Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Отношение к смерти древних народов



В Древнем Вавилоне считалось, что души умерших попадают в подземный рай и ведут там унылое существование, поэтому религия ориентировалась на земную жизнь.

 

В Древнем Египте сложился культ погребения, целая иерархия ценностей, поэтому важно было позаботиться об умершем, снабдить его всем необходимым.

 

В Древней Индии считалось, что душа не погибает вместе с телом, а переселяется в другое тело, последующее переселение души зависит от поведения человека в нынешней жизни.

 

В античной философии наиболее оригинальное учение о бессмертии души создал Платон. Согласно его учению, Бог, сотворивший «мировую душу» и «мировое тело» (космос), образует и все отдельные души, у каждой есть своя звезда. Платон считал, что после смерти бессмертная душа может вернуться к звездам и вести блаженную жизнь, но лишь в том случае, если человек себя достойно вел при жизни. Другие души вынуждены переселиться в новые тела. Философия – умение умирать.

Демокрит полагал, что индивидуальная душа, подобно прочим вещам, состоит из атомов и должна будет распасться на атомы и прекратить свое существование. Однако эти «бессмертные» атомы войдут в состав новой души.

Эпикур был атомистом, считал душу смертной. Видел цель философии в достижении счастья, избавлении от страхов жизни и смерти. Он учил: «самое страшное из зол – смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет».

 

В неоклассической философии А. Шопенгауэр в качестве вечного начала в человеке объявлял волю. Воля испытывает страх, хотя смерти не подлежит. Страхи смерти питаются иллюзией, будто Я исчезнет, а мир останется. Доказывал, что на самом деле исчезает мир, то есть видимое нашему сознанию, а «сокровенное ядро Я», носитель и создатель того субъекта, в чьем представлении мир только и имеет свое существование, остается.

М. Хайдеггер обосновывает экзистенциально-онтологическое понимание смерти. Он рассматривает смерть как основной фактор самого человеческого бытия. Человеческое бытие есть «бытие-к-смерти». Он подчеркивает: «именно сознание смертности, а не самосознание человека определяет его субъективность». Феномен смерти является позитивным параметром человеческого бытия.

А. Камю интересует философская основа отказа от жизни, проблема самоубийства. Решение покончить с собой – признание человека в том, что жизнь в его глазах сделалась бессмысленной, абсурдной, он стал чувствовать себя посторонним в этом мире. Самоубийство – ложный вывод из осознания абсурда. Самоубийство не отменяет бессмысленности бытия, а только поддерживает ее. Человек, осознавший абсурд, способен сам придать ценность своему существованию.

 

Бессмертие – это чистая длительность, это невозможность умереть, наказание вечностью существования.

Смерть учит ценить жизнь, делать свое существование наполненным смыслом.

 

Философия сознания

1. Философия и понятие сознания

2. Сознание как отражение действительности. Уровни отражения

3. Структура сознания

4. Основные традиции в исследовании сознания

5. Проблемы искусственного интеллекта

 

Сознание – это сложная многоуровневая система, включающая в себя природно-психические, индивидуально-личностные социокультурные проекции.

 

Философское понятие сознания является интегрирующим понятием для анализа взаимоотношений человека с действительностью, творческой способности социального субъекта отображать и познавать объективный и субъективный мир в форме идеальных образов.

Сознание – это особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения.

Сознание не только отражает мир, но и творит его.

Сознание – это единство субъективного и объективного, единство того, что зависит от субъекта, от состояния его нервной системы, индивидуального опыта, условий жизни и того, что не зависит от него, а обусловлено окружающей действительностью, отражает ее.

 

Основные черты философского понятия сознания:

1. выделение онтологического статуса сознания

2. характеристика его в гносеологическом аспекте (сознание есть отражение окружающей действительности)

3. сознание есть идеальное (существует в виде идеальных образов)

4. сознание есть не только отражение действительности, но и отношение к ней, осмысление действительности

5. сознание означает высший уровень психической активности человека, оно придает деятельности человека целенаправленный характер

6. сознание предполагает развитие самосознания человека

7. сознание характеризуется многоуровневой структурой, включающей индивидуальное и общественное сознание, сознательное и бессознательное, чувственное и рациональное

 

Проблема происхождения сознания может быть рассмотрена в двух аспектах:

1. в контексте общеприродной эволюции

2. в процессе индивидуального развития человека (онтогенез).

 

Природным основанием сознания является свойство отражения, представленное в различных формах на уровне живой и неживой материи.

 

Отражение – это способность вещей фиксировать внешние воздействия и реагировать на них.

 

Отражение в неживой природе – простейшие элементарные отражения (пример: зеркало).

Отражение в живой природе:

· раздражимость – ответная реакция организма на воздействие окружающей среды

· чувствительность – способность организма иметь ощущения

· психическое отражение – это комплекс усложненных рефлексов, закрепленных в ассоциативной памяти – наличие у животных навыков практического интеллекта и ассоциативного мышления.

· социальное отражение – отличие сознания человека от психики животных, абстрактно-логическое мышление, целеполагание, самосознание, язык как вторая сигнальная система, как система знаков несущих мысль.

 

Конкретно-символическое восприятие мира связано с возникновением языка, с отражением мира в абстактно-символической форме. Формирование рационально-теоретического относится к 8-5 вв. до н. э. В этот период конкретизируется логико-понятийное мышление.

 

Структура сознания

 

Фрейд первым пытался осмыслить структуру сознания. Выделил модели психики как единство: ОНО, Я, сверх Я (суперэго). Феномен сознания образуется за счет пересечения импульсов бессознательного и нормативных установок культуры общества (сверх Я). Схема Фрейда описывает не столько сознание, сколько психику.

 

Уровни сознания:

· чувственно-эмоциональный. Это непосредственное отражение внешней действительности: ощущение, восприятия, представления, эмоции, чувства, различного рода аффекты: страх, ярость.

· абстрактно-дискурсивный. Это интеллектуальная обработка чувственных данных: понятия, суждения, умозаключения, ценности. вера.

· интуитивно-волевой. Это самосознание: воля и интуиция.

· сознательный и бессознательный.

Начиная с К. Юнга говорят о двух типах мышления: образно-ассоциативное, рационально-логическое. В современных исследованиях особым вниманием пользуются ситуации снятия разума: сон, изменение сознания, безумие.

 

Основные функции сознания:

ü регулятивная;

ü познавательная;

ü аксеологическая (ценностная);

ü прогностическая;

ü функция целеполагания и самосознания.

 

Многомерность сознания

 

Существуют три парадигмы в исследовании сознания:

ü субстанциональная. Исходит из признания самодостаточности сознания, соотнося индивидуальное сознание и духовный мир человека с субстанциальной духовностью мироздания. В Новое время субстанциональная традиция нашла выражение в интерпретации мышления Декарта, трансцендентализме Канта, идеализме Гегеля, в постклассической философии в структурализме Фуко, концепции сознания Ильенкова и др. Сознание (разум) – основа, которая обеспечивает мировой порядок и гармонию. Человеческое сознание – отдельное проявление мирового разума.

ü функциональная (атрибутивная). Гоббсс, Локк, Гельвеций, Дидро. Сознание – это отражение реально существующих объектов и связи действительности. Идеальное сознание определяется формами материального бытия. Рассматривает сознание человека как свойство высокоорганизованной материи – человеческого мозга отражать действительность в форме идеальных образов. Идеальное – результат обобщения чувственных данных. Сознание – функция материальных систем. Сознание – результат функционирования мозга и нервной системы.

ü эксистенционально-феноменологическая. Гуссерль, Щелер, Хайдеггер, Сартр. Акцентирует внимание на безусловную веру в человека существование независимо от его сознания предметов внешнего мира. Главная характеристика индивидуального сознания – это интенциональность, направленность и стремление сознания на предмет. Интенциональность предполагает способность сознания быть сознанием о чем-либо, его нацеленность во сне при одновременном внесении личностных смыслов в действительность. Феноменология наделяет сознание конструктирующим статусом. Сознание понимается уже не как отражение, а как осмысление действительности, тем самым преодолевается созерцательность классических моделей сознания. В феноменологии именно сознание формирует внутренний мир бытия человека. Подлинное бытие сознания – это поток мыслей, чувств, эмоций, ассоциаций, это единство внутреннего и внешнего.

 

Краткие выводы: каждая из этих концепций делает акцент на определенную сущностную характеристику сознания, которую необходимо учитывать для построения целостной модели сознания.

Субстанциолизм подчеркивает идеальную природу сознания.

Функционализм подчеркивает зависимость сознания от мозга, чувственного опыта, предметной действительности.

Феноменологическая интерпретация обращает внимание на значимость самосознания.

 

Наряду с перечисленными можно выделить другие традиции:

· Психоаналитическая традиция. Рассматривает сознание в отношении с бессознательным. Классический психоанализ нашел свое отражение в работах Фрейда. В рамках классического психоанализа проблему сознания рассматривают Адлер, К. Юнг, Э. Фромм.

· Культурноисторическая традиция. Согласноей, человек – это общественное существо, как по происхождению, так и по сущности. Сущность человека не является некой постоянной величиной, а изменяется в процессе общественно-исторического развития. Развивалась в рамках марксистской концепции практической природы сознания. В ней сознание человека наделяется способностью не только отражать мир, но и творить его.

· Социокультурная традиция. Наделяет сознание такими характеристиками как идеальность, предметность, проективность, выделяя в качестве основных функций регулятивную, познавательную, аксиологическую, прогностическую, функции целеполагания, самосознания.


Формы сознания:

· формы чувственно-наглядного и ассоциативного сознания;

· формы абстрактно-логического мышления;

· эмоционально-волевые регулятивы (эмоции, чувства, переживания), придающие сознанию человека неповторимый, индивидуально-личностный характер.

 

Связь сознания с языком:

Язык – это система знаков, обладающих значением и смыслом, то есть несущих в себе определенную мысль и способствующих ее формированию и передаче в процессе речевой коммуникации.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь