Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Прикладное ПО представляет собой распространенный класс программных продуктов, представляющий наибольший интерес для пользователя.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Персональный компьютер, как известно, является универсальным устройством для обработки информации. Персональные компьютеры могут выполнять любые действия по обработке информации. Для этого необходимо составить для компьютера на понятном ему языке точную и подробную последовательность инструкций - программу, как надо обрабатывать информацию. Меняя программы для компьютера, можно превратить его в рабочее место бухгалтера или конструктора, дизайнера или ученого, писателя или агронома. Кроме того, тенденция понижения стоимости компьютерной техники при одновременном росте ее производительности привела к тому, что компьютеры становятся предметом домашнего обихода, как, например, телевизор или холодильник, что расширяет сферу применения ПК еще больше. Соответственно, требуется все более разнообразное программное обеспечение для решения задач в новых областях применения ПК. Непрерывное повышение мощности персональных компьютеров, периферийных устройств, а также развитие средств связи дает разработчикам программного обеспечения все больше возможностей для максимально полного удовлетворения запросов конечных потребителей. Это и ставший стандартом графический интерфейс для любого ПО, и внедренные возможности для отправки документов и данных с помощью Интернет непосредственно из прикладной программы (Microsoft Word, Excel, Access и др.), и возможность использования компьютера как хранилища информации благодаря появлению новых видов накопителей большой емкости и малым временем доступа к данным, а также многие другие возможности и сервисные функции. При своем выполнении программы могут использовать различные устройства для ввода и вывода данных, подобно тому, как человеческий мозг пользуется органами для получения и передачи информации. Сам по себе ПК не обладает знаниями ни в одной области своего применения, все эти знание сосредоточены в выполняемых на нем программах. Поэтому часто употребляемое выражение " компьютер сделал" означает ровно то, что на ПК была выполнена программа, которая позволила выполнить соответствующее действие. В настоящее время весь комплекс ПО делится на системные и пользовательские программы. Системное программное обеспечение выполняет функции " организатора" всех частей ПК, а также подключенных к нему внешних устройств. Программы для пользователей служат для выполнения каких - либо конкретных задач во всех сферах человеческой деятельности. Прикладное ПО представляет собой распространенный класс программных продуктов, представляющий наибольший интерес для пользователя. Прикладное ПО предназначено для решения повседневных задач обработки информации: создания документов, графических объектов, баз данных; проведения расчетов; ускорения процесса обучения; Проведения досуга. Все эти программы пишутся по принципу максимального удобства для пользователя, обладают дружественным интерфейсом (средствами общения " компьютер-человек", " человек-компьютер" ). В настоящее время эти программы требуют высокопроизводительных, обладающих большими ресурсами компьютеров, хотя каждый программист стремится сделать свою программу в первую очередь наиболее доступной. Примеры прикладных программ: Средства управления базами данных, текстовые редакторы, графические редакторы, электронные таблицы; Музыкальные редакторы обучающие программы; программы тестирования; программы статистических расчетов; компьютерные игры; интегрированные пакеты; Телекоммуникационные и сетевые программы.
По типу · программные средства общего назначения
По сфере применения
3. Жизненный цикл прикладной программы Жизненный цикл создания и использования компьютерных программ отражает различные их состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данном программном изделии и заканчивая моментом его полного выхода из употребления у всех пользователей. Традиционно выделяют следующие основные этапы жизненного цикла программного обеспечения: анализ требований; проектирование; кодирование (программирование); тестирование и отладка; Разработчики стремятся сделать максимально возможным период жизненного цикла информационных продуктов и услуг. Для большинства современных компьютерных программ длительность жизненного цикла равна двум-трём годам, хотя встречаются программы, существующие десять и более лет. Для увеличения этого периода необходимо постоянно осуществлять маркетинговые и иные мероприятия по их поддержке. Падение продаж и интереса к информационным продуктам и услугам является сигналом к: изменению программного продукта и услуг; изменению цены на них; проведению модификации или снятию с продажи и предоставления. Постановка задачи Процесс создания нового ПО обязательно необходимо начинать с постановки задачи, в ходе которой определяются требования к программному продукту. Разработка программы Разработка программы - представляет собой процесс поэтапного написания кодов программы на выбранном языке программирования (кодирование), их тестирование и отладку. Отладка Отладкой называют процесс поиска и устранения ошибок. Внедрение После отладки программы происходит процесс развертывания в рабочем окружении компании заказчика и интеграция с уже существующими информационными системами и бизнес-приложениями.
ТЕОРИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРОГРАММ
Теория первичных программ была предложена Маддуксом в качестве обобщения методологии структурного программирования для определения однозначной иерархической декомпозиции блок-схем. В этой теории предполагается, что графы программ могут содержать три класса узлов (рис. 2): функциональные узлы — представляют вычисления, производимые программой, и изображаются прямоугольниками с одной входящей в этот узел дугой и одной выходящей. Функциональные узлы представляют операторы присваивания, выполнение которых вызывает изменение состояния виртуальной машины; узлы принятия решения - изображаются в виде ромбов с одной входящей дутой и двумя выходящими (истина и ложь). Эти узлы представляют предикаты, и управление из узла принятия решения передается дальше либо по ветви истина, либо по ветви ложь; узел соединения — представляется в виде точки, в которой сходятся две дуги графа, чтобы сформировать одну выходную дугу.
Любая блок-схема состоит только из этих трех компонентов. Правильная программа — блок-схема, являющаяся некоторой формальной моделью структуры управления, которая имеет: одну входящую дугу; одну выходящую дугу; путь от входящей дуги к любому узлу и из любого узла - к выходящей дуге. Первичная программа является правильной программой, которую нельзя разделить на более мелкие правильные программы. Исключением из этого правила является последовательность функциональных узлов, которая считается одной первичной программой.
На рис. 3 изображены все первичные программы, которые включают в себя не более четырех узлов. Первичные программы а, б, д, и представляют собой последовательности функциональных узлов. Первичная программа е — конструкция if-then, .ж — do-while, з - repeat-until, к - if-then-else, л - do-while-do. Первичные программы в, г, м-т состоят только из узлов принятия решения и соединения. В них нет функциональных узлов, поэтому они не изменяют пространство состояний виртуальной машины. Ни один из этих вариантов первичных программ не представляет эффективной структуры управления в программе. Многие из описанных выше наборов управляющих структур были включены в существующие языки программирования. Эти структуры представляют собой первичные программы с небольшим количеством узлов и просты для понимания. 10. ПОНЯТИЕ АЛГОРИТМА И ЕГО СВОЙСТВА Прежде чем компьютер сможет выполнить задачу, ему необходимо предоставить алгоритм ее решения, в точности описывающий, что и как надо делать. Поэтому изучение алгоритмов лежит в основе программирования. Алгоритм - это точное, сформулированное на определенном языке, конечное описание того или иного способа действия, основанного на применении исполнимых элементарных однозначно трактуемых шагов. Любой алгоритм имеет пять особенностей. 1) Конечность алгоритма (финитность). Означает, что алгоритм всегда должен заканчиваться после конечного числа шагов. Это требование происходит из теории вычислений, которая пытается провести грань между правильными и неправильными алгоритмами. Алгоритм считают правильным, если на любом допустимом входе он заканчивает работу и выдает результат, удовлетворяющий требованиям задачи. Неправильный алгоритм для некоторого входа может вовсе не остановиться или дать неправильный результат. Однако существуют примеры, использующие бесконечные процессы, например контроль показателей жизнедеятельности пациента в больнице или поддержание установленной высоты полета авиалайнера. Поэтому на практике термин алгоритм часто неформально используется по отношению к последовательностям этапов, не обязательно определяющим конечные процессы. Примером может служить известный нам еще со школьной скамьи алгоритм деления в столбик, который не определяет конечный процесс в случае деления 1 на 3. 2) Определенность алгоритма. Каждый шаг алгоритма должен быть точно определен, то есть действия, которые необходимо произвести должны быть недвусмысленно определены в каждом возможном случае. Чтобы исключить неоднозначность, разработаны определенные подходы для записи алгоритмов. Один из них - запись алгоритма в виде блок схемы, представляющей собой последовательность специальных пиктограмм, каждая из которых однозначно указывает на выполняемое действие. Другой подход заключается в разработке формально определенных языков, в которых каждое утверждение имеет абсолютно точный смысл. При формулировке алгоритма для его выполнения на компьютере применяются языки программирования. 3) Наличие входных данных. Алгоритм имеет некоторое число Иногда это число может равняться нулю, однако это означает, что входные величины должны быть описаны как часть алгоритма. Например, алгоритм сложения числа 777 с числом 333. В этом случае шаги 1 и 2 должны быть записаны так: Шаг 1. Записать число 777. Шаг 2. Под ним записать число 333 ……… То есть, если даже входные величины отсутствуют, то какие-то величины будут описаны в самом алгоритме. В противном случае алгоритм не может быть выполнен. 4) Наличие выходных данных. Результатом выполнения любого алгоритма всегда будет обработанная информация, выдаваемая в том или ином виде и, следовательно, алгоритм обязательно имеет одну или несколько выходных величин, являющихся результатом обработки входных данных. 5) Эффективность алгоритма. Алгоритм, который выполняет действие за меньшее число шагов признается более эффективным. Это связано с тем. что любая программа, в основе которой лежит тот или иной алгоритм, должна выполняться на реальном вычислительном устройстве. Поэтому большое значение имеет время выполнения программы, на которое влияет количество шагов алгоритма. Кроме того, программа занимает определенный объем в памяти компьютера. Поэтому количество шагов косвенно влияет на еще один показатель эффективности - размер программы.
АЛГОРИТМ ДВОИЧНОГО ПОИСКА Также решает задачу поиска заданного элемента в отсортированном списке. Здесь используется процедура, которую человек использует при поиске имени в телефонном справочнике. Справочник открывается примерно в том месте, где может находиться нужное имя. Если повезет, оно окажется именно там, в противном случае поиск придется продолжить. Однако в этой точке область поиска сужается либо до начальной части справочника, предшествующей текущей позиции, либо до остальной части справочника, следующей за ней. Реализовать эту стратегию можно с помощью следующего алгоритма, в котором учитывается возможность получения пустого списка. procedure Search (< список>, < искомое_значение> ) if (< список> пуст) then (Объявить поиск неудачным) else (Выбрать " средний" элемент в < список> в качестве < проверяемый_элемент> ) (Выполнить один из следующих трех блоков инструкций, в зависимости от того, является ли < искомое значение> равным, меньшим или большим, чем < проверяемый элемент> ) Case 1: < искомое_значение> = < проверяемый_элемент> (Объявить поиск успешным) Case 2: < искомое_значение> < < проверяемый_элемент> (Применить процедуру Search, чтобы определить, есть ли в части списка, предшествующей элементу < проверяемый элемент>, элемент < искомое_значение>, и if (тот поиск успешен then (Объявить этот поиск успешным) else (Объявить этот поиск неудачным) Case 3: < искомое_значение> > < проверяемый__элемент> (Применить процедуру Search, чтобы определить, есть ли в части списка, следующей за элементом < проверяемый_элемент>, элемент < искомое_значение> и if (тот поиск успешен) then (Объявить этот поиск успешным) else (Объявить этот поиск неудачным) Если выбранный элемент не является искомым, то эта программа предлагает два варианта дальнейших действий - поиск в начальной или конечной половине списка. В каждом из них предусматривается выполнение вторичного поиска той же процедурой Search. При выполнении этой процедуры и при достижении инструкции < Применить процедуру Search, чтобы...>, будет применяться этот же метод поиска к меньшему списку, который является частью исходного списка. Если этот вторичный поиск завершится успешно, то осуществляется возврат в исходную процедуру, чтобы объявить выполняемый в ней поиск успешным. Если же вторичный поиск окончится неудачей, то объявляется неудачным и исходный поиск. В этом процессе необходимо многократно разделять рассматриваемый список на две примерно равные части, после чего область дальнейшего поиска ограничивается лишь одной из этих частей. За это повторяющееся деление на два данный алгоритм был назван двоичным поиском. Алгоритм двоичного поиска похож на алгоритм последовательного поиска, так как в обоих выполняется повторяющийся процесс. Однако реализация этого повторения в каждом случае существенно отличается. При последовательном поиске повторение организуется с помощью цикла, в случае двоичного поиска каждая стадия повторения реализуется как подзадача предыдущей стадии. Этот метод повторения известен как рекурсия. ОПТИМИЗАЦИЯ Обычно программа создается в достаточно жестком временном режиме, что заставляет программиста искать, скорее, более правильные решения, чем более эффективные. Под эффективностью программы понимают, прежде всего, скорость ее выполнения, а также ее объем. Сегодня, когда уделяется особое внимание пользовательскому интерфейсу, в список влияющих на эффективность программы факторов можно, пожалуй, также занести и удобство интерфейса. Таким образом, под оптимизацией понимается процесс улучшения программы. Оптимизация не является обязательным условием разработки программы. Однако существует целый класс программ, критичных как к скорости выполнения, так и к размеру. Таковыми являются программы графического вывода в силу большого объема вычислений, связанных с графическими преобразованиями. При проектировании больших систем оптимизация производится в два этапа, Сначала оптимизируют текст программы на языке высокого уровня, а затем наиболее критичные ко времени выполнения процедуры переписывают на язык ассемблера. Существуют следующие способы оптимизации программных кодов. Разгрузка участков повторяемости. Является способом оптимизации, который чаще всего подразумевает разгрузку циклов путем вынесения из них выражений, которые могут быть вычислены вне циклов. К этому виду преобразований относятся также «чистки» тел рекурсивных процедур, когда выражения в соответствующем цикле (или теле многократно вызываемой процедуры) выносятся и размещаются перед входом в участок повторяемости — это так называемая чистка вверх. Иногда применяют чистку вниз, когда соответствующие фрагменты кода помещаются после цикла. При этом нужно обратить внимание на то, что выносить можно только такие выражения, которые обязательно исполняются при каждом прохождении разгружаемого цикла. Замена сложных операций на более простые. Очень часто одна операция предпочтительнее другой на том основании, что выполняется быстрее, но знание таких нюансов приходит к программисту лишь с опытом. Например, операция сложения выполняется быстрее операции умножения, а умножение быстрее операции деления. Поэтому один оператор умножения переменной на некоторое небольшое целое число (обычно не более трех) лучше заменить на эквивалентное количество сложений. Выражение: Total: = Summa + Summa + Summa; эффективнее выражения: Total: = 3 * Summa; а операцию деления Summa: = Summa/2; лучше заменить на более быстрое умножение, которое приведет к тому же самому результату Summa: = Summa * 0.5; Чистка программы. Данный способ повышает качество программы за счет удаления из нее ненужных объектов и конструкций. Набор преобразований этого типа включает в себя следующие варианты оптимизации: удаление несущественных операторов, то есть операторов, не влияющих на результат программы; удаление бесполезных операторов, вычисляющих вспомогательные переменные, используемые только для подстановки в другие выражения; удаление объявленных, но неиспользуемых переменных и типов; удаление идентичных операторов; удаление процедур, к которым нет обращений. Необходимость в такого рода чистках возникает потому, что очень часто программист «захлебывается» в общем количестве переменных и процедур одного слишком большого модуля. Подчас он объявляет переменные, которые потом нигде в программе не использует. Например, программист может объявить целочисленную переменную для организации цикла, а затем, спустя какое-то время, для организации другого цикла объявляет еще одну переменную, забыв о существовании предыдущей и возможности ее повторного использования. Экономия памяти. Одним из главных ресурсов после процессорного времени, который использует программа, является объем оперативной памяти. Объем памяти зависит как от размера кода самой программы, так и от количества статических и динамических переменных. Программист должен учиться как можно экономнее использовать память. Каждую структуру следует тщательно продумывать и не требовать, скажем, для переменной, в которой будут храниться координаты текстового экрана, двухбайтового типа. Это так называемая экономия на типе переменной. Существует и еще ряд способов более экономного расходования памяти: 1) Глобальная экономия памяти подразумевает совмещение по памяти не существующих одновременно статических переменных. Модульное программирование также подразумевает разнесение объявлений несвязанных переменных в различные модули. 2) Изменение области существования переменной. 3) Перемещение оператора объявления переменной (резервирования памяти) ближе к тому участку программы, в котором содержатся операторы, использующие эту переменную, то есть переменную следует объявлять в границах того блока, где она используется. 4) Экономия стека: при передаче массива в качестве параметра подпрограммы, следует использовать ссылку на массив. Помимо экономии памяти это приводит также и к экономии времени за счет того, что система не создает копии передаваемого массива в стеке.
25. Виды тестирования, разработка и выполнение тестов Тестирование (testing) - любой вид деятельности, в рамках которого путем реального выполнения каких-либо задач проверяется соответствующая работа либо системы в целом, либо составной ее части. Тестирование программы (program testing) - проверка, которая проводится в ходе прогона программы с целью убедиться, работает ли она так, как требуется. Это осуществляется при выполнении одного или нескольких тестовых прогонов, при которых в программную систему подаются входные (тестовые данные), а реакция системы фиксируется для последующего анализа. Может осуществляться как с ЭВМ, так и без ЭВМ. Один из главных законов тестирования гласит: «Тестирование программы или ее отдельных модулей не должен осуществлять программист (группа программистов), создавший эту программу или модуль». Для обеспечения достаточной степени надежности тестирования должен быть специальный отдел в фирме или привлечены программисты из сторонних организаций. Первоначально разработчик сам устраняет мелкие ошибки. Когда компиляция модуля завершается, и компилятор выдает соответствующее сообщение «Compile successful", программист обычно запускает откомпилированный фрагмент и производит несколько тестов. После такого поверхностного тестирования разработчиком законченный модуль должен быть протестирован другим программистом. Дело в том, что разработчик изначально настраивается на какой-то один вид возможной ошибки и, не обнаружив ее при предварительном тестировании, не склонен проверять другие участки модуля. Сторонний программист рассматривает модуль, подключенный к программе как своего рода «черный ящик» и пытается запускать его на предельных нагрузках. Статистика свидетельствует, что стоимость тестирования составляет не менее 50% всей стоимости начальной разработки. Сколько бы сил, времени и денег не было потрачено на тестирование, один из главных законов программирования действует с неотвратимостью рока: «Тесты могут доказать наличие ошибок в программе, но они не могут доказать их отсутствия» (Э. Дейкстра «Заметки по структурному программированию»). При тестировании могут возникать следующие вопросы: 1) Искать все ошибки или грубейшие? 2)Если не все, то как установить порог допустимости ошибки? 3)Когда завершать тестирование? 4)Что делать, если сроки поджимают или нет ресурсов на дальнейшее тестирование? 5) Где остановиться в документировании тестов? Ответы на них во многом зависят от того, что считать качественной программой? Качественная программа - это программа, выполняющая заранее объявленные действия известным способом и не выполняющая никаких необъявленных действий. Под объявленными действиями понимаются, в том числе, и алгоритмы обработки данных. Таким образом, тестирование должно выполняться до тех пор, пока программа не избавится от всех необъявленных действий (частным случаем которых является неверная обработка, то есть, в сущности, просто порча данных). ХОД ТЕСТИРОВАНИЯ В процессе тестирования программного обеспечения осуществляются следующие виды деятельности: Ручной прогон. На этом шаге программист с помощью карандаша и листа бумаги моделирует прохождение данных через программу. При изучении текста программы от начала до конца, трудно проверить всевозможные комбинации данных. Самое большее, что можно сделать на практике, - проверить всевозможные типы или наиболее вероятные наборы комбинаций данных. Если они дают правильные результаты, предполагается, что непроверенные комбинации также дадут правильные результаты. Проектирование тестов. Является наиболее ответственным процессом. Очень часто тест создается вручную. Иногда применяют генераторы тестовых данных - специальные программы, формирующие данные в соответствии со спецификациями, задаваемыми программистом. Тестовые данные могут систематически или случайно выбираться из другого заданного набора данных для уменьшения их общего количества. Выполнение тестов. На этом этапе осуществляется проверка всех возможных алгоритмов специально подготовленными тестами, а также выявляется, насколько интерфейс программы выдержит реальную нагрузку. Проблема заключается в том, что тестирование происходит на очень ограниченных объемах данных. Когда база данных будет насчитывать десятки, а то и сотни тысяч записей, скорость выполнения запросов пользователей может стать неприемлемой. Изучение результатов тестирования. Выявление и устранение ошибок часто имеет циклический характер. Устранение одной ошибки может порождать другие ошибки. Особенно это касается работы с глобальными переменными, которые коварны тем, что нельзя сказать с полной уверенностью, что где-то на нижнем уровне подпрограмм изменение состояния переменной не приведет к новой ошибке. МЕТОДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ Существует два крайних подхода к проектированию тестов. Сторонники первого подхода создают тесты, исследуя внешние спецификации сопряжения программы или модуля, который необходимо протестировать. В этом случае программа является как бы «черным ящиком». Необходимо проверить все возможные комбинации и значения на входе. Обычно их слишком много даже для простейших алгоритмов. Для программы расчета среднего арифметического четырех чисел надо готовить 107 тестовых данных. Сторонники второго подхода связывают тесты только с логикой программы. При этом стремятся, чтобы каждая команда была бы выполнена хотя бы один раз. Цикл должен выполняться один раз, ни разу, максимальное число раз. Такое тестирование всех путей извне также недостижимо. В программе из двух последовательных циклов, внутри каждого из которых включено ветвление на десять путей имеется 1018 путей расчета. Чтобы построить разумную стратегию тестирования надо разумно сочетать оба этих подхода и пользоваться математическими доказательствами. Восходящее тестирование. Сначала автономно тестируются модули нижних уровней, которые не вызывают других модулей. При этом достигается такая же их высокая надежность, как и у встроенных в компилятор функций. Затем тестируются модули более высоких уровней вместе с уже проверенными модулями и так далее по схеме иерархии. Нисходящее тестирование. При этом подходе изолированно тестируется головной модуль или группа модулей головного ядра. Программа собирается и тестируется сверху вниз. Недостающие модули заменяются заглушками. Достоинством этого подхода является то, что тестирование модуля совмещается с тестированием сопряжений. Модифицированный нисходящий метод. Согласно этому методу каждый модуль автономно тестируется перед включением в программу, собираемую сверху вниз. Метод большого скачка. Каждый модуль тестируется автономно. По окончании автономного тестирования все модули интегрируются в готовую программную систему. Этот метод применяется, если программа мала и хорошо спроектирована по сопряжениям. Метод сэндвича. Представляет собой компромисс между нисходящим и восходящим подходами. По этому методу реализация и тестирование ведется одновременно сверху и снизу, и два этих процесса встречаются в заранее намеченной точке. Модифицированный метод сэндвича. Нижние модули тестируются снизу вверх, а модули верхних модулей сначала тестируются автономно, а затем собираются нисходящим методом. АКСИОМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ Тестирование программных систем в настоящее время остается в большей мере искусством, чем наукой. При проведении тестов рекомендуется придерживаться так называемых аксиом тестирования, представляющих собой эвристические приемы. Вот некоторые из них: 1) хорошим считается тот тест, в котором высока вероятность обнаружения ошибок; 2)тестирование собственной программы существенно осложняется психологическими причинами; 3) необходимой частью тестов считается описание выходных результатов; 4)нужно готовить тесты как для правильных, так, и для неправильных данных; , 5) нельзя тестировать «с лету», наскоком; 6) необходимо тщательно изучать результаты каждого теста; 7) по мере обнаружения все большего числа ошибок в программе, возрастает вероятность обнаружения в ней еще большего числа ошибок; 8) тестирование программ должны осуществлять самые лучшие и опытные программисты; 9)одной из главных задач разработчиков программы является возможность осуществления ее тестирования; 10)нельзя изменять программу только с целью облегчить процесс ее тестирования; 11)чем раньше спроектирован тест, тем выше вероятность выявления ошибок. Лучше всего готовить тесты еще на этапе проектирования системы; |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы