Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История усадьбы М.В. Ломоносова в Усть-Рудице



  «Мозаичное искусство в России было утрачено еще в XII в. В 1750 году князь М.И.Воронцов показал своим гостям привезенную из Италии мозаику «Плачущий апостол Петр», и мозаичный портрет императрицы Елизаветы Петровны. Эти вещи произвели большое впечатление на Ломоносова, только что закончившего разработку технологии изготовления цветных стекол. Он понял, как сможет применить свои идеи на практике, и сочетать естественнонаучные, художественные и гуманитарные интересы».

Изображение № 15 – Михаил Васильевич Ломоносов

Указом от 5 марта 1753 года, императрица Российская Елизавета Петровна, для открытия стекольного дела и строительства первой в России фабрики цветного стекла и смальт, была подписана «Усть-Рудицкая привилегия» - дарственная грамота выданная М.В. Ломоносову на земли в Капорском уезде. Эти земли составляли - деревни Шишкино, Усть-Рудицу, Перекули и Липову, 226 крестьян и 9000 юнгеров (десятин) земли с лесными угодьями.

(Прим. - 1 десятина = 1, 0925Га, 9000 десятин = 9832, 5Га)

 

Изображение № 16 – титульный лист «Усть-Рудицкой привилегии»

За первый год В Усть-Рудице, Ломоносов построил усадебный дом, стекольный завод, плотину, мельницу, лесопилку, над которой возвышается самопишущая обсерватория.

ЦЕНТРОМ усадебно-заводского комплекса стал большой разлив, устроенный на речке Рудице, при впадении в нее ручья Холодного. Заводские строения с правильными печами, плотиной, мельницей, лесопилкой, лабораториями, мастерским расположились на левом берегу запруды, а другие некоторые усадебные строения - на правом. Панорама, изображенная на Усть-Рудицкой грамоте 1756 года, дает четкое представление о планировке завода: она была регулярной, геометрически четкой. По центру располагался одноэтажный дом, с мезонином, дом, к которому примыкал прямоугольный участок регулярного сада и ( аптекарского ) огорода, разделенный широкой подъездной дорогой, ведущей во внутренний дворик, расположенный за домом и обстроенный службами. К боковым сторонам ограды, идущей по периметру участка, примыкал две промышленные постройки.

Изображение № 17 – изображение Усть-Рудицкой фабрики взятое из «Усть-Рудицкой привилегии».

В Усть-Рудице Ломоносовым была построена первая в России фабрика по производству цветного стекла и смальт, сыгравшая огромную роль в становлении и развитии многих направлений Российской науки. Это был первый инновационный проект, успешно осуществлённый в России. Михаил Васильевич Ломоносов опередил свое время как основатель промышленного предприятия, созданного на основе фундаментальных научных исследований.

Были созданы передовые по тем временам технологии стекольной промышленности, сформирована школа художников-мозаичистов.

Изображение № 18 – прижизненное изображение Усть-Рудицкой фабрики, выполненное стеклярусом и бисером, по эскизам М.В. Ломоносова.

Фабрика цветного стекла и смальт, находящаяся в Усть-Рудицкой усадьбе, была основной научно-производственной базой М.В. Ломоносова.

Мозаичные произведения из Усть-Рудицких смальт и стекла:

В 1753-65 годах на фабрике мозаичных стекол создано 27 портретов и картин, в том числе «Полтавская баталия», портрет Петра I, Апостол Петр, портрет Екатерины II и др. Некоторые из этих мозаик находятся в Санкт-Петербургском Эрмитаже, Русском музее, Академии Наук РФ.

Изображение № 19 – «Полтавская баталия»

Изображение № 20 – Портрет Петра I

Изображение № 21 – Апостол Петр

Изображение № 22 – Портрет Екатерины II

Изображение № 23 – Александр Невский

Усть-Рудицкие работы ученого в области изготовления цветного стекла и смальтоворения вывели русскую мозаичную живопись, во второй половине XVIII века, на ведущее место в Европе. М.В. Ломоносов фактически стал одним из преемников обновленных реформ Петра Великого в области науки, образования и культуры.

По выражению профессора Санкт – Петербургского государственного университета, доктора биологических наук Дмитрия Владимировича Осипова – «это был первый инновационный проект, успешно осуществлённый в России». М.В. Ломоносов опередил свое время как основатель промышленного предприятия, созданного на основе фундаментальных научных исследований.

После смерти М.В. Ломоносова, в 1765 году, его имение перешло к вдове Ломоносова Елизавете Христиане, урожденной Цильх. Практически при всех последующих владельцах, Усть-Рудицкая усадьба превращалась в классическую Русскую усадьбу.

 

В 1768 году " в уважение заслуг" ученого имение было отдано в вечное и потомственное владение дочери М.В. Ломоносова - Елене Михайловне, вышедшей замуж в 1766 году за Алексея Алексеевича Константинова.

Изображение № 24 – Елена Михайловна Константинова (Ломоносова)

Изображение № 25 – Алексей Алексеевич Константинов

Константиновы

Константинов Алексей Алексеевич сын брянского попа, Грек по национальности, он воспитывался в Университете при Академии наук. Получив степень магистра, стал преподавать математику в Академии художеств. После восшествия на престол Екатерины II Константинов был назначен библиотекарем ее комнатной библиотеки.

У Константиновых было трое детей – Александр, Софья и Екатерина.

Елена Михайловна умерла в 1772 году, прожив всего 23 года. Константинову одному пришлось поднимать троих детей, думать об их будущем. Свои усилия он обратил на благоустройство усадьбы и имения. В 1784 году в имении насчитывалось 289 крестьян мужского пола.

После смерти Константинова все имение унаследовал сын Александр, начавший службу флигель-адьютантом при Г.А. Потемкине-Таврическом, он владел поместьем всего шесть лет, так как в 1814году погиб, а поместье перешло к сестрам Софье и Екатерине.

 

Раевские

Софья Алексеевна (внучка Ломоносова) была замужем за генералом от кавалерии, героем Отечественной войны 1812 года Николаем Николаевичем Раевским. У них было шестеро детей: Александр, Екатерина, Николай, Елена, Мария и Софья.

Так же Генерал Н.Н. Раевский известен тем, что в одном из сражений под Салтановкой 11 июля 1812 года, генерал вдохновил свои войска, идя в атаку впереди солдат вместе со своими сыновьями, разбив корпус маршала Даву. Этот эпизод был запечатлен на картине художника Самокиша.

Изображение № 26 – Софья Алексеевна Раевская (Константинова).

Изображение № 27 – Николай Николаевич Раевский (старший).

Изображение № 28 – сражение под Салтановкой.

В 1817 году Усть-Рудицкое имение тщательно обследовали землемеры Палаты государственных имуществ, а обер-форштмейстер провел таксацию леса.

Всего в имении было 12356 десятин (13499 Га), из них 9151 десятина (9997 Га) лесных угодий, крестьян мужского пола числилось 253 и женского - 255.

Комиссия обследовался усадьбу, составила подробное ее описание: " Господский дом с незначительными домашними службами, при них оранжереи, перед домом обширный пруд с ручками Верестелки и ручья Черного. На истоке пруда в речку Коваши находится мельница о двух амбарах, в нижнем - мукомольная, в верхнем пильная, воды достаточно. В окружении господского дома расчищен английский сад, отделены особые рощицы и местоположение прекрасное. К городскому дому на пустоши Черной скотный двор и 50 штук рогатого скота. При мызе деревня Рудице при реке Коваши, строения в хорошем виде".

Это описание полностью согласуется с планом 1817 года. Усадьба по-прежнему, как того и хотел Ломоносов, оставалась уединенной, но уклад жизни Раевских потребовал ее новой планировки.

Упомянутый английский сад, не что иное, как рощи, искусно сформированные путем вырубок и посадок в ближнем лесном массиве, подступавшем к усадьбе с юга. Его границей стала дорога между речками Рудице и Черной. У слияния трех рек, как и прежде, на левом берегу стояла мельница, а на правом - деревня.

Все было продумано так, что бы пребывание в этом правильном сельском убежище было поэтичным отдохнавением от столичной жизни. Близость лесов, обилие рек и речек, делали походы в хозяйственную полуусадьбу Черную, на мельницу, в деревню Усть-Рудицу, поездки верхом и в колясках по дорогам, соединявшим усадьбу с другими дальними деревнями, расположенными по берегам реки Коваши, - настоящий праздник души, дарящий столько радости и впечатлений!

В парке было выкопано два маленьких прудика (сажалки), для круглогодичного сохранения живой рыбы. Следы этих сажалок сохранились и до наших дней. На южной границе усадьбы располагался небольшой массив старовозрастного соснового бора - Орлова роща. Пейзажи парка украшали скульптуры, а отведенные воды речки Рудицы теперь служили лишь для наполнения декоративного водяного каскада.

Просвещенные хозяева стремились сделать природу, окружающую усадьбу и ее пейзажный композиционный парк совершеннее, красивее, внося в нее собственное творчество. В большом количестве ввозились заморские древесные породы и цветы, даже ставились опыты по акклиматизации растений, благодаря чему пейзажи усадьбы становились богаче, разнообразнее, усиливались смысловые композиционные аспекты художественных возможностей русского пейзажа. В Музее М.В. Ломоносова (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге хранятся акварельные виды усадьбы, выполненные в середине XIX в. В.С. Садовниковым. Они были переданы в музей как семейная реликвия Елизаветой Николаевной Орловой в 1938 г. На одной из них мы видим эту акварельно-обольстительную картину привлекательного усадебного пейзажа.

Изображение № 29 – Усть-Рудица акварель В.С. Садовников

Изображение № 30 – Усть-Рудица акварель В.С. Садовников

Изображение № 31 – Усть-Рудица акварель В.С. Садовников

 

Дети Раевских увлекались ботаникой, и в усадьбе были все возможности для творчества в этой области. Судя по сохранившимся цветущим кустарникам, Раевских немало посадили их в саду. В большой оранжерее они любили выращивать саженцы редких пород, о чем свидетельствуют письма младшего сына Николая родителям, написанные из Усадьбы в июле 1823 года: " Я приехал сегодня в Рудицу, где останусь до тридцатого. Я выкопал здесь для графини Браницкой четырнадцать видов гардении, одну акацию акантовую цветущею, два других вида акаций, волчий боб, сосну новоголландскую, барбарис канадский. Два последних растения, вероятно, могли бы скоро вырасти на природе в Александрии. Все эти растения - все, что здесь имеется наиболее ценного и нового". Александрия - знаменитое садами имение тетки Раевских, Александры Васильевны Браницкой, врожденной Энгельгардт, племянницы святейшего князя Потемкина-Таврического, от которого ей досталось обширное поместье близ Белой Церкви.

 

Музы... А.С. Пушкина

«В семье генерала Н. Н. Раевского, с которым Пушкин провел первые месяцы южной ссылки, было четыре дочери. В 1820 году, когда Пушкин повстречался с ними в Крыму, старшая из них Екатерина (род. 1797 г.) была уже барышней взрослой, остальные же - Елена (род. 1804 г.), Мария (род. 1805 г.), Софья (род. 1806 г.) - совсем юными. " Все его дочери - прелесть", - писал Пушкин брату 24 сентября 1820 года.

Изображение № 32 – Екатерина Николаевна Орлова (Раевская).

Изображение № 33 – Елена Николаевна Раевская.

Изображение № 34 – Мария Николаевна Волконская (Раевская).

Изображение № 35 – Софья Николаевна Раевская.

Многие шедевры южной лирики поэта исследователи традиционно связывали с сестрами Раевскими. Это не лишено оснований, ибо именно в этот период лирика Пушкина была откровенно автобиографична, на что указывал в свое время Б. Томашевский. Прежде всего героиней популярной легенды об " утаенной любви" Пушкина стала Мария Раевская, будущая княгиня Волконская, которой, как считают многие исследователи, посвящены стихотворения " Редеет облаков летучая гряда...", " Таврида", " Не пой, красавица, при мне...", " На холмах Грузии", посвящение к " Полтаве", строфа XXIII из первой главы " Евгения Онегина". Но многие из этих стихотворений относят и к Екатерине Раевской, а с Еленой связывают стихи, написанные в Гурзуфе - " Увы, зачем она блистает..." и " Зачем безвременную скуку". Разве что Софья (может быть, за малолетством) не попала в адресаты пушкинской лирики.
Никаких признаний, облегчающих работу исследователей, Пушкин, как чаще всего бывает, не оставил. Вся аргументация покоится на догадках, интуиции, а то и просто домыслах, так что любая из версий может показаться убедительной.»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь