Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Устройство бенгальской деревни



Большая часть пахотной земли в Бангладеш поделена на крохотные семейные фермерские хозяйства. Частная собственность на землю удерживает людей в деревнях. Даже если участок земли, которым владеет семья, небольшой, он дает кров и чувство индивидуальности, определяет положение в обществе и является источником существования.

Рис — главная продовольственная культура страны. Рисовые поля занимают пять шестых всех возделываемых земель Бангладеш. В год снимают два-три урожая. Второе место среди продовольственных культур занимают бобовые — основной источник растительного белка. Часто встречаются поля, покрытые ярко-желтыми цветками горчицы. Горчицу выращивают ради семян, которые используют в качестве специи и для производства горчичного масла, столь любимого бенгальцами. Основной товарной культурой является джут. В Бангладеш производят более 50% всего джута в мире.

Зажиточные деревенские семьи имеют несколько домов, расположенных рядом друг с другом. Каждый брат со своей семьей будет занимать отдельный дом; в одном из домиков будет располагаться кухня, а в другом — небольшой семейных храм. Типичный бенгальский дом представляет собой глиняную хижину с соломенной крышей. На самом деле, жить в таком доме гораздо приятнее, чем в фешенебельных апартаментах. Благодаря толстым глиняным стенам летом в доме прохладно, а зимой — тепло.

Внутренний двор — пространство между домами — место, где днем играют дети, а по вечерам отдыхают взрослые. Во дворе также сушат дал, рис и одежду. На небольшом каменном возвышении растет священное дерево туласи45.

Женщины моют дом водой с коровьим навозом. Каждое утро они обмазывают этой смесью пол, стены и террасу. Однажды я слышал, как один бенгальский христианин назвал этот обычай нечистоплотным, невежественным и примитивным, но это совсем не так. Даже современные ученые подтверждают, что коровий навоз обладает антисептическими и очистительными свойствами. В доме, стены и пол которого обмазаны коровьим навозом, нет мух. Да и запах коровьего навоза скорее приятный, чем отталкивающий. Кроме того, коровий навоз — превосходное удобрение и топливо для приготовления пищи. Повсюду в Индии деревенские женщины собирают коровий навоз, лепят из него лепешки и сушат их на солнце, прилепив к стволам деревьев и стенам домов.

Дома люди, в основном, сидят либо на голом полу, либо на соломенных или тряпичных подстилках. Мебели в доме почти нет — лишь несколько ветхих стульев и скамеек. Ночью часто спят на свежем воздухе, за исключением зимы и сезона дождей. И во дворе, и в доме люди спят на полу — на соломенных подстилках — или на простых деревянных кроватях. Кровать отчасти защищает от змей, особенно в сезон дождей, когда змеи часто заползают в дома. Кровати также удобны тем, что под ними можно хранить вещи.

Кроме земли, передающейся по наследству, большинство семей имеют возле своих домов небольшой садик, каждый сантиметр которого используется для выращивания овощей, цветов для поклонения, зелени и специй, таких как стручковый перец и кориандр. В рощах растет много плодовых деревьев, самыми распространенными из которых являются манго, джекфрут, банановые и кокосовые пальмы, лимон и папайя. Вокруг домов посажены тыквы, кабачки и множество других овощей. Удивительно, как деревенским жителям удается выращивать столько всего на небольшом участке земли.

У каждой семьи (за исключением самых бедных) есть какие-то ценности, которые обычно хранятся под замком в железных сундуках или запираются в шкафу. На случай нужды в каждой семье припрятаны какие-нибудь драгоценности, которые никогда не надевают и о которых никому не рассказывают. Часто эти сокровища закапывают в земляном полу дома, так что даже не все члены семьи об этом знают. Свое состояние люди предпочитают хранить в форме драгоценных металлов и драгоценностей. Деревенские жители никогда не считали бумажные деньги и банковские счета надежным способом вложения капитала, но сейчас их взгляды постепенно меняются.

Драгоценности и украшения передаются женщинами из поколения в поколение, хотя в прошлом украшения носили и мужчины. Ношение украшений для женщины обязательно. Серебрянные ножные браслеты, золотые серьги и кольцо в носу — таков повседневный минимум. Дополнительные украшения одевают в особых случаях, таких как свадьба.

Хотя большинство населения едва сводят концы с концами, не все бангладешцы бедны. В деревнях есть землевладельцы, обладающие обширными земельными угодьями, а в городах — зажиточные торговцы. Они обычно слегка полноваты и носят тонкие хлопчатобумажные дхоти (в отличие от людей победнее, которые носят дхоти из более грубой материи). Многие из них постоянно жуют бетель. У них много слуг, они влиятельны и пользуются всеобщим уважением, при обращении к ним используют почетный титул «бабу».

В Бангладеш широко распространено кустарное производство. Каждая область имеет свою специализацию. Тангаил, к примеру, славится своими сари, Натор — молочными сладостями и так далее. Плетеную мебель производят главным образом в провинции Силхет. В Силхете также растет особая трава, из которой делают тонкие соломенные подстилки, обладающие охлаждающим эффектом — незаменимая вещь знойным летом. Прежде Дакка славилась необыкновенно тонкой материей, пока британцы не отрубили всем ткачам большие пальцы, дабы те не создавали конкуренцию британским мануфактурам.

Деревенские магазины представляют собой маленькие полуразвалившиеся строения, в которых продают всевозможные товары по цене, редко превышающей один доллар США. Закусочных здесь не найдешь, но в местных лавках продают печенье и другие готовые к употреблению продукты, такие как чанна чур (хрустящая вермишель из нутовой муки и молотых специй).

В небольших провинциальных городах еженедельная ярмарка превращает и без того беспорядочную уличную жизнь в хаос. Торговцы кое-как расстилают не земле подстилку, выкладывают на нее свой товар — травы и лекарства из других районов страны, дорогие специи (такие как корица или гвоздика), лесной мед, яркие безделушки, антиквариат, грубые самодельные игрушки — и принимаются громко зазывать покупателей охрипшим от перенапряжения голосом. На такой ярмарке вы непременно встретите продавца волшебного снадобья, излечивающего от всех болезней. Он будет сулить чудеса и соберет вокруг себя большую толпу зевак. Покупатели толкаются, пробираясь скозь толпу. Каждый хочет купить как можно больше, потратив как можно меньше, и готов торговаться до последней пайсы.

Делать покупки в Бенгалии значит торговаться. Западному человеку бывает трудно к этому привыкнуть. Ему кажется, что, называя завышенную цену, торговец пытается его обмануть. Но здесь так принято. Независимо от товара — будь то яблоки, овощи, посуда или сумки — продавец всегда будет называть завышенную цену. В ответ покупатель предлагает более низкую цену. Продавец слегка снижает цену, но покупатель отказывается брать товар до тех пор, пока продавец не уступит еще. Когда цена устраивает обоих, сделка состоялась. Если покупатель не доволен окончательной ценой продавца, он может попытать удачу в другом месте. Это своего рода состязание — насколько покупателю удастся сбить цену. Это делает жизнь веселей, хотя в бедной стране, где на счету каждая пайса, это далеко не забава.

 

Образ жизни

Жизнь в Бенгалии трудна, однако климат (по крайней мере зимой), культура и плодородная земля создают все условия, чтобы Бенгалия была райским местом. Господь Чайтанья милостиво явился в Бенгалии, однако, к сожалению, бенгальцы не воспользовались в полной мере этим благословением. Вместо этого они едят плоть животных и поклоняются разным лжевоплощениям. Расплата за это приходит в форме нищеты, наводнений, засухи, циклонов, эпидемий и так далее.

Большинство бангладешцев всю свою жизнь еле-еле сводят концы с концами, постоянно находясь на грани нищеты. Природные бедствия, политическая нестабильность и беспредел властьпредержащих лишь усугубляют положение. Непрерывная череда лишений и социальная незащищенность людей, живущих за чертой бедности, привели к тому, что в обществе процветают ложь, обман и эксплуатация. Все это стало неотъемлемой частью современной жизни Бенгалии, несмотря на ее великое культурное наследие. Земельные тяжбы и насильственный захват земли — этим сейчас уже никого не удивишь. Никто не знает, что будет завтра, а если что-то и будет, то, скорее, плохое, чем хорошее. Особенно трудно приходится индусскому меньшенству, которых считают людьми второго сорта и часто эксплуатируют.

В страшную эпоху Освободительной войны на безопасность не мог расчитывать никто. С марта по декабрь 1971 года погибло около миллиона человек (большей частью беззащитных мирных жителей). Пакистанские солдаты могли в любой минуту атаковать тот или иной населенный пункт и превратить его в руины. В особенности жестоким нападениям подвергались индусские деревни: солдаты насильно выгоняли людей из домов, резали им горло, насиловали и душили женщин и совершали другие зверские преступления.

При знакомстве бангладешцы часто спрашивают: «Кем работает твой отец? » На что многие отвечают: «Он погиб во время гандагол шомоя (периода нестабильности)46». Несколько раз я слышал леденящие кровь истории о войне, но, как правило, люди не хотят об этом вспоминать.

Детская смертность в Бангладеш — явление привычное. На вопрос, сколько у тебя братьев и сестер, не редко можно услышать: «Нас было трое братьев, но старший умер от дизентерии, когда ему было два года». Если в семье кто-то безвременно умирает, какое-то время родственники скорбят, но затем смиряются и продолжают жить, как жили. Однако женщина, потерявшая сына или мужа, скорбит об этом всю жизнь. Мужчины переносят смерть близких более мужественно, но это не говорит об их бессердечии. Даже если женщина лишается мужа, она продолжает исполнять свои обязанности по отношению к семье. Одиноким женщинам47 приходится преодолевать много трудностей, чтобы дать своим детям образование и обустроить их будущее.

При всем этом бангладешцы спокойно воспринимают выпадающие на их долю трудности, что помогает им сохранять самообладание в любой жизненной ситуации. Понимая, что страдания неизбежны, они смирились. Покорность перед неизбежными лишениями сочетается в них с внутренней удовлетворенностью и чувством благодарности Богу за Его дары. Несмотря на то что бангладешцы живут в условиях, невыносимых с точки зрения большинства жителей Запада, они, в отличие от последних, не испытывают беспокойств и не страдают от стрессов. Тяжелая и жестокая борьба за существование не делает их самих грубыми и жестокими. Они не падают духом и сохраняют уверенность в том, что несмотря ни на что, жизнь будет продолжаться. Даже во время тяжелейших испытаний они находят в себе внутренние силы, чтобы продолжать и не сдаваться. Поэтому деревенские жители Бангладеш зачастую куда более счастливы и психически уравновешены, чем их преуспевающие собратья в технологически развитых странах. Даже умолишенные в Бангладеш, как правило, — блаженные сумасшедшие, не представляющие опасности для окружающих, и потому их редко изолируют от общества.

Жизнь в деревнях течет неторопливо. У людей всегда есть время друг для друга, ибо представление о времени у них весьма относительное. О времени судят по положению солнца на небе. Знать время с точностью до минуты, просто нет необходимости. На вопрос «Когда придешь? » вам ответят: «Ближе к вечеру». Сутки в деревне делятся на раннее утро, утро, позднее утро и так далее. Немногие бангладешцы чувствуют необходимость в более точных определениях. В городе, однако, с его учебными заведениями, фабриками и учреждениями людям приходится быть более пунктуальными. Если вы спросите городского жителя, когда он придет, он ответит: «Около четырех». Но даже если он скажет: «Вернусь в четыре», маловероятно, что он придет вовремя, поскольку пунктуальность нельзя назвать чертой, присущей бенгальцам. Человек запросто может опаздать на час или два. На Западе это сочтут за безответственность и даже за оскорбление, но в Бангладеш это в порядке вещей. Более того, важные персоны, когда их куда-нибудь приглашают, часто опаздывают намеренно, чтобы не ждать других, а чтобы другие ждали их. Этим они демонстрируют свою важность и значительность.

Такое пассивное отношение к жизни часто разочаровывает западных людей, которые видят в нем обычную леность. Однако бешеный ритм Западной жизни поражает жителя Востока. Западный активный образ жизни не находит понимания среди бангладешцев. Если к кому-то приходит гость, хозяева ожидают, что он побудет у них некоторое время, посидит и побеседует с ними, примет от них угощение — а не просто забежит на минутку и умчится по своим делам. Такое поведение они воспримут за бестактность, и могут обидеться, решив, что гость ими пренебрегает и не желает с ними общаться.

Жителям Запада нравится жизнь, полная разнообразия и новых впечатлений, тогда как для бангладешцев характерен традиционный уклад жизни, которым живут окружающие и которым с незапамятных времен жили их предки. Когда миссионеры или члены так называемых благотворительных организаций пытаются научить бенгальцев чему-то новому, к примеру, новой технологии возделывания земли, те могут возразить: «Почему вы хотите все изменить? Наши предки обрабатывали землю этим способом тысячелетия. Вы, что же, считаете себя лучше их? » На этом, как правило, вопрос бывает исчерпан.

Бангладешцам, особенно деревенским жителям, не нравится, когда их родственники начинают жить по-новому, то есть, вести современный образ жизни. Сейчас в городах многие мужчины носят рубашки и брюки в западном стиле и считают престижным говорить по-английски, хотя и не спешат перенимать западный образ жизни целиком. Для женщин считается предосудительным одеваться в современную, излишне привлекательную одежду. Однако современная жизнь постепенно меняет сознание людей, и в больших городах все больше женщин начинают увлекаться западной модой.

Личностные качества, стремление к успеху, полная самоотдача и высокая продуктивность — эти понятия характеризуют сознание западного человека, ориентированного на успех. Сейчас наиболее «передовые» бенгладешцы также постепенно перенимают идеалогию «успеха» и «прогресса». Но и по сей день амбиции большинства бангладешцев более чем скромны. Они не особо стремятся к самоутверждению или самосовершенствованию. Возможно, они мечтают о высшем образовании или должности на государственной службе, но не более того. Большинство людей озабочены тем, как сохранить положение в обществе, прокормить семью и, может быть, приобрести пару дорогих вещей, вроде магнитофона и телевизора. В материальном отношении они не ожидают многого и довольствуются тем, что имеют.

 

Примечания

1. Хотя слова «Бенгалия» и «Бангладеш», «бенгальцы» и «бангладешцы» использовались в этой главе подчас как взаимозаменяемые, между ними существует различие. Бенгалия в настоящее время политически разделена на Западную Бенгалию (один из штатов Индии) и Бангладеш (Восточную Бенгалию, имеющую статус независимого государства). Таким образом, всех бангладешцев можно назвать бенгальцами (за исключением манипурцев, марвари и представителей местных племен), но не всех бенгальцев можно назвать бангладешцами.

Гаудия вайшнавизм представляет собой одно из направлений вайшнавизма, которое было основано Чайтаньей Махапрабху и в настоящее время распространено по всему миру в форме движения Харе Кришна.

Вайшнавская культура в Бангладеш и в Западной Бенгалии практически одинакова. Единственное отличие состоит в том, что в Бангладеш Гаудия вайшнавизм носит среди индусов преобладающий характер, тогда как в Западной Бенгалии эта культура присутствует, но не является преобладающей.

2. Из беседы со Шрилой Прабхупадой, 10 августа 1977 года, Вриндаван.

3. В вайшнавской культуре при поклоне принято опускаться на колени и касаться головой земли или (что свидетельствует даже о большем почтении) падать ниц во весь рост.

4. Сахаджией называют особое отклонение от вайшнавизма, а также многочисленные группы, исповедующие подобную философию. «Сахаджа» означает «легкий». Сахаджии считают, что путь духовного осознания настолько прост, что в следовании правилам и предписаниям богооткровенных писаний нет нужды. Типичным проявлением сахаджии является демонстрация так называемых возвышеных эмоций и искажение основных философских истин. К примеру, предписание шастр служить духовному учителю используется некоторыми как возможность жить припеваючи за чужой счет. При этом они заявляют, что гуру можно стать только по рождению.

5. Киртаном называют воспевание славы Кришны. Обычно под киртаном подразумевают пение имен Кришны под аккомпанемент музыкальных интрументов.

6. Символический знак, обозначающий принадлежность к вайшнавской или другой индусской религиозной традиции.

7. Состояние иллюзорного бытия, то есть жизнь в неведении о Кришне.

8. Титулы, которыми награждают преданных высочайшего уровня.

9. Нынешняя эпоха, век вражды и деградации.

10. Церемония поклонения, во время которой Божеству или почтенной личности предлагают различные предметы поклонения (такие, как масляный светильник, благовония и воду).

11. Под «священными писаниями» в данной книге имеются ввиду изначальные Веды и более поздние писания, согласующиеся с учением Вед.

12. Буквально означает «милость». Так принято называть подношения (в особенности, подношение пищи), которые сначала предлагают Божествам, а затем раздают преданным.

13. Одна из двух главных биографий Шри Чайтаньи Махапрабху, написанная в 1615 году. Второй биографией является «Шри Чайтанья Бхагавата».

14. Почитатели Дурги, олицетворенной материальной энергии.

15. Санкиртана означает «совместный киртан». Часто эти слова взаимозаменяемы.

16. Имена Чайтаньи Махапрабху и Его божественного брата, Нитьянанды Прабху.

17. Верховная Личность Бога и Его божественная спутница, Радхарани.

18. Мридангой называют двухмембранный ручной барабан.

19. Ручные кимвалы.

20. «Байшаки» — прилагательное от «байшак» (название одного из двух летних месяцев), «джар» означает «буря».

21. Название блюда.

22. Харинамой называют группу людей, поющих Харе Кришна мантру в людном месте под аккомпанемент музыкальных интрументов.

23. Два наиболее разрушительных циклона за последние десятилетия имели место в ноябре 1970 и декабре 1971 года. Они унесли жизни 500.000 и 140.000 человек соответственно. В результате второго циклона погибло 80% общего поголовья скота. Однако данные о нанесенном ущербе следует считать весьма приблизительными. Многие из тех, кто побывал в местах бедствия, высказывают подозрения, что официальные данные об ущербе были занижены.

24. Джаганнатха (буквально «Господь Вселенной») — деревянное Божество Господа Кришны, установленное в г. Пури, штат Орисса. Джаганнатхе поклоняются вместе с Его братом Баладевой и сестрой Субхадрой. Традиция поклонения Божеству Джаганнатхи насчитывает многие столетия.

25. Согласно «Бхагавад-гите», гуна добродетели характеризуется умиротворением, обузданием чувств и духовным видением. К низшим гунам относят гуны страсти и невежества.

26. Если не брать в расчет такие микрогосударства, как Сингапур.

27. Сосуд для омовения.

28. Набедренные повязки для омовения. Бенгальцы обычно носят яркие, разноцветные гамчи.

29. Естественные зубные щетки, обладающие антисептическим действием.

30. Вода, которой омыли лотосные стопы Божества. После этого ее пьют преданные.

31. Стихотворные сочинения.

32. По официальным данным численность индусского население страны составляет не более 10 миллионов человек, однако по мнению большинства образованных индусов, эти цифры намеренно занижены. Мой личный опыт это подтвержает. Я много путешествовал по всей стране и своими глазами видел, что численность индусов значительна.

33. Молитвы, которые мусульмане возносят пять раз в день, кланяясь в сторону Мекки.

34. Обряд поклонения.

35. Одно из имен Кришны.

36. Несмотря на многочисленные грехи, Аджамиле удалось избежать адского наказания благодаря тому, что в момент смерти он произнес имя Господа Нараяны, хотя он звал своего сына, которого также звали Нараяной.

37. Главное писание вайшнавов, состоящее из 18.000 стихов на санскрите.

38. «Маха» означает «великая», а «мантра» — «трансцендентная звуковая вибрация, которая освобождает ум». В ведических писаниях приводится много разных мантр, наиболее важной из которых является Харе Кришна мантра. Потому ее называют маха-мантрой.

39. «Шри Чайтанья Чаритамрита», Мадхья-лила 1.227, комментарий.

40. Когда мы только начинали проповедовать в Бангладеш, один индусский лидер сказал нам, что там, где побывали западные преданные, бангладешцы ни за что не хотят обращаться в христианство. Когда деревенские жители узнают, что сознание Кришны распространяется по всему миру и что к нему присоединяются западные христиане, они вновь начинают гордиться своей культурой и не желают от нее отрекаться, какие бы материальные блага им за это ни сулили (привычный способ обращения в христианство жителей бедных стран).

41. Тонкие хрустящие вафли из рисовой или нутовой муки, обжаренные в масле или на открытом огне.

42. Сладкое блюдо из выпаренного молока.

43. Тростниковый или пальмовый сахар.

44. Согласно индусской традиции, вкушая остатки пищи святых людей, человек совершает благочестивый поступок и обретает благословения. Этой традиции следуют все Гаудия вайшнавы, в особенности, те, которые живут в Бангладеш.

45. Священное растение, которому поклоняются как великой преданной Кришны.

46. Даже после окончания войны за независимость и образования суверенного Бангладеш, в стране в течение нескольких лет царил хаос. Положение усугубляли незаконный захват земли и политический оппотрунизм. Небывалое по масштабам наводнение 1974 года уничтожило весь урожай зерновых, что привело к массовом голоду, в результате чего в глазах телезрителей всего мира Бангладеш стал ассоциироваться с нищетой и обездоленностью.

47. Матерью-одиночкой в Бангладеш называют вдову, а не разведенную женщину. В индийской культуре женщина, преждевременно потерявшая мужа, возвращается в дом отца. Однако если ее родственники погибли при наводнении или эмигрировали в Индию, ей приходится расчитывать лишь на саму себя.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.055 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь