Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Упорядоченность и системность права



Независимо от того, как право понимается и как оно представ­ляется, оно всегда имеет не только нормативный, но и упорядочен­ный, слаженный, системный характер. Право никогда не выступает в виде простой совокупности, а тем более — в виде случайного набора случайных правил поведения или норм. Для того чтобы стать эффектив­ным средством воздействия на общественные отношения, оно в силу самой логики и целого ряда объективных причин должно быть вну­тренне единым, непротиворечивым, должно иметь упорядоченный, системный характер. В реальной жизни право, как и любая иная си­стема, складывается из однопорядковых, взаимосвязанных и взаимодей­ствующих элементов. Таковыми являются нормы права, или правила поведения. Система должна быть внутренне единой и непротиворе­чивой. Возникающие между ее структурными элементами — нормами связи, как и сами нормы, должны быть направлены на выполнение строго определенных, регулятивных и иных функций, на достиже­ние единых целей. Чтобы стать действенным и эффективным, право должно сложиться как целостная, органическая система. Это одно из непременных требований и одновременно один из признаков реаль­ного, действующего права.

В основе любой системы норм или правил поведения лежат как объективные, так и субъективные факторы. Из объективных факто­ров выделим однотипные экономические, политические, социаль­ные, идеологические и иные условия, способствующие созданию и функционированию системы правовых норм в той или иной стране. Конкретные нормы, как и их система в целом, не создаются стихий­но, произвольно, по желанию и усмотрению тех или иных лиц. Они отражают объективные потребности общества и государства и про­ецируются на реально существующие экономические, политические и иные отношения. Поэтому прав был К. Маркс, когда писал, под­черкивая объективно обусловленный процесс нормотворчества, что «законодательная власть не создает закона — она лишь открывает и формулирует его».

' Шершеневчч Г. Ф. Указ. соч. С. 313.


30 •.Введение в теорию права 1

Попытки произвольного, умозрительного «конструирования» 1 правовых норм или системы правовых норм неизбежно ведут к не­предсказуемым, а подчас и к негативным последствиям. |

Разумеется, процесс создания и функционирования системы норм права не только не отрицает, а наоборот, предполагает суще­ствование как объективных, так и субъективных факторов. Речь при этом идет о разработке и осуществлении в той или иной стране научно обоснованной правовой политики, подготовке и реализации планов законодательных работ, активном участии юристов в процессе право-творчества, правоприменения, а также в правоохранительной дея­тельности государства.

§ 3. Взаимосвязь права и государства |

Большинство существующих в настоящее время теорий права в прямой или косвенной форме связывают процесс возникновения функционирования и обеспечения норм права, а точнее, требований, , содержащихся в нормах права, — с государством. J

Наиболее последовательной в этом отношении является теория • юридического позитивизма, которая рассматривает право не просто как систему норм, возникающих в обществе, а как систему правил поведения, установленных или санкционированных государством. В мире существует множество систем социальных норм, но только система правовых норм исходит от государства. Все остальные созда­ются и развиваются негосударственными — общественными, партий­ными и иными — органами и организациями. |

Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои уполномоченные на то органы, или же опосредованно, путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственным органам или орга- 1 низациям. В последнем случае говорят о «санкционировании», т.е. о даче разрешения государством на осуществление ограниченной правотворческой деятельности этими негосударственными органами и организациями.

Означает ли факт издания или санкционирования государством системы норм их полную зависимость от государства и подчинение государству? Является ли право лишь средством в руках государства, одним из его признаков, атрибутов, или же оно выступает по отноше­нию к нему как относительно самостоятельный институт?

В отечественной и зарубежной юридической литературе имеется три группы различных мнений на этот счет, три значительно отлича­ющихся друг от друга подхода.


^ава II. Основные признаки и принципы права. Я

Су/яь первого из них состоит в том, что нормы права рассматрива­ются, как подметил Г.Ф.Шершеневич, в виде «требований государ­ства». Государство при этом, считал он, «являясь источником права, очевидно, не может быть само обусловлено правом. Государственная власть оказывается над правом, а не под правом»'. Государство в свете такого суждения рассматривается как явление первичное, а право — как вторичное.

Смысл второго подхода заключается в том, что государство и госу­дарственная власть должны иметь правовой характер. В основе госу­дарственной власти «должен лежать не факт, а право». Государство, хотя оно и издает правовые акты, не может быть источником права, «потому что оно само вытекает из права». Над государством находится право, а не наоборот. Правом сдерживается и ограничивается госу­дарство.

Наконец, третий подход к определению характера взаимоотно­шений государства и права состоит в том, что не следует вообще за­острять внимание на данном вопросе.

Спор о том, что логически предшествует одно другому — государ­ство или право, как указывает в связи с этим венгерский государство-вед и правовед И. Сабо, — «столь же бесплоден, как и спор о том, что исторически появилось раньше — государство или право». С его точки зрения, тезис, согласно которому «право — это просто лишь государ­ственный приказ, представляет собой такое же одностороннее упроще­ние», как и суждение о том, что государство является «слугой права»2.

По мнению этого автора, государство и право «настолько соот­ветствуют друг другу, настолько едины», и вопрос о том, что из них первично, а что — вторично, «порожден не столько реальной действи­тельностью (и в этом не является вопросом факта), сколько специфи­чески априорным подходом к соотношению этих двух явлений. Этот априорный подход характеризуется либо подчеркиванием государ­ственного волюнтаризма, либо выделением абстрактной идеи права как самоцели».

Вывод, к которому приходит И. Сабо, заключается в том, что «обе эти крайние точки зрения игнорируют действительные взаимосвязи», что в действительности «государство и право находятся друг с другом в функциональном единстве: одно предполагает другое, одно являет­ся элементом другого»3.

'См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 300.

2 Сабо И. Основы теории права. М., 1974. С. 169.

3 Там же.


32 '....Введение в теорию права

И. Сабо и другие авторы, разделяющие подобные взгляды, правы в том, что в теоретическом, а тем более в практическом плане бес­смысленно вести спор о том, какое из двух явлений — государство или право — исторически первично. Однако когда речь идет об установ­лении характера взаимоотношений государства и права, определить, как соотносятся государство и право, действует ли государственная власть в рамках закона и является ли «законной властью», или же она нарушает ею же установленные правовые требования и ставит себя та­ким образом в положение незаконной (нелегитимной) власти, — за­нятие далеко не бессмысленное.

Вопрос о связанности государства правом, о правовых пределах деятельности государства вызывал горячие споры не у одного поко­ления юристов.

Признавая чрезвычайно важную роль государства в процессе соз­дания и реализации норм прав, многие из них исходили тем не менее из того, что государственная власть не есть «воля», могущая делать что угодно и как угодно, опираясь на силу, что «важнейшим служением общему благу со стороны государственной власти... является служе­ние праву»'.

Такой позиции наряду с Л.И.Петражицким придерживался из­вестный французский юрист, основатель теории «солидаризма» («синдикалистского государства») Л. Дюги. «Вполне возможно дока­зать, — писал он, — что помимо своего создания государством право имеет прочное основание, предшествует государству, возвышается над последним и, как таковое, обязательно для него». Государство, доказывал Л. Дюги, должно быть «подчинено норме права», которое находит «свое первое проявление в совести людей, более полное вы­ражение в обычае, в законе и свое осуществление в физическом при­нуждении государства, которое, таким образом, оказывается не чем иным, как силой, служащей праву»2.

.Идеи подчинения государства праву, самоограничения государства, в том числе и с помощью права, разделял и видный немецкий социолог и правовед Г. Еллинек. Создавая теорию параллелизма, в соответствии с которой государство и право развиваются параллельно, «идут нога в ногу», отождествляя государственный порядок с правовым порядком, он в то же время исходил из того, что создаваемое государством право обязывает не только подвластных индивидов, но и само государство3.

: ' Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравствен­ности. Т. 1.С. 252.

2 Дюги Л. Конституционное право. СПб., 1908. С. 3. 'См.: Еллинек У. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С. 248-285.


[лава II. Основные признаки и принципы права 33

Своеобразную позицию в вопросах соотношения государства и права занимал Л. Гумплович. Последовательно отстаивая мнение о том, что «с высшей исторической точки зрения право и правопо­рядок являются для государства лишь средством» решения стоящих перед ним задач, он в то же время считал, что «праву присуща тенден­ция все больше и больше эмансипироваться от своего творца, от госу­дарства, тенденция освобождаться от его влияний и выступать против него в виде самостоятельной силы, в виде правовой идеи».

Если такие отрасли права, как административное право, пояснял автор, «всецело находятся под влиянием государства», то такие ин­ституты («сферы») права, как право собственности, по мере развития общества все меньше становятся подверженными влиянию государ­ства, «существуют отдельно и самостоятельно от него».

Окончательный вывод, который делал Л. Гумплович, заключается в следующем: «Природа отношения права к государству основывает­ся на том, что государство силою своей определенной деятельности... создает все новые и новые сферы нравственности, из которых выте­кает право. Но это последнее стремится к самостоятельности и неза­висимости от государства. И вот достигнув этого, данное стремление идет еще дальше. Оно направляется к господствованию над государ­ством. Право хочет стать выше государства. Право не желает уже при­знавать своим творцом того, кому оно обязано своим существовани­ем. Напротив, оно само старается занять отцовское по отношению к государству положение»'.

Помимо вышеприведенных существуют и иные суждения о харак­тере взаимоотношений государства и права. При всей их противоре­чивости подавляющее большинство из них основывается на исходном тезисе, согласно которому нормы права обусловливаются правотворче-ской деятельностью государства, издаются или санкционируются им.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-10; Просмотров: 888; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь