Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Будущее изучение сюжета в кино зависит от изучения его стиля и особенностей его материала.



Как в этом отношении мы наивны, доказывает установившийся, ставший уже у нас хорошим тоном метод обсуждения фильм в критике: обсуждается (по готовой фильме) сценарий, потом идёт обсуждение режиссёра и т.д. Но о сценарии по готовой фильме говорить не приходится. Сценарий почти всегда даёт «фабулу вообще», с некоторым приближением к скачковому характеру кино. Как будет развита фабула. Каков будет сюжет, – сценарист не знает, так же как и режиссёр до просмотра кусков. И здесь – особенности того или иного стиля и материала могут позволить развитие всей сценарной фабулы – фабула сценария войдёт «вся» в картину, а могут и не позволить – и в процессе работы фабула незаметно в частностях изменяется, направляется развитием сюжета.

Разговор о «железном сценарии» возможен там, где есть стандартизованные стили режиссёров и актёров, то есть тогда, когда сценарий отправляется уже от известного киностиля.

Вопросы и задания:

1. Выявите вопросы, поставленные Ю.Н. Тыняновым в данном разделе повествования. Определите их место в статье в целом. Что автор называет «разбегом», как он обосновывает его необходимость?

2. В чём Ю.Н. Тынянов видит существенное препятствие разговора о фабуле и сюжете «вообще»? Какое место в данном дискурсе занимает вопрос о стиле?

3. В какой связи автор обращает внимание читателей на фильм «Броненосец Потёмкин» (1925, С. Эйзенштейн)?

4. В чём, по мнению Ю.Н. Тынянова, сосредоточено различие стилей кинокартин? Выскажите собственное мнение по данному вопросу. Приведите примеры кинотекстов

5. Какие факторы «будущего» изучения киносюжета выявляет автор?

6. В чём Ю.Н. Тынянов видит «наивность» критических рассуждений о фильмах? Имеет ли место подобное явление в современной кинокритике? Приведите примеры

7. Определите понятие «железный сценарий». При каких условиях, по мнению автора, можно говорить о «железном сценарии» фильма?

 

I.4.14. КИНОЖАНР

Имена: Александр I.

Понятие: киножанр.

Киножанр – форма кинотекста, определяемая отношением специфического киносюжета (характеризуется максимальной установкой) и фабулы (характеризуется минимальной установкой).

Проблемы:

Проблемы:

Ø вопрос о киножанрах:

ü перспективы перенесения литературных жанров в кино,

ü отношение специфического сюжета к фабуле в кино:

· максимальная установка на сюжет,

· минимальная установка на фабулу,

ü необходимость изучения вопроса.

Неизученность теории вызывает и более существенные ошибки практики.

Таков вопрос о киножанрах.

Жанры, которые возникли в словесном (и театральном) искусстве, часто переносятся целиком, готовыми в кино. Что при этом получается? Неожиданные результаты.

Например, документальная историческая хроника. Перенесённая из словесного искусства целиком в кино, она делает фильму прежде всего воспроизведением движущейся портретной галереи.

Дело в том, что в литературе главная предпосылка (достоверность) даётся уже сама собой – историческими именами, датами и т.д., а в кино оказывается главным вопросом при таком документальном подходе – самая достоверность. «Похоже ли? » – будет первый вопрос зрителя.

Когда мы читаем роман об Александре Первом, то, каковы бы ни были его поступки в романе, это – поступки «Александра Первого». Если они неправдоподобны, то «Александр Первый обрисован неверно», но «Александр Первый» остаётся предпосылкой. В кино наивный зритель будет говорить: «Как этот актёр похож (или не похож) на Александра Первого! » – и будет прав, и в своей правоте – даже при комплементах – будет разрушать самою предпосылку жанра – достоверность.

Так тесно связан вопрос о жанрах с вопросом о специфическом материале – и стиле.

В сущности кино и до сих пор живёт чужеядными жанрами: «роман», «комедия» и т.д.

В этом отношении примитив «комическая» был честнее, и в ней теоретически заложены основы для разрешения вопроса о киножанрах более, чем в компромиссном «киноромане».

Развитие сюжета шло в «комической» вне фабулы, вернее, при примитивной фабульной линии сюжет развёртывался на случайном (с точки зрения фабульной, на деле же – специфическом) материале.

Здесь как раз суть вопроса: не во внешних, второстепенных признаках жанров соседних искусств, а в отношении специфического киносюжета к фабуле.

Максимальная установка на сюжет = минимальной установке на фабулу, и обратно.

«Комическая» напоминала не комедию, а, скорее, юмористическое стихотворение, так как сюжет развивался в ней обнажено из семантико-стилистических приёмов.

Только робость не позволяет обнаружить в современных киножанрах не только кинопоэму, но и кинолирику. Только робость мешает обозначить на афише документальную историческую хронику как движущуюся портретную галерею из такой-то эпохи.

Вопрос о связи сюжета со стилем в кино и их роли в определении киножанров, повторяю, требует длительного изучения. Я ограничиваюсь здесь его постановкой.

Вопросы и задания:

1. Что, по мнению Ю.Н. Тынянова, ведёт к практическим ошибкам в художественном творчестве? Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу

2. Выявите и проанализируйте отношение автора к практике перенесения черт литературных жанров в область рассуждений о кино. Выскажите собственное мнение по данному вопросу

3. В чём автор видит существенное препятствие возможности перенесения черт литературных жанров в область рассуждений о кино?

4. В какой связи Ю.Н. Тынянов обращает внимание читателей на роман Д.С. Мережковского «Александр I»?

5. Какие жанры автор называет «чужеядными» для кино? Почему именно данные жанровые формы особенно часто переносятся в киноискусство?

6. Раскройте смысл характеристики Ю.Н. Тыняновым комедии как более «честного» жанра, нежели киноромана, названного формой «компромиссной»

7. Выявите и проанализируйте тезис автора о главной содержательной характеристике киножанра

8. Каково отношение Ю.Н. Тынянова к перспективам обнаружения в современном ему кинематографе жанровых форм кинопоэмы и кинолирики? Что можно сказать по этому вопросу применительно к современному кинематографу?

 

I.5. О ФЭКСАХ

Имена: Е.Е. Еней, Г.М. Козинцев, А.Н. Москвин, Ю.Г. Оксман, Л.З. Трауберг.

Кинофильмы:

Ø «Братишка» (1926, Г. Козинцев, Л. Трауберг);

Ø «Декабристы» (1926, А. Ивановский);

Ø «Коллежский регистратор» (1925, В. Гончуков, Ю. Желябужский, И. Москвин);

Ø «Моряк с Авроры» (1926, Г. Козинцев, Л. Трауберг);

Ø «Новый Вавилон» (1929, Г. Козинцев, Л. Трауберг);

Ø «Похождения Октябрины» (1924, Г. Козинцев, Л. Трауберг);

Ø «С.В.Д.» (1927, Г. Козинцев, Л. Трауберг);

Ø «Чёртово колесо» (1926, Г. Козинцев, Л. Трауберг);

Ø «Шинель» (1926, Г. Козинцев, Л. Трауберг).

Проблемы:

Ø «наивное уважение» зрителей к кинокартинам:

ü отношение зрителей к отечественным фильмам,

ü зрительские оценки зарубежных киноработ,

ü оценки фильмов критиками;

Ø состояние отечественной кинематографии:

ü экспериментальность «Фабрики эксцентрического актёра»,

ü деятельность фэксов – Г. Козинцева, Л. Трауберга:

· «Моряк с Авроры» / «Чёртово колесо»,

· «Похождения Октябрины»,

· «Шинель» (в контексте сравнения с «Коллежским регистратором»),

· «С.В.Д.» (в контексте сравнения с «Братишкой» и «Декабристами»),

· «Новый Вавилон».

Никто, кажется, во всём мире, за исключением нас, не сомневается в том, что у нас замечательная кинематография. У нас очень много наивного уважения к западным фильмам. Люди, которые жадно устремляются на каждую западную фильму и разве что из снисходительности смотрят свои, – неправы. Большинство этих самых западных фильмов западным зрителем смотрится, в свою очередь, из снисходительности, и так же жадно [он] устремляется на наши фильмы. Нашей кинематографии не в чем извиняться. Нервность, брюзгливость и высокомерие нашей критики, судорожно хвалящей, а потом ударяющейся в панику и возвещающей о «кризисе», свидетельствуют о её собственном кризисе, и только. От каждой фильмы критика требует у нас, по крайней мере, гениальности, забывая, что гениальные вещи вообще редки.

Революция создала замечательную кинематографию и не успела этого заметить. В нашей кинематографии есть уже люди, которые имеют право ошибаться. О двух таких людях – Козинцеве и Трауберге, или короче – фэксах, и необходимо сказать. «Фабрика эксцентрического актёра», что означает этот термин? Очевидно одно: в нём есть слово «эксперимент». До того, как прийти в кинематографию, фэксы делали что-то очень молодое, весёлое и неразборчивое в театре, живописи и ещё где-то. Я застал их уже после второй их постановки – «Моряка с Авроры». Первая их постановка, которую, вероятно, мало кто помнит, но которую сами фэксы любят так, как человеку свойственно любить своё детство, были «Похождения Октябрины». Эта маленькая, неизвестно где и как заснятая фильма не принадлежит к высоким киножанрам. Самые скромные кадры, которые я запомнил, – это, кажется, люди, разъезжающие на велосипедах по крышам. «Похождение» – необузданное собрание всех трюков, до которых дорвались изголодавшиеся по кино режиссёры. И всё-таки фэксы вправе любить свои «Похождения». Они учились не на монументальных «эпопеях», а на элементарной «комической», где ещё есть следы кино как изобретения, элементы кино, позволяющие без излишней робости и уважения наблюдать, пробовать, руками брать то, к чему более почтительные, но менее понятливые относятся как к табу: самую сущность кино как искусства. Здесь фэксы приобретали то, что до сих пор является самой ценной их чертой: жанровую свободу, необязательность традиций, способность видеть противоположные вещи.

Итак, я встретился с фэксами после их «Моряка с Авроры». «Моряк» был хотя и молодой, но хорошей работой. Впрочем, он переменил несколько имён и вышел в свет под именем «Чёртова колеса». Под этим названием и вызвал одобрение знатоков и дал фэксам первый успех у зрителей и первую брань ленинградской критики.

Фэксы взялись за постановку «Шинели» по моему сценарию. «Шинель» была вещью полемической: она полемизировала с лёгкой и бесплодной удачей «Коллежского регистратора»; «Шинель» ставила по-новому вопрос о классиках в кино. Отвергнув имена театральных знаменитостей, фэксы поручили главную роль молодому актёру своего коллектива, и сделали правильно: кинематографические гастроли Рычалова, которые ещё так часты у нас, – явление провинциальное и дилетантское. «Шинель» была успешно смонтирована. Несмотря на это, картина была замечательным опытом. Радостная травля ленинградской критики на этот раз превысила всё, что может представить себе средний читатель. Один критик назвал меня безграмотным наглецом, а фэксов, если не ошибаюсь, предлагал вычистить железной метлой. Это был, кажется, студент вуза, в котором я преподавал. Теперь он хвалит. Другой рассуждал так: классика – народное достояние; сценарист и режиссёры исказили классика – прокуратура должна их привлечь за расхищение народного достояния. Где этот критик сейчас, я не знаю, но боюсь, что он жив и работает.

Я заходил в мастерскую фэксов во время работы над «Шинелью» и читал актёрам лекции о Гоголе. Я понимал, откуда их бодрость: они работают тесной, дисциплинированной и собранной группой; оператор Москвин, мастер с «выдумкой» и «секретами», художник Еней, кинематографически экономный, актёры тренированные и серьёзные.

Тяжёлый артиллерийский огонь критики подействовал, корабль фэксов дал крен, и они поставили ненужную и серую картину, где, кажется, доказывалось, что старый и плохой автомобиль лучше нового. Потом опять собрались с силами и поставили «СВД». Когда мы с Ю.Г. Оксманом писали сценарий этой вещи, мы хотели в противовес мундирам, безвкусице и параду, данным в «Декабристах», осветить крайнюю левую декабристского движения. Фэксам в этом сценарии понравилась романтика 20-х годов, и им удалась не хроникальная и не историческая сторона дела, а нечто другое: кинематографический пафос. Картина восстания, где использованы и обыграны все ситуации бережно и расчётливо, – лучшее, что сделали фэксы. Здесь они овладели одним из труднейших дел: постепенным и верным настроением. При этом ясна их тяга к живописным материалам. От «фотогенистов», т.е. людей, гонящихся за красивым материалом вообще, их отличает одно: этот материал связан у фэксов всегда с каким-нибудь поворотом сюжета и этот поворот так или иначе окрашивается этим материалом.

Я видел их новую работу «Новый Вавилон» ещё в черновом виде. Со смелостью людей, не потерявших аппетита к работе, фэксы пробуют работать на материале иностранной истории (сюжет картины – коммуна 71-го года). Их «стиховая», а не «прозаическая» трактовка кинематографического построения материала позволила им взяться за эту нелёгкую задачу. Мне кажется, что не историчностью будет важна эта картина. Чисто стиховые образы, метафоры, происшедшие из «комической», играющие в чужом жанре роль гипербол, – таковые новые средства этой кинематографической оды.

Я не думаю, что фэксов можно назвать людьми, работающими в «историческом жанре». Прежде всего, такого жанра ни в кинематографии, ни в каком другом месте вовсе нет. А если говорить об историческом материале, то нужность и современность этого материала вряд ли может быть опорочена. Он нужен зрителю, потому что делает современным, приближает и уясняет генезис эпохи, в которой зритель живёт, а таким образом помогает ему ориентироваться. Он нужен художнику, потому что заставляет его работать вне выдуманных фабул, с их вечными «треугольниками», и героями, и соблазнителями, а ставит точные фабульные условия, проверенные не художественным бюро, а историей.

Вопросы и задания:

1. Выявите отношение Ю.Н. Тынянова к состоянию отечественного кинематографа (на момент написания статьи – 1929 год)

2. Что автор называет «наивным уважением» к зарубежным фильмам? Выскажите собственное отношение к подобному явлению. Можно ли его обнаружить в современной культуре?

3. Как Ю.Н. Тынянов оценивает состояние отечественной кинокритики? Выскажите собственное отношение к подобной оценке с позиций современной культуры

4. Раскройте содержание понятий «Фабрика эксцентрического актёра», «фэкс»

5. Как оценивает Ю.Н. Тынянов киноработу фэксов «Моряк с Авроры» / «Чёртово колесо» (1926, Г. Козинцев, Л. Трауберг)? Выскажите собственное отношение к кинокартине

6. Как оценивает Ю.Н. Тынянов киноработу фэксов «Похождения Октябрины» (1924, Г. Козинцев, Л. Трауберг)? Выскажите собственное отношение к кинокартине

7. Как оценивает Ю.Н. Тынянов киноработу фэксов «Шинель» (1926, Г. Козинцев, Л. Трауберг)? Выскажите собственное отношение к кинокартине

8. Как оценивает Ю.Н. Тынянов кинокартину «Коллежский регистратор» (1925, В. Гончуков, Ю. Желябужский, И. Москвин)? Выскажите собственное отношение к фильму

9. Как оценивает Ю.Н. Тынянов киноработу фэксов «С.В.Д.» (1927, Г. Козинцев, Л. Трауберг)? Выскажите собственное отношение к кинокартине

10. Как оценивает Ю.Н. Тынянов кинокартину «Декабристы» (1926, А. Ивановский)? Выскажите собственное отношение к кинокартине

11. Как оценивает Ю.Н. Тынянов киноработу фэксов «Новый Вавилон» (1929, Г. Козинцев, Л. Трауберг)? Выскажите собственное отношение к кинокартине

 


Поделиться:



Популярное:

  1. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  2. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно-контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  3. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно–контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  4. Ex. Переведите, обратив внимание на перевод инфинитива, определите его функцию.
  5. I) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.
  6. I. Если глагол в главном предложении имеет форму настоящего или будущего времени, то в придаточном предложении может употребляться любое время, которое требуется по смыслу.
  7. I. СОЦИОЛОГИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА
  8. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  9. I.14. Кино – синтетическое искусство
  10. I.2. Кино – новое массовое искусство
  11. I.3. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
  12. I.3. Кинокультура и культура слова: отношение противостояния


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 891; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь