Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Билет №2. Природа, цивилизация и культура



Самым крупным культурным комплексом выступает цивилизация, которую часто отождествляют с культурой. В каких-то случаях так оно и есть, но не всегда они выступают синонимами. Цивилизация понимается учеными в двух значениях. В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену варварству, иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества. Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, восточную и западную цивилизации. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так, восточная и западная цивилизации различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.

Слово цивилизация произошло от латинского civilis — гражданский, государственный, в средневековье носившего юридический смысл, относящийся к судебной практике. Затем его значение расширилось. «Цивилизованным» стали называть человека, умеющего хорошо себя

вести, а «цивилизовывать» означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низшие сословия, к примеру крестьян. В светском обществе «цивильность» означала учтивость. Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Первым разграничил два понятия

немецкий философ Иммануил Кант, а в начале XX века другой немецкий философ, Шпенглер, в своем знаменитом труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок.

«Культура — это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста», — писал известный французский историк культуры Ф. Бродель, как бы соглашаясь с высказыванием О. Шпенглера.

Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой — духовный мир человека. Второе значение термина «цивилизация» восходит к его латинскому корню: civis — не только гражданин, но и горожанин. Поэтому цивилизация означает городскую культуру. В этом смысле все примитивные народы, не знавшие городов, не являются цивилизованными, хотя понятие «культура» распространяется и на

них. В культурологии так и не сложилось единого понимания цивилизации. В частности, она понимается как степень культурного развития, которой достигли далеко не все страны. Существует множество показателей цивилизованности: уровень смертности (особенно детской), санитарное состояние городов, экология и т. п. Самым важным показателем считается наличие письменности: хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью.

 

Билет № 37.

Культурная диффузия — это взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Культурное соприкосновение называется культурным контактом. Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на друга либо не менее сильным, но односторонним влиянием. Например, вестернизация ЕВРОПЫ. Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.

Китайский повар, плававший с великим путешественником Марко Поло, принес рецепт спагетти в Италию, а столетие спустя итальянские иммигранты завезли его в Америку. Распространение, или диффузия, культурных инноваций по своему вектору принимает два направления — горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное распространение наблюдается между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами, поэтому его еще можно называть межгрупповой культурной диффузией. Вертикальное распространение элементов культуры происходит между субъектами с неравным статусом, поэтому его можно именовать также стратификационной культурной диффузией. Скажем, заимствование милиционерами лексических формул из воровского жаргона надо считать горизонтальным распространением, а заимствование аристократией элементов простонародного говора — вертикальным.

Культурная диффузия может происходить не только между странами и народами, но также между группами и классами.

Стратификационная диффузия выражается в двустороннем процессе:

■ средний и низший классы перенимают у высшего класса элементы высокой моды, престижного потребления, литературный язык и др.;

■ высший класс перенимает у нижестоящих страт формы более раскрепощенного поведения, упрощенной манеры одеваться.

Одежда, символизирующая статусные различия людей, в современном обществе превращается в сферу пересечения классов и сословий, в канал диффузии культурных ценностей из одной страты в другую.

Другой пример стратификационной диффузии — изменение культурного статуса бильярда. Впервые бильярд появился как игра джентльменов в высшем классе Англии и Америки. Позже произошла его культурная диффузия в низшие классы.

Рис. 10. Культурная диффузия — двусторонний процесс: высокая культура

проникает из высших страт в низшие, массовая культура распространяется в

обратном направлении. В традиционном обществе существовала ярко выраженная символическая поляризация населения. Сегодня культурологи отмечают, что эталоном стиля и образа жизни для высшего и низшего классов становится средний класс. Культурная диффузия несет обществу как позитивные, так и негативные сдвиги. Проникновение высокой культуры в средние и особенно низшие страты, с одной стороны, означает ее демократизацию и просвещение населения, а с другой — ее примитивизацию, граничащую с опошлением.

 

 

Билет № 36.

Культурные заимствования специалисты считают более распространенным источником культурных изменений, чем независимое изобретение. Их относят к мирному способу перенесения ценностей одной культуры на почву другой. Понятие культурных заимствований указывает на то, что и как именно перенимается: материальные предметы, научные идеи, обычаи и традиции, ценности и нормы жизни. Один народ заимствует у другого не все подряд, а лишь то, что: а) является близким его собственной культуре, т. е. то, что смогут понять, оценить и использовать аборигены; б) принесет

явную или скрытую выгоду, поднимет престиж народа, позволит продвинуться вверх по ступенькам прогресса, даст преимущество перед другими народами; в) отвечает внутренним потребностям данного этноса, т. е. удовлетворяет такие фундаментальные потребности, которые не могут удовлетворить культурные артефакты и культурные комплексы, имеющиеся в его распоряжении.

Распространенным примером престижного заимствования служит мода: один народ или социальная группа заимствуют не то, что им необходимо с утилитарной точки зрения, а то, что считается престижным. Процесс заимствования в таких ситуациях может приобретать цепной характер.

Культурному заимствованию предшествует другое явление, называемое культурным отбором, или селективностью культуры.

Селективность — избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую. Она может быть целенаправленной, сознательной либо стихийной, происходящей в силу объективных условий. Всего выделяют четыре основные причины селективности:

— культура еще не созрела для заимствования данных изобретений;

— новые элементы грозят разрушить сложившуюся в обществе культуру;

— идеология запрещает заимствование новых элементов как «враждебных», «чуждых», «плохих»;

— члены общества не считают, что новые элементы нужны им.

Страна, которая заимствует чужое, называется культурой-реципиентом, а страна, которая отдает свое, именуется культурой-донором.

Культурные заимствования могут быть а) стихийными и неуправляемыми, такими, где отсутствует сознательный отбор культурных инноваций; б) целенаправленными и сознательными.

Вторая стратегия культурного заимствования должна проходить все необходимые для культурного отбора стадии, а именно:

■ создание проекта заимствования и его критическая проработка;

■ отбраковка претендентов на культурное заимствование, поиск нужных образцов;

■ практическое внедрение и обеспечение экономической и политической поддержки.

Проблема культурных заимствований тесно связана с темой культурной вариабельности, которая указывает на особенности национального характера и национальной психологии, а именно восприимчивость к иной культуре, способность менять свое поведение в зависимости от изменения культурного контекста (например, когда русский попадает в другую страну).

 

Билет № 11. Материализм Маркса

Карл Маркс (1818-1883) утверждал, что сущность мира - это материя и что мир развивается вследствие борьбы противоположностей или противоречивых элементов. Социальные преобразования, согласно Марксу, можно осуществить не средствами религии или политики, а только посредством классовой борьбы, радикально изменяющей производственные отношения (то есть экономическую систему). Человек при этом рассматривается как классовое существо, принадлежащее либо к правящему, либо к управляемому классу. Личность имеет ценность, только если она участвует в революционной деятельности, находясь в борьбе на стороне управляемого класса (то есть пролетариата). В воззрениях Маркса отсутствует признание абсолютной ценности отдельной личности. Вот почему марксисты могли без всяких угрызений совести проводить массовое уничтожение людей, которые не приносили пользы революции или противостояли ей.

Творческая деятельность Карла Маркса (1818-83 гг.) – философа, экономиста, развернулась в середине XIX в., в критические годы обще-ственной жизни Европы. Его теория стала обобщением этой историче-ской эпохи. Он создал завершенную, до конца последовательную фор-му материализма. Эта завершенность прослеживается в следующихмоментах: в том, что материализм доведен до понимания обществен-ной жизни, а также в том, что материализм органически соединился сдиалектикой. Новизна марксизма в трактовке культуры в следующем. Если вдомарксистской теории культура рассматривалась как результатдеятельности людей исключительно в духовной области, т.е. какдеятельность сознания, выражающая себя в продуктах духовной дея-тельности, сама же культура понималась как мир, противостоящийприроде, то в марксизме общественная практика людей трактует-ся как деятельность, целью которой является преобразование усло-вий жизни человека, как взаимодействие человека с природой и об-ществом. Итогом этой деятельности является изменение, прежде все-го, условий материального бытия человека. Трансформация форм эко-номической жизни, орудий и средств материального производства обу-словливает изменения во всех сферах бытия человека, в том числе идуховной сфере. Таким образом, культура в марксистском пониманиивключает в себя всю полноту общественной деятельности человека, а не только чисто духовную практику. Однако, с точки зрения марксиз- ма, культура не сводится лишь к процессу создания материальных и духовных благ, культура – это, прежде всего, процесс творения че- ловеком самого себя. Обретение человеком себя как субъекта истори- ческой действительности происходит лишь в лоне культуры. Марксистская трактовка культуры как человекотворчества исходит из понимания труда как процесса обмена между природой и человеком, в результате которого изменяются не только условия жизни человека, но и сам человек. Создавая новый материальный мир, преобразуя предметы труда, человек создает одновременно и себя. Таким образом, общественно-трудовая деятельность является основным источ- ником культуры и творцом самого человека. С точки зрения марксизма, материальное и духовное производство связаны друг с другом, частью марксистской концепции культуры яв- ляется положение о двух формах культуры - материальной и духов- ной. Если в домарксовой теории культура создавалась только в рамках духовного производства, то, согласно марксистской концепции, куль- тура формируется как в материальной, так и духовной сфере. При этом материальное производство играет детерминирующую роль, во многом определяя и сам процесс духовного производства, и его результаты. Культура есть особого рода объективная реальность, возни- кающая как результат общественного производства. Многообразие ее форм и видов в конечном счете детерминируется существующим материальным базисом и напрямую зависит от форм собственности и типа политической власти. Глубокий анализ социальной детерминиро- ванности культурных явлений и процессов является важным вкладом марксизма в мировую культурологическую мысль. Марксизм стал ме- тодологической базой, теоретической основой анализа многообразных явлений культуры, в том числе и современной. Но, пожалуй, самым ценным в марксистской концепции культуры является ее антропоцен- тризм и гуманизм.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь