Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности общественного и государственного строя стран Древнего Востока (Вавилон и Индия)



Особенности общественного и государственного строя стран Древнего Востока (Вавилон и Индия)

Особенностями общественного строя стран Древнего Востока являются:
1. Сохранение значительных пережитков первобытнообщинного строя: преобладание коллективной формы собственности на средства производства над частной, а также на рабов в форме общинной, храмовой и государственной собственности.
2. Рабство носило патриархальный или домашний характер. Рабы входили в состав большой патриархальной семьи, они не являлись основными производителями материальных благ, их труд был лишь дополнительным к труду свободных людей.
3. Длительное сохранение сельской общины, носившей территориальный характер и являвшейся основной производственной структурой древневосточного общества.
^ Особенностью государственного строя древневосточных государств было то, что типичной формой правления была деспотия, которая характеризовалась:
1) неограниченной наследственной властью монарха;
2) обожествлением его личности и сосредоточением в его руках всей религиозной власти;
3) наличием централизованного бюрократического чиновничьего аппарата;
4) признанием монарха верховным собственником всей земли;

Закон Ману.

Тип документа – «драхмашастра». Драхма – это не закон, это совокупность традиционных правил поведения; выполнение – религиозная заслуга, невыпонение – религиозная деградация. Время создания ( 2 в до н.э- 2 в н.э)Этот документ многослойный с отступлениями и противоречиями. Составлен в форме двустиший. Объём 2650 ст, разбитые на 12 глав.. законы Ману – свод религиозных, этических, юридических наставлений (2 в. до н.э. – 1 в. н.э.). Способы приобретения собственности: наследство, находка, покупка, добыча, ссуда под проценты, исполнение работы, получение подарков. Обязательства из договоров и деликтов. Форма заключения договора – устная. 1) договор купли-продажи. Продавцом может быть только собственник. Покупателю должны быть известны все недостатки товара. 2) договор займа. Предмет – деньги, предметы сельского хоз-ва. Обеспечение займа – личность и имущество должника. 3) договор поклажи. Причины недействительности договоров: 1) пьяным безумным рабом, заключенным, вопреки закону, при помощи обмана. Обязательства из причинения вреда: 1) ответственность пастуха за потерю животного. 2) ответственность за потраву. 3) за вред причиненный другому лицу при движении повозки. Брачно-семейное. Обязанность мужа – заботиться о жене. Обязанность жены – беспрекословное подчинение. Причины развода: бесплодие супругов, прелюбодеяние, постыдное поведение, безвестное отсутствие, дурное обращение. Возможность многоженства для брахманов. Обряд Сати. Наследственное право. По закону и завещанию. Дочери из наследования исключались. Виды наказаний: смертная казнь, членовредительство, тюрьма, денежные взыскания, заковывание в кандалы. Виды преступлений: против личности, чести и достоинства, собственности, семьи. Виды казни: утопление, посажение на кол, сожжение на кровати или костре, раздавление слонами. Процесс. Не было различий между уголовным и гражданским процессом. Судебная функция принадлежала брахманам. Высшая судебная власть принадлежала царю. Его суд являлся аплеционной инстанцией. Возбуждение дела в суде начиналось только по требованию истца или потерпевшего. В свидетельских показаниях важную роль занимала варновая принадлежность. Если не было свидетелей, то применялись ордалии. Ордалии: испытание весами, огнем, водой, ядом, клятва.

Особенности социальной структуры Древнего Египта.

Социальная структура оформилась ко времени Среднего царства, в период Нового царства произошло ее усложнение. Эта структура подобна египетской пирамиде, на вершине которой находился фараон, на ступеньку ниже – высшее чиновничество и жречество, высшие военачальники, далее – номовая знать, среднее чиновничество и жречество – общинники – царские люди – рабы. Благосостояние господствующего класса зависело от положения в должностной иерархии. Расширение господствующего класса происходило за счет зажиточного коестьянства в связи с усложнением объема и функций государственной власти. Существовала система общегосударственного перераспределения рабочей силы, особенно царских людей.

Право Древнего Египта

Первоначально источником права был обычай, затем - фараон. Есть сведения о кодификациях, но до нас не дошло ни одного свода египетского права.

Право собственности. Земли в Египте делились на: государственные, храмовые, частные, общинные. Существовали сделки с землей (дарение, купля-продажа, наследование). В деревне наблюдалось медленное развитие частной собственности из-за общины. В разряде движимого имущества: рабы, скот, инвентарь. Движимое имущество рано оказалось в частной собственности и было предметом различных сделок.

Обязательственное право. В Египте существовали различные виды договоров: договоры займа, найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества. Особый порядок существовал для перехода земли из рук в руки. Он предполагал 3 акта: соглашение между покупателем и продавцом о предмете и платеже, религиозную клятву продавца, ввод покупателя во владение.

Семейное право. В Египте долго существовали пережитки матриархата, что обусловило высокое положение женщины. Брак заключался на основе договора, в котором оговаривался правовой режим имущества. Приданое было собственностью жены, допускалась передача всего имущества жене. Дети назывались по имени матери, а дочери наследовали наравне с сыновьями. Брак расторгался свободно. Завещания могли делать как муж, так и жена. Постепенно женщины утрачивали равенство с мужчинами.

Уголовное право и процесс. В уголовном праве фигурирует широкий круг деяний, признаваемых преступлениями. К самым тяжким относились посягательства на государственный и общественный строй (предполагалась ответственность на всех членов семьи). Сурово наказывались религиозные преступления (в частности, убийство священных животных). Выделялись преступления против личности: телесные повреждения, убийство (особо сурово каралось отцеубийство). В разряде преступлений – нарушение правил врачевания. Среди имущественных преступлений - кража, обмеривание, обвешивание. Среди уголовных преступлений - преступления против чести и достоинства (прелюбодеяние и изнасилование).

Цель наказаний – устрашение. Самое распространенное – смертная казнь, а также членовредительство, заключение в тюрьму, обращение в рабство, штрафы.

Процесс проходил одинаково по гражданским и уголовным делам и начинался по жалобе потерпевшего. В качестве доказательств использовались свидетельства, клятвы, пытки.

Сословно-классовое деление

Начиная с первых веков новой эры, усиливается процесс закабаления крестьянских общин, прикрепление их к налоговому тяглу, набирают силу формы феодальной эксплуатации, связанные с ростом частного землевладения.

Факторы, ускорявшие расслоение индийского общества:

· углубление имущественной дифференциации среди общинников-крестьян;

· пожалования правителями в индивидуальное или групповое владение представителям высших каст земель и права на эксплуатацию крестьян;

· увеличение, прежде всего за счет пожалований, земельной собственности индусских храмов и буддийских монастырей, которые вели собственное хозяйство, эксплуатируя закабаленных крестьян, наемных работников, рабов.

Следствием многочисленных войн было перераспределение земли, непосредственно сказавшееся на варново-кастовой системе. Старая система варн сохранилась, но сами варны не остались неизменными. Они трансформировались под влиянием нового кастового деления. Кастами становились этнические и профессиональные группы, кланы воинов-завоевателей, религиозные секты и пр. Вне зависимости от первоначального происхождения касты по мере углубления разделения труда " выстраивались" в иерархии варнового общества в соответствии с социально-экономическим положением их членов, с их отношением к земле. Превращение раджпутов в доминирующую кшатрийскую касту было прямо связано с приобретением ими права на ренту-налог с завоеванного населения, на реальное распоряжение землей.

Сословия средневековой Индии:

· брахманы и кшатрии (землевладельцы, правящие династии индусских княжеств, представители административно-налогового аппарата, воины-землевладельцы, полноправные общинники);

· вайшии (купцы и ремесленники);

· шудры (обедневшие землевладельцы, держатели земли от общины, ремесленники);

· «неприкасаемые» (бесправные арендаторы и слуги общины, лишенные каких-либо владельческих прав, находившиеся в полурабской, полукрепостной зависимости).

Процесс классового расслоения протекал в Индии весьма своеобразно. Он характеризовался длительным сохранением крайней мозаичности и господствующего, и эксплуатируемых социальных слоев. Общинник, уплачивающий ренту-налог, сам мог выступать эксплуататором наемных и зависимых от него работников. Кабальная эксплуатация неполноправных членов общины или внеобщинного крестьянства из " неприкасаемых" каст применялась в хозяйствах как крупных землевладельцев, так и рядовых общинников.

Утверждение власти мусульманских правителей привело к значительному изменению состава высшей правящей верхушки Индии. Значительная часть крупных индийских князей была истреблена, их земли вошли в территориальный состав султаната. Некоторые более мелкие индийские князья (раджи), признав власть султана, попали в вассальную зависимость от него. Они были обязаны выплачивать султану дань.

Вся земля султаната объявлялась государственной собственностью. Фактически земля оставалась в руках общинников-крестьян, обязанных выплачивать налоги в пользу завоевателей, которые исчислялись в значительно большем объеме, чем раньше.
Государственная собственность на землю сохранилась и в Могольской Индии. Более того, она была в значительной мере упорядочена, в том числе за счет создания земельного кадастра, составление которого было начато при Шер Хане (1540-1545 гг.) и закончено при Акбаре (1556-1605 гг.), вошедшем в историю в качестве великого правителя, четко определившего суммы налогов с каждого района.
Значительная часть земли в Могольской Индии была передана в качестве условного пожалования (джагира) крупным мусульманским военачальникам джагирдарам. Кроме того, часть общинной земли находилась в бессрочной аренде, у не имеющего правовой защиты крестьянства. Арендаторы, неполноправные крестьяне-общинники, не могли быть согнаны со своих участков. Они находились в личной и поземельной зависимости от слоя полноправных общинников, оказывали им всякого рода услуги. Самый эксплуатируемый слой сельского населения состоял из безземельных крестьян.

По мере распада Могольской Индии, ослабления позиций могольских правителей усиливается власть местных заминдаров - и индусов, и мусульман. Складывается вассально-ленная система отношений. Иерархия прежних военных и гражданских чинов, получающих свою долю прибавочного крестьянского продукта через налоговый аппарат государства, начинает вытесняться иерархией феодальных землевладельцев.

Государственный строй

Индия VI-XII вв. представляла собой совокупность многочисленных государств-княжеств, экономически не связанных между собой. В раннеклассовых, так называемых племенных государствах сохранялись значительные пережитки родоплеменных отношений. К таким государствам относятся многочисленные территориальные образования, возникшие в результате завоеваний раджпутских кланов, в которых власть князя опиралась на военную силу соплеменников, воинов-раджпутов.

Возникающие время от времени в результате войн более крупные политические общности: Харши (VII в.), Чалукьев (VII в.), Гурджара-Пратихаров (VIII в.) и другие - были примитивными государственными образованиями, представляющими собой конгломерат тех же племенных княжеств с крайне подвижными границами, с несложившимся административным аппаратом. Во главе таких государств стояли махараджи - главные князья. Княжеский трон наследовался сыном или передавался преемнику по воле правителя. В некоторых мелких княжествах князья избирались. Махарадже помогали советники, входящие в совещательный орган мантрипаришад. В государственном аппарате значительное место принадлежало воинам и сборщикам налогов.

Отсутствие на протяжении веков государственного единства Индии восполнялось в определенной мере рано начавшим складываться религиозно-культурным единством ее многоязычного, этнически разнородного населения. Общества, как показала история Индии, связанные религиозно-культурным единством, обнаруживают высокую степень устойчивости в периоды государственных дроблений, завоеваний и массовых переселений народов. Эта характерная черта истории страны объясняется в значительной мере спецификой самого индуизма, представляющего собой не только религиозно-философскую, но и социально-экономическую, социально-правовую систему, связанную с огромным фондом культурных ценностей, которые создавались индийским народом в течение тысячелетий (мифы, эпос, религиозная, правовая, научная литература и пр.).

Определенное государственное единство было достигнуто вследствие завоевания Индии мусульманами. Завоеванные индийские земли включались вначале в состав государственных земель державы Гуридов, а затем с XIII в. выделились в самостоятельное государство, получившее название Делийского султаната. В 1229 году Делийский султанат был признан багдадским халифом в качестве независимого государства. Однако тесная связь правителей Дели с остальным мусульманским миром не прерывалась. Султаны Дели продолжали быть ставленниками тех или иных чужеземных правителей: среднеазиатских тюрков, таджиков, персов.

В начале XVI в. начинается вторжение в Индию тюрко-афганских завоевателей - моголов. Империя Великих моголов достигла своего расцвета в конце XVI-XVII в. Вместе с тем следует отметить, что мусульманские правители, в том числе и Великие моголы, несмотря на мощный политический потенциал ислама, не смогли создать в Индии ни сильной государственности, ни эффективно действующего центрального аппарата.

При монархической форме правления в системе органов государственной власти и Делийского султаната, и Могольской Индии было много общего, так как государственное управление строилось здесь в соответствии с исламской религиозной доктриной государства мусульман. Согласно этой доктрине все верующие мусульмане должны иметь одного главу, который в своей власти ограничен только законом, проистекающим от Аллаха. Фактический объем полномочий мусульманских правителей определялся соотношением сил в непрекращающейся борьбе за власть между правителем и знатью. Так, всесилие мусульманской знати при делийском правителе Насир-уд-дин Махмуде (1246-1265 гг.) сменилось последующим укреплением позиций султанов. Мухаммед Туглак (1325-1351 гг.) уже писал на своих монетах: " Султан - тень бога", а основатель империи Моголов Бабур (1526-1530 гг.) присвоил себе звание падишаха, наделенного якобы божественными правами.

Система органов государственной власти средневековой Индии:

· султан, падишах;

· визирь;

· правительственные ведомства (диваны).

Власть главы государства (султана, падишаха) была наследственной, он сам мог назначать наследника престола. Мусульманским правителям принадлежала высшая законодательная и судебная власть. Толкуя нормы мусульманского права, они не могли, однако, не считаться с общепризнанным его толкованием (иджмой).

Высшим чиновником в мусульманском государстве, считавшимся вторым лицом после государя, был визирь, руководитель военного и финансового ведомства. Его основная обязанность состояла в том, чтобы проводить в жизнь приказания султана. Нередко вазиры сосредоточивали всю полноту власти в своих руках.

Центральное управление и в Делийском султанате, и в Могольской Индии осуществляли специальные правительственные ведомства - диваны, призванные, в частности, вести особые книги, содержащие различные сведения, статистические данные общегосударственного значения. Военное ведомство, ведущее учет военной силы, численности наемного войска, личной охраны султана или падишаха, земельных и денежных пожалований, мест расположения гарнизонов, занимало особое место в мусульманском государственном механизме. Особое ведомство располагало сведениями о назначении всех чиновников, о суммах, получаемых ими из государственной казны, земельных пожалованиях. Во главе этого ведомства в XVI в. стоял мирсамана. Он ведал также мастерскими и складами падишаха. Ведомство садр-ус-садура было своеобразным главным духовным и судебным управлением, которое мог возглавлять сам государь или доверенное ему лицо. В его ведение входило назначение судей.

Ни в Делийском султанате, ни в Могольской Индии не было четкого разграничения функций между придворными сановниками и государственными чиновниками.

Местное управление

Введение административного деления еще в Древней Индии было прямым следствием складывающейся системы эксплуатации податного общинника-крестьянина: империя – провинции – округа – сельская община.

Мусульманские правители ввели новое административно-территориальное деление. Делийский султанат был разделен на 23 провинции - шики (области) - паргана (район), включающая ряд деревень, и патта - одну-две деревни.

Могольская империя была разделена на 15 областей во главе с наместниками (хакимами). В каждую область назначались также фоуджары - военные начальники, гомашты - сборщики налогов и котвалы - начальники городов.

Наличие полуавтономного механизма общинного самоуправления во главе с брахманско-кшатрийской верхушкой осталось характерной чертой и Делийской, и Могольской Индии. Ни сломить, ни в должной мере подчинить себе индийские общины, особенно крупные, мусульманские правители так и не смогли. Так, например, моголы не признавали владений местных правящих кланов. Однако на практике такие административно-налоговые единицы, как паргана и патта, совпадали с клановыми владениями.
Во главе индийских общин стояли муккадамы, чаудхри (вожди) - главы доминирующих каст, хута - главы деревень. Они были не должностными лицами центрального аппарата, а представителями общины налогоплательщиков в их отношениях с центральной властью. Эти отношения были сродни данническим обязанностям побежденных победившему государству. Общинные должности передавались по наследству и, более того, делились среди наследников. Продолжали существовать и общинные советы - панчаяты, состоящие из представителей доминирующей касты в округе, деревне.

Армия средневековой Индии

Прочность мусульманского правящего режима определялась боеспособностью его армии. Конница, состоящая из мусульман, была основной силой армии. Особое место отводилось дворцовой страже и другим отборным войскам. Армия в Делийском султанате была организована по десятичной системе.
Военный и гражданский чин зависел от числа воинов, находящихся под командованием определенного лица: эмир командовал 100 всадниками, мелик - 1 тыс. всадников, хан - 10 тыс. всадников. В Могольской Индии была значительно увеличена численность войск за счет наемных отрядов, оплачиваемых непосредственно из казны. Особо привилегированное положение занимали наемные воины, подчиненные непосредственно падишаху. Весьма характерно, что главы мощных земледельческих каст имели свои воинские контингенты, состоящие из зависимых от них людей. Крупные индийские общины коллективно защищали с оружием в руках свою территорию и свои права.

Суд в средневековой Индии

Отправление правосудия во всех мусульманских государствах строилось на положениях Корана, согласно которым суд отделялся от администрации и вершился специально назначенными главой государства судьями-кадиями. В судебной системе отсутствовала иерархия судебных должностей, как и различия в гражданском и уголовном судопроизводстве. Судьи были единоличными. Стабильность местных общин (деревенских, кастовых) определяла существование особых панчаятых судов, которые обладали значительными полномочиями. Они были распорядителями общинной земли, регулировали межкастовые отношения, следили за соблюдением кастовых и семейных правил, правопорядком.

 

 

Государственный строй

В средневековом Китае получили дальнейшее развитие черты восточной деспотии, которые ярко проявились еще в древнем Китае.
Традиционные основы системы высших и местных органов управления укреплялись и совершенствовались в это время главным образом за счет определенного разделения функций отдельных органов управления:

· общеадминистративных;

· надзорно-контрольных;

· судебных;

· военно-командных.

 

Те или иные звенья этой системы подвергались перестройке, менялись их полномочия и названия в связи с изменением задач, стоящих перед государством.

В зависимости от усиления централизации или под воздействием децентрализаторских тенденций изменялось и соотношение полномочий центральных и местных органов власти, как это имело место, например, в VIII в. в танском Китае, когда военные губернаторы фактически превратились в бесконтрольных местных правителей.

Фундамент процветания централизованной империи в Китае заложили императоры династии Тан (618-907 гг.), когда за счет земельной реформы, дававшей систематические поступления налогов в казну, а также использования бесплатной рабочей силы, трудовых повинностей в империи строились дороги, каналы, дворцы, храмы, целые города, а вместе с тем бурно развивалось ремесло и торговля, находившиеся под жестким контролем государства.

Состав системы государственного управления средневекового Китая:

· император;

· Государственный совет;

· канцлеры - левый (старший) и правый (младший);

· 6 ведомств (министерств):

1. чинов (назначений);

2. обрядов;

3. налогов (доходов);

4. военное;

5. судебное (наказаний);

6. общественных работ.

Во главе сложной, но достаточно стройной системы государственного управления в Танской империи стоял император, при котором существовал Государственный совет из наиболее видных сановников, среди которых было значительное число его родственников. Все бразды правления были в руках двух высших чинов, канцлеров - левого (старшего) и правого (младшего), каждый из которых ведал тремя из шести ведомств (министерств): чинов (назначений), обрядов, налогов (доходов), военного, судебного (наказаний) и общественных работ.
Эта классическая конфуцианско-танская модель высших органов управления существовала в Китае столетиями, получив особенно разностороннее воплощение в минском Китае, после ликвидации монгольского господства (1368-1644 гг.). Возглавлявший этот аппарат император сосредоточивал в своих руках высшую законодательную и судебную власть. Трон переходил по наследству старшему сыну императора, другие сыновья получали княжества - уделы, земли которых считались их собственностью. Императорский двор, включавший большое число слуг, жен, евнухов, играл важную роль в государственном управлении. Одновременно развивался и усложнялся специальный иерархически организованный центральный аппарат чиновников, на вершине которого находились, как и в танском Китае, главы шести ведомств, своеобразных министерств, а также цензората, высшего надзорно-контрольного органа, и пяти комиссариатов, высших военно-командных органов.

Местное управление

Империя Тан включала десять провинций (дао) - области (чжоу) - уезды (сянь). Все административные единицы различались по размерам сумм уплачиваемых налогов и соответственно делились на категории, что отражалось на статусе и количестве работавших в них чиновников, назначаемых из центра и контролировавшихся им.

Административно-территориальное деление в минском Китае строилось на тех же принципах, но деятельность военно-бюрократического аппарата, его органов (связанных отношениями взаимной ответственности перед императором, соподчинения, контроля) на местном уровне, как и на уровне общеимперском, была значительно усложнена, в том числе и за счет усиления военных функций, что явилось прямой реакцией на недавнее иноземное господство. Местное управление в минском Китае строилось так, чтобы исключить сепаратизм, сосредоточение власти в руках одного человека, чтобы деятельность местных органов не только систематически проверялась, но и перепроверялась.

В провинции действовала триада управленческих органов: административных, военных и надзорно-контрольных, во главе которых стояли уполномоченные, чиновники высоких рангов.
Административное управление в каждой провинции возлагалось на двух уполномоченных - " левого" и " правого", которые имели штат помощников. В их обязанности входили: учет людей и земель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением воды.

В особом положении среди трех управленческих провинциальных служб находилось надзорное управление, призванное контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борьбу с коррупцией и злоупотреблениями чиновников. Ему, как и другим управлениям, принадлежали и самостоятельные судебные функции. Это управление контролировало разрешение судебных дел в других управлениях, выполняло роль апелляционного суда.

На всем протяжении средневековой истории Китая в низовых территориальных единицах сохранялись органы самоуправления. Общинные старосты следили за порядком, за обработкой земли. Все жители деревенской общины были связаны круговой порукой благодаря системе десятидворок, созданной для сбора налогов, несения трудовых повинностей и пр.

В состав минской империи включались удельные княжества, закрепляемые за сыновьями, внуками императора. Они не обладали ни административной, ни судебной властью, а при некоторых минских императорах имели лишь военные полномочия. Им шла определенная часть местных налогов.
На особом положении в империи были некоторые самоуправляющиеся провинции, населенные представителями других народов. Местные вожди этих территорий, расположенных вдоль юго-западных границ Китая, оставались правителями после утверждения их китайским императором. Они включались тем самым в особую группу местных чиновников, которым по образцу китайских чиновников присваивались ранги, но не выплачивалось жалованье от императора.

Суд в средневековом Китае

В средневековом Китае судебные дела рассматривались как в собственно судебных органах, так и в органах административных, выполняющих судебные функции. В минском Китае сложилась относительно стройная иерархическая судебная лестница, на высшей ступени которой стоял сам император, на низшей - выборный старейшина деревни.

Большинство дел решалось в уездных управах-ямынях, где вершил суд уездный начальник.

В случае недостаточности доказательств дело или откладывалось, или передавалось специальному следственному судье по уголовным делам, который по своему чиновничьему рангу приравнивался к уездному начальнику. Дела, связанные с тяжкими преступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством, поступали в область или провинцию, где действовали особые судебно-правительственные органы:

· " управа административных дел", осуществлявшая контроль за правильным исполнением административных дел;

· " управа по военным делам", где расследовались дела военных;

· " управа по рассмотрению судебных дел", т.е. по делам другого населения.

 

Эта стадия в принципе была завершающей для рассмотрения большинства судебных дел. Только в том случае, если дело не было окончательно решено в области или провинции, оно направлялось в тот или другой столичный судебно-следственный орган. Здесь выносились решения от имени императора, которому докладывали о всех смертных приговорах. Император имел право объявлять амнистии, а также смягчать наказание.

Лола тейлор

http: //www.pornhub.com/

http: //portal.sgap.ru/login/forgot_password.php

Особенности общественного и государственного строя стран Древнего Востока (Вавилон и Индия)

Особенностями общественного строя стран Древнего Востока являются:
1. Сохранение значительных пережитков первобытнообщинного строя: преобладание коллективной формы собственности на средства производства над частной, а также на рабов в форме общинной, храмовой и государственной собственности.
2. Рабство носило патриархальный или домашний характер. Рабы входили в состав большой патриархальной семьи, они не являлись основными производителями материальных благ, их труд был лишь дополнительным к труду свободных людей.
3. Длительное сохранение сельской общины, носившей территориальный характер и являвшейся основной производственной структурой древневосточного общества.
^ Особенностью государственного строя древневосточных государств было то, что типичной формой правления была деспотия, которая характеризовалась:
1) неограниченной наследственной властью монарха;
2) обожествлением его личности и сосредоточением в его руках всей религиозной власти;
3) наличием централизованного бюрократического чиновничьего аппарата;
4) признанием монарха верховным собственником всей земли;


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 5669; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь