Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Критерии оценки реферат-конспекта.



Реферат-конспект может быть оценен от 2 до 5 баллов.

4 балла выставляется, если имеют место недостатки оформления.

3 балла выставляется, если имеют место недостатки в оформлении или незначительные недостатки в содержательной части.

2 балла вставляет если имеют место недостатки в оформлении и незначительные недостатки в содержательной части.

 

Реферат должен соответствовать следующим требованиям:

1. Соответствовать требованиям к оформлению и формату текста.

2. Выбранные цитаты должны раскрывать в обобщенном виде все существенные положения подлинника.

3. Подкрепляющий основные положения материал не должен доминировать.

Реферат считается не действительным и оценивается на 0 баллов если:

1. Если вместо реферат-конспекта имеет место сокращенная распечатка источника.

2. Если автор работы уклоняется от приведения ссылок.

3. Если автор работы не способен ответить на вопросы по реферируемому первоисточнику.

 

Письменная работа.

Под письменной работой понимается текст небольшого объема ( не менее одной, но не более трех страниц 12 шрифтом с полуторным пробелом, или не менее двух, но не более четырех страниц рукописью) и свободной композиции, излагающий материал по одной из предложенных тем, полученный из первоисточника и нескольких учебных пособий.

Основная задача – показать способность формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Должно быть представлено не менее двух, но не более пяти письменных работ.

Список тем для письменных работ.

1. Европоцентризм и теории локальных цивилизаций: изменение представлений о ценности и соотношении различных культур.

2. Формационная концепция культуры К. Маркса.

3. Теория культурно исторических типов О. Шпенглера.

4. Вопросы динамики и типологии культуры в культурологической концепции Н.Я. Данилевского.

5. Социальная организация первобытного общества: семья, род, тотемная группа, община, племя.

6. Синкретизм и мифологическое мышление в первобытной культуре.

7. Аполлоновское и дионисийское в античной культуре.

8. Христианская теология и церковь, их роль в феодальном обществе.

9. Символизм в средневековой культуре.

10. Социально-экономические предпосылки культуры Возрождения.

11. Гуманизм и рационализм как основные черты культуры Ренессанса

12. Традиционная и инновационная культура: понятие, особенности и история становления.

13. Реформация и буржуазная культура.

14. Педагогические идеи просветителей и из роль в культурном контексте эпохи.

15. Х.Ортега-и-Гассет о роли массовой культуры.

16. Научно-техническая цивилизация и духовная культура.

17. Протестантская этика, дух капитализма и возникновение массовой культуры.

18. «Массовая» и «элитарная» культура. Конфликт и взаимодействие.

19. СМИ и Интернет: роль в культуре начала XXI века.

20. Культуриндустрия, превращение искусства в товар и потребительская психология.

Критерии оценки письменной работы.

Письменная работа может быть оценена на три или два балла.

2 балла выставляется, если имеют место незначительные недостатки изложения и оформления.

 

Письменная работа должна соответствовать следующим требованиям:

1. Тема должна быть раскрыта.

2. Необходимо не только продемонстрированы знания об объекте, но и навыки творческой переработки и переосмысления текстов, умение выделять существенные и второстепенные особенности, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Изложение должно соответствовать нормам научного и литературного языка.

4. Текст должен быть последователен, логичен и доказателен.

Письменная работа считается не действительной и оценивается на 0 баллов если:

1. Если тема выбрана самостоятельно и не согласована с преподавателем.

2. Если продемонстрировано непонимание сути, задач и методов изучаемого предмета.

3. Если источником сведений служит энциклопедическая, художественная, популярная литература, а так же Интернет. Что не распространяется на электронные формы научных изданий.

4. При любых проявлениях плагиата вне зависимости от объема или источника.

 

Для студентов, допущенных к зачету, но не набравших в сумме 50 баллов

Зачет может быть пересдан в дополнительную сессию. Предоставляется не более двух попыток, и итоговая оценка не может превышать 65 баллов. Набранные в семестре баллы – сохраняются.

Задания для самоконтроля

Тестовые задания из банка тестовых заданий[3]

Тест «Первобытная культура»

 

1. Расставьте в исторической последовательности основные этапы развития первобытной культуры:

а) бронзовый век;

б) мезолит;

в) палеолит;

г) железный век;

д) неолит.

2. Характерной особенностью первобытной культуры был:

а) анимизм;

б) табу;

в) синкретизм;

г) позитивизм.

3. Первый искусственный материал, изобретённый человеком в неолите:

а) кость;

б) камень;

в) дерево;

г) огнеупорная глина.

4. Петроглифы - это:

а) животные;

б) антропологический тип человека;

в) оружие;

г) высеченные, выбитые или процарапанные на скалах, камнях и т.п. различные изображения животных, птиц, сцен охоты и др.

5. Укажите слово, не входящее в данный смысловой ряд:

а) акведук;

б) дольмен;

в) каменная баба;

г) кромлех.

6. Укажите название мегалитических памятников эпохи неолита и бронзового века в виде круглой ограды из огромных каменных плит и столбов, служивших первобытными культовыми сооружениями и древнейшими обсерваториями:

а) дольмены;

б) кромлехи;

в) менгиры;

г) городище.

7. Укажите название мегалитических памятников,
представляющих собой отдельные, вертикально поставленные продолговатые камни различной высоты, образующие иногда параллельные ряды длиной в несколько километров:

а) дольмены;

б) кромлехи;

в) менгиры;

г) городище.

8. Укажите название мегалитических сооружений бронзового и железного веков, имевших вид каменных глыб и плит, поставленных вертикально (или положенных друг на друга) и покрытых сверху
массивной плитой:

а) дольмены;

б) кромлехи;

в) менгиры;

г) городище.

9. К какому виду мегалитов относится Стоунхендж?

а) к кромлехам;

б) к курганам;

в) к дольменам;

г) к менгирам.

10. Термин «анимизм» был введён английским этнологом, автором фундаментального труда «Первобытная культура»:

а) К. Ясперсом;

б) О. Шпенглером;

в) Э. Тайлором;

г) А. Тойнби.

11. Известный английский религиовед и этнолог, автор труда «Золотая ветвь», составил классификацию магических приёмов, выводя их из психологических представлений. Магию он подразделял
на подражательную («гомеопатическую») и заразительную («контагиозную»). Имя этого ученого:

а) П. Сорокин;

б) Дж. Фрезэр;

в) Ф. Боас;

г) Ф. Бродель.

12. Фетишизм - это:

а) наделение природных явлений человеческими качествами;

б) ряд символических действий и ритуалов, с заклинаниями и обрядами;

в) поклонение неодушевлённым предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства;

г) вера в кровно-родственные связи между родом и определённым растением или животным (реже -явлениям природы).

13. Анимизм - это:

а) наделение природных явлений человеческими качествами;

б) ряд символических действий и ритуалов, с заклинаниями и обрядами;

в) поклонение неодушевлённым предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства;

г) вера в кровно­родственные связи между родом и определённым растением или животным (реже - явлениям природы).

14. Магия - это:

а) наделение природных явлений человеческими качествами;

б) ряд символических действий и ритуалов, с заклинаниями и обрядами;

в) поклонение неодушевлённым предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства;

г) вера в кровно­родственные связи между родом и определённым растением или животным (реже - явлениям природы).

15. Тотемизм - это:

а) наделение природных явлений человеческими качествами;

б) ряд символических действий и ритуалов, с заклинаниями и обрядами;

в) поклонение неодушевлённым предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства;

г) вера в кровно­родственные связи между родом и определённым растением или животным (реже - явлениям природы).

16. Приведите научный термин, обозначающий религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и др., нарушение которого карается сверхъестественными силами:

а) инклюзия;

б) санкция;

в) табу;

г) дискриминация.

17. Конкретный предмет, которому приписывалась
сверхъестественная магическая сила, способность охранять его владельца от несчастий и болезней - это:

а) дротик;

б) маска;

в) амулет;

г) татуировка.

18. Коллективная память человечества, в которой даётся эмоционально-образная картина мира - это:

а) эпос;

б) традиция;

в) миф;

г) мораль.

19. Приведите название первобытного обряда посвящения
молодых людей во взрослую жизнь:

а) гоминизация;

б) инкультурация;

в) инициация;

г) диспансеризация.

 

Тест «Культура Древнего Египта»

 

1. Река, вдоль которой располагался Древний Египет, называется:

а) Тигр;

б) Ганг;

в) Енисей;

г) Нил.

2. Кто в Древнем Египте имел двойную природу – божественную и человеческую, назывался «сыном Ра» и после физической смерти обретал бессмертие, сливаясь с Осирисом?

а) бык;

б) фараон;

в) писец;

г) дервиш.

3. Во главе древнеегипетского государства стоял:

а) жрец;

б) император;

в) фараон;

г) царь.

4. Как называется территориально-административная единица в Египте?

а) улус;

б) вилайет;

в) ном;

г) штат.

5. Обожествление ___________ занимало центральное место в

религиозной культуре Египта:

а) пирамиды;

б) жреца;

в) фараона;

г) тростника.

6. Какую функцию исполнял бог Тот:

а) бог Луны и письменности,

б) бог истины и порядка,

в) бог умирающей и воскресающей природы,

г) бог неба, любви и веселья.

7. Каково зооморфное воплощение богини Баст:

а) бегемот;

б) корова;

в) кошка;

г) цапля;

8. Египтяне поклонялись деревьям и растениям, среди которых они особенно выделяли _____. Они считали, что именно из него вышел бог Ра:

а) тюльпан;

б) лотос;

в) дуб;

г) пион.

9. Фараон, попытавшийся провести религиозные реформы с целью установления нового государственного культа бога Атона:

а) Тутанхамон;

б) Аменхотеп;

в) Рамзес;

г) Тутмос.

10. Для определения благочестия умершего, на суде богов на одну чашу весов клали его сердце, а на другую:

а) чешуйку Сета;

б) страусиное перо богини истины и справедливости Маат;

в) соколиное перо Гора;

г) панцирь скарабея.

11. Древнейший символ силы фараона:

а) око Гора;

б) бычий хвост;

в) перо сокола;

г) солнечный зайчик.

12. Универсальный символ древнеегипетской культуры, имеющий облик существа с человеческой головой и телом льва, посредник между царством живых и царством мертвых, олицетворение тайной премудрости - это:

а) грифон;

б) мантикора;

в) химера;

г) сфинкс;

13. Письменность Древнего Египта:

а) клинопись;

б) линейное письмо;

в) иероглифы;

г) петроглифы.

14. Проводником души в царство мёртвых был:

а) крокодил;

б) шакал;

в) скарабей;

г) верблюд.

15. Священный атрибут богов, знак мудрости и власти, так называемый египетский крест с петлей, символизирующий фундаментальную для египетской культуры идею бессмертия - это:

а) око Гора;

б) анкх;

в) уроборос;

г) бурнус.

16. Как символически уничтожали недоброжелателей в Древнем Египте?

а) пергаменте;

б) глиняных табличках;

в) бересте;

г) папирусе.

18. Одно из семи чудес света в эллинистическом Египте - это:

а) Колос Родосский;

б) висячие сады Семирамиды;

в) Александрийский маяк;

г) Стоунхендж.

 

Тест «Культура Древней Греции»

 

1. Укажите период, в котором происходит формирование античного полиса:

а) классический;

б) архаический;

в) гомеровский;

г) крито-микенский.

2. Назовите основной культ древнегреческой религии:

а) культ предков;

б) культ олимпийских богов;

в) марафонский культ;

г) культ быка Аписа

3. Бог подземного царства:

а) Апполон;

б) Гефест;

в) Арес;

г) Аид

4. Назовите главное оружие Зевса:

а) молот;

б) молния;

в) лук;

г) пламя;

5. Какие игры устраивались в честь бога Апполона:

а) пифийские,

б) истмийские,

б) дельфийские,

в) олимпийские,

6. Одна из важнейших черт древнегреческой культуры - агональность - означает:

а) унифицированность, единообразие;

б) удивление, восхищение;

в) скаредность, зловредность;

г) состязательность, противоборство.

7. Назовите особый жанр греческой литературы, который традиционно связывают с именем легендарного народного мудреца Эзопа:

а) эпос;

б) трудовые песни;

в) лирика;

г) басня.

8. Назовите тип одиночной скульптуры - обнаженного юноши:

а) курос;

б) катарсис;

в) кора;

г) капитель.

10. Назовите тип одиночной скульптуры – задрапированной женщины:

а) катарсис;

б) эллипс;

в) кора;

г) капитель;

11. Большую роль в развитии интеллектуального образования сыграли именно эти философы, которые считали, что истин может быть столько же, сколько и людей и славились своим умением убеждать и доказывать. Назовите их:

а) софисты;

б) гедонисты;

в) стоики;

г) пифагорейцы.

12. Назовите великого философа - одного из родоначальников диалектики как метода отыскания истины; всё внимание уделявшего человеку - его природе, возможностям, воспитанию. Основой человеческого существования и развития он считал разум:

а) Фалес;

б) Платон;

в) Аристотель;

г) Сократ.

13. Назовите имя великого греческого врача, основной постулат которого был: «Не навреди»:

а) Гален;

б) Гиппократ;

в) Авиценна;

г) Чорак.

14. Укажите, где греки занимались физическим
совершенствованием:

а) в термах;

б) в гимнасиях;

в) в лицеях;

г) в амфитеатре.

15. Как называлось дружеское застолье греков?

а) раут;

б) симпосион;

в) триклиний;

г) конференций.

16. Приведите один из важнейших терминов античных этики и эстетики, обозначающий гармонию внешнего (телесного сложения) и внутреннего (духовно-нравственного склада), которая является условием красоты человека:

а) мимесис;

б) калокагатия;

в) креационизм;

г) титанизм.

17. Назовите величайшего ученого античности, который создал понятие бесконечно большого числа, ввёл величину пи, открыл гидравлический закон, стал основоположником теоретической механики:

а) Архимед;

б) Никомед;

в) Плиний Старший;

г) Гуттенберг.

 

Тест «Римская культура»

 

1. Назовите эмблему доимперского Рима, бронзовое
скульптурное изображение которой украшало римский форум:

а) капитолийская тигрица;

б) капитолийская волчица;

в) капитолийский аист;

г) капитолийский дракон.

2. Укажите, какой была ранняя римская религия:

а) политеистическая;

б) анимистическая, с элементами тотемизма;

в) антропоморфическая;

г) монотеистическая.

3. Назовите имя легендарного первого римского царя:

а) Рем;

б) Ромул;

в) Эней;

г) Ганнибал.

4. Назовите императора, при котором в Риме официально было принято христианство:

а) Диоклетиан;

б) Нерон;

в) Август;

г) Константин.

4. Назовите основную единицу римской армии:

а) батальон;

б) легион;

в) центурия;

г) дивизия;

5. Укажите высшую награду римского полководца:

а) овации;

б) триумф;

в) аплодисменты;

г) сундук с золотом.

6. Римской богине Юноне соответствует греческая:

а) Артемида,

б) Гера

в) Диана

г) Персефона

7. В Римском пантеоне бог Орк был:

а) богом огня;

б) бог покровитель виноделия;

в) бог войны;

г) бог смерти

8. Назовите имя древнеиталийской богини подземного царства. Ее изображения вывешивали над дверьми для сохранения дома:

а) Майя;

б) Мания;

в) Лето;

в) Соль.

9. Назовите одно из почитаемых италийских божеств, изображавшееся с двумя лицами, божество входа и выхода:

а) Пан;

б) Яго;

в) Янус;

г) Цецилий.

10.Приведите ставшее нарицательным имя знатного
аристократа, известного своим влиянием на литературную жизнь Рима времен императора Августа и покровительствующего поэтам «золотого века»:

а) Спонсор;

б) Меценат;

в) Триумвират;

г) Макар.

11. Приведите широко известное название гигантского амфитеатра, построенного в Риме в 80 г. н.э. Первоначально назывался Амфитеатром Флавиев, долгое время был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения, казни христиан:

а) Парфенон;

б) Эрехтейон;

в) Колизей;

г) Ватикан.

12. Назовите тип римского зрелищного сооружения,
предназначавшегося для проведения конных состязаний:

а) цирк;

б) театр;

в) ипподром;

г) триклиний.

13. Приведите название подземного сооружения естественного или искусственного происхождения, использовавшееся для погребения христиан и иудеев:

а) каверна;

б) катакомба;

в) канализация;

г) шахта.

 

Тест «Культура средневековой Европы»

 

1. Назовите организацию, которая контролировала практически все сферы деятельности людей средневековья, выступала в качестве международной полиции, так как у неё были длинные руки и хорошая память. Эта организация внушала мистический ужас в силу таинственности её деятельности и её сверхъестественной бдительности:

а) орден иезуитов;

б) орден доминиканцев;

в) инквизиция;

г) орден тамплиеров.

2. Назовите основоположника этой организации:

а) Игнатий Лойола;

б) Торквемада;

в) Кортес;

г) Бафомет;

3. Из перечисленных выберите науку, не входящую в тривиум:

а) грамматика;

б) риторика;

в) диалектика;

г) арифметика.

4. Из перечисленных выберите науку, не входящую в квадривиум:

а) геометрия;

б) астрономия;

в) музыка;

г) история;

5. Приведите название средневековой университетской науки:

а) схоластика;

б) астрология;

в) алхимия;

г) метафизика.

6. Назовите специфический феномен средневековой культуры нечто целостное, включающее в себя такие компоненты, как научные обобщения и фантазии, рациональную логику и мифологию:

а) астрология;

б) алхимия;

в) мистика;

г) магия.

7. Укажите язык, на котором велось преподавание в средневековых университетах:

а) греческий;

б) латинский;

в) аккадский;

г) английский.

8. Укажите первый общеевропейский стиль в архитектуре средневековой Западной Европы:

а) барокко;

б) романский;

в) готический;

г) рококо;

9. Приведите название ереси, последователи которой отрицали
учение о двойственной, богочеловеческой природе Христа:

а) григорианство;

б) адопцианство;

в) монофизитство;

г) катары.

10. Приведите название грамоты отпущения грехов, как уже совершенных, так и предполагаемых:

а) хартия;

б) индульгенция;

в) глоссарий;

г) диплом.

11. Укажите название военного состязания рыцарей в средневековой Западной Европе:

а) аттракцион;

б) турнир;

в) коллизия;

г) дуэль

12. Термин «гуманизм» происходит от лат. Humanus, что означает:

а) божественный;

б) человеческий;

в) природный;

г) милосердный.

13. Термин «реформация» имеет отношение к критике:

а) католической церкви;

б) английской буржуазии;

в) французских рантье;

г) немецкого бюргерства.

14. Наиболее выдающимся представителем немецкого реформационного движения являлся:

а) Виклиф;

б) Ян Гус;

в) Жан Кальвин;

г) Иоанн Креститель.

15. Лютер выступал против идеи о том, что:

а) человек может напрямую обращаться к богу;

б) церковь - единственный посредник между богом и человеком;

в) священники не могут отпускать мирянам грехи;

г) человек полон чувства вины и греха.

16. Термин «утопия» означает буквально:

а) удаленный остров;

б) идеальное государство;

в) несуществующее место;

г) великая мечта.

 

Тест «Культура эпохи европейского Просвещения»

 

1. Ученые XVIII в. считали необходимым объяснять все явления исключительно:

а) божьей волей;

б) естественными причинами;

в) инопланетным вмешательством;

г) антропогенным воздействием.

2. Из перечисленного выберите ту концепцию, которая была сформулирована именно в эпоху Просвещения:

а) «деньги не пахнут»;

б) «на всё воля божья»;

в) «вера в прогресс через разум»;

г) «пусть ненавидят - лишь бы боялись».

3. Укажите, что стало результатом «века разума»:

а) создание ядерного оружия;

б) Великая Французская революция;

в) первая промышленная революция в Англии;

г) Крымская война 1853 г.

4. Укажите страну, где зародилось Просвещение:

а) Англия;

б) Франция;

в) Германия;

г) Россия.

5. Назовите выдающегося теоретика товарно-денежных отношений, особое внимание уделявшего рынку. Он считал, что именно рынок освободит человека от феодальной зависимости:

а) Д. Юм;

б) А. Смит;

в) Д. Дидро;

г) М. Робеспьер.

6. Назовите главного редактора и вдохновителя знаменитой 35- томной «Энциклопедии»:

а) Вольтер;

б) Ж.-Ж. Руссо;

в) Ш. Монтескье;

г) Д. Дидро.

7. Назовите стиль, основанный на следовании принципам
античного греческого и римского искусства:

а) барокко;

б) классицизм;

в) рококо;

г) пуризм.

8. Кто из перечисленных персонажей был участником знаменитой итальянской комедии дель арте:

а) Буратино;

б) Арлекин;

в) Мальвина;

г) Джельсомино.

 

Рекомендуемые учебники и литература:

Справочная литература:

1. Краткий философский словарь. М. РГ-Пресс. 2014.

2. Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.

3. Культурология XX века. Словарь (под ред. A.A. Радугина). М., 1997.

Рекомендуемые учебники:

1. Багдасарьян, Н.Г.Культурология [Текст]: учебник для бакалавров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 549 с. - (Бакалавр. Углубленный курс).

2. Гуревич, П.С.Культурология [Текст]: учебное пособие. - 3-е изд., стер. - Москва: Омега-Л, 2012. - 427 с. - (Университетский учебник).

3. Золкин, А.Л. Культурология: учебник / А.Л. Золкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 583 с. - (Cogito ergo sum). - ISBN 978-5-238-01494-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=115382 (25.10.2014).

4. Садохин, А.П. Культурология. Теория культуры: учебное пособие [Электронный ресурс] / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 366 с. - (Cogito ergo sum) - ISBN 5-238-00780-9. - URL: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=115400

Рекомендуемая литература

1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.1992.

2. Белл Д. Америка как массовая культура. М., 1981

3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости.

4. Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. М., 2013

5. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.- М.: Наука, 1990.

6. Бодрийяр Ж В тени молчаливого большинства или конец социального. Екатеринбург, 2000

7. Бодрийяр Ж. Системы вещей. М.2001

8. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.2011

9. Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры. С.Пб 1996

10. Бицилли П. М Элементы средневековой культуры. С.Пб 1995

11. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. – М., 2013

12. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2014.

13. Гуревич А.Я.Категории средневековой культуры. М.: 1984.

14. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2011.

15. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.1996

16. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М., 1998

17. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М. 1992

18. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (ХVШ - начало ХIХ века).-СПб.: Искусство, 2008

19. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. М., 2013.

20. Маркузе Г. Одномерный человек. - М.: 2003.

21. Московичи С. Век толп. М., 2011

22. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2008

23. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования истории морали. М., 1987

24. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М. 1989

25. Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. М.2000

26. Тойнби А. Постижение истории. Сборник. М.2010.

27. Хёйзинга Й. Осень средневековья. М.2013

28. Хёйзинга Й. Homo ludens (Человек играющий). М, 2007

29. Шпенглер О. Закат Европы. М., 2009.

Рекомендуемая литература (дополнительная)

1. Антология исследований культуры. СПб., 1997.

2. Античность как тип культуры (Отв. ред. Лосев А.). М.1983.

3. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. - М.: Высшая школа. 1999

4. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999.

5. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л.1990

6. Бахтин М.М. Ф.Рабле и народная смеховая культура Средних веков и Ренессанса. М.1990.

7. Бонар А. Греческая цивилизация /Пер. с англ.: В 3 т.- М.: Искусство, 1992.

8. Гиббон Э. История упадка и крушения Римской империи. – М, 2008.

9. Городская культура: Средневековье и начало нового времени. - Л.: Наука, 1986.

10. Древние цивилизации. Под. ред. Бонгард-Левина М.1989.

11. Дюби Ж. Европа в Средние века. Смоленск 1994.

12. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М. 1997

13. Ле Гофф. Герои и чудеса средних веков. М. 2012.

14. Каган М.С.Философия культуры. С.-Пб, 1996

15. Касирер Э. Философия символических форм. Введение и постановка проблемы. //Культурология. ХХ век. Антология.М.1995

16. Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. - М., 2012.

17. Кнабе Г.С. Быт и история в античности. М., 2012

18. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира. М.1993.

19. Козловский П. Культура постмодерна М.1997

20. Культура Древнего Рима: в 2 т.-М.: Наука, 1985.

21. Культура эпохи Возрождения и Реформации. М.1981.

22. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима М. 1990

23. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. Лениздат, 2013

24. Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта /Пер. с пол.- М.: Искусство, 1983.

25. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М., 2013

26. Леви-Брюль. Л. Первобытное мышление. – М, 2012.

27. Ле Гофф Ж. Другое средневековье. Екатеринбург, 2000.

28. Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века (пер. Е.Лебедевой). — М.: Текст, 2008

29. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 2008.

30. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.1992

31. Лоренц К. Агрессия. М., 2009.

32. Малиновский Б. Магия, наука, религия. М., 1998.

33. Массон В.И. Первые цивилизации. М.1989.

34. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии. СПб 1996

35. Марков Б. В. Храм и Рынок: человек в пространстве культуры. СПб 1999

36. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 2012.

37. Мещеряков В. Н. Книга японских символов. Книга японских обыкновений. М. 2007

38. Монтэ П. Египет Рамсесов: Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов / Пер. с фр.- М.: Наука, 1989.

39. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

40. Рак И.В. Мифы Древнего Египта.- СПб.: Петро-Риф, 1993.

41. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.-М.: Наука, 1987.

42. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репр. воспр. 1880 г.-М.: Автор, 1992.

43. Сабуро Иэнага. История японской культуры. М.1972.

44. Самосознание европейской культуры 20-го века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.1991

45. Соколов Э. В. Понятие, сущность и функции культуры Л. 1990

46. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

47. Тернер В. Символ и ритуал. М.”Наука”.1983

48. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М. 2005.

49. Тоффлер А. Шок будущего. М., 2008

50. Удальцова В.В. Византийская культура. М.1988.

51. Фрейд З. Тотем и Табу. СПб, Азбука, 2013.

52. Фрейзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М. 2012

53. Фуко М. Забота о себе. М., 1998.

54. Эко У. Заметки на полях «Имени Розы».М., 2012

Рекомендуемые веб-ресурсы:

При освоении курса студенты могут пользоваться любыми оцифрованными учебниками и учебными пособиями.

Однако, при написании работ допустимы только те электронные первоисточники, в которых сохраняется нумерация страниц, необходимая для ссылок на цитаты. Чаще всего это тексты в форматах pdf и djvu.

Найти их, а так же установить программы для их чтения, можно при помощи поисковых систем, таких как http: //www.yandex.ru/ или http: //www.google.com

Основные сетевые библиотеки:

9. http: //www.gumer.info/ - библиотека Гумер

10. http: //yanko.lib.ru/fort-library/culture/index.html - Библиотека Янко, раздел «Культурология»

11. http: //studyspace.ru/skachat-uchebnik/skachat-uchebnik-po-kulturologii-uchebnyie-posobiya-po-kulturol.html - собрание оцифрованных учебников и пособий по культурологи

12. http: //nashol.com/knigi-po-kulturologii/

13. Портал http: //philosophy.ru/

Использование любых материалов с сайта www.ru.wikipedia.org – запрещено.

Краткий понятийный словарь

Знание понятийного аппарата может быть проверенно терминологическими диктантами на семинарских занятиях, или же избранные понятия могут включаться в задания тестов, контрольных работ и рубежных контролей, а так же использоваться в качестве дополнительных вопросов на экзамене.

1. Абстракционизм (лат. abstractio - отвлечение) - направление в искусстве ХХ в., прежде всего живописи, отказавшейся от изображения форм реальной действительности. Эстетическое кредо абстракционизма было изложено В. Кандинским.

2. Авангардизм (фр. avant-garde - передовой отряд) - течение в поэзии и драматургии во 2-й половине ХХ в., выступавшее против реализма, внешнего правдоподобия. Утверждал условность и экпериментализм в области формы.

3. Агон (греч. - борьба, состязание) - отличительная черта древнегреческого быта - неудержимое стремление к любым состязаниям, почти во всех сферах жизни.

4. Аккультурация - процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого: это многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации.

5. Аксиология - (греч. axia - ценность и logos - учение) - учение о природе ценностей, о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

6. Алфавитное письмо – вид письменности, использующий сравнительно небольшой набор письменных знаков (до 50), которые обозначают не слова (как в иероглифике) и не слоги (как в силлабике), а отдельные звуки устной речи.

7. Альтернативные культуры - подсистемы в культуре, так называемые новые культуры, противопоставляемые традиционной, господствующей в обществе в качестве более перспективной, спасительной альтернативы.

8. Альтруизм (лат. alter - другой) - бескорыстная забота о благе других людей. Альтруизм противоположен эгоизму.

9. Анафема (греч. anathema) - церковное проклятие, отлучение от церкви.

10. Антропологический подход - взгляд на культуру как целое, охватывающее человеческую жизнь и отличающее жизнь человеческого сообщества от жизни природы.

11. Антропоморфизм – представление о мире, в котором все образы, процессы и явления уподобляются связанным с человеком.

12. Антропоцентризм – система мировоззрения, согласно которому человек есть центр и конечная цель мироздания.

13. Анимизм (лат. anima - душа) - одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов и явлений окружающего мира; воззрение, согласно которому люди, животные, растения, предметы, явления природы наряду с чувственно воспринимаемой стороной обладают особым, активным, независимым от телесной природы началом - душой.

14. Античность (лат. anticus - древний) - в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении - культурно-историческая эпоха Древней Греции и Древнего Рима.

15. Антропогенез (греч. anthropos - человек и genesis - происхождение) - процесс возникновения и развития человека как общественного существа.

16. Антропоморфизм (греч. anthropomorphos - уподобленный человеку) - очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, явлений природы, животных, представление богов в человеческом образе.

17. Антропоцентризм (греч. anthropos - человек + лат. centrum -мировоззрение) - принцип культурного творчества, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

18. Апокалипсис (греч. apokalypsis - откровение) - одна из книг Нового завета, приписываемая Иоанну Богослову. Содержит пророчества о «конце света», о борьбе между Христом и антихристом, «страшном суде», «тысячелетнем царстве божьем».

19. Апокрифы (греч. apokryphos - тайный, сокровенный) - произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные церквами в канон.

20. Артефакт (лат. artefactum - искусственно сделанный) - какой-либо искусственно сделанный объект, предмет культуры.

21. Аскетизм (греч. askeo - упражняюсь) - принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, «умерщвлении плоти», отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала.

22. Атараксия (греч. ataraxia - невозмутимость) - понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности и условие мудрости.

23. Атеизм (фр. atheisme + греч. atheos - безбожие) - система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное (духов, богов, загробную жизнь), а также отрицание всякой религии.

24. Аутодафе - торжественное оглашение приговора инквизиции, процедура исполнения самого приговора.

25. Ашельская культура - культура раннего палеолита в Европе и Азии. Название получила по предместью г. Амьен (Франция) Сент Ашель. Основные орудия - каменные ручные рубила. Хозяйство: охота и собирательство.

26. Ассимиляция – культурное поглощение одним народом другого, в ходе которого происходит полная культурная переориентация " поглощаемого" народа.

27. Барокко (ит. barocco - странный, причудливый) - основное стилевое направление в искусстве Европы и Америки конца XVI - сер. XVIII вв. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии.

28. Богема (фр. boheme, букв. - цыганщина) - среда главным образом художественной интеллигенции (актеров, музыкантов, художников), для которой характерен беспечный, беспорядочный образ жизни.

29. Вандализм - бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей.

30. Вандалы - группа германских племен. В 429-439 гг. завоевали Северную Африку и основали раннефеодальное королевство. В 455 г. разграбили Рим, уничтожили многие памятники античной культуры. К 534 г. государство вандалов завоевано Византией.

31. Варварство - в культурно-исторической периодизации, установившейся в науке XVIII - XIX вв., средняя из эпох истории человечества: дикость - варварство - цивилизация (схема обоснована Л. Морганом).

32. Варвары (греч. barbaroi) - у древних греков и римлян называли всех ч


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.3 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь