Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Бронзовый век. Среднеднепровская культура.



Мезолит Беларуси.

Вместе с исчезновением ледника, восстановлением лесной зоны, 8500-8300 лет до н.э. закончилась ледниковая эпоха, наступил современный геологический период (голоцен), в истории Европы начался мезолит, время охотников на лесного зверя.

Климат изменился. Теперь уже леса разделяли одну общину от другой, а соединяли их только реки. Люди селились на берегах рек, занимая уже не отдельные места, а довольно большие отрезки речных долин, с высокими террасами, дюноподобными песчаными холмами. В Беларуси известно до 120 мезолитических стоянок. Человека привлекали большие реки и кремневые месторождения – берега Западного Буга ниже Бреста, верховьях Припяти при устьях Стохода и Стыри, долина Ясельды, берега Немана, высокие террасы Днепра, Сожа и Беседи.

Потомки верхнепалеолитических родовых общин жили южном западе (поздние стоянки свидерской культуры) и на востоке Беларуси (гренские памятники). Дальнейшее заселение осуществлялось по рекам, в основном в направлении на север. Часть грузов могла доставляться на деревянных челнах или волокушах. Впереди, с оружием наготове, двигались группы мужчин-охотников, их сопровождали собаки, в сзади, иногда отставая на 1-2 дня пути, - остальные. Обнаружив место с богатыми звериными и рыбными ловами, чистой водой, кремневым сырьем, люди строили небольшие конусоподобные жилища. Стоянки закладывались на расстоянии не более 10-15км друг от друга, чтобы легче было поддерживать между собой связи. В мезолите стал широко использоваться лук со стрелами, изобретенный ранее. Наконечники стрел делались из кремневых пластин. При помощи лука можно было убивать животных, «лучить» рыбу, даже добывать огонь и сверлить не только дерево и кость, но и камень.

В условиях лесной местности человеку доводилось в большом количестве изготавливать рубящие орудия – топоры, тесла, долота из кремня, которые насаживались на рукоятки. Определенные достижения в производстве орудий труда сделали общины относительно самостоятельными. С конца палеолита, и особенно в мезолите, в долинах крупных рек Беларуси жило уже самостоятельное (автохтонное) население. Бывшая относительная изолированность племен все чаще нарушалась.

Для мезолита характерно возникновение маленьких кремневых пластинок (микролитов) размером 1-2см, которые имели вид ножиков, треугольников, трапеций. Они использовались как вставки части лезвия при изготовлении составных орудий труда. Одновременно с ними в части мест изготавливались массивные каменные орудия (макролиты): грубо оббитые топоры, тесла, резцы, скребки и скобли.

Раннемезолитические поселения размещались на террасах Днепра, Сожа, Березины. Поздние обычно лежат ниже. Поблизости от стоянок обычно присутствуют удобные походы к водоемам, а нередко и месторождения кремня.

На территории Беларуси создались три области, в которых производство кремневых орудий имело существенные особенности. В западной и восточной областях макролитическая технология преобладала, изготавливались грубо оббитые рубящие орудия разных типов. Третью область – между ними, которую ограничивали с запада реки Горынь и Случь, а с восхода Беседь и Друть, заселяли племена, владевшие микролитической технологией. На их стоянках встречаются в основном микролиты и обломки небольших узких пластин, детали лезвий составных орудий труда, а также мелкие острия, скребки, скобли. Для обработки дерева, вероятно, ими использовались не кремневые, а роговые и костяные топоры и тесла. Несколько таких орудий найдено около Сморгони. Для каждой области характерны определенные археологические культуры.

На западе продолжалось развитие свидерской культуры (ее поздние этапы). Со временем она превратилась в местную микромакролитическую культуру верхней Припяти и Понемонья. На востоке Беларуси существовала гренская и сложилась сожская (днепро-двинская) культура макролитов. Наконец южная микролитическая культура, которая распространилась по южному востоку вплоть до центральной Беларуси, разделила две указанные культуры на несколько тысячелетий. В рамках ее ареала выделяются более мелкие культуры по аналогии с Польшей и Украиной. Вероятно, тогда случился этнический раздел Полесья, была очерчена западная область с исключительно стабильным населением.

На западе Беларуси археологами исследовались памятники наиболее значительной свидерской культуры – Бобровичи Ивацевичского, Валевка (Свитязь) Новогрудского, Гожа Гродненского, Заресье возле г. Березы, Зблян Лидского, Крумплева Полоцкого, Несиловичи Дятловичского, Опаль Ивановского районов. Количество таких стоянок достигает 20.

Свидерцы изготавливали орудия из больших кремневых пластин: наконечники стрел, которые напоминали по форме лист вербы и черенковые, концевые скребки, многочисленные резцы, рубящие орудия (топоры и тесла). Особенно большое их количество их известно из Нобеля.

Гренская культура представлена небольшим количеством памятников (около 10) в сравнительно ограниченном ареале верхнего Поднепровья – Ворнавка (Гренск) Кормянского, Боровка Быховского, Хвойная Могилевского, Кистени Рогачевского районов. Наиболее определительным типом являются несимметричные наконечники стрел, изготовленные из кремневых пластин или отщепов. Вместе с ними использовались другие наконечники стрел, разнотипные резцы, концевые скребки – все довольно короткие по размеру, грубо оббитые топоры.

К наиболее исследованным памятникам следующей по времени сожской культуры принадлежат Глыбовка и Новые Громыки в Ветковском, Горки в Чериковском, Лудчицы, Тайманово в Быховском, Клины в Славгородском, Шыхов в Жлобинском районах. Всего известно 14 памятников.

Область между Поднепровьем и ареалом свидерской культуры занимали племена с микролитическими изделиями (Хильчицы Житковичского, Дорошевичи Петриковского, Белая Сорока Наровлянского, Красноселье Хойникского, Столбун Ветковского районов Гомельской области). Таких стоянок выявлено около 15.

Мезолитические стоянки небольшие, составляют 50-100м в длину, но есть исключения. Обычно на стоянке находилось несколько круглых или овальных жилищ по 2-4м в поперечнике, которые углублялись в грунт на 0, 4-0, 6м. Очаги разжигались в ямке около стены или посредине жилища. Производство орудий осуществлялось в самих жилищах или в специальных углублениях, на дне которых разлаживались небольшие костры, скорее всего для освещения.

Основные мастерские мезолита встречаются редко. Так, на стоянке Глыбовка было выявлено 5 полуземлянок, 17 очагов, 14 хозяйственных ям, а вокруг них 25 тысяч кремней с признаками обработки, тысячи законченных орудий. Среди нескольких овальных жилищ стоянки Береговая Слобода есть прямоугольное длиной 4, 3м. Возле них и соседних очагов округлой формы собрано 7 тысяч кремней, из которых 300 имеют ретушь, а 400 целиком обработанные орудия.

Некоторые из 6-7 очагов на стоянке Шыхов обкладывались камнями. В Клинах выявлены 4 овальных очага (0, 7-1, 6м).

Мезолитические культуры отличались друг от друга в основном характером производства кремневых орудий – микролитической или макролитической, основными типами пластинчатых наконечников стрел, мелкими остриями, трапециями и другими деталями составных орудий. На памятниках западной Беларуси встречаются своеобразные – широкие, короткие, скошенные наконечники стрел из пластин, которые характерны для оренсбурской культуры. Предполагают, что она распространилась с запада раньше свидерской, а потом слилась с последней. Богат набор кремневых топоров – грубо оббитых, односторонних, трапециевидных, двухсторонних, овальных, также свидетельствует о подобии местного и северогерманского мезолита. В Ивановском районе выявлены памятники культуры лингби (по стоянке в Дании) – Опаль.

Неолит Беларуси.

Каменный век заканчивается эпохой неолита. Его начало определяется по-разному – с распространения шлифованный орудий труда, керамики, архаичного земледелия и животноводства. Более целесообразно отсчитывать начало неолита в лесной полосе Европы со времени, когда присваивающее хозяйство достигло максимального развития. Люди получали пищи больше, чем необходимо, и поэтому могли заготовить ее про запас. Свободное время, полученное человеком, использовалось для дальнейшего совершенствования хозяйства, быта и развития культуры. Он научился изготавливать и обжигать глиняную посуду. Наличие посуды – необходимое условие для сохранения пищи, а развитое рыболовство – главное средство ее добычи.

Неолит начался на Беларуси 4500-4000 лет до н.э. у племен, которые жили в соседних с Волынью юго-западных регионах. Кроме раннего периода в неолите выделяются средний (3500-2500 лет до н.э.) и поздний (2500-1800).

Эпоха неолита на Беларуси – это в основном история племен с гребенчатой керамикой. Населения с другой, шнуровой керамикой появилось в конце эпохи (на западе, в Прибалтике) или открывало собой новую эпоху – бронзовый век (Волынь, Поднепровье). На территории Беларуси в неолите существовала крупная этническая и культурная общность, в которую входили племена 4-х культур – неманской, днепро-донецкой, верхнеднепровской, нарвенской.

Неманская культура.

Ареал распространения – верховья Припяти, почти все Понеманье и частично бассейн Вислы. Датировка – 4500-2000 (1800) лет до н.э. Начала формироваться в южной части ареала и только на последней стадии развития распространилась на северный запад. Известно до 300 памятников, исследовано около 30, в том числе около деревень Добрый Бор Барановичского, Камень, Лемешевичи Пинского, Низ, Русаково Слонимского районов и др. Стоянки Камень и Озерное Любанского района оказались со временем на метр ниже уровня воды.

Для культуры характерны в основном небольшие наземные жилища овальной формы с очагом в середине. Около 20 таких объектов выявлено на поселении Камень, 4 очага, обложенных камнем, имелись на стоянке Лысая Гора Столбцовского района. На позднепалеолитической стоянке Добрый Бор раскопан 3 полуземлянки прямоугольной формы с очагами. Площадь жилищ 10-13м2. Исключительным памятником культуры являются Красносельские шахты по добыче кремня (Волковыский район). Выявлено более 1000 шахт, которые углублялись в толщу мела на 5-8м. Исследовано 150 шахт и мастерские, в которых обрабатывали сырье, делали грубые заготовки для крупных орудий труда. В одной шахте найдены останки шахтера (культуры одиночных захоронений), в других – много горняцких кирок и копалок из рогов лося или оленя.

Горшки обычно имеют высокую коническую нижнюю часть, расширенную вверху, с намеченной шейкой. Среди орнаментальных мотивов – в основном поперечных полос – встречаются диагональные, треугольные узоры. На последнем этапе встречаются насечки, шнуровые оттиски. У некоторых горшков орнаментированы край и венчик с внутренней стороны. Остродонная посуда постепенно сменяется плоскодонной.

Кремневые орудия встречаются на поселениях Неманской культуры в большом количестве – много треугольных стрел, разнотипных топоров и тесел, широких и узких ножей с заостренным концом, скребков, скобелей, разных проколок. На стоянке Камень выявлено 9000 орудий из кремня, 70 из рога и кости (мотыги, топоры, проколки, ножи). Сохранились 3000 костей животных, в основном кабана, оленя, лося, тарпана, бобра, зубра или тура, и, что особенно важно, крупных рогатых животных, а также свиньи.

Днепро-донецкая культура. Ареал – Восточное Полесье, на восток от Горыни, включая низовья Березины и Сожа, а также среднее Поднепровье. Датировка – 4300-2000гг. до н.э. В северо-восточной Беларуси известно до 150 памятников, наибольшие группы около д. Осоревичи Брагинского, Юровичи Калинковичского, Лучажевичи Мозырского, Красноселье, Ломыш, Хвощевка Хойникского районов. Остатки двух жилищ выявлены на северо-западном берегу озера Литвин. Одно жилище овальное полуземляночное размерами 3, 6-5м с узким входом с юга и опорным столбом посредине, остатками очага, обложенного камнями. Другое жилище – прямоугольное 4, 5х5м с очагом в углу, которое было вымощено небольшими камнями. Захоронения этого времени известны только на Украине. Умерших хоронили сначала в родовой могиле, потом индивидуально: клали на спину, посыпали охрой, рядом ставили горшок. Около скелетов встречаются подвески из зубов, костяные пластины для одежды, орудия труда.

Глиняная посуда обычно низкая, широкогорлая, с высокой конической придонной частью. В позднем палеолите появляется посуда с плоским дном, изготавливались небольшие кубки, орнаментированные грузила. Орнаментация посуды очень богатая, сложно-геометрическая, с фигурами, трехзональная. Особенную красоту придают овальные лапчатые наколы. На стенке одного горшка из поселения Литвин помещен мифический эпизод: мужчина-воин, который танцует перед уткой. На посуде из Киевщины сохранились отпечатки зерен ячменя. Среди найденных вещей треугольные наконечники стрел, ножи, скребки, проколки, в основном угловые резцы, мелкие вставки рубящих и режущих орудий, иногда пластинчатые наконечники стрел, орудия из рога (тесла, топоры, проколки).

Люди днепро-донецкой культуры были высокорослыми, сильные, долихоцефалы (длинноголовые), с широким лицом, типичные северные европеоиды.

Верхнеднепровская (рогачевская) культура. Существовала в бассейне Верхнего Днепра на север от Ипути и устья Березины, охватывала междуречье и пространство в направлении от Оки до Валдая, ее датировка 4000-2000 (1800)гг. до н.э. На территории восточной Беларуси, в основном в бассейне Сожа, известно около 200 стоянок, из которых 30 раскапывались – около деревень Веть Быховского, Глыбовка, Новые Громыки, Рудня Шлягина Ветковского, Демьянки, Дубовый Лог Добрушского, Романовичи Гомельского, Струмень Кормянского районов.

На ранних стоянках около д. Дубовый Лог исследовано два круглых жилища диаметром 3м с очагом посредине. Остатки жилищ с очагом, которое было обложено камнем, нашли на стоянке Залесье. Жилища углублялись в почву на 02-04м. Несколько поздних овальных жилищ размерами 2, 5-4м, которые углублены в землю на 0, 8м, изучены на стоянке Струмень. Они имели неровный пол, очаг посредине или около стены и почти всегда яму неизвестного назначения. На поселении раскопано также втрое больше хозяйственных ям, рабочих мест мастеров. Исследовано прямоугольное жилище с 6 опорными столбами по периметру и очагом посредине на стоянке Лучин. Яма для обжига посуды выявлена в Лоше.

Горшки были довольно высокие с низкой конической или яйцеподобной донной частью. Край посуды оставался вертикальным. Высота, обычно больше чем диаметр, достигает 35-50см, стенки толстые, небрежно заглаженные. В глиняном тесте имелась грубая растительная примесь, позднее использовался песок. Однообразная орнаментация покрывает всю поверхность или концентрируется вверху. Почти половина узоров состоит из отпечатков гребенчатого штампа, в более раннее время крупного, затем мелкозубчатого. Любимыми были орнаменты с густо размещенных овальных ямок или лапчатых отпечатков.

На стоянках использовалось много разнотипных кремневых орудий. Встречаются пластинчатые, треугольные и ромбовидные наконечники стрел. Половина изделий – скребки, скобли, среди находок немало небольших, грубообработанных тесел, топоров, пикоподобных орудий. Костяное производство известно только по некоторым находкам в долине р. Бася. Микролитический вид инвентаря и архаичность отдельных типов орудий свидетельствует о местном происхождении верхнеднепровской культуры.

Нарвенская культура. Была распространена в северной части территории Беларуси. В 4000-2300гг. до н.э. Белорусского Поозерье от бассейна Вилии до междуречья Двины и Днепра на север от Орши, как почти вся Прибалтика, входила в ее ареал. Верхнедвинский ее вариант часто рассматривают как отдельную усвятскую культуру. Основное количество памятников размещается на берегах озер под пластами торфа. В Беларуси известно до 40 стоянок, из которых раскапывались Особец Бешенковичского, Сосенка Вилейского, Плиса Глыбокского, Головск Сенненского районов.

Над кривинскими стоянками образовался пласт торфа толщиной до 1, 5м. Много интересных вещей из кости, рога и дерева дали торфяниковые поселения Осовец и Кривина. Бабиновичи и Затенье занимают промежуточное положение в отношении верхнеднепровской культуры. Со временем под воздействием культуры шнуровой керамики нарвенская эволюционировала в северобелорусскую культуру, существование которой затянулось до 1600-1500гг. до н.э.

На стоянке Осовец, которая в древности находилась на берегу большого озера, были выявлены очаг, частично сложенный из камня, остатки деревянных построек на полях; на Кривине – более 3000 костей животных. Охотились преимущественно на кабана, медведя и лося. Жилища имели двухскатную крышу, в середине – очаг. Сохранились даже остатки пищи, а рядом – скорлупа водяных орехов, желуди, раковины.

Кривинская стоянка славится в археологии своими изделиями из кости и рога, на стоянке Осовец их найдено около 450 – наконечники стрел и дротиков, шилья, проколки, тесла, топоры, гарпуны, кинжалы, рыболовные крючки. Уникальными являются изображение бородатого мужчины, вырезанное из кости лицо – «осовецкая мадонна», фигурки змея и птиц, лося, подвески из зубов бобра. Найдены также костяные подвески, браслеты, кольца, накладки, вероятно, на одежду. Торфяной слой сохранил в себе и некоторые деревянные изделия – остатки челна и весла, ложки, рукоятки орудий. Очень интересная находка – идол в виде широколицего мужчины.

Для нарвенской культуры характерны низкие горшки с высокой конической или яйцеподобной донной частью. Орнаментация состояла из редких поперечных лент или рядов. Они получались насечками, наколами, ямками, изредка нанесенными мелкозубчатами отпечатками. Позже поверхность горшков стала штриховаться и только потом покрываться орнаментом. Среди последних сетки, зигзаги, дугоподобные мотивы. Часть их выполнялась отпечатками шнура. На стенках горшков бывают изображения человека и утки.

Производство керамики – очень характерная черта эпохи, которая наступила сначала на южном западе Беларуси. Местные племена под воздействием населения Волыни и, возможно, Повисленья, научились изготавливать глиняную посуду. Они усовершенствовали присваивающее хозяйство, потом начали постепенно переходить к производящему, что обеспечило получение и сохранение прибавочного продукта. Очень много времени потребовалось на овладение примитивным земледелием и скотоводством.

Земледелие пришло на территорию Беларуси от племен Балканского полуострова, с Дуная и Днестра, через Волынь. Им овладели сначала племена нарвенской и днепро-донецкой культуры. Понадобилось не менее 2-х тысячелетий, чтобы вся Беларусь сделалась земледельческой страной. Этот величайший в истории человечества хозяйственный переворот получил название неолитической революции, однако, для большинства населения Беларуси он осуществлялся в следующую эпоху (бронзовый век).

До конца эпохи неолита на территории Беларуси жило около 5-6 тысяч – в среднем по 10-20 человек на каждой из 200 одновременно существовавших стоянок (1 человек на 30м2). Были заселены только речные долины более-менее больших рек. На территории Беларуси ареалы культур совпадали в основном с бассейнами рек Западной Двины (нарвенская), Днепра (верхнеднепровская), Припятское Полесье делили две культуры – неманская и днепро-донецкая. Могильники днепро-донецкой культуры, найденные на Украине принадлежали северным европеоидам или поздним кроманьонцам.

В связи с натиском племен древнеямной культуры постепенно исчезает днепро-донецкая культура, в бассейне Сожа появились поселения с ямочно-гребенчатой керамикой, характерной для фино-угорского населения. На юге Полесья население трипольской культуры начали вытеснять кочевники, которые хоронили умерших в ямах под курганами. В область Повисленья начали расселяться племена неманской культуры. Вероятно, на это повлияло проникновение на север Восточной Европы западной ветви фино-угорских племен. Около 20 названий рек и озер этих мест являются фино-угорскими. Местная нарвенская культура обогатилась некоторыми видами ямочно-гребенчатых орнаментов. Почти повсеместно на юг от Западной Двины пришельцы были ассимилированы местными жителями. Большую враждебность встретили племена лейкоподобных кубков, которые были вынуждены насыпать вокруг своих поселений валы и ставить заборы. Под их воздействие посуда становилась плоскодонной и горловина лейкоподобной. Однако эта культура со временем менялась, в ее составе появляется все больше шароподобных амфор (влияние древнеямной культуры). Относительно этнической принадлежности этих двух культур мнения исследователей расходятся. Бесспорно, они принадлежали северным европеоидам. Последние могли разговаривать на древнеиндоевропейском языке или освоили его под влиянием племен древнеямной культуры.

Неолитические племена делились между собой – у одних хозяйство оставалось присваивающим, основывалось на развитом рыболовстве, другие начали переход к примитивному земледелию. По-прежнему большую часть продуктов давали коллективные формы рыболовства и охоты. Общие усилия требовались при расчистке лесов под поля. Поэтому члены общины, как и в древнее время, совместно владели основными средствами ведения хозяйства. Однако появился обычай, когда охотник или земледелец оставлял себе большую долю.

В неолите особенно развивается первая форма собственности – племенная. Каждое племя занимало определенную территорию, имело свои охотничьи и рыболовецкие, а позднее и земледельческие участки.

В связи с ростом населения часть родов была вынуждена отделятся и переходить на новые места. Постепенно образовалась группа племен, говоривших на близких языках. В эпоху неолита начали создаваться значительные этнические общности, которые населяли четко очерченные области. Каждая группировка племен отличалась от соседней материальной культурой, а также особенностями духовной жизни – культами, представлениями, обычаями и традициями. Памятники материальной культуры, орудия труда, украшения, формы и орнаментация посуды, которые остались на местах поселений, обычно довольно специфические. Они объединяются в одну совокупность – археологическую культуру. Позже нарушилось соответствие культуры определенному этносу.

Милоградская культура.

В раннем железном веке на территории Беларуси находилось несколько больших групп племен со своими отличительными приметами материальной культуры и ритуалом погребения.

Милоградская культура принадлежала племенам раннего железного века, которые в 7-3вв. жили в Среднем и Верхнем Поднепровье на территории современных Гомельской, Могилевской, востоке Брестской, юге Минской областей, севере Украины. Название получила от городища около д. Милоград Речицкого района.

Население жило в городищах и неукрепленных поселениях. Городища особенно многочисленны в восточной части Гомельщины. Одни из них лежат на высоких береговых мысах, другие – в низинах, среди болот. Выявлена около 150 городищ милоградской культуры. Их размеры от 0, 3 до 1га. Наиболее изучены городища около д. Горшков, Милограды, Лиски, Старое Село Речицкого, Осоревичи Брагинского, Мохов, Липняки Лоевского, Ясенец Мозырского районов.

При исследовании выявлены остатки около 50 жилых помещений площадью от 10 до 50м2, для которых характерна столбовая конструкция, а также полуземлянки. Очаги на определенном расстоянии от входа иногда обкладывались камнями. Около жилья возводились хозяйственные постройки – ямы-склепы для припасов, стойловые помещения.

Милоградцы пользовались копьями и стрелами с железными наконечниками, железными топорами, серпами, ножами и даже бритвами. Многочисенные виды украшений связаны с одеждой. В отдельных местах носили мониста из привозных стеклянных шариков.

Посуда круглодонная, верхняя часть орнаментировалась ямками, насечками, защепами. Своеобразная черта милоградской культуры – глиняные фигурки животных (коня, коровы), вероятно, культового назначения.

Умерших хоронили на бескурганных могильниках около городищ и поселений (исследовано 150 захоронений). На раннем этапе бытовали обряды трупоположения и трупосожжения, позже только трупосожжение. Известны погребения в курганах.

Милоградская культура существовала на рубеже нашей эры и на позднем этапе сосуществовала с зарубинецкой культурой. По другому мнению, ее просто сменила зарубинецкая культура на 1-2 столетия раньше. В социально-историческом развитии племена милоградской культуры находились на начальной стадии распада первобытнообщинного строя.

Вопрос о генезисе милоградской культуры не имеет однозначного решения. Исследователи связывают ее происхождение с местным населением поздней бронзы. Некоторые связывают милоградские племена с «геродотовыми» неврами и видят в них ранних славян. Однако большинство ученых считают милоградскую культуру балтской. В составе культуры много скифских элементов.

Зарубинецкая культура.

С конца 1 тысячелетия до н.э. в Верхнем и Среднем Поднепровьи, там, где раньше находился основной ареал милоградской культуры, сложилась зарубинецкая культура, племенам которой принадлежит значительная роль в истории населения раннего железного века. Зарубинецкая культура была распространена в границах Гомельской, Могилевской, части Брестской, Минской областей. Почти на каждом городище милоградской культуры в южной Беларуси присутствуют слои зарубинецкой культуры. Зарубинецкие племена использовали укрепленные поселения, построенные их предшественниками.

В начальном периоде существования культуры основным типом поселений были городищи. Около городищ возникали селища и бескурганные могильники. Наиболее важные памятники на территории Беларуси Чаплин, Горошков, Мохов, Глыбов, Воронино на Гомельщине, Щетково на Могилевщине. Распространенными жилыми помещениями племен зарубинецкой культуры были однокамерные квадратные или прямоугольные в плане площадью от 10 до 24 м2 наземные постройки столбовой конструкции, которые имели двускатные крыши. В одном из углов или около стены внутри жилища размещалис на глиняных площадках открытые каменные очаги. В бассейне Припяти археологами исследованы поселения площадью от 1 до 10га и жилые постройки – полуземлянки, углубленные в землю на 0, 4-1м, около жилищ – ямы-склепы.

Всего исследован 11 зарубинецких могильников (730 захоронений). Зарубинцы умерших сжигали, остатки ссыпали на дно ямы глубиной 0, 5-0, 7м, куда помещали горшки и миски. Сверху ложили орудия труда, вещи вооружения, украшения. Особенно интересны бронзовые фибулы для верхней одежды, которые играют роль надежного датировочного материала. Вещи из погребений свидетельствуют об имущественном неравенстве.

На каждом зарубинецком поселении выявляются приметы добычи и обработки железа. Украшения из бронзы также делали на месте, что подтверждают глиняные тигли для плавки цветных металлов, формы, в которых отливали изделия.

Среди глиняной посуды выделяются три группы: кухонные горшки, миски и небольшие кубки с ручками. Много глиняных пряслиц для веретен.

Зарубинецкие племена, которые были земледельцами и скотоводами, поддерживали связь с кельтами Западной Европы, скифами Нижнего Поднепровья. Из греческих городов к ним попадали амфоры.

Одни исследователи считают зарубинецкие племена предками славянского населения Поднепровья, другие – племенами с отдельным диалектом, который занимает промежуточное положение между славянским языком и близкими ему западнобалтскими говорами.

Мезолит Беларуси.

Вместе с исчезновением ледника, восстановлением лесной зоны, 8500-8300 лет до н.э. закончилась ледниковая эпоха, наступил современный геологический период (голоцен), в истории Европы начался мезолит, время охотников на лесного зверя.

Климат изменился. Теперь уже леса разделяли одну общину от другой, а соединяли их только реки. Люди селились на берегах рек, занимая уже не отдельные места, а довольно большие отрезки речных долин, с высокими террасами, дюноподобными песчаными холмами. В Беларуси известно до 120 мезолитических стоянок. Человека привлекали большие реки и кремневые месторождения – берега Западного Буга ниже Бреста, верховьях Припяти при устьях Стохода и Стыри, долина Ясельды, берега Немана, высокие террасы Днепра, Сожа и Беседи.

Потомки верхнепалеолитических родовых общин жили южном западе (поздние стоянки свидерской культуры) и на востоке Беларуси (гренские памятники). Дальнейшее заселение осуществлялось по рекам, в основном в направлении на север. Часть грузов могла доставляться на деревянных челнах или волокушах. Впереди, с оружием наготове, двигались группы мужчин-охотников, их сопровождали собаки, в сзади, иногда отставая на 1-2 дня пути, - остальные. Обнаружив место с богатыми звериными и рыбными ловами, чистой водой, кремневым сырьем, люди строили небольшие конусоподобные жилища. Стоянки закладывались на расстоянии не более 10-15км друг от друга, чтобы легче было поддерживать между собой связи. В мезолите стал широко использоваться лук со стрелами, изобретенный ранее. Наконечники стрел делались из кремневых пластин. При помощи лука можно было убивать животных, «лучить» рыбу, даже добывать огонь и сверлить не только дерево и кость, но и камень.

В условиях лесной местности человеку доводилось в большом количестве изготавливать рубящие орудия – топоры, тесла, долота из кремня, которые насаживались на рукоятки. Определенные достижения в производстве орудий труда сделали общины относительно самостоятельными. С конца палеолита, и особенно в мезолите, в долинах крупных рек Беларуси жило уже самостоятельное (автохтонное) население. Бывшая относительная изолированность племен все чаще нарушалась.

Для мезолита характерно возникновение маленьких кремневых пластинок (микролитов) размером 1-2см, которые имели вид ножиков, треугольников, трапеций. Они использовались как вставки части лезвия при изготовлении составных орудий труда. Одновременно с ними в части мест изготавливались массивные каменные орудия (макролиты): грубо оббитые топоры, тесла, резцы, скребки и скобли.

Раннемезолитические поселения размещались на террасах Днепра, Сожа, Березины. Поздние обычно лежат ниже. Поблизости от стоянок обычно присутствуют удобные походы к водоемам, а нередко и месторождения кремня.

На территории Беларуси создались три области, в которых производство кремневых орудий имело существенные особенности. В западной и восточной областях макролитическая технология преобладала, изготавливались грубо оббитые рубящие орудия разных типов. Третью область – между ними, которую ограничивали с запада реки Горынь и Случь, а с восхода Беседь и Друть, заселяли племена, владевшие микролитической технологией. На их стоянках встречаются в основном микролиты и обломки небольших узких пластин, детали лезвий составных орудий труда, а также мелкие острия, скребки, скобли. Для обработки дерева, вероятно, ими использовались не кремневые, а роговые и костяные топоры и тесла. Несколько таких орудий найдено около Сморгони. Для каждой области характерны определенные археологические культуры.

На западе продолжалось развитие свидерской культуры (ее поздние этапы). Со временем она превратилась в местную микромакролитическую культуру верхней Припяти и Понемонья. На востоке Беларуси существовала гренская и сложилась сожская (днепро-двинская) культура макролитов. Наконец южная микролитическая культура, которая распространилась по южному востоку вплоть до центральной Беларуси, разделила две указанные культуры на несколько тысячелетий. В рамках ее ареала выделяются более мелкие культуры по аналогии с Польшей и Украиной. Вероятно, тогда случился этнический раздел Полесья, была очерчена западная область с исключительно стабильным населением.

На западе Беларуси археологами исследовались памятники наиболее значительной свидерской культуры – Бобровичи Ивацевичского, Валевка (Свитязь) Новогрудского, Гожа Гродненского, Заресье возле г. Березы, Зблян Лидского, Крумплева Полоцкого, Несиловичи Дятловичского, Опаль Ивановского районов. Количество таких стоянок достигает 20.

Свидерцы изготавливали орудия из больших кремневых пластин: наконечники стрел, которые напоминали по форме лист вербы и черенковые, концевые скребки, многочисленные резцы, рубящие орудия (топоры и тесла). Особенно большое их количество их известно из Нобеля.

Гренская культура представлена небольшим количеством памятников (около 10) в сравнительно ограниченном ареале верхнего Поднепровья – Ворнавка (Гренск) Кормянского, Боровка Быховского, Хвойная Могилевского, Кистени Рогачевского районов. Наиболее определительным типом являются несимметричные наконечники стрел, изготовленные из кремневых пластин или отщепов. Вместе с ними использовались другие наконечники стрел, разнотипные резцы, концевые скребки – все довольно короткие по размеру, грубо оббитые топоры.

К наиболее исследованным памятникам следующей по времени сожской культуры принадлежат Глыбовка и Новые Громыки в Ветковском, Горки в Чериковском, Лудчицы, Тайманово в Быховском, Клины в Славгородском, Шыхов в Жлобинском районах. Всего известно 14 памятников.

Область между Поднепровьем и ареалом свидерской культуры занимали племена с микролитическими изделиями (Хильчицы Житковичского, Дорошевичи Петриковского, Белая Сорока Наровлянского, Красноселье Хойникского, Столбун Ветковского районов Гомельской области). Таких стоянок выявлено около 15.

Мезолитические стоянки небольшие, составляют 50-100м в длину, но есть исключения. Обычно на стоянке находилось несколько круглых или овальных жилищ по 2-4м в поперечнике, которые углублялись в грунт на 0, 4-0, 6м. Очаги разжигались в ямке около стены или посредине жилища. Производство орудий осуществлялось в самих жилищах или в специальных углублениях, на дне которых разлаживались небольшие костры, скорее всего для освещения.

Основные мастерские мезолита встречаются редко. Так, на стоянке Глыбовка было выявлено 5 полуземлянок, 17 очагов, 14 хозяйственных ям, а вокруг них 25 тысяч кремней с признаками обработки, тысячи законченных орудий. Среди нескольких овальных жилищ стоянки Береговая Слобода есть прямоугольное длиной 4, 3м. Возле них и соседних очагов округлой формы собрано 7 тысяч кремней, из которых 300 имеют ретушь, а 400 целиком обработанные орудия.

Некоторые из 6-7 очагов на стоянке Шыхов обкладывались камнями. В Клинах выявлены 4 овальных очага (0, 7-1, 6м).

Мезолитические культуры отличались друг от друга в основном характером производства кремневых орудий – микролитической или макролитической, основными типами пластинчатых наконечников стрел, мелкими остриями, трапециями и другими деталями составных орудий. На памятниках западной Беларуси встречаются своеобразные – широкие, короткие, скошенные наконечники стрел из пластин, которые характерны для оренсбурской культуры. Предполагают, что она распространилась с запада раньше свидерской, а потом слилась с последней. Богат набор кремневых топоров – грубо оббитых, односторонних, трапециевидных, двухсторонних, овальных, также свидетельствует о подобии местного и северогерманского мезолита. В Ивановском районе выявлены памятники культуры лингби (по стоянке в Дании) – Опаль.

Неолит Беларуси.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь