Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РОЖДЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРИЗВАНИЕ К ПРОРОЧЕСКОМУ СЛУЖЕНИЮ САМУИЛА



I Цар. 1-3

У подножия гор Ефремовых раскинулся городок Рама. Там жил благочестивый левит по имени Елкана с двумя женщинами: Анной и Феннаной. У Феннаны были дети и она постоянно унижала бездетную Анну. Анна сильно горевала о том, что она не имеет детей и терпеливо сносила укоры Феннаны. Раз в год это семейство отправлялось в Силом для жертвоприношения, Анна пришла в Скинию собрания и стала пламенно молить Господа, чтобы Он даровал ей дитя. Скорбящая Анна дала обещание Богу, что если у нее родится сын, то она посвятит его Господу; он не будет пить вина, и бритва не коснется головы его. В это время на возвышенном месте у входа в храм сидел первосвященник Илий. Видя, как женщина долго молится, беззвучно шевеля губами, он посчитал ее пьяной и стал выговаривать ей за это. Анна смиренно ответила первосвященнику: «Нет, господин мой; я жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом». «Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое». Спустя некоторое время у Анны родился сын, которого она назвала Самуилом, что значит «испрошенный у Господа». Когда Самуил подрос, Анна привела его в Силом и отдала первосвященнику Илию для служения Господу. Самуил остался жить при Скинии и воспитывался здесь под руководством первосвященника. Он был добрым и благочестивым отроком. Безнравственные примеры сыновей Илия не только не испортили нрав Самуила, но, напротив, воспламенили в нем большую ревность и искреннюю любовь к Господу. Паломники любили Самуила и разносили славу о его добродетелях по всей стране. Сам Илий, хотя и продолжал любить своих распутных сыновей, все надежды возлагал на Самуила и в глубине души считал его своим преемником.

Однажды, когда Самуил лег спать в Скинии, он услышал голос, зовущий его: «Самуил, Самуил! » Думая, что его зовет Илий, находящийся тут же в Скинии, он побежал к нему и сказал: «Вот я! ты звал меня». Илий ответил ему: «Я не звал тебя; пойди назад ложись». Но голос во второй и в третий раз звал Самуила, и всякий раз он прибегал к Илию, думая, что его зовет. Тогда первосвященник догадался, что Самуила зовет Господь, и научил отрока, как ему надо пос­тупать, если Господь еще раз позовет его. Когда же Господь еще раз позвал Самуила, тогда отрок с благоговением и тре­петом ответил: «Господи, Говори, ибо слышит раб Твой». Это было призвание Самуила к пророческому служению. Господь открыл Своему избраннику, что весь род Илия погибнет за то, что его сыновья продолжали осквернять святыню Господню и развращать народ. Утром Илий узнал от Самуила о приближа­ющемся страшном суде Божием над ним и его сыновьями и с сокрушением сказал: «Он Господь: что Ему угодно, то да сот­ворит».

Молва о том, что Господь являлся Самуилу, быстро распространилась по всей земле обетованной. Израильские пле­мена видели в нем отныне помазанника Божьего, пророка и мудреца. Его благочестие стало для народа единственной нравственной опорой в ту смутную эпоху, когда первосвященник и его сыновья священники потеряли общее доверие.

ГИБЕЛЬ ДИНАСТИИ ИЛИЯ И ПЛЕНЕНИЕ КОВЧЕГА

I. Цар. 4-7.

Филистимляне, заметив, что среди еврейских племен происходит движение к объединению, решили сделать гроз­ное нашествие, чтобы в корне подрезать силы этого народа. К этому времени, израильтяне действительно успели уже достаточ­но окрепнуть, чтобы вступить в открытую борьбу со своими угне­тателями. Но при первом же столкновении с филистимлянами израильтяне потерпели поражение. Тогда израильские военачальники решили для поддержания духа войска принести из Силома в лагерь Ковчег Завета. Илий, по просьбе войска, повелел своим сыновьям Офни и Финеесу отнести Ковчег на поле битвы, а сам все время сидел у дороги, ожидая исхода сражения. Как только сверкающий золотом Ковчег с крылатыми херувимами прибыл на поле битвы, из­раильские воины воодушевились, а филистимляне пришли в ужас. Опять разгорелся бой, и израильтяне снова потерпели страшное поражение, оставив на поле брани тридцать тысяч убитых. Но самым страшным ударом было то, что священный Ковчег Завета попал в руки ненавистных и нечестивых филистимлян. При этом сыновья Илия Офни и Синеес были убиты. Когда Илию сообщили о захвате ковчега и гибели его сыновей, он «упал с седалища навзничь у ворот (скинии), сломал себе хребет и умер».

Тем временем филистимляне привезли Ковчег Завета в Азот и поставили его в капище своего бога Дагона. На другой день, придя в капище, они с ужасом увидели, что статуя Дагона лежала на полу у под­ножия ковчега. Они поставили идола на место, но на следующий день нашли его снова лежащим на земле, к тому же с отсеченными руками и головой. В тот же день в городе вспыхнула эпиде­мия неизвестной болезни, а на полях появилось множество мышей, которые уничтожали посевы. Тогда филистимлянские старейшины решили перенести Ковчег в соседний город Геф. Но и там вскоре вспыхнула ужасная эпидемия, от которой страдали люди. Ввиду этого решено было перенести Ковчег в Аскалон. Но и здесь случилось то же самое. После этого ни один город не решился взять к себе Ковчег Бога Израилева. Наконец, по совету жрецов и прорицателей, филистимлянские правители решили вернуть ковчег израильтянам. Ковчег постави­ли на колесницу, запряженную коровами, которые недавно отелились. Коров пустили одних, без возницы. И случилось сверхестественное: несмотря на то, что недалеко в загоне мычали их телята, коровы, вопреки материнскому инстинкту, направились не к ним, а к израильской границе.

Таким образом после семи месяцев плена Ковчег Завета вернулся на родину. Обрадованные возвращением Ковче­га, израильтяне поставили его на большой камень, изру­били колесницу на дрова, а коров принесли в жертву Богу. После этого Ковчег был перенесен в город Кириф-Иарим. Там его охранял Аминадав и его сын Елеазар до тех пор, пока царь Давид торжественно не перенес его в Иерусалим.

САМУИЛ – ПРОРОК И СУДЬЯ

I Цар. 7-8

Шли тяжелые годы рабства и унижения. Силом был разрушен филистимлянами, и Самуил вернулся в свой родной город Раму. Хотя Самуил не сразу после смерти Илия был призван на должность народного судьи, но среди народа он уже пользовался большой известностью и громадным влиянием. Самуил был не военачальником, как другие судьи, а мудрым учителем народа и пророком Божиим. Своим проницательным умом он видел причины бедствий своего народа и решил совершить религиозно-общественное преобразование. С этой целью он в сво­ей пророческой одежде ходил по обетованной земле и повсюду пробуждал ревность к вере отцов. Своей пламенной речью он убеждал израильтян навсегда покончить с идолопоклонством и обратиться к единому Истинному Богу. И народ, доведенный до отчаяния филистимлянами, не оставался глух к его проповеди. В Израиле началось религиозно-нравственное возрождение. Чтобы закрепить это доброе настроение внешним актом, Самуил собрал народ в Массифу. Здесь, в Массифе, после публичного покаяния в своих грехах израильский народ возобновил союз с Богом.

Узнав о большом собрании израильтян в Массифе, филистим­ляне боясь восстания, двинули на них свои войска. Но на этот раз Господь со Своим народом был, и филистимляне потерпели ужасное поражение. С этого времени весь Израиль признал Самуила своим судьей. Таким образом, у израильского народа снова появился вождь, направивший его на трудный путь духовного возрождения и полити­ческого единства. Во время правления Самуила страна наслаждалась миром и благоденствием. Центром религиозной и государственной жизни стал город Рама, и отсюда Самуил каждый год обходил все израильские города, исполняя свои обязанности первосвященника и судьи еврейского народа. Стремясь к духовному просвещению народа, Самуил из своих последователей создал пророческую школу, которая готовила просвещенных ревнителей веры. При Самуиле был уже целый «сонм пророков», которые помогали ему искоренить идолопоклонство и насаждать истинную веру среди израильско­го народа. Мудрое правление Самуила продолжалось до са­мой его старости. Когда же он состарился, то поставил сыновей своих судьями над израильским народом. Но как ни странно, его сыновья оказались нечестными судь­ями. Жадные и продажные, они брали взятки и выносили несправедливые приговоры. Народ израильский стал выра­жать недовольство существующим порядком и в конце концов совершенно перестал уважать судей. У всех соседних народов были цари, и израильтяне пришли к выводу, что только монархический строй может их спасти от филистимлян. Желая избрать себе царя, израильские ста­рейшины пришли к Самуилу в Раму и сказали: «Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как и прочих народов». Это требование глубоко опечалило старца. До этого у еврейского народа была теократия, т.е. Богоправление. Господь у них был и небесным и земным Царем. Теперь же народ пожелал себе другого царя. Самуил не знал, что ответить старейшинам, и обратился с молитвой к Богу. «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царст­вовал над ними». Узнав волю Божию, Самуил пообещал старейшинам подыскать кандидата на царский престол.

ПЕРИОД ЦАРЕЙ

(Приблизительно 1040-586)

ПОМАЗАНИЕ САУЛА НА ЦАРСТВО

I Цар. 9-10

На земле Вениаминовой, в городе Гиве, жил знатный человек по имени Кис. Среди детей, которых он имел, особенно выделялся Саул, юноша исключительной красоты и огромного роста – на голову выше всех израильтян. Семья Киса занималась земледелием и скотоводством. Среди народа они были известны как хорошие израильтяне, не примирившиеся с чужеземным игом и сохранившие верность Богу Иегове.

Однажды у Киса пропали ослицы. Он повелел Саулу взять слугу и отправиться на поиски. Саул со слугой три дня искали ослиц, побывали во многих местах, но нигде не могли обнаружить пропавших животных. Дойдя до города Рама, Саул предложил слуге вернуться домой, так домашние могут и их посчитать пропавшими и будут беспокоиться о них. Но слуга посоветовал Саулу, прежде чем возвращаться домой, зайти в Раму к пророку Самуилу и спросить его об ослицах. Саул согласился с разумным советом, и они направились в город. Самуила они встретили в центре города.

За день до прихода Саула в Раму Господь сказал Самуилу: «Завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, а ты помажешь его в правителя народу Моему – Израилю, и он спасет народ Мой от руки Филистимлян». Когда Самуил увидел приближавшегося к нему Саула, Господь сказал ему: «Вот человек, о котором Я говорил тебе: он будет управлять народом Моим». Увидев рослого и красивого Саула, Самуил понял, что перед ним человек, достойный царского престола. Он пригласил его к праздничному обеду и просил его не беспокоиться, так как пропавшие ослицы уже нашлись. Во время обеда Самуил посадил дорогого гостя на самое почетное место и угощал его самыми лучшими кушаньями. Потом он отправился с Саулом на крышу своего дома, и там они беседовали допоздна. А рано утром Самуил разбудил Саула и провел его в город. Слуга пошел дальше по дороге в Гиву, а Самуил, оставшись с Саулом наедине, взял сосуд с елеем, вылил на голову Саула и сказал: «Вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего (в Израиле и ты будешь царствовать над народом Господним...)». Юноша был потрясен и не мог поверить, что такова воля Бога Израилева. Он поверил лишь тогда, когда на обратном пути домой с ним в точности произошло все, что предсказывал Самуил: близ гроба Рахили он встретил двух человек, рассказавших, что ослицы нашлись и отец с нетерпением ждет его возращения. Затем у дубравы Фаворской ему повстречались три паломника, направляющиеся в Раму для жертвоприношения, и дали ему два хлеба. Самой главной, однако, была третья встреча. Саул увидел сонм пророков, спускавшихся с горы. Под звуки арф, свирелей и гуслей они пели и пророчествовали. Саул почувствовал, как на него сошел Дух Господень, и он начал пророчествовать вместе с другими пророками. Многие люди, знавшие Саула, недоумевали и спрашивали друг друга: «Что это сталось с сыном Кисовым? Неужели и Саул во пророках? »

Обряд помазания Саула был совершен в глубокой тайне, даже своим близким Саул не рассказал о том, что с ним произошло в Раме. Однако нужно было, чтобы израильтяне одобрили избрание Саула царем. Для этой цели Самуил созвал народ в Массифу. Царя избирали по жребию, и жребий пал на Саула, который уже давно был помазан Самуилом на царство. Избрание царем так смутило Саула, что он скрывался в обозе среди телег и вьючных животных. Его разыскали и привели к Самуилу. Восхищаясь мужественным видом избранного царя, Самуил сказал народу: «Видите ли, кого избрал Господь? Подобно ему нет во всем народе». Тогда весь народ воскликнув, сказал: «Да живет царь! »

После этого Самуил изложил и записал в книгу права и обязанности царя и распустил всех по домам. Саул во главе с преданными ему людьми отправился к себе домой в Гиву.

Но не все израильтяне были довольны избранием Саула. Некоторые даже с презрением говорили: «Ему ли спасать нас? » Но Саул, человек умный и сдержанный, делал вид, что не замечает этого, и ждал только случая доказать всем израильтянам, что они в нем не ошиблись. Вскоре ему такой случай представился.

САУЛ ПОБЕЖДАЕТ АММОНИТЯН

I Цар. 11-12

Сразу же после собрания на царство Саул не мог править открыто и пользоваться всей полнотой власти, ибо в Гиве, как и во многих других израильских городах, стояли филистимлянские охранные отряды. У Саула еще не было ни дворца, ни слуг, – он по-прежнему занимался земледелием. В это время аммонитяне опять начали свои агрессивные действия против израильтян.

К востоку от реки Иордан, в горах Галаада, был расположен израильский город Иави. Наас, царь аммонитян, подтянул громадные силы к городу и готовился к решающему штурму. Жители Иависа вступили с Наасом в переговоры, но тот ответил, что согласен заключить с ними мирный договор только при том условии, если аммонитяне выколют каждому жителю города правый глас. Старейшины Иависа попросили семь дней перемирия, чтобы обдумать это условие. Воспользовавшись кратковременным перемирием, они направили послов к Саулу просить помощи. Саул, выслушав послов, пришел в ярость, рассек на части двух волов, которыми пахал землю, и разослал их по всем племенам израильским, объявив, что так будет поступлено с волами того, кто не пойдет вслед Саула и Самуила».

На призыв царя в назначенное место собралось большое ополчение. Рано утром израильтяне внезапно напали на лагерь аммонитян и учинили им кровавую расправу. Только немногие аммонитяне спаслись бегством.

Победа Саула сделала его национальным героем. Теперь уже и те израильтяне, которые не желали видеть Саула на царском престоле, признали его достойным носить высокое звание царя. После победы Самуил снова созвал собрание в Галгале, где уже весь народ подтвердил избрание Саула царем. Здесь Самуил в торжественной обстановке сложил с себя звание судьи, передав все свои права новоизбранному царю. При этом он заповедал как царю так и всему народу не уклоняться от истинной религии и ревностно хранить веру отцов. Передав Саулу светскую власть, Самуил по-прежнему оставался первосвященником и духовным руководителем всего Израиля.

ПЕРВОЕ НЕПОСЛУШАНИЕ САУЛА

I Цар. 13-14

Победив аммонитян, Саул начал готовиться к войне с самым грозным врагом Израиля – филистимлянами. Прежде всего он задался целью образовать постоянное и сильное войско. Из самых храбрых и сильных людей он образовал трехтысячную гвардию. Тысячу воинов он передал под командование своего мужественного храброго сына Ионафана, а при себе оставил две тысячи. Отважный Ионафан со своими воинами ночью разгромил филистимлянский охранный отряд в Гиве и освободил свой город от неприятеля. Радостная весть об этом событии с быстротой молнии распространилась по всему Израилю и стала стимулом к всенародному восстанию против врагов. Воспользовавшись всеобщим воодушевлением, Саул призвал израильтян в Галгал и там организовал из них повстанческую армию. Филистимляне, понимая всю серьезность положения, сосредоточили свои войска в Михмасе. Это была блестяще вооруженная армия, состоящая не только из отрядов пехоты, но из множества боевых колесниц. Армия же Саула была вооружена очень плохо, только у Саула и Ионафана были железные мечи и копья. Неудивительно поэтому, что появление многочисленной филистимлянской армии вызвало панику среди израильтян. Люди покидали свои жилища и прятались в горах, а некоторые переправлялись через Иордан, ища себе убежище в стране Гадовой и Галаадской. Саул находился в это время в Галгале, ожидая Самуила, который должен был придти в назначенный срок и перед сражением принести жертву Богу. Наступил назначенный день, а Самуил все не приходил. Армия, заразившись общей паникой, таяла с каждым днем, и в конце концов с царем осталось только шестьсот самых преданных воинов. Положение было отчаянным. Каждую минуту могло произойти первое столкновение с неприятелем, а вступать в бой без всеобщей молитвы и жертвоприношения Саул не хотел. Тогда царь сам решил принести жертву Богу, хотя и не имел на это никакого права. Но лишь только был совершен им обряд жертвоприношения, как пришел Самуил. Саул почтительно вышел ему навстречу, но услышал от пророка грозный приговор, что за нарушение воли Божией Господь лишит его звания царя и вместо него найдет Себе мужа по сердцу Своему. Самуил покинул лагерь израильтян, а Саул начал готовиться к сражению. С небольшим количеством воинов Саулу удалось обратить в бегство большой филистимлянский отряд. В этой битве особенно отличился сын Саула Ионафан. Но эта крупная победа не решила исхода войны с филистимлянами. Филистимляне по-прежнему господствовали над Израилем.

ВТОРОЕ НЕПОСЛУШАНИЕ САУЛА

I Цар. 15

Саул понимал, что рано или поздно все же произойдет решающее столкновение с филистимлянами, и тщательно готовился к нему. С этой целью он укрепил столицу своего царства город Гиву. Но всю свою энергию Саул направил на формирование регулярной армии, зачисляя в нее самых храбрых и мужественных. Командующим армией Саул назначил своего двоюродного брата Авинира. С целью укрепления своего царства он успешно вел войны на востоке с аммонитянами, моавитянами и эдомитянами. Но особенно на юго-востоке беспокоили Израиль амаликитяне. Эти кочевые разбойничьи племена, жившие на Синайском полуострове, с давних времен были постоянными врагами Израиля. И вот, наконец, приблизился час расплаты и для амаликитян. Самуил, по повелению Божию, пришел в Гиву к Саулу и сказал ему: «Теперь иди и порази Амалика и истреби все, что у него (не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию все, что у него)». Саул быстро собрал армию и пошел на амаликитян. Поход был успешным. Амаликитяне были жестоко наказаны. Воины Саула умерщвляли всех, не щадя даже женщин и детей. Однако Саул и на этот раз проявил своеволие и не до конца выполнил повеление Господа. Ему стало жаль уничтожать богатейшие военные трофеи – овец, волов и другое ценное имущество амаликитян. К тому же он сохранил жизнь царю амаликитян Агагу, взяв его в плен. Узнав о таком самовольном поступке царя, Самуил внезапно явился в лагерь Саула, когда тот праздновал свою победу, и объявил ему волю Божию: «За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем (над Израилем)». Саул не мог не считаться с огромным авторитетом пророка и покорно стал просить у него прощения. Боясь, что известие об их конфликте вызовет брожение в народе, Саул упрашивал Самуила остаться в лагере для жертвоприношения. Но разгневанный пророк повернулся, чтобы уйти. Видя это, Саул хотел силой задержать Самуила и нечаянно оторвал ему край одежды. Тогда Самуил сказал: «Ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя». Самуил все-таки остался на время в лагере, но только для того, чтобы до конца осуществить суд Божий над амаликитянами. Он повелел привести царя Агага к жертвеннику и собственноручно разрубил его на глазах у народа. Вскоре после этого Самуил ушел к себе в Раму и больше до самой смерти не встречался с Саулом.

Хотя первый израильский царь и был избран Богом, но он не во всем был послушен воли Божией, за что Господь и лишил его особой благодати.

ПОМАЗАНИЕ ДАВИДА НА ЦАРСТВО

I Цар. 16

Самуил болезненно переносил разрыв с Саулом и долго скорбел о нем. Однажды явился ему Господь и сказал: «Доколе ты будешь печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтобы он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя».

Чтобы не навлечь гнев Саула, который с этого времени стал зорко следить за действиями Самуила, первосвященник решил тайно помазать нового кандидата на царство. С этой целью он взял жертвенное животное и отправился в Вифлеем для жертвоприношения. Старейшины города знали о разрыве между Самуилом и Саулом, поэтому, опасаясь гнева Саула, встретили первосвященника не слишком радушно и прямо спросили о цели его прибытия. Но Самуил сумел их убедить, что прибыл исключительно для религиозных целей, и пригласил всех их совершить вместе с ним жертвоприношение. Для участия в жертвоприношении был приглашен и житель Вифлеема Иессей со всем своим семейством. Когда было совершено жертвоприношение, Самуил выразил Иессею свое желание ближе познакомиться с его сыновьями. Иессей по одному, начиная со старшего, стал подводить к Саму­илу своих семерых сыновей, но ни одного из них Господь не избрал царем. Тогда Самуил спросил у Моисея, все ли его сыновья пришли с ним, и когда услышал от него, что есть еще один сын, самый меньший, который пасет овец, то велел немедленно позвать его. Вскоре явился к Самуилу и меньший сын Давид. Юноша понравился Самуилу. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом. Его богато одаренная душа пылала любовью к Богу. Обла­дая поэтической способностью, Давид уже в юности сочинял дивные псалмы, в которых прославлял Творца Вселенной. Свои возвышенные религиозные чувства он изливал в искусной игре на ар­фе, которая была неразлучной спутницей в его пастушеской жизни.

Любуясь Давидом, Самуил услышал голос Божий, повелевающий ему: «Встань, помажь его, ибо это он». Повинуясь голосу Божию, Самуил взял рог с елеем и в присутствии братьев помазал Давида на царство. Обряд совершился в кругу семьи, и никто в Вифлее­ме не догадывался, что в городе находится будущий царь Израиля. С того времени, как Самуил помазал Давида на царство, Дух Господень отошел от Саула и почил на Давиде, а Саула стал возмущать злой дух. Мучимый злым духом, царь сделался мрачным и подозрительным, он часто страдал от приступов невыносимой тоски. Чтобы как-то успокоить мятущийся дух отверженного Богом царя приближенные посоветовали Саулу найти искусного музыканта и во время приступов слушать хорошую музыку. Вскоре был найден и талантливый музыкант, прекрасно играющий на арфе. Им оказался скромный пастушок из Вифлеема по имени Давид. Так впервые встретились два израильских царя: один отверженный, другой благословленный Богом. Саул полюбил юного Давида и даже сделал его своим оруженосцем. Дивная игра Давида на арфе, сопровож­даемая богодухновенными песнями, успокаивала душу Саула и возвращала ему здоровье. Но вот опять началась война из­раильтян с филистимлянами. Саул срочно начал собирать ар­мию, а Давид вернулся к себе на родину в Вифлеем и продол­жал пасти овец.

ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОДВИГ ДАВИДА

I Цар. 17

Филистимляне, перейдя границу Израиля, расположились лагерем у города Сокхор. Саул двинулся навстречу филистим­лянам, преграждая им путь в свое государство. Обе армии расположились в боевой готовности на двух холмах друг против друга. Ни та, ни другая сторона не решалась первой вступить в бой. Тогда из лагеря филистимлян на до­лину, разделяющую оба лагеря, вышел воин богатырского телосложения, по имени Голиаф. Закованный в тяжелый панцирь, вооруженный громадным мечом и длинным копьем, он прибли­зился к израильским отрядам и закричал: «Зачем вышли вы воевать? Не филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне; если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами». Разумеется, среди воинов Саула не нашлось ни одного храбреца, который решился бы на поединок с этим исполином. Убедившись, что никто не хочет сражаться с ним, Голиаф выкрикивал израильтянам всевозможные оскорбления. Так продолжалось в течение сорока дней. Саул был бессилен что-либо сделать. Смельчаку, который примет вызов Голиафа, он обещал большую награду, освобождение от налогов и руку своей старшей дочери. Но великан внушал всем такой ужас, что смельчаков не находилось.

Среди израильских воинов было три старших сына Иессея. Однажды Иессей позвал Давида, дал ему продуктов и послал в из­раильский лагерь навестить своих братьев. Давид пришел к месту сосредоточения войск как раз в тот момент, когда Голиаф насме­хался над трусостью израильтян и оскорблял их Бога. Возмущенный его наглостью, Давид воспылал любовью к Богу и решил наказать необразованного филистимлянина. О своем намерении выйти на поединок с Голиафом Давид сказал своим братьям и рядом стоящим воинам. Братья – опытные воины, высмеяли его, а когда он продолжал стоять на своем, разгневались не на шутку и велели ему немедленно возвращаться домой к своим овцам. Слух о храбром пастушонке распространился среди воинов и дошел до царя. Саул позвал Давида в свой шатер и по-отечески сказал ему: «Не можешь ты идти против этого филистимлянина, чтобы сразиться с ним; ибо ты еще юноша, а он воин от юности своей». Но Давид стоял на своем. Видя такую решительность храброго юноши, Саул согласился сказать ему: «Иди, и да будет Господь с тобою». Царь одел на него свою броню и шлем, опоясал своим мечом и велел ходить по шатру, чтобы убедиться, сможет ли Давид двигаться в тяжелых доспехах. Но Давид почувствовал себя в них неловко и заявил, что предпочитает сражаться в своей обычной пастушеской одежде. Тогда Саул разрешил ему поступать так, как он хочет. Взяв свой пастушеский посох, пращу и сумку Давид направился в долину, где в это время находился Голиаф. По пути он остановился у ручья, выбрал себе пять гладких камней и положил их в сумку. С этими доспехами и с надеждой на помощь Божию, он смело пошел навстречу Голиафу. Когда Голиаф увидел юного Давида с посохом в руках, он не мог удержаться от смеха и презрительно крикнул ему: «Что ты идешь на меня с палкой (и с камнями)? Разве я собака? Но тут же он, наверное, решил, что израильтяне делают из него посмешище, прислав к нему подростка. Ругаясь и проклиная Давида своими богами, он грозился бросить тело наглого смельчака хищным птицам и зверям. В ответ на поток оскорблений Давид сказал своему противнику: «Ты идешь против меня с ме­чем и копьем, и щитом, а я иду против тебя во имя Госпо­да Саваофа, Бога воинств Израильских, которых ты поносишь; ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя... и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле... и что не ме­чем и копьем спасает Господь».

На обоих холмах воцарилась напряженная тишина. Филистимляне с нетерпением ждали, когда их непобедимый вели­кан нанесет противнику смертельный удар, а израильтяне, с чувством сожаления следили за отважным юношей, который с такой наивной самоуверенностью шел навстречу неминуемой смерти. Голиаф, держа в руках копье, готовился к удару. Уверенный в своем превосходстве, он даже не следил за дви­жениями своего противника. Давид между тем быстро дос­тал камень из сумки, вложил его в пращу, стремительно по­бежал навстречу богатырю и изо всех сил бросил камень из пращи. Камень, просвистев в воздухе, вонзился в лоб Голиафа, и тот беспомощно рухнул на землю. Давид мгновенно бро­сился к оглушенному великану, схватил его огромный меч и одним ударом отрубил ему голову.

Неожиданное поражение вызвало в лагере филистимлян невооб­разимую панику. Израильтяне, воспользовавшись замешательством противника, накинулись на них с такой яростью, что все филистимлянское войско обратилось в бегство. Израильтяне преследовали филистимлян до их городов Геф и Аккорон. После битвы Давид преподнес Саулу в качестве трофея голову Голиафа, а оружие великана повесил в своем шатре. Но главным трофеем Давида в этом единоборстве была военная слава и популярность среди израильско­го народа.

СЛАВА ДАВИДА И РЕВНОСТЬ САУЛА

I. Цар. 18

В награду за доблестный подвиг Саул доверил Давиду коман­дование отрядом воинов. Сын Саула и наследник престола, Иоанафан с первой же встречи «полюбил Давида, как свою Душу». В знак признательности он подарил ему свой плащ, тунику, лук, меч и пояс. Давид, несмотря на юный возраст, прекрасно справлялся с обязанностями военачальника. Слух о подвиге юного Дави­да быстро разлетелся по всему Израилю. Когда войско возвраща­лось с поля битвы, женщины старые и молодые, выходили из го­родов и восторженно приветствовали победителей. Под аккомпане­мент музыкальных инструментов они плясали и пели песни. И вот среди этих песен подозрительное ухо Саула услышало оскорбительный для него припев: «Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч. Мрачное подозрение запало в душу царя по отношению к юному ге­рою, и он с обидой сказал окружающим его: «Давиду дали десять тысяч, а мне тысячу; ему недостает только царства».

Терзаемый ревностью и завистью, Саул потерял покой и опять начал бесноваться. Для успокоения духа царя позвали Давида. Юноша вошел к царю и стал умилительно играть на арфе. Но музыка на этот раз не помогла Саулу. В его душе горела злоба на Давида. Вдруг он схватил копье и метнул в Давида. Юноша в последний миг уклонился, и копье вонзилось в стенку. Увидев, что Господь хранит Давида, Саул с этого времени стал бояться его и решил любимыми средствами от него избавиться. С этой целью он назначил его командовать отрядами в тысячу человек и послал на войну с филистимлянами. Но юный воена­чальник и на этот раз шел от победы к победе, завоевывал все большую славу и любовь народа.

Одновременно росла и ревность Саула. Царь пока не решался выступить против Давида открыто, но втайне составил план действий. Однажды он пообещал Давиду, что даст ему в жены свою старшую дочь, если тот удвоит свою храбрость в борьбе с филистимлянами. Царь надеялся, что его соперник погибнет от руки врагов. Когда же наступило время выдать замуж за Давида старшую дочь, Саул отдал ее за другого, а за Давида отдал младшую дочь Мелхолу. Девушка была очень рада этому, так как давно полюбила юного героя.

ОТКРЫТОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ДАВИДА САУЛОМ

I Цар. 20-27

Когда Давид стал зятем Саула, царь начал еще больше его бояться «и сделался врагом его на всю жизнь». Теперь уже от тайных действий он перешел к открытому прес­ледованию своего зятя. Однажды Саул дал приказ слугам убить Давида, но Ионафан вовремя предупредил своего друга и помог ему скрыться, а сам пошел к отцу ходатайствовать за него. После долгих уговоров Саул смиловался и разрешил Давиду вернуться. Однако примирение длилось недолго. Давид одерживал все новые победы над филистимлянами, что вызвало у Саула страх и зависть. В минуту гнева он вторично метнул копье в своего соперника и снова промахнулся. На этот раз Давид понял, что нужно спасаться, пока не поздно, и, как только стемнело, он убежал из царского дворца к себе домой. Узнав об этом, Саул послал к нему убийц. Но Мелхола в послед­ний момент спасла мужа. Она помогла ему спуститься из окна, а в его постель уложила статую, одев ее в одежды Давида и плотно закутав одеялом. Когда вошли солдаты царской стражи, она показала им кровать и сказала, что Давид тяжело заболел и не может подняться. Тогда Саул приказал принести Давида к нему вместе с постелью и на его глазах убить больного. Обман был раскрыт и Мелхолу привели к отцу. Она с трудом избежала наказания, сказав, что Давид грозился убить ее, если она не по­может ему бежать. Тем временем Давид благополучно покинул город Гиву и пришел в Раму, ища защиты у Самуила. Узнав об этом, Саул три раза посылал своих слуг в Раму схватить Давида, но это им не удавалось, т.к. Давид находился под покровительством Самуила и его учеников-пророков. Тайно через Ионафана Давид узнал, что смирения с царем больше никакого не может быть. Как верный друг, Ионафан просил Давида позаботиться о безопасности своей жизни. Оставаться долго в Раме было небезопасно, поэтому Давид решил удалиться к себе на родину в Иудино колено. Нежно простившись с любимым другом, Давид тайно стал пробираться на юг от страны к своему племени. По пути он зашел в Номву к первосвященнику Ахимилеху и с его разрешения взял висевший в храме меч Голиафа. На родине многие приняли Давида с радостью. К нему в горы, где он скрывался, потянулись храбрые люди, недовольные политикой Саула. Из этих преданных ему людей Давид создал дисциплинированный отряд воинов в шестьсот человек.

Узнав, где находится беглец, разгневанный царь во гла­ве трехтысячного отряда опорных воинов двинулся в Иудею, чтобы поймать Давида. По пути следования Саул зашел в Номву и предал смерти первосвященника и всех священников за то, что они якобы покровительствовали заклятому врагу царя – Давиду. Избежать смерти удалось одному лишь сыну Ахимелеха, священнику Авиафару. Он под покровом ночи бежал из го­рящего города, пришел к Давиду и стал его ближайшим помощ­ником. Давид понял, что от разгневанною Саула нельзя ждать пощады. Поэтому он своих родителей переправил через Иор­дан и оставил их под защитой моавитского царя, а сам вер­нулся в землю Иудину и скрылся в горных пустынных местах, где легко было прятаться от погони.

Однажды во время погони Саул вошел за нуждой в пещеру. По воле случая в глубине этой пещеры спрятался Давид со своими друзьями. Давид мог без труда убить Саула, но не хотел запятнать себя кровью помазанника Божьего. Он лишь потихоньку подкрался и отрезал у Саула край плаща. По­том, когда царь со своим отрядом двинулся в дальнейший путь, Давид взошел на вершину скалы и крикнул ему: «Господин мой, царь!.. Вот, сегодня видят глаза твои, что Господь предавал тебя ныне в руки мои в пещере: и мне говорили, чтобы убить тебя; но я пощадил тебя и сказал: «не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа». Отец мой! Посмотри на край одежды твоей в руке моей, я отрезал край одеж­ды твоей, а тебя не убил». Саул был тронут таким великодушным поступком своего зятя. Он плакал, называл Давида своим сыном, предсказывал, что он будет царем в Израиле. Саул после этого случая даже прекратил на время преследование Давида, но движи­мый злым духом, он опять устремился в погоню за своим соперни­ком. Скрываясь от погони, Давид и на этот раз проявил свое бла­городное великодушие по отношению к этому злому и несправедли­вому царю. Однажды ночью Давид со своим оруженосцем пробрался в царский лагерь и вошел в шатер, в котором спал Саул и его военачальник Авинир. Оруженосец хотел убить царя, но Давид не ра­зрешил ему подымать руки на помазанника Божия. Он лишь взял из шатра копье царя и сосуд с водой и благополучно вернулся к ожидавшим его воинам. На рассвете Давид снова взобрался на вер­хушку неприступной скалы, и оттуда громко обличил Авинира за то, что он плохо охраняет своего царя, а Саула за то, что не­справедливо поступает по отношению к своему зятю. Затем он ве­лел прислать кого-нибудь за царским копьем и сосудом! Саул, смущенный происшествием и тронутый великодушием Давида прекра­тил погоню и вернулся в Гиву.

СМЕРТЬ САМУИЛА И САУЛА

I Цар. 27-31


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь