Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Марксизм и философия Карла Маркса.



Марксизм. Философия марксизма выступает как научный метод познания и преобразования мира. Суть философии Марксизма образуют исследования вокруг отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы (сущности) человека. Выделяют два этапа развития марксизма – " ранний" и " поздний". Для " раннего" – характерны попытки разработки целостного мировоззрения преимущественно средствами философского анализа. " Поздний" – здесь вместо абстрактной конструкции человека и его сущностных сил сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и социальной структуры общества.

Осн. тезисы:

1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания;

2) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной рев. деятельности;

3) Философские исследования переносятся из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики;

4) это приводит к тому, что марксизм распространяется на понимание общественной жизни;

5) сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.

Философия Карла Маркса (1818-1883)

Философия Маркса — это социальная философия, ориентированная на освобождение человека. При этом человек понимался прежде всего как практически действующее существо, взаимодействие которого с природой (развитие производительных сил) — основа других взаимодействий в обществе. Хотя человек — существо социальное, отношения людей в обществе никто специально не организовывал. Они складывались стихийно, в зависимости от того или иного уровня развития производительных сил. Так, стихийно сложилось разделение людей на классы — в зависимости от владения или невладения этими производительными силами. Возникло подчинение одних людей другим, а в капиталистическом обществе — еще и подчинение людей вещам, как отчужденным результатам их собственной деятельности.

Марксистская философия материалистична по своему харак­теру и состоит из двух больших разделов — диалектического ма­териализма и исторического материализма (нередко историче­ский материализм рассматривается как часть диалектического).

Суть исторического материализма в следующем:

1. на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объек­тивные, не зависящие от их воли производственные отноше­ния (продажа собственного труда, материальное производст­во, распределение);

2. производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

3. указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

4 базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

5. в зависимости от уровня развития производительных сил и про­изводственных отношений, определенного типа базиса и над­стройки выделяются общественно-экономические формации — первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовла­дельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский

6. способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном управляемом государством труде свободных людей.

Маркс считал, что социалистическое (коммунистическое) общество — общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

В основу диалектического материализма Маркса вошли такие положения, как:

1. основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

2. сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

3. материя находится в постоянном движении и развитии;

4. Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

5. материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

6. важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобра­зование человеком самого человека;

7. развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

 

Сциентизм (группа философских направлений в современной западной философии). Характеристика входящих в него направлений (марбургская школа неокантианства, позитивизм и неопозитивизм, прагматизм, аналитическая философия, критический рационализм, структурализм)

Сциентизм - мировоззренческая позиция, в основе крой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для Сциентизма выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучного познания.

Марбургская школа неокантианства - направление в немецкой философии(19-20 век). Основные идеи неокантианства:

– понимание философии исключительно как критики познания;

– признание обусловливающих познание априорных (доопытных) норм. Неокантианство – течение идеалистической философии конца 19-1-й трети 20 вв. Основателем марбургской школы неокантианства был Коген (1842 - 1918). В центре внимания этой школы находились вопросы математического естествознания. Представители этой школы отбрасывают положение о том, что познание начинается с ощущений. А также сохраняют и стремятся развить идею о том, что разум не открывает законы природы: он предписывает их ей. Единственным источником и содержанием познания Коген объявляет мышление. У которого не должно быть источника, кроме самого себя. Познание сводится к логическому конструированию предмета, осуществляемого по законам и правилам самого мышления. Мы можем познать лишь то, что сами создаем в процессе мышления. Инструментом конструирования объекта познания Коген, объявляет логические категории. Процесс создания мышлением своих категорий, по Когену, протекает непрерывно и никогда не может завершиться. Истина, с этой точки зрения, это несоответствие наших понятий или суждений предмету, а, наоборот, соответствие предмета тем идеальным схемам, которые устанавливаются мышлением. Но даже эта истина, по Когену, недостижима. Процесс конструирования мышлением объекта познания не может завершиться. Истина тем самым растворяется в процессе искания того, что принципиально не может быть достигнуто. Она не есть сокровище, но искатель сокровища или еще сильнее - истина состоит единственно в искании истины. Конструируемый мышлением предмет познания не имеет аналога в действительности, т.е. не выражает собой ощущаемого и воспринимаемого мира. Для познания, говорит важно не то, существует ли единичный атом в действительности или нет, а то, насколько достаточна гипотеза (идея) атома для решения новых научных проблем. Выходит мышление не только создает предмет познания. Это есть начало всякого бытия, - «Только само мышление может произвести то, что иметь значение в качестве бытия».

Нравственный человек, по Когену, может быть только членом общения людей и только в форме юридического лица, т.е. гражданином государства. Он должен стремиться к единству с другими людьми и к единству с государством. Существующие в действительности государства, считает Коген, являются государствами насилия, и они будут совершенствоваться в силу заложенных в душе каждого человека идеалов социализма, постоянно приближаясь к социалистическому государству. Социализм, по Когену, носит не политический, а этический характер. Это чрезвычайно долгий и даже бесконечный путь развития человечества. Т. Е. «Движение - все, цель - ничто». Позитивизм и неопозитивизм

Позитивизм - широко распространенное течение в философии, основанное в 30-х гг. XIX в. В качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.

Особенности позитивизма:

-познание должно быть освобождено от мировоззренческой и ценностной интерпретации;

- вся прежняя, традиционная направленная на поиски первопричин и субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей, должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками (наука — сама себе философия), либо обзором системы знаний, учением о языке науки;

- следует отказаться от крайностей материализма и идеализма и пойти третьим путем.

Как совокупность философских идей, распространенных по всему миру, позитивизм имеет следующие черты:

- В противовес субъективному идеализму И. Канта, позитивизм отказывается от признания априорного познания единственным средством достижения подлинного знания. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы.

- Наука рассматривается позитивистами в качестве средства познания и преобразования мира. Позитивисты верят в силу научной рациональности.

- Позитивисты полагают, что наука способна выявить в процессах природы и общества закономерное.

- Для позитивизма характерна вера в прогресс.

Неопозитивизм –одно из основных направлений западной философии 20 в. Н. возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и разрешение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки;

Особенности неопозитивизма:

- отрицание научной осмысленности вопросов о существовании объективной реальности и ее отношения к сознанию;

Задачей философии должен быть анализ языка науки и анализ повседневной человеческой речи. 2 вида языка:

- феноменальный (описывает мир человеческого опыта, явлений, чувств)

- объектный (на нем выражается то, что в опыте непосредственно не дано.язык теоретической науки).

С помощью языка формулируются положения науки, содержание научного знания.

Прагматизм - Получил широкое распространение в США в 70-е гг. 19 века. Его представителями являются Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи.

В центре философии прагматизма находится т.н. " принцип пользы”, определяющий значимость знания его практическими последствиями (Пирс). Прагматизм формулируется как метод разрешения философских споров путем сравнения “практических последствии”, вытекающих из той или иной теории, и как теория истины: истина есть то, «что лучше “работает” на нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта».

Аналитическая философия – преобладающее течение мысли в англоязычных странах 20 в.; способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости.Признаки: 1) сведЕние всех философских проблем к проблемам языка; 2) акцентирование внимания на проблеме значения; 3) противопоставление метода анализа всем другим формам философской рефлексии.

Критический рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. В критическом реализме выражено стремление отграничить сферу рациональности — науку — от псевдонауки. Основные идеи этого течения:

1) Принцип принципиальной опровержимости любого утверждения, относимого к науке. 2) Принцип утверждающий, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам.

3. Теория, утверждающая существование первого мира — мира объектов, второго мира — мира субъектов и третьего мира — мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них.

Структурализм – научное направление, выдвигающее в качестве задачи научного исследования выявление структуры объектов. Главная цель структурализма - выявление структуры как совокупности отношений, остающихся неизменными при различных трансформациях. В противовес историзму, который рассматривает развитие как процесс разворачивания во времени некой исходной неизменной сущности, структурализм утверждает, что, имея правила преобразований, можно из исходной структуры получить множество объектов. И наоборот, существующее многообразие может быть сведено к исходным структурам.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1471; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь