Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Клинописная табличка из Нипура.



(Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета)

Была обнаружена в 1889 г., археологической экспедицией Пенсильванского университета в Ираке при раскопках г. Ниппура (примерно в 160 км к югу от современного Багдада). Размеры примерно в 9, 5 x 16 см.. Судя по размерам и изяществу значков, табличка была написана к концу царствования династии Саргона Аккадского, то есть, согласно последним хронологическим исследованиям, около 2300 г. до н.э. Этот документ является древнейшей фармакопеей в истории человечества.

Табличка стала известна ученым лишь в 1940 г. В том же году профессор Леон Легрэн, бывший куратор вавилонского отдела Музея Пенсильванского университета, опубликовал первую транслитерацию и перевод этого текста в бюллетене, издаваемом музеем. В 1955 г. профессор С. Крамер подготовил новую транслитерацию и перевод текста с помощью химика Мартина Леви, ставшей предварительной попыткой, так как адекватный перевод и интерпретация текста таблички требовали прекрасного знания шумерской фармакологической и медицинской терминологии I и II тысячелетий до н. э. Только после сугубо специальной подготовки в Париже у Рене Ляба (одного из лучших современных специалистов по клинописной медицине) молодой ученый М. Сивил смог опубликовать новый и окончательный вариант текста таблички.

Документ состоит из 145 строк, или, лучше сказать, предложений. Первые 21 строк так сильно повреждены, что их содержание расшифровать не удалось. По аналогии с клинописными медицинскими документами I тысячелетия до н. э. можно было бы предположить, что в этих строках говорится: «Если человек страдает от … и что далее следует название той или иной болезни. Однако немногие сохранившиеся знаки и слова, такие, как «корень … растения» (строки 1 и 2), «верхушка» (строки 3 и 5), «шерсть» (строки 9 и 10), «соль» (строка 15), не говорят в пользу такого предположения.

Рецептов как таковых в документе пятнадцать. Они начинаются с 22-й строки (в нижней части первой колонки таблички). Рецепты могут быть разбиты на три группы, в соответствии со способом применения данного средства. Первая группа состоит из восьми лекарств, представляющих собой припарки. Способ их приготовления изложен в следующем порядке: сначала идет список компонентов, необходимых для изготовления данного лекарства. Далее указывается, что эти компоненты должны быть растерты в порошок и смешаны с жидкостью до образования пастообразной массы, которая прикладывается в виде припарки к больной части тела, предварительно натертой маслом. Последнее, по-видимому, должно было оказывать лечебное действие само по себе либо предохранять кожу, не давая припарке прилипать к ней.

«Рецепт № 4. Растереть в порошок растение анадишша, ветки колючего кустарника (вероятно, Prosopisstephaniana), семена дуашбура (возможно, Atriplexhalimus L.) (и)....; (названия по меньшей мере двух лекарственных трав не сохранились; влить в нее (в массу растертых в порошок лекарственных трав) разбавленное водой пиво, натереть (больное место) растительным маслом (и) привязать (пасту, приготовленную из растертых в порошок трав, смешанных с пивом) как припарку.

Рецепт № 5. Растереть сухой речной ил (и)…; замешать его на воде; натереть неочищенным маслом (и) привязать как припарку.

Рецепт № 6. Растереть груши (? ) (и) растение манна; замешать на осадке от пива, натереть растительным маслом (и) привязать как припарку.

Рецепт № 8. Растереть корни…дерева… и сухой речной асфальт; замешать на пиве, натереть маслом (и) привязать как припарку».

Вторая группа состоит из рецептов трех лекарств, принимаемых внутрь. Приготовление первого лекарства, для которого нужны пиво и жидкий асфальт, довольно сложно:

«Рецепт № 9. Влить крепкое пиво в смолу…. растения; нагреть на огне; влить эту жидкость в жидкий речной асфальт (и) дать (больному) выпить».

Способ приготовления двух других внутренних средств одинаков: предлагается растереть два компонента, растворить их в пиве и дать больному выпить.

«Рецепт № 10. Растереть груши (? ) (и) корни растения манны; смешать (порошок) с пивом (и) дать (больному) выпить.

Рецепт № 11. Растереть семена овощей нигнагар, мирры (? ) (и) тимьяна; высыпать в пиво (и) дать (больному) выпить».

Третья группа рецептов открывается так: «Обложить (? ) камышом руки и ноги (больного)». Пока нам совершенно не ясно, к чему относится данная процедура и почему она записана именно, в этом месте. Но несмотря на всю ее неясность, эта строка необыкновенно важна, так как она показывает, какие именно части тела необходимо подвергнуть лечению.

За этим вступлением следуют собственно рецепты. Лекарств всего четыре, и их состав более сложен и менее однороден по сравнению с одиннадцатью предыдущими. В трех первых случаях предлагается сначала омыть больную часть тела специально приготовленным раствором, после чего немедленно приложить (? ) к этому месту некое вещество. В двух случаях это, кажется, зола. Четвертый и последний рецепт, первые строки которого не сохранились, состоит, видимо, только из названия ряда лекарственных трав, после чего сразу же следует указание приложить (? ) полученное лекарство. Возможно, автор пропустил по невнимательности, по крайней мере, одну промежуточную операцию. Вот перевод этих последних четырех рецептов:

«Рецепт № 12. Просеять и тщательно перемешать растолченный панцирь черепахи, побеги (? ) растения нага(из него добывают соду и другие щелочи), соль (и) горчицу; омыть (больное место) крепким пивом (и) горячей водой; растереть (больное место) этим (приготовленным составом), после чего натереть растительным маслом (и) обложить (? ) растертыми в порошок иглами пихты.

Рецепт № 13. Развести водой порошок из высушенной и растертой водяной змеи, растения амамашумкаскал, корней колючего кустарника, размельченной наги, пихтового скипидара (и) омыть (больное место) этой жидкостью, после чего натереть растительным маслом (и) приложить шаки.

Рецепт № 14. Развести водой смесь, приготовленную из высушенного (и) растертого в порошок подшерстка (? ) коровы, ветвей колючего кустарника, „звездного“ растения, корней „морского“ дерева, сушеных фиг (и) соли иб; подогреть (и) омыть (больное место) этой жидкостью, после чего приложить (? ) золу (? ) тростника.

Рецепт № 15 добытых из ивы, осадка (? ) гирби, винного осадка, растения нигми, корней и ствола растения арина (и) приложить (? ) золу (? )».

(Цит. по книге Крамера Самюэлья. История начинается в Шумере. М., 1965.)

Приложение №5

Законы Хаммурапи

Сборник законов шестого царя Первой Вавилонской династии Хаммурапи (1792-1750 г. до н.э.) был найден в 1901 г.французской археологической экспедицией под руководством Ж.де-Моргана при раскопках г. Сузы - столицы Эламского царства, восточного соседа Вавилонии.

Законы были вырезаны на большом базальтовом столбе (стеле), найденном разбитым на три куска. Еще в древности небольшая часть текста была выскоблена. Законы Хаммурапи в древности много раз переписывались на глиняных таблетках. Некоторые таблетки дошли до нашего времени, что дало возможность восстановить несколько статей законов. Так, в 1914 году Пенсильванский университет опубликовал найденную при раскопках в Ниппуре таблетку, содержащую текст статей 90-162 законов Хаммурапи.

Законы Хаммурапи представляют собой запись норм обычного права, судебной практики, узаконений царя Хаммурапи. Видимо, были и заимствования из ранее принятых законов в XX веке до н.э.

Значение Законов Хаммурапи выходит далеко за рамки правления самого Хаммурапи и за хронологические пределы существования древневавилонского царства. Они легли в основу вавилонского права на многие столетия. Основной текст законов состоит из 282 статей, из числа которых несколько статей до сих пор еще не восстановлены.

§215. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и излечит (этого) человека или снимет бельмо (? ) человека бронзовым ножом и вылечит глаз человека, (то) он должен получить 10 сиклей серебра.

§216. Если (больной) - кто-либо из мушкенумов, (то) он должен отдать врачу 5 сиклей серебра.

§217. Если (больной) - раб, человека, (то) господин раба должен отдать врачу 2 сикля серебра.

§218. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и причинит смерть (этому) человеку или снимет бельмо (? ) человека бронзовым ножом и повредит глаз человека, (то) ему должно отрезать пальцы.

§219. Если врач сделает тяжелый надрез бронзовым, ножом рабу мушкенума и причинит ему смерть, (то) он должен возместить раба за раба.

§220. Если он снимет бронзовым ножом его бельмо (? ) и повредит его глаз, (то) он должен отвесить серебром половину его покупной, цены.

§221. Если врач срастит сломанную кость человеку или вылечит болезненную опухоль (? ), (то) больной должен отдать врачу 5 сиклей серебра.

§222. Если (больной) - кто-либо из мушкенумов, (то) он должен отдать 3 сикля серебра.

§223. Если (больной) - раб человека, (то) господин раба должен отдать врачу 2 сикля серебра.

Цитируется по: Сборник Законов царя Хаммурапи // Источники права. Вып. 1 – Тольятти, 1996. 56 с.

Приложение №6

Геродот

Книга первая - Клио

О Месопотамии

195. Одеяние у вавилонян вот какое. [На теле] вавилонянин носит льняной хитон, доходящий до ног, а поверх – другой шерстяной. Затем поверх накидывает еще тонкую белую хланидую обувь у них – общепринятая [в этой стране], похожая на беотийские сапоги. Отпуская длинные волосы, вавилоняне повязывают на голове тюрбаны и все тело умащают миррой. У всякого вавилонянина есть перстень с печатью и посох искусной работы. На каждом посохе вырезаны яблоко, роза, лилия, орел или что-либо подобное. Носить посох без такого изображения у них не принято. Таково внешнее обличье вавилонян…

197. Есть у вавилонян еще и другой весьма разумный обычай. Страдающих каким-нибудь недугом они выносят на рынок (у них ведь нет врачей). Прохожие дают больному советы [о его болезни] (если кто-нибудь из них или сам страдал подобным недугом, или видел его у другого). Затем прохожие советуют больному и объясняют, как сами они исцелились от подобного недуга или видели исцеление других. Молча проходить мимо больного человека у них запрещено: каждый должен спрашивать, в чем его недуг.

(Цит. по: Геродот. История в девяти книгах/Под ред. С.Л. Утченко. Л., 1972. С. 73-74)

Приложение №7

«Заговор против зубной боли»

(применялся врачом-ашипуту)

Когда Ану сотворил небо,

Небеса сотворили землю,

Земля сотворила реки,

Реки сотворили протоки,

Протоки сотворили болота,

Болота червя сотворили.

Отправился червь к Шамашу, плача,

Перед богом Эа текут его слезы,

«Что ты выделишь мне в пропитанье?

Что ты выделишь мне для сосанья? »

«Спелые фиги

И сок абрикоса».

«На что мне фиги

И сок абрикоса?

Среди зубов позволь поселиться,

Сделай челюсть моим жидищем.

Кровь из зуба сосать я буду,

Буду глодать я корни зуба».

«Зацепи острие, ухвати за корень!

Сам себе, червь, избрал ты такое!

Да сразит тебя Эа

Рукой могучей! »


Приложение №8

Древний Египет.

Геродот

Книга вторая - Евтерпа

О Египте

36. В других странах жрецы богов носят длинные волосы, а в Египте они стригутся…Другие народы живут отдельно от животных, а египтяне – под одной крышей с ними; другие питаются пшеницей и ячменем, в Египте же считается величайшим позором употреблять в пищу эти злаки. Хлеб там выпекают из полбы, которую некогда называют зеей…Половые части другие народы оставляют, как они есть; только египтяне (и те народности, которые усвоили этот обычай от них) совершают обрезание. Каждый мужчина носит у них две одежды, а всякая женщина – одну…

37. Египтяне – самые богобоязненные люди из всех, и обычаи у них вот какие. Пьют они из бронзовых кубков и моют их ежедневно, при этом именно все, а не только некоторые. Они носят льняные одежды, всегда свежевыстиранные; об этом они особенно заботятся. Половые части они обрезают ради чистоты, предпочитая опрятность красоте. Каждые три дня жрецы сбривают волосы на своем теле, чтобы при богослужении у них не появлялось вшей или других паразитов. Одеяние жрецы носят только льняное и обувь из [папирусного] лыка. Иной одежды и обуви им носить не дозволено. Дважды днем и дважды ночью они совершают омовение в холодной воде и, одним словом, соблюдают еще множество других обрядов…

77…Образ же жизни египтян вот какой. Желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами. Ведь, по их мнению, все людские недуги происходят от пищи. Вообще же египтяне, исключая ливийцев, самый здоровый народ на свете, что зависит, по-моему, от климата (ведь там нет смены времен года). Действительно, [климатические] перемены приносят людям большинство недугов, в особенности же смена времен года…

84. Искусство же врачевания у них раздельно. Каждый врач лечит только один определенный недуг, а не несколько, и вся египетская страна полна врачей. Так есть врачи по глазным болезням, болезням головы, зубов, чрева и внутренним болезням.

86…(о бальзамировании) Для этого поставлены особые мастера, которые по должности занимаются ремеслом бальзамирования. Когда к ним приносят покойника, они показывают родственникам на выбор деревянные раскрашенные изображения покойников….Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть – путем впрыскивания [растворяющих] снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой, кассией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок. Больше 70 дней, однако оставлять тело в щелоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея)….

(Цит. по: Геродот. История в девяти книгах/Под ред. С.Л. Утченко. Л., 1972. С. 91-92, 103-105)

Приложение №9

Книга третья - Талия

О Египте

1…Камбис отправил вестника в Египет просить дочь Амасиса[себе в жены]. А просил Камбис по совету одного египтянина, который дал этот совет из ненависти к Амасису, за то что царь его одного из всех египетских врачей, разлучив с женой и детьми, передал персам, когда Кир послал к Амасису просить самого лучшего глазного врача в Египте….

12.(война персов с египтянами) – Удивительную вещь мне пришлось увидеть там на месте битвы (на это обратили мое внимание местные жители). Кости воинов, павших в этой битве, были свалены в отдельные кучи. На одной стороне лежали кости персов, как они были погребены, а на другой - египтян. Черепа персов оказались такими хрупкими, что их можно было пробить ударом камешка. Напротив, египетские черепа были столь крепкими, что едва разбивались от ударов большими камнями. Причина этого, как мне объяснили, и я легко этому поверил, в том, что египтяне с самого раннего детства стригут себе волосы на голове, так что череп под действием солнца становится твердым. В этом также причина, почему египтяне не лысеют. Действительно, нигде не встретишь так мало лысых, как в Египте. Вот почему у них такие крепкие черепа…

23…Царь отвечал, что большинство эфиопов достигает 120-летнего возраста, а некоторые живут даже еще дольше. Их пища – это вареное мясо и молоко. …царь повел их к источнику, от омовения в котором кожа их стала блестящей, словно это был источник елея. От источника струился аромат, как от фиалок…Если эта вода такая, как говорят, то, быть может долголетие эфиопов как раз и зависит от того, что они пьют ее.

(Цит. по: Геродот. История в девяти книгах / Под ред. С.Л. Утченко. Л., 1972. С. 138, 141, 145).

Приложение №10

Папирус Смита

Папирус был куплен ростовщиком Эдвином Смитом в Египте в 1862 г. Папирус был поврежден (разделен на несколько частей). После его смерти его дочь передала документ на исследование в Нью-Йоркское историческое общество. В настоящее время документ имеет длину 4.70 м и ширину около 33 см. Папирус представляет собой справочник для врача-травматолога или военного врача. В тексте описано 48 случаев всевозможных травм и методы их лечения, причем описание травм идет с головы и черепа и спускается ниже. Авторство первоисточника приписывается легендарному врачу Имхотепу, жившему в началеIII тыс. до н.э.

Из предписания врачу относительно перелома черепа без повреждения мягких тканей головы.

«Если ты осматриваешь человека с проломом черепа под кожей его головы и нет ничего на ней; то ты ощупай его рану. Ты найдешь выступающую опухоль на наружной стороне пролома, что в его голове, а глаз его скошенным из-за этого на той стороне, которая находится под травмой, и что идет (он) и волочит подошву. Ты должен определить ее как травму, нанесенную извне, причем головка сустава его плеча не отделена, а вместе с тем ногти его пальцев скрючены в середину руки; он источает кровь из своих ноздрей и страдает несгибаемостью шеи. Недуг неизлечим.»

(Цит. по: Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. В.В. Струве. М., 1956. С. 26).

Диагностическая инструкция для врача при открытой ране черепа.

«Инструкции: открытая рана в его голове, достигающая кости, проникающая в шов его черепа. Тебе надлежит прощупать его рану, (хотя) он сильно вздрагивает. Тебе следует заставить его поднять лицо. (Если) ему трудно открыть рот, и его сердце устает говорить, если ты видишь слюну на его губах, которая не падает на землю, тогда как он выделяет кровь через ноздри и уши, и он страдает несгибаемостью своей шеи и не может посмотреть, на свои плечи и грудь, тогда относительно него ты скажи: заболевание, с которым я буду бороться».

(Цит. по Литовка И.И. Медицина Древнего Египта и Месопотами: опыт сравнения // Философия науки. №1(44) 2010 С. 139)

Приложение №11

Папирус Эберса

Папирус Эберса был обнаружен в Луксоре в 1872 г. и представляет собой справочник для практикующего врача-терапевта, есть раздел «косметолога», а также содержится более 900 рецептов лекарств. Длина папируса – 20, 5 м, склеен из 108 листов.

Диагностика по пульсу:

«Начало тайной премудрости врачевателя – знание пульса, знание сердца. В нем есть сосуды, ведущие ко всякому члену. Если кладет врачеватель всякий, жрец Сахмет, заклинатель, обе руки, пальцы свои на голову, на затылок, на кисти рук, на грудь (место сердца), на обе руки, на обе ноги чьи-либо, то обследует он сердце (хет), // потому что сосуды его ко всякому члену его (ведут), ибо это значит: говорит оно из сосудов члена всякого».

(Цит. по Литовка И.И. Медицина Древнего Египта и Месопотами: опыт сравнения// Философия науки. №1(44) 2010 С. 135)

Приложение №12


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 2009; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь