Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Объект, предмет, цель и задачи риторики.



Объект, предмет, цель и задачи риторики.

Риторика — классическая наука о целесообразном и уместном слове — востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово.

Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии.

Научиться максимально рационально использовать речевые потенциалы (говорить кратко и эффективно), – цель. Предметом является целесообразность и эффективность устной и письменной речи. Объект – система законов и правил, определяющих целесообразность и эффективность речи.

Современная риторика помогает эффективно решить задачи, стоящие перед личностью:

во-первых, любой представитель своей нации должен владеть родным языком – используя все языковые возможности, осуществлять полноценную коммуникацию, т.е. обеспечивать адекватный обмен информацией в различных условиях;

во-вторых, любой специалист в своей профессиональной сфере должен уметь с помощью родного языка: - эффективно представить себя как кандидата на искомое рабочее место перед работодателем;

- эффективно заявить о себе перед коллегами как о человеке, с которым комфортно сотрудничать;

- эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность с помощью коммуникации с коллегами разных уровней (выше, равных и ниже вас);

- эффективно проводить презентацию результатов своего труда (проект, отчёт, заключённый вами договор, свои умения, идею, свой товар и проч.) перед начальником и/или покупателем.

Основные законы и категории риторики.

Законы риторики — приёмы, используемые в речи для достижения общеисторического идеала.

Законы общей риторики:

  • Закон гармонирующего диалога — для достижения гармонии между оратором и аудиторией необходима диалогизация речи.

Его реализации способствует выполнение принципов:

  1. Внимания к адресату
  2. Близости содержания речи интересам адресатов
  3. Конкретности в изложении материала
  4. Принцип движения — аудитория должна почувствовать, что речь происходит во времени и в пространстве
  • Закон продвижения и ориентации адресата — оратор должен хорошо ориентировать слушателя в пространстве своей речи
  • Закон эмоциональности речи. Для её достижения могут использоваться тропы.
  • Закон удовольствия — удовлетворение получают и оратор, и аудитория.

Пафос, Логос и Этос — эта триада лежит в основе риторической ответственности за сказанное, а значит, замысленное и содеянное. Именно эти три категории задают ценностные ориентации и нормативные предписания, пронизывают собой все этапы риторического канона, делая их неразложимым универсальным актом сознательного (культурного) созидания речи.

Этос - этическая сторона выступление, ее моральность и нравственность, посыл к аудитории как бы поведение оратора

пафос - украшение речи как эмоциональное, так и мимическое, т.е. жесты, позы, а также фигуры и тропы

логос - содержание речи, ее логическая основа, сам текст

Развитие риторики в Древнем Риме.

На рубеже I в.до н.э. и I в.н.э. начинается римский этап развития риторики.

Римские ораторы обобщили опыт древнегреческих мастеров красноречия, дополнив их результатами собственных изысканий. Римляне высоко ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли. Государственные дела здесь также решались в народном собрании, сенате и суде, где мог выступить любой свободный гражданин: владение словом было необходимым условием участия гражданина в политической жизни.

Крупнейшим классиком античного красноречия и теоретиком ораторского искусства был древнеримский оратор и политик Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.). Цицерон был мастером политического красноречия. Особое внимание он уделял словесной отделке речи. Теоретик ораторского мастерства полагал, что важнейшими условиями для формирования настоящего оратора являются природное дарование, теория ораторского искусства и практические упражнения.

Философские воззрения Цицерона легли в основу взглядов на ораторское искусство. Цицерон полагал, что знание, навык играют решающую роль в ораторском искусстве. Он повторял, что ораторами не рождаются, ораторами становятся. Цицерон советовал не злоупотреблять поэтичностью, заботиться о соотнесении формы и содержания речи, делать незаметными свои усилия по обработке речи.

Однако именно с Цицерона начинается посте­пенное перемещение к иному пониманию риторики. Если риторика для древних греков была искусством убеждения, то для римлян - это искусство говорить красиво и убедительно.

Крупнейшим римским ритором был Квинтилиан (ок. 35 — ок. 96). Он занимался обучением ораторскому искусству. Его школа в Риме стала первой государственной риторской школой.

Квинтилиан написал «Наставление оратору» в 12 книгах: им положены начинала элементарных основ, изложена вся риторическая теория. Кроме того, он был теоретиком литературного классицизма, реформатором литературного стиля своей эпохи.

Римский этап развития ораторского мастерства ознаменовался многими открытиями:

- большое внимание уделялось технике произнесения речи,

- прорабатываются тон, жестикуляция, мимика в их соотношении с ситуацией;

- обязанность оратора заключалась в следующем: изобрести тему речи; изобретенное расположить по порядку; придать ему словесное выражение, украсить; утвердить все это в памяти; произнести;

- в задачу оратора входило расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение;

- опровергнуть мнение противника;

- в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника.

К концу античности ораторское искусство нашло применение в церковных проповедях.

Азианизм и аттицизм. Их характеристика.

Римская школа красноречия подразделяется на два стиля: аттицизм и азианизм.

Азианизм господствовал в Риме до 50-х годов I века до н.э. Представители этого стиля превращали свои выступления в яркое и темпераментное театральное представление, с помощью которого весьма эффектно преподносили свои идеи толпе. Азианизм характеризовался возвышенностью, пышностью и эффектностью речи, изобиловавшей словесными фигурами. Из ораторов этого стиля наиболее известным является Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.).

Аттицизм стал преобладающим стилем с момента падения республиканского строя и исчезновения в обществе демократической традиции свободы выступления. Аттицизм отличает монотонность, строго ограниченный набор жестов и движений оратора, декларативность и примитивизм аргументации. Оратор спокойно и высокопарно излагал свою точку зрения аудитории, совершенно не обращая на нее никакого внимания. Наиболее ярким представителем аттического направления в латинской литературе был Юлий Цезарь, занимавшийся, помимо политики, литературными опытами, которые свелись к описанию многочисленных войн.

Аттицизм и азианизм легко сравнить на примере фразы «Как поживаешь? », которая в первом случае будет звучать: «Как дела? », а во втором – «Каково состояние фибр твоей души, о цветок моего сердца? »

Риторика Средневековья.

Средневековая риторика, воспринявшая основные нормы античной теории красноречия, приобретает новые черты.

Господствующим жанром становится церковное красноречие, и задачи оратора заключаются в разъяснении и иллюстрировании заранее известных положений.

В Средневековье риторика становится и одной из «семи свободных наук» в системе наук Варрона, преподаваемых в школах и университетах. Эти семь наук делились на две группы: тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (арифметика, музыка, геометрия, астрономия). Преподавание наук тривиума продолжалось в духовных и светских школах вплоть до 19 в. Вершиной восточного духовного красноречия является творчество младшего современника " великих каппадокийцев" Иоанна Златоуста (ок.350 - 407 гг.), в произведениях которого усвоение традиций античной культуры христианской церковью достигло полной классической завершенности. В ней слились в органичный сплав лучшие черты античной риторики и новые, типично христианские. Златоуст не отказывается от аттицизма, но после 387 г. он дополнил его пышностью и сочностью азиатства. Его стиль отличается прозрачностью и легкостью, натуральностью изложения, четко расставленными смысловыми акцентами, большой точностью и емкостью примеров, тонкостью моралистических наблюдений. Постоянный контакт со слушателями обеспечивала виртуозно разработанная система использования примеров, вызывающих возражения, риторических вопросов как от себя, так и от лица слушателей, Многочисленные анафоры, восклицания, вопросы, прямые обращения к аудитории, совершенство прозаической ритмики, продуманность, выдержанность, последовательность тона придавали его речам экспрессивность и эмоциональную выразительность.

Развитие риторики в России.

Риторика как наука о красноречии стала развиваться в России в XIX в., но само искусство красноречия берет начало со времен введения христианства на Руси.

Основной формой красноречия в Древней Руси являлось духовное и торжественное. Древнерусские книжники усвоили систему красноречия других народов и внесли свой вклад в развитие ораторского искусства.

Особенности красноречия в Древней Руси можно свести к следующему:

- призыв к добру;

- уважение к книжному слову, к мудрости;

- высокая эмоциональность, образность;

- кротость и смирение в речи.

Наиболее развитыми жанрами были слова, поучения, беседы. В XI - XII вв. стали популярными светское и духовное красноречие. Самыми известными памятниками древнерусского красноречия являются «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, сочинения К. Туровского. При составлении речей использовались следующие приемы:

1) стремление к художественному абстрагированию. В окружающей жизни авторы пытались увидеть божественное, духовное начало, символы вечного; изложение жизни святых сопровождалось аналогами и цитатами из священного писания;

2) повышенная экспрессивность, эмоциональность;

3) ритмически организованная речь. Ключевые слова повторяются несколько раз;

4) усиление сопоставления и противопоставления;

5) широкое использование метафор, символов, сравнений, стилистическая симметрия.

Отечественная риторика проходит период становления в XVII - XVIII вв.

XVII век — время становления абсолютизма, культура этого периода была приспособлена к созданию и поддержанию образа государства во главе с монархом. Как следствие этого возрождалось торжественное красноречие, которое представляло собой различной длины похвалы, восхваления царю.

В это же время развивается политическое красноречие, которое было представлено речами о правителях. Все речи строились по одному плану:

- воспоминание о родственниках правителя;

- восхваление их правления, добрых дел, которые они совершили;

- наказ ныне правящему.

В начале XVII в. появилась первая оригинальная русская риторика. Ей стал учебник, написанный вологодским митрополитом Макарием (1482-1563). Примечательно, что этот учебник состоял только из двух книг (разделов) -«Об изобретении дел» и «О украшении». Тем самым как бы подчеркивается особая роль слова, которая «делам придает и прибавляет силы». Труд Макария был подвержен влиянию латинских образцов и имел богословскую направленность. Учебник служил пособием для овладения особым проникновенным, выразительным голосом, интонациями, принятыми в церковной службе, речитативом.

Макарий, как и античные авторы, делит риторику на пять частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение, запоминание и воспроизведение, или произнесение.

Другим автором риторики того времени был Феофан Прокопович (1681-1736)

Риторика превращается из учения о красноречии в общую теорию словесности, где автор выступает против замысловатости и цветистости слога, перегруженности и излишней приподнятости, осуждает искусственность, вычурность. В понятие средств украшения Ф.Прокопович включает фонетические и интонационные приемы. В основе всех рекомендаций лежит требование ясности, содержательности, простоты, естественности.

Помимо трактатов по риторике перу Ф. Прокоповича принадлежат поздравительные слова и церковные проповеди. Они имеют актуальное содержание - это не только религиозная тематика, но и вопросы политического характера, войны и мира, исторические темы. В своих проповедях автор использовал конкретные живые образы, прославлял победы русской армии, призывал бороться с суевериями, просвещать народ. Сложные проблемы осве­щались в ясной, доступной форме, упрощенным языком.

 

Элокуция и качества речи.

Элокуция (украшение) — это третий этап работы над речью, на котором оратор доводит свою работу по ее подготовке до логического конца. Содержание речи уже определено (это было сделано на этапе изобретения), план составлен (на этапе расположения), осталось только написать речь, «навести необходимый блеск».

1. Красота — способность речи вызывать эстетические переживания. Красота тесно связано с изобразительностью. Изобразительность речи — это ее наглядность, способность вызывать конкретные представления («картинки»). Кроме того, речь должна привлекать внимание.

2. Правильность — соответствие речи стандартам, существующим в рамках общности носителей языка (грамотность).

3. Уместность. Речь должна соответствовать ситуации, в которой она произносится, а также ожиданиям аудитории.

4. Ясность. Здесь нельзя не вспомнить совета известного русского адвоката П. С. Пороховщикова, который так писал о необходимости ясности: «...не так говорите, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас судья». Хотя эта рекомендация была высказана судебным ораторам, ее можно и нужно распространить на любую публичную речь.

Способы запоминания речи

Три способа запоминания:

· механический;

· логический;

· мнемотехническим

Механический способ запоминания - это такой способ, основу которого составляет многократное повторение того, что надо запомнить

По сути, этот способ представляет собой зубрежку (неэффективный), подобное запоминание происходит без осознания связи между отдельными элементами материала

Логический способ запоминания - это такой способ, основу которого составляет осознание смысловой связи между элементами материала (человек часто нарушает последовательность во времени, перестраивает материал согласно смысловых отношений)

Выполнение двух условий:

1) осознание того, для чего нужно запомнить материал;

2) понимание смысла того, что надо запомнить

Мнемотехническим способ запоминания - это такой способ, который основывается на том, что материал переводится в другую знаковую систему, в другие образы, человеку легче сохранить в памяти. Одним из ведущих видов мнемотехники является ассоциативный способ запоминания (Симонид)

Мнемонические приемы (приемы запоминания):

Необходима внутренняя установка на запоминание текста.

вступающий должен четко поставить себе задачу необходимости запомнить именно этот текст; лучше при этом убедить себя, что этот материал нужен надолго, т.е. давать себе установку на длительное запоминание;

Вычленение в массе запоминаемого материала наиболее интересного.

лучше и легче усваивается интересный именно для нас материал.

Качество запоминания зависит от эмоционального отношения к материалу,

допытайтесь пробудить в себе не только интерес к предмету изложения, но и вызвать некоторые эмоций к своему тексту.

Продуктивным приемом запоминания текста являемся репетиция его произнесения.

= готовясь к выступлению, не старайтесь запомнить подготовленный текст полностью, дайте себе свободу вариантов, запоминайте канву выступления, ее основные моменты их надо знать твердо), подберите интересные примеры

= Нельзя «репетировать» речь частями, а только как единое целое.

= Составьте «шпаргалку», если вы не уверены в себе.

= Попробуйте представить себе не только будущую аудиторию, но помещение, в которое будет произнесена речь, акустику зала.

= Продумайте свое поведение во время выступления, жесты, мимику, одежду, прическу.

 

21. Основные требования к Акции.

 

Акцио - раздел риторики, дающий советы по произнесению общественной речи.

Выступление начинается с момента предоставления слова докладчику. Двигайтесь уверенно, покажите всем своим видом, что это принципиальный вам момент и вы желаете разговаривать с аудиторией.

Зрительный контакт нужно поддерживать в процессе выступления, даже если вы выступаете с научным докладом, который не принято делать «без бумажки».

В процессе выступления качественный оратор употребляет разные приемы вербования и удержания внимания. Вот некие из их:

Вовлечение аудитории в процесс выступления — это не просто метод вербования и удержания внимания, он предполагает выполнение слушателями наблюдаемых действий. Более нередко применяемые приемы вовлечения последующие:

Рачительное уточнение у присутствующих об критериях: как им отлично слышно; довольно ли света; отлично ли видно изображение проектором презентации; не отсвечивает ли доска и т. п. При всем этом спрашивать необходимо только о таких критериях, которые выступающий вправду может и готов поменять. Можно высказывать конкретно просьбу посодействовать. К примеру: «Пожалуйста, помогите мне пораздавать материалы», а не «Пожалуйста, пораздавайте материалы».
Снятие напряжения.

Выступая перед представителями определенной проф группы, нужно иметь достаточные представления о специфике их деятельности.

По окончании выступления полезно коротко подвести итоги выступления и повторить главные мысли и фразы.

При ответе на вопросы полезно соблюдать последующие правила:

Получив вопрос, непременно поблагодарите за него, но не отвечайте с ходу, даже если ответ у вас готов. Выдержав небольшую паузу (2-3 секунды), вы отметите значимость вопроса и позволите другим слушателям его лучше понять. Также нужно осознавать, что не бывает глуповатых вопросов, бывают глуповатые ответы. Перед окончательным уходом с трибуны либо со сцены не забудьте поблагодарить присутствующих.

Ошибки общественного выступления.

Демонстрация всезнайства.

Неискренность.

Оправдания и извинения.

Отсутствие зрительного контакта.

Монотонность речи.

Язык и его функции.

 

Язык – это инструмент деятельности человека, в которой он выполняет ряд функций. К основным функциям языка можно отнести:

· коммуникативная (функция общения);

· мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);

· экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего);

· эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).

· когнитивная (формирование мышления индивида и общества)

· волюнтативная (функция воздействия)

· метаязыковая (металингвистическая) — разъяснения средствами языка самого языка.

· Контактоустанавливающая (использование языка для установления психологического контакта собеседников)

· идеологическая (использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений)

Язык неразрывно связан с мышлением, ведь мы не только выражаем словами наши мысли, но и сами мысли представлены в виде слов; человек думает словами.

 

Функциональные стили речи.

Функциональный стиль речи представляет собой определенную систему языка, которая отвечает за цели и условия общения в определенной сфере и сочетает в себе совокупность стилистических языковых средств.

Официально–деловой стиль

применяется для передачи информации в условиях официальной обстановки, с помощью этого стиля создаются нормативно-правовые акты, протоколы, справки, расписки и т.д.

Имеет ряд особенностей: императивность, точность (не допустимо применять два толкования), отсутствие эмоциональной окраски, строгая текстовая композиция. В этом стиле широко используются речевые клише, наименования номенклатур, аббревиатуры и отглагольные существительные.

Научный стиль

передача и распространение научной информации, а также доказательства ее истинности. Основными свойствами: употребление общенаучных терминов, абстрактной лексики, описание каких – либо открытий, либо прецедентов. В научном стиле преобладают краткие вещественные существительные. (встречается в статьях, научно-исследовательских работах, школьных сочинениях, монографиях и учебной литературе).

Публицистический стиль

используется для воздействия, чаще всего идеологического, на широкую публику с помощью средств массовой информации и ораторства. (встречается в таких жанрах как очерк, статья, репортаж, интервью)

Разговорный стиль

инструмент непосредственной передачи и обмена информации, касающийся бытовых вопросов и не требующей официальной обстановки. В нем используется преимущественно простая лексика, которая несет в себе эмоциональность, экспрессивность и логическое насыщение. Наиболее распространенный жанр – диалог. Большое значение в разговорном стиле имеют невербальные факторы: жесты и мимика. В нем также допустимы повторы, неполные предложения и вводные слова.

Художественный стиль

используется при создании художественной литературы. С его помощью автор воздействует на читателя, управляет его чувствами. Присущее: богатство лексики, образность и эмоциональность. Возможно также смешивание всех других стилей. Художественный стиль выполняет эстетическую функцию, в этом состоит его главное отличие от разговорного и публицистического стилей.

Нормы литературного языка.

Норма языка (литературная норма) – это правила использования речевых средств, единообразное образцовое общепризнанное употребление элементов литературного языка в определенный период его развития.Характерные особенности нормы русского литературного языка:

· относительная устойчивость,

· распространенность,

· общеупотребительность,

· общеобязательность,

· соответствие употреблению, обычаю.

Источники языковых норм – произведения классической литературы, общепринятое современное употребление языка, научные исследования.

Нормы помогают сохранить целостность и общепонятность литературного языка и защищают его от просторечия, диалектов, арго.

Норма отражает стремление языка в данный период к остановке, застыванию, стабильности, преемственности, всеобщности, универсальности и в то же время стремление к выходу за пределы исходного, порождающее новые возможности.

Нормы языка явление историческое, постоянно меняющееся. Изменение литературных норм связано с развитием языка, социальными изменениями, развитием литературы и др. Можно увидеть, как менялись нормы, например, произношения и ударения.

Языковая норма не догма. В зависимости от целей и задач общения, от особенностей того или иного стиля возможно отступление от нормы. Но эти отступления должны отражать существующие в языке варианты норм.

Варианты (или дублеты) – это разновидности одной и той же языковой единицы, обладающие одинаковым значением, но различающиеся по форме: звал а – зв а ла, бухгалтеры – бухгалтера, обусловливать – обуславливать, машу - махаю (вторые варианты по сравнению с первыми имеют разговорный или просторечный оттенок). Такие варианты являются неравноправными.

Существуют 3 степени нормативности, которые отражены в различных словарях:

· норма 1-й степени – строгая, жесткая, не допускает вариантов (класть, а не ложить);

· норма 2-й степени – нейтральная, допускает равнозначные варианты (порядочный (ш));

· норма 3-й степени — более подвижная, допускает разговорные, устаревшие формы (творог, творог).

В лингвистической литературе последних лет различают два типа норм: императивные и диспозитивные.

Императивные (т.е. строго обязательные) – это такие нормы, нарушение которых расценивается как слабое владение русским языком(например, нарушение норм склонения, спряжения или принадлежности к грамматическому роду).

Диспозитивные (восполнительные, не строго обязательные) нормы допускают стилистически различающиеся или нейтральные варианты: и наче – ин а че, скирд – скирда, гр е нки – гренк и (разг)

Спор и его виды.

Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по како­му-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

Виды спора: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, пре­ния.

Дискуссией (лат. discussio — исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление раз­ных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса (считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу).

Диспут (лат. disputar — рассуждать, disputatio — прение) называют публичный спор на научную и общественно важную тему.

Другой характер носит полемика (древнегреч. слово polemikos - «воин­ственный, враждебный») — это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противосто­яние, противоборство сторон, идей и речей. Исходя из это­го, полемику можно определить, как борьбу принципиаль­но противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Из данного определения следует, что полемика от­личается от дискуссии, диспута именно своей целевой на­правленностью. Участники дискуссии, диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются

- прийти к единому мнению,

- найти общее решение,

- установить истину.

Цель полемики иная: надо одержать победу над против­ником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Однако следует иметь в виду, что подлинно научная по­лемика ведется не просто ради победы как таковой. Опи­раясь на принципиальные позиции, полемисты решают социально значимые вопросы, их выступления направлены против всего, что мешает эффективному общественному развитию.

Полемика — это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научны­ми аргументами. Полемика особенно необходима, когда вырабатываются новые взгляды, отстаиваются общечелове­ческие ценности, права человека, складывается обществен­ное мнение. Она служит воспитанию активной гражданс­кой позиции.

Дебаты (франц. debat — спор, прения). — обмен мнениями по каким-либо вопросам (споры).

Прения (русское слово, зафиксированное в лексиконе XVII века) — обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам.

Словами дебаты, прения, как правило, именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т. п.

Любой спор представляет собой следующую структуру:

с одной стороны, это выдвижение и защита тезиса первым оппонентом, а с другой — опровержение выдвинутого те­зиса и его аргументации вторым оппонентом.

Правила ведения полемики.

Полемика — это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научны­ми аргументами.

Цель полемики: надо одержать победу над против­ником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Правила ведения полемики
1. Обсуждать можно только тот вопрос, в котором хорошо разбираются обе стороны. Не спорить о слишком близком и слишком далеком.
2. Необходимо согласовать с оппонентом предмет спора и порядок ведения полемики.
3. Точно придерживаться обсуждаемого вопроса, не уходить от предмета обсуждения. Вести спор вокруг главного, не размениваться на частности.
4. Не допускать приемы психологического давления: переход " на личности", обвинение партнера в недостойных мотивах ведения спора и др.
5. Занимать определенную позицию. Проявлять принципиальность, но не упрямство.
6. Соблюдать этику ведения полемики: спокойствие, выдержку, доброжелательность.
Без соблюдения этих правил полемика может превратиться в перебранку.

Виды делового общения.

По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.

Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

К монологическим видам относятся:

  • Приветственная речь;
  • Торговая речь (реклама);
  • Информационная речь;
  • Доклад (на заседании, собрании).

Диалогические виды:

  • Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.
  • Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
  • Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.
  • Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.
  • Дискуссия;
  • Совещание (собрание);
  • Пресс-конференция.
  • Контактный деловой разговор - непосредственный, " живой" диалог.
  • Телефонный разговор (дистанционный), исключающий невербальную коммуникацию.

В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

По содержанию общение может быть разделено на:

  • Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;
  • Когнитивное - обмен знаниями;
  • Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
  • Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:

  • Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
  • Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;
  • Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;
  • Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Объект, предмет, цель и задачи риторики.

Риторика — классическая наука о целесообразном и уместном слове — востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово.

Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии.

Научиться максимально рационально использовать речевые потенциалы (говорить кратко и эффективно), – цель. Предметом является целесообразность и эффективность устной и письменной речи. Объект – система законов и правил, определяющих целесообразность и эффективность речи.

Современная риторика помогает эффективно решить задачи, стоящие перед личностью:

во-первых, любой представитель своей нации должен владеть родным языком – используя все языковые возможности, осуществлять полноценную коммуникацию, т.е. обеспечивать адекватный обмен информацией в различных условиях;

во-вторых, любой специалист в своей профессиональной сфере должен уметь с помощью родного языка: - эффективно представить себя как кандидата на искомое рабочее место перед работодателем;

- эффективно заявить о себе перед коллегами как о человеке, с которым комфортно сотрудничать;

- эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность с помощью коммуникации с коллегами разных уровней (выше, равных и ниже вас);

- эффективно проводить презентацию результатов своего труда (проект, отчёт, заключённый вами договор, свои умения, идею, свой товар и проч.) перед начальником и/или покупателем.


Поделиться:



Популярное:

  1. I I. Цели, задачи, результаты выполнения индивидуального проекта
  2. I. Предмет, метод и специфика административного права как отрасли права
  3. II. Основные задачи управления персоналом.
  4. II. Решить следующие ниже финансовые задачи на листе “Задачи”.
  5. II. Цели, задачи и предмет деятельности
  6. III. Задачи, решаемые организацией с помощью ИСУ и ИТУ.
  7. III. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФСОЮЗА
  8. III. Экономико-управленческие задачи производственной практики
  9. IV. Христианское (этическое) мировоззрение: высшее благо – в Боге; отречение от мира; цель жизни – в исполнении заповедей Божиих; добро и зло; нравственное чувство; праведники и грешники
  10. А. П. Петрова. «Сценическая речь» - Пути воплощения сверхзадачи
  11. Анализ использования основных фондов: задачи, объекты, этапы, источники информации, основные показатели.
  12. Анализ финансового состояния организации: задачи, методы, виды, последовательность, информационная база.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 9603; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.093 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь