Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Религия как социальное явление.



Методическая разработка

По религиоведению

по для ВУС - 801500

 

 

Тема № 2

Религия как социальное явление.

Занятия № 1-2

 

Рассмотрена на заседании цикла ГД

протокол от __ ______ 201_ года №__

 

По книге учета методических документов цикла № __

 

 

г. Павлодар

Утверждаю Начальник военной кафедры ПГУ им. С.Торайгырова подполковник С.Шинтемиров
«___» ____________ 2016 года

 

Методическая разработка

по религиоведению

для ВУС – 801500

 

Тема № 2. Религия как социальное явление.

 

Занятие № 1. Религия как социальное явление - 4 часа

 

Цели (воспитательные и учебные):

Изучить:

воспитать нравственные понятия военнослужащего

ознакомить студентов с предметом религиоведение.

 

Место проведения и вид занятия: класс, лекция

Материальное обеспечение:

Презентация по теме занятия.

Компьютер с видеопроектором.

Плакаты, стенды, учебное пособие.

Организация занятия и расчет времени:

Вводная часть 10¢
Основная часть Учебные вопросы: 1. Сущность религии. 2. Идеалистические и материалистические концепции происхождения и сущности религии. 3. Происхождение и основные этапы эволюции религии. 4. Религиозные верования доклассового общества. 5. Религиозная идеология и религиозная психология. 180¢   40¢ 40¢ 40¢ 30¢ 30¢  
Заключительная часть 10¢

Вводная часть_10_мин.

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Принимает рапорт дежурного, проверяет наличие, внешний вид и готовность студентов к занятиям.

2. Объявляет тему занятия, его цели, учебные вопросы.

Действия студентов:

1. Слушают руководителя.

2. Уясняют тему, цель занятия и порядок отработки вопросов.

 

Основная часть – 180 мин.

Вопрос № 1. Сущность религии – 40 мин.

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Объявляет учебный вопрос и порядок его отработки.

2. Излагает материал учебного вопроса, используя презентацию по данной теме, при этом контролирует работу студентов по ведению конспектов.

3. После изложения учебного вопроса отвечает на вопросы студентов, проводит контрольный опрос по материалу учебного вопроса, оценивает ответы студентов.

Действия студентов:

1. Слушают руководителя занятия и ведут конспекты.

2. При необходимости, после окончания изложения материала учебного вопроса, задают руководителю вопросы.

3. Отвечают на контрольные вопросы по материалу учебного вопроса.

Религия (от лат religo - связывать, привязывать, заплетать) - этодогматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей. Религия означает глубинную природу человека и является формой его самоутверждения, т.е. результатом и причиной работы человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего существованию его " Я". Можно выделить три типа самоутверждения: 1. Языческий, опирающийся на связь с природой; человек воспринимаетсебя как часть мира; все явления и предметы мира, а также сам человекобладают душой, т.е. неощущаемой человеком частью, которая может покидатьматериальную оболочку, менять ее, но всегда стремиться проявиться в ней. 2. Религиозный, опирающийся на связь со сверхъестественными силами иэтические требования; духи и души представляются уже как болеесамостоятельные и менее зависимые от материальной формы субстанции; человек и мир духов взаимовыгодны друг другу и зависимы друг от друга; духовные субстанции рассматриваются как совокупность, самостоятельный мир, организованный по своим законам; этот мир способен оказывать воздействие на мир людей; мир людей способен оказывать воздействие на мир богов; возникают посредники между этими мирами (герои, полубоги, ангелы). 3. Светский опирающийся на художественной восприятие или научноепознание сил природы и гуманистические нормы жизни в обществе. Духовное начинает рассматриваться как неотъемлемая часть материального, земного, человеческого мира. Человек видится единственным существом, способным воспринимать духовное и оказывать воздействие на его сущность и форму проявления.

Вопрос № 2. Идеалистические и материалистические концепции происхождения и сущности религии – 40 мин.

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Объявляет учебный вопрос и порядок его отработки.

2. Излагает материал учебного вопроса, используя презентацию по данной теме, при этом контролирует работу студентов по ведению конспектов.

3. После изложения учебного вопроса отвечает на вопросы студентов, проводит контрольный опрос по материалу учебного вопроса, оценивает ответы студентов.

Действия студентов:

1. Слушают руководителя занятия и ведут конспекты.

2. При необходимости, после окончания изложения материала учебного вопроса, задают руководителю вопросы.

3. Отвечают на контрольные вопросы по материалу учебного вопроса.

 

Знакомясь с официальной историей развития Земли, мы видим, как на фоне постоянных войн, борьбы за власть появляются учения, пытающиеся показать каждому человеку его настоящее лицо, цели и задачи, место в космической эволюции. Такими учениями являются мировые религии.
Определений религии множество.

Маркс считал, что " религия - специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил. "

По Фрейду религия - это тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах внешней или внутренней реальности, сообщающие нечто такое, чего мы сами не обнаруживаем и что требует веры.

Более широкое определение дает Фромм, который под религией понимает " любую разделяемую группой людей систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект преданного служения. " Религия возникла тысячелетия назад, но до сих пор для многих людей она имеет большое значение. Споры между философами вокруг сущности религии не затихают. Сегодня человек близко подошел к осуществлению своих самых заветных надежд. Приближается время, когда голодные будут накормлены, когда человечество, преодолев разобщенность, станет единым. Но приближается ли человек к совершенству самого человека? Человека, любящего ближнего, справедливого, правдивого. Ответ слишком ясен. Так и нет ответов на вопросы: куда идти и зачем жить? В чем смысл жизни?
Для одних выход - в возврате к религии. Не с тем, чтобы уверовать, но чтобы спастись от невыносимого сомнения. Выходит, что только священники профессионально занимаются душой, только они говорят от имени идеалов любви, истины, справедливости.

Заключительная часть – 10 мин.

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Напоминает тему и цели занятия.

2. Объявляет итоговые оценки, полученные студентами на занятии, отмечает лучших и худших.

3. Делает заключение о достижении целей занятия.

4. Объявляет задание на самоподготовку:

Изучить учебник «Религиоведение» стр.8-12, «Религиозные традиции мира» стр. 7-10

 

Действия студентов:

1. Слушают руководителя и уясняют результаты занятия.

2. Записывают задание на самоподготовку.

 

 

Преподаватель военной кафедры

Ст. лейтенант запаса Д. Кузаиров

Вводная часть – 10 мин.

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Принимает рапорт дежурного, проверяет наличие, внешний вид и готовность студентов к занятиям.

2. Объявляет тему занятия, его цели, учебные вопросы.

Действия студентов:

1. Слушают руководителя.

2. Уясняют тему, цель занятия и порядок отработки вопросов.

 

Основная часть – 180 мин.

Функции религиозного культа

Роль культа в любой религии исключительно велика. Он является средством идеологического воздействия на верующих. С помощью обрядов, таинств, проповедей религиозные организации в доступной, чувственно-конкретной форме внедряют - религиозные идеи в сознание масс. Регулярное посещение служб или молитвенных собраний, неукоснительное соблюдение многочисленных предписаний и запретов призвано не только приобщить человека к религии, но и постоянно возобновлять и укреплять в нем религиозное мироощущение.

За время своего существования религия накопила огромный опыт воздействия на психику людей. Она использовала в культовой практике многие естественные потребности индивида, в частности его потребность в общении, сострадании, утешении. Торжественность, необычайность обстановки, в которой протекает служба или молитвенное собрание, оказывает на психику верующих интенсивное воздействие. Умело управляя реальными психологическими механизмами внушения, подражания, психологического заражения, священнослужители вызывают сильные эмоциональные переживания, которые субъективно воспринимаются верующими как ощущения подъема, радости или, напротив, покоя и умиротворения. Используя человеческие страдания и искусственно создавая иллюзию их облегчения, религиозные идеологи превратили культ в средство духовного закабаления трудящихся.

Культ способствует укреплению вероисповедного единства данной религии. В процессе общения и совместных культовых действий между верующими возникают специфические связи, растет чувство неприязни к инаковерующим и неверующим.

Таким образом, культ выполняет ряд взаимосвязанных функций. Конкретные формы их реализации в различных религиях не одинаковы. Так, католицизм и православие сохраняют верность пышной театрализованной обрядности. Они широко используют искусство. Богато украшенные храмы, музыка, пение призваны пробуждать и усиливать религиозные чувства верующих.

В некоторых направлениях протестантизма обряды носят более скромный и строгий характер: сокращено число таинств и праздником, упрощено богослужение. Однако не следует думать, что культ в этих направленных перестал играть важную роль. Протестантизм, упростив внешнюю сторону культа, перенес центр тяжести религии в сферу индивидуальных форм общения верующего с богом — молитв, покаяния, мистические откровения.

Культ является наиболее консервативным элементом религии. Многократно повторяясь, он приобретает большую устойчивость, срастается с бытовыми и национальными традициями. Регулярное участие в культовых действиях ведет к формированию стойких привычек, которые сохраняются длительное время. Среди современных верующих нередко можно встретить людей с весьма размытыми, в значительной степени утраченными религиозными представлениями, для которых культ как привычная форма поведения является единственной связующей нитью с религией.

Заключительная часть – 10 мин.

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Напоминает тему и цели занятия.

2. Объявляет итоговые оценки, полученные студентами на занятии, отмечает лучших и худших.

3. Делает заключение о достижении целей занятия.

4. Объявляет задание на самоподготовку:

Изучить учебник «Религиоведение» стр.8-12, «Религиозные традиции мира» стр. 7-10

 

Действия студентов:

1. Слушают руководителя и уясняют результаты занятия.

2. Записывают задание на самоподготовку.

 

 

Методическая разработка

По религиоведению

по для ВУС - 801500

 

 

Тема № 2

Религия как социальное явление.

Занятия № 1-2

 

Рассмотрена на заседании цикла ГД

протокол от __ ______ 201_ года №__

 

По книге учета методических документов цикла № __

 

 

г. Павлодар

Утверждаю Начальник военной кафедры ПГУ им. С.Торайгырова подполковник С.Шинтемиров
«___» ____________ 2016 года

 

Методическая разработка

по религиоведению

для ВУС – 801500

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь