Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Семинар № 4. Визуальная культура



4 часа

1. Визуальная культура как синтетический вид творческой деятельности человека.

2. Структура визуальной культуры.

3. Высокие технологии и визуальная культура.

 

Материалы к семинару

 

Визуальная культура - это современная культурная реальность, сформировавшаяся на основе появления новых способов передачи визуальной информации, представляющей собой синтез традиционных форм изобразительного искусства и его инновационных разновидностей - анимации, кинетики, созданных с помощью компьютерных технологий.

Изменения в традиционных изобразительных (визуальных) искусствах под влиянием новейших технологий в ХХ в. произошли столь существенные, что, например, на ХХХIV Конгрессе художественных критиков в Лондоне в 2000 г. основным вопросом обсуждения стала проблема, которая звучала вопросительно «Visual art or visual culture? ».

Этот вопрос продолжает оставаться актуальным и сегодня. Речь идет об объектах городской среды, созданных с помощью различных видов дизайна и рекламы и формирующих среду обитания современного человека.

Понимание, осмысление визуальной культуры требует предельно серьезного теоретического анализа и поисков методологии исследования, интерпретации этой новой реальности.

Задания для самостоятельной работы

1. «Визуальная культура» – понятие, которое широко распространено в повседневной жизни. Этими словами обозначают все виды рекламы, особенно телевизионной, все разнообразие клиповой продукции, многообразную высококачественную печатную продукцию, высокотехнологичную продукцию киноиндустрии. Попытайтесь выявить сущностные отличия визуальной культуры и визуального (изобразительного) искусства.

2. Одним из подходов к пониманию и анализу визуальной культуры может быть подход по признаку бытия визуальной культуры: от ее авторского проектирования к изготовлению (производству), к (менеджерскому) продвижению до потребителя, наконец, восприятие (потребление) конечного продукта. Ее бытийное пространство включает в себя автора-проектировщика, производителя и потребителя. Покажите на примерах, что таким «структурированным продуктом» визуальной культуры является предметный ряд «дизайн–реклама–полиграфия», и что его можно рассматривать в качестве специфического комплекса визуальной культуры.

3. Предлагаемый предметный ряд визуальной культуры ведет себя чрезвычайно активно и нуждается в выделении функциональных уровней. Предварительно можно назвать два таких уровня. Назовите эти уровни, проиллюстрируйте примерами, проанализируйте их.

4. Визуальная культура актуализировала проблему визуального мышления, которое, по мнению специалистов, не сводится к визуальному обучению. В этой связи проанализируйте следующий текст: «Произведение изобразительного искусства является не иллюстрацией к мыслям его автора, а конечным проявлением самого мышления».

5. В 1974 г. В.Л. Глазычевым на русский язык была переведена книга известного американского искусствоведа Р. Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие», которой предшествовала монография того же автора «Визуальное мышление» (1970 г.). Книга Р. Арнхейма имеет подзаголовок «Психология творящего взгляда». Смысл этого названия можно интерпретировать как мысль - восприятие – творческий процесс, эмоционально и рационально преображающий все, что оказывается в поле зрения воспринимающего. В главе «Выразительность» Р. Арнхейм определяет выразительность как «напряженность, которую взгляд находит в воспринимаемом».

Проанализируйте психологию восприятия текстов визуальной культуры (визуальных и вербальных на конкретных примерах.

6. В современной визуальной культуре (прежде всего в рекламе) сложились устойчивые брендинговые архетипы (торговля, отдых, развлечения, здоровье), в изобразительном решении которых исключительное место занимают эротические и сексуальные сюжеты. Проанализируйте данное явление с эстетической, художественной, психологической точек зрения.

7. Профессор С.И. Орехов в монографии «Поиск виртуальной реальности» пишет: «Решение проблемы виртуальной реальности как осуществление одного из вариантов возможного мира оборачивается решением проблемы формирования возможного типа человека, личности. Изначально творится реальность, а потом моделируется (и самомоделируется! ) человек. Формирование человека идет не через создание условий в данной реальности, а через создание иной – виртуальной – реальности и взаимодействие с ней. Одним из аспектов взаимодействия является проектирование человека.

Сфокусированная точка переживания призвана заменить мое физическое «Я» в киберпространстве, в виртуальной реальности … Субъект виртуальной реальности есть продолжение обычного сознания со всеми его достоинствами и недостатками, но в совершенно другой форме. Самоотождествление себя с образами (персонажами, артефактами и пр.) виртуальной реальности и логика событий (заранее заданная) приводят к изменению сознания, которое затем, будучи возвращено в реальный мир, станет обладать необходимыми качествами. Особенно это касается виртуальной реальности, создаваемой Internet)».

Проанализируйте данный текст с точки зрения визуальной культуры и психики человека.

Контрольные вопросы

1. Попытайтесь сформулировать определение визуальной культуры.

2. Является ли визуальная культура современным средством коммуникации?

3. Определите место дизайна в современной визуальной культуре.

4. Определите место рекламы в современной визуальной культуре.

5. Определите место полиграфии в современной визуальной культуре.

6. Какую роль играют информационные технологии в формировании современной визуальной культуры?

7. Можем ли мы признать, что современная визуальная культура (дизайн, реклама) носит выраженный агрессивный и эротический характер?

8. Роль Internet, информационных технологий в создании виртуальной реальности (киберпространства) как разновидности визуальной культуры.

Словарь терминов

Визуальный– (от лат. Visualis – зрительный) - видимый, наблюдаемый простым глазом объект.

Визуальная культура – область культуры, связанная с получившими широкое распространение современными техническими способами записи и передачи изображения (кино, ТВ, видео, системы мультимедиа). Семиотически визуальные тексты представляют собой знаковые ансамбли, соединяющие изобразительные, вербальные и звуковые ряды.

Визуальное мышление – мышление посредством визуальных операций.

Виртуальная реальность – искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникнуть, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения.

Дизайн – в широком смысле слова любое проектирование, то есть процесс и метод создания новых предметов, формирования предметной среды, трудовых процессов, оборудования, инструментов и т.д. В узком смысле – новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в ХХ в.; различается промышленный дизайн, дизайн среды, одежды и графический дизайн.

Информация; информационные технологии – любые сведения, данные, сообщения, передаваемые посредством сигналов; передача сведений с помощью техники компьютерными, цифровыми и иными современными способами коммуникации.

Кинетическое искусство– одно из направлений в искусстве ХХ в., прежде всего в пластике, основанное на создании эстетических эффектов с помощью движущихся частей композиции, реальных конструкций, изображений, создаваемых средствами кино, телевидения, лазером, неоном, электричеством, отраженными лучами солнца.

Реклама – первоначально возглас, привлекающий внимание; способ продвижения товара, продукции к потребителю, с середины ХIХ в. – область прикладной графики, в настоящее время – составная часть визуальной культуры.

Темы докладов и рефератов

 

1. Место изобразительного и прикладного искусства в визуальной культуре.

2. Кино и ТВ как составные части визуальной культуры.

3. Роль и значение компьютерных технологий в визуальной культуре.

4. Дизайн как составная часть визуальной культуры.

5. Реклама как составная часть визуальной культуры.

6. «Виртуальная реальность» как проблема и как составная часть визуальной культуры.

7. Психологические проблемы восприятия современной визуальной культуры.

Список литературы

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм; пер. с англ. с изменениями – М.: «Прогресс», 1974.

2. Дмитриева Л.М. Визуальная культура: к постановке проблемы: матер. междунар. науч. конф / Л.М. Дмитриева, В.Ф. Чирков // Визуальная культура: дизайн, реклама, полиграфия. – Омск: ОмГТУ, 2003. – С. 3–5.

3. Каган М.С. Искусство в системе культуры (К постановке проблемы) / М.С. Каган // Советское искусствознание’78. Второй выпуск: Сборник статей – М.: «Советский художник», 1979. – С. 239–273.

4. Культурология: учеб. для вузов / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев. — СПб.: Питер, 2011.

5. Культурология: учеб. для вузов [Электронный ресурс] / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев. - Режим доступа: http: //www.studfiles.ru/preview/430234/

6. Орехов С.И. Поиск виртуальной реальности: монография / С.И. Оре­хов. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. – С. 182.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1997; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь