КУЛЬТУРА ЭПОХИ АБСОЛЮТИЗМА И ПРОСВЕЩЕНИЯ
(вторая пол. ХVII – ХVIII вв)
Основные идеи Просвещения
|
Философия рационализма, представитель Рене Декарт
и философия сенсуализма
Джон Локк – все человеческие качества приобретаются в течение жизни, в образовании, в практике
|
| Равновесие сил дворянства и
Буржуазии порождало веру в
«единую разумную нацию»
|
| Борьба против феодальных устоев,
крепостного права,
за свободу и права человека
|
Борьба против схоластики за развитие
науки
эксперимента
|
| Против
Официальной религии, мистики, невежества, суеверий. Распространяются пантеизм, деизм, космополитизм
|
| Просветители – энциклопедисты. Французское
Просвещение – Монтескье,
Руссо, Вольтер, Дидро.
Дидро – создатель 35-томной «Энциклопедии, или толкового словаря наук,
искусств и ремесел»
|
Распространяются идеи образования, все зло от
незнания, идеи гармоничного всестороннего развития человека.
Идея прогресса.
|
| Просвещение – эпоха буржуазных революций. Великая Французская буржуазная революция (1789-1799 г.)
|
Французские философы-просветители
|
Жан Жак Руссо
(1712-1778)
«Общественый договор»,
«Рассуждение о начале и основаниях
неравенства»,
«Эмиль или о воспитании»
- причина неравенства – частная собственность
- специализация порождает отчуждение – основная черта современного общества и человека
- цивилизация несет отрицательные последствия, уничтожая естественные чувства
- важная роль воспитания для изменения жизни к лучшему
| Дени Дидро
(1713-1784)
«Письма слепых в назидание зрячим», «Философские принципы материи и движения», «Племянник
Рамо»
- материалист
- реалист
- выступал против феодального строя, церкви
- выступал против механизма, сенсуалист
сторонник теории «общественного договора»
- утилитаристская этика
| Франсуа Мари Аруэ Вольтер
(1694-17778)
«Кандид или Оптимизм», «Английские письма»
- материалист
- деист
- против официальной церкви
- подчеркивал ценность культуры
- прекрасное относительно среды обитания
- история творится людьми
| Шарль Луи Монтескье
(1689-1755)
«Дух законов»
- законодательство зависит от культуры общества
- разработал теорию зависимости государственного устройства от национального характера народа, его обеспеченности, образованности, традиций и т.д.
- отстаивал необходимость разделения 3-х ветвей власти: исполнительной, законодательной, судебной
|
Основные художественные стили культуры ХVII – ХVIII вв.
|
Барокко (термин ввел историк Якоб Буркхард в ХIХ в.)
- эпоха духовного кризиса католической церкви в результате Реформации (ХVII в.)
- характерны торжественная пышность, вычурность, фантастичность, иллюзорность
- в архитектуре – внешнее фасадов зданий (Рим) (лепнина, вазоны, скульптура): собор Святого Петра в Риме.
- в литературе – тема иллюзорности, хрупкости жизни: исп. драматург Кальдерон «Жизнь есть сон»
- распространяется парадный портрет; итальянский художник Караваджо
- концерты, сокаты, оперы
|
| Рококо – сформировалось
- в среде французской аристократии XVIII в. при дворе Людовика XV. Иногда его называют вырождающимся барокко.
- Имеет интимный характер, это внутреннее убранство, интерьер, узоры, завитки. В моду входят фарфор, перламутр, парики.
- живописцы: Франсуа Буше, Жан Батист Грез;
- распространяется интимный, эротический роман, драма, например Пьер Огюстен Бомарше (1732-1799) «Безумный день или женитьба Фигаро», «Севильский цирюльник»
|
| «Золотой век» испанской живописи – XVII в.
с элементами барокко
| | Диего Веласкес
(1599-1660)
- портреты короля
- сцены придворной жизни, картины «Менины», «Венера перед зеркалом»
|
| Хусенс Рибера
(1591-1652)
- темный фон, контрасты
- герои – простолюдины гордые и лукавые «Хромоножка»
|
| Франсиско Сурбаран
(1598-1664)
- главный живописец Севильи
- гл. персонажи – монахи
- отражает национальный характер, лаконизм и простота «Св. Лаврентий»
| | | | | | | |
Нидерландское искусство XVII в.
|
Фламандская школа (барокко)
- Питер Пауль Рубенс – глава школы (1577-1640)
«Снятие с креста», «Вакханалия», «Жизнь Марии Медичи»
- Ван Дейк, Йорданс, Снейдерс
|
| Голландская школа
- Харменс ван Рейн Рембрандт
(1606-1669)
- тенденция к философскому самовыражению
- нет помпезности, драматичность
- произведения «Урок анатомии доктора Тульпа», «Ночной дозор», «Святое семейство» и др.
|
Классицизм – идейно-художественное течение XVIII в.
|
Возвращение к ценностям классического периода древнегреческой культуры:
- порядка, долга
- единства,
- разумности,
- патриотизма,
- героического и возвышенного
Стремление к разумному гармоничному порядку жизни.
|
| Индивид подчинен
-интересам государства
Главный герой произведений
- положительный человек, пример для подражания. В сатирическом произведении – это сам автор.
- идеала в жизни нет. Привнесение в жизнь идеала – задача искусства.
|
| Николо Буало
(1636-1711)
Сформулировал основные принципы классицизма:
Принцип 3х единств
- единство места
- единство времени
- единство действия
|
Представители классицизма Корнель, Расин, Дефо, Мольер, Пуссен, Лоррен, Моцарт, Гайдн.
Моцарту (1756-1791) принадлежат около 20 опер, 50 симфонических концертов, сонаты, мессы, «Реквием».
Архитектор Луи Лево.
|
КУЛЬТУРА ХIХ ВЕКА.
Романтическая философия была представлена Шеллингом, Кьеркегором
|
| Романтизм
|
| Идеализировали национальное прошлое
|
Порожден неудовлетворенностью идеями классицизма и Просвещения. На смену разумному порядку приходит чувственный порыв, протест, разочарование.
|
| Главный герой: бунтарь-одиночка, выступающий против утилитаризма, нивелирования личности, за свободу, обновление, гражданскую независимость, соединяющих в себе как положительные так и отрицательные качества
|
| Отказался от принципа 3-х единств в искусстве. Искусство должно отражать идеальные моменты в жизни: героическое, возвышенное, таинственное. Сопоставление реального и воображаемого мира.
|
Представители романтического направления в искусстве ХIХ в.
|
Родиной романтизма принято считать Германию. Это Жан Поль, Генрих фон Крейст. Вершина – творчество Эрнста Теодора Амадея Гофмана
(1776-1822). Его произведениям присущи гротеск, драматизм. Это сказка «Щелкунчик», «Крошка Цахес», повести «Золотой горшок» и
«Эликсир дьявола». Важную роль
сыграло творчество Генриха Гейне (1797-1856)
|
| Основоположником романтизма в изобразительном искусстве принять считать Франсиско Гойя (1746-1828)
Испанский художник создал 80 листов
«Капричос» (оффорты) – социальная
сатира против невежества и бесправия
|
| В Англии
получило огромную известность творчество –
Гордона Байрона (1788-1824) и его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда».
Английский
Романтизм представлен творчеством Шелли,
Китса
|
Романтизм в музыке представлен в творчестве Роберта Шумана –
(1810-1856),
Гектора Берлиоза
(1803-1869),
Ференца Листа
(1811-1886), Федерика Шопена (1810-1849)
|
| Во Франции начало романтизма связано с творчеством Теодора Жерико (1791-1824). Именно при оценке его творчества был
употреблен впервые термин «романтизм». Известность получило творчество Эжена Делакруа (1798-1863) («Свобода, ведущая народ» и др.)
|
Реализм
|
| Утверждается
в 30-е – 40-е годы ХIХ в.,
к середине ХIХ в.
становится господствующим направлением
|
- стремится изображать существенные типические моменты действительности,
- тщательное изображение
повседневной жизни,
- объективный анализ характера человека, без романтической возвышенности и экзальтированности.
- эстетические ценности
формируются самой жизнью.
- развивается критический реализм, выступающий против
пороков общества.
- крайняя форма – натурализм, абсолютизирующий влияние на человека среды, быта, физиологии, наследственности (Эмиль Золя (1840-1908) – 20-томная серия романов Ругон Маккары»).
| - Во Франции – представителем реализма является Оноре де Бальзак (1799-1850) – 95-томная «Человеческая комедия», Виктор Гюго (1802-1885) «Собор Парижской Богоматери», Гюстав Флобер (1821-1880) «Воспитание чувств», Проспер Мериме (1803-1870), «Кармен» а также Миле, Курбе.
- В Англии – это Чарльз Диккенс (1812-1870) «Тяжелые времена», Уильям Мейкпис Теккерей (1811-1863) «Ярмарка тщеславия», «Книга снобов», Джон Голсуорси (1867-1938), Бернард Шоу (1856-1950).
- В Норвегии – это творчество Генриха Ибсена (1828-1906), Мартаниуса Бьернсона (1832-1910), Кнута Гамсуна (1859-1952).
- В музыке – это оперы итальянского композитора Джузеппе Верди (1813-1901) – «Травиата», «Отелло», «Риголето», Жорж Бизе (1838-1875) «Кармен».
- В архитектуре главным становится техническая и функциональная целесообразность. Строятся промышленные здания, вокзалы, рынки, мосты и т.п. Это знаменитая башня инженера Эйфеля в Париже для выставки 1889г. Распространяются стили «модерн» или «арт-нуво», «сецессион». Его особенность: простота, новые линии, комбинации различных материалов.
|
Импрессионизм
|
| Сформировался во Франции в конце 60-х – 70-х гг.
|
Стремится изобразить мир во всей его изменчивости,
Отразить мгновенное впечатление (от картины Клода
Моне «Впечатление») 1867г.
|
| Художники импрессионисты: Клод Моне (1840-1926), Эдуард Мане (1832-1883), Огюст Ренуар (1841-1919), Эдгар Дега (1834-1917), Камиль Писсаро (1830-1903) и др.
| Изменчивость мира подчеркивает изображение «пленера» – солнце, дождь, ветер. Исключение черного цвета.
| |
В музыке – это творчество
Клода Дебюсси (1862-1918),
Мориса Равеля (1875-1937), Александра Скрябина
(1871-1915)
|
| Импрессионизм в скульптуре воплощается в творчестве
Огюста Радена (1840-1917) «Мыслитель», «Вечная весна», «Поцелуй», «Адам», «Ева».
|
Основная цель- субъективное самовыражение художника
|
| Использование чистых красок без палитры
|
| Стиль «дада» – «дадаизм» – стиль
детского
рисунка
|
| Художники – Поль Сезанн, (1839-1906), Винсент
Ван Гог
(1853-1890), Поль Гоген (1848-1903)
|
Символизм
|
| Сформировался во Франции в 80-е годы
|
Манифест символизма написан поэтом Жаном Мореасом в 1886г.
Символисты объявили себя художниками безнадежности и разочарования
|
| Искусство должно
отражать не внешний мир, а его внутреннюю сущность. Это можно раскрыть лишь символами. Сюжеты произведений, как правило мистические, фантастические
|
| Писатели-символисты:
Поль Верлен (1844-1896), Артур Рембо (1854-1891), Морис Метерлинк (1862-1949) («Синяя птица»); Оскар Уайльд (1854-1900) разработал основы эстетики символизма («Портрет Дориана Грея»)
|
Политические теории ХIХ в.
|
Либерализм опирался на интеллигенцию, а также мелкую и среднюю буржуазию. Сторонники мирных
социально-политических реформ,
выступают за демократические свободы.
|
| Марксизм, основывался на идеях К. Маркса (1818-1883), опирался не пролетариат,
отстаивал идею пролетарской революции, построения коммунизма, как научно
доказанной закономерности общественного развития.
При коммунизме:
- нет частной собственности
- нет государства
- ликвидируются различия между городом и деревней, умственным и физическим трудом
- действует принцип «от каждого по способности, каждому по потребности».
|
| Анархизм – опирается на слой мелкой буржуазии. Идеологи: Прудон, Штирнер, Бакунин,
Кропоткин.
- против всякого насилия, прежде всего государственной власти,
- стихийный бунт масс,
- против диктатуры,
- за мелкую «трудовую» собственность, против крупной «неворованной» собственности,
- будущее общество должно представлять собой самоуправляемые автономные ассоциации производителей.
|
Немецкая классическая философия
|
Родоначальник Иммануил Кант (1724-1804)
«Критика чистого разума»
- человеческое познание ограничено особенностями человеческого мышления и чувствования;
- максимально глубокое познание – трансцендентальное – диалектично, антиномично, парадоксально;
- человек свободен в сфере практического разума, морали. Он должен следовать долгу и категорическому императиву;
- надеяться можно лишь на Бога.
|
| Георг Гегель (1770-1831)
«Наука логики»,
«Феноменология духа».
- мир есть саморазвитие мирового духа (абсолютный идеализм).
- дух в развитии проходит 4 этапа: сознание à самосознание à разум à дух.
- это развитие происходит I) в сфере чистой логики, II) в природе, III) в человеческой истории.
- развитие происходит на основе законов диалектики: 1. Все развивается на основе единства и борьбы противоположностей; 2. Все развивается путем перехода количественных изменений в качественные; 3. Все развивается через отрицание отрицания (тезис – антитезис –синтез)
|
| Людвиг Фейербах (1804-1872)
«Сущность христианства»
- антропологический материализм.
- сущность человека – чувства - любовь, вера, надежда.
- эти же чувства составляют и сущность религии.
- в истории всегда были, есть и будут верхи и низы, революции ничего принципиально не меняют.
- человек свободен, когда имеет возможность быть счастливым.
|
История Русской культуры
Культура Древней Руси
(IХ – нач. ХIII в.)
|
| Развивается натуральное хозяйство
|
К VI в. выделяется восточная ветвь славян.
С 862 г. начинает княжение в Новгороде Рюрик, о происхождении существует две концепции:
- норманская,
- славянская (Ломоносов)
с 882г. – столица – Киев.
|
| О культуре дохристианской Руси
известно по таким работам как
«Повесть временных лет», «Велесова книга», «Слово о идолах», «О письменах».
Развивалась письменность: славянскую азбуку создают Кирилл и Мефодий (глаголица и кириллица).
|
| Мировоззрение
- антропотеокосмизм
- нерасчлененность божественного, природного и человеческого.
- вера в духов, гаданья, в борьбу добра и зла
- распространено идолопоклонничество, жертвоприношения. Главный бог - бог огня Сварог, затем Перун – бог грозы и войны.
|
С целью укрепления централизованной власти и усиления
положения России в христианском мире князь Владимир ввел в 988г. христианство на Руси. Это способствовало стремительному развитию страны,
укреплению связей с Византией.
|
| Культура христианской Руси:
- архитектура, иконопись, монументальная живопись находились под влиянием Византии.
- распространяется крестово-купольный пит храма (Софийский собор в Киеве ХI в.)
- княжеская миниатюра («Остромирово евангелие»).
- житие (агнография) – биографии духовных и светских лиц («Сказания о Борисе и Глебе»).
- поучения, своды законов («Слово о законе и благодати», «Русская Правда»). Дидактическая литература – формировала этические и нравственные нормы.
- устное народное творчество. Вершина: «Слово о полку Игореве».
- летописи – повествовательная литература Х-ХVII вв. (Нестор ХI в.).
|
С 1237-1480 – Татаро-монгольское иго.
За это время внешние связи русской культуры практически отсутствовали. Победа в Куликовской битве в 1380 г. – переломный момент, сыгравший важную роль в процессе восстановления русской культуры
Культура московского государства (ХIV – ХVII вв.)
|
Ведущая идея – единство Русской земли, освобождение от татаро-монгольского ига.
- в ХVI в. оформляется идея «Москва – третий Рим», согласно ей (1510 г.) – центр христианства постепенно перемещается из Рима в Константинополь (2-ой Рим), а затем в Москву – 3-й Рим. При этом Москва противопоставляется западному миру, как носитель православной веры.
- развивается процесс секуляризации – освобождение общественного сознания от влияния церкви. (Андрей Курбский предлагает программу реформ в переписке с Иваном Грозным).
| - распространяются воинские повести («Задонщина» – о победе в Куликовской битве). Служение отечеству – христианская доблесть.
- распространяется авторская иконопись: Феофан Грек, Деонисий. Формируется русская национальная школа: монахи – Андрей Рублев, Даниил Черный (ХV в.) Известна икона А. Рублева «Троица» для иконостаса Троицкого собора.
- развивается зодчество (кирпич – основной материал). Распространяется шатровой стиль (устремленность ввысь) – например, храм Вознесения в селе Коломенском. Развивается крепостное строительство, известность приобретают работы Федора Коня (Смоленский кремль и др.).
- развивается стиль «Московского барокко» (церковь Покрова в Филях).
- появляются реалистические тенденции в творчестве Симона Ушакова (ХVII в.)
- «парсуна» – прообраз портретной живописи, выполненной в иконописной манере (ХVII в.)
- развивается жанр демократической сатиры («Повесть о Горе-Злосчастии»)
|
Культура московского государства (ХIV – ХVII вв.)
|
- развитие книгопечатания, в 1564 г. Иван Федоров издал первую печатную книгу «Апостол», в 1634 г. вышел первый «Букварь» В. Бурцева.
- развиваются школы, где детей обучают чтению, письму, счету и церковному пению. В 1687 г. в московском монастыре открывается первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия.
- праздники с ряжеными и скоморохами сменяются театрами скоморохов, а впоследствии придворными и школьными театрами.
|
Российская культура XIX в.
|
Философская культура
- западники;
- славянофилы;
- идеалисты и материалисты и т.д.
|
| Политическая культура
- либерализм (народничество)
- анархизм (Бакунин)
-марксизм (Плеханов, Ленин
|
| Искусство
- романтизм,
- реализм,
- импрессионизм,
- символизм
|
| Развитие науки и техники
|
Русская культура ХVIII в.
|
- происходит модернизация и европеизация общества
- развивается просветительство (Новиков (1744-1818) – издатель журналов «Трутень», «Пустомеля» и др.); радикальное просветительство – (А.Н. Радищев (1749-1802) «Путешествие из Петербурга в Москву»)
- начало светского образования
- открытие в 1701 г. «Школы математицких и новигацких наук». В 1725 г. открывается Академия наук со своей гимназией, университетом, типографией, ботаническим садом и химической лабораторией. 25 января 1755 г. (в Татьянин день) императрицей Елизаветой Петровной был открыт Московский университет, обучение в нем было бесплатным.
- в конце 1702 г. начала выходить первая печатная газета «Ведомости».
- с 1700 г. введено юлианское летоисчисление.
- протекает деятельность М.В. Ломоносова (1711-1765).
- первого русского профессора, члена Академии наук.
- развивается национальное самосознание.
| - развивается русское барокко
- архитектура В.В.Растрели (младший) русская школа во главе с Д.В.Ухтомским (В.И.Баженов, М.Ф.Казаков)
- на смену барокко приходит классицизм (Воронихин А.Н. - Казанский собор; Захаров А.Д. – Адмиралтейство)
- живопись, русский портрет. Ведущие портретисты – Н. Никитин, А. Матвееев. В традициях классицизма работают И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, А.П. Антропов, А.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский.
- развивается скульптура. Основоположник – Б.К. Растрелли – отец. Козловский М.И. – памятник Минину и Пожарскому. Появляется реалистическая –скульптура Ф.И. Шубина.
- появляется первый профессиональный театр Федора Волкова в 1756 г. (пьеса Фонвизина). Развивается «русская песня» (О.А. Козловский).
- водятся новые формы светского времяпрепровождения: ассамблеи, маскарады, светские праздники с фейерверками и иллюминацией.
- развивается литература, основанная на новой словесности. Основы ее были заложены В. Третьяковским, А. Кантемиром и А. Сумороковым.
|
Русская философия XIX века
|
Славянофилы XVIII-XIX в.в.
(И.В.Киреевский,
К.С. Аксаков, А.С. Хомяков,
Ю.Ф. Самарин
- Россия имеет свой путь развития.
- будущее за русской культурой.
|
| Позитивисты
П.Л. Лавров, Н.К.Михайловский, К.Д. Каверин,
-разработка позитивного метода, в единстве правды-истины и правды-справедливости, субъективного метода (Михайловский)
- теория «героя и толпы» (Михайловский)
|
Западники
П.Я. Чаадаев,
Н.В. Станкевич,
В.Г. Белинский,
А.И. Герцен.
- во всем мире культура имеет единый путь развития
- Россия должна многому учиться у Запада.
|
| Христианская философия
Владимира Соловьева
(1853-1900)
- концепция всеединства – единения всех людей в мире под эгидой римского папы, на основе христианских принципов веры и любви.
- соборность (единение людей на основе религиозной идеи) «София – мудрость» - основа.
- цельное знание (научное, философское и религиозное)
- смысл жизни в любви.
|
Материалисты:
Н.Г. Чернышевский,
Д.И. Писарев
|
| Интуитивисты:
Н.О. Лосский, С.Л. Франк,
А.Ф. Лосев.
Иррационализм Л. Шестова
|
| Религиозная философия
Сергия Булгакова, Павла Флоренского: примат веры под разумом.
|
Марксисты: Плеханов Г.В.
Ленин В.И.
|
Развитие русской науки XIX в.
|
| В 1862 г. открывается первая публичная библиотека в Москве (ныне Государственная публичная библиотека им. В.И. Ленина)
|
Возникают научные общества: к 1872 г. их уже более 20. Практикуются съезды научных обществ
|
| В 1869 г. Менделеев Д.
(1834-1907) открывает
периодический закон
|
| А.Г. Столетовым
(1839-1896)
создается отечественная физическая школа
|
Географическое общество организует экспедиции: Великие исследователи: П.П. Семенов- Тян –Шанский, Н.П. Пржевальский, Н.Н. Миклухо-Маклай
|
| В физиологии важную роль играют работы И.М. Сеченова и
И.П. Павлова.
Эволюционные учения развиваются И.И. Мечниковым, А.О. Ковалевским
|
| П.Н. Яблочков изобрел пригодную дуговую лампочку, А.Н. Лодыгин создал лампу накаливания, А.С. Попов – изобретение радиотелеграфа.
|
В.И. Даль
(1801-1872)
издает в 60-е г.
«Толковый словарь живого великорусского языка»
|
| В 70-е –80-е г.г. А.Ф. Можайский создал первый русский самолет, Н.Е. Жуковский закладывает основы современной аэродинамики, К.Э. Циолковский создает основы ракетодинамики и космонавтики
|
К концу столетия издавалось около 500 научных периодических изданий
|
В области истории и экономики важную роль играют труды С.М. Соловьева и В.О. Ключевского
|
Романтизм
А.С. Пушкин
«Руслан и Людмила»
М.Ю. Лермонтов
«Мцыри»
В.А. Жуковский
«Людмила»
Н. Брюллов
«Последний день
Помпеи»,
А. Иванов
«Явление Христа
народу»
|
| Реализм
П. Федотов
«Сватовство
майора»
В.Перов «Тройка»
«Сельский крестный ход на Пасхе»
И. Крамской
«Христос в пустыне» (глава художников-передвижников)
А.С. Пушкин
«Евгений Онегин»
Н.В. Гоголь
«Мертвые души»
А.П. Чехов
«Палата № 6»
|
| Искусство XIX в. -
Это «золотой век»
Основоположник русской музыкальной классической школы – Михаил Иванович Глинка. К этому периоду относится творчество А.С. Даргомыжского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова,
А. Бородина, А. Скрябина, С. Рахманинова
И др.
|
Развивается импрессионизм: В. Серов, К. Коровин, М. Врубель
(Демон), А. Скрябин
|
| Развивается символизм это творчество
З. Гиппиус,
Ф. Сологуба,
А. Белого,
А. Блока,
К. Бальмонта – идеи «чистого искусства для искусства»
|
| В конце XIX – начале ХХ вв – культура «Серебряного века» Это объединение «Мир искусства» при поддержке мецената
С. Дягилева (А. Бенуа, К Сомов, Л. Бакет,
М. Врубель, И. Левитан, М. Нестеровв, Н.Рерих, Б. Кустодиев, М. Ларионов и др.
|
Популярное:
|