Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Исторические формы гуманизма



Представления о гуманизме и наполнении его конкретным социально-историческим содержанием менялись от эпохи к эпохе. Зачатки такого отношения к человеку возникли еще в предыстории человеческого общества - в первобытнообщинном строе. Человек всегда требовал уважения к себе, к своей чести и достоинству. Но мера этого уважения и также социальные гарантии, являющиеся основой того, что такое уважение есть социальный принцип, всегда были разными. В предыстории человека ростки гуманизма выражались прежде всего в представлениях о ценности человеческой жизни и отказа от посягательства на нее. Хотя в эту, а во многом и другие эпохи данный запрет всегда нарушался. Однако уже в родовом строе в разных системах табуирования (табу - запрет на совершение каких-либо действий), которые выступали формами социальной регламентации, этот запрет имел место.

Наиболее зримо он нашел свое выражение в известных библейских заповедях, согласно которым преступлением против общества было преступление против человека. Эти запреты формулировались как запретительные императивы типа «Не убий...», «Не укради у ближнего...», «Не возжелай имущества eгo...». В этих социальных регламентациях нашло свое отражение усиление внимания к человеку как к основе социальной справедливости.

В античной философии, в основе которой лежал принцип космоцентризма, человек рассматривался как микрокосм, малая часть великого Космоса. Согласно этому принципу жизнью микрокосма и космоса управляют одни и те же законы и посягательство на них невозможно. Духовный мир человека, его социальная сущность - все это было погружено в общие законы мироздания. Но такие качества, как мужество, духовность, справедливость, добродетели распространялись только на свободных граждан. Рабам, завоеванным народам, составлявшим большинство населения древнего мира, в этих качествах было отказано.

Гуманистические взгляды средневековых мыслителей были связаны с религиозными представлениями. Любовь к человеку, уважение ближнего, справедливость и равенство - все это рассматривалось через призму любви к Богу, Эта же любовь проповедовалась как необходимость умерщвления плоти, возвышения духа, главным наполнением которого должны были быть усмирение гордыни, почитание Бога, стремление слиться с ним. В соответствии с этим гуманизм понимался как растворение человека в Боге, слияние с ним.

Только в эпоху Возрождения оформляется воззрение, согласно которому человек ставится центр картины. Ренессанс во многом возродил античные традиции, но сделал это с новым содержанием. Новая идеология также оттолкнулась от идей первенства человеческой природы, торжества человечности как естественного качества, присущего человеку самому по себе, независимо от божественного предвидения. Но в представлениях деятелей Возрождения изначальная человечность есть уже не только и не столько продукт природы (Космоса его законов); это уже продукт социальных отношений. А они пронизаны культурой, искусством, философией, идеей торжества человеческого разу. Согласно этому, гуманизм становится выражение и идейной основой всех форм духовной культуры. Эта идеология возвышает человека и наполняется смыслом человечности и человеколюбия все стороны общественных отношений, что сказывается и нам самих общественных отношениях. Они, во всяком случае, в идеалах своего развития, опираются на ценность человека как на цель и смысл своего совершенствования. Стержневой идеей Возрождения становится идея переустройства человеческого общества в соответствии с идеалами гуманизма. Философы сочиняют трактаты-утопии, описывающие государственное устройство общества, построенного по правилам человеколюбия. Наряду с этим появляются социальные идеи, которые утверждают, что подлинной. Человеколюбие можно реализовать лишь на принципах социалистического устройства общества. Так возникают манифесты социалистов-утопистов. В них выражается протест широких народных масс против нечеловеческих условии жизни, нещадной эксплуатации, унижения человека человеком. Социалисты считали, что стоит частную собственность заменить общественной, как сразу будут преодолены невежество, зависть, вражда, бедность, соперничество и другие болезни общества. Идеи утопического социализма были дополнены идеями коммунизма, призванными выразить взгляды и чаяния пролетариата. Эти идеи были связаны с потребностью переустройства общества, уничтожения пропасти между основным производителем (рабочим классом) и средствами производства. Сопутствующими идеями та­кого переустройства являлись идеи всеобщего равенства, просвещения, эмансипации. Утверждение такого общественного строя предполагалось революционным, насильственным путем посредством уничтожения буржуазной государственной машины. В соответствии с этим, такой гуманизм получил название революционного гуманизма. Известно, что практическая реализация его принципов привела к таким социальным метаморфозам, в которых от подлинного общечеловеческого гуманизма мало что осталось. Это, в конечном счете, вылилось в диктатуру одного класса над другим, гражданские войны, массовые репрессии, господство тоталитарной идеологии, несовместимой с принципами гуманизма.

Это дает возможность сделать один важный социально-философский вывод: гуманизм, будучи олицетворением основных общечеловеческих социальных ценностей, не может быть адекватно выражен, основываясь на принципах классово-идеологической предвзятости.

Общечеловеческие основания гуманизма

Формирование новой цивилизации - антропогенной, характеризуется развитием знаний о человек и обществе. Эта ступень общественного развита основывается в большей степени на принципе антропологического детерминизма в социальных процессах. Информационное общество во главу угла ставит человека, творца и носителя информации Оно освобождает его от непосредственного участия в материальном производстве, от материальной зависимости и делает соответственно более свободным в проявлении своих творческих сил и способностей

Являясь устранением ограниченностей капитализма и социализма (коммунизма), основанных на классовых противостояниях, антропогенная цивилизация не противопоставляет человека человеку лишь по тому принципу, какое место он занимает в системе общественного производства и какими благами владеет. Такая социально-классовая база исчезает, и возникает основание для установления гармонии общественных отношений. Вместе с тем, антропогенная цивилизация содержит в себе основные достижения предыдущих ступеней общественного развития. От капитализма остается ориентация на оптимизацию производства, экономический расчет, правовое обеспечение коллективного труда. От социализма остается коллективизм, трудовой энтузиазм, бескорыстие, сознательное регулирование социальных отношений, планирование развития общества. Вследствие этого можно сделать еще один социально-философский вывод: исторические типы цивилизаций определяли и исторические типы гуманизма последний, в свою очередь, выступал критерием зрелости общественных отношений, мерой духовности общества критерием общественно-исторического прогресса.

Вопрос 74. Личность

Термин " личность" обозначает:

во-первых, человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности;

во-вторых, устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Слово «личность» производно от латинского «persona» — маска, роль актера, а всё, относящееся к личности, можно называть персональ­ным, личным. На русском языке понятие «личность» связано со словом «личина», что по «Толковому слова­рю» В.И. Даля означает накладная рожа, харя, маска, а «личный» — относящийся к лицу, особе, человеку. Действительно, слово «личность» изначально означает широко понимаемое «лицо», в значении — индивид с его человеческим свойствами, проявляемыми в поступ­ках, деятельности. Как видим, понятие личности рассматривается в связке с понятиями: индивид и человек. Понятие «человек» обозначает как весь род людей (че­ловечество), так и отдельных его представителей единичных биопсихосоциальных существ (лиц, индиви­дов). Понятие индивид, часто отождествляемое с поня­тием индивидуальности, означает отдельный человек (лицо) в своеобразии его качеств и особенностей, отно­сящийся к популяции людей (Homo sapiens). Личность предстает как человек в совокупности его социальных, в первую очередь качеств, формирующихся в разных ви­дах деятельности и общественных отношений.

Поскольку человек в своей жизни по­стоянно изменяется, его духовный мир, житейский и социальный опыт обогащаются, то логично заключить, что личность это человек в процессе его становле­ния и развития.

По вопросу о свойствах личности, ее социально значимом содержании, также существуют разные мне­ния.

Широко распространение получила так называемая ролевая концепция личности.

Фрейдистские концепции (по имени австрийского врача и мыслителя XIX в. 3. Фрейда) ведущим компо­нентом в структуре личности считают могущественное «Оно», которое, как биологический инстинкт продол­жения рода через стремления к удовольствиям полового общения, определяет главные особенности личности.

В религиозных учениях (неотомизме, персонализ­ме) главным в человеке признается душа, обладание ко­торой делает личность самодостаточной, возвышаю­щейся над низменным материальным и греховным ми­ром. Человек оказывается личностью в качестве вопло­щения божественного замысла, как духовный феномен.

Своеобразные представления о личности сложи­лись в экзистенциализме — «философии существова­ния». Ряд представителей этого течения считает, что большинство людей не могут быть личностями. Для них это — непосильная задача.

В «фило­софии абсурда» французского экзистенциалиста А. Ка­мю (XX в.) человек становится личностью, осознавая абсурдность бытия как движения к смерти во времена катастроф и поднимаясь на бунт против абсурдного ми­ра. Бунтующий человек не имеет надежды на успех, но обретает подлинное существование.

В марксизме сущность личности раскрывается че­рез деятельностный поход. Известна характеристика К. Марксом сущности человека как совокупности всех общественных отношений.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь