Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ



ПРЕДИСЛОВИЕ

Компьютерная графика (машинная графика) – изображение, созданное или обработанное с использованием компьютерной техники. На сегодняшний день компьютерная графика является одним из самых перспективных и быстро развивающихся направлений информатики. К основным сферам применения технологий компьютерной графики относятся:

· графический интерфейс пользователя;

· спецэффекты, визуальные эффекты (VFX), цифровая кинематография;

· цифровое телевидение, Всемирная паутина, видеоконференции;

· цифровая фотография и существенно возросшие возможности по обработке фотографий;

· цифровая живопись;

· визуализация научных и деловых данных;

· компьютерные игры, системы виртуальной реальности (например, тренажёры управления самолётом);

· системы автоматизированного проектирования;

· компьютерная томография;

· компьютерная графика для кино и телевидения;

· лазерная графика.

Компьютерную графику можно разделить на три категории:

· растровая графика,

· векторная графика,

· трёхмерная графика.

Растровое изображение (цифровое изображение) – это файл данных или структура, представляющая прямоугольную сетку пикселов или точек цветов на компьютерном мониторе, бумаге и других отображающих устройствах и материалах. Наименьший элемент растрового изображения называется пиксел, его цвет можно задать независимым образом. Изображение состоит из упорядоченной " решетки" (растра) пикселов, находящихся столь близко друг к другу, что глаз не замечает этой " зернистой" структуры. Изменение размеров растровых изображений может существенно повлиять на их качество, т. к. масштабирование осуществляется без вмешательства каких-либо сложных математических операций. Растровая графика позволяет создать (воспроизвести) практически любой рисунок, вне зависимости от сложности, в отличие, например, от векторной, где невозможно точно передать эффект перехода от одного цвета к другому. Используется р астровая графика сейчас практически везде: от маленьких значков до плакатов.

Основное преимущество растровых редакторов – простота. Н едостатки: для хранения даже очень простых рисунков требуется очень много памяти, и при деформациях может значительно пострадать качество изображения.

Векторная графика (другое название – геометрическое моделирование) – это использование геометрических примитивов, таких как точки, линии, сплайны и многоугольники, для представления изображений в компьютерной графике. Изображение в векторном формате даёт простор для редактирования. Изображение может без потерь масштабироваться, поворачиваться, деформироваться. Преимуществом векторной графики является независимость качества изображения от масштаба рисунка. Минус этой графики – недостаточная возможность для работы с фотоизображениями. Программы векторной графики лучше использовать для чертёжно-графических, оформительских работ, создания логотипов, визитных карточек.

У векторной графики преимущества и недостатки противоположны растровым: простые рисунки записываются в файлы более компактно; набор инструментов преобразования рисунков более богат, при этом повороты, растяжения, сжатия, сдвиги и т. п. проходят практически без потери качества.

Трёхмерная графика (3D, 3 Dimensions) – раздел компьютерной графики, охватывающий алгоритмы и программное обеспечение для оперирования объектами в трёхмерном пространстве, а также результат работы таких программ. Больше всего применяется для создания изображений в архитектурной визуализации, кинематографе, телевидении, компьютерных играх, печатной продукции, а также в науке.

Многие графические программы предназначены для обработки только векторного изображения или только растра, но существуют и программы, сочетающие оба типа. Достаточно просто преобразовать векторное изображение в растр ( растеризация ), обратная задача является достаточно сложной, но существуют программы и для этого (так называемые векторизаторы).

Программы для работы с трехмерной графикой могут использовать как векторные (например, для построения сложных объектов), так и растровые (например, в качестве текстур) изображения.

Графический редактор – программа (или пакет программ), позволяющая создавать и редактировать изображения с помощью компьютера.

Основные возможности графических редакторов:

· Создание и редактирование изображения (отрисовка стандартных фигур, использование различных стилей и цветов, копирование/удаление/перенос фрагментов, повороты и деформации. В векторных: управление группами объектов).

· Развитые редакторы позволяют создавать рисунки из нескольких слоев (и редактировать каждый слой отдельно), позволяют менять отдельные цвета, предоставляют специальные инструменты для создания различных эффектов; их часто используют для редактирования фотографий.

· Работа с файлами (сохранение, редактирование; импорт/экспорт в другие форматы; использование библиотек готовых рисунков – ClipArt).

В табл. 1 приведена сравнительная характеристика растровых и векторных редакторов.

Таблица 1

Сравнительная характеристика растровой и векторной графики

  Растровая графика Векторная графика
Формирование графи­чес­кого изо­бра­жения 1. В процессе преобразования ин­формации из аналоговой формы в цифровую (сканирование, исполь-зо­вание цифровых фото- и видео­-камер и т. д.) 2. Непосредственно на компью-тере с использованием графичес-кого редактора, «скачать» с Интернета, загрузить с CD-ROM или DVD-ROM- дисков В памяти компьютера изображе­ния хранятся в виде числовых матриц Из объектов (точка, линия, окруж-ность и т. д.), которые хра­нятся в памяти компьютера в виде графи-ческих примитивов и описываю-щих их математи­чес­ких формул  
Основной элемент Точка различного цвета (пиксел). Любой объект – набор окрашен-ных пикселов Линия. Простейшие объекты объединяются в более сложные
Достоинства Обеспечивает достаточно высо­кую точность передачи градаций цветов и полутонов 1. Изменение размеров изобра-же­ния приводит к перерасчету фор­мул с другими коэффициен-тами, поэтому их качество не страдает 2. Занимает гораздо меньше мес-та в памяти машины
Недостатки 1. Большие объемы данных 2. Потеря качества при масштаби­ровании 1. Не обеспечивает достаточной точности передачи градаций цве-тов и полутонов 2. Значительно усложняется ра­бота по созданию художествен­ных иллюстраций
Использование Применяется при разработке эле-ктронных и полиграфических из-даний. Большинство программ­ных средств, предназначенных для работы с растровыми иллю-стра­­циями, ориентированы не столь­ко на создание изображе-ний, сколько на их обработку Применяется в рекламных агент-ствах, дизайнерских бюро, редак-циях и издательствах. Про­грам­мные средства для работы с векторной графикой предназначены в первую оче­редь для создания иллюстраций и в меньшей степени для их обработки
Представление на мони­то­ре В виде растровой матрицы В виде растровой матрицы
     
Окончание табл. 1
  Растровая графика Векторная графика
Программные средства для работы с графикой Corel Photo-Paint, Adobe Photoshop, Paint, Paintbrush и т. д. Adobe Illustrator, CorelDraw, Macromedia FreeHand и т. д.
Графические форматы BMP, GIF, ICO (Windows Icon), ILBM, JPEG, PCX, PNG, PSD, TIFF, WMP Scalable Vector Graphics (SVG и SVGZ), Encapsulated PostScript (EPS), метафайлы Windows: WMF, EMF, файлы CorelDraw: CDR, CMX

 

CorelDraw предназначен для работы с векторной графикой и является несомненным лидером среди подобных программ. Популярность CorelDraw объясняется большим набором средств создания и редактирования графических образов, удобным интерфейсом и высоким качеством получаемых изображений. С его помощью можно создавать как простые контурные рисунки, так и эффективные иллюстрации с поражающим воображение переливом красок и ошеломляющими эффектами. CorelDraw уникален, т. к. он обладает и интуитивностью, понятностью, универсальностью, и ни с чем не сравнимой привлекательностью, делающей его доступным и востребованным для пользователей-непрофессионалов всех возрастов и профессий. С другой стороны, этот редактор очень мощный, в него включен весь набор профессиональных функций, реализованных на высоком программном уровне, что делает его основной программой, используемой профессионалами в большинстве издательств, типографий и фирм, занимающихся допечатной подготовкой. Эта программа доступна для всех пользователей, по ней существует много русскоязычной и переводной литературы.

Итак, векторные редакторы применяются в том случае, когда основным требованием к изображению является высокая точность формы (чертежи, схемы, логотипы компаний и т. д.). Однако, если задачей является точная передача цвета, лучше воспользоваться редакторами растровой графики (рисунки, фотографии), несмотря на то, что в большинстве векторных редакторов предусмотрены средства для работы с растровой графикой.

Графические редакторы положительно влияют на эстетическое развитие обучающихся людей, развитие их логического мышления, творчества, воображения. Кроме того, хорошее знание возможностей и их умелое использование хотя бы в одной программе растровой и векторной графики дает Вам возможность получить работу в полиграфической фирме, например дизайнером.

 

ОПИСАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

 

Для выполнения практических работ необходимо:

§ аппаратное обеспечение: персональный компьютер семейства IBM модели Pentium с минимальной комплектацией;

§ программное обеспечение: операционная система Windows XP или более поздней версии, графический редактор CorelDRAW (версии не ниже CorelDRAW 11, желательно – версию CorelDRAW Graphics Suite X5);

§ методическое обеспечение: данное методическое пособие в бумажной или электронной форме.

Пояснения к работе

Время выполнения – 2 часа.

После выполнения лабораторной работы студент должен знать: название и месторасположение основных элементов интерфейса CorelDRAW; уметь: рисовать прямоугольники, эллипсы, многоугольники, спирали и изменять их параметры в программе CorelDRAW.

Работа в лаборатории

Главное окно CorelDRAW

Запуск CorelDRAW выполняется стандартными для Windows способами: с помощью ярлыка, расположенного на рабочем столе, или двойным щелчком мыши на значке файла, имеющего расширение, ассоциированное с CorelDRAW (как правило, это файлы с расширениями CDR, CMX, WMF).

После запуска программы на экране открывается, представленное на рис. 1.1, главное окно CorelDRAW с основными элементами пользовательского интерфейса.

Меню программы обеспечивает доступ к большинству функций CorelDRAW, но очень многие действия могут выполняться и без него. В левой части рабочего пространства расположен Набор инструментов. Он предназначен для выбора рабочего режима. Выбор режима осуществляется щелчком мышью на одной из кнопок набора инструментов.

Рис. 1.1. Рабочая среда пользователя CorelDRAW

Некоторые кнопки инструментов снабжены треугольником в нижнем правом углу. Это – указание, что с кнопкой связан не один, а несколько инструментов. Чтобы увидеть их все, вместо быстрого щелчка кнопкой мыши ее следует нажать, отпустив только после паузы в одну-две секунды, – на экране раскроется панель группы инструментов. На рис. 1.2 представлена панель, раскрывающаяся кнопкой инструмента Заливка.

Чтобы выбрать инструмент, достаточно щелкнуть на его кнопке. Как правило, каждому из инструментов соответствует своя форма указателя мыши.

Рис. 1.2. Панель инструмента Заливка в раскрытом состоянии

В расположенной под строкой меню стандартной Панели инструментов расположены элементы управления, соответствующие наиболее часто выполняемым командам: открытию, сохранению и закрытию файлов иллюстраций, операциям с системным буфером обмена, режимам и масштабу просмотра иллюстраций.

Ниже стандартной панели инструментов по умолчанию располагается Панель свойств. Она представляет собой совокупность элементов управления, соответствующих управляющим параметрам выделенного объекта и стандартным операциям, которые можно выполнить над ним с помощью выбранного инструмента. Содержимое панели свойств постоянно меняется; она является основным рабочим инструментом пользователя. Вдоль правой границы окна расположена Палитра цветов. Она применяется для задания цвета заливки и обводки объектов иллюстрации.

У нижнего края окна CorelDRAW находится Строка состояния. В ней в процессе работы выводятся сведения о выделенном объекте и много вспомогательной информации о режиме работы программы.

Основная часть рабочего пространства отведена для размещения Окон документов. После создания документа в таком окне видно только изображение Печатной страницы, на которой будет размещаться иллюстрация. Границы страницы показаны в виде рамки с тенью, однако они не являются элементом изображения. Объекты, из которых будет далее строиться иллюстрация, должны располагаться в пределах этих границ. Остальное пространство окна иллюстрации имеет свое название – Рабочий стол – и используется обычно как временное хранилище объектов. Размер рабочего стола больше, чем его видимая на экране часть. Для просмотра невидимой части окна служат полосы прокрутки, расположенные по правому и нижнему краям окна документа. Слева от горизонтальной полосы прокрутки располагаются элементы управления, позволяющие переходить между отдельными страницами многостраничных документов – кнопки и ярлычки с названиями страниц, вместе образующие так называемый Навигатор. На левом и верхнем краях окна документа расположены Координатные линейки, служащие для измерения координат объектов и размещения направляющих.

Большую роль в интерфейсе CorelDRAW играют Пристыковываемые окна, в свернутом виде представляющие собой ярлычки с названиями, расположенные слева от экранной палитры цветов. По своим функциям они напоминают диалоговые окна, но в отличие от большинства диалоговых окон могут постоянно присутствовать в рабочем пространстве. Пристыковываемые окна могут располагаться как в середине рабочего стола, так у одного из его краев («пристыковываться» к краю). В свернутом виде от пристыковываемого окна виден только заголовок или, если окно пристыковано, только ярлычок с названием. Это позволяет компактно располагать в рабочем пространстве большое число элементов управления.

Работа с документом

Создание нового документа

По умолчанию после запуска программы CorelDRAW всегда открывается окно документа. Если в процессе работы потребуется создать еще один новый документ, выберите команду Создать… в меню Файл или щелкните на кнопке Создать, расположенной на левом краю стандартной панели инструментов. В результате раскроется новое окно документа с чистой печатной страницей.

Сохранение документа

Сохранение документа CorelDRAW выполняется выбором команды Сохранить стандартной панели инструментов. Если ранее этот документ не сохранялся, на экране раскроется диалоговое окно Сохранение документа. В этом окне следует выбрать папку, в которой должен быть сохранен документ, ввести имя файла в поле Имя файла и щелкнуть на кнопке Сохранить.

Если файл ранее уже сохранялся, при выборе команды сохранения запись на диск выполняется без открытия диалогового окна Сохранения документа. Если требуется создать копию файла, сохраните его в другой папке или дайте ему другое имя.

Построение прямоугольников

Эллипсы

Эллипсы можно считать просто растянутыми вдоль диаметра окружностями. Класс объектов «эллипс» включает в себя объекты, с геометрической точки зрения эллипсами не являющиеся, а именно секторы и дуги эллипсов, которые получаются из эллипса приемами, аналогичными закруглению углов прямоугольника.

В геометрии размеры эллипса определяются размерами его полуосей, в CorelDRAW – размерами габаритного прямоугольника (совпадающего с рамкой выделения). Эллипс касается рамки выделения в тех местах, где у нее располагаются четыре средних маркера сторон. У только что построенного эллипса имеется всего один узел (рис. 1.8).

Рис. 1.8. Эллипс, рамка выделения, указатель инструмента Эллипс

Многоугольники и звезды

К классу объектов «многоугольники» в CorelDRAW относятся только правильные: выпуклые и звездчатые. В CorelDRAW правильность многоугольника означает, что он состоит из отрезков прямой, соединяющих смежные пары точек, равномерно размещенных по длине границы эллипса (причем «равномерно» в смысле равенства центральных углов секторов, на которые эти точки разбивают эллипс). В выпуклых многоугольниках стороны ограничиваются этими точками, в звездчатых они продолжаются до пересечения с продолжениями других сторон того же многоугольника. При использовании вместо эллипса правильной окружности получаются многоугольники, правильные и в строгом геометрическом смысле.

Так же как прямоугольники и эллипсы, многоугольники могут быть модифицированы, меняясь, порой до неузнаваемости, но оставаясь при этом объектами того же класса. Примеры многоугольников приведены на рис. 1.11.

Рис. 1.11. Объекты класса «многоугольники»

Для построения многоугольников предусмотрен специальный инструмент. Его кнопка располагается на панели набора инструментов Многоугольник вместе с кнопками еще четырех инструментов (рис. 1.12).

Рисунок на кнопке набора инструментов, раскрывающей эту панель, определяется тем из пяти инструментов, который использовался последним. Поэтому кнопка со значком инструмента Многоугольник может отсутствовать в наборе инструментов. Чтобы выбрать инструмент, достаточно раскрыть панель инструмента, а уже затем щелкнуть на нужной кнопке.

Рис. 1.12. Кнопки панели набора инструментов Многоугольник

Рассмотрим элементы панели свойств многоугольников (рис. 1.13).

Рис. 1.13. Многоугольник типа Сложная звезда и соответствующий ему вид панели свойств

Рассмотрим элементы управления на панели свойств, специфические для объектов класса «многоугольник».

- Значение счетчика Количество узлов/сторон базового многоугольника определяет, сколько узлов будет равномерно размещено вдоль границы эллипса, на базе которого строится многоугольник. Таким образом, определяется число сторон многоугольника. Максимальное значение этого счетчика равно 500, минимальное – 3.

- Счетчик Заострение углов многоугольника доступен только при работе со звездчатыми многоугольниками с числом сторон не менее 7. Чем больше значение этого параметра, тем острее лучи звезды. Геометрически оно означает количество узлов базового многоугольника, расположенных между парой узлов, соединенных его стороной.

Изменение значений элементов на панели свойств приводит к установке новых параметров примитива «многоугольник», заданных по умолчанию, но диалоговое окно с предупреждением об этом не выводится.

После построения многоугольника кроме узлов базового многоугольника, расположенных в его вершинах, на нем отображаются дополнительные узлы, находящиеся в середине каждой из сторон многоугольника. Модификация формы многоугольника с помощью инструмента Многоугольник сводится к перетаскиванию этих узлов.

Спирали

Сами по себе спирали достаточно редко используются как составные части изображений, но их применение в качестве направляющих и траекторий позволяет добиваться очень интересных графических эффектов.

Коэффициент расширения спирали измеряется в процентах. Значение этого коэффициента, равное 33, означает, что расстояние между последующей парой смежных витков примерно на одну треть больше, чем в предшествующей паре витков. На рис. 1.16 представлены три спирали.

Рис. 1.16. Шестивитковые спирали. Слева – симметричная, справа – логарифмические, с коэффициентом расширения соответственно 50 и 100

Изменения значений с помощью соответствующих элементов управления панели свойств при выделенной спирали не оказывают на нее никакого влияния. Спирали строятся с помощью инструмента Спираль. Панель свойств после выбора этого инструмента представлена на рис. 1.17.

Рис. 1.17. Панель свойств после выбора инструмента Спираль и построенная им спираль

Обратите внимание на то, что надпись в строке состояния – Кривая вкл. Слой 1 – говорит о том, что выделен объект класса «кривая». Именно поэтому никакие дальнейшие модификации построенной спирали с помощью инструмента Спираль невозможны, а редактирование формы спирали выполняется инструментом Фигура приемами редактирования кривых, с которыми нам еще предстоит познакомиться.

Разлинованная бумага

Строящиеся с помощью инструмента Разлинованная бумага фрагменты изображений представляют собой группы упорядоченных одинаковых прямоугольников. Строить такие фрагменты с помощью инструмента Прямоугольник чересчур утомительно, поэтому в CorelDRAW этот процесс автоматизирован введением инструмента Разлинованная бумага.

Кнопка этого инструмента ( ) расположена на панели набора инструментов Многоугольник. Панель свойств после выбора этого инструмента представлена на рис. 1.18 – как видите, ее вид практически тот же, что для инструмента Спираль, но теперь в панели доступны другие элементы управления.

Рис. 1.18. Панель свойств после выбора инструмента Разлинованная бумага и построенная им сетка

Сетка строится в следующей последовательности: в наборе инструментов выбирается инструмент Разлинованная бумага, далее на панели свойств задаются количества строк и столбцов будущей сетки, а затем указатель инструмента перетаскивается по диагонали прямоугольной области, которую должна занять сетка. Сетка всегда строится со столбцами равной ширины и строками одинаковой высоты.

Постройте сетку, не меняя принятых по умолчанию значений управляющих параметров, и обратите внимание на сообщение в строке состояния: Группа из 12 объектов вкл. Слой 1. Построенная сетка утрачивает связь с инструментом Разлинованная бумага, и воспользоваться им для ее модификации не удастся.

Стандартные фигуры

Примитивы этого класса предназначены для ускоренного построения часто встречающихся в практической работе графических фрагментов. Класс разделен на пять подклассов: Основные фигуры, Фигуры стрелки, Фигуры схемы, Фигуры банеры, Фигуры выноски. На рис. 1.20 представлена панель набора инструментов Стандартные фигуры и палитры, соответствующие каждому из пяти перечисленных выше подклассов стандартных фигур. Палитры открываются одноименной инструменту кнопкой панели атрибутов.

Рис. 1.20. Панель набора инструментов Стандартные фигуры и палитры подклассов стандартных фигур

Построение стандартных фигур распадается на две операции: построение и настройка формы. Чтобы построить стандартную фигуру, следует выполнить описанную ниже процедуру.

1. Щелкните на кнопке инструмента Стандартные фигуры.

Как при работе с инструментами, входящими в панель набора инструментов Многоугольник, на месте инструмента Стандартные фигуры появляется кнопка со значком одного из подклассов стандартных фигур – того, который был использован последним. При необходимости построить стандартную фигуру другого подкласса следует выбрать соответствующий ему инструмент.

2. Перетащите указатель мыши по диагонали будущей стандартной фигуры. На странице появится выбранная стандартная фигура, окруженная маркерами выделения. У большинства стандартных фигур при выделении появляются также дополнительные цветные маркеры в форме маленького ромбика – маркеры-модификаторы (рис. 1.21, справа). Маркеров-модификаторов может быть от одного до трех. Перетаскивая маркеры-модификаторы мышью, можно менять внешний вид стандартной фигуры в достаточно широких пределах (рис. 1.21, слева и в середине).

Рис. 1.21. Стандартная фигура из подкласса фигур-баннеров и результаты изменения ее формы с помощью маркера-модификатора

Построенную стандартную фигуру можно впоследствии перенастраивать с помощью маркера-модификатора и менять ее габариты и ориентацию с помощью элементов управления панели свойств. Возможность настройки формы стандартной фигуры с помощью маркеров-модификаторов сохраняется в продолжение всей работы над изображением и утрачивается только после преобразования стандартной фигуры в кривую линию.

Пояснения к работе

Время выполнения – 2 часа.

После выполнения лабораторной работы студент должен знать: способы построения кривых линий в CorelDRAW; уметь: создавать и изменять параметры произвольных кривых, кривых Безье, суперлиний, соединительных и выносных линий в программе CorelDRAW.

Порядок выполнения лабораторной работы:

1. Ознакомиться с теоретической частью лабораторной работы.

2. Проделать все упражнения самостоятельно, руководствуясь описанием лабораторной работы.

3. Проверить свои знания о возможностях создания и изменения кривых линий в программе CorelDRAW по контрольным вопросам и сдать практическую работу.

Предварительная подготовка

Перед выполнением лабораторной работы студент должен заранее ознакомиться с её содержанием.

Работа в лаборатории

Модель кривой

В этой работе мы познакомимся с такими классами объектов, как Кривая, Размерная линия, Соединительная линия и Художественное оформление.

Узлом называется точка на плоскости изображения, фиксирующая положение одного из концов сегмента кривой. Сегментом называется часть кривой, соединяющая два смежных узла. Узлы и сегменты неразрывно связаны друг с другом: в замкнутой линии узлов столько же, сколько сегментов, в незамкнутой – на один узел больше. Любая кривая в CorelDRAW состоит из узлов и сегментов, и все операции с кривыми на самом деле представляют собой операции именно с ними. Узел полностью определяет характер предшествующего ему сегмента, поэтому для незамкнутой линии важно знать, какой из двух ее крайних узлов является начальный, а для замкнутой – направление линии (по часовой стрелке или против нее). По характеру предшествующих сегментов выделяют три типа узлов: начальный узел незамкнутой кривой, а также прямолинейный и криволинейный узлы. На рис. 2.1 промежуточный узел 1 и конечный узел – прямолинейные, а промежуточный узел 2 – криволинейный.

Рис. 2.1. Сегменты и узлы линии

На рис. 2.1 видно, что узлы линии отображаются на экране так же, как уже знакомые нам узлы примитивов – в виде небольших квадратиков без заливки. Начальный узел отображается квадратиком чуть большего размера. Выделенные при редактировании узлы также отображаются на экране квадратиком увеличенного размера, но в этом случае – с черной заливкой.

Для узлов, смежных хотя бы с одним криволинейным сегментом, имеется еще одна классификация типов: они подразделяются на точки излома и сглаженные узлы. Частным случаем сглаженного узла является узел симметричный, но таким может быть только узел, расположенный между двумя криволинейными сегментами. Перед тем как разобраться с этой классификацией подробнее, необходимо ближе познакомиться с «устройством» узла линии. Все компоненты узла, представленные на рис. 2.2, отображаются на экране, только если этот узел предварительно выделен с помощью инструмента Фигура и при этом на той же кривой не выделено более ни одного узла.

Рис. 2.2. «Устройство» узла линии

Со стороны примыкания к выделенному узлу криволинейного сегмента отображается так называемая направляющая стрелка. На экране она показана в виде закрашенной синей стрелки, соединенного с узлом штриховой линией. Эта штриховая линия совпадает с касательной к криволинейному сегменту.

Точки излома

Узел называется точкой излома в том случае, когда касательные, проведенные в узле к двум прилегающим к нему сегментам, не лежат на одной прямой, образуя угол, отличный от развернутого. Примеры точек излома приведены на рис. 2.3.

Рис. 2.3 Точки излома: на стыке прямолинейных сегментов, прямолинейного и криволинейного сегментов, двух криволинейных сегментов

Сглаженные узлы

Узел называется сглаженным, если касательные, проведенные к двум прилегающим к нему сегментам, лежат на одной прямой. Примеры сглаженных узлов приведены на рис. 2.4.

Рис. 2.4. Сглаженные узлы: на стыке прямолинейного и криволинейного сегментов, на стыке двух криволинейных сегментов

Симметричные узлы

Симметричным называется сглаженный узел, направляющие точки которого равноудалены от него. В отличие от точек излома и сглаженных узлов симметричные узлы используются достаточно редко. Пример симметричного узла приведен на рис. 2.5.

Рис. 2.5. Пример симметричного узла

Построение линий

Режим каллиграфии

Режим каллиграфии – наиболее простой и понятный режим работы инструмента Художественное оформление, поскольку действия пользователя в этом режиме не отличаются от его работы с инструментом Свободная форма. При перетаскивании указателя инструмента по определенной траектории траектория фиксируется в качестве управляющей линии составного объекта, при этом учитывается значение управляющего параметра сглаживания. Однако по окончании перетаскивания (после отпускания кнопки мыши) автоматически строится еще один объект – замкнутая кривая. Ее форма определяется формой управляющей линии и характеристиками каллиграфического пера – шириной, задающейся значением счетчика Толщина мазка, и наклоном, который задается значением счетчика Каллиграфический угол, заменяющего в режиме каллиграфии мазок заготовки в панели свойств (рис. 2.14).

Рис. 2.14. Режим каллиграфии

Каллиграфическое перо заданной ширины устанавливается средней точкой на начальный узел управляющей линии с заданным наклоном к горизонту, а затем перемещается вдоль нее с сохранением наклона. Подчиненный объект представляет собой замкнутую кривую, составленную из начального и конечного положений пера и траекторий, по которым перемещались его края.

На рис. 2.14 три раза представлен один составной объект, построенный в режиме каллиграфии. Слева он выделен с помощью инструмента Фигура щелчком на оси объекта (после чего его можно редактировать приемами, описанными в практических работах 4 и 5). Справа показан вид объекта после смены значения наклона каллиграфического пера с 0 на 60°.

Режим заготовки

В отличие от режима каллиграфии режим заготовки инструмента Художественное оформление позволяет строить управляющую кривую двумя способами: в процессе построения составного объекта суперлинии или заранее, как обычную линию, с последующим ее преобразованием в управляющий объект. В первом варианте пользователь действует так же, как в режиме каллиграфии, только вместо наклона каллиграфического пера выбирается заранее подготовленная схема подчиненного объекта – раскрывающийся список с этими схемами появляется на панели свойств (см. рис. 2.13). В этом случае в процессе перетаскивания инструмента по траектории создается управляющая линия. После отпускания кнопки мыши строится подчиненный объект (рис. 2.15).

Рис. 2.15. Линии, построенные инструментом Художественное оформление в режиме заготовки

Слева выделена управляющая кривая, в центре и справа – подчиненные объекты, построенные на базе этой кривой по двум различным заготовкам

Во втором варианте пользователь сначала строит линию инструментом Свободная форма или Кривая Безье, затем выбирается инструмент Художественное оформление, включается режим заготовки и выбирается одна из заготовок, приведенных в раскрывающемся списке на панели свойств. Выделенная кривая преобразуется в управляющую кривую, и по ней строится подчиненный объект художественной линии.

Режим кисти

В режиме кисти инструмента Художественное оформление подчиненный объект не строится по управляющей линии, а только деформируется в соответствии с ее формой и заданной шириной. Изображение появляется в раскрывающемся списке мазков на панели свойств для режима кисти (рис. 2.16).

Рис. 2.16. Элементы панели свойств инструмента Художественное оформление, характерные для режима кисти

Приемы построения художественной линии в режиме кисти такие же, как в режиме заготовки. Чтобы сохранить изображение в качестве мазка, его следует выделить с помощью инструмента Инструмент выбора, затем выбрать инструмент Художественное оформление, включить режим кисти и щелкнуть на кнопке сохранения изображения в качестве мазка на панели свойств.

Кнопка удаления мазка позволяет удалить из списка мазков ставший ненужным элемент. Физическое удаление мазка происходит не при щелчке на соответствующей кнопке панели свойств, а при завершении сеанса работы с CorelDRAW. Поэтому в течение сеанса с удаленным мазком еще можно работать.

Режим распылителя

Режим распылителя инструмента Художественное оформление формирует не один подчиненный объект, а целую группу, размещая копии заранее определенного изображения или его отдельных частей (шаблон распылителя) вдоль управляющей линии. Два примера получающихся в результате соединенных объектов представлены на рис. 2.18. В обоих случаях управляющая кривая одна и та же, а шаблоны распылителя – разные.

Рис. 2.18. Художественные линии, построенные в режиме распылителя


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1398; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.113 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь