Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Построение общего позиционного пространства. Позиционные схемы и общность



     

Позиционные схемы, позволяющие выявить структуру общности, занимающиеся решением определенной проблемы, являются формой познания и средством преобразования общности и способностей самого человека.

Здесь мы подходим к принципиальному моменту, выявленному и простроенному, как нам кажется, прежде всего Г.П. Щедровицким о роли схем в организации существования и функционирования общности. Все дело в том, что Г.П. Щедровицкий открыл важнейший феномен нашей общественной «советской» жизни, который заключался в том, что, высказывая определенную точку зрения по заданному вопросу, люди не понимают, как и почему они ее высказывают подобным образом, какие еще есть точки зрения, как можно точку зрения на некоторый высказываемый вопрос нормировать. Общественная «советская» жизнь, несмотря на бурные общественные изменения в стране, осталась прежней, если еще больше не деградировала. Г. П. Щедровицкий затронул очень сложный слой, связанный с коммуникативно-мыслительной культурой нашего общества. Для наращивания культуры нужна подвижническая работа в течение десятилетий.

Другие, участвующие в коммуникации и обсуждении собеседники, как правило, не способны понять и продемонстрировать понимание точки зрения собеседника. Собственно, в этом слое работы Щедровицким и была выдвинута идея позиционных схем, которые, прежде всего, характеризуются средствами профессиональной деятельности людей, участвующих в дискуссии.

Предполагалось, что схемы профессиональной деятельности и профессионального мышления в очень сильной степени определяют понимание и видение рассматриваемого и обсуждаемого вопроса. Хотя, дорогие ученики, вы понимаете, что можно собрать для обсуждения проблемы людей из одной профессиональной корпорации, у которых должен быть общий тип профессионального мышления и деятельности.

Но и в этом случае окажется, что различие их видений и понимания опять-таки будет весьма значительным, оно определяется не столько средствами профессионального мышления и деятельности, сколько ценностями, целями и перспективой видения.

Таким образом, в зависимости от того, какой будет собираться коллектив, какой будет рассматриваться вопрос, мы в результате рефлексивного анализа индивидуальных продуктов деятельности каждого члена коллектива, в данном случае высказываемого понимания, будем выявлять те или другие организованности мышления, деятельности и сознания, влияющие на понимание и видение каждого члена коллектива. Прикрепляемые к выявляемому на основе рефлексии типу понимания собранных по случаю (ad hoc) членов общности своеобразные таблички с орга-низованностями мышления, деятельности, сознания, превращающиеся в предмет коллективной проработки, и начинают выступать в качестве содержания значка позиции.

Значок позиции как форма определяет, что начинает рефлектироваться и осваиваться в качестве условий/характеристик, определяющих, влияющих на высказываемое видение-понимание рассматриваемого вопроса. Предполагается, что я как участник коллективной дискуссии могу не только понимать, что говорит каждый участник, но вычитывать и осваивать те организованности мышления, деятельности, сознания, которые определяют данный тип понимания.

Позиционная схематизация является особым каналом выхода на обобществление способностей и опыта всех членов коллектива. Участник коллектива может, если он этого пожелает, выявлять специфические способности участников коллективной коммуникации и превращать их в предмет освоения.

Однако конкретная группа-коллектив, с которой ведется работа и внутри которой ее участники осуществляют позиционное самоопределение, не является некоторым изолированным от жизни и отделенным от общества объединением.

Ее члены включены во множество других коллективов и групп, поэтому, осуществляя позиционный анализ группы/коллектива, мы одновременно можем восстанавливать и выявлять позиции по отношению к рассматриваемому вопросу, существующему в более широкой общественной системе. Собственно из этой общественной системы — средств массовой информации, общения — и приносят свои взгляды и идеи члены коллектива.

Поэтому, очень важно, выявить, является ли высказываемая точка зрения собственной или заимствованной, самостоятельно ли она выработана и построена данным членом группы, или она сложилась под воздействием обстоятельств. И самое главное, каково отношение лица, высказывающего данную точку зрения, к ней самой, полностью ли он с ней отождествляется, или относится к ней как к внешне заимствуемой характеристике.

Для различения всех этих разных моментов существует специально отработанный язык схематических различений, позволяющий описывать социальное действие и поведение человека.

При анализе высказываемых точек зрения участников коллективной работы необходимо различать место, роль, персонаж, маску, куклу и собственно позицию.

Место закрепляет положение, занимаемое человеком, в административной структуре деятельности, системе власти, которое определяется его нахождением в административной иерархии, статусом и властными полномочиями. Подобное положение весьма значительно влияет на сознание и мышление человека, на то, что он понимает, и на то, как он смотрит на тот или другой вопрос.

Каждое место наделяет человека определенными возможностями, открывает для него способы восприятия социальной ситуации. Но точно также всякое место одновременно весьма существенно закрывает для человека конкретное восприятие данной ситуации.

Конкретное место организует понимание условий и способов деятельности, необходимых для действия человека в данном месте. Если сознание и понимание не будет соответствовать тому властному административному месту, которое занимает человек, он окажется неадекватен возложенным на него административно-управленческим функциям.

Так, ваше место — это место учеников, которое очень серьезно определяет ваши возможности, то, что для вас является реалистичным или, наоборот, бессмысленным.

Роль описывает характеристики поведения, функциональные особенности человека внутри коллективных систем поведения. Функции роли определяют ожидания со стороны других участников общественного поведения, которые во многом определяют и управляют поведением конкретного человека. Реализуя определенную роль, человек исполняет некоторый социальный ритуал (члена семьи, профессионального сообщества, члена жизнедеятельностной группы), заданные ему массовидные, естественным образом осуществляющиеся характеристики поведения. Осуществление подобных поведенческих характеристик позволяет ему чувствовать себя адекватно в общении и взаимодействии с другими людьми. В этом случае человека воспринимают как члена привычного и объяснимого социального действа.

Бороться с ролью бессмысленно, в этом случае человек оказывается «выброшен» из взаимодействия с социальным окружением. Он как бы лишается своей социальной кожи, укрытия, защищенности и становится подвержен пристальному вниманию и рассмотрению со стороны других людей. Для того чтобы преодолеть ролевое поведение, человеку необходимо выйти из системы общественных связей и стать отшельником, либо сформировать свой собственный ритуал и навязать его другим людям.

У вас помимо места ученика, которое характеризует ваше статусное положение в школе, классе, обществе, существует еще роль ученика, которая определяет ваше поведение в отношениях со сверстниками, старшими и учителями.

Анализ ролевого поведения человека весьма подробно рассматривается в специальной дисциплине — социальной психологии. В частности, американская социальная психология, изучая поведение человека в группе, большое значение придавала как раз изучению поведенческих ролей, которые реализуют члены группы.

Можно утверждать, что ролевые структуры, ролевые образцы — паттерны — выступают в качестве универсальных схематизмов, на основе которых можно понимать человеческое поведение. Ролевые функции внутри сложных структур человеческого поведения, позволяют предсказывать действие человека в ситуации. Используя известное выражение Галилея о том, что «книга природы написана на языке математики», можно утверждать, что книга человеческого поведения написана на языке ролей.

Именно этот схематизм ролей делает поведение человека понятным, предсказуемым и ожидаемым со стороны других. Но замыкаясь исключительно в схематизме ролевых функций, человек оказывается привязан к тому, что происходит в его ближайшем социальном окружении.

Человек открыт восприятию религии и культуры и может строить свое действие и свою жизнь в соответствии с теми образцами поведения и действия, которые существуют в культуре в том числе формируя и из своего действия образец подобного рода.

Культурный герой выступает в качестве своеобразного персонаига, который представляет собой предмет отношения и даже подражания со стороны других людей. Таким образом, персонаж — это некоторое типизированное поведение и действие, которое вырывается за границы привычного и обыденного. В характеристике ролей и персонажей жизненные особенности поведения человека оказываются соотнесены с театром. Человек являет некоторые особенности поведения и действия, которые не укладываются в систему массовых поведенческих ролей, но с другой стороны, выявляют нечто предельное и тем самым типическое.

Персонаж в соответствии с политической поэтикой древнегреческого театра трагедии — это то, что требует обязательного внимания со стороны всех жителей полиса к организации сознания героя и сострадания ему для возможного изменения собственных принципов поведения. Роковая гибель героя определяется некоторым заданным отношением к происходящему, которое не может стать предметом рефлексии и поэтому является программирующим и определяющим его автоматическое, подвигающее к гибели поведение.

Таким образом, персонаж — это, как правило, такая характеристика поведения и действия, которая выходит за рамки привычных, отработанных и ритуализированных социальных функций, но носит характер некоторой культурно-природной катастрофы — для данного героя или для всей общности. За действиями персонажа остаются либо скрытыми, либо отсутствуют принципы и способы выстраивания его понимания, действия, самоопределения.

В том случае, когда процесс построения собственного понимания, видения и действия развернуто представлен, и человек его последовательно осуществляет, мы как раз и имеем дело с процессом позиционирования, с созданием позиции.

Момент, связанный с творением самого себя на основе принципов собственного действия, был выделен И.Г. Фихте. Человек способен себя кем-то определенным помыслить и действовать в соответствии с этим «помышлением» себя. В этом случае понимание, видение, мышление выстраиваются человеком на основе специально организуемого его собственного действия. Этот момент очень четко предполагает, что даже в системе теоретического мышления представлена общественная нравственно-доксическая (от древнегреческого doxa — мнение) позиция человека. Как обращает внимание профессор Р Лаут, этическое нравственное мнение человека не замещается теоретическим знанием — episteme — но, будучи связано с действием, определяет способ построения человеком процессов мышления Мышление при подобном его опосредовании действием становится практическим процессом

Человек, выстраивая свое теоретическое представление, каждый раз выражает определенное ценностное отношение к предмету теоретического мышления.

Это прежде всего проявляется в структуре проблемной ситуации, когда человек оказывается способен оспорить любое положение, высказанное участником коммуникации(см. Метапредмет «Проблема»)

Подобное представление после И.Г. Фихте нашло свое отражение в учении неокантианцев о том, что отрицательные суждения имеют совершенно особую природу, они являются оценочными суждениями4 — в них человек производит только оценку того или иного объекта, ситуации, мнения и т. п. «Отрицательное суждение — это вовсе не суждение (ибо такая концепция ведет к regressus ad infinitum), а оценка, стало быть оно является не связкой представлений, в которой предикат оказывается «незначимым», неподходящим, но суждением «о истинной ценности суждения» (ссылка на Виндельбланда) » — Хайдеггер М Феноменология и трансцендентальная философия ценности.— Киев, 1996. С. 52.

Таким образом, позиционирование можно сравнить с выходом человека в открытое пространство, «в открытый космос», где он разрывает и сложившиеся статусные властные отношения, и формы ролевого поведения, преодолевает культурные стереотипы. Человеку приходится формировать пространство своего собственного действия заново — на собственный страх и риск.

В этом случае свободное нравственное действие человека определяет то, что в результате будет построено. Позиция есть выставленный по отношению к другим возможностям людей и выстроенный фокус действия человека. Этот реально обнаруживаемый фокус действия и определяет конкретное видение и мышление говорящего.

Идея так понимаемой позиции тесно связана с представлением Василия Васильевича Давыдова о воображении. Воображение, по В.В. Давыдову и Э.В. Ильенкову, обеспечивает видение себя глазами обобществленного и обобщенного человечества. Вот что по этому поводу пишет В.В. Давыдов:

«Но наличие обращения, я уже намекнул на это, предполагает представленностъ у отдельных индивидов, того или иного коллективного субъекта позиции возможностей окружающих людей. В пределе всех людей. Вот такую представленностъ у отдельных индивидов позиции возможностей всех других людей Э. Ильенков называл идеальным у человека. Я называю это, вслед за Ильенковым, идеальным планом, наличествующим у индивида.

Но обращение к другим людям тех или иных индивидов возможно только при осуществлении ими той или иной рефлексии над собственным действием: оно неудачно, или требует вспомоществования, оценки или контроля, который мне не по силам, который может осуществить кто-то другой. Поэтому такой компонент, как обращение, предполагающий за собой идеальный план, предполагает вместе с тем и рефлексию человека, направленную на самого себя, на свои действия, на свой компонент деятельности внутри коллективной.

Ильенков прямо писал о том, что представленность позиции возможностей других людей у отдельных индивидов осуществима только благодаря воображению. Именно благодаря воображению человек может смотреть на себя глазами других людей. Благодаря представленности в отдельном индивиде позиции возможностей других людей.

И когда мы рассмотрим у отдельного индивида наличие идеального плана, функционирование этого идеального плана посредством воображения, носителя индивидуальной деятельности...

...Идеальный план, воображение Ильенков называл сознанием человека, следуя за важными теоретическими соображениями Маркса, а Маркс это взял в значительной степени у Гегеля. Идеальный план, возникающий из обращения людей друг к другу, это основа человеческой культуры. Воображение, которое функционирует для реализации идеального плана, Ильенков называл сознанием.

Я не буду цитировать Ильенкова, но на странице 264 сборника его работ «Философия и культура», вышедшей в 1991 году, сказано: сознание, собственно, и возникает тогда, когда у отдельного человека есть возможность посмотреть на себя глазами других людей. Это значит, «глаза» других людей (глаза тут, конечно, метафора) должны быть представлены у отдельного человека. Это может быть представлено только идеально.

Причем Ильенков в нескольких местах своей теории идеального отмечает: идеальное позволяет человеку осуществить сверхтаинственный акт, когда он смотрит на тебя глазами всех других людей, не вступая поочередно в позицию каждого. Это действительно таинственность; это связано с функционированием воображения»(Давыдов В В Последние выступления — М, 1998. С.15-16).

То есть это своеобразная проекция самого себя на плоскость общественно-значимых позиций.

Но как формируется сама эта плоскость значимых идеальных позиций?

Набор идеальных позиций, которые еще необходимо выделить в виде отдельных конструктивов, представляет собой формируемую идеальную сферу-среду, относительно которой должна быть сориентирована и выстроена энергия собственного действия. По всей видимости, самоопределяясь, человек и пытается для себя представить весь набор возможных идеальных позиций, относительно которых он будет простраивать свое собственное позиционное действие.

За счет этого набора позиций, которые в мышлении и понимании можно было бы реализовывать одновременно, человеку и удается выйти за границы социальной организации и устоявшегося привычного социально-ролевого поведения. Более того, вводя набор одновременно большого числа идеальных позиций, человек может начинать игру с социальной организацией, реализуя игровое отношение, действуя то внутри пространства введенных идеальных позиций, то внутри системы институциональных мест и ролевых ожиданий.

Выделение плоскости идеальных позиций позволяет «расколоть» однозначность и вмененную заданность социального пространства и выйти за его пределы, но не в пустоту, а в отношение к нему. Понятно, что позиционное видение, с одной стороны, определяется опытом действия, но, с другой стороны, связано с возможностью понимать направленность и принципы действия других людей. Выделение позиционного пространства связано с выбрасыванием впереди себя как бы всех представимых возможностей действия в данной ситуации.

Уважаемые Разведчик и Следователь! Могли бы вы построить свою собственную схематизацию отличия места от роли, от персонажа и от позиции?

В том случае, если возникает структурированное позиционное пространство, которое является идеальным пространством по типу пространств геометрии, то внутри него возможны определенные перемещения, передвижения, ходы и переходы, результаты которых фиксируются в структуре позиционного пространства как система связей.

Философом и методологом П.В. Малиновским была выдвинута очень интересная идея разработки конструктивного языка для именования всех подобных связей между заданными и представленными позиционными точками пространства. Так, отношение и связь противодействия одной позиции к другой он предложил называть оппозицией, отношение наложения одной позиции на другую — суперпозицией; введение новой позиции на основе анализа действия другой позиции — суппозицией к предшествующей позиции; выход за сферу действия определенной позиции и фиксацию этой внешней позиционной точки по отношению к заданной позиции — транспозицией; отношения из сферы действия к заданной позиции — циспозицией; фиксируемый тип отношения одной позиции к другой, позволяющий осуществлять разметку пространства, — диспозицией.

Дорогие Разведчик и Следователь! Можете ли вы создать на основе введенных понятий конструктивистский алфавит позиционного анализа и предложить тип позиционного исчисления, соединяя единицы алфавита в своеобразные позиционные высказывания, в рамках осуществляемого анализа позиционного пространства?

Формируя подобное позиционное пространство, человек может по нему перемещаться.

Основное требование подобных переходов от позиции к позиции заключается в правиле: «Меняешь позицию — меняй мышление». Каждая из позиций задает собственное видение и собственные возможности понимания.

Когда человек занимает определенную позицию или осваивает конкретную позицию, могут происходить две диаметрально противоположные вещи: человек может выстраивать и открывать для других людей и коллектива целую сферу действия и понимания, и он же может прятаться за обозначенную и маркированную позицию как своеобразную позиционную маску, которая в этом случае выступает в качестве определенного социального опознавательного знака.

В конкретной жизненной ситуации на человека может быть надето большое число ролевых и позиционных масок, которые позволяют ему маскировать собственное понимание и сознание. Идею выделения подобных масок, надетых друг на друга, при анализе конкретного человеческого поведения, предложил выделять В.А. Лефевр.

Очень часто, когда человек складывает новую форму действия, нет готовой позиции для обозначения данного типа мышления и действия. И тогда человек сначала должен создать имя, которое будет закреплять еще только намечаемый им тип действия. Имя может обозначать целый класс позиций, которые в дальнейшем должны быть различены и дифференцированы друг от друга. Имя — первичная исходная характеристика, которая позволяет человеку удерживать свою собственную идентичность.

Мы подошли к тому, чтобы зафиксировать, что на человека могут быть надеты несколько позиций одновременно, например, по типу масок или по типу позиционной структуры, по типу удерживаемого им индивидуально коллективного действия.

Но и определенная частная позиционная функция может быть выделена из позиционного пространства, отщеплена и превращена в полноценно действующего человека. В этом случае мы сталкиваемся с феноменом куклы.

Кукла — это и есть не что иное, как превращенная в человека отдельная позиционная функция, будь-то функция наблюдения, высказывания или действия.

Создание куклы является обратной операцией по отношению к позиционированию. Позиционирование основано на выделении идеальной функции, отличной от других функций и реализуемой только одновременно со всем позиционным пакетом, а выдвижение куклы связано с морфологизацией отдельной позиционной функции и ее обособленной реализацией в социальном пространстве.

Введение кукол в социальное или ролевое пространство позволяет отстраненно, как бы извне, увидеть структуризацию социального пространства. Кукла выступает своеобразной точкой входа в социальное пространство, которое за счет подобного помещения в это пространство куклы с закрепленной за ней функцией может быть опознано и освоено. В то же время кукла позволяет изучить проявление закрепленной за ней функции в разных социальных средах.

На основе фиксированных функций разных кукол можно изучать определенную социальную среду, а на основе рядов фиксированных сред можно изучать «поведение» (особенности проявления) определенной позиционной характеристики.

Кроме того, кукла позволяет моделировать пространства, вводя туда неспецифические позиции, или позиции, социально-отсутствующие, но присутствующие в этих пространствах для нашего сознания или для сознания художника.

Так, например, Е.Л. Шифферс в фильме «Путь царей» вводит фигурки, созданные пермскими мастерами резной религиозной скульптуры (очень редкой для православной традиции), для изображения присутствия Государя и его семьи, чтобы выразить и заставить нас пережить реальное присутствие Святых для главного участника фильма — Марии Шифферс, дочери Е.Л. Шифферса, — и тем самым восстановить устройство реальности сознания, переживающего общение с Царской Семьей, для зрителя.

Чем важна позиционность и позиционные пространства для самого коллектива и самой общности? Позиционное пространство, первоначально создаваемое как возможное и потенциальное, может быть, затем обращено на общность, чтобы построить ее восприятие и провести ее познание. Появляющееся позиционное пространство позволяет выявить реальную позиционную структуру общности. Как только эта структура оказывается обнаружена, тут же может быть спланировано ее проектное преобразование и изменение. В этом состоит огромная сила и назначение схематизации — построения позиционного пространства как средства преобразования и изменения общности.

Но основной вопрос заключается тогда в том, а воспримут ли члены группы или коллектива предложенный им позиционный проект как руководство к действию для самопреобразования?

Если это происходит, и члены группы, и члены коллектива начинают входить в предложенное позиционное пространство, то в этом случае на основе позиционного анализа начинает складываться общность.

Общность — это такое образование из людей, в рамках которого люди соотносят свои позиционные видения и оказываются способны вырабатывать обобществленный позиционный план восприятия реальности. Здесь позиционные схемы выступают в функции средства соотнесения энергетики (энергетических динамических токов) разных участников общности. В этом месте можно было бы уточнить понятие схемопотока. Схемопоток течет не откуда-то из космоса в индивидуальное сознание человека, а схемопоток есть не что иное, как обмен разными схематизационными видениями между членами общности по поводу реально текущей жизненной ситуации и по поводу будущего. На основе разных позиционных образов люди ставят задачу прорываться к сознанию другого человека. Именно общность является носителем мыследеятельности, поскольку именно она ставит задачу вырабатывать и удерживать единую платформу действия, обобществлять разные способы и формы мышления ее участников, добиваться взаимопонимания между ее членами, занимающими разные позиции в системе практики.

Общность не зависит от институциональных контекстов и административных систем, форм организации деятельности, напротив, ее члены могут становиться участниками разных институтов, разных мыследеятельностных контекстов, сохраняя единство членов общности, формируя единое поле понимания и взаимодействия. Именно общность является системой формирования реальности и субъектом познания.

Формирование позиционных схем, которые могут быть реализованы одновременно разными членами общности, дает уникальную возможность формирования новой реальности, ее познания и проектирования. Поэтому принципиальная идея позиционного языка состоит в том, чтобы построить форму единовременного действия в системе социальной реальности одновременно с нескольких разных позиций. Именно создание подобного позиционного схематизма, реализуемого всеми членами общности, обеспечивает формирование метода освоения и познания социальной реальности.

Подобный взгляд на устройство социальной общности очень тесно связан с идеей Г.П. Щедровицкого об изначальной коллективности процессов мышления. Идея коллективности предполагает одновременную реализацию разными участниками группы единых позиционных принципов, которые обеспечивают моментальное присвоение способов действия и понимания всех других участников в конкретной ситуации.

В этом случае мы как бы сталкиваемся с идей рассредоточенного и распределенного субъекта, прорьшной опережающей группы, отряда, который осуществляет согласованный процесс познания, проектирования, преобразования социальной реальности. Но когда мы говорим о своеобразной «нанизанности», кристаллизации понимания вокруг единой позиционной схемы, определяющей способ действия членов общности, мы характеризуем некую «фотографию» состояния, в которой находятся члены данной общности.

Реально же мы имеем дело с процессами изменения и эволюционного развития данной конкретной общности, либо с взаимодействием представителей разных общностей и разных групп друг с другом. И в конкретном процессе коммуникации и взаимодействия разных групп и разных людей друг с другом этих два принципиально разных процесса оказываются скрыты.

Процесс эволюционного развития мыследеятельности отдельной группы достаточно подробно, но с разных позиций описывали Г.П. Щедровицкий и Ю. Энгештрем. Последний, анализируя механизмы развития мыследеятельности, выделял так называемый расширенный цикл (expansive cycle), на котором возникала необходимость создания новых средств деятельности. Процесс взаимодействия эволюционирующих и движущихся на разных принципах общностей, которые попадают в зону контакта, анализировал и СВ. Попов, рассматривая проблему общественных изменений.

Нам важно обозначить в этой точке следующий весьма принципиальный и важный вопрос: коммуникативное взаимодействие, формирование расширенного цикла деятельности и построение взаимопонимания с еще одним общественным субъектом — общностью, имеющей историю своей собственной эволюции, являются двумя сторонами общей проблемы.

Ведь для того чтобы осуществить расширение плацдарма деятельности по Энгештрему, приходится осуществлять процесс взаимодействия с другими общественными группами, включенными в разные общественные институты. Этим другим группам и приходится предлагать и демонстрировать созданные способы и методы движения. И даже тогда, когда осуществляется процесс рекрутирования в группу новых членов и их обучения, исходная группа — акцептор вступает через включаемого в собственную работу с общностью, к которой прежде принадлежал данный человек.

E. Шифферс предлагал рассматривать процесс формирования общности как мистическо-космическое событие, в котором каждый приходящий в общность новый ее член приносит в коллектив не только общественный опыт, но и свою родовую энергетику, мистический энергетический потенциал своих прародителей, может быть, им не осознающийся и не понимаемый, но действующий через него. И этот потенциал может развалить и разрушить Эгрегор — своеобразный коллективный дух общности.

С энергетико-мистической точки зрения, формирование группы является «жестоким» и бескомпромиссным процессом. Никакие рефлексии и взаимопонимания здесь не помогут, если включатся энергии взаимоуничтожения членов группы. И наоборот, для того, чтобы устанавливать взаимопонимание с группами, имеющими собственную историю мыследеятельностной эволюции в той или другой области или сфере общественной практики, необходимо, по крайней мере в формах собственного понимания, выходить за границы и рамки сложившейся мыследеятельности.

Мы совместно с Н.Г. Алексеевым предложили называть этот выход процессом трансценденции за сложившуюся систему коллективной мыследеятельности. И, безусловно, осуществление подобного движения всегда связано с экзистенциальным риском, поскольку в результате подобного взаимодействия коллектив может потерять результаты предшествующего эволюционного движения и быть редуцированным до решения некоторой локальной точечной задачи.

Более того, данная ситуация своеобразной экспансии, расширенного введения и вброса позиционных деятельно-стных схем или наоборот, проблематизации и критики собственных схем, и принципов и оснований движения, резкого сужения границ их применимости составляет основную суть и «природу» общественного.

Понимание того, что общественное поле абсолютно неоднородно: с одной стороны, в нем существуют пустые разрозненные атомизированные индивиды и случайные группы, коллективы, складывающиеся по случаю (адхок-кратия, как ее определяет Тоффлер; Adhoccracy — термин, введенный Тоффлером, — власть, формирующаяся на основе действия групп, оформившихся по случаю — для выполнения какой-то локальной задачи), а с другой — существуют упругие, жестко организованные, имеющие свою собственную эволюционную историю и принципы действия общности, способные восстанавливать и наращивать уровень сознания ее членов, — является своеобразным откровением для того, кто всматривается в социальный ландшафт современной России.

Одновременно необходимо осознавать, что эти «упругие» группы-общности, не растворяемые в общественно-коллективной аморфии, движутся по «пересеченной местности» действующих разрушенных социальных институтов, организаций, внутри которых они реализуют содержательные цели и задачи.

Исчезновение подобной структурированной общности, имеющей опыт деятельности и собственную историю движения, приводит, как правило, к гибели организации или института.

Основные типы контактов, обеспечивающих усложнение двух контактирующих общностей за счет взаимодействия с другими общностями, могут быть определены как симметричные или асимметричные.

В случае симметричного контакта результат взаимодействия присваивается обеими общностями. Если же контакт асимметричный, —результат взаимодействия присваивается одной из данных групп.

Соответственно, симметричные и асимметричные контакты по освоению эволюционного опыта движения могут быть выделены в области традиции и истории, институци-онально-сферных и инструментально-технологических взаимодействий, а также в области антропологических взаимодействий.

Например:

  • Асимметричный контакт в области истории — это присвоение одной общностью истории и традиции другой общности, которая теперь может стать историей данной общности, а симметричный контакт — расширение исторической базы и традиции каждой из общностей, за счет того, что во взаимодействии и контакте каждая общность присваивает другую, неизвестную для нее традицию и историю, формируя новую базу традиции.
  • В области институционалъно-сферных взаимодействий асимметричный контакт — это присвоение одной общностью опыта действия в сфере общественной практики, разработанного другой общностью, а симметричный контакт — формирование нового способа действий одновременно в нескольких сферах общественной практики и социальных институтах.
  • В области инструментально-технологических взаимодействий асимметричный контакт — это присвоение членами одной общности незнакомого им принципа, средства действия, используемого членами другой общности, а симметричный контакт — формирование синтетического способа действия, основанного на объединении возможностей движения первой и второй общности.
  • В области антропологических взаимодействий асимметричный контакт — это присвоение членами одной общности нового видения, принципов идентичности, установок сознания и образцов поведения, культивируемых членами другой общности, а симметричный контакт — формирование новых принципов идентичности и структуры сознания в результате синтеза антропологических образов одной и другой общности.

Данные представления о взаимодействии разных общностей друг с другом могут быть представлены в таблице, приведенной на следующей странице.

Дорогие Разведчик и Следователь! Как бы вы могли схематизировать и представить схематически содероюание данной таблицы?

Осуществление каждого из этих контактов предполагает использование специальных средств схематизации, обеспечивающих, соответственно, либо процесс заимствования, либо процесс передачи, либо процесс синтетического формирования нового способа действия. Именно в подобной ситуации решение задач позиционной схематизации становится особенно значимо и принципиально.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь