Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Гуманистические идеи эпохи Возрождения



Арабская философия

 

Под арабской философией понимают философию народов, живших в Средние века на территории Арабского халифата. Эта философия достаточно разнородна и создавалась не только на арабском языке, но и на персидском. Формирование средневековой арабской философии было связано, по меньшей мере, с двумя предпосылками.

Во-первых, сам ислам способствовал формированию философии и науки

Во-вторых, арабская философия возникла в результате контактов с Европой. В IX веке происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля с ее преобладающим интересом к вопросам естествознания и логики. «Неоплатоновский» аристотелизм и лег в основу учений, развивавшихся в русле ведущего направления в средневековой арабской философии.

Отличительной чертой арабской философии является то, что она в меньшей степени, чем философия европейская, интересовалась абстрактными вопросами. Мышление арабов всегда было более конкретно, тогда как европейцы склонны к абстрактным рассуждениям. Это вполне очевидно, поскольку именно в европейской культуре максимальное развитие получила теоретическая наука Нельзя сказать, что арабский мир или Восток вообще никогда не стремился к познанию мира по­средством построения теорий. Дело в том, что для арабского мира характерен более конкретный подход к мирозданию.

Арабские мыслители хорошо осознавали значимость знания для опыта. Например, математик Аль-Хорезми (780 – 930) так сформули­ровал цель своего алгебраического трактата «Книга об исчислении алгебры

Аль-Кинди связывал философию с естественнонаучными знаниями, и считал, что знание математики обязательно для того, чтобы заниматься философией, а медицину трактовал как определенное сочетание

Имя Ибн-Сина Абу-Али (Авиценна) (980-1037) - уроженеца Бухары, таджика по происхождению прочно вошло в историю мировой культуры. Ибн-Сина- философ, врач, естествоиспытатель, поэт Средней Азии, ученый - энциклопедист. Его называли " Князем ученых". Но особенно ярко проявился гений Ибн- Сины в двух областях: медицине и философии. Он критически переработал достижения предшествующей науки и привел современные ему знания в систему. Важней шие сочинения Ибн- Сины “Книга исцеления”, ”Медицинский канон” (" Канон врачебной науки" ) получили широкую известность на Востоке и в Европе и принесли ему мировую славу. В этих трудах обобщены достижения народной, греческой и ирано-арабской медицины. Знаменитый " Канон" содержит массу оригинальных идей, которые определили пути дальней шего развития мидицины. Мир, полагал он, возникает путем эманации (“истечения”) из божества, но не по воле Бога, а в силу непреложной необходимости. Бог безличен, мир материален и так же вечен, как и сам Бог.

СУФИЗМ – мусульманский аскетизм, подвижничество и мистицизм.

Арабские ученые разработали самостоятельную концепцию разума. Под разумом они понимали не только способность человека, но и все продукты культуры, язык и т.д., т.е. рассматривали его в смысле, близком к современному понятию ноосферы. С их точки зрения, разум обладает следующими свойствами:

1. Разум божественный как одно из выражений всемогущества и всезнания бога, в философии аналогичный творческому, активному началу и законосообразности мира (мировой разум), отличается от разума человеческого, подобного божественному, но лишь подобного, а, следовательно, несовершенного, ущербного.

2.Человеческий разум может быть потенциальным, т.е. существующим как способность, предрасположенность к мышлению (например, у ребенка), и актуальным, т.е. уже реализовавшимся, действующим.

3.Разум рассматривается как приобретенный – сформирован­ный через обучение, систему умозаключений, опыт и т.д., и неприобретенный, идентичный непосредственной интуиции.

4.Разум рассматривается как пассивный, принимающий воздей­ствие, и как активный, воздействующий на вещи, формирующий.

Атрибуты материи.

Существует понятие материи как субстанции – причина и первооснова самой себя.Субстанция – то, что ни в чем не нуждается для своего существования кроме себя самой. Субстанция состоит из субстрата – носитель свойств, материя и атрибутов – свойства материи. 3 главные атрибута материи пространство (протяженность) , время (длительность) и движение (изменение) -развитие (движение от простого к сложному).

Характеристики пространства: трехмерно; разнонаправлено; обратимо (движение в прямом и обратном направлении); однородно (разные точки пространства одинаковы, тождественны); изотропно (все направления в пространстве сами по себе равноценны, одинаковы).

Характеристики времени: одномерно (течет только от прошлого к настоящему и будущему); однонаправлено; необратимо; однородно (разные моменты времени одинаковы, тождественны).

Диалектич.материализм рассматривает пространство и время как2 объективные взаимосвязанные и взаимодополняющие формы бытия материи, они не существуют друг без друга, изменяются одновременно. Сосуществуя в пространстве, вещи существуют во времени, и, наоборот, существуя во времени, вещи образуют пространств.структуры. Т.е. каждая из осн.форм бытия выступает в качестве условия другой.

Движение – абстрактная сторона развития; это изменение вообще; это снятие абстрактного тождества предмета с собой (предмет себе равен, но изменен); это противопоставление покою. Однако покой – момент движения. Т.е. всякое движение включает в себя моменты покоя, но не сводится к нему. Материя и движение неразрывно связаны. Нет материи без движения, как нет движения без материи

В

23. Казахская философия Исключительное развитие у казахов получило устное народное творчество: сочинять стихи, запоминать услышанное и воспроизводить его точь-в-точь, хотя бы это была целая поэма – такими способностями обладали многие. В XIX веке из казахской среды вышли выдающиеся просветители, которые призывали народ к прогрессу, выступали за преодоление экономической и культурной отсталости Казахстана. Они были демократами просветителями, заботились о судьбе своего народа. Наиболее выдающимися среди них были Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев. Чокан Чингисович Валиханов (1835-1865) окончил Омский кадетский корпус, был русским офицером, совершил ряд путешествии в районы Или, Иссык-Куля, Китая, Кашгарии. В 25 лет он был избран действительным членом Императорского Русского географического общества. Просветитель Чокан Валиханов был истинным патриотом своего народа, призывал казахов к приобщению к русской культуре, выступал против деятельности татарских мулл, которые распространяли исламскую религию. Чокан писал, что казахский народ считается мусульманином номинально, что у него ислам сочетается с шаманством. Его сочинения в пяти томах опубликованы Академией Наук Республики Казахстан. Наиболее известные его труды: " О мусульманстве в степи", " Следы шаманства у киргизов", " Очерки Джунгарии", " Предания и легенды Большой Киргизкайсацкой орды" и др. Ибрай Алтынсарин (1841-1889) - первый казахский педагог- просветитель. Окончил Оренбургскую пограничную русскую школу для казахских детей, занимался педагогической деятельностью, открывал школы-интернаты (открыл первую в Казахстане женскую гимназию). создавал учебники для казахских школ: " Начальное руководство по обучению киргизов русскому языку", " Киргизская хрестоматия". стремился из казахских детей воспитать своих учителей, врачей, инженеров, воинов, а не только переводчиков, проводников колониальной политики царизма. стихи и рассказы, которые вошли в " Киргизскую хрестоматию", сыграли большую роль в обучении не только детей, но и взрослого казахского населения, которое он призывал к занятиям ремеслом, земледелием. Его духовным наставником был профессор Н.Ильминский. Сочинения Алтынсарина изданы в трех томах. Абай Кунанбаев (1845-1904) - выдающийся казахский поэт, мыслитель. Учился сначала у казахских мулл, самостоятельно посещал русскую школу. Кроме поэтических произведении у Абая есть 45 прозаических слов (гаклия), в которых он выступают как крупный мыслитель, философ, размышляя о смысле жизни, о своем народе («Слова назидания»). Абай призывал казахов заниматься ремеслом, торговлей. Абай активно выступал за приобщение казахов к русской культуре. Он писал: ''Главное научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство - все это у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достигнуть добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру. Он переводил на казахский язык произведения А.С.Пушкина, М.Ю Лермонтова, Н.А.Крылова и других писателей. Абай был не только поэтом, но и композитором. Как и его стихи, песни Абая полны философских раздумий.

Г

4Главные принципы религиозно-философского учения буддизма? Буддизм –( «Учение Просветлённого») религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Будда означает- просветленный. Основная идея буддизма – освобождение от страданий (понимаемый ранним буддизмом как психологическая реальность) путем нирваны- состояние «угашенности», невозмутимости, исключающего какие-либо желания, жажду жизни.
Четыре Благородные Истины: - Вся жизнь человека — страдание.

- Причина страдания — наше желание.

-Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания. Это возможно только в результате достижения нирваны, которая в буддизме понимается как угасание страстей, прекращение жажды.

- Чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем спасения. Именно определение этих ступеней на пути к нирване и является основным в учении Будды, которое называют срединным путем, позволяющим избежать двух крайностей: потакания чувственным удовольствиям и истязания плоти. Это учение называют восьмеричным путем спасения, потому что оно указывает восемь состояний, овладев которыми человек может достичь очищения ума, спокойствия и интуиции. Восемь состояний: • правильное понимание: следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий; • правильные намерения: следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления; • правильная речь: следует следить за своими словами, чтобы они не вели ко злу, — речь должна быть правдивой и доброжелательной; • правильные поступки: следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и совершать добрые дела; • правильный образ жизни: следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому; • правильные усилия: следует следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и настраиваться на доброе; • правильные помыслы: следует уяснить, что зло — от нашей плоти; • правильная сосредоточенность: следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках истины.

 

Формы движения

Механическое движение – пространственное перемещение объектов, но, нужно отметить сегодня, – не любое, а лишь характеризующееся наличием траектории, — распространение в пространстве полей, например, — это не механический процесс. «В механике, – писал Ф. Энгельс, – мы не встречаем никаких качеств». Но уже в физике любое изменение – это переход количества в качество.

Физическое движение — теплота, электромагнетизм, гравитация…

Химическое движение — превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Химическая форма движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества. «Органическая жизнь, – указывал Ф. Энгельс, – невозможна без механического, молекулярного, химического, термического, электрического изменений». Но совокупность этих изменений не является основным признаком биологической формы движения.

Биологическое движение — специфические для живого процессы. Последнее можно охарактеризовать так: «Жизнь представляет собой способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов. Эти признаки вскрывают специфику живого только взятые как система.

Социальное движение (с которым связано и мышление).

Формы движения расположены именно в этом порядке не случайно: каждая последующая включает в себя предыдущие. В основе классификации Ф. Энгельса лежат принципы: структурности (каждая форма движения имеет специфического, главного материального носителя); развития (высшие формы движения возникают в результате развития низших); историзма (характеризует последовательность познания человеком основных форм движения: от относительно простого к более сложному).

 

Казахская философия

Система духовной культуры казахов начиналась с древних элементов философской мысли и в современных условиях составила основу полнокровной классической философии. История становления и развития национальной философии богата традициями и интересными философскими изысканиями, которые не потеряли своего значения и до наших дней.

Казахская философия – это не просто философская система, показывающая особенности определенного этноса. Это – мировоззрение, основанное и «говорящее» на казахском языке.

В качестве новой дисциплины история казахской философии берет свое начало в конце ХХ–начале ХХI веков. Дело в том, что в советское время эта сфера традиционно ограничивалась такими бесспорно значимыми именами мыслителей, как Ш. Уалиханов, А. Кунанбаев, Ы. Алтынсарин и фактически не изучалась. Да и сегодня среди определенной части философов бытует мнение, отрицающее ее существование. Однако, несмотря ни на что, казахская философия была и есть. Причем, по мнению ее исследователей, она имеет 25-вековую историю. Ее основные направления:

- наивно-диалектические мысли;

- первоначальные мировоззренческие ориентиры;

- философские размышления о религии и формах свободомыслия;

- проблемы нравственности;

- человекознание;

- идеи ненасилия, национального согласия и др.

Сказатели и певцы, акыны и жырау, политики и батыры, ханы и полководцы - все они на разных уровнях в силу своего таланта и ума мыслили и, рассуждали о свойствах объективного мира, человеке и человеческих взаимоотношениях и внесли определенный вклад в философскую традицию народа. Однако они не могли создать в силу объективных обстоятельств развитое философское учение, хотя и выразили основную тенденцию общественного развития своей эпохи. Элементами этого учения выступили:

- характеристика некоторых сторон знания;

- основы свободомыслия;

- деистические и пантеистические взгляды;

- гуманизм;

- этические вопросы;

- политика права и философские рассуждения о государстве, обществе, значении человеческой личности.

Эти аспекты становления национальной философии были направлены против однобокости познавательной деятельности человека, консерватизма и застоя, призывали к овладению знаниями, были направлены против сил, которые препятствовали прогрессивному развитию казахского народа. В этом заключалось своеобразие развития национальной философии, которая культивировала истинный патриотизм, любовь к отечеству и народу, почитание предков, стремление к лучшему будущему.

Богатая жизненная практика казахов позволила народной мудрости найти особый способ мышления - устное творчество, которое удивительным образом сохраняло, приумножало и передавало в течение веков из поколения в поколение живительную влагу сокровенных мыслей, впоследствии составившую уникальное философское явление в истории философии вообще.

Изображение жизни народа, его самосознания и самопознания, мысли о будущем, правдивые элементы истинной духовности, страдание за родину и близких, стремление к единению с кровнородственными племенами нашли широкое освещение в народном миропонимании, которое составляет важнейшую сторону становления и развития национальной философии. Народные эпосы, былины и легенды, лирико-бытовые поэмы, пословицы и поговорки, взаимоотношения человека и природы, политико-экономические суждения свидетельствуют о достаточно развитом уровне мировоззрения соответствующего теории познания своего времени. История казахской философии является самой содержательной частью истории народа. Именно в философском знании нашли отражение богатейшие элементы национальных идей и способов их познания. Это составляет отличительную особенность казахской философии, поскольку историческое богатство и национальная мысль слились вместе, взаимно обогатившись, составили основу национальной философии.

Анализируя в целом историю мировой философии и соотнесенность казахской философии с ней, известный казахский философ, академик НАН РК Г. Есим приходит к интересным выводам. В частности, он считает, что нет мировой философии, а есть отдельные этнические (национальные) философские системы, составляющие ее. Философия формируется на основе этнического бытия и менталитета этноса, находит отражение в его языке. Поэтому Г. Есим, соглашаясь с мнением М. Хайдеггера (язык есть дом истины бытия), считает, что, не зная языка этноса, невозможно постичь философию.

Особенности казахской философии состоят в следующем:

- природные силы, обычаи, общественные закономерности, социальные процессы и философская мысль слились в один поток искания истины, который проявился в народном фольклоре, творениях мыслителей;

- основой философии являлся миф, однако миф трансформировался через эпос и был использован в систематизированном виде. В каждом эпосе менялся вид мифологии, а вместе с ним и искусство, и под влиянием первоначальных научных идей развивался философский процесс как один из элементов всего общественного сознания;

- экономические и военные проблемы решались через преодоление политических кризисов с помощью философских размышлений;

- философская мысль не замкнута в строго национальных рамках, она выходит далеко за ее пределы;

- народная мудрость, выражающаяся в мироощущении и политических действиях народа, лежит в основе политических взглядов, непосредственно отражающих социальное бытие людей.

 

42Как представлялся человек в истории философского мировоззрения? Каждый человек вольно или невольно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии: как устроен мир, существует ли мир вечно, или его кто сотворил, о смысле жизни, о человеческом предназначении. Смертен человек или бессмертен, может ли человек узнать о своем будущем, каковы познавательные способности человека, как отличить истину от заблуждения? Каждого человека волнуют и морально-нравственные проблемы, природа добра и зла. Что такое совесть, честь, справедливость? Все эти вопросы носят мировоззренческий характер. Впервые это понятие встречается в немецкой философии и культуре XVIII в. (Кант, Фихте, Гете). Мировоззрение возникает с появлением человека, с необходимостью осознания им самого себя, своего места в мире. Мировоззрение- это совокупность преобладающих в тот или иной период истории предельно общих взглядов на мир и человека. Именно мировоззрение определяет поведение, поступки, взгляды, моральные нормы человека. В мировоззрении можно выделить следующие моменты. Мировоззрение многомерно, то есть формируется под влиянием различных сфер человеческой деятельности. В нем присутствуют не только знания, но и чувства, оценки, настроения, воля, нормы, идеалы. В мировоззрение переплетены психологический, эмоциональный, познавательный факторы. Мировоззрение носит целостный характер. Взаимосвязь отдельных его элементов определяет целостность, духовный стержень личности. Не существует мировоззрения вообще. Оно всегда отражает своеобразие культурно-исторического бытия человека, его социальное положение, общественно-индивидуальный образ жизни, стиль мышления, сознания и т.п. Мировоззрение – это целостная совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, дей ствий людей.

Идея о сверхчеловеке.

Идея о сверхчеловеке или " белокурой бестии" занимает ядро ницшеанского учения. Очень часто путают Заратустру Ницше с его Сверхчеловеком. Заратустра только говорит о будущей белокурой бестии, он его предтеча и пророк, пришел, чтобы подготовить почву для новой расы людей. Всего содержатся три главных идеи о Сверхчеловеке в " Так говорил Заратустра": первая - оставаться верными земле, не верить тем, кто говорит о надземных надеждах, вторая - идея о вечном возвращении, сверхчеловек - это не новый этап в эволюции, хотя и имеет сходные с человеком внешние признаки, и третья - о Воли к Власти, о Бытие и сущности жизни. Сверхчеловек принимает философию " Вечного Возвращения". Это идея о мире, вечность которого обусловлена бесконечным повторением.
Сверхчеловек Ницше по ту сторону добра и зла, он имеет иные ценности и установки, в отличие от представителя христианской культуры, он отрицает мораль как сдерживающий фактор проявления своей воли. Сверхчеловек сам порождает ценности. Это раса сильных (в культурном, а не антропологическом значении слова " раса" ). При этом принцип наследственности отсутствует. Самое большое искушение - сострадание - не свойственно ему. «...индивидуализм или, другими словами, эгоизм, имморализм остаются достоянием избранника: «Эгоизм присущ только существу, обладающему благородной душой, т.е. тому, кто непоколебимо убежден, что подобным ему существам остальные должны подчиняться и приносить себя в жертву. По отношению к низшим существам все дозволено и во всяком случае выходит из категории добра и зла».

 

 

Ф

Философия экзистенциализма

Экзистенциализм (лат. exsistentia - существование) или философия существования - самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века.

Теоретические истоки экзистенциализма весьма обширны и уходят вглубь XIX в. К ним относятся: религиозно - мистическое учение датского философа С. Кьеркегора (1813-1855), иррационализм и нигилизм немецкого мыслителя Ф. Ницше (1844-1900), интуитивизм французского идеалиста А. Бергсона (1859-1941), феноменологические концепции. Близки к экзистенциализму были и позиции выдающегося испанского философа и писателя Х. Ортеги-и-Гассета (1883-1955). В самом экзистенциализме выделяются две ветви: религиозная, которую за рубежом представляли К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер (в России Н. Бердяев, Л. Шестов), и атеистическая - М. Хайдеггер. Ж.-П. Сартр, А. Камю. Обе эти ветви различаются по ряду позиций. В то же время экзистенциализм в целом как современное западное философское течение содержит ряд принципиальных общих черт.

Философия экзистенциализма в качестве своего основного понятия оперирует экзистенцией, или человеческим существованием. Главные свойства, или модусы, этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире.

Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире.

Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые всегда волнуют людей: " Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути? Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого-бытия.

Философия К. Поппера

Поппер в качестве основы для решения проблемы демаркации науки и вненаучных знаний выдвинул принцип фальсификации (опровержения). Научные теории всегда имеют свой предмет и свои границы, а поэтому должны быть принципиально фальсифицируемы.

Согласно принципу фальсификации, к научным теориям относятся только такие системы знаний, для которых можно найти «потенциальные фальсификаторы», т.е. противоречащие теориям положения, истинность которых устанавливается путем экспериментальных процедур. Теории несут информацию об эмпирическом мире, если они могут приходить в столкновения с опытом, если они способны подвергаться испытаниям, результатом которых может быть опровержение. Идеи фальсификационизма Поппер связывал с представлениями о росте научного знания. Он отстаивал точку зрения, что наука изучает реальный мир и стремится получить истинное описание мира. Но сразу и окончательно такое знание получить невозможно, путь к нему лежит через выдвижение гипотез, построение теорий, нахождение их опровержений, движения к новым теориям. Прогресс науки состоит в последовательности сменяющих друг друга теорий путем их опровержения и выдвижения новых проблем.

 

 

43. Философское содержание понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Понятие «человек» является фундаментальным не только для фил-ой антропологии и фил-ии в целом, но и для гуманитарных наук. Решение проблемы чел-ка в фил-ии выступает в качестве ключевой точки отсчета, определяя содержание всей фил-ой системы. Так, формулируя фундаментальные фил-ие вопросы (что я могу знать?, на что я могу надеяться?, что мне надлежит делать? ), И.Кант свел их к основному - Что есть человек?

Проблема чел-ка в фил-ии является самой изучаемой и в то же время самой неизученной. Основные трудности, возникающие при попытке исследовать и понять чел-ка, могут быть объяснены следующим:

экстравертная познавательная установка является наиболее распространенным и методологически исследованным типом познавательного отношения;

чел-к является наиболее сложным объектом познания вследствие его постоянной изменчивости и динамичности, присутствия потенциально возможных («человек-проект») и ценностно-значимых модусов его бытия.

полная объективность при исследовании чел-ка невозможна вследствие склонности чел-ка к интеллектуальной и моральной самооценке, самоиллюзии и самообману;

чел-ка невозможно свести ни к одному из модусов его бытия: ни к его социальному статусу, ни к национальным, конфессиональным, профессиональным, эмоционально-психологическим и т.д. хар-кам.

Вследствие этого чел-ку очень тяжело дать определение. Аристотель подходит к человеку с точки зрения того, что чел-к - политическое животное, Августин провозглашает принцип богоподобности и, одновременно, греховности чел-ка, И.Кант ограничивает чел-ка трансцендентными принципами этики долга, К.Маркс рассматривает чел-ка как животное, способное к активной трудовой деятельности, Фр.Ницше - как животное, умеющее обещать. Представители фил-го иррационализма истолковывают сущность чел-ка с точки зрения приоритета внутренних индивидуальных мотиваций, потребностей и устремлений.

Чел-к - это трансцендирующее сущ-во, постоянно выходящее за любые изначально постулируемы формы существования, человек - это открытая система.

Важнейшими хар-ками чел-ка, задающими различные взаимодействия его с миром, являются понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».

Понятие «человек» отражает наиболее общие хар-ки универсальной причастности представителя Homo Sapiens к своей родовой организации; чел-к - это носитель генотипически и фенотипически детерминируемых хар-к.

Термин «индивид» в переводе с греческого означает «неделимая частица». Изначально в данном термине не содержалось специфических хар-к, указывающих на принадлежность чел-ку Применительно к чел-ку термин «индивид» выражает самую простую и абстрактную хар-ку чел-ка, говорящую лишь о том, что он обособлен (и телесно, и социально) о других.

Понятие «индивидуальность», в противоположность индивиду, фиксирует уникальность и неповторимость чел-ка во всем богатстве его личностных качеств и св-в. Таким образом, если понятие «индивид» фиксирует «замкнутость» чел-ка, его «атомарность», то индивидуальность, наоборот, характеризует чел-ка с точки зрения его своеобразия, непохожести на других.

 

Личность - это индивид, реализующий свою индивидуальность социально, т.е. как член определенной социальной группы по одобренным обществом нормам общественной жизни. Понятие «личность» всегда выражает определенную нормативность, «укорененность» чел-ка в социальной среде (социальный типаж личности). Если понятие «индивидуальность» весьма условно может быть понятно как интровертный центр сущности чел-ка, то личность всегда экстравертна, обращена вовне, сосредоточена на другом и реализует себя в формах разнообразных социальных коммуникаций.

Социализация (аккультурация) личности - это процесс приобщения индивида к основополагающим культурным ценностям и нормам; «подключение» к соц опыту, культивирование в чел-ке исторически сформулированных гуманитарных качеств постредством воспитания, обучения, стихийного жизненного опыта и т.п.

Ч
13.Чем на Ваш взгляд отличалась арабская философия от западноевропейской в Средние века?

Значительным явлением по-своему философскому содержанию была

восточная средневековая философия.

В средние века мы наблюдаем, упадок европей ского научного мышления, в целом античность была забыта, было предано забвению античные научные достижения. В то время когда культурное развитие Западной Европы находилось на край не низком уровне, на Востоке расцвела мощная и своеобразная арабская культура.

Феодальное общество в Арабском халифате значительно отличалась от современных ему стран Западной Европы. Если в Европе преобладало натуральное хозяй ство, а ремесло, торговля и городская жизнь вплоть до начала XI века играли незначительную роль, то экономика стран Востока в ряде отношений была выше европей ской. Здесь ремесло, торговля и городская жизнь были значительно активнее, преобладали такие специальности как ювелиры, врачи, переписчики книг. Это свидетельствовало о немаловажной роли умственного труда. Мусульманское правоверие было еще мало окрепшим, Оно не имело того опыта борьбы против враждебных ему философских учений и научных идей, которым обладала христианская церковь.

К числу великих мыслителей средневековой философии мусульманского Востока относятся аль-Кинди, аль-Фараби, Беруни, Ибн-Сина, аль- Газали, Омар Хай ям и др. Арабские философы обратились ко многим источникам великих цивилизаций. Они черпали знания и из древнеиндий ских и древнекитай ских источников, большой интерес у арабских мыслителей вызывала античная философия, в частности, учение

Аристотеля.

Универсальному торжеству знания, также способствовала и

мусульманская религия. Стремление к знаниям и наукам одобрялось исламом. Люди классического ислама культивировали знание, лелеяли мудрость. Считалось, что знание необходимо для души, как пища и питье - для тела. Знание, порой приравнивали к самой жизни, полагая, что если сердце не получает его в течение трех дней, оно непременно умирает. Благодаря знанию, человек приобретает и бессмертие, ибо “знание и книги - вечное потомство мудреца”.

Арабские мыслители не только сохранили, но и распространили античное наследие на Востоке. Они переводили философские и научные произведения с греческого языка на арабский язык. В Х1 веке на арабском Востоке были известны почти все главные произведения философской и научной мысли античности, произведения Архимеда, Галена, Платона, Птолемея, Пифагора и т.д.

 

Арабская философия

 

Под арабской философией понимают философию народов, живших в Средние века на территории Арабского халифата. Эта философия достаточно разнородна и создавалась не только на арабском языке, но и на персидском. Формирование средневековой арабской философии было связано, по меньшей мере, с двумя предпосылками.

Во-первых, сам ислам способствовал формированию философии и науки

Во-вторых, арабская философия возникла в результате контактов с Европой. В IX веке происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля с ее преобладающим интересом к вопросам естествознания и логики. «Неоплатоновский» аристотелизм и лег в основу учений, развивавшихся в русле ведущего направления в средневековой арабской философии.

Отличительной чертой арабской философии является то, что она в меньшей степени, чем философия европейская, интересовалась абстрактными вопросами. Мышление арабов всегда было более конкретно, тогда как европейцы склонны к абстрактным рассуждениям. Это вполне очевидно, поскольку именно в европейской культуре максимальное развитие получила теоретическая наука Нельзя сказать, что арабский мир или Восток вообще никогда не стремился к познанию мира по­средством построения теорий. Дело в том, что для арабского мира характерен более конкретный подход к мирозданию.

Арабские мыслители хорошо осознавали значимость знания для опыта. Например, математик Аль-Хорезми (780 – 930) так сформули­ровал цель своего алгебраического трактата «Книга об исчислении алгебры

Аль-Кинди связывал философию с естественнонаучными знаниями, и считал, что знание математики обязательно для того, чтобы заниматься философией, а медицину трактовал как определенное сочетание

Имя Ибн-Сина Абу-Али (Авиценна) (980-1037) - уроженеца Бухары, таджика по происхождению прочно вошло в историю мировой культуры. Ибн-Сина- философ, врач, естествоиспытатель, поэт Средней Азии, ученый - энциклопедист. Его называли " Князем ученых". Но особенно ярко проявился гений Ибн- Сины в двух областях: медицине и философии. Он критически переработал достижения предшествующей науки и привел современные ему знания в систему. Важней шие сочинения Ибн- Сины “Книга исцеления”, ”Медицинский канон” (" Канон врачебной науки" ) получили широкую известность на Востоке и в Европе и принесли ему мировую славу. В этих трудах обобщены достижения народной, греческой и ирано-арабской медицины. Знаменитый " Канон" содержит массу оригинальных идей, которые определили пути дальней шего развития мидицины. Мир, полагал он, возникает путем эманации (“истечения”) из божества, но не по воле Бога, а в силу непреложной необходимости. Бог безличен, мир материален и так же вечен, как и сам Бог.

СУФИЗМ – мусульманский аскетизм, подвижничество и мистицизм.

Арабские ученые разработали самостоятельную концепцию разума. Под разумом они понимали не только способность человека, но и все продукты культуры, язык и т.д., т.е. рассматривали его в смысле, близком к современному понятию ноосферы. С их точки зрения, разум обладает следующими свойствами:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.107 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь