Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные непсихологические источники, повлиявшие на психодраму



Психодрама и религия

Первоначально психодраматические идеи Морено развива­лись в рамках его духовных представлений, сопряженных с тео­логией и космологией. Эти идеи впоследствии сохранятся (во всяком случае у Морено и его апологетов), хотя и обретут более психологизированную форму. Современную ему религию, точ­нее, религиозную практику Морено критиковал за оторванность от человека. Она, по мнению Морено, обращает человека к ре­зультату божественного творения, а не к его процессу. Главное же, по Морено, — стремление к «встрече» с Богом тогда, когда Он пребывает в начале творения и творит. В этом плане основ­ное для Морено понятие — «искра Божья», космический источ­ник творчества. Спонтанность (это понятие подробнее обсудим позже) в этом аспекте означает активную причастность к боже­ственному творчеству. В человеке живет желание быть Богом, обрести состояние, названное основателем психодрамы «Я-Бог». Я-Бог — третья стадия эволюции искры Божьей; первая — Он-Бог — воплощена в отделенном от людей Яхве Ветхого Завета, вторая — Ты-Бог — воплощена в Иисусе, богочеловеке, к кото­рому можно «обратиться лично». Третья стадия — Я-Бог — еще предстоит; Морено полагал возможность ее начала с пробужде­нием креативности и спонтанности человека, призывая к «нор­мальной мегаломании».

В целом же Морено испытал влияние идей и образов, воз­никших в различных конфессиях. Библию Морено рассматри­вал как «психодраму Бога»; на него произвели неизгладимое впе­чатление призывы Иисуса к единству и любви, в Нагорной проповеди он видел пример одной из базовых техник психодрамы — «обмена ролями»; Будда для него воплощал принцип «здесь и теперь». Собственную позицию Морено обозначил как «позитивную религию», предполагающую особое измерение личности — космодинамику, сопряженную с божественным творчеством.

Психодрама и философия

Философская позиция Морено эклектична. Легче отследить линии философского влияния, нежели сформулировать в сис­тематизированном виде идеи самого Морено.

Прежде всего отметим влияние экзистенциализма, начиная с идей его предтечи Серена Кьеркегора. Однако Морено ближе не «монологический» экзистенциализм Кьеркегора, а экзистен­циализм «диалогический», ярко воплощенный Мартином Бубером, особенно в знаменитой работе «Я и Ты». Мы уже отме­чали вероятное взаимовлияние Морено и Бубера; Г. Лёйтц приводит примеры текстуальных совпадений, в частности в сти­хах того и другого. Едины для обоих идея диалога между Богом и человеком, идея равнозначности Я и Ты как условия настоя­щей «встречи», размышления об опасности прагматического отношения к Богу как к идолу, обоснование необходимости од­новременности встречи и обособленности. Наряду с этим большое впечатление на Морено произвели некоторые идеи Карла Маркса, в частности идея социальной сущности человека и идея отчуждения. Первая явилась основой концепции «соци­ального атома» (об этом ниже), вторая проинтерпретирована Морено не в экономическом плане, а как утрата спонтанности. Отмечается также близость взглядов Морено представлениям Спинозы о многообразии единой Природы, идее Дильтея о по­нимании как метода наук о духе, позиции Джеймса относитель­но множественности аспектов реальности, многообразии и роли особого опыта, континууме космического сознания.

Психодрама и театр

Предшественником психодрамы был созданный Морено в 1920-е годы театр импровизации. Как отмечал Морено по­зднее, непосредственное влияние на него и в плане театра им­провизации, и в плане собственно психодрамы оказала русская театральная школа, в особенности идеи К. С. Станиславского и М. Чехова. Из идей Станиславского близки Морено призыв следовать «истине страстей» (у Морено — принцип психологи­ческой правды в психодраме) и призыв идти от себя к роли, «под­нимаясь до нее», ставя себя на место персонажей; при этом чув­ства, переживаемые актером, принадлежат только ему (аналогия в психодраме — проживание вовне своих чувств, в том числе при участии в чужой драме в качестве выбранного на какую-либо роль, то есть «вспомогательного " я" »). М. Чехов в центр внимания ставил сочетание техники игры со спонтанностью пе­реживаний, понимая формулу Станиславского «идти от себя» как задачу найти себя в роли, воплотить в соответствующей фор­ме собственное отношение к жизни. Ведущая роль при этом отводилась интуиции и «душевной технике» актера. Сам же театр импровизации исходил из традиции рождественского мистериального театра. Морено критиковал традиционный театр за ригидность ролей, заранее определенных пьесой или сценари­ем. Театр импровизации, основанный в 1922 году и не пре­следовавший поначалу терапевтических целей, предполагал соб­ственно творение драмы и ее оформление по ходу действия. По ходу же действия создавались декорации, импровизировалась музыка, изготавливались маски, актеры общались спонтанно. Направленный терапевтический характер театр приобрел пос­ле того, как одной из актрис, страдавшей от домашних конфлик­тов, в которых она проявляла себя крайне агрессивно (а в театре она играла персонажей нежных и наивных), Морено предло­жил сыграть роль проститутки. Бурно отреагировав подав­лявшиеся чувства на сцене, она стала в обыденной жизни спо­койней и смогла наладить отношения в семье. В дальнейшем в театре импровизации шла работа, в частности, с супружескими парами (один из первых опытов семейной психотерапии), отыг­рывались социальные, национальные, международные кон­фликты (прообраз будущей социодрамы).

Теоретико-психологические основы психодрамы

Как уже отмечалось, трудно говорить о развернутой, четко сформулированной целостной психологической теории, на ко­торой базируется психодрама как метод. Келлерман говорит о влиянии на психодраму прагматизма, психоанализа, бихеви­оризма, экзистенциалистской традиции в психологии и др.

С нашей точки зрения, собственную теоретическую базу пси­ходрамы составляют три взаимосвязанных концепции Морено: теория ролей, теория спонтанности и социометрия.

Теория ролей

Отталкиваясь в 20-е годы от театральных представлений о роли (шекспировское «весь мир — театр» было исполнено для Морено символического смысла, свою психиатрию он называл шекспировской), Морено в дальнейшем разработал разверну­тую теорию ролей, вышедшую за пределы собственно театраль­ной метафоры. Приведем несколько определений роли, данных Морено:

· Роль — это единица консервированного поведения.

· Роль — это единица синтетического опыта, куда вкрапле­ны частные, социальные и культурные элементы.

· Роль — это форма функционирования, которую прини­мает индивид в определенный момент, реагируя на опре­деленную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты.

Определения вызывают очевидные ассоциации из области би­хевиоризма, за исключением второго, адресующегося к более ши­рокой сфере опыта, который включает в себя не только внешние проявления, но и внутренние движения субъекта (переживания, отношения и др.) По сути, речь идет о позиции субъекта относи­тельно бытия, что выражается, в частности, в предложенных Морено ролевых категориях. К первичным ролевым категориям относятся соматические, психические, социальные и трансцен­дентные роли. Соматические (психосоматические, соматопсихические) роли соотносятся с поведением человека как телесного существа (например, таковы роли «принимающего пищу», «осуществляющего половой акт», «сидящего на стуле»). Психические роли соотносятся со сферой интрапсихических состояний и про­цессов. Так, речь может идти о ролях «наслаждающегося», «страдающего», «задумавшегося», «растерянного» и др. Эти роли, как отмечает Лёйтц (Лёйтц, 1994), почти всегда выступают корреля­тами других ролей, влияя при этом на характер их исполнения.

Социальные роли — это роли, в которых человек выступает в отношении других людей и социальных институтов (роли «друга», «брата», «рабочего», «начальника» и т. п.). Социальным ролям соответствуют ролевые статусы, для каждой из них ха­рактерна определенная стереотипность, поскольку они относи­тельно независимы от исполнителя. Вместе с тем человек мо­жет в определенных границах отказываться от старых ролей и принимать новые, что в ряде случаев означает саморазвитие. Представление о трансцендентных (интегративных) ролях было введено Лёйтц; оно соответствует убеждению Морено относительно включенности человека в отношения с Космо­сом и соотносится с высшими аспектами бытия, в частности с ре­лигиозными убеждениями, этикой, высшими чувствами, то есть с идеей о надындивидуальном бытии. Спектр ролей на этом уровне обширен: «любящий», «творящий», «сострадающий», «жертвующий собой»... В одном из примеров Лёйтц такой ро­лью стала роль Христа, принятая Иисусом из Назарета (Лёйтц, 1994). Зерка Морено (Морено 3., 1998) предлагает несколько иную классификацию ролей: психосоматические, то есть отно­сящиеся к душе и телу, психодраматические, или фантастичес­кие, и социокультурные.

В норме в каждый момент жизни (за исключением началь­ных стадий развития) человек выступает во всех названных ро­лях. Они взаимопроникают и определяют друг друга, хотя в кон­кретной ситуации некоторые могут быть более выражены, чем другие.

Роли могут консервироваться, то есть закрепляться в стерео­типной форме (понятие «консервированная роль» относится к так называемым вторичным ролевым категориям, так как не обозначает самостоятельного вида ролей). Типичный, но не единственный пример консервированной роли — театральная роль, оставляющая (в традиционном театре) очень мало возмож­ностей для ее спонтанного изменения, вплоть до абсолютной невозможности, например, в театре Но. Консервация ролей пре­пятствует спонтанности; необходимо их обновление, что про­исходит в Игре, в том числе психодраматической.

Как явствует из вышеизложенного, понятие «роль» в теории психодрамы относится ко всем жизненным проявлениям. В свя­зи с этим развитие человека видится как ролевое развитие (дру­гой его аспект — социоэмоциональное развитие).

Рассмотрение стадий ролевого развития служит обоснова­нием важнейших техник психодрамы.

Стадии ролевого развития

1. Эмбриональная стадия (матрица органического развития). Первая и на этой стадии единственная роль человека — сомати­ческая роль паразита в материнском теле. Ребенок и мать образуют органическое единство. Уже на этой стадии Морено видит детскую спонтанность, рассматривая рождение как достижение ребенком цели и не разделяя при этом распространенных пред­ставлений о психотравмирующем характере появления на свет. В результате рождения соматическая паразитарная роль сменя­ется соматической ролью новорожденного.

2. Стадия «первой вселенной». Эта стадия включает две фазы. На фазе вселенской идентичности ребенокне различает себя и мир, равно как для него нет различия между психикой и сомой. В своей реальности ребенок тождествен с миром. Вместе с тем в отличие от предыдущей стадии ребенок вступает во взаимоотношения с ми­ром, в частности с важнейшей его составляющей — матерью. Те­перь мать и дитя образуют интеракциональное единство. В этих отношениях ребенок выступает в психосоматических ролях, самая очевидная из которых — роль воспринимающего пищу. Интерак­ции с матерью осуществляются благодаря процессам разогрева (ак­тивизации), которые разворачиваются в зонах интеракции, вклю­чающих на этой стадии определенные телесные элементы ребенка и матери (например, рот ребенка и сосок матери). Разогрев вызы­вает актуализацию ролей: детской роли сосущего молоко и мате­ринской роли кормящей. В результате возникают взаимные роле­вые ожидания. (Разогрев в терапевтическом процессе, бытийный аналог которого только что описан, будет рассмотрен ниже, при обсуждении процедур психодрамы.) В фазе вселенской реальнос­ти — во второй фазе первой вселенной — ребенок начинает раз­личать и узнавать людей и предметы.

3. Вторая вселенная предполагает различение мира реально­сти и мира фантазии. В нормальном развитии эта дифференци­ация необходима (опасность представляет возможная фиксация на одном из этих миров). Такая дифференциация приводит к по­явлению ролей нового типа — психических и социальных (на­ряду с уже появившимися психосоматическими).

4. Третья вселенная (выделенная Лёйтц) соответствует уже обозначенным трансцендентным ролям. Речь идет о новом пе­реживании единства с Космосом, но уже — в отличие от первой вселенной — в форме сознательной ему сопричастности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь