Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ЛИТЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА



ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ЛИТЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Скифская технология литья

Скифы в причерноморских степях появились неизвест­но откуда, но некоторые элементы их ранней культуры свидетельствуют о возможных контактах с племенами Ал­тая; вполне вероятными кажутся их связи с гуннами, у ко­торых археологи констатируют развитое меднолитейное мастерство, так что скифы уже могли иметь навыки ме­таллообработки.

Скифы были кочевниками, но со временем часть из них перешла на оседлый образ жизни. При освоении чужих земель кочевники, как правило, впитывали культуру ра­зоренных ими племен и народов, развивая на их основе свою. На новых землях скифы застали оседлые племена с довольно высокой культурой — около III тысячелетия до н. э. там уже появилась обработка меди. В начале II ты­сячелетия до н. э. на территории многих теперешних об­ластей Украины и юга России получила распространение бронза. Начало I тысячелетия до н. э. ознаменовалось рез­ким увеличением ее производства. Технические приемы ли­тья достигают при этом высокого уровня и разнообразия.

К этому времени многие народы уже владели секретом литья по восковым моделям, несколькими способами фор­мообразования отливок, в том числе и художественных. На этой основе с VIII по III в. до н. э. складывается особая культура скифских племен.

В III—IV вв. до н. э. Скифское государство достигло большо­го расцвета и стало могущественной силой Юго-Восточной Ев­ропы. В это время особенно усилились контакты скифов с эллинским миром. Древние греческие и римские авторы, не очень восторгаясь варварами-скифами, тем не менее высоко оценивали достижения скифских металлургов-кузнецов и ли­тейщиков, в частности оружейников. Особенно скифы про­славились высокохудожественными отливками из золота.

В военном деле скифы использовали массовую конно-стрелковую тактику. Они начали применять стрелы с граненым втульчатым наконечником из бронзы. Большая потребность в стрелах вызвала необходимость создания особого способа их изготовления. Прежние способы изготовления отливок в каменных, глиняных и песчаных формах не позволяли ре­шить задачу массового изготовления наконечников стрел. Для решения этой проблемы скифы стали применять металли­ческие формы. Литье в металлические формы (кокили) свя­зано с определенными сложностями и требует достаточно высокой культуры производства. Но металлурги Скифии око­ло 2500 лет тому назад успешно освоили этот способ и даже использовали металлические стержни.

Скифские литейные формы для наконечников обычно со­стояли из двух или трех металлических частей (рис.1, а), формировавших наружную поверхность отливки и стерж­ня (рис..1, б), предназначенного для выполнения внут­реннего отверстия наконечника (рис. 1, в).Собранная форма скреплялась специальными обручами и устанавли­валась вертикально. Ряд таких форм заливали расплав­ленной бронзой через верхнее отверстие. Впоследствии верх­нюю часть отливки (прибыль) отламывали, а место изло­ма в наконечнике соответствующим образом затачивали.

 

 

Рис. 1. Литые изделия скифов:

а — часть литейной формы; б — стержень;

в — бронзовый наконечник стре­лы; г — половина четырехместного кокиля


Позже опыт скифского литья в кокиль был утрачен. Воз­родился он вновь в России лишь в XVII в.

Для приготовления пищи скифы, как и некоторые дру­гие народы и племена, использовали большие (высотой до 1 м) круглые бронзовые котлы на одной (втульчатой) нож­ке. Почти все из дошедших до наших дней котлов, а их хранится в разных музеях России и Украины достаточно много, представляют собой своеобразные художественные отливки. Обычно орнамент выполнялся нало­жением на восковую рубашку двухвиткового шнура тол­щиной около 4 мм. Этот метод получил название «шну­ровой». Часто орнамент котлов имеет сложные дополне­ния в виде фигур козлов, пальметок (стилизованный лист в орнаменте), букраний (изображение головы быка) или солярных знаков (знаков солнечного культа). В верхнем крае котла отливали от двух до восьми вертикальных ру­чек дугообразной формы или в виде стилизованных зве­рей. Иногда ручки выполняли в виде простых боковых приливов, часто к верхней части корпуса.

Небольшая толщина стенки, конфигурация, художествен­ные украшения — все это делало котел сложным для ли­тья. Между тем скифы пошли на еще большее усложнение — они отливали корпус заодно с ножкой, часто орнаментиро­ванной горизонтальными и вертикальными валиками, зигзагами и «шнуровым» рисунком. Такую сложную технику изготовления котла могли осуществить только мастера, владеющие самыми высокими технологиями литья.

Форму для отливок изготовляли следующим образом: по специальному шаблону вращения выполняли глиняный бол­ван; затем на него наносили восковую модель котла, или, как ее называют литейщики, восковую рубашку; шаблон вращали на оси, которую перед нанесением восковой ру­башки вынимали, а возникающее узкое отверстие забивали глиной. Отливали форму котла кверху дном.

Внешняя часть литейной формы состояла из двух частей (если не считать тех, которые формовали ушки): в одной фор­мировалась наружная часть самого котла, а в другой — нож­ка и литник. У некоторых котлов корпус и втульчатая ножка скреплялись особой литой «заклепкой». При этом вначале отливали самостоятельно две части котла с соответствующи­ми отверстиями в месте их стыка (в дне корпуса и в верхней части ножки). Затем обе части составляли вместе и в место сопряжения заливали жидкий металл. В результате этого об­разовывалась своеобразная литая «заклепка», крепко скреп­ляющая обе половины котла. Возможно, что такие «заклеп­ки» использовались и в ремонтных целях, когда втульчатая ножка обламывалась.

Кроме отливок хозяйственного назначения с некоторы­ми художественными элементами, скифы отливали боль­шое количество художественных изделий: женские украше­ния, детали конской сбруи, предметы ежедневного обихода и оружие. Знаменитые на весь мир золотые литые гривны, пектораль, кубки, ритоны были изготовлены для скифов греческими мастерами, а мелкие золотые изделия и особенно бронзовые изделия являются образцами собственно скифского литейного искусства, названного впоследствии скифским звериным стилем.

Скифы широко применяли различные спо­собы формообразования отливок: литье в ка­менные, известняковые, сланцевые, песча­никовые и другие формы, в кокиль (нако­нечников стрел), формовку по шаблонам (для изготовления котлов), а также литье по выплавляемым восковым моделям. При этом они использовали простые, но весьма ори­гинальные приемы.

 

Первые русские монеты

Развивалась торговля и требовалась валюта. В связи с этим Древняя Русь, не имевшая собственного опыта в из­готовлении монет и достаточного количества монетного металла, не обратилась за помощью к другим странам, а создала свое самобытное искусство литья монет. Киевский монетный двор (по сути, скромная ремесленная мастерская) разработал и использовал своеоб­разную металлургичес­кую технологию изго­товления монет.

Литье монетных дис­ков было известно еще в глубокой древности; так, лили их в Ольвии и Сиракузах еще до но­вой эры. Русские литейщики-монетарии освоили совершенно новый процесс литья, совмещенный с обжатием, который был снова «от­крыт» лишь почти через 1000 лет и называется теперь жидкой штамповкой.

Серебряные монеты (сребреники) имели такие литейные дефекты, как недоливы и неспаи, расположенные произ­вольно (рис. 6, а). Зависимости между массой монет и наличием в них дефектов нет. Поэтому специалисты при­шли к выводу, что монеты отливали в открытые формы, но с последующей «подпрессовкой». Это подтверждается наличием у монет радиальных трещин (рис. 6, б), а также могло стать причиной и выломов в виде сегментов у части сребреников. Такие дефекты могли возникнуть только в результате деформации (расплющивания) в момент, ког­да серебро находилось в твердожидком состоянии. Края плоского слитка затвердевают быстрее, и при ударе (или нажиме) штемпелем края растягивались и растрескива­лись.

 

 

Рис. 6. Владимирские сребреники:

а — с радиальными трещинами; б — с выломами

 

Историческое значение древнейших отечественных мо­нет заключается не только в том, что они стали первыми увековеченными в металле памятниками русской государ­ственности, но и в том, что они свидетельствуют о высо­ком уровне развития самобытной техники литья монет в период утверждения христианства на Руси.

 

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ЛИТЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Скифская технология литья

Скифы в причерноморских степях появились неизвест­но откуда, но некоторые элементы их ранней культуры свидетельствуют о возможных контактах с племенами Ал­тая; вполне вероятными кажутся их связи с гуннами, у ко­торых археологи констатируют развитое меднолитейное мастерство, так что скифы уже могли иметь навыки ме­таллообработки.

Скифы были кочевниками, но со временем часть из них перешла на оседлый образ жизни. При освоении чужих земель кочевники, как правило, впитывали культуру ра­зоренных ими племен и народов, развивая на их основе свою. На новых землях скифы застали оседлые племена с довольно высокой культурой — около III тысячелетия до н. э. там уже появилась обработка меди. В начале II ты­сячелетия до н. э. на территории многих теперешних об­ластей Украины и юга России получила распространение бронза. Начало I тысячелетия до н. э. ознаменовалось рез­ким увеличением ее производства. Технические приемы ли­тья достигают при этом высокого уровня и разнообразия.

К этому времени многие народы уже владели секретом литья по восковым моделям, несколькими способами фор­мообразования отливок, в том числе и художественных. На этой основе с VIII по III в. до н. э. складывается особая культура скифских племен.

В III—IV вв. до н. э. Скифское государство достигло большо­го расцвета и стало могущественной силой Юго-Восточной Ев­ропы. В это время особенно усилились контакты скифов с эллинским миром. Древние греческие и римские авторы, не очень восторгаясь варварами-скифами, тем не менее высоко оценивали достижения скифских металлургов-кузнецов и ли­тейщиков, в частности оружейников. Особенно скифы про­славились высокохудожественными отливками из золота.

В военном деле скифы использовали массовую конно-стрелковую тактику. Они начали применять стрелы с граненым втульчатым наконечником из бронзы. Большая потребность в стрелах вызвала необходимость создания особого способа их изготовления. Прежние способы изготовления отливок в каменных, глиняных и песчаных формах не позволяли ре­шить задачу массового изготовления наконечников стрел. Для решения этой проблемы скифы стали применять металли­ческие формы. Литье в металлические формы (кокили) свя­зано с определенными сложностями и требует достаточно высокой культуры производства. Но металлурги Скифии око­ло 2500 лет тому назад успешно освоили этот способ и даже использовали металлические стержни.

Скифские литейные формы для наконечников обычно со­стояли из двух или трех металлических частей (рис.1, а), формировавших наружную поверхность отливки и стерж­ня (рис..1, б), предназначенного для выполнения внут­реннего отверстия наконечника (рис. 1, в).Собранная форма скреплялась специальными обручами и устанавли­валась вертикально. Ряд таких форм заливали расплав­ленной бронзой через верхнее отверстие. Впоследствии верх­нюю часть отливки (прибыль) отламывали, а место изло­ма в наконечнике соответствующим образом затачивали.

 

 

Рис. 1. Литые изделия скифов:

а — часть литейной формы; б — стержень;

в — бронзовый наконечник стре­лы; г — половина четырехместного кокиля


Позже опыт скифского литья в кокиль был утрачен. Воз­родился он вновь в России лишь в XVII в.

Для приготовления пищи скифы, как и некоторые дру­гие народы и племена, использовали большие (высотой до 1 м) круглые бронзовые котлы на одной (втульчатой) нож­ке. Почти все из дошедших до наших дней котлов, а их хранится в разных музеях России и Украины достаточно много, представляют собой своеобразные художественные отливки. Обычно орнамент выполнялся нало­жением на восковую рубашку двухвиткового шнура тол­щиной около 4 мм. Этот метод получил название «шну­ровой». Часто орнамент котлов имеет сложные дополне­ния в виде фигур козлов, пальметок (стилизованный лист в орнаменте), букраний (изображение головы быка) или солярных знаков (знаков солнечного культа). В верхнем крае котла отливали от двух до восьми вертикальных ру­чек дугообразной формы или в виде стилизованных зве­рей. Иногда ручки выполняли в виде простых боковых приливов, часто к верхней части корпуса.

Небольшая толщина стенки, конфигурация, художествен­ные украшения — все это делало котел сложным для ли­тья. Между тем скифы пошли на еще большее усложнение — они отливали корпус заодно с ножкой, часто орнаментиро­ванной горизонтальными и вертикальными валиками, зигзагами и «шнуровым» рисунком. Такую сложную технику изготовления котла могли осуществить только мастера, владеющие самыми высокими технологиями литья.

Форму для отливок изготовляли следующим образом: по специальному шаблону вращения выполняли глиняный бол­ван; затем на него наносили восковую модель котла, или, как ее называют литейщики, восковую рубашку; шаблон вращали на оси, которую перед нанесением восковой ру­башки вынимали, а возникающее узкое отверстие забивали глиной. Отливали форму котла кверху дном.

Внешняя часть литейной формы состояла из двух частей (если не считать тех, которые формовали ушки): в одной фор­мировалась наружная часть самого котла, а в другой — нож­ка и литник. У некоторых котлов корпус и втульчатая ножка скреплялись особой литой «заклепкой». При этом вначале отливали самостоятельно две части котла с соответствующи­ми отверстиями в месте их стыка (в дне корпуса и в верхней части ножки). Затем обе части составляли вместе и в место сопряжения заливали жидкий металл. В результате этого об­разовывалась своеобразная литая «заклепка», крепко скреп­ляющая обе половины котла. Возможно, что такие «заклеп­ки» использовались и в ремонтных целях, когда втульчатая ножка обламывалась.

Кроме отливок хозяйственного назначения с некоторы­ми художественными элементами, скифы отливали боль­шое количество художественных изделий: женские украше­ния, детали конской сбруи, предметы ежедневного обихода и оружие. Знаменитые на весь мир золотые литые гривны, пектораль, кубки, ритоны были изготовлены для скифов греческими мастерами, а мелкие золотые изделия и особенно бронзовые изделия являются образцами собственно скифского литейного искусства, названного впоследствии скифским звериным стилем.

Скифы широко применяли различные спо­собы формообразования отливок: литье в ка­менные, известняковые, сланцевые, песча­никовые и другие формы, в кокиль (нако­нечников стрел), формовку по шаблонам (для изготовления котлов), а также литье по выплавляемым восковым моделям. При этом они использовали простые, но весьма ори­гинальные приемы.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1309; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь