Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История России - часть всемирной истории



История это рассказ о прошедшем. Историю нужно знать для того, чтобы грамотно определить гражданскую ответственность за исторические судьбы своих народов, разобраться в причинах социальных неурядиц, порождающих серьезные политические кризисы.

В исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории России. За последние годы переизданы фундаментальные труды по отечественной истории круп ных дореволюционных российских историков, среди которых работы С. М. Соловьева, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского и других. Мы располагаем сегодня трудами и таких видных историков, как Б. А. Рыбаков, Б. Д. Греков, С. Д. Бахрушин, М. Н. Тихомиров, М. Н. Покровский, и наших современников, как А.Н. Сахаров, В.С. Измозик, С.Ю. Малышева, Ф.Ш. Хузин и др.

Ныне в исторической науке существует в основном два подхода в изучении истории: формационный и цивилизационный, которые обеспечивают различные пути к постижению и осмыслению истории. Формационный подход исходил из философской категории " общественно-экономическая формация" — исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. Особенно распространен и был фактически единственным этот подход в Советской исторической науке. В настоящее время формационный подход использует меньшая часть историков. Большая их часть предпочитает цивилизационный подход. Это понятие появилось в XVIII в. в тесной связи с понятием " культура". Первым русским историком обосновавшим этот подход был Я.Я. Данилевский (1822—1885). По Данилевскому, ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, которых он насчитывал десять.

Важнейшие проблемы истории продолжают развиваться современными учеными.

Итак, история это рассказ о прошедшем. Историю человеческого общества начинает каменный век (этот период развития человека так называется потому, что все орудия труда у людей были каменными). Каменный век делится на палеолит(древний каменный век), когда свыше 2 млн. лет назад появился человек (он выделился из животного мира), люди пришли в восточную Европу). Климат вначале был теплым, но более 100-тысяч лет назад многометровый ледник покрыл большую часть Европы. Люди жили первобытным коллективом, который носит название человеческое стадо или «праобщина». Люди вместе боролись за выживание. Человека, который жил в середине палеолита историки называют «человек разумный». После палеолита наступает мезолит (средний каменный век), когда люди научились добывать огонь и окончательно заселили Евразию. Это произошло примерно с Х тысячелетия. Позже ледник стал таять и около 12 тыс. лет назад климат постепенно сменился современным, потекли полноводные реки, в условиях щедрой природы человек сделал гигантские шаги вперед: им были приручены животные, изобретены лук, стрелы, лодки, сети, он стал употреблять кости и рога для изготовления игл, наконечников копий и гарпунов. Повсеместно распространилась охота, рыболовство и собирательство. Человечество постепенно овладевает самыми примитивными способами животноводства и земледелия. Наступил неолит (новый каменный век), произошла «неолитическая революция» - переход народов к производящему хозяйству.

История Древней Руси.

Славянское в своей основе (вместе с балтскими, финно-угорскими племенами) древнерусское государство образовалось в конце IXв. В русской исторической науке до ХХ в. существовали две теории: норманнская (ее обосновали немецкие ученые Г.-Ф Мюллер, Г.-З. Байер), она утверждала, что государство создали приглашенные из Скандинавии варяги) и антинорманская (обосновал М.В. Ломоносов), которая считала, что призвания варягов на Русь не было, а первые русские князья были славянами, а не варягами. Сейчас историки чаще всего придерживаются современной теории, которая считает, что образование государства у восточных славян – закономерное завершение разложения первобытно-общинных отношений у славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки»

Сложившееся к IX в. древнерусское феодальное государство (называемое историками также Киевской Русью) возникло в результате чрезвычайно длительного процесса раскола общества на классы, проходившего у славян на протяжении I тысячелетия н. э.

Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Он имел при себе совет из наиболее знатных князей и старших дружинников (бояр), выступавших в роли воевод, а также аппарат управления, который ведал сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов.

Основными отраслями производства в Киевской Руси в тот период были сельское хозяйство и ремесло.

Важную роль в укреплении государства играли правовые нормы, выработанные в X в. в " Русской Правде", составленной в начале XI в. князем Ярославом Мудрым, в которой были отражены основные правовые положения, регламентирующие многие стороны жизни. Позже свод законов продолжал совершенствоваться и чуть позже историки уже говорят не о «Правде Ярослава», так называют древнейший свод «Русской Правды», а о «Правде Ярославичей».

Религией восточных славян было язычество. Это комплекс верований, представлений, обрядов, отражавший полную зависимость древних людей от стихийных сил природы. Окружающий мир в представлении славян (они жили в древнерусском государстве) был населен добрыми и злыми духами, которых они старались умилостивить или отпугнуть заклинаниями и заговорами.

В 988 г. при князе Владимире Святом Древняя Русь приняла христианство. Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т. д.

В XII в. древнерусское государство вступило в период феодальной раздробленности. Древнерусское государство распалось на множество княжеств. Самыми крупными из них были Новгородская республика, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынская земля, Киевское княжество.

Этот период был закономерным этапом развития народа, но оно привело к ослаблению обороноспособности и русские княжества в 1237 – 1240 гг. были атакованы и завоеваны монголами. Русские княжества не входили в государство монголов Золотая Орда, но было зависимым от него (платило дань и князья могли стать «великими» только в том случае, если получали от хана золотой орды ярлык). Эта зависимость была вассальной. В 1340 г. Русь подверглась нападению шведов, а в 1342 г. – рыцарей Тевтонского Ордена, но новгородские войска под предводительством князя Александра (Невского) с ними справились и Древнерусские земли они не смогли захватить.

Но с XIV в. происходит объединение Руси вокруг Московского княжества, а затем и освобождение ее от зависимости. В XIV в. это происходит при князе Иване Калите, который получил ярлык на великое княжение и выполнял роль посредника между монгольскими ханами и русскими князьями.

Золотая Орда вступила в период феодальной раздробленности. В 1380 г. состоялась Куликовская битва между русскими княжествами под предводительством московского князя Дмитрия (за победу в этой битве его будут называть Донской) и ордынскими войсками под предводительством темника (руководителя войска и зятя хана Токтамыша). Но Русь несмотря на победу в Куликовской битве, еще 100 лет вынуждена платить дань Золотой Орде, а после ее распада – Большой Орде (объявившей себя правопреемницей Золотой Орды). В Московском княжестве в это время произошла феодальная война, в Золотой Орде – время великой замятни и ее распад. В 1480 г. войска Московского княжества и Большой Орды так и не вступили в битву на реке Угре (это событие носит название «стояние на реке Угре») и Московское княжество становится независимым.

В 1538 г. великим князем Московским стал Иван IV (Грозный). В 1547 г. он был впервые в Русском государстве венчан на царство. В 1549 г. был впервые на Руси созван Земский собор. Там заседали представители разных сословий. Русь могла стать сословным государством, но ни одно решение Земского собора не было принято без одобрения царя. В1551 г. состоялся церковный Стоглавый Собор. Он одобрил Судебник 1550 г. Но сословно-представительные органы собирались только по воле государя.

Наиболее ярко черты деспотической власти московского государя проявились в событиях 2-й половины XIV г., вошедших в историю под названием опричнина. После того, как опричное войско царя не смогли противостоять Крымскому хану Давлет-Гирею, а потом проиграли Ливонскую войну, и в 1572 г. царь отменил опричнину. В1584 г. Иван IV умер. Итогом его царствования стал глубокий социально-политический и экономический кризис. Положение ухудшилось из-за нескольких неурожаев и чумы.

Российское общество неуклонно двигалось к Смутному времени.

Гражданская война (Смута) начала XVII в. круто изменила ход российской истории.

После смерти Федора Ивановича царем стал его зять Борис Годунов. Его политика немного отсрочила катастрофу, к которой привело страну царствование Ивана Грозного.

В 1601-1603 гг. в России наступили голодные годы. В 1603 г. в Польше объявился человек, назвавшийся чудесно спасшимся сыном Ивана 4 – Дмитрием. Это был монах Григорий Отрепьев. Поляки его поддержали, он собрал войско и пошел к Москве. Внезапно умер Борис Годунов и Лжедмитрий 1стал царем. Но царь не спешил выполнять обещания, данные полякам и его союзники были недовольны.

В городе зрел заговор, главой которого был князь Василий Шуйский. 19 мая 1606 г. в Москве бушевало восстание. Лжедмитрия 1 застрелили при попытке к бегству. Новым государем был «выкликнут» Василий Шуйский.

В 1607-1607 гг. значительная территория страны была охвачена мятежом, вошедшим в историю под названием восстания Ивана Болотникова. Москва находилась в осаде больше месяца. В Польше объявился и был поддержан шляхтичами Лжедмитрий 2. Осенью 1608 г. Лжедмитрий 2 с отрядом двинулся из на Москву. В июне он разбил лагерь в Тушино.

В поисках выхода из сложной ситуации Шуйский в феврале 1609 г. заключил договор со Швецией о военной помощи в обмен на некоторые северо-западные территории. Но поскольку шведы враждовали с поляками, 16 сентября 1609 г. польский король Сигизмунд III объявил России войну и и осадил Смоленск. Началась интервенция.

В. Шуйский был свергнут с престола и пострижен в монахи. Власть в Москве перешла к семибоярщине. На русский царский трон был приглашен польский королевич Владислав. В Москву были введены польские войска. Шведы оккупировали северо-западные территории, а поляки продолжили осаду Смоленска. В России началось мощное движение народа за национальную независимость. Было создано первое народное ополчение, но оно распалось.

В Нижнем Новгороде осенью 1611 г. начался созыв второго ополчения, инициаторами которого стали староста нижегородского посада Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский.

Народ откликнулся на призыв Минина отдать все на общее дело. В августе 1612 г. войско подошло к Москве. 4 ноября ополченцы освободили столицу, польский гарнизон капитулировал.

В феврале 1613 г. состоялся Земский собор, избравший на трон нового государя. Окончательный выбор пал на 16-летнего Михаила Романова.

Главный вопрос Смуты династический был решен, но страна была разорена, казна пуста, продолжались крестьянские и казацкие восстания. В результате Смуты усиливалась культурная замкнутость России, в обществе нарастала ксенофобия. Возрастала власть монарха, возрастала роль православных ценностей.

Хозяйственное восстановление России после Смуты растянулось на много десятилетий.

В XVII в. в России в некоторых районах возникает мелкое товарное производство, появляются первые мануфактуры. Возник Всероссийский рынок.

В 1649 г. было принято Соборное уложение, новый свод законов. устанавливались тяжелые наказания за преступления против жизни и здоровья царя и членов его семьи. В первые годы правления Михаила Романова новая династия нуждалась в поддержке дворянства и Земские соборы заседали почти непрерывно. Но их значение постепенно падало.

XVII в. называют бунташным, так как происходят многочисленные восстания и социальные движения. Городские восстания: 1648 г. – Соляной бунт. Причиной его был налог на соль боярина Б.И. Морозова. Требования восставших были учтены в Соборном уложении. В 1662 г. – Медный бунт. Жалованье служилым людям выплачивали медными деньгами, а налоги, недоимки за прошлые годы и пошлины надо было платить серебром. В результате восстания медные деньги были изъяты из обращения.В 1667 – 1671 гг.произошло крестьянское восстание под предводительством С. Разина.

Россия II половины XVII в. пережила и серьезный идеологический кризис – раскол.

В конце 40-х – начале 50-х годов большим влиянием у государя пользовался митрополит Никон. В 1652 г. он получил сан патриарха и приступил к проведению реформ.

Исправление книг и обрядов проводилось по греческим образцам. Многие верующие восприняли эти нововведения как святотатство, погибель христианской веры. Среди несогласных особенно известен протопоп Аввакум. Все несогласные стали преследоваться. Общество раскололось на никониан и старообрядцев. В 1654 г. произошел церковный раскол.

Значительно увеличилось число грамотных людей. Большое распространение получили как печатные, так и рукописные книги. Стали формироваться большие личные библиотеки: патриарха Никона, А. Ордин-Нащокина и др.

В 1687 г. при Заиконоспасском монастыре открылась Славяно-греко-латинская академия. Академия была открыта для людей «всякого чина, сана и возраста» и готовила кадры для церковных и государственных учреждений.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1351; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь