Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В философии сущ. 2 основных метода



Что такое философия

Слово философия происходит от греческих phileo (любить, ), и sophia (мудрость, проницательность, разумность, ум, знание) и означает любовь к мудрости. 1)Это форма общественного сознания, исторический тип мировоззрения, идей, взглядов на мир и место в нем человека. Исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.2) Это стиль мышления человека, его культура и сила абстракций, с помощью которой он способен всесторонне «рассмотреть»несуществующий предмет или проанализировать абстрактное.С точки зрения Канта: философия –учение о фундаментальных основах мира, формулирует также основные вопросы:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеется?

Что такое человек?

Цель философии – не овладение истиной, а поиск ее.

При этом она исследует все, в том числе знания, с точки их значимости для человека, с целью выяснения возможностей человека и его места в нем.

Таким образом, философия – особая форма рефлексии человека над бытием и над самим собй, которая основывается не только на мыслительно-дискурсивном способе мышления, но и непосредственно-интуитивном, художественно-эмоциональном постижении действительности. В этом и отражаются целостность и единство мира.

Содержание, метод и цель философии

 

Структуру философии образуют ее предметные уровни – онтология, гносеология, антропология, методология, социальная философия, аксиология, логика, этика, эстетика.

Предметом философии является бытие как особая сложная система с подсистемами Мир и Человек. Философия выступает как знание о закономерностях взаимоотношений Мира и Человека на всех уровнях бытия.

В истории философии конкретными вариантами философской методологии выступали : диалектика (у Платона и Гегеля), радикальное сомнение (у Декарта), априорное познание и критика разума (у Канта), материалистическое понимание истории и материалистическая диалектика (у Маркса и в марксизме)

В философии сущ. 2 основных метода

диалектический;

метафизический;

Диалектический метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Метафизический метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: • обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); • статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); • однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям)

С самого начала философия имела две разные цели, которые считались тесно связанными между собой. С одной стороны, философия стремилась к теоретическому осмыслению структуры мира; с другой - она пыталась найти и поведать лучший из возможных образов жизни.

Цель философии – не овладение истиной, а поиск ее. При этом она исследует все, в том числе знания, с точки их значимости для человека, с целью выяснения возможностей человека и его места в нем.

 

Фун-ции философии

- Мировоззренческая функция В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека.

- Гносеологичекая функция. Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания.

- Социальная функция философии в том, что с ее помощью в каждую историческую эпоху осмысливаются главные проблемы общественной жизни и перспективы дальнейшего развития общества. Через философию человечество как бы осознает само себя, свое прошлое, настоящее и будущее, свои достоинства и недостатки, достижения и потери. Философия – самосознание общества.

Социальная функция философии многообразна по своему содержанию и складывается из взаимосвязанных между собой подфункций:

1. Культурная функция.

2. Критическая функция.

3. Прогностическая функция

4. Идеологическая функция.

- Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности

Философия и мировоззрение

Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Понятие «мировоззрение шире понятия «философия». Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Мировозрение – это преимущественное чувственное, эмоциональное отношение к миру основанное на здравом смысле. Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане—мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом.

Истоки философии: мифология и религия

Для раскрытия специфики философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке, предтече философии. Мифология. Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию. Мифологическое сознание в рамках исторической эпохи было основным способом понимания мира.

С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни. Мифами наполнены мировые религии - христианство, ислам, буддизм. Итак, миф как первая историческая форма целостного понимания мира на уровне первобытного сознания был одним из важнейших источников философского знания.

Религия - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на - «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный», сверхчувственный. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического верой в существование сверхъестественных сил и их роль в мироздании и жизни людей.

Философия и идеология.

Философия всегда имеет своей возможностью создание идеологии. Идеология – это совокупность искусственно создаваемых и задаваемых идеалов. Идеалы – это цели, посредством сознания установленные и руководящие деятельностью человека. Философия же ориентирована на поиск целей. Она берет свое начало в культуре. И находит цели. Философия формирует идеологию, потому что дает ей цели. Следствием философии И.Канта является идеология гражданского общества, основанного на праве. Следствием русской религиозной философии является идеология православного общества. Следствием философии К.Маркса, точнее сказать, последовавших интерпретаций марксова материализма явилась идеология тоталитарного государства, имевшая непосредственное выражение - СССР. Философ в стороне от политики, но под влиянием философии происходит формирование идеологии. Идеология для философии в каком-то смысле предмет создания. Так как со временем идеология, созданная философией, растворяется в культуре. Философия имеет приоритет перед идеологией, так как именно она, в качестве этики, выявляет и систематически разрабатывает нормы. Итак, философия задает цели и средства, обеспечивая возможность появления идеологии.

7) Философия и наука

Две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека, реальное и нереальное. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п Связи между наукой и философией фундаментальны и многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися учеными. Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины.

Исторически можно выделить следующие этапы взаимоотношения науки и философии: 1) Натурфилософский. Возник в Древней Греции.

Философы умозрительно сочиняли картину мира, природы, опираясь на мифологию, то есть без особой опоры на науку, без доказательств.

2) Позитивистский этап (30-40 года XIX века) Позитивистский этап проходил под лозунгами: «Философия ничего конкретного миру не дает, - это выдумки, поэтому только конкретные науки дают нам позитивные знания», «Наука сама по себе философия»

Философия как методология

Все философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая методология познания и освоения мира. Но наряду с этим философия выступает, как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования. Эти два качества философии тесно взаимосвязаны между собой. Философская теория в силу всеобщности своих положений, законов и принципов выступает в то же самое время и как методология для других наук. Однако эти два качества философии не следует смешивать.

Философия античного Китая

Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этапу расцвета философской мысли - этапу соперничества “100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.

В древней китайской философии (до VII века до н. э.) господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба. Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности.

Стержнем китайской философии была триада « знание – действие – нравственность». Китайская философия – это, прежде всего, этика и политика. Этические критерии определяли здесь знание знанеи, в целом, и философию, в частности. Традиционными проблемами выступали обоснование добродетели великих деятелей и правил поведения на всех ступенях общества – от семьи до дворца. Достоинством китайской мысли была независимость от религии

Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.

Милетская школа

Миле́ тская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.).

Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.

Фалес выдвинул идею субстанции, начало всего он узрел в воде. Он впервые попытался найти физическое начало без мифов, т.е. он отвергнул мифологическое мышление. Ему впервые пришла мысль о единстве мироздания.

Анаксимандр исповедовал идею бесконечности миров. За первооснову он принял апейрон—неопределенную беспредельную субстанцию: ее части изменяются, а целое остается неизменным, это вечно живой источник новообразований.

Анаксимен считал первоначалом всего воздух.согласно ему все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модуфикации, образующиеся путем сгущения и разряжения.

 

Пифагор и его школа

Древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. По сути, это была первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии. нравственные принципы, которым следовали пифагорейцы: " Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым", " Пусть - что важнее всего - твоим главным судьей станет совесть". Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. В частности, декада отображает законы музыкальной гармонии: через нее выражаются основные музыкальные интервалы - октава (2: 1), квинта (3: 2), кварта (4: 3). Математический метод в современной науке в этом смысле является следствием популяризации и демистификации пифагорейского учения.

Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном звукоряде, отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете соответствует определенная нота, а все вместе они создают интервалы музыкальной гаммы. Ими же положено и начало музыкальной психологии: музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела.

В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка. Таким образом, пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естественной, точной и систематической наук

Теория идей Платона

Особое место в философии античной классики принадлежит философу Платону, главным стержнем и достоинством философии которого, является теория идей, которую Платон продолжал развивать всю свою жизнь.

По теории Платона какие-либо вещи физического мира имеют свои высшие причины в невидимом мире идей, и существуют только за причастности этих идей. Идеи становятся как источник бытия вещей. Задача человека, по мнению Платона, приблизится к настоящему миру - мира иерархично расположенных идей, верхнее место из которых занимает идея Блага. Идея Блага из слов Платона - причина всего правильного и прекрасного.

Согласно Платону, окружающий нас видимый материальный мир является всего лишь “тенью” умопостигаемого мира “идей”. В то время как “идея” является неизменной, неподвижной и вечной, вещи материального мира постоянно возникают и гибнут. Противопоставление материи и идей Платон дополнял противопоставлением тела и души. Тело смертно — душа бессмертна. Назначение тела — быть временным вместилищем души.

Платон верит в то, что все воспринимаемое нами предметы и вещи повседневного опыта, – есть просто видимость. Подлинной реальностью обладает только мир идей, порождающий эту видимость. Таким образом, можно сказать, что определенная черная лошадь получает свой облик от универсальной формы лошади и от идеи черноты. Воспринимаемый нами с помощью чувств физический мир находится в постоянном изменении. Универсальный мир идей, воспринимаемый умом, напротив, неизменен и вечен.

 

Философия Фомы Аквинского

Фома Аквинский ( 1225 или 1226-1274) –самый знаменитый представитель схоластики, ученик Альберта Великого. Считал, что опора на истинное философское знание - залог подлинного расцвета теологии. По-новому представил проблему соотношения философии и теологии. В философии всё решает разум, именно он обеспечивает правильность и надёжность философских доказательств. Если в теологии главный аргумент - ссылка на авторитет священных писаний и текстов, то для философии такое обращение к писанием явл. слабейшим из аргументов. Выдвинул 5 способов доказательства бытия Бога, которые опирались на идею творения. Общий ход рассуждения в них таков. Наличие вещей и таких присущих им свойств, как движение, относительное совершенство и т.п., предполагает, что есть причины, обусловливающие существование как вещей, так и их свойств. Ряд причин, порождающих вещи и их свойства, должен быть конечным, иначе вещь никогда не была бы произведена. Следовательно, должна существовать первая Причина, которая и есть Бог.

Введение понятия акта бытия, отличного от формы, позволило Фоме отказаться от допущения множественности субстанциальных форм у одной и той же вещи.

Исходным принципом в учении Аквината является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Аквинат разграничивает области философии и теологии: предметом первой являются " истины разума", а второй - " истины откровения".

Исходя во многом из учения Аристотеля, Аквинат рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как " чистую форму", " чистую актуальность". Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Именно они суть реальные сверхчувственные внутренние принципы, образующие всякую реальную вещь, все телесное вообще.

Основополагающий принцип познания, по Аквинату, - реальное существование всеобщего. В споре об универсалиях Аквинат отстаивал позиции умеренного реализма, т.е. всеобщее существует трояко: " до вещей" (в разуме Бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего), " в вещах", получив конкретное осуществление, и " после вещей" - в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения.

Философия эпохи Просвещения

Философия просвещения относится к XVIII в. Просвещение — эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Философы-просветители выступали за совершенствование общества и человека под лозунгами торжества науки и прогресса. Они ратовали за распространение знаний, за продуманное воспитание человека, который, как они полагали, по своей природе добр и его пороки обусловлены пороками общества.

Основная идея просветителей состоит не в том, что все в человеке сводится к разуму и все, что неразумно — бессмысленно, а в том, что все, что человек делает, думает, чувствует, все, во что он верит, может и должно быть осмыслено разумом.

Философы эпохи Просвещения не только продолжали классические идеи рационализма, но и формулировали новые, основываясь на критике картезианской метафизики за ее недостаточную связь с наукой и практикой. Просвещение усилило критику религиозной идеологии, опираясь на достижения науки и принципы материалистической философии. Во Франции Просвещение приняло форму материализма и атеизма, но, несмотря на это, просветительская мысль связана с деизмом, а деизм - рациональная и естественная религия. Деизм признает: существование Бога; творение Богом мира и управление им; будущую жизнь, в которой каждому воздается за добро и зло.

Среди представителей Просвещения встречались материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой познания в поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущения) и даже Божественного провидения (уповавшие на волю Бога), часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как общественный регресс.

54) Немецкая классическая философия, Кант: критичность, априоризм, трансцендентализм Немецкая классическая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством И. Канта (1724-1804), И. Фихте (1762- 1814), Ф. Шеллинга (1775-1854), Г. Гегеля (1770- 1831), Л. Фейербаха (1804- 1872).

Критичность. Первая формулировка принципов «критической» философии, охватывавшая лишь сферу гносеологии, содержится в «Критике чистого разума». В ней Кант трактовал «феноменологию вообще», «метафизику, её природу», «общие принципы чувства, вкуса и чувственного желания», «первые основания нравственности».

Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством ситуативных мотивов и императивов (общезначимые правила).

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании способов познания самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.

Априоризм - познание до опыта - априори. Характерен для идеалистической гносеологии кантианства и неокантианства. Кант считает априорными те понятия, которые порождаются только рассудком, разумом и обнаруживаются, т.е. действуют, лишь тогда, когда восприятия формируются с их помощью в понятия. У Канта чисто априорными, хотя и имеющими непонятийную форму, являются такие категории, как пространство и время; однако только с их помощью, без прибавления к ним восприятий, нельзя достигнуть никакого познания

Трансцендентализм - идеалистическое философское учение, основанное на признании каких-нибудь трансцендентальных понятий. Основные идеи: социальное равенство " равных перед Богом" людей, духовное самоусовершенствование, близость к нетронутой природе, интуитивное переживание которой ведет к Абсолюту (" сверхдуше" ) и нравственному очищению (прежде всего от " вульгарно-материальных" интересов).

Кант соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность и необходимость не из него. Однако Кант эту связь относит к необходимой априорной деятельности сознания. Выявлением этой деятельности сознания в опыте Кант называет трансцендентальным исследованием.

 

57) Диалектический метод и историзм Георга Гегеля.

Диалектический метод Гегеля: Под диалектикой в данном случае требуется понимать теорию развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий. Противоречие есть единство взаимоисключающих и одновременно взаимополагающих друг друга противоположностей. Возникающие в этом взаимоисключении напряжение, конфликт и служат источником движения и развития любой вещи. Причем развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания.

В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития – как природы, так и общества, и человеческого мышления – заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу.

Историзм Гегеля: Важная характеристика исторической концепции Гегеля – высокая оценка активности и даже творческой роли народа в развитии истории. Человеческая деятельность, мотивированная самыми разными побуждениями, интересами, аффектами, является тем единственным «орудием и средством», которым дух добивается нужного ему результата.

Прогресс в сознании свободы, составляющий у Гегеля смысловой стержень истории, ни в коем случае нельзя понимать чисто субъективно, т.е. как изменение «мнений», мышления конкретных людей.

Всемирная история по Гегелю – это шествие мирового духа, результат его деятельности. История человечества – это воплощение мирового духа и ее общей целью является развитие свободы духа, применительно к человеку и обществу. Свобода, считает Гегель, является сама в себе целью, к реализации которой стремится дух.

Возникновение философии

Точное время происхождения философ. определить нельзя, поначалу философ. была связ. с мифологией и религией. Миф-самая первая форма целостного восприятия мира, мифы были характерны для первобытного общества, чел. считал себя частью природы. В рез-те этого восприятия у чел. складывались образы, кот. носили конкретный характер, но не описывали свойств предметов. След. этапом развития философ. стала античная философ., кот., также как и мифология, целостно понимала мир. Философ. в Др. Греции возникла благодаря свободе мысли чел., кот. сущ. благодаря демократии в Др. Греции. Античная философ. носит особый хар-ер, поскольку совмещала в себе как разные типы доказательств и аргументов, так и эмоциональных приёмов, стремилась к гармонии. В 7-5 вв. до н.э. философ. знания возникали по всему миру: в Вавилоне (философ. знания о мире и места в нём чел.), Др. Египте (сильно повлиял на античную философ.), Иран (зороастризм), Индия (веданта, йога, джайнизм, буддизм, санкхья), Китай (конфуцианство, моизм, даосизм).

 

Материальное и идеальное

Материальное-это та реальность, в кот. вход. только вещи и объекты, физичес., химич. и психологич. природа, а чел. предстаёт как естественное, материальное существо. Материальная сущность мира говорит о том, что мир создан сам по себе и явл. независимым от чел. Материалисты видят материю подлинным телесным и вещественным бытием, которой противостоит сознание. Предположения о том, что материя лежит в основе всего, появились ещё в древних Греции, Вавилоне, Индии, Китае. Сегодня наука выделяет 3 вида материи: вещество, поле, плазма (состояние, в кот. нах. звёзды и др.). Материальное включ. Также категории бытия и небытия. Бытие охватывает жизнедея-сть чел., связи и действия. Небытие-категория, кот. Описывает момент возникновение одного и исчезновение другого (смерть, неосуществлённые планы).

Идеальное-это первичное по отношению к материальному, это сила, кот. направляет действия и руководит поведением чел. Материалисты считают идеальное отображением материально-вещественного мира в формах сознания и воли. Без идеального чел. не мог бы взаимодействовать с природой, созидать, а также приспосабливаться и ориентироваться в окружающем мире. В идеальное вход. понятия душа и дух. Душа-это совокупность индивидуального, неповторимых субъективных состояний и реакций человека. Дух-это накопленный опыт поколений в разных сферах жизнедеятельности.

 

81. Общее. Единичное. Особенное

Единичное-это определённое, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь или система вещей, кот. рассматриваются в их отношении как к самим себе, так и миру в целом, это однородность данной вещи с вещами того же класса.

Общее-это категория, кот. явл. отображением в сознании чел. Свойства, присущего многим или множеству единичных (отдельных) вещей и явлений; одновременно это отвлечение от всех единичных (отдельных) явлений, общее свойство (признак), на основе кот. они объед. в один класс.

Особенное-это категория, показывающ. что единичное и общее противоположны и в то же время явл. двумя сторонами бытия вещей. Особенное выступает как определённое общее и не исключенное из реальной связи вещей единичное.

 

82. Причина и следствие

Философ. Категории «причина» и «следствие» отражают взаимосвязь явлений, при кот. одно явление (причина) выз. другое (следствие), причём первым всегда возникает причина, а затем – следствие. Следует различать причину и повод и условия. Сущ. 2 вида причинной связи: 1) причин. связи, в рез-те кот. возник. новые объекты; 2) причин. связи, кот. вызывают изменение состояний и свойств уже сущ. объектов. Явления могут иметь нес-о следствий, причина также может вызвать не одно следствие. Признание универсальности и всеобъемности причинно-следств. связей наз. детерминизмом.

 

Необходимость и случайность

Необходимость-это то, что вытекает из внутр. сути вещей и в данных условиях обязано состояться. Случайность – это событие, кот. в данных условиях может состояться или не состояться. Случайность возникает из-за того, что в мире сущ. множество причинно-следственных связей. Случайным становится событие, кот. не явл. внутренней частью процесса. Необходимость-это постоянное, стойкое, закономерное. Необходимость и случайность не сущ. Раздельно и способны к взаимопревращениям. Случайности изуч. в помощью динамических (опред. изменения явлений и процессов в конкретных условиях) и статических (проявляются в массе однородных явлений и процессов) закономерностей.

 

Сущность и явление

Это парные философские категории. Они отображают взаимосвязь внутреннего и внешнего.

Сущность характеризует главные фундаментальные основные свойства предметов и явлений, отражает логику их развития. Сущность – это внутренняя, устойчивая основа предмета.

Явление – неполное (частичное) проявление сущности, ее внешнее выражение. Например, политическая власть господствующих элит –это сущность, а выражение этой власти в различных правоохранительных органах –это явление.

Взаимосвязь сущности и явления выражается в том, что:

- сущность является, а явление – существенно;

- нет таких сущностей, которые бы ни в чем не проявлялись, т. е. не имели бы явлений;

- сущность и явления диалектически развиваются, т. е. изменяются по своему содержанию и смыслу;

Нет вещей, процессов, в которых бы не существовали сущность и явления. Всякое явление в той или иной форме выражает породившую ее сущность, однако выражает только внешнее ее проявление. Чем сложнее и многограннее сущность, тем больше явлений ее выражают. Сущность и явление не совпадают. Метафизический подход противопоставляет сущность и явления как обособленные, не связанные друг с другом характеристики вещи.

 

Что такое философия

Слово философия происходит от греческих phileo (любить, ), и sophia (мудрость, проницательность, разумность, ум, знание) и означает любовь к мудрости. 1)Это форма общественного сознания, исторический тип мировоззрения, идей, взглядов на мир и место в нем человека. Исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.2) Это стиль мышления человека, его культура и сила абстракций, с помощью которой он способен всесторонне «рассмотреть»несуществующий предмет или проанализировать абстрактное.С точки зрения Канта: философия –учение о фундаментальных основах мира, формулирует также основные вопросы:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеется?

Что такое человек?

Цель философии – не овладение истиной, а поиск ее.

При этом она исследует все, в том числе знания, с точки их значимости для человека, с целью выяснения возможностей человека и его места в нем.

Таким образом, философия – особая форма рефлексии человека над бытием и над самим собй, которая основывается не только на мыслительно-дискурсивном способе мышления, но и непосредственно-интуитивном, художественно-эмоциональном постижении действительности. В этом и отражаются целостность и единство мира.

Содержание, метод и цель философии

 

Структуру философии образуют ее предметные уровни – онтология, гносеология, антропология, методология, социальная философия, аксиология, логика, этика, эстетика.

Предметом философии является бытие как особая сложная система с подсистемами Мир и Человек. Философия выступает как знание о закономерностях взаимоотношений Мира и Человека на всех уровнях бытия.

В истории философии конкретными вариантами философской методологии выступали : диалектика (у Платона и Гегеля), радикальное сомнение (у Декарта), априорное познание и критика разума (у Канта), материалистическое понимание истории и материалистическая диалектика (у Маркса и в марксизме)

В философии сущ. 2 основных метода

диалектический;

метафизический;

Диалектический метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Метафизический метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: • обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); • статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); • однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям)

С самого начала философия имела две разные цели, которые считались тесно связанными между собой. С одной стороны, философия стремилась к теоретическому осмыслению структуры мира; с другой - она пыталась найти и поведать лучший из возможных образов жизни.

Цель философии – не овладение истиной, а поиск ее. При этом она исследует все, в том числе знания, с точки их значимости для человека, с целью выяснения возможностей человека и его места в нем.

 

Фун-ции философии

- Мировоззренческая функция В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека.

- Гносеологичекая функция. Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания.

- Социальная функция философии в том, что с ее помощью в каждую историческую эпоху осмысливаются главные проблемы общественной жизни и перспективы дальнейшего развития общества. Через философию человечество как бы осознает само себя, свое прошлое, настоящее и будущее, свои достоинства и недостатки, достижения и потери. Философия – самосознание общества.

Социальная функция философии многообразна по своему содержанию и складывается из взаимосвязанных между собой подфункций:

1. Культурная функция.

2. Критическая функция.

3. Прогностическая функция

4. Идеологическая функция.

- Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности

Философия и мировоззрение


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1805; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.076 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь