Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Арождение и развитие экономической теории. Школы и учения



 

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока – колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв. до н. э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделяется Конфуций (551 479гг. до н. э.), проводилось различение умственного и физического труда, причем первый объявлялся монополией «высших» слоев, а второй – уделом «простолюдинов», основную массу которых составляли рабы. Интересно, что уже в то время, например, в трудах китайского философа Сюнь Цзы (III в. до н. э.) высказывалась мысль, что все люди равны от рождения, что «накопленным богатством» должны пользоваться все, люди из простого народа должны иметь право частной собственности на землю. Поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей – Ксенофонта (430 354гг. до н. э.), Платона (427 347гг. до н. э.), Аристотеля (384 322гг. до н. э.), можно охарактеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Ксенофонт был учеником Сократа, в работах «Домострой» и «Экономикс» он раскрыл правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Причем домохозяйства Ксенофонт рассматривал не в ограниченном, как сейчас, понимании, а в широком – как рабовладельческое хозяйство.

Сегодня изменилось и понимание термина «экономика». Считается, что этот термин изобрел еще в VI в. до н. э. греческий поэт Геродот, соединив два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом и Аристотелем. Последний подразделял «экономику» (естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов) и «хрематистику» (искусство наживать богатство, делать деньги).

Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима Варрона (166–27 гг. до н.э.), Катона Старшего (234 149 гг. до н.э.), Калу Меллы (1 в. н.э.), Сенеки (4 65гг. н.э.), Лукреция Кара (99 55 гг. до н.э.) являлись своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Здесь еще обосновывается необходимость рабства, но в этих высказываниях уже отражается упадок и разложение рабовладельчества. Так, Марк Порций Катон в трактатах «О земледелии» и «Системе уроков» утверждает, что рабы должны трудиться постоянно – и в дождь, и по праздникам, и дает рекомендации по нормированию их труда, а также по сезонным нормам сезонного довольствия. Марк Теренций Варрон – сторонник мягкого принуждения к труду (его работа «Сельское хозяйство»), а Юний Модерат Калумелла (его работа «О сельском хозяйстве») признавал правильными все методы принуждения негодных работников, т.е. ставит проблему качества труда. Он признавал ограниченные возможности рабского труда.

Христианство принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: «Гели кто не хочет трудиться, тот не ешь». Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов, собственность, богатство и многие другие экономические проблемы затронуты в той или иной степени в христианском учении (Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скотт, Уильям Оккам и др.).

Ученые-схоласты (преподаватели университетов) рассматривали экономические проблемы в рамках учения о справедливости с позиции Священного Писания. В то время в экономике превалировал нормативный аспект (моделирование того, что должно быть) над позитивным (изучение реальной действительности), иррациональный (мифотворческий) над рациональным (научным). Позднее идея равенства и справедливости в отношениях между людьми трансформировалась в идею эквивалентности (равенства) обмена товаров, идея частного труда в обоснование частного предпринимательства.

Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI-XV1I вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширение внутренних и внешних рынков, интенсификация денежного обращения. На эти процессы экономическая наука откликается появлением меркантилизма.

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника богатства (и в этом их заслуга, ибо они первые заговорили об этом). Но трактовали они этот вопрос неправильно, ибо источник богатства выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Отсюда и название данного учения, ибо «меркантильный» в переводе означает «денежный». Меркантилисты были представителями торговцев и выражали их интересы. Различают ранний и поздний меркантилизм. В основе раннего меркантилизма лежат система денежного баланса, увеличение денежного богатства чисто законодательным путем. Так, англичанин У. Стаффорд (1554 1612 гг.) в своем памфлете «Краткое изложение некоторых обычных жалоб различных наших соотечественников» (1581 г.) отмечал, что решение многих экономических проблем основано на запрещении вывоза благородных металлов, ограничений импорта, поощрений хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег. В основе позднего меркантилизма лежала система активного торгового баланса, т.е. продавать больше, а покупать меньше.

Идейно близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничений проникновения в страну иностранных товаров и капиталов. Наиболее известными представителями меркантилизма были Т. Ман (1571 1641 гг.), A.M. де Ваттевиль (1575 1622 гг.), Г. Скаруффи (1519 1584 гг.), Д. Норе (1641 1691), Д. Юм (1711 1776). Особую популярность среди меркантилистов имел Т. Ман и А. Мон-кретьен де Ваттевиль. В историю A.M. Де Ваттевиль вошел как яркий представитель меркантилизма во Франции, который обессмертил свое имя тем, что ввел в научный оборот термин « политическая экономия ». С выходом в свет этой книги «Трактат по политической экономии» (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия. Первая часть этого термина произошла от слова «политей» (дословно переводится как хозяйствование в рамках государства в целом, а не отдельного рабовладельческого или городского хозяйства, как у Аристотеля). Появление этого термина в это время не случайно, оно обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном капитале и внешней торговле. Последнее, по мнению Монкретьена, является источником прибыли, «главной целью различных ремесел» и лучшим способом приобретения могущества государства. А. Монкретьен видел разницу между деньгами и богатством, благосостоянием. «Не обилие золота и серебра... делает государство богатым, писал он, но наличие предметов, необходимых для жизни и для одежды...». Он был противником роскоши, которая, по его словам, «для государства чума и роковое разорение». Литература меркантилизма носила главным образом эмпирический, практический характер. В то время в экономической науке позитивный подход вытеснил нормативный.

Особое место в развитии экономической теории как науки занимают У. Петти (1623 1686 гг.) в Англии и П. Буагильбер (1646 1714 гг.) во Франции. Их учение является переходным мостиком от меркантилистов к классической (подлинной) науке политической экономии. Работы У. Петти «Трактат о налогах и сборах» (1662 г.), «Слово мудрым» (1665 г.), «Политическая арифметика» (1646 г.), «Кое-что о деньгах» (1682 г.). Последнюю работу Ф. Энгельс оценил как шедевр политической экономии. Заслуга У. Петти состоит в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля его мать». П. Буагильбер также предпринял попытку свести стоимость к труду и тем самым сделал решающий шаг в сторону трудовой теории стоимости, искавшей источник богатства в сфере производства.

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые являлись выразителями интересов крупных землевладельцев. Термин «физиократы» образован от греческих слов phisis и kratos и дословно означает «власть природы». Главным представителем и основателем этого направления был Ф. Кенэ (1694 1774 гг.). Вокруг него группировались талантливые ученые и сторонники: В.Р. Мирабо-старший (1715 1789 гг.), Дюпон де Немур (1739 1817 гг.), А.Р. Тюрго (1727 1781 гг.).

А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономии. В возрасте 44 лет он решил исполнить грандиозный и даже чудовищный, по выражению некоторых биографов, план дать миру теорию социально-экономического устройства. Через 10 лет полного отшельничества он выпустил книгу: «Исследование о природе и причины богатства народов» (1777 г.). Систематизировав в этой книге всю сумму накопленных к тому времени экономических знаний, А. Смит тем самым выполнил историческую задачу. Основная идея в его учении идея либерализма, минимального вмешательства страны в экономику, рыночного самоуправления на основе свободных цен, складывающихся на основе спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл «невидимой рукой». А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда как создателя стоимости, показал значение общественного разделения груда как условие повышения его производительности, создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и многое другое.

Главный труд Давида Риккардо «Начала политической экономии и налогового обложения» (1809 1817 гг.).

Определенным этапом эволюции мировой экономической мысли стали груды швейцарского экономиста и историка Ж. Де Сисмонди (1773 1842 гг.). Он учился в Женевском университете, жил во Франции, Великобритании, Италии. Главный его труд – «Новые начала политической экономии» (1819 г.), где он выпустил с критикой экономического механизма капиталистического общества. В центре своего экономического учения Сисмонди ставил потребление и считал, что политическая экономия призвана быть наукой о совершенствовании социального механизма ради счастья человека.

Идею создания нового общества, понимая его каждый по-своему, выдвинули социалисты-утописты: А.К. Сен-Симон (1760 1825 гг.), Ш. Фурье (1772 1837 гг.) Франция, Т. Мор (1478 1535 гг.), Р. Оуэн (1771 1858 гг.) Великобритания, Т. Кампанелла (1568 1639 гг.) Италия. Они выступали с критикой существующего строя и требованиями реорганизации производства, распределения и потребления, отмены частной собственности, снятия противоположностей между умственным и физическим трудом, установления справедливой социальной системы. Последнюю Сен-Симон назвал индустриализмом, Фурье гармонией, Оуэн коммунизмом. Они были в основном за эволюционное развитие общества.

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818 1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820 1895 гг.) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм. Их идеи в той или иной степени были дополнены и несколько переработаны В.И. Лениным (1870 1924 гг.), а также русскими и советскими экономистами вплоть до 80 гг. XX в.

Марксизм, или политическая экономия труда, представляет собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества с позиции пролетариата и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Последняя представлена совокупностью социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость, ведение хозяйства по единому плану. Необходимо отметить, что впервые попытка рассмотреть капиталистическое богатство с позиции пролетариата была предпринята социалистами рикардианцами (Т. Годский, У. Томпсон и др.). К. Марксом и Ф. Энгельсом она была осуществлена более последовательно и глубоко.

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория маржиналима. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы К. Менгер (1840 1921 гг.), Ф. Фон Визер (1851 1926 гг.), 1л. Фон Бем-Бавер (1851 1914 гг.), а также английский экономист У.С. Джевонс (1835 1882 гг.). Маржинализм (от англ. мarginal предельный) это теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы, и явления, исходя из новой идеи использование предельных (Мах или Min) крайних величин пли состояний, характеризующих не сущность явлений, а их изменения в связи с изменениями других явлений. Например, теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребности при добавлении единицы оцениваемого продукта (в отличие от затратной концепции). Главные категории маржинализма: предельная полезность, предельная производительность, придельные издержки и др. На базе субъективных оценок теория объясняет издержки производства, спрос, предложение, цены. Маржинализм опираемся на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели. Одним из широко известных теоретиков математической школы является Л. Вальрас (1834 1910 гг.), швейцарский экономист. Он разработал модель общего экономического равновесия, в основе которой анализ спроса и предложения и ряд систем уравнений.

Выделим главные направления современной экономической мысли и охарактеризуем их в самых общих чертах. К ним относятся:

- неоклассическое;

- кейнсианское;

- институционально-социологическое.

Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическую теорию К. Маркса, как ее критическое осмысление. Оно господствовало до 30-х гг. XX в. и воспевало свободную конкуренцию. Кризис и Великая депрессия показали невозможность путем свободной конкуренции преодолеть противоречия, решить все социально-экономические проблемы общества, в связи с чем, появляется новое экономическое учение кейнсианство, требующее серьезного вмешательства государства в экономику. В 70 80-х гг., когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, неоклассическое учение становится актуальным и остается таковым по настоящее время. В западной экономической литературе это направление получило название «новый классический экономике».

Современная политическая экономия, известная под названием «Экономикс», имеет в своей основе маржинальную экономическую теорию и представляет собой попытку синтезировать классическую политическую экономию и маржинализм. Курс «Экономикс» впервые начал читать в Кембриджском университете А. Маршалл в 1902 г., он сменил курс политической экономии классической школы Дж. С. Милля. В 1890 г. вышла книга А. Маршалла (1842 1924 гг.) «Принципы экономикс», которая у нас переведена как «Принципы политической экономии». Неоклассическое направление экономической теории в основном сформулировано в работах английского экономиста Альфреда Маршалла. А. Маршалл (1842 1924 гг.) широко известен как основоположник ценовой теории. Его ученик Дж. М. Кейнс назвал Маршалла величайшим экономистом XIX в. Стараясь объединить теорию предельной полезности и теорию издержек производства, он пришел к выводу, что ни спрос, ни предложение не имеют приоритета в определении цен, это равноправные элементы механизма рыночного ценообразования. А. Маршалл использовал понятия рыночного равновесия для характеристики баланса спроса и предложения, разработал концепцию эластичного спроса, которые до сих пор актуальны для объяснения рыночных явлений.

Теория А. Маршалла отличалась статичностью построения, преодолеть которую впервые пытался Й. Шумпетер (1883 1950 гг.). Он создал динамичную модель развития капитализма в работе «Теория экономического развития» (1911 г.). Продолжением этой работы стала монография «Экономические циклы» (1939 г.), посвященная теоретическому, историческому и статистическому анализу процесса циклического развития рыночной системы хозяйства.

Неоклассическое направление экономической науки представлено современными теориями монетаризма и неолиберализма.

Монетаризм теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и запасах, достижению сбалансированного государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента.

Неолиберализм – это теория, согласно которой необходимо сокращать (свести к минимуму) вмешательство государства в экономику (принцип классической политической экономии А. Смита), ибо только частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Отсюда важно представление максимально возможной свободы предпринимателям и торговцам в хозяйственной деятельности.

Главными теоретиками концепции либерализма XX в. являются американский экономист австрийского происхождения Л. фон Мизес (1881 1973 гг.) и его блестящий ученик Ф. фон Хайек (1899 1992 гг.).

По мнению Л. Мизеса, социализм, т.е. централизованно управляемая экономика с регулируемым правительством рынком, долго просущество­вать не может, ибо цены не отражают спрос и предложение, не служат указателем, в каком направлении должно развиваться производство. «Регулируемая экономика социализма», по словам Мизеса, превращается в царство производства составителей плана, становится планируемым хаосом. Единственная разумная экономическая политика – либерализм; абсолютными основаниями цивилизации являются разделение труда, частная собственность и свободный обмен. Главными работами Мизеса являются: «Либерализм», «Человеческая деятельность: трактат об экономике», «Основание экономической науки: очерк методологии» и др.

Ф. Хайек – по происхождению немецкий, а по месту деятельности английский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. В своей книге «Дорога к рабству» доказывает, что всякий отказ от экономической свободы, от рыночного ценообразования ведет к диктатуре, экономическому рабству, утверждает превосходство рыночной системы хозяйства над смешанной «командной» экономикой, объявляет капитал вечной категорией, отрицает существование эксплуатации при капитализме, подчеркивает, что социалистические идеи государственной экономики обречены на полный провал и губительны по своей природе.

Основываясь на теории неолиберализма, немецкий теоретик, государственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард (1897 1977гг.) создал собственную теорию социально-ориентируемого рыночного хозяйства, воплотил его на практике. Основные положения этой теории: необходимость свободных цен, свободной конкуренции, равновесия спроса и предложения, равновесие экономики. Государство призвано гарантировать эти условия в рыночном хозяйстве и обеспечить социальную направленность его развития. Эта теория изложена в книге «Благосостояние для всех», Опубликованной в 1956г.

К новой классической экономике относятся также «теория рационального ожидания» (Дж.Мут, Р.Лукас, Т.Сарджентб Н.Уоллес и др.), «экономика предложения» (А.Лаффер, Дж.Гилдер, М.Эванс, М.Фелдстайн и др.), а также «теории общественного выбора» (Дж.Бьюкенен, Г.Таллок, М.Олсонб Д.Мюллер, Р.Толлисон и др.).

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которой является лорд Дж.М.Кейнс (1883 1946гг.), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. С помощью какого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Влияние Кейнса на общественное мнение оказалось самым сильным после А.Смита и К.Маркса. В его главном произведении «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.) изложены его теория и программа государственного регулирования экономики.

Неокейсианцы (Р. Харрод, Е. Домар, Э. Хансен и др.), разрабатывая проблемы экономического роста, стремятся найти оптимальное соотношение между инфляцией и занятостью. На это же направлена и концепция «неоклассического синтеза», методов рыночного и государственного регулирования П.Самуэльсон.

Посткейнсианцы (Дж. Робинсон, П. Сраффа, Н. Калдор и др.) дополнили кейнсианство идеями Д. Рикардо. Они выступают за более уравнительное распределение доходов, ограничение рыночной конкуренции, эффективную борьбу с инфляцией.

Третьим направлением современной экономической теории является институционально-социологическое направление, представителями которого являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчел, Дж. Гэлбрейт. Название концепции происходит от латинского слова institutum установление, устройство, учреждение. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внешнеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играет технико-экономические факторы. Понятие «институт» трактуется очень широко: и как государство, корпорация, профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налоги, и как устойчивый образ мышления, и как юридические нормы. В этом направлении экономической теории отмечают недостатки капитализма: засилие монополий, пороки свободной рыночной стихии, растущая милитаризация экономики, отдельные негативные черты «общества потребления» (такие, как бездуховность и др.).

Данное направление экономической теории выступает в различных модификациях: социально-психологический институционализм (Т. Веблен), социально-правовой (Джон Р.Коммонс), провозгласивший основой экономического «развития юридические отношения, конъюктуроведение (Уэсли К.Митчелл), сформулировавшее методы прогнозирования количественных изменений в экономике.

Американский экономист Т. Веблен (1857 1929 гг.) прославился книгой «Теория праздного класса» (1899 г.), в которой он отверг попытки политэкономов упрощать действительность и утверждать, что поведение человека можно описать математически, с помощью уравнений.

Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам. Так возникли экономическая теория прав собственности (Р. Коуз, США), теория общественного выбора (Дж.Бьюкснен, США) и др. На основе этих взглядов меняется и экономическая политика развитых стран, результаты которой позволяют говорить о «социализации капитализма». Главная идея современного институционализма в утверждении не только возрастающей роли человека как основного экономического ресурса постиндустриального общества, но и в обосновании вывода об общей переориентации постиндустриальной системы на всестороннее развитие личности, а XXI в. здесь провозглашается столетием человека.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1053; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь