Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Риторика – наука о речевом мастерстве



 

Риторика как особая сфера человеческой деятельности была выделена и осмыслена в период Античности. Родиной ораторского искусства считается Древняя Греция; тогда же риторика оформилась и как область научного знания. Первоначально риторика понималась как искусство публичного красноречия. В настоящее время интерес риторики распространяется не только на устный публичные формы речи, но и на все другие сферы общения, где требуется умение использовать речь для достижения определенных целей.

Риторика делится на общую, которая изучает общие закономерности речевого общения, и частные, касающиеся отдельных сфер общения. Каждая частная риторика изучает отдельный род красноречия. Так, среди частных риторик называют:

– деловую риторику (изучает деловое красноречие – искусство вести деловые переговоры и – шире – общаться с деловыми партнерами, коллегами по работе и т.д.);

– политическую риторику (изучает политическое красноречие – искусство речи политика);

– дипломатическую риторику (изучает дипломатическое красноречие – искусство общения в сфере дипломатии);

– военную риторику (изучает военное красноречие – различные аспекты общения в сфере военной службы);

– юридическую риторику (изучает судебное красноречие – искусство судебной речи);

– гомиле́ тику (изучает духовное красноречие – искусство составления и произнесения церковных проповедей);

– академическую риторику (изучает академическое красноречие – искусство общения в сфере науки и образования);

– педагогическую риторику (изучает педагогическое красноречие – речевое мастерство учителя, преподавателя, воспитателя);

– бытовую риторику (изучает бытовое красноречие – искусство общения в повседневной жизни).

Наиболее актуальными для нас в профессиональном плане являются академическая и педагогическая риторика.

Академическая риторика связана с такими жанрами, как вузовская лекция, семинарское занятие, научный доклад, научная дискуссия, защита научной работы и т.п.

Педагогическая риторика представлена жанрами, которые характерны для профессиональной деятельности учителя и воспитателя: урок, объяснение нового материала, опрос, диспут, – с одной стороны, а с другой, – беседа, наставление, порицание, похвала, инструктирование и т.п. Повседневная работа педагога требует от него речевого мастерства и в таких речевых ситуациях, как общение с коллегами, заседание педагогического совета, совещание, беседа с родителями, родительское собрание и т.п.

Речевое мастерство состоит в умении полно донести информацию, убедить собеседника в правильности какого-либо положения, побудить его к определенному действию, сохраняя при этом взаимное уважение и ориентируясь на сотрудничество.

Человека, который сознательно стремится сделать свою речь эффективной, называют ри́ тором. Ритор – это и оратор, общающийся с толпой на митинге, и лектор в студенческой аудитории, и учитель на уроке, и выступающий на семинарском занятии студент, и отвечающий у доски школьник, и даже ребенок, который уговаривает родителей отпустить его погулять дольше обычного – все эти лица стремятся добиться определенной цели, используя свое речевое мастерство.

О мастерстве говорят тогда, когда инициатор общения (говорящий, пишущий) умеет достичь коммуникативной цели, выбрав наиболее адекватные средства. В этом случае говорят о коммуникативном успехе говорящего. Если же результат общения не совпадает с преследуемой целью, то говорят о коммуникативной неудаче. Поэтому речевое мастерства в первую очередь зависит от умения верно понимать цель общения и выбирать те средства, которые в наибольшей мере способствуют достижению цели.

Коммуникативная цель реализуется в общении путем создания речевого произведения определенного содержания. Рассмотрим виды коммуникативных целей и связанных с ними речевых действий и текстов[55].

1. Если целью говорящего является информирование адресата о каком-либо положении дел, то он использует информирующий текст. В этом случае мастерство автора проявится в умении сообщить всё, что нужно, не перегружая речь второстепенным материалом, а также в умении расположить содержание речи так, чтобы оно наилучшим образом было усвоено адресатом.

К таким информирующим текстам можно отнести лекцию, объяснение нового материала на уроке, реферат и устное выступление по реферату, экскурсию, доклад и т.д.

2. Целью говорящего может быть выражение и доказательство своего мнения. Тогда он прибегает к убеждению, а создаваемый текст будет относиться к аргументирующим. Здесь мастерство оратора проявится в умении отобрать наиболее убедительные аргументы.

Аргументирующими текстами будут выступление на диспуте, в ходе научной полемики, дискуссионная статья, речь на защите курсовой, дипломной работы, диссертации. Классическим образцом аргументирующей речи являются выступления обвинителя и защитника в судебном заседании.

3. Часто целью общения может быть побуждение адресата к определенному действию – в этом случае говорящий создает агитирующий текст. Мастерство ритора в этом случае состоит в умении превратить оппонента в союзника, побудить собеседника к действию, которого тот не стал бы совершать без вмешательства говорящего.

Типичными примерами агитирующих речей являются предвыборные агитационные речи в пользу определенного кандидата, а также рекламные тексты.

Агитирующие тексты не следует путать с императивными речами, цель которых – приказать, принудить собеседника выполнить определенное действие. Например, приказ командира в армии, распоряжение директора фирмы, задание учителя на уроке должны быть выполнены независимо от того, хочет ли этого солдат, служащий фирмы или ученик. Однако такие императивные тексты не имеют ничего общего с риторикой, они руководят только действиями подчиненных, но не оказывают влияния на их мотивы. Довольно часто ритор имеет возможность выбора – прибегнуть к приказу или к агитации. Из своего школьного и студенческого опыта мы знаем, насколько охотнее выполняются задания, если педагог не просто распорядился их выполнить, но и обосновал важность таких заданий, продемонстрировал перспективы и преимущества, которые даются выработанными умениями. В фильмах о войне мы часто видели, что командиры перед решающей битвой или перед ответственным заданием не ограничивались только приказом, а старались внушить солдатам сознание важности предстоящего дела, поднять их боевой дух.

Если педагог предпочел императивную речь агитирующей, то это часто (хотя и не всегда) свидетельствует о невысоком уровне речевого мастерства.

4. Говорящий может стремиться обсудить проблему с партнером, найти вместе с ним оптимальный путь решения вопроса. В этом случае создается эвристический текст (от греч. eurisko – нахожу), который представляет собой диалог собеседников. С эвристическим диалогом мы сталкиваемся на уроке (при проблемном обучении), в научной дискуссии. Известны телевизионные ток-шоу, в которых участники обсуждают какие-либо злободневные вопросы – например, «Закрытый показ» Гордона, «Времена» Познера и др.

Эвристический диалог – наиболее трудный вид текста, о чем свидетельствуют и упоминавшиеся ток-шоу. Мастерство ритора в этом случае состоит не только в умении аргументированно изложить свой взгляд, но и в способности услышать и понять точку зрения оппонента, найти возможность компромисса.

5. В ряде случаев ритор стремится высказать свою оценку того или иного явления: похвалу или неодобрение. Такой текст в риторике получил название эпидейктического. К эпидейктическим текстам относят хвалебные речи (например, приветственный адрес юбиляру), оды, а также критические выступления.

Мастерство говорящего в этом случае заключается в умении подобрать наиболее выразительные слова и обороты, возбудить у слушающих соответствующие эмоции.

6. Довольно часто единственная цель коммуникации – получить удовольствие от общения и доставить удовольствие собеседнику. Этой задаче служат гедонистические (от греч. hedomai – радуюсь) тексты: шутки, анекдоты, тосты, байки, игры и т.п.

Понятно, что мастерство говорящего проявляется именно в умении развлечь компанию.

Таким образом, речевое мастерство проявляется в первую очередь в умении подчинить свои усилия достижению коммуникативной цели и добиться желаемого результата.

Заметим, что в реальном общении, как правило, реализуется не одна, а несколько целей, поэтому реальные тексты имеют сложный комплекс целеустановок. В этом проявляется полифункциональность речи. Например, представим себе ситуацию: на I курсе преподаватель читает вводную лекцию по культурологии. Перед лектором стоит целый ряд задач. Во-первых, он должен информировать студентов о сущности новой для них учебной дисциплины, о ее основных категориях и проблемах и т.д. (функция информирования). Во-вторых, нужно побудить студентов проявить интерес и старание в изучении предмета (функция агитирующая), а для этого необходимо показать социальную и личностную значимость культурологии (функция убеждения). Кроме того, стремясь активизировать деятельность аудитории, преподаватель может прибегнуть к эвристическому обсуждению отдельных вопросов (функция поиска истины). Наконец, лектору важно установить контакт с обучающимися, заложить фундамент уважительных и плодотворных отношений (упрощенно можно сказать, что профессиональная обязанность ритора – понравиться слушателям), а для этого он может использовать шутки, занимательные примеры, игровые задания (гедонистическая составляющая общения). Разумеется, такая многофункциональность общения требует от ритора особой гибкости, умения взвешивать свои действия, соотносить их с разными коммуникативными целями.

Риторическая наука изучает закономерности деятельности ритора; практическая риторика дает рекомендации по следующим проблемам:

1) как составить текст;

2) как передать текст адресату;

3) какие правила нужно соблюдать, чтобы общение было максимально эффективным.

На первый вопрос отвечает учение о риторическом каноне. Второму вопросу посвящен такой раздел риторики, как оратория. Наконец, третья проблема решается путем освоения основных принципов и законов риторики.

Основные термины

Агитирующий текст

Академическая риторика

Аргументирующий текст

Бытовая риторика

Военная риторика

Гедонистический текст

Гомилетика

Деловая риторика

Дипломатическая риторика

Императивная речь

Информирующий текст

Коммуникативная неудача

Коммуникативная цель

Коммуникативный успех

Педагогическая риторика

Политическая риторика

Полифункциональный текст

Практическая риторика

Речевое мастерство

Ритор

Риторика

Эвристический диалог

Эпидейктический текст

Юридическая риторика

 

Контрольные вопросы

· Что изучает риторика?

· Какие виды частных риторик вы знаете?

· Какие существуют роды красноречия?

· Что изучает академическая риторика?

· На что направлен интерес педагогической риторики?

· В чем состоит речевое мастерство говорящего?

· В каких ситуациях говорящий является ритором?

· Что такое коммуникативный успех и коммуникативная неудача?

· Каковы особенности информирующей речи?

· Каковы особенности аргументирующей речи?

· Каковы особенности агитирующей речи?

· Что такое императивная речь и в чем ее отличие от агитирующей?

· Каковы особенности эвристического диалога?

· Каковы особенности эпидейктической речи?

· Каковы особенности гедонистической речи?

· В чем проявляется полифункциональность речи?

· На какие вопросы отвечает практическая риторика?

 

 

Риторический канон

 

Рассмотрим вначале учение о риторическом каноне, под которым понимается некий образец, модель действия ритора на его пути к коммуникативному успеху. А.К.Михальская определяет риторический канон как «путь от мысли к речи»[56].

Классический риторический канон, который был описан еще в «Риторике» Аристотеля, состоит из пяти этапов:

1. Инвé нция (от лат. Inventio) – «изобретение» речи. На этом этапе тема речи подвергается осмыслению, отбирается содержание речи, аргументы, иллюстрации и т.п.

2. Диспози́ ция (от лат. Dispositio) – «расположение» речи. На этом этапе продумывается композиция текста.

3. Элокý ция (от лат. Elocutio) – словесное «украшение», оформление речи, придание ей выразительности.

4. Мемо́ рио (от лат. Memorio) – запоминание речи.

5. А́ кцио (от лат. Actio hipocrisis) – произнесение речи, непосредственное выступление перед аудиторией.

Несмотря на то, что данная модель действий ритора была описана десятки веков назад, она в общем своем виде остается «действующей моделью». Охарактеризуем основное содержание этих этапов.

Этап инвенции, или «изобретения» речи связан с отбором содержания и с построением смысловой структуры речи. В основе отбора содержания лежит выбор а) темы речи, б) ее цели. При подготовке реферата, доклада, выступления, написании курсовой или дипломной работы тема определяет направление поиска литературы для изучения, а цель работы заставляет выбирать из читаемых источников одни фрагменты и оставлять за границами внимания другие.

Специалисты по риторике советуют, сформулировав тему, «как говорят в логике, разделить объем понятия, то есть выделить составляющие того понятия или явления, которое выбрано в качестве темы»[57]. У начинающих риторов часто возникают трудности с таким разделением понятия. Вспомним, как бывают озадачены школьники, получившие задание написать сочинение по определенной теме, если эта тема не разбиралась на уроке.

В романе Б.Акунина «Турецкий гамбит» есть интересный эпизод. Военные журналисты ведут спор о том, можно ли написать хорошую статью для газеты, если нет яркой, интересной темы. Предмет этого спора понятен – газета нуждается в информации, в новостях; если ничего интересного не происходит, то и писать не о чем. Французский журналист заключает пари с присутствующими: он напишет о чем угодно – пусть ему предложат в качестве темы самый скучный предмет. Кто-то предлагает ему тему – «Старые сапоги». Француз выигрывает пари: он пишет захватывающий очерк о своих приключениях, в которых ему сопутствовали его много повидавшие сапоги. В данном случае журналист показал, что он умеет не только описывать увиденное, но и рождать идеи, строить сюжет.

Существует особое учение о том, как «производить» идеи. М.В.Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» писал о том, что «из одной простой идеи расплодиться могут многие». В теории красноречия описаны приемы такого «размножения идей». Дело в том, что новые мысли и ассоциации возникают не стихийно, а по определенным смысловым схемам, моделям, которые заложены в сознании говорящего. Такие смысловые модели получили называются в риторике то́ пы.

Топы (от греч. topos - место) - так называемые «общие места» в тексте. В классической риторике под общими местами понимались некие общие смысловые модели, по которым строились части риторического произведения.

Топика - раздел риторики, изучающий топы и приемы их применения. Топика отражает наиболее общие законы человеческого мышления.

Вот пример высказывания, в котором использованы смысловые модели «Определение» и «Сравнение»:

Разговор - это здание, возводимое сообща. Выстраивая фразы, собеседники не должны терять из виду общую конфигурацию здания; так опытный каменщик ведет свою кладку. Умам, склонным к придирчивой методичности, лучше держаться от строительства в стороне, если они не в состоянии украсить фасад парадоксом.

(Андре Моруа «Искусство беседы»)

Охарактеризуем основные топы и приведем примеры их использования в речи.

1. Смысловая модель « Род и вид ». При использовании этого топа предмет рассматривается как разновидность предметов того же рода: Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая имеет общее грамматическое значение предмета… В таком определении специфика имени существительного объясняется при помощи родового понятия (часть речи) и называния видовых признаков (глагол – тоже часть речи, однако существительное, в отличие от него, имеет грамматическое значение предмета).

Частным случаем топа «Род и вид» является смысловая модель « Разновидности »: Все части речи делятся на самостоятельные и служебные. К самостоятельным относятся… К служебным относятся…

Нетрудно заметить, что топ «Род и вид» используется в большинстве научных текстов: при описании свойств объекта, в различных классификациях и т.п.

2. Смысловая модель « Определение » служит для выражения неких отличительных признаков объекта: Оспа – это страшная болезнь, которая когда-то опустошала селения и города, уносила тысячи жизней за короткий промежуток времени.

Схема, по которой строится определение, такова: 1) название определяемого предмета, 2) указание его родового понятия, 3) описание отличительных признаков.

Следует обратить внимание, что выражения, построенные по схеме «Определение», не всегда являются строгими научными дефинициями, они могут лишь внешне соблюдать форму научного определения, но не являются исчерпывающим описанием отличительных свойств предмета. Ср., например, научное определение Урок – это основная форма учебно-воспитательного процесса и использование топа «Определение» в газетной статье о школе: Урок – это то, с чем у нас в первую очередь ассоциируется школа. Урок – это апофеоз власти учителя. Урок – это сорок пять минут ожидания перемены. Ср. также определение из «школьного словаря» (один из жанров школьного фольклора): Урок – Алибаба и сорок разбойников.

Часто топ «Определение» используется в начале текста, называя тему речи или обосновывая важность данного предмета: Каникулы – это период, когда возрастает количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей… (начало беседы о детском травматизме); Что такое цветы? Цветы – это не только символ романтики, но и один из самых сильных аллергенов… (вступление к лекции о профилактике аллергических заболеваний) и т.п.

По правилам данной смысловой модели создаются и так называемые риторические определения, основанные на сравнении или метафоре (Что наша жизнь? – Игра!; Дети – цветы жизни и т.п.), на парадоксе (Джип – самая холодная машина; в ней можно ездить только в норковой шубе) и т.д.

3. Смысловая модель « Целое - части » В рамках этого топа предмет рассматривается как составная часть чего-либо (1) или же описывается состав самого предмета (2):

1) Заголовок – это важная часть текста, ему присущи следующие функции…

2) Текст описание состоит, как правило, из трех композиционных частей: зачин, в котором дается общее представление о предмете,

4. Смысловая модель « Свойства ». Этот топ связан с описанием свойств предмета: Имена прилагательные в предложении выполняют функцию определения или именной части составного именного сказуемого…; Нефть не растворяется в воде…; Умная книга способна перевернуть жизнь человека… и т.п.

5. Смысловая модель « Сопоставление » используется для сравнения двух предметов по каким-либо признакам. Топ «Сравнение» использован, например, в сравнительной характеристике Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича в повести Н.Гоголя (см. пример в разделе 2.2).

6. Смысловая модель « Причина и следствие » предполагает рассмотрение двух фактов в их причинно-следственной связи.

7. Смысловая модель « Обстоятельства » описывает условия, при которых имело место событие - место, время и т.д.

8. Смысловая модель « Пример » используется, чтобы привести пример, подтверждающий, иллюстрирующий высказанную мысль.

9. Смысловая модель « Свидетельство » представляет собой высказывание авторитетного человека, подтверждающее мысль оратора.

10. Смысловая модель « Имя » связана с обращением к происхождению слова, к анализу смысла ключевого слова. В научной речи топ «Имя» используется для объяснения термина; в художественной, публицистической и даже разговорной речи данный топ часто реализуется как прием этимологизации, поиска «родственных связей» слова. При этом важным оказывается даже не правильность устанавливаемых связей, а их соответствие замыслу говорящего, его коммуникативной задаче. Так, в рассказе Ф.М.Достоевского «Крокодил» герой рассуждает: Даже этимология согласна со мною, ибо самое название крокодил означает прожорливость. Крокодил, Crocodillo, – есть слово, очевидно, итальянское, современное, может быть, древним фараонам египетским и, очевидно, происходящее от французского корня: croquer, что означает съесть, скушать и вообще употребить в пищу. На самом деле слово крокодил заимствовано из греческого языка, где образовано сложением: krokē «галька» и drilos «дождевой червь»[58].

Перечисленные общие смысловые модели в разных типах текстов могут конкретизироваться. Так, для описания языковой единицы (морфемы, слова, выражения и т.д.) топ «Свойства» реализуется как смысловые модели «Строение», «Значение», «Функция». В медицинских работах топ «Свойства» реализуется как смысловые модели часто реализуется как смысловые модели «Внешний вид и строение органа», «Функции в организме», «Патологии».

Античным риторам принадлежит и идея рассмотрения смысловых моделей в связи с конкретными темами текстов. Так, Гермоген (автор учебника риторики) рекомендовал в рассказ о человеке включать такие топы: «Чудесные события при рождении», «Воспитание», «Образование», «Природа души», «Свойства тела», «Замечательные деяния», «Прославление согражданами».

При составлении научного текста могут использоваться все названные виды топов.

Следующим этапом подготовки речи является диспозиция, или расположение. На этом этапе ритор продумывает композицию речи, группирует собранный материал и делит его на смысловые части. При этом автору пригодятся знания о построении текстов различных функционально-смысловых типов речи (см. раздел 2.2).

Дополнительные требования предъявляет к автору подготовка устного выступления, поскольку композиция последнего должна быть продумана особенно тщательно. Устное выступление состоит, как правило, из трех частей: вступительной, основной и завершающей. Это не только дань традиции, но и требование, обусловленное особенностями восприятия информации.

Как и в письменной речи, в устном выступлении начальная часть знакомит адресата с темой, объясняет внимание автора к проблеме, нацеливает на определенное содержание. Однако при помощи вступления ритор решает и другие задачи: устанавливает контакт со слушателями, анализирует реакцию аудитории и корректирует свое речевое поведение, выбирает громкость и темп речи, соответствующий особенностям речевой ситуации. Многие выступающие стараются сделать начало речи ярким, привлекающим внимание слушателей, запоминающимся. Для этого можно использовать интересный пример, высказать парадоксальное суждение, задать аудитории вопрос по теме, на который они пока не в состоянии ответить, но на который смогут ответить после прослушивания речи, и т.д.

Основная часть речи занимает наибольшее количество времени, отведенного на выступление, однако она не должна представлять собой сплошной поток фактов, тезисов и т.д. Содержание ее должно быть систематизировано. Автор продумывает деление материала на смысловые части, в крупных разделах выделяет подразделы и придает сообщению четкую и прозрачную структуру, понятную слушателю.

Заключительная часть, как правило, посвящена подведению итогов, формулированию выводов. Часто в заключительной части выступающий намечает некую «перспективу» для слушателей: советует литературу для углубления знаний по проблеме, сообщает о теме следующего выступления и т.д.

Композиция текста, как и содержание, должна быть подчинена основной коммуникативной цели. Поэтому ритор, продумывая текст, должен решить вопрос о возможности отступлений от основной темы. В устном научном тексте отступления не должны занимать много места и не должны заслонять собой основное содержание речи. Их основная задача – дать небольшой отдых аудитории, активизировать слушателей ярким примером, шуткой, парадоксом и т.д. Оптимальными являются отступления, которые непосредственно связаны с основной темой, отчасти углубляют ее, сообщают дополнительные сведения о явлениях, связанных с обсуждаемой темой. Эти отступления могут представлять собой краткие биографии «действующих лиц», сообщение о наличии альтернативных точек зрения, рассказ об обстоятельствах научного открытия, о возможностях использования теоретических знаний, о случаях, когда отсутствие необходимого знания привело к нежелательным последствиям и т.д.

В письменной научной речи, при восприятии которой читатель сам управляет своим вниманием, такие «активизирующие» и «релаксационные» отступления не требуются, поэтому в письменном научном тексте они встречаются редко и носят в основном характер примечаний. В научно-популярном тексте подобные отступления возможны как один из приемов популяризации.

Важным этапом подготовки речи является элокуция – «украшение» речи. Специальные речевые средства, которые используются для придания речи экспре́ ссии (выразительности), называют в риторике средствами орнамента́ ции, то есть украшения (ср. с этимологически родственным словом орнамент).

Средства орнаментации делят на две группы:

а) тро́ пы – это средства речевой экспрессии, основанные на употреблении слова в переносном значении;

б) риторические фигуры – это средства выразительности, связанные с особым строением предложения, словосочетания.

К тропам и фигурам относят приемы, известные нам из школьной стилистики. Мы привыкли находить их в художественных или публицистических текстах, однако, несмотря на стремление научного текста к точности, отсутствию эмоциональности, многие средства орнаментации характерны и для научных текстов.

Основные тропы:

· мета́ фора – перенос значения на основе сходства двух предметов;

· метони́ мия – перенос значения на основе смежности двух предметов или отношения «часть – целое» между двумя предметами;

· олицетворе́ ние – наделение неживого предмета свойствами живого;

· сравнение – уподобление одного предмета другому;

· иро́ ния – комическая характеристика предмета путем приписывания ему свойств, противоположных истинным качествам предмета.

К риторическим фигурам относят риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксический параллелизм и градацию, различного рода повторы, в том числе анафорические, с которыми мы встречались в художественной прозе и поэзии.

Перечисленные тропы и фигуры в научном тексте играют важную роль: они выступают не только как средство экспрессии, но и как средство познания, прием объяснения материала. Так, например, метафора и сравнение являются важными инструментами познавательной деятельности человека. Узнавая новое, человек всегда сравнивает это новое со старым, уже известным. Многие термины представляют собой метафорические наименования, например, анатомические термины лопатка, коленная чашечка и т.п., технические наименования рукав, кулачок и подобные. Некоторые термины представляют собой результат метонимического переноса – по смежности. Так, щитовидная железа получила свое название из-за соседства со щитовидным хрящом гортани.

В тексте «Анатомия щитовидной железы» (см. текст 4 в приложении 1) используется сравнение: Щитовидная железа < …> по форме напоминает бабочку. Такие примеры в научных текстах многочисленны, они делают изложение материала более наглядным, облегчают запоминание фактов.

В своей прямой функции – риторической – средства орнаментации часто выступают в устной научной речи. В лекциях, докладах, сообщениях тропы и фигуры используются для придания речи выразительности, яркости, для поддержания эмоционального контакта говорящего и слушателей.

Следующий этап – запоминание – для научной речи имеет не столь большое значение, как, например, для публицистической. Если на митинге, в предвыборной речи политика, в выступлении на ток-шоу немыслимо чтение «по бумажке», то устная научная монологическая речь предполагает именно чтение – недаром говорят читать доклад, читать лекцию и т.д. Конечно, если выступающий не отрывает взгляда от написанного текста, это не лучшим образом влияет на аудиторию: рассеивается внимание слушателей. Нужно помнить, что зрительно и на слух тексты воспринимаются по-разному, и автор, готовясь к выступлению, должен все время думать о том, как та или иная фраза будет звучать в устном монологе. Поэтому на этапе подготовки к выступлению важно не дословно выучить речь, а продумать технику устного исполнения написанного текста.

Непосредственному произнесению речи будет посвящен следующий раздел «Публичное выступление».

 

Основные термины

Акцио

Анафора

Градация

Диспозиция

Инвенция

Ирония

Меморио

Метафора

Метонимия

Олицетворение

Орнаментация

Параллелизм

Повтор

Риторический вопрос

Риторический канон

Риторическое восклицание

Риторическое обращение

Смысловая модель

Сравнение

Топ

Топика

Троп

Фигура риторическая

Экспрессия

Элокуция

 

Контрольные вопросы

· Что такое риторический канон?

· Каковы этапы риторического канона?

· Каково содержание инвенции?

· Что изучает топика?

· Какие топы вы знаете?

· Каковы задачи этапа диспозиции?

· Из каких частей состоит речь?

· Какова роль вступительной части устного выступления?

· Зачем нужна концовка в устном тексте?

· Как композиция текста связана с коммуникативной задачей автора?

· В чем сущность элокуции?

· Что такое средства орнаментации?

· Что такое тропы?

· Что такое риторические фигуры?

· Какова роль средств орнаментации в научном тексте?

 

Публичное выступление

 

Самым ответственным моментом деятельности ритора является непосредственно выступление перед слушателями. Все пособия по риторике, как бы ни отличались они друг от друга по содержанию, обязательно содержат раздел, посвященный мастерству публичного выступления.

Овладение мастерством устной публичной речи требует кропотливой работы над собой, систематических занятий, постоянного и детального самоанализа. В жизнеописании древнегреческого оратора Демосфена, чье имя стало нарицательным обозначением красноречивого человека, рассказывается о том, как он достиг вершин мастерства.

В детстве и юности Демосфен был слабым и болезненным ребенком. Он рано потерял родителей, которые оставили ему значительное состояние. Этим состоянием управляли опекуны и, как это иногда бывает, решили присвоить все имущество сироты. Когда Демосфен вырос, он решил через суд вернуть себе свое достояние.

Надо сказать, что в те времена судопроизводство было довольно своеобразным. Профессиональных обвинителей и защитников не существовало, граждане сами выступали в суде, отстаивая свои интересы. Иногда они пользовались услугами платных риторов, которые могли составить судебную речь и даже произнести ее от имени участника процесса. Выигрывал процесс тот, чья речь оказывалась более убедительной. Однако у мальчика-сироты не было средств на платного помощника, он сам отстаивал свои интересы в суде. Надо ли говорить, что Демосфен проиграл суд. Он не только не вернул свое имущество, но и был жестоко осмеян публикой из-за своей внешности, слабого голоса и неумения говорить публично.

Тогда Демосфен решил во что бы то ни стало отнять свое наследство у недобросовестных опекунов, а для этого нужно было стать оратором. И он, как сказали бы наши современники, разработал свою систему тренинга. Будущий великий оратор уединился в доме и стал упорно заниматься. Он декламировал стихи, но делал это не совсем обычно. Он набивал рот мелкими камешками и старался произносить текст членораздельно. Демосфен выходил на берег моря и читал стихи, стараясь перекричать шум прибоя. Юноша занимался декламацией, взбегая на высокий холм.

Для того чтобы не отвлекаться от занятий, Демосфен иногда выбривал половину голову, чтобы не иметь возможности выходить на улицу. Он анализировал и заучивал речи знаменитых ораторов.

Упорство дало желаемый результат. Развив красноречие, Демосфен не только выиграл дело у своих опекунов, но и стал знаменитым оратором.

На всю жизнь Демосфен сохранил привычку к систематическим занятиям. Даже будучи признанным мастером, он с интересом слушал других ораторов, дома по памяти записывал их речи и анализировал, пытался улучшить чужие речи, совершенствуя так свое умение.

Рассказ о «самовоспитании» Демосфена, оставленный нам античным историком, ценен еще и тем, что подробно описывает процесс превращения неумелого ритора в виртуоза. Посмотрим, что делает Демосфен. Он декламирует стихи и тем самым вырабатывает ритмичность речи, артистизм, которого требует декламация.

Наполняя рот камешками, юноша тренирует дикцию, которая так важна для оратора. Похожие упражнения используются и сегодня в театральных вузах.

Стараясь перекрыть шум прибоя, Демосфен вырабатывает силу и громкость голоса. А взбегая на гору и читая при этом стихи, ритор развивал дыхание, которое было у него от природы слабым.

Таким образом, Демосфен первостепенное внимание уделял технике речи, то есть умению ясно, четко, громко произносить речь. Техника речи складывается из следующих элементов:

· ди́ кция (четкое и правильное произношение звуков и их сочетаний);

· голосовы́ е умения (способность менять громкость и высоту звучания, придавать голосу полетность);

· развитое речевое дыхание (умение грамотно осуществлять вдох и выдох в процессе речи, держать правильный темп произнесения).

Существует немало специальных упражнений, направленных на тренировку техники речи, и, хотя данный курс не ставит перед собой задачу голосо-речевого тренинга[59], мы все же укажем на важность данного умения.

Вспомним, что Демосфен также декламировал стихи, и это позволяло ему вырабатывать артистизм, выразительность интонаций. Это следующее слагаемое ораторского успеха. Очень трудно воспринимать не только невнятную и тихую речь, но и речь монотонную, невыразительную. Выразительность речевого поведения зависит от нескольких факторов:

а) от владения интонационными ресурсами языка;

б) от умения пользоваться мимикой;

в) от жестикуляции.

Наиболее важные места в речи оратор выделяет, меняя громкость и темп речи, иногда высоту звучания (вспомним оригинальную манеру Э.Радзинского). Мимика и жесты помогают оратору выразить эмоциональное отношение к предмету речи. Кроме того, жесты могут дополнять словесную информацию. Остановимся подробнее на жестах, поскольку им принадлежит важная роль в устной речи.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1664; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.11 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь