Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Почему возникла альтернатива технократического и гуманитарного стилей мышления?
Становление профессиональной культуры, адекватной современному состоянию техногенной цивилизации, связано с радикальным изменением доминирующего в социуме стиля мышления. Превалирующее в доиндустриальных формациях чувственное мировосприятие в течение длительного, измеряемого столетиями времени, трансформировалось в рационалистическое (в его крайнем проявлении - формально-логическое) осмысление действительности. Если умы античных мыслителей занимала общая картина мироздания, и для этого необходимы были интегральные познавательные процедуры, то теперь узкопрактическая потребность углубленного, но фрагментарного исследования потребовала преимущественно аналитических методов. Естествознание и математика триумфально лидируют в науке по строгости аргументации, четкости суждений, определенности выводов. В красивых “орнаментах” абстрактных логических символов воспроизводятся структуры реального мира. Непостижимым образом ученые находят эмпирическое подтверждение своим умозрительным конструктам. В свою очередь, новые инженерные технологии, упрощенно перенесенные в сферу познания человеческих отношений, еще более укрепляют веру во всемогущество рационалистических методов. На неблагоприятном фоне девальвации духовных ценностей сложился особый технократический стиль мышления, оказавший заметное влияние и на гуманитаристику, где вскоре обнаружились его односторонность и неплодотворность. В суете и погоне за прибылью, в самодовлеющем практицизме и конъюнктуре категории нравственности оказываются порой низведены до норм юридического права, добро отождествлено с выгодой, счастье подменено обладанием. “При всяких состязаниях на механическую скорость, при всяких премиях и бессмысленных изобретениях однодневных королей и королев совершенно отодвигается на второй план примитивное соображение об искусстве мышления, которое дало столько непревзойденных, замечательных школ древности”[24], — напоминал Н.К. Рерих. Новая ситуация потребовала пересмотра отношения к существованию универсальных ценностей. “Возникает угроза, что в искусстве исчезнет не только дисциплинирующее, но и содержательное ремесленное образование, в науке — опирающееся на смысл целого обучение в области знания и исследования; в философии — передающаяся от лица к лицу традиция веры. Вместо всего этого сохранится традиция технической рутины, умения и форм, усвоения точных методов и, наконец, ни к чему не обязывающая болтовня”[25], — предупреждал К. Ясперс. Адекватная современной стадии социального развития новая образовательная парадигма требует ясного осознания различий между полярными типами культуры, которые условно обозначим как техногенный и мифологемный. Мифологемность означает в данном случае образно-символическое восприятие мира, слияние реальности воспринимаемой и воображаемой, рационально познанной и интуитивно полагаемой. Таблица № 1
Сравним основные характеристики названных типов ( Таблица № 1 ). Данная схема не претендует на полноту информации и может быть продолжена за счет иных параметров. Кроме того, некоторые ценности приведены без последующего обоснования в качестве темы для самостоятельного размышления. Разумеется, не существует " чистого" типа культуры. Речь идет о доминирующих ценностных ориентациях или “ядерных” отношениях, определяющих главные тенденции становления цивилизации. В идеале необходима гармонизация названных альтернативных систем ценностей, что в итоге должно быть отражено в новых концепциях образования. Главные черты гуманистического типа мышления — осмысление и жизненное воплощение нравственных принципов, органичное сочетание логики и здравого смысла, чувства и разума, веры и научной аргументации. Этим искусством владеют люди с высоким культурным потенциалом, талантливые и образованные, волевые и деликатные. При этом далеко не всегда “технарь” является технократом, а гуманитарная профессия вовсе не гарантирует гуманистических идеалов.
7. Место культурологии в системе инженерного образования. Способность применять культурологический подход к конкретной профессиональной деятельности в значительной мере влияет на черты и характеристики профессиональной культуры специалиста, структурным элементом которой является социокультурная компетентность. Уточним, что именно является особенно ценным и необходимым для культурологического подхода. Если иметь в виду, что профессиональная деятельность - это специализированная сфера культуры, то культурологический уровень изучения ее предполагает исследования экстраутилитарных, то есть, выходящих за пределы узкой специальности, ценностно-нормативных параметров этой деятельности - нормирующих и регулирующих ее по критериям социальной приемлемости тех или иных способов ее осуществления; - устанавливающих пороги допустимости социальной цены и социальных последствий этой деятельности, - аккумулирующих и канонизирующих исторический опыт подобной деятельности в плане ее социальной эффективности; - формирующих " классические" требования к технологиям и нормам обучения по специальности; - формирующих этику профессионального взаимодействия специалистов; - создающих специальные внутриотраслевые языки и семиотически коды профессиональной комуникации и взаимопонимания; - разрабатывающие иерархию критериев определения социальной ценности продуктов (результатов) этой деятельности, престижность тех или иных функций и статуса ее исполнителей, профессиональную атрибутику, этику, моду, праздники, традиции и т.п. Таким образом, можно ввести понятие культурологии техники, которое включает в себя следующие сферы знания: - онтологию инженерной культуры: разнообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров, - гносеологию профессиональной культуры: основания знаний об инженерной деятельности и их место в системе наук, внутренняя структура и методология; - морфологию профессиональной культуры: основные параметры ее функциональной структуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и трансляции социального опыта; - семантику инженерной культуры: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурного взаимодействия; - антропологию инженерной культуры: представления о личностных параметрах культуры, об инженере, как " производителе" и " потребителе" продуктов техносферы; - социологию культуры: представления о социальной стратифицированности в рамках профессиональной культуры, о профессиональной культуре как системе " правил игры" и технологий социального взаимодействия; - социальную динамику профессиональной культуры: представления об основных типах социокультурных процессов в рамках техногенной цивилизации, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем; - историческую динамику профессиональной культуры: представления об эволюции форм социокультурной организации в рамках инженерной деятельности; - прикладные аспекты культурологии техники: представления о культурной политике, функциях культурных институтов - разрабатывает методы, основания и технологии прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов, связанных с техносферой.
Таким образом, предметом культурологического анализа специализированной, в частности, инженерной, деятельности являются ценностно-нормативные установки и механизмы, регулирующие ее функционирование в социуме, допустимый предел социальной цены и социальных последствий этого функционирования; а также взаимодействие и взаимопонимание как между профессиональным инженерным сообществом и другими общественными структурами, так и внутри него. Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
1. В чем специфика становления культурологии как научной и учебной дисциплины? 2. Какие науки заложили фундамент культурологии? 3. В чем специфика культурологического знания и какова его структура? 4. На основании каких характеристик можно сделать вывод об интегративном характере культурологии? 5. Каковы цели и задачи фундаментальной и прикладной культурологии? 6. Что отличает культурологический подход к сферам специализированной деятельности, в частности, к деятельности инженерной? 7. Что является предметом культурологического анализа инженерой деятельности? экономической деятельности? юридической деятельности? 8. Каковы требования к социокультурной компетентности в сфере специализированной профессиональной деятельности?
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы