства, то он пожелал бы третью, и ничто не заполнит его живот, кроме земли». А еще мы читали суру, которая была похожа на те, что начинаются прославлением Аллаха. Она начиналась словами «Славит Аллаха то, что на небесах…», и случилось так, что я позабыл ее. Я запомнил из нее только слова: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Ведь свидетельство будет записано на ваших шеях, и вы будете спрошены о нем в День воскресения! » Этот хадис передали Муслим и другие. См. Аш-Шаукани, «Фатх аль-Кадир», стр. 127.

 

В длинном хадисе, рассказанном Ибн Аббасом, сообщается, что Умар б. аль-Хаттаб поднялся на кафедру мечети, восславил Аллаха достойными словами и сказал: «Я скажу вам слова, которые мне предписано сказать. Я не знаю, возможно, мой срок уже истекает. Кто поймет и запомнит мои слова, пусть передаст их всем, до кого он сумеет добраться на своей верблюдице. А тому, у кого будут опасения, что он не понял их, я не позволяю говорить от моего имени ложь. Воистину, Аллах отправил Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует), с истиной и ниспослал ему писание. Среди того, что ниспослал Аллах, был и аят о побивании камнями. Мы читали, осмысливали и запоминали его. Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), побивал прелюбодеев камнями, и мы побивали их таким же образом после него. Я боюсь, что спустя много времени, среди людей найдется такой, который скажет: «Клянусь Аллахом, мы не видим аята о побивании камнями в писании Аллаха! » Так они могут впасть в заблуждение, отказавшись от обязательного предписания, ниспосланного Аллахом. В писании Аллаха истинно говорится о побивании камнями мужчин и женщин, которые вступили в брак, если они совершили прелюбодеяние, которое подтверждается свидетельствами, или беременностью, или признанием. [Имеется в виду 15-й аят суры «ан-Ниса», который гласит: «Против тех из ваших жен­щин, которые совершат мерзкий поступок (прелюбодеяние) , призо­вите в свидетели четырех из вас. Если они засвидетельствуют это, то держите их в домах, пока их не упокоит смерть или пока Аллах не установит для них иной путь». Аллах установил для них иной путь и приказал побивать камнями прелюбодеев, которые уже вступили в брак. А тех, которые еще никогда не вступали в брак, велено сто раз высечь розгами и выслать в другой город на один год].

Кроме того, мы читали в писании Аллаха, что нельзя отворачиваться от отцов, поскольку отворачиваться от отцов является вашим неверием». Это – часть хадиса, переданного аль-Бухари и другими. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 12, стр. 177.

 

Передают, что Абу Убейд рассказывал, что коранические аяты отменялись при жизни посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует). Ему ниспосылались суры, которые впоследствии были отменены, и их не читали и не записывали. Передают также, что Убейй б. Кааб и Аиша рассказывали, что сура «аль-Ахзаб» по своей длине была равна суре «аль-Бакара». Аш-Шаукани, «Фатх аль-Кадир», стр. 126.

 

Передают, что Абу Умама б. Сахль б. Хунейф рассказывал, что один из сподвижников знал наизусть суру, но не смог прочесть ее ночью, когда встал на намаз. Другой тоже встал, чтобы прочесть ее, но не смог этого сделать. И третий тоже встал, но не смог этого сделать. На утро они пришли к посланнику Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), собрались у него и рассказали ему о случившемся. Он же сказал им: «Вчера она была отменена». [Этот хадис передал Абу Давуд в книге «ан-Насих», Ибн аль-Мунзир, Ибн аль-Анбари в книге «аль-Масахиф», Абу Зарр аль-Харави в книге «аль-Фадаил». См. Аш-Шаукани, «Фатх аль-Кадир», стр. 127].

 

Опираясь на многочисленные свидетельства из Корана и Сунны, подавляющее большинство мусульманских богословов признает истинность отмены аятов и предписаний. Лишь некоторые богословы, не исповедовавшие праведные воззрения, отрицали отмену коранических аятов. Одним из них был Абу Муслим Мухаммад б. Бахр аль-Исфахани, который сказал: «Ничего подобного в Коране нет». Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым», т. 1, стр. 201.

 

Однако его мнение является слабым и неприемлемым, а его аргументы – совершенно неубедительными.

 

Шейх Абдуллах аль-Джудей писал: «Предания об отмене предписаний дошли до нас от многих сподвижников пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), независимо друг от друга, и этого мнения придерживалось большинство мусульманских богословов раннего и позднего периода, и не разделяла его лишь небольшая группа тех, кто был известен своими еретическими воззрениями». Аль-Джудей, «Тайсир Илм Усуль аль-Фикх», стр. 356.

 

Несмотря на это, в настоящее время многие невежественные мусульмане попали под влияние западных критиков Ислама и с сомнением относятся к отмене аятов и предписаний. Противники Ислама не соглашались с отменой аятов и предписаний с первых дней распространения истинной религии. Всякий раз, когда Всевышний Господь заменял одно предписание другим, иудеи и многобожники упрекали верующих и обвиняли во лжи пророка Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует). Сегодня востоковеды и миссионеры критикуют Ислам и задают один и тот же вопрос: «Как может Всеведущий Творец отменить то, что было сказано и ниспослано Им прежде?! » Однако они забывают о том, что Аллах волен делать, что Ему угодно, и повелевать, что Ему угодно. Именно поэтому после упоминания об отмене некоторых аятов и предписаний Всевышний сказал: «Разве ты не знаешь, что Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и что нет у вас, кроме Аллаха, ни покровителя, ни помощника? ». Сура «аль-Бакара», аят 107.

 

Ибн Джарир в толковании этого аята писал: «Разве ты не знаешь, Мухаммад, что Мне принадлежит власть над небесами и землей, и что никто другой не может править ими? Разве ты не знаешь, что Я распоряжаюсь ими и теми, кто на них, как пожелаю? Я приказываю им и тем, кто на них, что пожелаю, и запрещаю, что пожелаю. Я отменяю, заменяю и аннулирую законы, которые Я издал для Моих рабов, как пожелаю и когда пожелаю. И Я утверждаю для них, что пожелаю».

Затем он сказал: «Эти слова Всевышнего Аллаха обращены к Его пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), и выражают Его величие, однако они фактически изобличают во лжи иудеев, которые не признали отмену предписаний Торы и отвергли пророчества Исы и Мухаммада, которые принесли от Аллаха предписания, изменившие некоторые предписания Торы. Аллах сообщил им, что Ему принадлежит власть над небесами и землей, и что все творения принадлежат к Его царству. Они обязаны слушаться Его и повиноваться Его повелениям и запретам. Он же имеет право приказывать им, что пожелает, и запрещать им, что пожелает, и отменять, что пожелает, и утверждать, что пожелает, и развивать свои повеления и запреты, как пожелает».

В дополнение к этим словам Ибн Джарира выдающийся толкователь Корана Ибн Касир сказал: «Иудеи стали рассуждать об отмене предписаний только по причине своего неверия и упрямства. Здравый разум не считает отмену предписаний Всевышнего Аллаха невозможной, поскольку Он повелевает, что пожелает, и совершает, что Ему угодно. Более того, отмена предписаний имела место и в предыдущих писаниях и сводах законов. Так, сыновьям Адама поначалу было позволено жениться на его дочерях, после чего это было запрещено. Нуху после того, как он сошел с ковчега, было позволено употреблять в пищу всех животных, после чего это предписание было отменено. Исраилу и его сыновьям было позволено жениться на двух сестрах одновременно, а в Торе и последующих писаниях это уже было запрещено. Ибрахиму было приказано зарезать своего сына, и этот приказ был отменен до того, как он выполнил его. Большинству сыновей Адама было приказано убить тех, кто поклонялся тельцу, после чего это повеление было отменено для того, чтобы их род не был искоренен. Примеров этому очень много, и люди писания признают их и верят в них». Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым», т. 1, стр. 200-201.

 

 

Давайте рассмотрим примеры отмены религиозных предписаний в книгах Ветхого и Нового Заветов подробнее.

1. В начале Торы сообщается, что Бог сказал Ною, когда тот вышел из ковчега: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте». Бытие, 9: 3-4. Однако в Левите говорится о том, что некоторые виды животных запрещаются для потребления в пищу. Левит, 11. Таким образом, предыдущий стих был отменен.

2. В Торе Бог вначале разрешает сыновьям Адама жениться на его дочерях. Однако затем это было запрещено, что также является наглядным примером отмены раннего предписания.

3. Если ранее охота в субботу не была запрещена, то затем Бог ее запретил. В субботу было запрещено даже разводить огонь: «Шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу: всякий, кто будет делать в нее дело, предан будет смерти; не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы». Исход, 35: 1-2.

4. Бог вначале приказал сынам Израиля убить поклонившихся тельцу, а затем отменил этот приказ: «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой». Исход, 32: 14.

5. Иакову и его сыновьям было позволено жениться на двух сестрах одновременно [Бытие, 29], хотя в законе Моисея это запрещено: «Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницей, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее». Левит, 18: 18.

6. В законе Моисея развод был разрешен. Второзаконие, 24: 1-4. Однако в Евангелии сообщается, что Иисус отменил его: «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». Матфей, 5: 31-32

7. В Евангелии от Матфея говорится, что Иисус был послан только к народу Израиля: «Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Матфей, 15: 24. Однако в Евангелии от Марка говорится о том, что он был послан ко всем народам: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Марк, 16: 15.

8. Закон Моисея запрещал употреблять в пищу свинину: «И свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас». Левит, 11: 7-8. И хотя в Евангелиях не упоминается о том, что Иисус отменил этот запрет, апостол Павел сделал это за него: «Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». [1-е послание Коринфянам, 8: 8].

 

Если принять все эти библейские стихи за истину, то получается, что более поздние из них отменяли и аннулировали предыдущие. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Таким образом, отмена религиозных предписаний и замена одних предписаний другими является извечным предустановлением Всевышнего Господа, и мусульманский шариат в этом отношении не отличается от законов предыдущих религиозных общин.

В чем же смысл отмены религиозных предписаний? Почему Аллах сразу не ниспослал окончательное повеление или окончательный запрет? При внимательном исследовании этого вопроса становится ясно, что отмена предписаний всегда служила во благо тем, на кого они были возложены.

 

В одних случаях более легкое предписание отменяло более тяжелое, которое было ниспослано ранее для того, чтобы испытать верующих. Например, поначалу Всевышний повелел правоверным исповедовать богобоязненность самым совершенным образом и сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным обра­зом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами! » Сура «Аль Имран», аят 103.

 

Однако это предписание оказалось непосильным для многих мусульман, и тогда Всевышний Аллах облегчил их обязанности и сказал: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе». Сура «ат-Тагабун», аят 16.

 

Приведем еще один пример. Всевышний Аллах сказал: «О пророк! Вдохновляй верующих на сражение. Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет сотня, то они одолеют тысячу неверующих, потому что они – люди неразумеющие». Сура «аль-Анфаль», аят 65.

 

Однако это предписание было чрезвычайно сложным для мусульман, и поэтому в следующем аяте Господь облегчил их бремя и сказал: «Теперь Аллах облегчил ваше бремя , ибо Ему известно, что вы слабы. Если среди вас будет сто терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет тысяча, то с позволения Аллаха они одолеют две тысячи. Воистину, Аллах – с терпеливыми». Сура «аль-Анфаль», аят 66.

 

В других случаях более совершенное предписание аннулировало менее совершенное, что было связано с тем, что доисламское общество увязало в грехах и было не готово сразу принять мудрое божественное законодательство. Примеров этому очень много, но мы довольствуемся упоминанием лишь одного из них. В первые годы пророческой миссии употребление опьяняющих напитков не было запрещено Аллахом, поскольку это отвратительное деяние было широко распространено в обществе, и лишь некоторые воздерживались от употребления вина и прочих опьяняющих напитков. В хадисе, переданном имамом Ахмадом и другими, сообщается, что Умар б. аль-Хаттаб обращался к Аллаху с мольбой: «О Аллах! Дай нам убедительное разъяснение по поводу вина! » Тогда был ниспослан аят из суры «аль-Бакара»: «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы». Сура «аль-Бакара», аят 219.

 

Умар не перестал взывать с мольбой: «О Аллах! Дай нам убедительное разъяснение по поводу вина! » Тогда был ниспослан аят из суры «ан-Ниса»: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, бу­дучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите…» Сура «ан-Ниса», аят 43.

 

Когда муэдзин посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), возвестил о начале намаза, он объявил, что никто не должен ставать на намаз в состоянии опьянения. Затем подозвали Умара и прочитали ему этот аят, а он сказал: «О Аллах! Дай нам убедительное разъяснение по поводу вина! » В конце концов, был ниспослан аят из суры «аль-Маида»: «Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите? » Сура «аль-Маида», аят 91.

 

Люди позвали Умара и прочли ему этот аят, и тогда он воскликнул: «Мы прекратили! Мы прекратили! » [Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. См. Насир аш-Шейх, «Акидат Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа», т. 1, стр. 253-254].

 

О мудрости последовательного ниспослания божественного шариата Всевышний Аллах сказал: «Скажи, что Святой Дух (Джибрил) принес его (Коран) от твоего Господа с истиной, чтобы подкрепить уверовавших, а также как верное руководство и благую весть для мусульман». Сура «ан-Нахль», аят 102.

 

Аллах отменял и изменял религиозные предписания в зависимости от обстоятельств, поскольку Ему прекрасно известно о том, что больше всего подходит Его верующим рабам в сложившихся обстоятельствах. Когда же ниспослание шариата завершилось, и все религиозные предписания приобрели самую совершенную форму, Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам». Сура «аль-Маида», аят 3.

 

Поэтому в настоящее время мусульманские богословы не могут упразднять одни религиозные предписания и изменять другие в зависимости от обстоятельств, поскольку это означало бы опровержение предписаний Всевышнего Господа. Однако, руководствуясь мудрыми принципами мусульманского права, они могут принимать самостоятельные решения о том, какое из религиозных предписаний соответствует сложившимся обстоятельствам. Безусловно, принимаемые ими решения могут отличаться в зависимости от общества и многих других условий, к которым будет применяться их религиозное постановление.

Возвращаясь к вопросу об отмене аятов и предписаний, мы должны отметить, что некоторые откровения и предписания изначально не подлежали отмене. В первую очередь, это относилось к повелениям исповедовать единобожие и правильные мусульманские воззрения, касающиеся веры в Аллаха, ангелов, небесные писания, пророков, Судный день, вознаграждение и наказание, божественное предопределение и т.п.

 

Во-вторых, это относилось к историческим повествованиям и предсказаниям о событиях в будущем. Здесь уместно отметить, что повествования о грядущем наказании могли быть отменены, и в этом нет ничего удивительного, поскольку Аллах сообщил, что тех, кто заслуживает наказания, Он может подвергнуть мучениям, если пожелает, или простить, если пожелает. Конечно же, окончательное избавление от наказания возможно только для правоверных, исповедовавших единобожие.

 

В-третьих, это относилось к священным текстам о благонравии и достойных качествах, поскольку достойное качество не может быть упразднено. Противоположностью достоинства является низость, противоположностью добродетели – злодеяние, противоположностью великодушия – скупость, и религия никогда не призывала к этим низким и порочным качествам.

 

В-четвертых, это относилось к основным предписаниям, которые являются главной целью шариата. Отмененные аяты касались только второстепенных предписаний, и их отмена служила для сохранения и укрепления основных предписаний религии.

 

В-пятых, это относилось ко второстепенным предписаниям, которые объявлялись неизменными вплоть до наступления Судного дня. К таким предписаниям относились слова Всевышнего Аллаха, упомянутые в хадисе о вознесении на небеса, когда мусульманам было велено ежедневно совершать пять намазов: «Их будет пять, но они останутся пятидесятью. Мое слово неизменно! » [Это – часть длинного хадиса переданного аль-Бухари и Муслимом. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 1, стр. 596].

 

К ним же относились слова пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), переданные Ахмадом и Абу Давудом со слов Муавии: «Переселение не прекратится, пока не прекратится покаяние, а покаяние не прекратится, пока солнце не взойдет оттуда, где оно садится». Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (7469).

 

Вопросом отмены коранических аятов и предписаний занимались многие мусульманские богословы, которые детально исследовали эту тему и оставили после себя много фундаментальных трудов, среди которых можно выделить следующие:

• «ан-Насих ва аль-Мансух», Катада б. Диама ас-Садуси (умер в 118 г.х.).

• «ан-Насих ва аль-Мансух», Мухаммад б. Ахмад Ибн Хазм (умер в 320 г.х.).

• «ан-Насих ва аль-Мансух», Абу Джафар Ахмад б. Мухаммад ан-Наххас (умер в 338 г.х.).

• «аль-Идах ли Насих аль-Куран ва Мансухих», Макки б. Абу Талиб (умер в 437 г.х.).

• «Навасих аль-Куран», Абд ар-Рахман б. Али Ибн аль-Джаузи (умер в 597 г.х.).

• «Насих аль-Куран ва Мансухух», Хибатуллах б. Абд ар-Рахим Ибн аль-Баризи (умер в 738 г.х.).

• «ан-Насих ва аль-Мансух», Камаль ад-Дин Абд ар-Рахман б. Мухаммад аль-Атаики (умер в 790 г.х.).

• «ан-Насих ва аль-Мансух», Мухаммад б. Абдуллах аль-Исфарайини.

 

 

Чтения Корана.

 

В предыдущей главе мы упомянули о существовании различных чтений Корана (харф). Достоверно известно, что священный Коран был ниспослан пророку Мухаммаду, (да благословит его Аллах и приветствует), на семи чтениях.

Передают, что Умар б. аль-Хаттаб рассказывал: «Как-то раз при жизни посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), я услышал, как Хишам б. Хаким читает суру «аль-Фуркан», прислушался к его чтению, и оказалось, что он читает ее многими такими способами, которым посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), меня не учил. Я был готов наброситься на него во время намаза, однако сдержался, а когда он произнес слова приветствия, я схватил его за накидку и спросил: «Кто научил тебя читать ту суру, чтение которой я от тебя слышал? » Он сказал: «Читать ее меня научил посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует)». Я сказал: «Ты лжешь, ибо посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), научил меня читать ее не так, как читал ты! » А потом я привел его к посланнику Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), и сказал: «Я слышал, как этот человек читал суру «аль-Фуркан» нет так, как научил меня читать ее ты! » Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Отпусти его! А ты читай, о Хишам! » Он прочел ее так, как я уже слышал от него, и посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Так она и была ниспослана! » Потом он сказал: «Теперь читай ты, Умар! » Я прочел ее так, как он научил меня, и посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Так она и была ниспослана! Воистину, этот Коран ниспослан в семи чтениях. Читайте же его так, как вам будет легче». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Малик. См. Ибн Хаджар аль-Аскалани, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 30.

 

В другом достоверном хадисе, переданном Ахмадом, аль-Бухари и Муслимом со слов Ибн Аббаса, сообщается, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Джибрил прочел мне Коран в одном чтении, и я повторил его. Затем я попросил его добавить, и он добавил, пока не дошел до семи чтений». Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (1162).

 

Хадис о том, что Коран ниспослан в семи чтениях, пересказывался целой группой сподвижников, в том числе Убеййом б. Каабом, Анасом б. Маликом, Хузейфой б. аль-Йаманом, Зейдом б. Аркамом, Самурой б. Джундабом, Сулейманом б. Сурадом, Ибн Аббасом, Ибн Масудом, Абд ар-Рахманом б. Ауфом, Усманом б. Аффаном, Умаром б. аль-Хаттабом, Амром б. Абу Саламой, Амром б. аль-Асом, Муазом б. Джабалем, Хишамом б. Хакимом, Абу Бакрой, Абу Джахмом, Абу Саидом аль-Худри, Абу Тальхой аль-Ансари, Абу Хурейрой, Умм Аййуб. Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о ниспослании Корана», стр. 172.

 

Относительно смысла этих хадисов высказывалось около сорока мнений. Ибн Хиббан упоминал о тридцати пяти мнениях. Аль-Куртуби ограничился упоминанием только пяти из них. Ибн Хаджар аль-Аскалани, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 30-31.

 

Согласно одной точке зрения, речь идет о том, смысл чего неизвестен, поскольку арабское слово «харф» может означать «буква», «слово», «значение», «сторона». Эту точку зрения разделял Ибн Саадан ан-Нахви. Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о ниспослании Корана», стр. 173.

 

Согласно другой точке зрения, под семью не имеется в виду точное число, и чтения Корана не ограничиваются семью, поскольку упоминание о семи чтениях может быть всего лишь указанием на отсутствие сложностей и ограничений. Известно, что цифра «семь» в арабском языке часто используется не для обозначения конкретного числа, а для обозначения множества единиц, так же как цифра «семьдесят» используется для обозначения множества десятков, а цифра «семьсот» – для обозначения множества сотен. Этого мнения придерживался кадий Ийад и его последователи, однако оно опровергается достоверными хадисами, из которых очевидно, что под семью имеется в виду точное, конкретное число чтений.

 

Согласно третьей точке зрения, под семью чтениями подразумеваются семь вариантов прочтения коранических слов. Это не означает, что каждое слово или каждое предложение в Коране можно прочесть в семи вариантах. Смысл этого состоит в том, что коранические откровения могут произноситься не более чем в семи вариантах, однако в писании Аллаха очень мало таких слов.

Согласно четвертой точке зрения, под семью чтениями подразумеваются дозволенное, запрещенное, повеления, запреты, повествования о прошлом, повествования о будущем и притчи. Согласно другому мнению, под ними подразумеваются дозволенное, запрещенное, обещание о награде, предупреждение о наказании, проповеди, притчи и доводы. Согласно третьему мнению, под ними подразумеваются ясные аяты, иносказательные аяты, отменяющие аяты, отмененные аяты, конкретные аяты, общие аяты и рассказы. Ибн аль-Джаузи, «Аджаиб Улум аль-Куран», стр. 95.

 

Некоторые богословы считали, что под формами чтения Корана подразумевается многозначность арабских слов, а не различные арабские диалекты. В пользу этого свидетельствует хадис о том, что произошло между Умаром и Хишамом. Они читали Коран различными чтениями, хотя каждый из них читал его на курейшитском диалекте.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.101 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь