Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Представление о культуре в эпоху Возрождения и Просвещения



Если Античность можно назвать первым периодом в обосновании понятия «культура», то вторым историческим этапом стала эпоха Воз­рождения. Основой ренессансного мировоззрения является отношение к человеку как к свободной, творческой личности, и это положение вы­ражает сущность гуманизма. Формируется антропоцентричная картина мира, где главным действующим лицом становится личность, индиви­дуальность, свободно действующая в культуре. На протяжении многих веков идеи гуманности и свободы являются воплощением сущности культуры и мерилом человеческих ценностей. Восхищением творчес­кими способностями человека, достижениями в искусстве и литературе наполнена эпоха Ренессанса.

Эпоха Возрождения становится новым этапом формирования и развития теоретических представлений о культуре. Возрождение связано с возвратом к ценностям и идеалам античности. Возрожденческий гуманизм проявляется в том, что возникает невиданный ранее интерес к человеческой личности, различным сторонам ее жизни, причем жизни земной, а не загробной, потусторонней. Гуманисты считали, что человек творит не только мир материальных и духовных ценностей, но и самого себя, свою жизнь, судьбу. Он свободен, самостоятелен в своих действиях, сам может управлять обществом, делать правильный рациональный выбор. Таким образом, принцип провиденциализма средних веков заменяется принципом человеческой активности.

Вновь возникает идея о человеке как творце культуры. Культура понимается как чисто человеческий мир, который отличается и от мира природы (представления Античности), и от божественного мира (восприятие культуры в эпоху Средневековья). Мыслители Возрождения подчеркивают тот факт, что культура – это сущностная характеристика человека.

Возрождение также возвращается к рационализму, к признанию духовной самостоятельности человека. Человек судит о мире на основании собственного понимания. Именно разум позволяет человеку действовать как самостоятельному существу, наделенному сознанием. Поэтому разум становится главной ценностью культуры, целью воспитания и образования человека.

Однако, как всякий исторический период, Возрождение было внутренне противоречивым и неоднозначным, со­держало в себе предпосылки последующего духовного кризиса.

Третьим важнейшим историческим этапом становления представ­лений о сущности культуры была эпоха европейского Просвещения XVIII века. Этот период по праву называют периодом формирования класси­ческой модели культуры, в которой особое значение придается разумной деятельности человека, освобождению его от невежества благодаря обра­зованию и просвещению. Человек культурен по мере реализации разум­ности в его сознании и поведении. Культура — не просто заложенное в человеке стремление к свободе или милосердию, но деятельность, освещенная «светом разума». В новой модели гуманизм дополнен ра­ционализмом, господством разума. Именно на этом фундаментальном положении воздвигается здание европейской культуры. Подвергается критике несовершенство политической организации государства, не­образованность и невежество, моральная распущенность, несправед­ливость и неравенство. Необходимо освободиться от религиозных догматов, мифов и суеверий. Гуманизм и рационализм определяют процесс развития науки, техники, искусства, морали в Новое время. Все формы культуры развиваются на основе просвещения и образо­вания, торжество разума укрепляет веру в прогресс и всеобщность ев­ропейской культуры и цивилизации. Возникает и получает поддержку социоцентричная картина мира, где базовой идеей становится разум­ное политическое переустройство общества и всех его структур. Для реализации этого идеала необходим рост просвещения и образования как главного условия развития культуры и цивилизации.

Именно в эпоху Просвещения появляются трактаты и сочинения, посвященные исследованию культуры как целостному миру, создан­ному человеком. Культура предназначена для создания условий для жизни, духовного совершенствования человека и взаимопонимания между народами. Идеи гуманизма и просвещения отражены во мно­гих трудах, наполняли духовную атмосферу европейского общества, развивались в Италии и Франции, Германии и России. Среди тех, кто заложил теоретические основы исследования культуры как целостного явления, называют английского философа Френсиса Бэкона (1561-1626), итальянского гуманиста Дж. Вико (1668-1744) и немецкого мыслителя И. Г. Гердера (1744—1803).

Френсис Бэкон – философ и историк, политик, основоположник эмпиризма. Ему принадлежит важная роль в разработке новой концепции культуры. Бэкон определяет культуру как мир деятельности человека. В культурно- историческом процессе он различает две стороны: материальную и духовную. Материальную культуру Бэкон определяет как процесс преобразования человеком природы. Он называет наиболее значительные достижения в области материальной культуры – книгопечатание, порох и компас. Они изменили облик и состояние всего мира в области просвещения, военном деле и мореплавании. Духовную культуру Бэкон определяет как целенаправленное воздействие на духовный мир человека.

Важнейшее место в концепции Бэкона занимают проблемы науки, научного познания, роли науки в обществе. В целом взгляд Бэкона на культурное развитие отличался оптимизмом. Бэкон считал науку важнейшим средством преобразования природы, общества и человека. Именно Бэкону принадлежит известное высказывание: «Знание – сила».

Джамбатиста Вико — историк и философ, доктор права и ритори­ки в Неаполитанском университете, автор многих сочинений. Глав­ный труд «Основания Новой науки об общей природе наций»1 состоит из пяти книг, содержит идеи о культурном единстве и многообразии мира, динамике циклического развития культуры и смены эпох, зна­чении языка, мифа и фольклора как средства общения между народа­ми. В истории культуры было три грандиозных эпохи: Век Богов, Век Героев, Век Людей. В разделении эпох Вико ссылается на древнюю истину египтян, рассказанную историком Геродотом. Вико дает крат­кий очерк культуры Греции и Рима, Индии, Китая, России, Персии, Турции, Японии. Каждая эпоха отличается только ей присущими осо­бенностями искусства и нравственности, права и власти, мифов и ре­лигии, но круговорот циклов отражает бесконечность развития человечества. Эти идеи находятся у истоков современной культурологии, социальной и культурной антропологии, хотя при жизни Вико они не получили широкого распространения за пределами Италии. Они ста­ли известны в европейской истории и философии XIX—XX вв. Соци­олог и культуролог П. А. Сорокин считал сочинение Дж. Вико первым систематическим трудом по социальной и культурной динамике.

Иоганн Готфрид Гердер — философ, теоретик литературы, пастор. Родился в Восточной Пруссии, окончил теологический факультет

Кенигсбергского университета, слушал лекции знаменитого немецкого философа И. Канта, был теоретиком литературного движения «Буря и натиск» в Германии, другом великого немецкого поэта И. В. Гете. Все эти обстоятельства оказали влияние на его мировоззрение. Основная концепция развития культуры изложена в труде «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791). По замыслу и его воплощению этот труд можно назвать первой энциклопедией мировой культуры. Книга была переведена на многие языки мира. В России взгляды И. Гердера были известны историку Н. Карамзину, писателю JI. Тол­стому, Н. Гоголь в «Арабесках» назвал его величайшим зодчим миро­вой истории. И. Гердер исследовал историю культуры многих народов Европы, в том числе славян, культуры Вавилона, Ассирии, Индии и Китая, Египта и Греции.

Согласно взглядам Гердера, высокое предназначение человека за­ключается в развитии Разума и Гуманности. Этому служат просвеще­ние и воспитание, преодоление невежества и поддержание миролюбия, справедливости и доверия друг к другу. Исследовать дух гуманнос­ти — подлинная задача историка. Гуманность проявляется в общении людей, в государственных делах, науках и искусствах, отмечает И. Гер­дер. Основная черта человечности — миролюбие, сочувствие другим людям, совместное переживание жизненных событий, дружеское об­щение и любовь. Высшая гуманность проявляется в религии, которая является наставницей человека. Она подает людям совет в их делах, утешает в беде, радуется счастью. Разум, человечность и религия — три наиболее важные ценности культуры. Для их реализации необходимо воспитание, направляющее человека к совершенству. Человечество должно пройти несколько ступеней культуры, чтобы достичь гармонии разума, веры и справедливости. Путь этот сложен и опасен. Кровавые войны и преступления, деспотизм и рабство, унижение достоинства и заблуждения постоянно преследуют человека, расшатывают куль­туру. Но человек и культура обладают силой сопротивления злу и не­уклонного стремления к совершенству. Весь человеческий род — одна порода людей. Все обладают разумом, испытывают чувства радости и гнева, имеют язык для общения. Человечество постоянно обновляет культурный облик, совершенствует отношения с другими народами. Многообразие форм культурной жизни требует изучения и составления антропологической карты народов мира.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 2173; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь