Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Новые информационные технологии обучения – основа



развития современного образования

2.1. Интеграции учебных предметов в условиях использования компьютерных учебных средств. Анализ мировых тенденций показывает, что период информатизации общества во всех развитых странах закономерно привел к формулированию новых требований, предъявляемых к системе образования и к самим принципам организации процесса трансляции культурно-исторического опыта подрастающему поколению.

Появление в культуре нового интеллектуального учебно-познавательного средства с неограниченной сферой применения практически повсеместно выявило неадекватность существующих традиционных форм обучения, его целей, содержания и способов организации. В связи с этим постепенно сложилась и к настоящему моменту стала доминировать более конструктивная и гуманитарная по своей сути ориентация в разработке и прогнозе возможностей использования компьютерной техники в обучении, которая выразилась в смещении акцентов с самих машин на собственно субъекта (“учитель – ученик – ученики”) учебной деятельности как ключевого фактора проектируемых технологий обучения.

Целенаправленные попытки осмысления полифункционального учебного применения компьютера, определение его реального влияния на процессы обучения и воспитания детей, на закономерности формирования у них знаний, умений и навыков привели к возникновению междисциплинарной области исследований на стыке психологии, педагогики и техники по широкому кругу проблем когнитологии, информатики, лингвистики, социологии, искусственного интеллекта и, самое главное, психологии развития. В этой новой социокультурной ситуации задача перестройки сферы образования и разработки новых технологий обучения (с применением или без применения машин) может решаться только за счет вклада всех перечисленных исследовательских областей, и прежде всего тех, которые ориентированы на человека.

Основные особенности компьютера как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового учебного средства состоят в следующем:

1. Компьютер обеспечивает доступ к практически неограниченному объему информации и ее аналитической обработке. Резкое количественное увеличение объема потенциально доступной информации и скорости ее получения приводит к качественному скачку – возникновению феномена “непосредственной включенности” человека в информационную культуру общества.

2. Компьютер представляет собой универсальное средство познавательно-исследовательской деятельности человека.

3. Компьютер обеспечивает новую – активную – форму фиксации продуктов психической деятельности. Все предшествующие средства объективации психической деятельности создавали лишь предпосылки для выполняемых самим человеком преобразований, таких, как анализ отдельных аспектов содержания знания, сличение с уже имеющимися данными, дополнение данных новой информацией из некоторой области, использование для организации практических действий и др. Компьютер впервые позволяет полноценно выполнять и частично автоматизировать эти преобразования.

4. Компьютер является вторым по значимости, после традиционной письменности, знаковым орудием, с помощью которого возможен оперативный обмен информацией по содержанию выполняемой деятельности. Таким образом, появляется принципиально новая область использования человеком языка и знаково-символических средств деятельности в целом.

5. Компьютер в ряду других орудий и инструментов человеческой деятельности обладает особым коммуникативным свойством, отличающим его от любого иного средства способностью “вступать в конструктивно-содержательный диалог” с пользователем и составлять с ним единую функциональную предметно-ориентированную среду. Специфика такого деятельностного способа организации “мира объектов” состоит в том, что компьютер не просто и не только усиливает интеллектуальные возможности человека, воздействует на его память, эмоции, мотивы и интересы, но изменяет и перестраивает саму структуру познавательной, а затем и производственной деятельности человека.

Известно, что активное и самостоятельное построение или изменен” деятельности доступно человеку в условиях, когда он имеет возможность целенаправленно и смыслосообразно обращаться к основаниям своих собственных действий, осуществлять их планирование и рефлексию, трансформировать и самостоятельно конструировать предметное содержание, с который работает. Компьютер, опосредствующий познавательную деятельность, обеспечивает такую возможность благодаря тому, что любое ответное действие или воздействие пользователя может быть индексировано, обозначено схемой или моделью, сохранено, возвращено и фиксировано для анализа, оценки и контроля. Кроме того, каждое действие может быть свернуто до операции и, наоборот, развернуто или перестроено в соответствии с намерениями и возможностями пользователя и условиями динамического пространственно-временного представления объектов. В этом смысле компьютер является настолько эффективным и тонким средством объективации всех компонентов учебной деятельности, что ему трудно подобрать аналог в практике обучения. При этом компьютер как носитель знаково-символического универсума деятельности по самой своей природе ориентирован на интегральный, заведомо идеализованный способ представления объектов, моделирование которых невозможно вне целостного полисемантического развертывания, адекватно отражающего содержание реальной действительности.

Отсюда следует, по крайней мере, два вывода. Первый из них касается возможности интегрального представления содержания предметной среды, которая создается с помощью компьютера и в которой органично соединяются конкретные структуры знаний (гуманитарных и естественнонаучных), полноценно представляющие содержание соответствующих объектов усвоения. Второй вывод связан с возникновением благодаря интегральной предметной среде наиболее эффективных условий для формирования обобщенных способов действия, обусловливающих развитие у детей полноценных форм рефлексивно-теоретического мышления.

Сама интеграция может осуществляться при этом по двум взаимосвязанным направлениям. Во-первых, путем объединения материала из нескольких предметных областей, позволяющего выделить и сформулировать наиболее общие принципы и закономерности своего развертывания. Во-вторых, такая интеграция может осуществляться по способам действий учащегося с предметным содержанием. При этом формулируется система обобщенных стратегий поиска решения задач, структурирования информации, постановки проблем и т. д., одновременно обеспечивается как познавательное развитие учащихся, так и эффективное усвоение учебного материала. Отметим, что и интеграция по содержанию объектов усвоения, и интеграция по способам преобразования объектов усвоения должны быть основаны на логико-психологическом анализе предметных или операциональных структур знаний, задающих по существу новое содержание образования.

Вместе с тем использование компьютера в системе деятельности, нацеленной на продуцирование только “символических продуктов” (т. е. в сугубо “квазипредметной” деятельности), создает опасность отрыва знания от предметно-практической основы его происхождения. Решение этой проблемы обеспечивается за счет способов использования самих учебных средств. Эта сфера взаимодополняющего, комплексного применения всего спектра выработанных в культуре средств организации учебной деятельности и представления содержания знаний. В этой связи можно говорить о комплексном использовании различных информационно-технологических средств для создания полифункциональной предметной среды – объединения компьютера, видео, телевизора, кино, а также о взаимодействии этой полифункциональной среды с собственно предметными “компьютерными формами обучения”.

2.2. Функции учебного компьютера как средства моделирования деятельности. Как показывает современная педагогическая практика, использование компьютера в учебном процессе направлено на решение по преимуществу следующих четырех типов задач.

Во-первых, компьютер используется в качестве вспомогательного средства для более эффективного решения уже имеющейся системы дидактических задач. Содержанием объекта усвоения в компьютерной обучающей программе этого типа является справочная информация, инструкции, вычислительные операции, демонстрации и др. Примером использования компьютера в этой функции являются экспертные системы.

Во-вторых, компьютер может быть средством, на которое возлагается решение отдельных дидактических задач при сохранении общей структуры, целей и задач безмашинного обучения. При этом само учебное содержание не закладывается в компьютер (он выполняет функции контролера, тренажера и т. п.). Эта функция компьютера широко представлена в разветвленных диалоговых системах, моделирующих деятельность учителя.

В-третьих, использование компьютера позволяет ставить и решать новые дидактические задачи, не решаемые традиционным путем. Характерными являются, например, компьютерные программы по имитации эксперимента. В этих программах в качестве объекта усвоения выступают: а)внешние параметры того или иного процесса; б)закономерности, которые не доступны наблюдению в естественных условиях; в)связи имитируемых явлений с теми параметрами, которые автоматически задаются программой; г)поиск параметров, оптимизирующих протекание имитируемого процесса, и т. д. Исследуются также возможности сопряжения реального и компьютерного учебного эксперимента.

И, наконец, в-четвертых, компьютер может использоваться в качестве средства, моделирующего содержание объектов усвоения путем его конструирования. При этом реализуются принципиально новые стратегии обучения. Характерным примером этого направления разработок в области компьютеризации являются так называемые “компьютерные обучающие среды”, представляющие модели осваиваемых областей знания (см., например, С. Пейперт, США; Б. Сендов, НРБ; и др.). Функционально-ориентированная учебная среда создает предпосылки для порождения целей и планов действия, что открывает ученику возможность выступить в роли субъекта своей деятельности. Вместе с тем проблемы и ограничения этой технологии обучения, основанной на принципе конструктивизма в психологии (в соответствии с концепцией интеллектуального развития Ж. Пиаже), обусловлены спонтанным характером деятельности учащихся, связанным с тем, что эта деятельность осуществляется через систему игровых действий пользователя с содержанием предметной среды. Поэтому актуальной в разработке данных технологий обучения остается проблема преобразования игровой мотивации деятельности детей в полноценно осуществляемую и внутренне мотивированную учебную деятельность.

Мы полагаем, что в основу проектирования новых компьютерных развивающих технологий обучения должен быть положен принцип компьютерного моделирования деятельности, в которой воссоздаются условия для поиска, отображения в моделях и анализа содержания сущностных характеристик объекта усвоения. Компьютер как специфическое учебное средство реализует несколько основополагающих функций, а именно выступает в качестве средства:

а) моделирования предметного содержания объектов усвоения;

б) моделирования соответствующих обобщенных способов действия;

в) моделирования взаимодействий и организации совместной деятельности (типа “обучаемый – группа учащихся”, “ученик – ученик”, “учитель – ученик”);

г) реализации адекватных структуре совместной деятельности и содержанию объектов усвоения форм контроля и оценки действий учащихся.

Во взаимосвязи указанных функций компьютерные системы обучения представляют собой предметно и коммуникативно направленную, рефлексивно управляемую учебную среду, организованную как целостная система деятельности и включающую контроль в качестве необходимого условия полноценного функционирования.

Попытки экспериментальной реализации указанных функций компьютера позволяют говорить о ряде важнейших психологических особенностей использования компьютерных средств на различных этапах обучения. Так, построение с помощью компьютера моделей содержания объектов усвоения дает возможность учащимся самостоятельно ставить и решать новые проблемы, что позволяет учителю руководить продвижением учащихся, управлять переходом от одних форм организации учебной деятельности к другим, осуществлять управление движением учащихся в логике учебного материала. Возможность опосредованной оценки своих действий способствует развитию у школьников основ рефлексивно-теоретического отношения к действительности, умения самостоятельно организовывать, планировать и корректировать свою учебную работу. Наконец, необходимо отметить эффективность использования компьютерных средств в процессе контрольно-оценочной деятельности школьников.

Вместе с тем при оценке роли моделей и выделении критериев их применения для создания компьютерных учебных сред необходимо руководствоваться специальными требованиями, определяющими своеобразие новых технологий как системы организации и управления полноценной учебной деятельности.

3. Психологические требования к проектированию компьютерных


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь