Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальная структура личности



Научное изучение личности в качестве первичного нерасчленимого элемента социальной системы предполагает подход к ней как к явлению, находящемуся в процессе непрерывного развития. Это означает, прежде всего, рассмотрение тех противоречий, которые являются источником такого развития. А поскольку личность формируется в обществе, является продуктом социальных отношений, то указанные противоречия должны представлять собой не что иное, как противоречия между личностью и обществом. Обусловлены они тем, что общество выступает не как простая совокупность людей, а как система, состоящая из взаимосвязанных социальных групп. Поэтому личность входит в указанную систему не сама по себе, а опосредствованно, в качестве представителя определенных общностей. Непосредственное же проявление противоречий между личностью и обществом состоит в том, что удовлетворение основных существенных потребностей личности происходит в форме потребления конкретных благ, тогда как удовлетворение потребностей общества, наоборот, происходит в форме созидания подобных благ, то есть в процессе трудовой деятельности индивидов.

Диалектически противоречивое взаимодействие личности и общества представляет собой воздействие их друг на друга, осуществляемое в определенных специфических формах. Соответственно, любая личность как " определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества" 38 обладает собственной социальной структурой, включающей в себя два уровня освоения социальной действительности - внешний и внутренний. Первый из этих уровней отражает систему социальных отношений, в которых участвует личность, а внутренний представляет собой совокупность побуждений данной личности к социально значимой деятельности.

Система социальных отношений, в которых участвует личность, то есть социальная структура общества, отражаясь в сознании этой личности, выступает как система социальных качеств последней. Социальные качества представляют собой интегрированные личностью в процессе ее жизнедеятельности наиболее характерные существенные признаки тех социальных групп, к которым данная личность принадлежит. Любой индивид, в соответствии с каким-либо своим социальным качеством, входит в определенную группу. А так как он обладает целым рядом социальных качеств, то, следовательно, одновременно входит и в соответствующий ряд социальных групп, что отражает многообразие и многоуровневый характер его потребностей. Каждая из подобных групп принадлежит к той или иной подструктуре социальной структуры общества. Так происходит потому, что любое социальное качество ни в коей мере не исчерпывает социальной сущности человека, а является как бы " частичкой" его личности.

К важнейшим социальным качествам личности относятся: а) классовая принадлежность, то есть отношение к средствам производства, непосредственно означающее наличие определенных источников средств к существованию; б) профессиональная принадлежность; в) принадлежность к определенной поселенческой общности (городской либо деревенской); г) принадлежность к определенной этнической общности. Кроме того, ряд социальных качеств личности формируется на основе демографических особенностей данной личности - пола, возраста, семейного положения, сроков проживания в конкретной местности. Соответственно социальная структура общества включает в себя такие подструктуры, как социально-классовая, социально-профессиональная, социально-территориальная, социально-этническая, социально-демографическая.

Социальные качества составляют внешний уровень социальной структуры личности, поскольку они формируются в результате воздействия на личность тех групп, к которым данная личность принадлежит в силу жизненных обстоятельств. Здесь человек выступает как объект социального воздействия. Но эти же качества порождают и систему побуждений личности к социально значимой деятельности - внутренний уровень социальной структуры той же личности, благодаря чему последняя выступает субъектом социальной деятельности. Важнейшими среди указанных побуждений являются потребности, интересы, ценности, мотивы поведения, культура личности.

В ряду факторов, побуждающих человека к различным видам жизнедеятельности, потребности, безусловно, стоят на первом месте. При этом среди них следует выделить, прежде всего, потребности витальные (биологические) - в пище, питье, защите от холода, жары и осадков, сне и т. д., удовлетворение которых является необходимым условием физического существования человека. Но, в отличие от животных, у человека есть и другие потребности, которые различаются у представителей разных социальных групп. И если витальные потребности представляют собой нужду человека в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности его организма, то без удовлетворения более высоких потребностей невозможно функционирование этого человека в качестве личности, то есть полноценного представителя тех или иных социальных групп. Такие потребности, объективно присущие личности, можно назвать социальными потребностями.

Среди последних наиболее существенными с точки зрения повседневной жизнедеятельности индивидов являются материальные потребности. Это, прежде всего потребности в вещах и услугах, опосредствующих удовлетворение витальных потребностей. В процессе общественного развития материальные потребности людей возрастают, все более удаляясь от своей биологической основы, однако, в конечном счете, все равно так или иначе связаны с данной основой. Назначение современной микроволновой печи, например, то же самое, что и бронзового котла первобытной эпохи, костюма - что и шкуры убитого животного, благоустроенной квартиры - что и каменной пещеры. Вместе с тем, в процессе возрастания материальных потребностей людей происходит и их возвышение, означающее все большее придание таким потребностям человеческого, то есть общественного содержания.

При этом представители разных социальных групп довольно существенно различаются по характеру своих материальных потребностей. Ведь предметная специализация деятельности, являющаяся необходимой стороной процесса общественного разделения труда, придает материальным потребностям свойство атрибутов социальной жизни людей. Ученый не может обойтись без письменного стола, а фермеру куда нужнее автомобиль-вездеход. Для учителя костюм и галстук являются атрибутами повседневной одежды, тогда как промышленный рабочий может одевать их лишь в редких случаях. И таких примеров можно привести сколько угодно.

Материальные блага далеко не всегда носят для потребляющего их индивида функциональный характер. Это зависит, прежде всего, от того, насколько он удовлетворен содержанием своей общественно полезной деятельности. Чем сильнее неудовлетворенность таким содержанием, тем заметнее стремление человека компенсировать данную неудовлетворенность в тех или иных формах (накопление дорогих вещей, хобби и т. д.). При всей иллюзорности подобной компенсации, последняя способствует преодолению психологического дискомфорта в сознании человека, позволяет ему ощутить свою социальную значимость в рамках групп, к которым он принадлежит. Поэтому потребности в дорогих вещах, в предметах роскоши и коллекционирования также могут приобретать для человека объективный характер, становиться элементами структуры его личности.

Духовные потребности личности, представляющие собой нужду человека в продуктах духовной культуры, по сравнению с потребностями материальными, могут, на первый взгляд, показаться второстепенными, необязательными с точки зрения их жизненной необходимости. Это действительно так, если рассматривать индивида вне его социальных связей. Но в реальной жизни человек, чтобы ощущать себя личностью, полноценным представителем определенной социальной группы, с которой он себя идентифицирует, должен освоить основные элементы духовной культуры, составляющие одно из необходимых условий участия данной группы в системе социальных отношений. Тем самым и духовные потребности приобретают для личности объективный характер. Для представителей гуманитарной интеллигенции, например, считается " неприличным" не знать лучших произведений мировой и отечественной литературы, музыки, живописи. Инженер, врач, агроном, любой другой специалист с профессиональным образованием должен постоянно пополнять свои знания в избранной сфере деятельности. Иначе он просто потеряет квалификацию, а значит, перестанет соответствовать требованиям, предъявляемым к нему социальной средой.

При всех различиях, существующих между материальными и духовными потребностями личности, общим для них является то, что они удовлетворяются в форме потребления. Конечно, музыку, литературу, живопись личность потребляет в принципиально иной форме, чем вещи и бытовые услуги. Однако и материальные, и духовные блага она получает извне, в процессе обмена деятельностью. Между тем, как известно, основным признаком, выделяющим человека из мира природы, является деятельность не потребительская, а созидательная, преобразующая окружающую действительность. В процессе подобной деятельности удовлетворяются уже не индивидуальные потребности осуществляющей ее личности, а потребности общества. Но так как человеческие качества, присущие индивиду, есть его общественные качества, то индивид не может не испытывать потребности в проявлении себя как общественного существа.

Это уже принципиально иная потребность, одновременно и индивидуальная, присущая конкретной личности, и общественная, связанная с удовлетворением потребностей других людей, общества в целом. Ее сущность хорошо выразил известный психолог А. Н. Леонтьев: "...Личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ" 39. Потребности созидательные, удовлетворяемые не в форме потребления, а в форме творческой деятельности, представляют собой высший тип потребностей.

Однако далеко не каждый человек имеет возможность осуществлять творческую деятельность, развивающую его способности. В системе общественного разделения труда большинство людей занимает те рабочие места, которым объективно присущ рутинный труд, не требующий проявления индивидуальности, творчества, новизны. Поэтому у представителей разных социальных групп, особенно профессиональных, творческие потребности развиты в неодинаковой степени.

Следует, наконец, выделить потребности коммуникативные, которые сродни как духовным, так и творческим потребностям. С первыми их сближает то, что они выступают в форме присвоения духовного богатства другой личности, со вторыми - то, что в процессе общения подобное присвоение осуществляется в обмен на собственное духовное творчество, причем обмен должен быть взаимным. В процессе своей социальной деятельности, осуществляемой преимущественно во взаимодействии с другими людьми, человек, обязательно вступает в общение с ними, без чего подобная деятельность попросту невозможна. При этом любая социальная группа формирует свой определенный уровень и круг общения, предполагающие наличие определенной суммы знаний и интеллектуальных качеств, которые, в целом, объективно присущи данной группе.

Конечно, каждой личности присущ свой, индивидуальный уровень материальных, духовных, творческих и коммуникативных потребностей. Однако, в конечном счете, такой уровень определяется социальной средой, необходимостью взаимодействия с другими людьми в рамках определенных социальных и контактных групп, то есть объективными обстоятельствами. В целом же, как неоднократно подчеркивал Маркс, именно в многообразии потребностей личности состоит ее подлинное богатство.

Социальные интересы личности представляют собой индивидуальное отражение в сознании этой личности ее социальных потребностей, а, следовательно, в отличие от последних, носят субъективный характер, Дело в том, что на сознание личности оказывает воздействие множество различных факторов. Значение одних социальных потребностей для данной личности, в силу такого воздействия, может усиливаться, а других - ослабевать. И если указанные потребности обусловлены принадлежностью человека к относительно абстрактным социальным группам, то социальные интересы формируются при существенном влиянии конкретных контактных групп, в рамках которых осуществляется непосредственная жизнедеятельность личности. К тому же каждой социальной группе присущи свои специфические потребности, а в сознании личности эти потребности переплетаются неповторимым образом. В результате, даже представители одной и той же социальной группы могут по-разному воспринимать и оценивать свою принадлежность к этой группе, а, следовательно, по-разному действовать в сходных жизненных ситуациях. Социальные интересы, таким образом, следует рассматривать применительно к конкретным общностям, объединенным не одним, а одновременно несколькими социальными признаками. Так, можно говорить о социальных интересах шахтеров (объединенных общностью потребностей классового, профессионального, поселенческого характера), социальных интересах рабочей молодежи, социальных интересах работающих матерей-одиночек и т. д.

Нельзя не учитывать и того, что у любой личности имеется множество потребностей, порожденных ее социальными качествами, которые могут быть удовлетворены лишь в определенных пределах и в разной степени, Интересы же являются концентрированным отражением наиболее значимых потребностей личности в тот или иной момент ее жизнедеятельности, которые могут быть удовлетворены реально. Поэтому удовлетворение потребностей субъективно воспринимается личностью как реализация ее интересов.

Социальные ценности личностипредставляют собой значимость для данной личности тех или иных продуктов материальной и духовной культуры, а также форм жизнедеятельности с точки зрения их соответствия потребностям данной личности. Социальный характер такие ценности носят потому, что не столько сам индивид, сколько социальная группа, в которую он входит, определяет, в какой степени указанные продукты и формы жизнедеятельности позволяют удовлетворить потребности, обусловленные принадлежностью индивида к соответствующей группе. Так, представители интеллигенции, в своей массе, среди своих ценностей на одно из первых мест ставят книги, особенно художественную литературу. Для лиц, занимающихся рутинным физическим трудом, опять-таки, в массе, а не в каждом частном случае, куда большую ценность представляют предметы домашнего обихода, которым и отдается предпочтение в семейных расходах. Те же, кто в крупных масштабах занимается предпринимательством, коммерцией, зачастую приобретают художественную литературу не столько ради духовного обогащения, сколько для украшения интерьера своего жилища, а также создания себе имиджа образованного человека.

В соответствии со своими социальными ценностями человек выбирает материальные и духовные блага, виды деятельности, наиболее соответствующие его потребностям. Однако общество не может позволить индивиду удовлетворять личные потребности в произвольной форме. Поэтому личность руководствуется в своих поступках не только ценностями, но и мотивами поведения, представляющими собой осознанный выбор путей и средств достижения социально значимых целей своей жизнедеятельности. Мотивация поступков означает, что личность корректирует свое поведение в соответствии с социальными, то есть моральными и правовыми нормами, господствующими в данной обществе. Такая мотивация представляет собой существенный аспект процесса регуляции поведения личности в обществе, который будет рассмотрен ниже.

Культура личности выступает как совокупность всех тех присущих данной личности качеств, которые проявляются в ее деятельности. Человек может думать о себе все, что угодно, но общество судит о нем не по его мыслям, а по его поступкам, по его социальной деятельности. При этом культуру личности нельзя отождествлять с духовным миром последней, поскольку в деятельности личности духовный мир проявляется лишь своими определенными гранями, причем преимущественно теми, которые востребуются окружающей социальной средой. Но чем в большей степени человек овладевает накопленной человечеством культурой, тем полнее его социальная деятельность соответствует общественным требованиям, а значит, позволяет ему в оптимальной степени реализовывать свои интересы.

Таким образом, уже из общего анализа основных элементов внешнего и внутреннего уровней социальной структуры личности видно, насколько сложен социальный " микрокосм". Соответственно сложны и системные связи личности с окружающей социальной средой. Но многообразие индивидуальных проявлений жизнедеятельности людей находится в постоянном противоречии с общими для всех ограничениями, которые общество создает в качестве необходимого условия своего существования и функционирования. Разрешение указанного противоречия, в силу целого ряда причин, для каждой социальной группы происходит в специфических формах, определяемых, как будет показано ниже, прежде всего местом данной группы в системе общественного разделения труда.


Поделиться:



Популярное:

  1. III. МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ
  2. IV. Философские предпосылки гражданского права. Проблема личности и государства
  3. VII. Проблема личности как таковой. Развитие защиты так называемых прав личности и ее конкретных особенностей
  4. X. Проблема личности в сфере семейственных отношений
  5. XI. Здоровье личности и народа
  6. АВТОБИОГРАФИЯ В СТРУКТУРЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь