Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет культурологии. Понятие культуры и цивилизации.



Вопрос 1.

Предмет культурологии. Понятие культуры и цивилизации.

Культурология – это наука, предметом исследования которого является различные процессы, имеющиеся в обществе. Изучает наиболее общие закономерности развития культуры.

Принципы её функционирования:

Взаимосвязь

Взаимозависимость

Культурология также изучает качественную специфику локальных и региональных культур, их связь преемственность других культур, выявшая общие тенденции единого культурного процесса человечества, раскрывая как особенности современной цивилизации так и истории развития культуры.

Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать или возделывать.

Культура - это общечеловеческое понятие. Отметим самые распространенные: ценностный (культура как совокупность ценностей); деятельностный (совокупность форм деятельности); поведенческий (совокупность форм поведения); релятивный (человеческие отношения); нормативный; (совокупность норм); знаковый (совокупность знаков); когнитивный (деятельность сознания); игровой (совокупность игр); информационный(культура как информация).

Культура бывает: духовной и материальной

Духовная и материальная диалектики взаимосвязано воздействуют друг на друга и не могут существовать в отрыве одна от другой.

Материальная культура основывается на неклассовой структуре, а духовная - на едином и понятном всем членам данного сообщества на одном языке.

Цивилизация - это определенный уровень развития материальной и духовной культуры. Культура может существовать как цивилизованным, таки нецивилизованным способом.

Оскар Шпенглер (1880-1936) - “Закат Европы”

Культура теряет свою душу. Проявляется массовая культура

Арнольд Тойби (1895-1936)

Он считал, что в современном мире одновременно существует 5 цивилизаций: Китайская, Индийская, Исламская, Западная и Русская.

Античная культура - это колыбель западной цивилизации

Цивилизация рассматривается исследователями как внешний, по отношению к человеку, мир, воздействующий на него, но и противостоящий ему, в то время культура всегда являлась внутренним достоянием человека.

 

Вопрос 2.

Культура как система.

Культура сложна и многообразна. Она проявляется по-разному, пронизывает всю человеческую историю, жизнь каждого человека. Именно поэтому ее изучают самые разные науки. Культурология изучает всю культуру как целостность.

Наука XX века стала рассматривать сложные объекты как целостность, определив их как систему.

Система (в переводе с греческого – целое, составленное из частей, соединение) совокупность связанных друг с другом элементов, образующих определенную целостность, единство.

Одна из первых попыток рассмотрения культуры как системы принадлежит Л. Уайту. В своих работах «Наука о культуре», «Понятие культуры», «Эволюция культуры» он рассматривает культуру как целостную саморазвивающуюся систему материальных и духовных элементов. Сложность реализации системного подхода к культуре в том, что все элементы культуры сами по себе сложные системы: искусство, наука, религия, мораль, мифология и др.

Культура – сложная саморазвивающаяся система. Но она сама является одной из подсистем более сложной системы – общества. Следовательно, культура как система, как целостность существует и развивается в связи с обществом и в зависимости от общества. В то же время общество испытывает влияние культуры как одного из образующих его элементов.

Но общество состоит из многих входящих в него элементов, имеет много подсистем: экономическую, политическую, социальную и др.

Культура связана с ними и взаимодействует прямо или косвенно. И если одна, а тем более несколько подсистем длительное время испытывают запредельные нагрузки, начинает разрушаться сама система. В нашем обществе разрушение экономики, изменение политической системы привело к разрушению всей системы, нарушению функционирования всех ее подсистем, в том числе и культуры.

Системный подход, давая возможность представить культуру целостно, помогает выявить специфику разных ее элементов, их взаимосвязь и влияние друг на друга. Это позволяет понять культуру как специфическую форму жизнедеятельности, принципы культурных связей, культурные институты, культурные образцы, которые определяют систему культуры.

 

Вопрос 3.

Вопрос 4.

Греческая архаика. Полис. Идеал античности.

Греческая архаика- период, наступивший вслед за «тёмными веками». Наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита). Началом архаического периода следует считать резкий рост населения, материального благосостояния и «интеллектуальную революцию» греческой культуры. Концом архаического периода считается вторжение Ксеркса в 480 г. до н. э. Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи. В вазописи достиг расцвета чернофигурный стиль и краснофигурный стиль. В керамике ориентализирующий стиль, в котором заметно влияние искусства Финикии и Сирии, вытесняет прежний геометрический стиль. В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта: «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос — так называемые «волосы-шлем». В эпоху Архаики сложились дорический и ионический архитектурные ордера. В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора). Скульптуры изготавливаются из известняка, мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Полисное устройство в Греции складывается в Архаический период. “На основе отделения ремесла от земледелия расцветает античный полис — город-государство, в котором входящие в полис сельские местности экономически и политически подчинены городу»- Профессор Чанышев. Важным этапом в истории становления многих древнегреческих полисов был синойкизм — объединение нескольких первичных общин в общем городском центре. Синойкизм способствовал формированию полисного правительства. История ряда древнегреческих государств и история Рима на определенной ступени его развития — это история отдельных полисов. В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и Космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и Космосом. Добро - результат знаний, Зло - результат незнаний. Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире.

Вопрос 5.

Греческая классика.

Период греческой классики (V в. - Конец IV в до н. Э.) Связан с Афинами. В течение первой половины V в. до н. е. продолжалась борьба греческих городов с персами. За это время был организован союз 200 греческих городов во главе с Афинами, ставший Афинским государством. Расцвет Афин связывается с правлением стратега Перикла (444-429 pp. До н. Э. - " Перикла золотой век" ), вокруг которого группировалась интеллектуальная элита (драма тург Софокл, архитектор Гиподам, Историк Геродот, выдающиеся философы того времени). Это период развития крупного греческого театра (Эсхил, Софокл, Еврипид, комедиограф Аристофан), который воспитывал чувство достоинства и ответственности, культивировал моральную и физическое совершенство. Театр Древней Греции - одно из блестящих достижений античной культуры. Его возникновению способствовали соревнования греков в игре на кифаре и лире, а также Дионисийские мистерии, сопровождавшиеся пением, который вызвал " священный экстаз".

Грекам нравился театр за его катарсис, который обеспечивал зрителям большая греческая трагедия. ее основу составляли напряжений, непримиримый конфликт, борьба сильных характеров, страстей, которая причем всегда приводила к гибели одной из сторон. Наивысший расцвет трагедии пришелся на V в. до н. с. Выдающийся драматург Эсхил (525- 466 гг. До н. Э.), Начиная с трилогии " Орестея" (" Агамемнон", " Орест", " Хоэфоры" ), в основу своих трагедий положил вопрос о судьбе человека, который попадает в ситуацию неразрешимого конфликта. Еще из поэзии Гомера в греческую традицию вошло представление о высоком силу, которой подчиняются сами боги - это судьба.

Архитектура V в. до н. е. находилась в гармонии со средой, была пропорциональной человеку и насыщенной скульптурой. Наиболее распространенной темой статуи оставался образ атлета. В классический период греческая скульптура не имела индивидуальных черт: греки стремились передать родовую красоту человека. Найвидатииший скульптор Афин Фидий передал ее в образах Афины-Парфенос и 7-метровой бронзовой статуи Афины-Воительницы (Афины-Промахос), которая с копьем и щитом в руках стояла на Акрополе, а также в 13-метровой статуи Зевса для его храма в Олимпии.

Третий выдающийся скульптор этого периода - Поликлет - создал обобщенный художественный образ атлета, который в дальнейшем стал образцом (" Дорифор", " Диадумен»).

В архитектуре поздней классики (410-350 гг. До н. Э.) Теряется чувство меры и проявляется стремление к грандиозному, внешне блестящего. В Эфесе в середине IV в до н. е. был отстроен когда сгоревший храм Артемиды, считавшийся одним из семи чудес света. К последним относятся и огромная гробница царя Мавсола в Галикарнасе. Тогда же строилось много сооружений для зрелищ: в частности, известный театр в Эпидавре для 10 тыс. Зрителей. Античная греческая музыка была единогласной, преимущественно вокальной. Наиболее распространены ее виды - хоровой унисонный слов и сольное исполнение в сопровождении музыкальных инструментов (кифары, авлос). Греческая музыка сначала в значительной мере была связана с культом (дифирамбы в честь Диониса, посвященные Аполлону пеаны т.п.), но постепенно приобрела самостоятельное значение. Обучение музыке вошло в систему воспитания детей. Пение в и игра на музыкальных инструментах стали составной гимнастических и художественных (так называемых музыкальных) соревнований - Олимпийских и Пифийских игр и тому подобное. Большую роль играла музыка и в античном театре. Греческие поэты и драматурги были и композиторами (Пиндар, Сапфо, Эсхил, Софокл и др.). Терминология Древней Греции - " музыка", " ритм", " гармония" и др. - До сих пор употребляется в музыкальной практике.

Вопрос 6

Вопрос 7

Вопрос 8.

Вопрос 9.

Вопрос 10.

Рыцарство.

История появления.

Создателем и носителем рыцарской культуры являлось военное сословие, зародившееся еще в VI - VIII вв. Рыцарство, особый привилегированный слой средневекового общества, на протяжении веков выработало собственные традиции и своеобразные этические нормы, собственные воззрения на все жизненные отношения. Становлению идей, обычаев, морали рыцарства способствовали во многом Крестовые походы, его знакомство с восточной традицией.

Причины:

До 11 в. была феодальная раздробленность. Войны закончились. Рост сословного самосознания. Попытка отобразить духовную любовь.

11-13 вв. к требованию к рыцарю добавляется:

1) кодекс поведения

2) Способность на тонкие чувства

3) Покровительство слабым

4) Умение писать стихотворения, играть на инструменте

Куртуазная литература:

Рыцарские нравы и куртуазная любовь нашли отражение в средневековой литературе и музыке. И, наряду с церковно-христианскими строгими произведениями и патриотическим эпосом о древних героях, стали появляться романы о рыцарской любви с обязательным культом дамы (например, «Тристан и Изольда» Готфрида Страсбургского).

Рыцарские добродетели:

-благородное происхождение(из древнего рода)

-сила-храбрость воина

-постоянная забота о славе рыцаря

-верность (богу, слову, своему господину, товарищам)

-внешняя красота, дополненная красотой костюма, доспехов, вооружения

-щедрость - рыцарь должен был дать долг

-благородство в бою, великодушие к сопернику

-служение прекрасной дамеДевиз рыцаря: " Сражаться и любить." Идеал рыцаря далек от христианского образа, но преломлял христ. добродетеля*Жизнь простого народа была пронизана религиозностью до мелочей. Потребность в психологической разгрузке, веселье удовлетворялось в праздничные дни, когда организовывались карнавалы, в процессе которых люди высмеивали всё высокое в христианстве, богохульствовали. Так появилась “Смеховая культура” (шуты, смехачи)

Вопрос 11.

Средневековое образование, наука и культура.

*Знания и наука были подчинены божественному откровению -> принцип: Святой Августин: " Верую, чтобы понимать."

*Занятия ученых сводились к толкованию символов, чисел, священного писания

*Стимулом интеллектуального развития средневековой Европы стало появление университетов. (В основном шли учиться юноши)

-богословие, латинский

*Студенты проводили диспуты на занятиях (на тему Бога, религии)

Формировался схоластический идеал знания, где высокий статус приобрели рациональные знания и логическое доказательство, поставленные на службу Богу и церкви

Средневековая наука не предполагала открытий, она делилась на низшую, основанную на познавании способностей человека и высшую - божественные знания

•Низшая(человек)

•Высшая(божественное откровение)

*Применялись водяные и ветряные мельницы, изобретены хомут, подкова, подъемники для строительства

Литература. (религиозная)

Появление светской литературы:

-рыцарские романы

-сатирические городские повести

-куртуазные (придворные) приключенческие романы

-любовная лирика трубадуров

Особенности

-изображался реальный существующий человек, под него подгонялся идеальный образ

Народная поэзия

Франция - труворы, ваганты, миннезингеры

Вопрос 12.

Вопрос 13.

Литература эпохи Возрождения. Титаны Возрождения.

Литература эпохи Возрождения — крупное направление в литературе, составная часть всей культуры эпохи Возрождения. Занимает период с XIV по XVI век. Термин Возрождение означает обновление, обращение художников, писателей, мыслителей к культуре и искусству античности, подражание её высоким идеалам.Говоря о Возрождении, мы говорим непосредственно об Италии, как носительнице основной части античной культуры, и о так называемом Северном Возрождении, которое проходило в странах северной Европы: Франция, Англия, Германия, Нидерланды, Испания и Португалия.

Для литературы Возрождения характерны уже вышеизложенные гуманистические идеалы. Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма, который так и назван, «реализм Возрождения» (или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического, социалистического.

Титаны Возрождения: Данте (1265-1321) - “Божественная комедия”, Франческо Петрарка (1304-1374) - “Идеолог гуманизма”, Боккаччо (1313-1375) - “Декамерон”, Шекспир (1564-1616), Лопе де Вега - “Собака на сене”

Вопрос 14.

Наука в эпоху Возрождения

Возрождение, или Ренессанс – эпоха в истории культуры Европы между Средними веками и Новым временем, примерно с начала 14 века до конца 16. Эпоха Возрождения характеризуется в первую очередь освобождением науки и культуры от влияния церкви и появление философского течения гуманизма, рассматривающего человека, его личность, его свободу и созидающую деятельность как высшую ценность. Противодействие со стороны церкви (инквизиция) подвергла гонению многих ученых, в том числе Николая Коперника, Джордано Бруно и Галилео Галилея. Наука Возрождения мало отличалась от искусства, поскольку была результатом личного творческого поиска мыслителя.

Авторитет науки существенно отличался от авторитета церкви, так как он пользуется средствами исключительно интеллектуальными, не опирающимися на аппарат принуждения, а также не провозглашает свои суждения абсолютно верными и неизменными.

Самый большой толчок к развитию науки дало изобретение книгопечатанья. Вернадский считал, что именно книгопечатанье является границей, с которой началось развитие науки, так как ему отводится важнейшая роль распространения знания. В средние века отдельные открытия исчезали в борьбе с церковью. Лишь некоторые из этих открытий распространились спустя несколько веков, сохранившись в виде рукописей и приборов.

Книгопечатанье было изобретено Иоганном Гуттенбергом в Германии в середине 15 века. Первоначально он занимался шлифовкой и изготовлением зеркал, а также шлифовал полудрагоценные камни. К 1440 году он разработал «искусственное письмо» – способ нанесения текста на бумагу с помощью механического станка. Он изготавливал из металла выпуклые буквы – литеры, которые представляли собой зеркальное отображение обычных букв латинского алфавита. Из букв набирались целые строки и листы, которые удерживались специальной рамкой. Литеры покрывались краской, делался оттиск на бумаге и через небольшое время, которое требовалось для высыхания краски, лист будущей книги был готов. Дело было долгим, но, тем не менее, позволило многократно увеличить скорость выпуска по сравнению с переписыванием от руки. До своей смерти в 1468 году он успел изготовить несколько видов шрифтов и отпечатать ряд текстов по религии и философии.

Важную роль книгопечатанье оказало на Реформацию, начавшуюся в 1517 году и закончившегося образованием протестантской церкви. Выпуск печатных листовок позволил быстро и наглядно донести свои взгляды до народа.

Леонардо да Винчи

Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни – колесцовый замок для пистолета. Он был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в 19 веке. Он предложил систему телескопа с двумя линзами, воплощенную позже Кеплером. Он также был одним из первых, кто изучал анатомию, делая вскрытия тел людей и животных. Подобные исследования других ученых легли в основу анатомии, основанной Андреасом Везалием в 1543 году, и физиологии, основанной Уильямом Гарвее в 1628 году. Леонардо да Винчи также приписывают изобретения велосипеда, парашюта, прожектора и многих других. Его труды дошли до нас в разрозненном виде на около 7000 страницах.

Важнейшим научным событием 16 века стала коперниковская революция в астрономии. Польский астроном Николай Коперник в трактате «Об обращении небесных сфер» от 1543 года отверг господствующую геоцентрическую птолемеевско аристотелевскую картину мира. Он не только постулировал вращение небесных тел вокруг Солнца, а Земли еще вокруг своей оси, но и впервые подробно показал, как, исходя из такой системы, можно лучше объяснить все данные астрономических наблюдений. В 16 веке эта система не получила поддержки в научном сообществе. Убедительные доказательства привел Галилео Галилей, защищавший теорию Коперника с 1611 по 1633 года, когда инквизиция заставила его отречься от этой теории. Гелиоцентрическая система была признана церковью только в 1835 году.

Вопрос 15.

Вопрос 16

Вопрос 17.

Культура эпохи барокко

Культура эпохи барокко – была одной из самых неповторимых эпох в мировой художественной культуре. Она была драматична, интенсивна, динамична, контрастна и, одновременно гармонична и целостна. Для нашей эпохи, которая смутна, неопределенна, гипердинамична, которая ищет стабильность и упорядоченность, — культура эпохи барокко слишком близка по духу.

Отметим некоторые исторические предпосылки развития культуры эпохи барокко в 17 веке.

Драматизм и напряженность мировосприятия, интенсивность духовной жизни ощущается через века. Искусство эпохи барокко знаменито драматургией Шекспира, архитектурным ансамблем барочного Рима, живописью Рубенса, Рембрандта.

Стиль барокко является временем от “Гамлета” до смерти Баха. Рождение эпохи было прорывом в будущее.

Западная Европа находилась в новой фазе экономических и политических отношений, которые принесли с собой новую культуру. Этому периоду свойственно развитие и борьба феодальных и капиталистических отношений, которое привело к столкновению мировоззрения двух классов.

Идеологическим плацдармом для нового стиля являлось ослабление духовной культуры, раскол церкви (на протестантскую и католическую), борьба разнообразных вероисповеданий, отображающих интересы различных классов. Католическая вера выражала феодальные отношения, а протестантская вера буржуазные. В данной тяжелой, динамической, драматической атмосфере рождается новый стиль — новая культура эпохи барокко.

Основными характерными чертами культуры эпохи барокко являлись:

1. Развитие религиозной тематики;

2. Высокая эмоциональность;

3. Контрастные и эмоциональные образы;

4. Черты динамизма;

5. Поиск единого целого в противоречиях жизни;

6. В архитектуре преобладание овальных линий в зданиях;

7. В скульптуре подчинение общему декоративному оформлению;

8. В живописи минимизация прямолинейной перспективы, акцент на “бесконечности” пространства;

9. В музыке появление циклических форм (сонаты, концерты), оперы.

В культуре эпохи барокко произведения искусства как бы желают соединиться с другими. Можно сказать, что творцы эпохи барокко мыслят и как скульпторы, и как архитекторы, и как декораторы одновременно.

Изначально очагом культуры эпохи барокко являлась Италия. Для неё — это период медленного заката многовекового прекрасного искусства. Самым ярким образом стиль проявлялся в архитектуре, для которой свойственно:

1. Усиление образов в основном в работах над фасадами. Фасад является декорацией, которая связана со зданием. Колонны выступают вперед, превращаются в плоские пилястры. Оригинальные окна являлись либо пролетами, либо изобразительными элементами (к примеру, в дворце Цуккары, окна есть раскрытой пастью чудовища).

2. Стилизация привычных форм под другие (к примеру, церковь Сант-Иво Баррамини. План здания выглядит как пчела).

3. Разнообразного рода излишества (проявляются в детализации, в обилии украшений).

эпохи барокко.

В начале 17 века происходит возрождение страны. Культовая архитектура впитывает черты итальянского барокко: в оформлении фасадов используют декор, который играет самостоятельную роль, применяют скульптуры, пластическую орнаментацию. К примеру, церковь святого Карла Барромея в Антверпене (1614-1621 гг.).

. В интерьере церкви стиля барокко ей принадлежит более весомая роль, чем живописи. Если учесть, что архитектура и скульптура были тесно связаны с немецкой традицией, то позиция живописи была достаточно сложной. Ослабление национальной традиции было трагической особенностью того исторического периода. Закономерным явлением было то, что живописцы ориентировались на другие европейские школы. Очень удивительной была музыка Германии, которая предоставляла разнообразные жанры и подарила миру истинного гения, И.С. Баха. В инструментальной музыке 17 века орган занимал одно из почетных мест.

Искусство Англии как составная часть культуры эпохи барокко

17 век был противоречивым и сложным для музыки Англии. Творческое наследие музыки было мощным и неповторимым. В нём присутствовали традиции многоголосья, разработки полифонических форм. Но определённого исторического продолжения не получило. Движение идеи затормозилось и прерывалось из-за особенных исторических обстоятельств. Стиль барокко также выражался в литературе. В то время, когда скульптура, архитектура и живопись имели стремление к единству, в литературе можно было прослеживать похожие тенденции: лирика стремилась к величественности, монументальности. Одновременно ей была свойственна детализация и орнаментика.

Театральная жизнь была характерна:

1) условностью, витиеватостью стилей;

2) своеобразным языком с употреблением простонародных слов;

3) динамикой действий;

4) сложной композицией;

5) напыщенностью, аффектацией.

Искусство Руси, как составная часть культуры эпохи барокко

На Руси Барокко стало ведущим направлением искусства, только начиная с 18 века. В формах барокко воплощались классические традиции западноевропейского искусства, они позволила осуществить переход от старого художественного типа мышления к искусству Нового Времени.

В итоге, культура эпохи барокко занимает огромное культурное пространство, это рубеж 16-17 веков и до конца 18 века. Её появление было закономерным процессом с точки зрения истории, он был подготовлен всем предшествующим развитием. Стиль барокко обрел свое воплощение в различных странах по разному, он выявлял их национальные особенности и в тоже время подготавливал их к новой эпохе — Просвещению. Культура эпохи барокко живет и в наши дни. Мир её так же безграничен, как и мир души человека.

 

Вопрос 18

Вопрос 19

Вопрос 20

Вопрос 21

Вопрос 22

Вопрос 24.

“Обмирщение” культуры России в 17 веке. Развитие светских начал в науке и образовании.

17 век начинается со смутного времени, крестьянские войны, начинается укрепление и развитие. В 17 веке завершается история средневековой культуры, зарождаются элементы культуры нового времени для которой характерен процесс всестороннего обмирщения -проникновение в культуру светских начал.

Школа и просвещение:

-грамоте обучают в семье и в основном мальчиков

-появляются светские буквари (Истомин, Симеон Полоцкий)

-в Москве появились средние школы (ин. яз., 1627г- всесословная лютеранская школа в немецкой слободе)

-40е г. 17 в.-частная школа боярина Ртищева для молодых бояр

-1687г. – 1ое высшее учебное заведение “Славяно-греко-латинская академия” для чиновников и высшего духовенства подготовки

-научное знание сохраняло практический характер

 

Вопрос 28

Общественная мысль и литература в России в 18в.

В годы, «когда Россия молодая мужала с гением Петра», русская культура стремительно европеизировалась, обмирщалась (приобретала светский, в отличие от религиозного, характер), включалась в плодотворный процесс взаимодей ствия с культурами других стран. Петр верил в преобразующую силу государства, ломающего старые обычаи и насильственно внедряющего новые нравы. Бритье бород, запрет традиционной одежды, введение европей ского покроя военных и чиновничьих мундиров, принуждение знати к обязательному посещению ассамблей, приобщение женщин к светскому образу жизни, направление тысяч молодых дворян на учебу за границу, издание книг, учивших юношество светскому обращению («Юности честное зерцало», 1717), — все это радикально изменило быт придворной знати и дворянства, чиновничества и купечества, вынужденных — нередко вопреки желанию и скрывая раздражение — подчиняться воле монарха, стремившегося одним прыжком преодолеть расстояние, отделявшее Россию от Европы. Петровские преобразования предопределили характер и направления развития русской культуры в XVIII в.

В XVIII в. в России сложилась система светского образования. Начало было положено созданием Школы математических и навигацких наук в Москве (1701). За ней последовали медицинские, горные, кораблестроительные, инженерные школы, а также цифирные школы для начального обучения. По замыслу Петра!, при Академии наук должны были работать гимназия и университет. Однако первым в России стал основанный в 1755г. по инициативе М. В. Ломоносова Московский университет" »

Отличительная особенность системы образования в XVIII в. — ее сословный характер. Учреждались закрытые учебные заведения для дворян (Шляхетский корпус, 1731, Смольный институт благородных девиц, 1764), духовенства (духовные семинарии и академии), купечества (коммерческая школа), солдат (солдатские школы). Лишь си > циальные школы, дававшие профессиональную подготовку в области медицины, горного дела, ремесот и др., не были сословными. Решающим шагом в создании единой системы образования стало учреждение в 80-х гг. общеобразовательных школ: четырехклассных главных народных училищ в губернских городах и двухклассных малых народных училищ в уездных центрах.В литературе XVIII в. торжествовал классицизм, ориентировавший ся на античные художественные образцы и гражданские доблести. Его ярчай шими представителями были М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, Г. Р. Державин, А. Д. Кантемир, Д. И. Фонвизин, М. М. Херасков и др. В конце века его сменил сентиментализм, обративший ся к переживаниям и чувствам отдельного человека («Бедная Лиза», «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина).

Вопрос 29

Вопрос 30.

Вопрос 31.

Вопрос 32.

Великая русская классическая литература 19 века.

Глубоко самобытная великая русская литература прошлого никогда не была национально замкнутой. Лучшие русские писатели, у которых было высоко развито чувство родины, с истинной заинтересованностью открывали для себя богатейший исторический и духовный опыт, накопленный литературой разных времен и народов. Все мировое искусство, начиная с античности и кончая живой современностью, было в поле их зрения, давало им материал для творческих размышлений. Русская национальная культура в 19 веке достигла в искусстве, литературе, во многих областях знания высот, определимых словом «классика».

Наиболее благоприятным и плодотворным XIX в. оказался для художественной культуры, которая переживала невиданный подъем и расцвет и стала классической. Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм. Главная роль принадлежала литературе.

Основоположником и центральной фигурой сентиментализма в России был Н.М. Карамзин. В повести «Бедная Лиза» он ярко показал характерные черты данного направления в искусстве: внимание к простому человеку раскрытие его внутреннего мира чувств и переживаний, воспевание «естественной простоты» патриархального уклада жизни. В той или иной мере сентиментализм присутствовал в творчестве многих русских писателей, однако как самостоятельное направление он не получил широкого распространения.

Романтизм имел гораздо большее влияние и распространение. В нем существовало несколько течений. Тема гражданственности, патриотизма и свободы наиболее сильно выражена в произведениях поэтов-декабристов: К.Ф. Рылеева, А.И. Одоевского, В.К. Кюхельбекера. Гражданские и вольнолюбивые мотивы звучат также в творчестве А.А. Дельвига, И.И. Козлова, Н.М. Языкова. Глубины и состояние духовного мира с налетом фантастики и меланхолии составляют содержание произведений В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Философская лирика, глубокий психологизм, славянофильские идеи и трепетная любовь к России нашли выражение в творчестве Ф.И. Тютчева и В.Ф. Одоевского.

К началу 1830-х гг. в русской литературе утверждается реализм и становится главным направлением. В его становлении важную роль сыграло творчество А.С. Грибоедова и И.А. Крылова. Однако самыми великими именами русского реализма, всей русской литературы и культуры являются А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

Русская литература 19 века заслужено названа " золотым веком». Даже несведущий в литературе, не сможет возразить. Она стала законодательницей литературной моды, стремительно ворвавшись в мировую литературу. " Золотой век" подарил нам многих известных мастеров.

XIX век – это время развития русского литературного языка, оформившегося в большинстве своем благодаря А.С. Пушкину. Он начался с расцвета сентиментализма и постепенного становления романтизма, особенно в поэзии. В этот период много поэтов, но главной фигурой того времени был Александр Пушкин.

А.С. Пушкин стал родоначальником русской словесности, создателем русского литературного языка. Именно в его творчестве русский язык впервые предстает действительно великим, могучим, правдивым и свободным. Его ранние произведения — «Руслан и Людмила», «Цыганы», «Кавказский пленник» и др. — находятся в русле романтизма.

Затем он переходит на позиции реализма. В его творчестве представлены все виды и жанры литературы. В поэзии он выступает как певец свободы.

Его восхождение на олимп литературы началось в 1820 году с поэмы «Руслан и Людмила». А «Евгений Онегин» - роман в стихах назвали энциклопедией русской жизни. Эпоху русского романтизма открыли его романтические поэмы «Медный всадник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыгане». Трагедия «Борис Годунов» и повесть «Капитанская дочка» посвящены значительным событиям в истории России.

А.С. Пушкин был не только великим художником, но и выдающимся историком и мыслителем. В споре с П. Чаадаевым он дает более тонкое, глубокое и убедительное понимание места и роли России в мировой истории. Критически оценивая существующие в России азиатское невежество, дикий произвол и насилие, бесправие народа, он выступает против насильственных способов изменения существующего положения. А.С. Пушкин оказал огромное влияние на все последующее развитие русской литературы, философии и всей культуры.

Для большинства поэтов и писателей А. С. Пушкина был учителем.

Традиции, заложенные им в создании литературных произведений, продолжали многие из них. Среди них был М. Лермонтов. С общественно-политической жизнью страны была тесно связана русская поэзия того времени. В произведениях авторы пытались осмыслить и развить идею своего особого предназначения. Они призывали власть прислушиваться к их словам. Поэт того времени считался пророком, проводником божественной истины. Это можно проследить у Пушкина в стихотворении «Пророк», в оде «Вольность», «Поэт и толпа», у Лермонтова «На смерть поэта» и многих других. В 19 веке огромное влияние на всю мировую литературу оказывали английские исторические романы.

Также для литературы Золотого века были свойственны и философские концепции. Наиболее ярко они проявляются в творчестве М. Ю. Лермонтова. На протяжении всего своего творческого пути, автор восторгается декабристскими движениями, отстаивает права и свободы человека. Стихи Лермонтова были насыщенны оппозиционными призывами и критикой императорской власти. Золотой век русской классики был представлен также в драматургическом жанре.

На протяжении 19 века основными художественными типами были тип «маленького человека» и тип «лишнего человека».

От 19 века литература унаследовала сатирический характер и публицистичность. Это прослеживается у Гоголя в «Мертвые души», «Нос», в комедии «Ревизор», у М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», «Господа Головлевы».

Становление русской реалистической литературы происходит с середины 19 века. Она остро реагировала на общественно-политическую ситуацию в России. Между славянофилами и западниками возникает спор о путях исторического развития страны.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.098 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь