Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Поздняя античная философия (I-III вв. н.э.)



Школы эпикуреизма и стоицизма, получившие широкое распространение в республиканском, а затем и в императорском Риме к III веку, незадолго до падения последнего, практически сошли на нет, за исключением платонизма.

Вобрав в себя мистические идеи последователей древнегреческого философа и математика Пифагора, некоторые идеи Аристотеля и других учений, он выступил в позднеантичную эпоху как неоплатонизм. Наиболее видным его представителем считается Плотин (204/205-270).

Ученик Плотина и редактор его сочинений Порфирий после смерти Учителя (в Минтурне, Италия) разделил его пространные трактаты так, что получилось 6 разделов, в каждый из которых входило 9 трактатов; Порфирий назвал их " Эннеады" (" девятки" ).

Структура " Эннеад" соответствует той структуре универсума, которая была обнаружена Плотином в текстах Платона и " по ту сторону" этих текстов. Для неоплатоников (помимо Плотина главными представителями этого течения считаются Ямвлих, 245 - ок. 330, и Прокл, 412-485) весь мир предстает как иерархическая система, в которой каждая низшая ступень обязана своим существованием высшей. На самом верху этой лестницы помещается единое (оно же Бог, оно же благо, или, иначе, то, что по ту сторону всего сущего).

Единое есть причина (прежде всего - целевая) всякого бытия (все сущее существует постольку, поскольку стремится к единому, или ко благу); само оно не причастно бытию и потому непостижимо ни для ума, ни для слова - о Боге нельзя сказать ничего.

Вторая ступень - это ум как таковой и находящиеся в нем умопостигаемые сущности - идеи; это - чистое бытие, порожденное единым (ибо мышление и бытие в платонической традиции тождественны).

Ниже - третья ступень - душа; она уже не едина, как ум, но разделена между живыми телами (душа космоса, ибо космос для платоников живое существо, души демонов, людей, животных, растений); кроме того, она движется: душа - источник всякого движения и, следовательно, всех волнений и страстей.

Еще ниже - четвертая ступень - тело. Как душа получает лучшие свойства - разумность, гармонию - от ума, так и тело получает благодаря душе форму; прочие же его качества - безжизненность, косность, инертность - сродни материи.

Материя, или подлежащее, - субстрат чувственных вещей - это сама инертность, косность, бескачественность как таковая. Материя не существует; она ни в какой степени не причастна уму, то есть бытию; поэтому она также не может быть постигнута разумом и словом. О ее наличии мы узнаем чисто отрицательным путем: если от всех тел отнять их форму (то есть все сколько-нибудь определенные их характеристики: качество, количество, положение и другие), тогда то, что останется, и будет материя.

В этом учении индивид помещается в гигантский космологический порядок, а зло понимается в качестве изъяна бытия, его отсутствия, как небытие, наподобие рассмотрения тела (материи) как не сущего, а души - как cyfliero.

Целью является освобождение души от ее смертной оболочки (тела), чтобы душа оказалась во всеохватывающем единстве (unto mystica) с мировой душой.

Неоплатонизм является наставлением о сверхъестественных силах, учением, а не способом жизни, хотя некоторые, по-видимому, рассматривали его как конкретное религиозное учение о жизни.

Впервые удовлетворительное выражение эта религиозная страстность нашла в христианстве с его идеей живого персонифицированного Бога и небесного рая. С четвертого века христианство стало официальной религией Римской империи. Античность уходила в прошлое, а на пороге стояло христианское Средневековье

 

Базовые понятия: полис, космоцентризм, гилозоизм, архэ, метемпсихоз, космос, Логос, бытие, небытие, Нус, антропоморфизм, детерминизм, фатализм, этика, истина, релятивизм, ирония, эйдосы, анамнезис, справедливость, энтелехия, дианоэтические добродетели, эвдемонизм, апатия, атараксия, эманация…

Словарь терминов:

-космоцентризм – мировоззренческий принцип древнегреческой философии.

-гилозоизм - это учение, основанное на понимании материи как живой (одушевлённоой).

-архэ – первоначало; то, из чего всё состоит.

-метемпсихоз (греч. μ ε τ ε μ ψ ύ χ ω σ ι ς, от μ ε τ α - − пере- и ἐ μ ψ ύ χ ω σ η ς – одушевление, оживление, собственно – переодушевление) – один из поздних греческих терминов для обозначения переселения душ.

-космос – мир как целостный живой организм, имеющий границы, олицетворениепорядка, гармонии.

-Логос – всеобщий закон мироздания, то, что управляет всем (Гераклит).

-бытие – то, что существует, истинно сущее.

-небытие – то, что не существует, противоположность бытию.

-Нус – всеобщий разум («Ум» у Анаксагора).

-антропоморфизм – создание богов по «образу и подобию» людей, наделение их человеческими качествами.
-детерминизм - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Это — доктрина о всеобщей причинности. Родоначальником детерминизма считают Демокрита, который видел задачу познания в том, чтобы узнать причину всего и вся. Ему принадлежит высказывание, которое можно считать девизом всего учения: «Лучше было бы найти одно причинное объяснение, чем получить Персидское царство».

-фатализм - (от лат. fá talis — определённый судьбой) — вера в предопределённость бытия; мировоззрение, в основе которого убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд.

-релятивизм – абсолютизация относительности и условности содержания познания.

- ирония – ирония Сократа - это помощь незнающему истину прийти к истине.

- эйдос – у Платона содержание этого понятия существенно трансформируется. Прежде всего, эйдос теперь понимается не как внешняя, но как внутренняя форма, то есть имманентный способ бытия вещи. Кроме того, эйдос теперь обретает онтологически самостоятельный статус, формируя трансцендентный мир идей (то есть собственно мир эйдосов) как совокупность абсолютных и совершенных образцов возможных вещей.

- эвдемонизм – этическое учение, в соответствии с которым целью и смыслом жизни является достижение счастья.

- энтелехия (греч. ἐ ν τ ε λ έ χ ι α «осуществленность», от ἐ ν τ ε λ ή ς, «законченный» и ἔ χ ω, «имею») — в философии Аристотеля — внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат; например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево. Душа, по Аристотелю, первая энтелехия организма, в силу которой тело, располагающее лишь «способностью» жить, действительно живёт, пока оно соединено с душою.

- дианоэтические добродетели – добродетели, связанные с разумной частью человеческой души: мудрость, память и др.

- апатия - (греч. apatheia -бесстрастие) - одно из главных понятий этики стоицизма, обозначающее душевную невозмутимость, состояние покоя, когда чувства и страсти не мешают деятельности разума. Другими словами, полный самоконтроль.

-атара́ ксия (греч. α τ α ρ α ξ ί α — «невозмутимость, хладнокровие, спокойствие») — душевное спокойствие, невозмутимость, безмятежность, по мнению некоторых древнегреческих философов, достигаемая мудрецом. В различных традициях скептицизма (у Пиррона и его последователей, а также у скептиков платоновской академии) атараксия тесно связано с тем, что обозначается термином «эпохе» (греч. ἐ π ο χ ή ), то есть с воздержанием от суждений. При этом одни представители скептицизма считают конечной целью атараксию (Секст Эмпирик), а другие — эпохе (Аркесилай). Атараксия у скептиков описывает состояние разума, а не чувств: испытывая подобно другим людям боль и удовольствие, скептик воздерживается от суждений о том, хорошо это или плохо. У Эпикура атараксия связана не с воздержанием от суждения, а с удовольствием (греч. ἡ δ ο ν ή ): Эпикур определял удовольствие как отсутствие телесной боли и душевных страданий и тревог. Тревоги в душе возникают из-за ложных мнений о богах и смерти, которые вызывают у людей страх. Избавляет от ложных мнений трезвое рассуждение, приводящее к атараксии. Атараксия — это сосредоточение на самом общем и главном, считает Эпикур. В стоицизме атараксия часто близка апатии.

- эманация – в философии концептуальный термин, означающий происхождение Универсума (вселенной) посредством истечения его из запредельного первоначала, Единого (Божества).

Темы рефератов и докладов:

1. Философия Милетской школы

2. Пифагорейский союз.

3. Диалектика Гераклита

4. Учение о бытии Парменида.

5. Учение Демокрита. Понятия атома и пустоты.

6. Софисты – «учителя мудрости».

7. Софисты и «этический рационализм» Сократа.

8. Понимание бытия в учении Платона.

9. Теория познания Платона.

10. Учение Платона об обществе и государстве.

11. Аристотель: учение о сущности.

12. Социально-политические идеи Аристотеля.

13. Этика Аристотеля

14. Этика Эпикура.

15. Этика римских стоиков.

16. Неоплатонизм как вершина античной философии.

Основная литература:

1. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М., 2007.

2. Аблеев С.Р. История мировой философии. М., 2010.

3. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Фролов И. Т. и др. – М., 2003.

4. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие. М., 2010.

5. Гуревич П.С. Основы философии. М., 2011.

6. Философия для технических вузов. В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. Ростов н/Д., 2008.

7. История философии. Запад-Восток-Россия/ Н.В. Мотрошилова.- М., 2012.

8. Кохановский В.П. Яковлев В.П. История философии: учебное пособие для студентов ВУЗов. Ростов н/Д., 2011.

9. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. Учебник. М., 2010.

10. Хрестоматия по философии: учебное пособие для высших учебных заведений // под ред. Кохановского В.П. Ростов на Дону, 2003.

11. Скирбекк, Г. История философии: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений./ Скирбекк Г., Гилье Н.- М., 2008.

12. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. для бакалавров. - М., 2012.

13. Хофмайстер, Х. Что значит мыслить философски: пер. с нем./ Х.Хофмайстер. – СПб., 2006.

14. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 2012.

15. Рассел Б. История западной философии. М., 2002.

16. Философия: учебник. Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. М., 2012.

 

Дополнительная литература

 

1. Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. М., 1969.

2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

3. Лосев, А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1998.

4. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1 М., 1989.

5. Материалисты Древней Греции. М., 1955.

6. Досократаки. - Мн.: Харвест, 1999. (Классическая философская мысль).

7. Джованни Реале и Дарио Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1996. Кн.1

8. Платон. Соч. В 3 т. М., 1968-1972.

9. Поппер К. Чары Платона // Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. Часть 2. Сократ, Платон и Аристотель.

10. Аристотель. Соч. В 4 т. М., 1976-1983.

11. Лукреций. О природе вещей. Т.1. М.-Л., 1946.

12. Римские стоики. Сенека. Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1998.

13. Плотин. Эннеады. М., 1998.

14. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (становление и развитие первых научных программ). М., 1980.

15. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн.1-2.-СПб., 1993-1994.

16. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. Ростов-на-Дону, 2001.

17. Адо П. Плотин, или простота взгляда. М. 1991.

18. Шаповалов В.Ф. Основы философии. М., 1998. Глава 2: Сократ. Глава 3: Платон. Глава 5: Аристотель.

17. Чайковский, Ю.В. Фалесова наука в историческом контексте // Вопросы философии.- 1997.- №8- С. 151-165.

18. Хрестоматия по истории философии. От Лао-Цзы до Фейербаха. М., МПГУ. 1998.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Философия и мировоззрение.
  2. XIX век: иррационализм и философия жизни.
  3. А.Н. Радищев «философия человека»
  4. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 821; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь