Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Униформологический портрет начальника Азиатской конной дивизии генерал-лейтенант барона Р.Ф. Фон Унгерна-Штернберга.



Униформы Азиатской конной дивизии 1918 - 1921.

Азиатская конная дивизия в Даурии (1918-1920 гг.).

 

Приказ по Отдельной Азиатской конной бригаде от 22 января 1920 г.

§ 2. Для нестроевых команд бригады устанавливаю ношение погон следующего цвета и трафарета:

1) для интендантства погоны красные, трафарет Д/И.н.т.

2) для ветеринарного лазарета – погоны синие, трафарет Д/В.е.т.

3)для мастерских – погоны фиолетовые, трафарет Д/М.а.с.т.

Технику озаботиться изготовлением погон и трафаретов в кратчайший срок, а начальникам команд по получении из мастерских – немедленно нашить таковые на шинели, мундиры и рубахи.

Документ любезно предоставлен московским исследователем В.В. Романовым.

Погоны нестроевых чинов Отдельной Азиатской конной бригады: мастерских, интендантства, ветеринарных врачей, фельдшеров и санитаров (в соответствии с приказом по бригаде от 22 января 1920 г.).

Приказ Главнокомандующего всеми вооруженными силами и Походного Атамана всех казачьих войск Российской Восточной Окраины № 154, 12 февраля 1920 г. г. Чита.

Наименование предметов обмундирования для офицеров, юнкеров и солдат. Мундир или рубаха – защитного материала, существующего образца с желтой выпушкой по обшлагу рукава у офицеров всех частей, управлений и учреждений (для конных частей – мыском) и желтой тесьмой у солдат.

Шаровары – укороченные или длинные(вне службы) защитного материала существующего образца с малиновым кантом у пехоты, красный для артиллерии. Канты для конных частей (…):

г) 1-го Татарского конного полка – зеленый,

д) 2-го-красный,

е) Бурятского конного полка – желтый,

ж) Монгольского конного полка – фиолетовый,

(…) Погоны – защитного цвета, с просветами, выпушкой и кантом по полкам, а именно:

5) 1-го Татарского конного полка: у офицеров – защитного сукна с зеленым просветом и желтым кантом. У всадников – зеленого сукна с желтым кантом по краям.

6) 2-го Татарского конного полка: у офицеров – зеленого сукна с красным просветом и красным кантом по краям. У всадников – зеленого сукна с красным кантом по краям.

7) Бурятского конного полка: у офицеров – защитного сукна с желтым просветом и фиолетовым кантом по краям.

8) Монгольского конного полка: у офицеров – защитного сукна с фиолетовым просветом и желтым кантом по краям (…)

Подписал: Главком. ген.-лейт. Семенов.

Документ любезно предоставлен московским исследователем В.В. Романовым.

Погоны чинов 1-го и 2-го Татарских конных полков (в соответствии с п риказом Главнокомандующего всеми вооруженными силами и Походного Атамана всех казачьих войск Российской Восточной Окраины № 154 от 12 февраля 1920 г.).

Погоны чинов Бурятского и Монгольского конных полков (в соответствии с п риказом Главнокомандующего всеми вооруженными силами и Походного Атамана всех казачьих войск Российской Восточной Окраины № 154 от 12 февраля 1920 г.).

Форма одежды чинов 1-го Татарского, 2-го татарского, Бурятского и Монгольского конных полков (в соответствии с п риказом Главнокомандующего всеми вооруженными силами и Походного Атамана всех казачьих войск Российской Восточной Окраины № 154 от 12 февраля 1920 г.).

Дивизия формировалась не по мобилизации, а на основании принципа добровольчества. В числе условий найма в дивизию назывались также следующие: «1. Молодые казаки, нигде ранее не обучавшиеся, при поступлении на службу в дивизию обязаны прослужить 4 месяца. Приводят с собой коня с седлом, а также обязаны иметь шубу, ичиги, белье, папаху.. Единовременное пособие в сумме 50 рублей производится через станичных атаманов, последние выплачивают новобранцу 75 рублей за обмундирование… 2. Строевые казаки старых сроков принимаются на тех же условиях. Срок службы – 3 месяца…

Белов Е.А. Барон Унгерн фон Штернберг: Биография. Идеология. Военные походы. 1920-1921 гг. М., 2003. С.26.

Д ивизия была весьма дисциплинированная, одета и обута строго по форме (защитные рубахи и синие шаровары), офицеры, всадники и конский состав довольствовались в изобилии…

Шайдицкий В.И. Генерал-лейтенант барон Роман Федорович Унгерн-Штернберг фон Пилькау// Вестник первопоходника. Лос-Анджелес, 1970. №92. С.53.

 

Униформа и погоны военно-учебных заведений

II. Инструкторские школы.

III. Военные училища

1. Оренбургское казачье военное училище (г. Оренбург).

Погоны и форма одежды постоянного и переменного составов Оренбургского казачьего военного училища. Реконструкция цветных деталей обмундирования выполнена на основании таблиц В.К. Шенка

(июль 1918 г., Оренбург) Хозяйственная часть справилась с обмундированием, и юнкера были одеты в форму – защитные рубахи, синие галифе и кожаные сапоги, хотя форма была грубо сшита.

(февраль 1919 г., Иркутск) Так как выпускные уехали в своем обмундировании, то строй молодых юнкеров запестрел – шинели теперь были и русские и японские, часть была в полушубках, то же самое и с сапогами – были и русские и японские, даже часть винтовок была переменена на японские…

Еленевский А. Военные училища в Сибири (1918-1922)// Кадеты и юнкера в Белой борьбе и на чужбине. М., 2003. С.414, 417.

Иркутское военное училище

Погоны и форма одежды постоянного и переменного составов Иркутского военного училища. Реконструкция формы постоянного состава – по таблицам форм В.К. Шенка. Реконструкция формы переменного (юнкерского) состава – на основании фотографий, опубликованных фотография, опубликованных в фотоальбоме Белая Россия» (М., 2003. С.235)

Псковский кадетский корпус

(январь 1920 г., Иркутск) Псковичей можно было сразу узнать и отличить от нас, иркутян, иркутян и «двадцатикопеечников» (прозвище 2-го Оренбургского кадетского корпуса), не только по погонам, но и по шапкам: они почему-то носили черные шапки-ушанки, а не папахи.

Еленевский А. Конец Оренбургского Неплюевского корпуса в 1920 году// Кадеты и юнкера в Белой борьбе и на чужбине. М., 2003. С.304.

 

Иркутский кадетский корпус

(январь 1920 г.) …Иркутяне стояли в серых шинеля

Еленевский А. Конец Оренбургского Неплюевского корпуса в 1920 году// Кадеты и юнкера в Белой борьбе и на чужбине. М., 2003. С.307.

 

ПРИКАЗ

Униформологический портрет начальника Азиатской конной дивизии генерал-лейтенант барона Р.Ф. Фон Унгерна-Штернберга.

Современный портрет начальника Азиатской конной дивизии генерал-лейтенанта барона Р.Ф. фон Унгерна-Штернберга.

Эволюция костюма самого Унгерна заслуживает специального рассмотрения. На протяжении 1918 и большей части 1919 гг. семеновский начдив продолжал носить казачий офицерский мундир. По свидетельству очевидцев, барон прилагал максимум усилий к обмундированию и экипировке чинов вверенных ему частей, в то время как сам, по словам начальника Маньчжурской Сводной дивизии генерал-лейтенанта В.А. Кислицына, «ходил в рваных, заплатанных шароварах и старой шинели» 1.

16 августа 1919 г. Унгерн в Харбине сочетался браком с китайской принцессой из рода Чжанкуй (династии Цин), в крещении получившей имя Елены Павловны. Бракосочетание происходило по православному обряду, хотя сам Унгерн формально оставался лютеранином. Брак был чисто политическим – помимо прочего, он принес эстляндскому барону титул «вана» (князя второй степени), поднесенный даурским «Всемонгольским» правительством князя Нэйсе-гэгэна 2, а также внешнее отличие этого ранга – красно-вишневый халат-дээл. Унгерн превратил его в своеобразный «русско-восточный мундир» и носил с генеральскими погонами (звание генерал-майора было ему присвоено Атаманом Г.М. Семеновым в ноябре 1918 г.), красным поясом-кушаком и орденом Св. Георгия на груди. Корреспондент одной из американских газет А. Гайнер, посетивший Даурию примерно в сентябре 1919 г., так описывал свою встречу с Унгерном: «Передо мной предстала странная картина. Прямо на письменном столе сидел человек с длинными рыжеватыми усами и маленькой острой бородкой, с шелковой монгольской шапочкой на голове и в национальном монгольском платье. На плечах у него были золотые погоны русского генерала с буквами «А.С.», что означало «Атаман Семенов». Оригинальная внешность барона озадачила меня, что не ускользнуло от его внимания. Он повернулся ко мне и казал, смеясь: «Мой костюм показался Вам необычным? В нем нет ничего удивительного. Большая часть моих всадников – буряты и монголы, им нравится, что я ношу их одежду»». 3 22 сентября 1919 г. последовало производство Унгерна в генерал-лейтенанты, а подчиненные ему части переформировывались в Азиатскую конную дивизию. Новые погоны барон, по всей видимости, так и не надел – на всех имеющихся фотографиях он запечатлен в своих прежних – генерал-майорских.

Поход в Монголию, начавшийся 2 октября 1920 г., положил начало последнему «превращению» начальника Азиатской дивизии. Согласно воспоминаниям офицера его отряда Голубева, в лагере на р. Керулен (откуда начинались первые два штурма Урги и куда части дивизии отступили после постигших их неудач), «сам Унгерн, нельзя сказать, чтобы многим лучше был одет своих всадников. Серая офицерская шинель на меху до половины, с обожженными полами, на голове грязная, когда-то белая папаха, на ногах сапоги, а иногда меховые. В походах он также промерзал до костей, и на стоянках его можно было часто видеть скорчившимся у костра, без палатки, где он разогревал застывшие члены. Вообще, он совершенно не следил за собой. Можно с уверенностью сказать, что… белье он менял только уже тогда, когда от него оставались одни лохмотья. Стирать же белье никогда не отдавал». 4 Схожее по содержанию свидетельство офицера-оренбуржца С.Е. Хитуна относиться к моменту взятия предместья Урги – Маймачена: «всадник в белой папахе и на белой лошади подскакал к костру, спешился и подошел к нам. Это был высокий, худощавый, но широкоплечий человек в грязном полушубке без погон, но с офицерским Георгием на груди… Он был без оружия. На его руке висел ташур – бамбуковая палка, употребляемая монголами, погонщиками верблюдов. На поясе висели две гранаты». 5 Общий портрет дополняют следующие детали: в качестве головного убора Унгерн в холодное время носил белую папаху, в теплое – офицерскую фуражку защитного цвета с мягкой тульей; обувался в кавалерийские сапоги-бурки. 6

Монгольский ташур.

Приведенным выше свидетельствам отчасти противоречат воспоминания ургинского жителя Д.П. Першина, который встретился с Унгерном 8 февраля 1921 г. – на пятый день после освобождения столицы Халхи от китайцев – в Маймачене: «Перед нами стоит довольно высокая, худощавая фигура в короткой кофте монгольского покроя, довольно замызганной вишнево-красного цвета. С Георгием в петлице и белыми генеральскими погонами (любопытное разночтение: упоминавшийся выше Гайнер говорит о золотых погонах – А.К.) на плечах. Одеяние странное, если не сказать более». 7 Кстати, по свидетельству того же Д.П. Першина, именно в таком виде барон демонстративно въехал на улицы осажденной Урги после второго неудачного штурма города в январе 1921 г. Таким же увидел барона мобилизованный в дивизию после успешного штурма Урги Д.Д. Алешин: «На нем была грязная папаха, короткий, шелковый, китайский жакет вишнево-красного цвета, синие военные штаны и высокие бурятские сапоги для верховой езды. В правой руке он держал свой знаменитый бамбуковый хлыст, другого оружия у него не было». 8

Вишневая курма, принадлежавшая барону Р.Ф. фон Унгерн-Штернбергу (Минусинский краеведческий музей, г.Минусинск). Фото А. Мухранова (опубликовано: http: //www.muhranoff.ru/2009/1.htm )

Освобождение Урги 3 февраля 1921 г., и последовавшее за этим 26 февраля торжественное восстановление прежней халхасской теократии, поставили Унгерна и его соратников в один ряд с величайшими национальными героями Монголии. Соответствующий указ был подписан и оглашен VIII Богдо-гэгеном в монастыре Узун-хурэ. Он гласил: «Я, Джебцун Дамба Хутухта, лама Внешней Монголии, был возведен на трон, и по велению неба, по тройственному соглашению Монголии, Китая и России, страна наша управлялась самостоятельно. Неожиданно, вследствие насилия и неподобающих действий со стороны революционных китайских чиновников, солдат и офицеров, страна наша подверглась разным стеснениям. Но благодаря молитвам ламы, обладающего тремя сокровищами, объявились знаменитые генералы-военачальники, которые уничтожили коварного врага, взяли под свою охрану Ургу и восстановили прежнюю власть, почему они заслуживают великого почитания и высокой награды». 9

Унгерн возводился в ранг потомственного князя Дархан-Хошой Цин-вана – высший ханский титул, доступный лишь чингизидам по крови – с присвоением звания «Возродивший государство великий батор, генерал Чжан-чжин» (в другом переводе – «Дающий развитие государству великий батор, командующий»). В соответствии с новым рангом, он получал четыре высших привилегии: иметь паланкин зеленого цвета, носить одежду и обувь желтого цвета, иметь желтые поводья на лошади и вставлять в головной убор трехочковое павлинье перо «отго». 10 Несмотря на экзотичность, в глазах посвященных костюм этот был преисполнен глубокого смысла, символизируя три степени земного могущества. Желтый цвет в этой системе олицетворял солнце, его жизненную силу, зеленый – землю, пробуждающуюся весной степь. Три очка в радужных перьях означали третью степень земного могущества – власть, имеющую третий глаз, чтобы читать сокровенное в душах людей, рубиновый шарик принадлежал титулу цин-вана.

Впервые в новом наряде – островерхой монгольской ханской шапке с рубиновым шариком цин-вана и павлиньим пером, желтых сапогах-гутулах и халате-дээл червонно-золотой парчи – Унгерн появился на коронации Богдо-гэгена, состоявшейся 26 февраля 1921 г. в Урге. Причем его подчиненные оставили существенно отличающиеся описания «преображения» своего командира. Так, комендант Азиатской дивизии Н.Н. Князев вспоминал, что Унгерн «сделался первым ханом страны и удостоился почетных отличий (алый с золотом ханский тарлык, желтая курма, поводья и прочее). Генерал Резухин награжден был саном цин-вана (князя 1-й степени) и соответствующими почетными отличиями (желтый тарлык, но курма и поводья зеленые)». Во время коронации он был «наряжен в ярко-желтый тарлык (халат) и в две одетые одна на другую почетные курмы (куртки), на голове его красовалась ханская шапочка. Поводья лошади и вальтрап под седлом были строго установленного для особы столь высокого сана образца и цвета». 11 Адъютант Унгерна есаул А.С. Макеев передал настроение всеобщего удивления при первом подобном появлении начальника дивизии: «Вид его был необычен. Барон был одет в монгольское княжеское платье, в шапочке с пером и сидел на прекрасном степняке, поводья у которого были желтые – знак высшего княжеского чина всадника. Фигура Унгерна, так близко знакомая всем, всегда одетая в простую форму, сейчас напоминала разноцветного попугая и невольно вызывала у всех улыбку. Барон и сам был смущен непривычным нарядом, но старался не показать вида». 12 Это же чувство недоумения сквозит у простого офицера-даурца К.И. Лаврентьева: «Одеяние на нем было действительно необычное: что-то золотисто-алое, с шапкой, украшенной лентами, с какими-то один на другом халатами и курмами одна ниже другой». 13 Наконец, любопытную деталь добавляет М.Г. Торновский: «Генерал Унгерн выехал из монастыря на новом белом коне, в ярко-желтом меховом тарлыке, в собольей монгольской шапке, увенчанной кроваво-красным шариком – знак княжеского достоинства высшей степени. С этого дня до смерти Унгерн не расставался с тарлыком». 14

Княжеский халат-дээл, принадлежавший барону Р.Ф. фон Унгерн-Штернбергу (Центральный музей Вооруженных Сил, г. Москва ). (Опубликовано: Барон Унгерн в документах и мемуарах. М., 2004).

Как и прежний, новый халат Унгерн в дальнейшем носил с генеральскими погонами и орденом Св. Георгия. Позднее, уже во время допроса 27 августа 1921 г. в штабе Экспедиционного корпуса, барон, не вдаваясь в недоступные для профанов подробности, пояснял, что «костюм монгольского князя – шелковый халат – носил, чтобы быть на далеком расстоянии видным войску. Привлечь этим костюмом симпатии монгольского населения цели не имел». 15 Именно таким его и запомнил один из красных командиров В.Я. Зазубрин: «Режет глаза белый офицерский Георгий, генеральские погоны. Халат яркий, золотистый, лиловый кушак из материи. Острыми концами гнутся мягкие монгольские сапоги». 16

Об этой же детали – синем монгольском поясе-кушаке – упоминает и Ф. Оссендовский. 17 На походе же Унгерн продолжал носить старую офицерскую фуражку (по легенде – с серебряным изображением соединенных российского двуглавого орла и китайского дракона, хотя на последних фотографиях, сделанных в плену, на его фуражке со сломанным козырьком не просматривается вообще никакой кокарды. Причину непрезентабельного вида головного убора объясняет Н.Н. Князев: после того, как мятеж в Азиатской дивизии сделался очевидным фактом, барон пробился в расположение Монгольского дивизиона, где «соскочив со взмыленной лошади, он с рычанием сорвал фуражку и стал топтать ее ногами» 18 ). Вообще же, на всех фотографиях, сделанных в плену, он запечатлен в одном халате, без пояса, в защитной фуражке и мягких монгольских ичигах.

Халат Унгерна, расстрелянного по приговору Чрезвычайного революционного трибунала 15 сентября 1921 г. в Новониколаевске, в настоящее время хранится в фондах Центрального музея вооруженных сил. Однако, существует любопытная информация о другом «мундире», хранящемся в фондах Минусинского краеведческого музея. В музей он был передан 30 сентября 1921 г. видным партизанским деятелем П.Е. Щетинкиным через Минусинский уездный исполком, о чем сохранились соответствующие документы. В описании журналистки Н. Калеменевой, это «какой-то странный жилет, запахивающийся, как монгольский халат – слева направо. Небольшой воротник-стойка, очень глубокие проймы для рук. По бокам слева и справа из желтого шнура сделаны навесные петли, застегивающиеся на выпуклые круглые пуговицы. На погонах таким же шнуром выложен зигзаг и пришито несколько металлических звезд… Вспомнилась фотография барона… На ней он заснят в этом странном жилете, одетом поверх то ли гимнастерки, то ли кителя. Видимо, он так и носил его – в сочетании с традиционной военной формой Российской армии». 19 Составители уникального сборника «Барон Унгерн в документах и мемуарах» именуют этот предмет гардероба барона «летним мундиром». Это же отчасти подтверждается свидетельством Н.Н. Князева, относящимся к 17 августа 1921 г. (перевал Модонкуль): «…Я отчетливо и теперь вижу барона таким, каким он сидел тогда, на пригорке, у костра, откуда ему легко было наблюдать весь лагерь. Помню белый крестик на засаленной гимнастерке и зеленые нашивные погоны с вензелем «А.С.». 20

Примечения:

1. Кислицын В.А. В огне гражданской войны. Харбин., 1936. С.101.

2. Нэйсе-гэгэн избран главой правительства Великой Монголии на съезде 25.02 - 06.03.1919 г. делегатов всех населенных монголами областей, за исключением Халхи.

3. Цит. по: Юзефович Л.А. Самодержец пустыни. (Феномен судьбы барона Р.Ф. Унгерн-Штернберга). М., 1993. С.48.

4. Голубев. Воспоминания// Барон Унгерн в документах и мемуарах. М., 2004. С.532.

5. Хитун С.Е. Дворянские поросята// Барон Унгерн в документах и мемуарах. М., 2004. С.589.

6. Першин Д.П. Барон Унгерн, Урга и Алтан-Булак. (Записки очевидца о смутном времени во Внешней (Халхаской) Монголии в первой трети ХХ века). Самара, 1999. С.100, 126; Корольков Ю.М. Давным-давно// Корольков Ю.М. Кио ку мицу! Мн.: Беларусь, 1986. Электронная публикация. (militera.lib.ru/prose/russian/korolkov/index.html).

7. Першин Д.П. Указ. Соч. С.124.

8. Алешин Д.Д. Азиатская Одиссея// Барон Унгерн в документах и мемуарах. М., 2004. С.417.

9. Цит. по: Корольков Ю.М. Указ. соч. Электронная публикация.

10. Юзефович Л.А. Указ. соч. С.121; Ломакина И.И. Грозные Махакалы Востока. М., 2003. С.237.

11. Князев Н.Н. Легендарный барон// Легендарный барон: неизвестные страницы Гражданской войны. М., 2004. С.68, 69.

12. Макеев А.С. Бог войны – барон Унгерн: воспоминания бывшего адъютанта начальника Азиатской конной дивизии// Барон Унгерн в документах и мемуарах. М., 2004. С.447.

13. Лаврентьев К.И. Взятие г. Урги бароном Унгерном// Барон Унгерн в документах и мемуарах. М., 2004. С.328.

14. Торновский М.Г. События в Монголии-Халхе в 1920-1921 годах. Военно-исторический очерк (воспоминания)// Легендарный барон: неизвестные страницы Гражданской войны. М., 2004. С.232.

15. Цит. по: Юзефович Л.А. Указ. соч. С.238.

16. Зазубрин В.Я. О том, кого уж нет (Унгерн)// Барон Унгерн в документах и мемуарах. М., 2004. С.557.

17. Оссендовский Ф. И люди, и звери, и боги. М., 1994. С.251.

18. Князев Н.Н. Указ. Соч. С.163.

19. Калеменева Н. Его считали возродившимся Чингисханом. Электронная публикация// www.aifne.ru

20. Князев Н.Н. Указ. Соч. С.157.

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. 15-я Воткинская и Ижевская стрелковые дивизии.
  2. А.Каревский. Униформологический портрет адмирала А.В. Колчака.
  3. Автоматическая телефонная станция квазиэлектронной системы «КВАНТ»
  4. Агафонова Анастасия - кандидат в мастера спорта по спортивной гимнастике, член молодежного состава сборной России по спортивной гимнастике (в настоящее время)
  5. Анализ использования основных фондов: задачи, объекты, этапы, источники информации, основные показатели.
  6. Анализ использования фонда рабочего времени
  7. Анализ состояния основных производственных фондов ООО «Новострой»
  8. Анализ эффективности использования основных производственных фондов
  9. Анализ эффективности использования основных производственных фондов (ОПФ)
  10. Анализ эффективности использования фонда заработной платы
  11. Аренды участка лесного фонда
  12. Аудиторное поведение и его социальный фон: выявление связей


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1168; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь